Научная статья на тему 'Некоторые особенности формирования инновационной системы регионального хозяйственного комплекса'

Некоторые особенности формирования инновационной системы регионального хозяйственного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
региональная экономическая система / инновационный потенциал / инновационная система / элементы / особенности. / regional economic system / innovation potential / innovation system / elements / features

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — З. В. Аутлева, В. Ш. Расумов

Формирование инновационной системы территориальных хозяйственных комплексов обусловлено острой потребностью обеспечения непрерывного процесса, повышения степени инновационной активности, что позволит посредством задействования прорывных технологий и эффективных форм хозяйствования достичь стабильных темпов и надлежащего качества экономического роста. Процессы формирования, популяризации и задействования инноваций в разных государствах довольно различны и определяются количественными параметрами конкретной территории, природно-климатическими, трудовыми и иными ресурсами, геополитической обстановкой и другими особенностями. Вместе с тем, темпы реализации и диффузия инноваций, как правило, зависит от ориентированности институтов рассматриваемой страны. При исследовании сущности инновационных систем необходимо выделить их субъектно-объективные взаимосвязи, ибо они демонстрируют возможности создания и задействования инновационного потенциала анализируемой инновационной системы. Эксперты отмечают, что инновационная политика хозяйствующих субъектов регионального хозяйственного комплекса в виду острой нехватки собственных оборотных средств имеет лишь эпизодический характер и не позволяет развивать производственно-технологическую базу… Оценка инновационного потенциала Российской Федерации в сравнении с мировой практикой позволяет говорить о том, что до сих пор наша экономика применяет научно-инновационную стратегию консервативного типа. Такое положение вызывает необходимость поддержки научно-инновационного уровня, технологий, развития, обеспечивающих непосредственно эволюционный переход к очередному поколению научнотехнических свершений. Это сопряжено с тем, что РФ отстает в создании потенциала, необходимого для обеспечения создания наукоемких технологий, и главным ее проявлением в территориальном аспекте является наличие слабой научной базы для открытия новых производств в региональных хозяйственных комплексах. Эффективность развития инновационной системы зависит от степени концентрированности инновационного потенциала и возможностей его осуществления в рамках региональной системы. Структурно, информационную систему можно рассматривать как две составные части, состоящие из научно-производственной и институциональной сфер. Такой подход требует тщательного исследования элементов и особенностей формирования региональной инновационной системы, функциональных возможностей ее подсистем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF THE FORMATION OF THE INNOVATION SYSTEM OF THE REGIONAL ECONOMIC COMPLEX

The formation of an innovative system of territorial economic complexes is due to the urgent need to ensure a continuous process, increase the degree of innovation activity, which will allow using breakthrough technologies and effective forms of management to achieve stable rates and proper quality of economic growth. The processes of formation, promotion and use of innovations in different countries are quite different and are determined by the quantitative parameters of a specific territory, natural and climatic, labor and other resources, the geopolitical situation and other features. However, the pace of implementation and diffusion of innovation usually depends on the orientation of the country's institutions. When studying the essence of innovative systems, it is necessary to highlight their subject-objective relationships, because they demonstrate the possibility of creating and using the innovative potential of the analyzed innovation system. Experts note that the innovative policy of economic entities of the regional economic complex in view of the acute shortage of their own working capital has only an occasional character and does not allow to develop the production and technological base… The assessment of the innovative potential of the Russian Federation in comparison with world practice suggests that our economy is still using a scientific and innovative strategy of a conservative type. This situation causes the need to support the scientific and innovative level, technologies, and development that directly ensure the evolutionary transition to the next generation of scientific and technical achievements. This is due to the fact that the Russian Federation is lagging behind in building the capacity necessary to ensure the creation of high-tech technologies, and its main manifestation in the territorial aspect is the presence of a weak scientific base for opening new industries in regional economic complexes. The effectiveness of the development of the innovation system depends on the degree of concentration of the innovation potential and the possibilities of its implementation within the regional system. Structurally, the information system can be considered as two parts, consisting of scientific and industrial and institutional spheres. This approach requires a thorough study of the elements and features of the formation of a regional innovation system and the functional capabilities of its subsystems.

Текст научной работы на тему «Некоторые особенности формирования инновационной системы регионального хозяйственного комплекса»

2. Program-target regulation of functioning of organizations of the livestock complex of the Krasnodar territory: monograph / E.I. Artemova, E.V. Plotnikova, V.G. Kudryakov, A.G. Koschaev. - Krasnodar: KubSAU, 2020. - 241 p.

