Научная статья на тему 'К вопросу формирования общекультурных компетенций будущих сотрудников полиции'

К вопросу формирования общекультурных компетенций будущих сотрудников полиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ОБЩЕКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / GENERAL CULTURAL COMPETENCE / ФОРМА КОНТРОЛЯ / FORM OF CONTROL / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ / LEVEL OF COMPLETENESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бедрин В.С.

В данной статье рассматриваются общие принципы компетентностного подхода в образовательной деятельности. Отмечено, что формирование общекультурной компетентности будущих сотрудников полиции является достаточно актуальным, поскольку современное общество заинтересовано в повышении качества образования, в том числе и юридического. В статье описывается процесс формирования у обучающихся общекультурных компетентностей в ходе преподавания дисциплины «Математика и информатика». Описаны применяемые образовательные формы контроля для определения уровня сформированности общекультурных компетенций. Автор делает вывод о том, что сотрудник полиции, обладающий сформированными общекультурными компетенциями будет способен творчески решать профессиональные задачи, повышать интеллектуальный уровень, выполнять должностные обязанности в соответствии с нормами профессиональной этики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бедрин В.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE POLICE OFFICERS

The article discusses general principles of the competence approach in educational activities. It is noted that the formation of common cultural competence of future police officers is quite relevant, because the modern society is interested in improving the quality of education, including the legal education. The article describes the process of forming students' general cultural competences in the course of teaching of Mathematics and Computer Studies. The work describes how educational forms of control to determine the level of formation of common cultural competencies can be used. The author concludes that, if a police officer has formed general competencies, he will be able to creatively resolve professional tasks, raise the intellectual level, perform his duties in accordance with the rules of professional ethics.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования общекультурных компетенций будущих сотрудников полиции»

References

1. Bakulin V.M. Osnovnye voprosy informacionnoj bezopasnosti. Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2010; 4 (15): 126.

2. Eliseeva O.A., P'yankov I.B., Reshetina N.V. Modul' arhivirovaniya dlya obespecheniya rezervnogo kopirovaniya i hraneniya dannyh. Izvestiya Moskovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta MAMI. 2013; T. 4, № 1 (15): 181 - 186.

3. Berezhnoj A. Rezervnoe kopirovanie. Teoriya i praktika. Kratkoe izlozhenie. Sistemnyj administrator. 2010; № 11 (96): 60 - 66.

4. Borzykin D.V., Zgerskij R.V., Semenov S.S. Tehnologii rezervnogo kopirovaniya i hraneniya dannyh. Problemy tehnicheskogo obespecheniya vojsk v sovremennyh usloviyah: trudy nauchno-prakticheskoj konferencii, 09 fevralya, Sankt-Peterburg: Voennaya akademiya svyazi, 2016: 144 - 148.

5. Bakulin V.M., Bedrin V.S. Programmno-tehnicheskoe obespechenie formirovaniya informacionnyh kompetencij. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; 4: 237.

Статья поступила в редакцию 10.12.16

УДК 378

Bedrin V.S., Cand. of Sciences (Law), senior lecturer, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian

Federation (Volgograd, Russia), E-mail: bedrinvs@rambler.ru

THE ISSUE OF FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF FUTURE POLICE OFFICERS. The article discusses general principles of the competence approach in educational activities. It is noted that the formation of common cultural competence of future police officers is quite relevant, because the modern society is interested in improving the quality of education, including the legal education. The article describes the process of forming students' general cultural competences in the course of teaching of Mathematics and Computer Studies. The work describes how educational forms of control to determine the level of formation of common cultural competencies can be used. The author concludes that, if a police officer has formed general competencies, he will be able to creatively resolve professional tasks, raise the intellectual level, perform his duties in accordance with the rules of professional ethics.

Key words: competence approach, general cultural competence, form of control, level of completeness.

В.С. Бедрин, канд. юр. наук, доц., Волгоградская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации,

г. Волгоград, Е-mail: bedrinvs@rambler.ru

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ

В данной статье рассматриваются общие принципы компетентностного подхода в образовательной деятельности. Отмечено, что формирование общекультурной компетентности будущих сотрудников полиции является достаточно актуальным, поскольку современное общество заинтересовано в повышении качества образования, в том числе и юридического. В статье описывается процесс формирования у обучающихся общекультурных компетентностей в ходе преподавания дисциплины «Математика и информатика». Описаны применяемые образовательные формы контроля для определения уровня сформи-рованности общекультурных компетенций. Автор делает вывод о том, что сотрудник полиции, обладающий сформированными общекультурными компетенциями будет способен творчески решать профессиональные задачи, повышать интеллектуальный уровень, выполнять должностные обязанности в соответствии с нормами профессиональной этики.

Ключевые слова: компетентностный подход, общекультурная компетенция, форма контроля, уровень сформиро-ванности.

В современных условиях ведущей тенденцией в образовательном механизме является компетентностный подход. Одним из ведущих исследователей компетентностного подхода является А.В. Хуторской, согласно мнению которого, компетенция - это совокупности взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы продуктивно действовать по отношению к ним [1]. Разделяя понятия «компетенции» и «компетентности», А.В. Хуторской понимает под компетентностью владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [2].

И.А. Зимняя определяет «компетенцию» как совокупность знаний и правил их использования, а «компетентность» как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, его личностное свойство, проявляющееся в его поведении. Проявляясь в поведении и деятельности человека, компетенции становятся его личностными качествами и свойствами - компетентностями [3].

