Научная статья на тему 'Особенности формирования информационной компетентности в ходе преподавания дисциплины "информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности"'

Особенности формирования информационной компетентности в ходе преподавания дисциплины "информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL PROCESS / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / INFORMATION COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / INFORMATION CULTURE / НАВЫКИ / SKILLS / МЕТОДЫ / METHODS / FORMS / TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедрин В.С.

В данной статье рассматриваются общие принципы компетентностного подхода в образовательной деятельности. Отмечено, что в условиях стремительного развития информационных технологий необходимым условием высокопрофессиональной деятельности выступает сформированность у специалиста именно информационных компетентностей. В статье описывается процесс формирования у обучающихся информационных компетенций в ходе преподавания дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Описаны образовательные методы формирования информационных компетенций, применяемые на занятиях по данной дисциплине: метод проектов на базе технологии мультимедиа, метод организации самостоятельной работы обучающихся с электронными учебно-методическими материалами, метод ситуационных задач. Приводятся положительные результаты применения данных методов в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE IN THE PROCESS OF TEACHING “COMPUTER SCIENCE AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY”

The article discusses general principles of a competence approach in educational activities. It is noted that in conditions of rapid development of information technologies a necessary condition for professional activities is the development of information competence among future specialists. The article describes the process of developing information competencies in students in the course of teaching of a discipline “Computer science and information technologies in professional activity”. The work describes educational methods to form information competencies that can be used in the classroom work: a method of projects based on multimedia technologies, a method of organization of independent work of students with electronic educational materials, a method of situational tasks. The research shows positive results of introduction of these methods in the educational process.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования информационной компетентности в ходе преподавания дисциплины "информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности"»

УДК 378

Bedrin V.S., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Volgograd Academy of Ministry of Internal Affairs of Russian Federation

(Volgograd, Russia), Е-mail: bedrinvs@rambler.ru

FEATURES OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE IN THE PROCESS OF TEACHING "COMPUTER SCIENCE AND INFORMATION TECHNOLOGIES IN PROFESSIONAL ACTIVITY". The article discusses general principles of a competence approach in educational activities. It is noted that in conditions of rapid development of information technologies a necessary condition for professional activities is the development of information competence among future specialists. The article describes the process of developing information competencies in students in the course of teaching of a discipline "Computer science and information technologies in professional activity". The work describes educational methods to form information competencies that can be used in the classroom work: a method of projects based on multimedia technologies, a method of organization of independent work of students with electronic educational materials, a method of situational tasks. The research shows positive results of introduction of these methods in the educational process.

Key words: educational process, competence approach, information competence, information culture, skills, methods, forms, techniques.

В.С. Бедрин, канд. юрид. наук, доц. каф. информатики и математики, Волгоградская академия Министерства

внутренних дел Российской Федерации, г. Волгоград, E-mail: bedrinvs@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

В данной статье рассматриваются общие принципы компетентностного подхода в образовательной деятельности. Отмечено, что в условиях стремительного развития информационных технологий необходимым условием высокопрофессиональной деятельности выступает сформированность у специалиста именно информационных компетентностей. В статье описывается процесс формирования у обучающихся информационных компетенций в ходе преподавания дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Описаны образовательные методы формирования информационных компетенций, применяемые на занятиях по данной дисциплине: метод проектов на базе технологии мультимедиа, метод организации самостоятельной работы обучающихся с электронными учебно-методическими материалами, метод ситуационных задач. Приводятся положительные результаты применения данных методов в образовательном процессе.

Ключевые слова: образовательный процесс, компетентностный подход, информационная компетентность, информационная культура, навыки, методы,

Ведущей тенденцией современной педагогической теории и практики является компетентностный подход. В качестве основного образовательного результата В.В. Краевский и А.В. Хуторской выделяют компетенцию как «совокупность смысловых операций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучаемого» и компетенцию как качество личности, проявляющееся в деятельности, основанном на знаниях и опыте» [1].

К числу принципов определения таких целей образовательной деятельности относятся следующие положения:

• постановка педагогической цели - развитие у обучающихся способности самостоятельно решать задачи в различных сферах и видах деятельности на основе их собственного опыта;

• включение в содержание образования дидактически адаптированного набора познавательных, мировоззренческих, нравственных проблем;

• организация образовательного процесса как создание среды (условий) естественного формирования у обучающихся опыта самостоятельного решения проблем, составляющих содержание образования [2].