3. Decree of the President of the Russian Federation № 20 of January 21, 2020. About the approval of the Doctrine of food security of the Russian Federation.

4. Artemova E.I., Plotnikova E.V., Teslya D.V. International regulation of global food security / E.I. Artemova, E.V. Plotnikova,

D.V. Teslya // Competitiveness in the global world: Economics, science, technology. - 2018. - №1(60). - P. 395-399.

5. Plotnikova E.V., Sidorenkov B.M. Development of infrastructure to support small business in the Krasnodar territory /

E.V. Plotnikova, B.M. Sidorenkov // Economy and entrepreneurship. - 2018. - №9 (98). - P. 539-545.

6. Indicators of import substitution in Russia: Federal state statistics service [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.gks.ru/folder/11188.

7. Plotnikova E.V., Mazninov V.V. Development of agricultural logistics infrastructure in the Krasnodar territory / E.V. Plotnikova, V.V. Mazninov // Economy and entrepreneurship. - 2018. - №3 (92). - P. 1080-1086.

8. Resolution of the Government of the Russian Federation of August 25, 2017 №996 (ed. from 11.10.2019). About the approval of the Federal scientific and technical program of agricultural development for 2017-2025.

9. Food security of Russia: problems and solutions: monograph / E.I. Artemova, A.A. Skomoroshchenko, B.A. Melnikov. -Krasnodar: KubSAU, 2018. - 207 р.

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-10324

З.В. Аутлева - помощник заместителя Премьер-министра Республики Адыгея; keref_0789@mail.ru,

Z.V. Autleva - Assistant to the Deputy Prime Minister of the Republic of Adygea; В.Ш. Расумов - старший преподаватель кафедры «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», valid919@mail.ru,

V.Sh. Rasumov - Senior Lecturer, Department of State and Municipal Administration, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Chechen State University".

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА SOME FEATURES OF THE FORMATION OF THE INNOVATION SYSTEM OF THE REGIONAL

ECONOMIC COMPLEX

Аннотация. Формирование инновационной системы территориальных хозяйственных комплексов обусловлено острой потребностью обеспечения непрерывного процесса, повышения степени инновационной активности, что позволит посредством задействования прорывных технологий и эффективных форм хозяйствования достичь стабильных темпов и надлежащего качества экономического роста.

Процессы формирования, популяризации и задействования инноваций в разных государствах довольно различны и определяются количественными параметрами конкретной территории, природно-климатическими, трудовыми и иными ресурсами, геополитической обстановкой и другими особенностями. Вместе с тем, темпы реализации и диффузия инноваций, как правило, зависит от ориентированности институтов рассматриваемой страны.

При исследовании сущности инновационных систем необходимо выделить их субъектно-объективные взаимосвязи, ибо они демонстрируют возможности создания и задействования инновационного потенциала анализируемой инновационной системы.

Эксперты отмечают, что инновационная политика хозяйствующих субъектов регионального хозяйственного комплекса в виду острой нехватки собственных оборотных средств имеет лишь эпизодический характер и не позволяет развивать производственно-технологическую базу...

Оценка инновационного потенциала Российской Федерации в сравнении с мировой практикой позволяет говорить о том, что до сих пор наша экономика применяет научно-инновационную стратегию консервативного типа. Такое положение вызывает необходимость поддержки научно-инновационного уровня, технологий, развития, обеспечивающих непосредственно эволюционный переход к очередному поколению научно-технических свершений. Это сопряжено с тем, что РФ отстает в создании потенциала, необходимого для обеспечения создания наукоемких технологий, и главным ее проявлением в территориальном аспекте является наличие слабой научной базы для открытия новых производств в региональных хозяйственных комплексах.

Эффективность развития инновационной системы зависит от степени концентрированности инновационного потенциала и возможностей его осуществления в рамках региональной системы.

Структурно, информационную систему можно рассматривать как две составные части, состоящие из научно-производственной и институциональной сфер.

Такой подход требует тщательного исследования элементов и особенностей формирования региональной инновационной системы, функциональных возможностей ее подсистем.

Abstract. The formation of an innovative system of territorial economic complexes is due to the urgent need to ensure a continuous process, increase the degree of innovation activity, which will allow using breakthrough technologies and effective forms of management to achieve stable rates and proper quality of economic growth.

The processes of formation, promotion and use of innovations in different countries are quite different and are determined by the quantitative parameters of a specific territory, natural and climatic, labor and other resources, the geopolitical situation and other features. However, the pace of implementation and diffusion of innovation usually depends on the orientation of the country's institutions.