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что под компетенцией, в широком смысле слова, понимают общую способность и готовность личности к профессиональной деятельности в той или иной области, основанной на знаниях, навыках и практических умениях обучающегося, которые были приобретены им в педагогических условиях обучения, в научно-исследовательской работе, а также в часы, отведенные для самостоятельной подготовки. Применение компетентностного подхода в образовании обусловило появление ключевых компетенций, одной из которых является общекультурная компетентность (культура) (ОК). Формирование общекультурной компетентности будущих со-

трудников полиции является достаточно актуальным, поскольку современное общество заинтересовано в повышении качества образования, в том числе и юридического, что позволит обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов с использованием передовых педагогических технологий, форм, средств и методов, основанных на диалоговом и деятельностном обучении. Рассмотрим процесс обучения курсантов и слушателей дисциплине «Математика и информатика» по направлению подготовки (специальности) 40.05.03 «Судебная экспертиза» на кафедре информатики и математики Волгоградской академии МВД России. Дисциплина «Математика и информатика» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла, направлена на формирование следующих общекультурных компетенций:

• способность применять естественнонаучные и математические методы при решении профессиональных задач, использовать средства измерения (в части, касающейся применения математических методов) (ОК-15);

• способность работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных, автоматизированные рабочие места (кроме специализированных прикладных программных средств), автоматизированных информационно-справочных, информационно-поисковых систем, баз данных и автоматизированных рабочих мест (ОК-16).

По итогам изучения дисциплины «Математика и информатика» курсанты и слушатели должны знать:

• естественнонаучные методы, используемые в судебно-экспертных исследованиях (ОК-15);

• основные принципы и правила хранения, поиска, обработки, передачи компьютерной информации (ОК-16);

• математические методы, используемые в судебно-экспертных исследованиях (ОК-15);

• современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных, автоматизированные рабочие места (кроме специализированных прикладных программных средств), автоматизированных информационно-справочных, информационно-поисковых систем и автоматизированных рабочих мест (ОК-16).

По итогам изучения дисциплины «Математика и информатика» курсанты и слушатели должны уметь:

• применять естественнонаучные методы, используемые в экспертных исследованиях (ОК-15);

• использовать компьютерную технику в профессиональной деятельности (ОК-16);

• применять математические методы, используемые в экспертных исследованиях (ОК-15);

• использовать прикладные программные средства в профессиональной деятельности (ОК-16).

По итогам изучения дисциплины «Математика и информатика» курсанты и слушатели должны владеть:

• естественнонаучными методами при решении профессиональных задач, средствами измерения (ОК-15);

• навыками работы со справочно-информационными системами (ОК-16);

• естественнонаучными и математическими методами при решении профессиональных задач, средствами измерения (ОК-15);

• навыками компьютерной обработки служебной документации и деловой графики (ОК-16).

Данные общекультурные компетенции формируются у курсантов и слушателей на лекционных, семинарских и практиче-

Библиографический список

ских занятиях, на консультационных занятиях (как групповых, так и индивидуальных), а также в ходе научно-исследовательской работы. В ходе проведениях занятий используются такие интерактивные методы, как метод проектов на базе технологии мультимедиа, а также метод ситуационных задач [4], которые позволяют сформировать у будущих сотрудников полиции системы профессионально значимых общекультурных компетенций.

Образовательными формами контроля для определения уровня сформированности общекультурных компетенций, выступают устные ответы обучающихся на занятиях, выполнение практикумов (письменных работ), автоматизированный контроль знаний (компьютерные тесты), проведение контрольного среза уровня усвоения учебного материала. Отдельной формой определения уровня знаний, умений и навыков обучающихся выступает экзамен (промежуточная аттестация). Отвечая на два теоретических вопроса билета, курсанты и слушатели должны постараться как можно ёмко и грамотно, в определенной логической последовательности, используя точную терминологию, раскрыть содержание изученного материала. Подготавливая практическое задание билета, курсанты и слушатели должны показать умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации, а также продемонстрировать способность творчески применять знание теории к решению практико-ориентированных задач. Оценку уровня сформированности той или иной компетенции (ОК-15, ОК-16) рекомендуется производить в ходе проведения промежуточной аттестации, сгруппировав формируемые учебной дисциплиной «Математика и информатика» компетенции по нескольким взаимосвязанным блокам (как правило, 2-3) и соотнеся их с вопросами (заданиями) в экзаменационном билете.

Сотрудник полиции, обладающей общекультурными компетенциями, несомненно, будет способен творчески решать профессиональные задачи, постоянно повышать свой интеллектуальный уровень, а также выполнять свои должностные обязанности в соответствии с нормами профессиональной этики и служебного этикета.

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции: Технологии конструирования. Народное образование. 2003; 5: 60.

2. Рыбакова А.А. Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»: от количественного измерения к качественному наполнению. Вестник Ставропольского государственного университета. 2009; 61: 53.

3. Ярмакеев Б.И. Развитие общей культуры учащихся с позиций компетентностного подхода. Вестник ТГГПУ. 2010; 4: 345.

4. Бедрин В.С. Особенности формирования информационной компетентности в ходе преподавания дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Мир науки, культуры, образования. 2016; 3 (58): 98 - 99.

References

1. Hutorskoj A.V. Klyuchevye kompetencii: Tehnologii konstruirovaniya. Narodnoe obrazovanie. 2003; 5: 60.

2. Rybakova A.A. Suschnost' ponyatij «kompetenciya» i «kompetentnost'»: ot kolichestvennogo izmereniya k kachestvennomu napolneniyu. Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; 61: 53.

3. Yarmakeev B.I. Razvitie obschej kul'tury uchaschihsya s pozicij kompetentnostnogo podhoda. Vestnik TGGPU. 2010; 4: 345.

4. Bedrin V.S. Osobennosti formirovaniya informacionnoj kompetentnosti v hode prepodavaniya discipliny «Informatika i informacionnye tehnologii v professional'noj deyatel'nosti». Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 3 (58): 98 - 99.

Статья поступила в редакцию 01.12.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.