Развитие компетентностного подхода в образовании привело к появлению ключевых компетенций, одной из которых является информационная компетентность (культура) (ИК). В современном информационном обществе, где поток информации растёт большими темпами, в условиях стремительного развития информационных технологий необходимым условием высокопрофессиональной деятельности выступает сформированность у специалиста именно ИК.

Формирование ИК представляет собой процесс перехода обучающегося к более высокому уровню владения навыками: учебной деятельности по освоению предметного содержания преподаваемых дисциплин; использования современных средств информационной коммуникации и информационных технологий; эффективного поиска информации; синтеза, сравнения и отбора необходимой информации; анализа и оценки содержания информации; преобразования, сохранения и передачи информации.

Рассмотрим процесс обучения дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» (И и ИТ в ПД) на кафедре информатики и математики

Волгоградской академии МВД России. Его целью является подготовка специалистов, обладающих информационной культурой, владеющих средствами вычислительной техники, новейшими профессиональными информационными технологиями и специализированными автоматизированными информационными системами, умеющими их применять в своей профессиональной деятельности.

Дисциплина формирует у обучающихся способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства поиска, хранения, систематизации, обработки и передачи информации [3]. Содержание данной дисциплины позволяет сформировать и развить у обучающихся следующие информационные компетенции: владение навыками компьютерной обработки служебной документации, статистической информации и деловой графики; владение навыками работы с различными источниками информации (информационно-поисковые, информационно-справочные системы и базы данных, используемые в профессиональной деятельности и т. д.) [4].

Для формирования у обучающихся информационных компетенций на занятиях по И и ИТ в ПД нами используются следующие методы, формы и приемы:

- метод проектов на базе технологии мультимедиа. Данный метод позволяет организовать деятельность обучающихся, направленную на решение социально значимых задач профессиональной направленности (защиты прав и свобод граждан, обеспечения общественной безопасности, охраны правопорядка и др.), с помощью средств визуализации связать их с реальной жизненной практикой (диаграммы, фото- и видеоиллюстрации, звуковое сопровождение и др.); использовать компьютер как инструмент для творчества (представление своего собственного видения профессиональной проблемы), а также развить у них познавательный интерес, рефлексивные и исследовательские качества, востребованные не только в период учебы, но и в дальнейшей профессиональной деятельности. Таким образом, проектная образовательная среда применения в учебно-предметной деятельности технологии мультимедиа создает условия для достижения цели формирования информационной компетентности, в частности, её интеллектуально-познавательной

составляющей [5]. В процессе выполнения проекта обучающиеся получают также возможность приобретения дополнительных практических навыков работы с видео- и аудиоприложениями, графическими редакторами; использования сканера, оперирования с различными носителями информации;

- метод организации самостоятельной работы обучающихся с электронными учебно-методическими материалами (учебные пособия, мультимедийные презентации, методические рекомендации и т. д.). Электронные учебно-методические материалы являются не только источником информации, но и средством, позволяющим системно организовать учебную деятельность обучающихся. Изучение такого рода материалов способствует формированию у них опыта рационального чтения, умения выделять главное, делать выводы, анализировать, сравнивать, формулировать и задавать вопросы педагогическому работнику (т. е. рефлексивного компонента информационной компетентности).

- метод ситуационных задач. Использование данного метода способствует формированию у обучающихся практико-о-риентированных знаний, обеспечивающих адекватные действия в профессиональной ситуации. По своему содержанию данные задачи могут быть с избытком информации, недостатком ин-

Библиографический список

формации или с противоречивыми данными в условии. Решение таких задач на занятиях не только развивает у обучающихся интеллектуально-познавательный компонент информационной компетентности, но и стимулирует их ориентацию на профессию, повышает познавательный интерес обучающихся к предмету (т. е. развивает мотивационный компонент ИК), за счёт проблемных аспектов формулировок ситуационных задач обеспечивает развитие у обучающихся опыта творческой деятельности (креативный компонент ИК).

