УДК 378.147
Bakulin V.M., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of the
Russian Federation (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
Yeskin D.L., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of the
Russian Federation (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
THE TECHNIQUE OF TRAINING OF THE THEME "BACKING UP DATA" FOR STUDENTS OF NON-TECHNICAL SPECIALTIES. The paper proposes a method of the practice session on the theme "Backing up data" developed by the authors for students without basic technical training. The proposed method involves two stages of getting on to the study material. The first stage examines the general principles of data backup, development of abilities of creation of backup copies and recovery of data is carried out. The second stage is studied in detail such method of backup data as archiving. Special attention is paid to the possibility of using archiving as a simple way of steganography that does not require the use of specialized software. This technique allows forming effectively elements of competencies related to the protection of information in their professional activities.
Key words: training technique, information security, data backup, archiving.
В.М. Бакулин, канд. физ.-мат. наук, доц. Волгоградской академии Министерства внутренних дел Российской
Федерации, г. Волгоград, Е-mail: [email protected]
Д.Л. Еськин, канд. физ.-мат. наук, доц. Волгоградской академии Министерства внутренних дел Российской
Федерации, г. Волгоград, Е-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «РЕЗЕРВНОЕ КОПИРОВАНИЕ ДАННЫХ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В работе предложена разработанная авторами методика проведения практического занятия по теме «Резервное копирование данных» для категорий обучающихся, не имеющих базовой технической подготовки. Предлагаемая методика предполагает два этапа освоения учебного материала. На первом этапе изучаются общие принципы резервного копирования данных, осуществляется развитие умений создания резервных копий и восстановления данных. На втором этапе детально изучается такой способ резервного копирования данных, как архивация. Отдельное внимание уделяется возможности использования архивации как простейшего способа стеганографического преобразования информации, не требующего использования специализированного программного обеспечения. Данная методика позволяет эффективно формировать элементы компетенций, связанных с защитой информации в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: методика обучения, защита информации, резервная копия данных, архивация.
В настоящее время практически во всех сферах жизни общества остро стоит проблема обеспечения информационной безопасности. Специалистам различных областей приходится работать с информационными системами, содержащими в себе большой объем разнообразных данных, утеря которых может нанести существенный и порой непоправимый вред гражданам и организациям. Причины утери данных могут быть совершенно различны. К ним можно отнести умышленные и неумышленные действия человека, разрушающие действия вредоносных программ, ошибки в работе программного обеспечения, выход оборудования из строя и т. д. [1].
Для минимизации вреда от действий вышеуказанных угроз информации служащие, не являющиеся специалистами в области защиты информации, могут достаточно эффективно применять такой метод защиты информации как резервное копирование. Данный метод обеспечивает возможность быстрого восстановления данных в случае их повреждения или разрушения [2]. Таким образом, задача формирования у будущих специалистов навыков обеспечения сохранности информации путем резервного копирования данных на сегодняшний день является весьма важной и актуальной.
Предлагаемая методика обучения защите информации путем её резервного копирования включает в себя два этапа. Целью первого этапа является освоение обучающимся основных принципов создания резервных копий данных, хранящихся на компьютере. Для этого они должны понимать, что такое резервное копирование, для чего оно необходимо и какие виды резервного копирования бывают.
Для реализации указанных целей данный этап занятия следует начать с повторения основных понятий и определений:
Резервное копирование - это процесс создания копии информации, хранящейся на компьютере или ином электронном устройстве с целью обеспечения возможности восстановления данной информации в случае её повреждения или разрушения.
В литературе принято различать 3 вида резервного копирования [3; 4].
1. Полное резервное копирование - создание полной копии всей информации хранящейся на компьютере, включая операционную систему.
2. Дифференциальное резервное копирование - сохранение изменений, которые были внесены на компьютере после создания полной копии.
3. Инкрементное резервное копирование - последовательное сохранение изменений, которые были внесены после создания предыдущей инкрементной копии.
Процесс повторения материала можно сочетать с самостоятельным поиском информации сети Интернет, где предлагается найти альтернативные формулировки изложенных выше понятий и определений.
Следующим шагом в изучении темы занятия должно стать самостоятельное выполнение обучающимися практических заданий. На данном этапе обучающемуся будет предложено выполнить три основных вида резервного копирования с последующим восстановлением информации: копирование системы, копирование раздела диска и файлов пользователя.