When studying the essence of innovative systems, it is necessary to highlight their subject-objective relationships, because they demonstrate the possibility of creating and using the innovative potential of the analyzed innovation system.

Experts note that the innovative policy of economic entities of the regional economic complex in view of the acute shortage of their own working capital has only an occasional character and does not allow to develop the production and technological base...

The assessment of the innovative potential of the Russian Federation in comparison with world practice suggests that our economy is still using a scientific and innovative strategy of a conservative type. This situation causes the need to support the scientific and innovative level, technologies, and development that directly ensure the evolutionary transition to the next generation of scientific and technical achievements. This is due to the fact that the Russian Federation is lagging behind in building the capacity necessary to ensure the creation of high-tech technologies, and its main manifestation in the territorial aspect is the presence of a weak scientific base for opening new industries in regional economic complexes.

The effectiveness of the development of the innovation system depends on the degree of concentration of the innovation potential and the possibilities of its implementation within the regional system.

Structurally, the information system can be considered as two parts, consisting of scientific and industrial and institutional spheres.

This approach requires a thorough study of the elements and features of the formation of a regional innovation system and the functional capabilities of its subsystems.

Ключевые слова: региональная экономическая система, инновационный потенциал, инновационная система, элементы, особенности.

Keywords: regional economic system, innovation potential, innovation system, elements, features.

Институциональная инновационная система региональной экономической системы строится на базе управленческих воздействий и госрегулирования инновационной деятельности. при этом каждая подсистема регламентирована комплексом нормативно-правовых актов инновационной деятельности.

В числе общехарактерных условий, демонстрирующих положение региональной инновационной системы, выступает уровень развития предпринимательства, научно-исследовательской среды и механизм популяризации знаний, позволяющий эффективно использовать эти сферы путем задействования институциональных надстроек. [1,6,10]

Для определения возможностей уровневого и элементного составов в структуре инновационной системы по созданию, развитию и задействованию инновационного потенциала региональной экономической системы необходимо исследовать ее составляющие блоки:

- структурный блок «генерация знаний»;

- структурный блок «инновационная инфраструктура»;

- структурный блок «предпринимательский сектор».

В ходе исследования мы установили, что в депрессивных республиках Юга России крайне ничтожный удельный вес предприятий, реализующих технологические инновации - менее 3% на 01.01.2019 г. (для сравнения - в ЦФО он составляет 9%).

Однозначно, что при таких результатах практически невозможно говорить об их конкурентоспособности на российском, не говоря уже о международных рынках.

Это наглядно подтверждается показателем отношения поступлений от высокотехнологичного экспорта к внутренним затратам на исследования и разработки. По нашим расчетам показатель наукоемкости депрессивных республик ниже 0,001.

Такое положение и по количеству исследователей на 10 тысяч занятых РФ и по показателям внутренних текущих затрат на исследовательские работы. Отчасти такое положение можно объяснить неразвитостью промышленной и научной базы, вследствие чего депрессивные республики Северного Кавказа практически не имеют необходимых ресурсов для поступательного устойчивого развития.

Безусловно, что локомотивом реализации стратегического плана инновационного экономического роста депрессивных республик в этих условиях должно выступать государство.

Видовая структура научных исследований и разработок характеризуется распределением издержек между фундаментальными, прикладными исследованиями и разработками. Надо отметить, что фактическая видовая структура исследований и разработок в республиках Северного Кавказа не соответствует общепринятым пропорциям развития производства (1,0:3,0:9,0). [5]

В сегодняшних реалиях наблюдается еще больший разрыв указанных параметров видовой структуры, и в первую очередь, за счет уменьшения доли прикладных исследований, результаты коих выступают в качестве прообраза будущих производств.

Касательно процессов блока диффузии и трансферта знаний, обеспечивающих реализацию ресурсного элемента инновационного потенциала на мезоуровне. Судя по имеющимся статистическим данным, процесс популяризации новых знаний ориентируется, как правило, на внутренний рынок, технологический обмен не сбалансирован, не настроен на значимые позиции в структуре происходящих инновационных процессов. [2,8,11,15]

В республиках практически отсутствует практика приобретения патентов и лицензий, что говорит не только о недостаточности в регионе новизны, но и о низкой конкурентоспособности инновационных продуктов. Это подтверждает и отсутствие роста объемов финансирования внутренних технологических затрат предприятий, ориентированных на инновационную деятельность из государственного бюджета.