Опыт применения профессорско-преподавательским составом этих трех методов доказал свою эффективность. Это выразилось и в улучшении качества знаний обучающихся по дисциплине И и ИТ в ПД (средний балл успеваемости по этой дисциплине на протяжении уже трех лет не снижается ниже отметки 4,0), и в большом количестве обучающихся этой дисциплине среди докладчиков научных конференций, проводимых на кафедре (более 30 человек ежегодно), и в многочисленных представляемых обучающимися на конкурс мультимедиа-проектах, часть из которых затем используется в качестве наглядных учебных пособий в процессе самостоятельной работы обучающихся новых наборов.

1. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. Москва, 2007.

2. Ходякова Н.В. Педагогическое освоение информационной среды учебного заведения. Педагогическая информатика.2006; 5: 155-162.

3. Бакулин В.М, Бедрин В.С. Программно-техническое обеспечение формирования информационных компетенций. Современные проблемы науки и образования. 2015; 4. Available at: www.science-education.ru/120-16862

4. Бедрин В.С. Компетентностный подход к преподаванию дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Обучение курсантов и слушателей ВА МВД России в условиях образовательных стандартов третьего поколения. Компетентностный подход в профессиональной подготовке сотрудников полиции: сборник научных статей. Волгоград, 2011.

5. Тимофеева А.А. Создание мультимедиа-продукта как реализация метода проекта при обучении информатике студентов. Вестник Волгоградской академии МВД России. 2009; 1 (8).

References

1. Kraevskij V.V., Hutorskoj A.V. Osnovy obucheniya. Didaktika i metodika. Moskva, 2007.

2. Hodyakova N.V. Pedagogicheskoe osvoenie informacionnoj sredy uchebnogo zavedeniya. Pedagogicheskaya informatika.2006; 5: 155-162.

3. Bakulin V.M, Bedrin V.S. Programmno-tehnicheskoe obespechenie formirovaniya informacionnyh kompetencij. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 4. Available at: www.science-education.ru/120-16862

4. Bedrin V.S. Kompetentnostnyj podhod k prepodavaniyu discipliny «Informatika i informacionnye tehnologii v professional'noj deyatel'nosti». Obuchenie kursantov i slushatelej VA mVd Rossii v usloviyah obrazovatel'nyh standartov tret'ego pokoleniya. Kompetentnostnyj podhod v professional'nojpodgotovke sotrudnikovpolicii: sbornik nauchnyh statej. Volgograd, 2011.

5. Timofeeva A.A. Sozdanie mul'timedia-produkta kak realizaciya metoda proekta pri obuchenii informatike studentov. Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2009; 1 (8).

Статья поступила в редакцию 17.05.16

УДК 378;651.926:82.035

Vintskevich V.S., postgraduate, Kursk State University (Kursk, Russia), E-mail: vints.conservative@yandex.ru Tarasuk N.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Foreign Language Teaching Department, Kursk State University (Kursk, Russia), E-mail: natarasuk@mail.ru

A MODEL OF FORMING PROFESSIONAL MATURITY OF INTERPRETERS TO RENDER MUSICAL TEXTS. The article is dedicated to a model of forming an developing professional skills of interpreters to work with texts about music. The authors describe an educational potential of the epistemic approach and gives the main directions how to apply this approach to the process of professional training of interpreters. The article contains the description of all components of the model, the integration of which makes the model even more efficient. As a priority, the authors emphasize the following parts of the model: purposeful, theoretical, technological and estimation-resultative. The paper shows that the model functions on the basis of an epistemic approach, which is based on the usage of epistemes during the professional training of interpreters.

Key words: model of forming professional skills, rendering of musical texts, interpreters' professional training.

В.С. Винцкевич, аспирант Курского государственного университета, г. Курск, E-mail: vints.conservative@yandex.ru Н.А. Тарасюк, д-р пед. наук, проф. каф. методики преподавания иностранных языков, Курский государственный университет, г. Курск, E-mail: natarasuk@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕРЕВОДЧИКОВ К АННОТИРОВАНИЮ ТЕКСТОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Статья посвящена рассмотрению модели формирования профессиональной готовности будущих переводчиков к аннотированию текстов музыкальной направленности. Статья содержит подробное описание всех компонентов модели, интеграция которых обеспечивает эффективность её функционирования. В качестве приоритетных автор выделяет следующие блоки-модели: целевой, теоретический, технологический и оценочно-результативный. Данная модель функционирует на основе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.