Так как процесс восстановления системы требует от пользователя прав администратора и несет потенциальный риск нарушения работоспособности компьютера, то для повышения надежности и безопасности системной информации в процессе проведения занятия рекомендуется использовать программы виртуализации работы компьютера (виртуальные машины) [5]. В этом случае все действия пользователя будут совершаться в учебной «виртуальной» системе, и не окажут никакого влияния на основную систему компьютера.
Первое задание: резервное копирование системы.
После включения компьютера и запуска виртуальной машины обучающемуся необходимо запустить штатную программу резервного копирования «Архивация и восстановление файлов», доступ к которой осуществляется через панель управления операционной системы. Резервное копирование системы обучающийся должен выполнить посредством создания образа системного диска и служебных разделов.
После успешного создания образа обучающемуся предлагается удалить с системного диска любую установленную программу, а затем выполнить восстановление системы, используя созданный ранее образ.
Второе задание: копирование раздела диска и файлов пользователя.
В данном задании обучающийся осуществляет выборочное резервное копирование интересующих его папок или всего содержимого отдельного раздела диска. При этом особо акцентируется внимание на возможности автоматизации данного процесса посредством назначения расписания копирования.
Как и в первом задании, после успешного создания копии необходимо выполнить изменение (или удаление) и восстановление данных.
После освоения штатных средств, входящих в состав операционной системы, обучающемуся предлагается освоить один из сторонних инструментов по созданию резервных копий. В зависимости от финансовых возможностей учебного заведения это могут быть как платные, так и бесплатные программные продукты.
Помимо указанных выше заданий с помощью данной программы обучающемуся предлагается освоить методы дифференциального и инкрементного резервного копирования. Для этого сначала создается полный образ интересующих нас данных, а затем, после внесения изменений, осуществляется повторное резервирование с указанием конкретного метода. При освоении данных методов особое внимание обращается на тот факт, что восстановление данных может быть осуществлено не только в изначальное состояние, но и в любое промежуточное состояние, при котором осуществлялось резервирование.
В завершении первого этапа занятия подводится промежуточный итог: перечисляются изученные методы резервного копирования, а также проводится сравнение функциональных возможностей штатных средств операционной системы и сторонних программ.
Цель второго этапа занятия - развитие у обучающихся умений защиты информации, содержащейся в файлах, с помощью современных файловых программ-архиваторов. Данный этап занятия предполагает использование локальной сети и файлового архиватора 7-zip. Выбор архиватора 7-zip не случаен, поскольку он имеет ряд преимуществ, по сравнению с аналогичными программами. К ним, прежде всего, следует отнести бесплатную модель распространения, высокую степень сжатия файлов, поддержку работы с большим числом сторонних архивных файлов, возможность интеграции в меню проводника Windows, возможность работы из командной строки, а также встроенная функция шифрования файлов с паролем.
В начале данного этапа занятия следует ознакомить обучающихся с ключевыми понятиями, связанными с архивацией файлов, к которым относятся следующие: архивация, разархивация, архивный файл. После этого следует разобрать с обучающимися основные цели архивации файлов. Для этого можно организовать самостоятельный поиск ими информации по данному вопросу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и провести обсуждение найденных результатов, подробно остановившись на целях, наиболее важных с точки зрения обеспечения информационной безопасности целях архивации, а именно: защите информации, содержащейся в файлах, от несанкционированного доступа; защите информации, содержащейся в файлах, от действий вредоносного программного обеспечения.
Далее следует ознакомить обучающихся с основными принципами, лежащими в основе работы программ-архиваторов, не вдаваясь в подробности реализуемых ими алгоритмов. На этом подготовительная часть данного этапа заканчивается, и обучающиеся начинают работу с программой-архиватором 7-zip.
Для начала им предлагается ознакомиться с графическим интерфейсом оболочки 7-zip. При этом следует акцентировать внимание обучающихся, что большинство программ-архиваторов реализуют одинаковые функции и их оболочки имеют схожий графический интерфейс, в связи с чем, научившись работать с одной из них, обучающийся в дальнейшем сможет использовать любую из программ данного класса. С этой целью обучающемуся предлагается запустить графическую оболочку 7-zip и разобраться с предназначением каждого из элементов ее интерфейса, используя в качестве справочного пособия руководство пользователя любой программы-архиватора, за исключением
Библиографический список
7-zip. После ознакомления с программным интерфейсом графической оболочки обучающиеся переходят к выполнению ряда практических заданий. Все создаваемые обучающимися в ходе выполнения этих заданий файлы должны находится в папках, к которым предоставлен сетевой доступ.