Касательно блока «развитие предпринимательства», можно сказать, что республики рассматриваемого региона, в целом, довольно пассивны в области инноваций. Следствием такого положения является то, что предприятия региона далеки от цели завоевания высококонкурентных международных рынков, они вынуждены перебиваться на внутреннем рынке.

Одной из главных целей обеспечения процессов инновационного развития субъектов РФ выступает объективная диагностика уровня их инновационного потенциала. Надо признать, что в сегодняшних реалиях нет единой методики диагностирования уровня инновационного потенциала территорий, посредством использования которой можно было бы обоснованно оценить фактические и возможные пределы инновационного развития как с количественной, так и с результативной стороны. [3,12,14]

Для интегрирования оценочных показателей, определяющих качественное и количественное состояние уровня инновационного потенциала субъектов Российской Федерации целесообразно использовать рейтинговую оценку с единым алгоритмом выстраивания относительных показателей. [8]

Непосредственно саму качественную оценку конечных результатов инновационной деятельности на уровне региона можно проводить по сведениям патентной статистики, по показателям инновационной активности хозяйствующих субъектов, интенсивности инновационных издержек и т.д.

Касательно качественной оценки - эксперты отмечают ее малосодержательность и контпродуктив-ность, ибо многие данные о количестве задействованных прорывных технологий неоднократно включаются в многократные подсчеты, при этом сведения о количестве инновационно-активных хозяйствующих субъектов несопоставимы в динамике.

Отсюда, можно говорить о целесообразности определения не объемов инновационной продукции в субъектах РФ, а именно продуктивности территориальной инновационной системы посредством анализа эффективности задействования всех ресурсов регионов. [4,7,13]

Рассматриваемая система оценочных показателей предназначена для характеристики инновационного потенциала региональной инновационной системы и основана на оценке развития человеческого фактора; развития технического и технологического фактора; развития информационного фактора; развития организационного фактора; развития организационного фактора исследуемой системы конкретного региона.

Состояние человеческого потенциала можно рассчитать по методике Программы развития ООН, предназначенной для расчета индекса развития человеческого потенциала.

Здесь рекомендуется использовать комплекс показателей, в т.ч. численность студентов ВУЗов региона на 10 тысяч человек населения; количество ВУЗов на 100 тысяч населения; количество аспирантур и т.п.

Касательно развития научно-исследовательского фактора - здесь используют такие показатели как численность работников научных учреждений на 10 тысяч занятых в экономике; внутренние текущие издержки на НИР в % к ВРП; объем научных исследований и разработок от общего объема работ и т.п.

В третью группу оценочных показателей, характеризующих уровень развития организационного фактора в регионе, входят такие как удельный вес инновационных предприятий в общей численности хозяйствующих субъектов; затраты промышленных предприятий на маркетинговые исследования на 10 тысяч человек; число малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов в % и др.

В четвертой группе оценочных показателей сосредоточены качественные и количественные показатели, отражающие нормативно-правовые положения инновационного развития. Т.е. речь идет о развитии институционального фактора в исследуемом регионе. Для этого используются такие показатели как количество научных парков от общего количества в стране, в %; количество региональных ЦП и концепций инновационного развития; качество территориальных законодательных актов по инновационному развитию.

В пятую группу оценочных показателей развития информационного фактора входят такие как затраты на информационные и коммуникационные технологии, тыс. рублей на 10 тысяч человек; количество учреждений, применяющих специальные программные средства, на 10 тысяч человек населения; доля учреждений, имеющих WEB-сайты, относительно общей численности обследованных предприятий; количество предприятий, использующих информационно-коммуникационные технологии на 10 тысяч человек населения.

Для определения уровня инновационного потенциала региона можно интегрировать вышеуказанные оценочные показатели посредством применения рейтинговой оценки.

При этом для рассматриваемого показателя О (1 - порядковый номер показателя) необходимо определить его среднее значение по формуле

С = Су / N (1)

где Cij - значение показателя для региона; N - количество сравниваемых регионов.

Рассматриваемая методика позволяет дифференцировать сравниваемые республики Северного Кавказа, так и внутри каждой республики с выделением зоны лидеров, зоны развивающихся и зоны аутсайдеров относительно величины уровня инновационного развития и потенциала в регионе и по субъектам отдельно.

Очевидно, что в условиях глобализации и возрастающей конкуренции РФ должна незамедлительно разработать и осуществить специальную государственную политику в области поддержки научно-технической деятельности и инновационного предпринимательства. При таком подходе стратегическая цель заданной государственной политики ориентирована именно на скачок в базовых инновациях, необходимых для формирования оптимальной структуры постиндустриального технологического способа производства, создания инвестиционной привлекательности, стимулирования финансовых потоков в инновационную сферу, что, в конечном итоге, должно позволить обеспечить устойчивость социально-экономического развития Российской Федерации.