Первое задание предназначено для развития у обучающихся навыков выполнения стандартных действий с помощью графической оболочки архиватора 7-zip, а также контекстного меню проводника Windows. К указанным действиям относятся следующие: создание архивного файла, удаление файлов из архивного файла, добавление файлов в существующий архивный файл, замена файлов в существующем архивном файле, создание многотомного архива.
Второе практическое задание предполагает создание обучающимися самораспаковывающихся (SFX) архивов. Педагогическому работнику при этом следует объяснить обучающимся, для каких целей применяются SFX-архивы, а также обратить их внимание на то, что самораспаковывающийся архив представляет собой исполняемый файл, следовательно, возможно его инфицирование вредоносным программным обеспечением. Поэтому с точки зрения защиты информации использовать данную опцию при создании архивных файлов нежелательно.
В ходе выполнения третьего задания обучающимся предлагается создать документ с «конфиденциальной» информацией и заархивировать его архиватором 7-zip, после чего созданный архивный файл помещается в файл-контейнер, представляющий собой графическое изображение с расширением jpg. Во время выполнения этого задания обучающиеся должны удостовериться в том, что созданный графический файл, содержащий скрываемый документ, внешне не отличим от исходного изображения. Таким образом, обучающиеся знакомятся с простейшим из методов стеганографии, который можно применять без использования специализированного программного обеспечения. Следует обратить внимание обучающихся, что в отличие от криптографических методов защиты информации стеганография скрывает сам факт наличия скрываемой информации.
Четвертое задание связано с установкой парольной защиты на архивные файлы пользователей. Обучающимся предлагается создать архивный файл, защищенный паролем из 4-5 цифр, после чего с помощью специализированного программного обеспечения предлагается осуществить подбор пароля методом BruteForce. Следует акцентировать внимание обучающихся на том, что для организации эффективной защиты файлов от несанкционированного доступа с помощью архивации с паролем необходимо выполнение ряда требований к паролю.
При выполнении последнего задания обучающиеся осуществляют взаимный контроль и взаимную оценку своей учебной деятельности. Для этого они по локальной сети заходят в сетевую папку ближайшего соседа по аудитории и проверяют правильность выполнения им всех практических заданий. Результатам проверки обсуждаются с педагогическим работником c выставлением оценки
Предложенная методика проведения практического занятия по освоению методов создания резервных копий данных, хранимых на компьютерах, не требует от обучающихся наличия специальных знаний в области информационных технологий, но в то же время она позволяет овладеть практическими навыками обеспечения сохранности информации, которые могут быть полезны для специалистов, чья профессиональная деятельность неразрывно связана с использованием компьютеров и обработкой информации в электронном виде. При этом для организации проведения данного занятие не требуется осуществлять закупку специализированного программного обеспечения, так как в сети имеется большой выбор бесплатного программного обеспечения с приемлемым функционалом.
1. Бакулин В.М. Основные вопросы информационной безопасности. Вестник Волгоградской академии МВД России. 2010; 4 (15): 126.
2. Елисеева О.А., Пьянков И.Б., Решетина Н.В. Модуль архивирования для обеспечения резервного копирования и хранения данных. Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013; Т. 4, № 1 (15): 181 - 186.
3. Бережной А. Резервное копирование. Теория и практика. Краткое изложение. Системный администратор. 2010; № 11 (96): 60 - 66.
4. Борзыкин Д.В., Згерский Р.В., Семенов С.С. Технологии резервного копирования и хранения данных. Проблемы технического обеспечения войск в современных условиях: труды научно-практической конференции, 09 февраля, Санкт-Петербург: Военная академия связи, 2016: 144 - 148.
5. Бакулин В.М., Бедрин В.С. Программно-техническое обеспечение формирования информационных компетенций. Современные проблемы науки и образования. 2015; 4: 237.
References
1. Bakulin V.M. Osnovnye voprosy informacionnoj bezopasnosti. Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2010; 4 (15): 126.
2. Eliseeva O.A., P'yankov I.B., Reshetina N.V. Modul' arhivirovaniya dlya obespecheniya rezervnogo kopirovaniya i hraneniya dannyh. Izvestiya Moskovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta MAMI. 2013; T. 4, № 1 (15): 181 - 186.
3. Berezhnoj A. Rezervnoe kopirovanie. Teoriya i praktika. Kratkoe izlozhenie. Sistemnyj administrator. 2010; № 11 (96): 60 - 66.