Источники:

1. Акбердина В.В. Инновационно-технологический потенциал региона //Региональная экономика: теория и практика. - 2009. - №23. - С.41-50

2. Бляхман Л.С. Экономическая эффективность деятельности регионального научного комплекса. - М.: АН СССР, Наука,1986. - 157 с.

3. Валикура Л.С. Инновационное развитие регионов: методологические основы и перспективные направления: Монография. - М.: Палеотип,2011. - 200 с.

4. Гневко В.А. Региональные проблемы инновационного развития. - СПб.: ИЭУ,2004. - 480 с.

5. Движение регионов России к инновационной экономике /Под ред. А.Г. Гринберга. - М.: Наука,2006. - 287 с.

6. Демидов В.А., Лебедева Н.Н. Региональная инновационная система: потенциал и тенденции развития. - Волгоград: Изд-во ВолГУ,2008. - 318 с.

7. Егорова М.В. Моделирование инновационной восприимчивости экономики региона. - Казань: Изд-во казанского ун-та,2006. - 220 с.

8. Иншаков О.В. Стратегия инновационного развития Волгоградской области до 2025 года. - Волгоград: Изд-во Вол-ГУ,2009. - 287 с.

9. Лебедева Н.Н. Институциональный механизм экономики: сущность, структура, развитие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ,2002. - 216 с.

10. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

11. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. - С.0

12. Мисаков В.С., Байдуев И.З., Гендугов С.З. Функционально-стоимостный анализ как метод системного исследования //Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - №22-2. - С.167

13. Модели инвестирования в инновационное развитие регионов /Под ред. М.А. Русакова. - СПб.: ИРЭ РАН,2003. -191 с.

14. Мусаев М.М., Мусаева Х.М., Мисаков В.С. Некоторые подходы к интегрированию экономико-статистических методов исследования для проведения функционально-стоимостного анализа //Финансовая экономика. - 2018. -№8. - С.73-75

15. Региональные проблемы научной и инновационной деятельности /Под ред. А.А. Румянцева. - СПб.: ИРЭ РАН,2000. - 82 с.

Sources:

1. Akberdina V.V. Innovative and technological potential of the region / / Regional economy: theory and practice. - 2009. -No. 23. - P. 41-50

2. Blyakhman L. S. Economic efficiency of the regional scientific complex. - Moscow: USSR Academy of Sciences, Nauka, 1986. - 157 p.

3. Demidov V. A., Lebedeva N. N. Regional innovation system: potential and development trends. - Volgograd: Volga Publishing house, 2008. - 318 p.

4. Egorova M. V. Modeling of innovative susceptibility of the regional economy. - Kazan: Publishing house of the Kazan University,2006. - 220 s.

5. Gnevko V. A. Regional problems of innovative development. - SPb.: IEU,2004. - 480 p.

6. Inshakov O. V. Strategy of innovative development of the Volgograd region until 2025. - Volgograd: Volga Publishing house, 2009. - 287 p.

7. Lebedeva N. N. Institutional mechanism of the economy: essence, structure, development. - Volgograd: Volga Publishing house, 2002. - 216 p.

8. Misakov V. S. Comparison as a General scientific method of cognition.Izvestiya Kabardino-Balkarian scientific center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - P. 16

9. Misakov V. S. Functional and cost analysis of construction terms / / Accounting. - 1985. - No. 8. - P. 0

10. Misakov V.S., Baiduev I.Z., Gendugov S.Z. Functional-cost analysis as a method of system research // Bulletin of the Orenburg State Agrarian University. - 2015. - No. 22-2. - S.167

11. Models of investment in innovative development of regions / Ed. by M. A. Rusakov. - SPb.: IRE RAS, 2003. - 191 p.

12. Musaev M.M., Musaev H.M., Misakov V.S. Some approaches to the integration of economic and statistical research methods for functional-cost analysis // Financial Economics. - 2018. - No. 8. - S.73-75

13. Regional problems of scientific and innovation /Edited by A. A. Rumyantsev. - SPb.: IRE OF RAS,2000. - 82 p.

14. The movement of regions of Russia to innovative economy /Edited by A. G. Greenberg. - Moscow: Nauka,2006. - 287 p.

15. Valikurova L.C. Innovative development of regions: methodological foundations and future directions: a Monograph. -Moscow: Paleotype,2011. - 200 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.