4. Borzykin D.V., Zgerskij R.V., Semenov S.S. Tehnologii rezervnogo kopirovaniya i hraneniya dannyh. Problemy tehnicheskogo obespecheniya vojsk v sovremennyh usloviyah: trudy nauchno-prakticheskoj konferencii, 09 fevralya, Sankt-Peterburg: Voennaya akademiya svyazi, 2016: 144 - 148.
5. Bakulin V.M., Bedrin V.S. Programmno-tehnicheskoe obespechenie formirovaniya informacionnyh kompetencij. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 4: 237.
Статья поступила в редакцию 10.12.16
УДК 378
Bedrin V.S., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian
Federation (Volgograd, Russia), E-mail: [email protected]
THE ISSUE OF FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE POLICE OFFICERS. The article discusses general principles of the competence approach in educational activities. It is noted that the formation of common cultural competence of future police officers is quite relevant, because the modern society is interested in improving the quality of education, including the legal education. The article describes the process of forming students' general cultural competences in the course of teaching of Mathematics and Computer Studies. The work describes how educational forms of control to determine the level of formation of common cultural competencies can be used. The author concludes that, if a police officer has formed general competencies, he will be able to creatively resolve professional tasks, raise the intellectual level, perform his duties in accordance with the rules of professional ethics.
Key words: competence approach, general cultural competence, form of control, level of completeness.
В.С. Бедрин, канд. юр. наук, доц., Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации,
г. Волгоград, Е-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ
В данной статье рассматриваются общие принципы компетентностного подхода в образовательной деятельности. Отмечено, что формирование общекультурной компетентности будущих сотрудников полиции является достаточно актуальным, поскольку современное общество заинтересовано в повышении качества образования, в том числе и юридического. В статье описывается процесс формирования у обучающихся общекультурных компетентностей в ходе преподавания дисциплины «Математика и информатика». Описаны применяемые образовательные формы контроля для определения уровня сформи-рованности общекультурных компетенций. Автор делает вывод о том, что сотрудник полиции, обладающий сформированными общекультурными компетенциями будет способен творчески решать профессиональные задачи, повышать интеллектуальный уровень, выполнять должностные обязанности в соответствии с нормами профессиональной этики.
Ключевые слова: компетентностный подход, общекультурная компетенция, форма контроля, уровень сформиро-ванности.
В современных условиях ведущей тенденцией в образовательном механизме является компетентностный подход. Одним из ведущих исследователей компетентностного подхода является А.В. Хуторской, согласно мнению которого, компетенция - это совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы продуктивно действовать по отношению к ним [1]. Разделяя понятия «компетенции» и «компетентности», А.В. Хуторской понимает под компетентностью владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [2].
И.А. Зимняя определяет «компетенцию» как совокупность знаний и правил их использования, а «компетентность» как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, его личностное свойство, проявляющееся в его поведении. Проявляясь в поведении и деятельности человека, компетенции становятся его личностными качествами и свойствами - компетентностями [3].
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что под компетенцией, в широком смысле слова, понимают общую способность и готовность личности к профессиональной деятельности в той или иной области, основанной на знаниях, навыках и практических умениях обучающегося, которые были приобретены им в педагогических условиях обучения, в научно-исследовательской работе, а также в часы, отведенные для самостоятельной подготовки. Применение компетентностного подхода в образовании обусловило появление ключевых компетенций, одной из которых является общекультурная компетентность (культура) (ОК). Формирование общекультурной компетентности будущих со-
трудников полиции является достаточно актуальным, поскольку современное общество заинтересовано в повышении качества образования, в том числе и юридического, что позволит обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов с использованием передовых педагогических технологий, форм, средств и методов, основанных на диалоговом и деятельностном обучении. Рассмотрим процесс обучения курсантов и слушателей дисциплине «Математика и информатика» по направлению подготовки (специальности) 40.05.03 «Судебная экспертиза» на кафедре информатики и математики Волгоградской академии МВД России. Дисциплина «Математика и информатика» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла, направлена на формирование следующих общекультурных компетенций:
• способность применять естественнонаучные и математические методы при решении профессиональных задач, использовать средства измерения (в части, касающейся применения математических методов) (ОК-15);
• способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных, автоматизированные рабочие места (кроме специализированных прикладных программных средств), автоматизированных информационно-справочных, информационно-поисковых систем, баз данных и автоматизированных рабочих мест (ОК-16).
По итогам изучения дисциплины «Математика и информатика» курсанты и слушатели должны знать: