Научная статья на тему 'Педагогические условия реализации рейтинговой системы оценки достижений информационной компетентности студентов инженерных специальностей'

Педагогические условия реализации рейтинговой системы оценки достижений информационной компетентности студентов инженерных специальностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ENGINEERING EDUCATION / HIGHER EDUCATION / INFORMATION COMPETENCE / ACHIEVEMENT EVALUATION SYSTEM / INFORMATION SOCIETY / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бобриков В. Н., Заплатина О. А.

В статье актуализируется проблема оценки достижений информационной компетентности в рамках высшего инженерного образования. Авторы рассматривают данную проблему через выявление педагогических условий реализации рейтинговой системы оценивания данной компетентности. На современном этапе образовательных трансформаций актуальность вопросов, связанных с разработкой и внедрением в образовательную среду рейтинговых систем оценки достижений студентов технических специальностей, является неоспоримой. В настоящее время важность этой проблемы усиливается еще и тем, что отечественная образовательная система испытывает существенные преобразования, которые связаны с переходом обучающихся на компетентностное обучение. Данные преобразования проецируют пристальное внимание отечественных психолого-педагогических и других смежных наук к решению вопросов независимого оценивания результатов освоения обучающимися основных образовательных программ и этапов освоения компетенций. В контексте компетентностного подхода, в связи с непрерывной эскалацией роли информационной культуры будущего инженера, возрастает значение овладения студентами информационной компетенцией, которая имеет смыслообразующее и мировоззренческое значение в свете стремительного распространения информационных технологий в инженерной профессиональной среде. Это актуализирует особое внимание к формированию у студентов информационной компетентности и поиску способов ее адекватного оценивания как значимого фактора успешной профессиональной и социально-бытовой деятельности, социальной защищенности профессионала в современном информационном сообществе, а также оптимального удовлетворения индивидуальных информационных и информационно-коммуникационных потребностей с использованием IT-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бобриков В. Н., Заплатина О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE RATING SYSTEM FOR ASSESSING THE ACHIEVEMENTS OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF ENGINEERING SPECIALTIES

The article actualizes the problem of assessing the achievements of information competence in higher engineering education. The authors consider this problem through the identification of pedagogical conditions for the implementation of a rating system for evaluating this competence. At the present stage of educational transformations, the relevance of issues related to the development and introduction into the educational environment of rating systems for assessing the achievements of students of technical specialties is indisputable. At present, the importance of this problem is enhanced by the fact that the domestic educational system is undergoing significant changes that are associated with the transition of students to competence-based learning. These transformations project a close attention of domestic psychological, pedagogical and other related sciences to the solution of issues of independent assessment of the results of students’ mastering of basic educational programs and stages of mastering competences. In the context of the competence approach, in connection with the continuous escalation of the role of the information culture of the future engineer, the importance of students mastering the information competence, which has meaning and ideological significance in light of the rapid spread of information technology in an engineering professional environment, is increasing. This actualizes a special attention to the formation of information competence among students and the search for ways to adequately assess it as a significant factor in successful professional and social activity, social security of a professional in the modern information community, as well as optimal satisfaction of individual information and information and communication needs using IT-technologies.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия реализации рейтинговой системы оценки достижений информационной компетентности студентов инженерных специальностей»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ BASED ON THE EXPERIENCE OF EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

УДК/UDC 378.14 В. Н. Бобриков, О. А. Заплатина

V. Bobrikov, O. Zaplatina

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE RATING SYSTEM FOR ASSESSING THE ACHIEVEMENTS OF INFORMATION COMPETENCE OF STUDENTS OF ENGINEERING SPECIALTIES

В статье актуализируется проблема оценки достижений информационной компетентности в рамках высшего инженерного образования. Авторы рассматривают данную проблему через выявление педагогических условий реализации рейтинговой системы оценивания данной компетентности. На современном этапе образовательных трансформаций актуальность вопросов, связанных с разработкой и внедрением в образовательную среду рейтинговых систем оценки достижений студентов технических специальностей, является неоспоримой. В настоящее время важность этой проблемы усиливается еще и тем, что отечественная образовательная система испытывает существенные преобразования, которые связаны с переходом обучающихся на компетентностное обучение. Данные преобразования проецируют пристальное внимание отечественных психолого-педагогических и других смежных наук к решению вопросов независимого оценивания результатов освоения обучающимися основных образовательных программ и этапов освоения компетенций. В контексте компетентностного подхода, в связи с непрерывной эскалацией роли информационной культуры будущего инженера, возрастает значение овладения студентами информационной компетенцией, которая имеет смыслообразующее и мировоззренческое значение в свете стремительного распространения информационных технологий в инженерной профессиональной среде. Это актуализирует особое внимание к формированию у студентов информационной компетентности и поиску способов ее адекватного оценивания как значимого фактора успешной профессиональной и социально-бытовой деятельности, социальной защищенности профессионала в современном информационном сообществе, а также оптимального удовлетворения индивидуальных информационных и информационно-коммуникационных потребностей с использованием IT-технологий.

The article actualizes the problem of assessing the achievements of information competence in higher engineering education. The authors consider this problem through the identification of pedagog-

ical conditions for the implementation of a rating system for evaluating this competence. At the present stage of educational transformations, the relevance of issues related to the development and introduction into the educational environment of rating systems for assessing the achievements of students of technical specialties is indisputable. At present, the importance of this problem is enhanced by the fact that the domestic educational system is undergoing significant changes that are associated with the transition of students to competence-based learning. These transformations project a close attention of domestic psychological, pedagogical and other related sciences to the solution of issues of independent assessment of the results of students' mastering of basic educational programs and stages of mastering competences. In the context of the competence approach, in connection with the continuous escalation of the role of the information culture of the future engineer, the importance of students mastering the information competence, which has meaning and ideological significance in light of the rapid spread of information technology in an engineering professional environment, is increasing. This actualizes a special attention to the formation of information competence among students and the search for ways to adequately assess it as a significant factor in successful professional and social activity, social security of a professional in the modern information community, as well as optimal satisfaction of individual information and information and communication needs using IT-technologies.

Ключевые слова: инженерное образование, высшая школа, информационная компетентность, система оценки достижений, информационное общество, педагогические условия.

Keywords: engineering education, higher education, information competence, achievement evaluation system, information society, pedagogical conditions.

Введение

Оценка уровня информационной компетентности студентов инженерных специальностей на различных этапах ее формирования является насущной и актуальной задачей, решение которой способствует преодолению многих противоречий, среди которых наиболее важными признаются следующие:

— объективность, качество оценки достижений и неразработанность методологических аспектов;

— растущая потребность социума в информационно компетентных специалистах и необходимость в педагогическом сопровождении процесса организации и внедрения рейтинговой системы оценивания;

— возможности педагогического потенциала, содержательного наполнения рейтинговой системы и необходимость разработки педагогических условий ее реализации и т. д. [3, с. 95; 6; 10].

Достижение целей образования в контексте овладения студентами информационной компетенцией сегодня является объектом исследования многих ученых, среди которых Т. С. Виноградова, Е. М. Зайцева, В. Г Карло, Л. Г Осипова, А. Н. Попов, О. Г Смолянинова, А. В. Хуторской и др.

Актуальность проблемы использования в образовательном процессе рейтинговых систем оценки достижений и результатов освоения профессиональных компетенций предопределила выбор тематики нашей работы, целью которой явилась необходимость выявления педагогических условий реализации рейтинговой системы оценки достижений информационной компетентности, а также поиск путей повышения эффективности и качества овладения информационной компетенцией в зависимости от продуктивности системы ее оценивания.

Объект исследования — рейтинговые системы оценки достижений в образовательном процессе.

Предмет исследования — педагогические условия реализации системы оценки достижений информационной компетентности студентов в системе высшего технического образования.

В своей работе мы предполагали, что выявленные педагогические условия реализации системы оценки достижений информационной компетентности обучающихся будут обеспечивать продуктивность психолого-педагогического обеспечения содержательного наполнения самой системы, эффективность методики ее использования и осуществления обратной связи в образовательной практике и воспитательно-образовательном процессе студентов, обучающихся по программам технических специальностей.

Методология

В работе использованы методы теоретического анализа, систематизации, педагогического проектирования.

Результаты

В условиях компетентностного подхода в образовании среди совокупности профессиональных компетенций все чаще обращает на себя внимание информационная компетенция, этимологическое ядро которой в разные периоды ее актуализации варьировалось от знания учебной дисциплины «Информатика» и использования компьютера как технического средства, незаменимого при освоении информационных технологий, до интерпретации в соответствии с обоснованием совокупности знаний, умений, навыков и практического опыта информационного поиска, до использования и применения необходимой информации для решения задач бытового, образовательного или профессионального планов [9; 14; 19].

Понятийная сущность информационной компетентности с точки зрения педагогических наук широка и неоднозначна. Ряд ученых вкладывают в данное понятие способность личности осуществлять самостоятельный поиск нужной информации, выбирать и анализировать ее, а также систематизировать и использовать по назначению. С развитием информационных технологий и их методологических оснований понятие информационной компетентности обогатилось такими сущностными характеристиками, как знание и умение использования информационно-поискового языка и информационно-поисковых систем. В настоящее время понятие информационной компетентности неразрывно связано с проявлением мотивационно-потребностной активности личности и с точки зрения поиска, применения, использования и передачи информации в социальном пространстве, и с точки зрения мотивационной составляющей субъектов образовательного пространства, и с точки зрения поиска, обработки, хранения и превращения информации в знание в контексте самоактуализации, самореализации и самосовершенствования [1; 3; 13; 15; 17; 18].

Таким образом, мы видим, что сущность содержания понятия «информационная компетентность» определяется совокупностью умений, навыков и способностей студентов производить операциональную работу с информацией, которая включает в себя такие характеристики, как:

— поиск и интерпретация информации;

— владение методиками информационного поиска, включающими знание информационно-поисковых систем и языка, прикладное знание об информационном поиске, методологическую структуру, инструментарий и подходы, виды поиска информации;

— умения интерпретировать, систематизировать, структурировать, оценивать, анализировать и хранить информацию; использовать информацию для решения определенных задач; использовать информацию для представления ее в различных формах и видах в соответствии с актуальностью и адекватностью востребованности данной информации [10; 20].

Консолидация усилий ученых смежных наук нашла свое выражение в формулировании показателей информационной компетентности студентов на основе психолого-педагогических целей и вышеизложенных характеристик (элементов) информационной компетентности на современном этапе развития. В основу данных показателей были положены критерии сформированности компетенции на уровнях информационного поиска, критического анализа информации и синтеза нового знания [3; 6; 20].

Контроль овладения знаниями, умениями и навыками в образовательной среде, а также исследование и учет уровней сформированности компетенций студентов технических специальностей и направлений подготовки являются одной из движущих сил эффективности и результативности воспитательно-образовательного процесса. Важен такой контроль и для учета степени сформированности информационной компетентности студентов. А в связи с тем, что в контексте прогрессирующего развития информационных технологий и расширения пространства интернет-среды стремительно изменяются методы поиска, хранения и оперирования информацией, значимость систем оценки и учета сформированности информационной компетентности возрастает, так как трансформационные изменения информационных технологий требуют постоянной реструктуризации и совершенствования самой рейтинговой системы и условий ее реализации в образовательной среде исходя из усложняющегося содержания показателей компетенции [2; 5; 16].

Например, хранение и обработка данных в компьютерных системах, обмен данными между ними и доступ пользователей сегодня не возможны без явно представленных описаний свойств этих данных, в связи с чем будущим инженерам необходимо уметь предоставить грамотный и четкий вариант для формулировки запросов, чтобы получить то, что данному запросу удовлет-воря ет.

Таким образом, развитие компьютерных, коммуникационных и особенно интернет-технологий предоставляет сегодня возможность объединять информационные ресурсы из разных точек в единую информационную среду, в нашем случае информационную образовательную среду, которая посредством рейтинговой системы оценки достижений студентов не только позволит сформировать определенный компетентностный прогноз, но и, получив обратную связь, сделать саму образовательную среду более эффективной и продуктивной. Но пока эти информационные ресурсы в большинстве своем слабо систематизированы и поддерживают собственные коллекции информации в виде документов разного типа, необходимо сосредоточить внимание на тех педагогических целях и задачах, которым они должны удовлетворять [11; 12, с. 181; 20].

Так, механизм контроля, лежащий в основе замысла рейтинговой системы оценивания, наряду с контролирующей функцией, предопределяет еще и диагностическую (выявление исходного уровня), прогностическую (прогнозирование дальнейших действий), воспитательную (выступает как элемент формирования потребностно-мотивационной сферы студентов), развивающую (подразумевает эволюционный подход в развитии определенных умений и навыков), ориентирующую (позволяет сориентировать обучающихся на специфический вектор новизны в нужной области) и собственно образовательную (получение знания путем самореализации и самоактуализации личности в процессе практического опыта) функции.

Помимо описанных общих функций и задач системного рейтинга как вида контроля, необходимо выделить и ряд специфических, среди которых:

— функция адекватной оценки, предусматривающая корректный учет показателей информационной компетентности на определенном уровне ее сформированности;

— функция связи со средой, под которой необходимо понимать как связь с образовательной средой учреждения, проявляющуюся в ее многообразии, так и с информационной образовательной средой, которая объединяет субъектов в контексте самой информационной компетентности;

— функция обеспечения обратной связи, необходимая для своевременной корректировки самой рейтинговой системы и содержательного наполнения тех образовательных модулей, которые играют наиболее важную роль в ходе формирования информационной компетентности;

— мотивационно-стимулирующая функция, которая актуализирует мотивационную активность студентов;

— функция надежности, обеспечивающая четкость функционирования системы и корректность оценки достижения как лимитирующей единицы показателей;

— функция прозрачности, позволяющая каждому студенту видеть и понимать методику расчета рейтингового балла, бонуса, премии и т. д.;

— функция учета постоянно увеличивающихся и усложняющихся (в связи с трансформацией информационных технологий) элементов и показателей информационной компетентности студентов.

Согласно результатам научно-педагогических исследований и теоретическому анализу научной и специальной литературы, все педагогические условия можно разделить на три группы: организационно-педагогические условия, психолого-педагогические и дидактические. Каждая группа условий имеет свои определенные специфические задачи и вектор развития в рамках педагогической системы, подхода, концепции и т. д. [4; 7; 8, с. 9-11 ].

Принимая во внимание выявление педагогических условий для реализации рейтинговой системы оценивания уровня сформированности информационной компетентности (как профессиональной) студентов инженерных специальностей, считаем, что организационно-педагогические условия как совокупность компонентов педагогического процесса, формирующих успешность обучения, должны регулировать:

— определение вариативной части содержания образования в данном учреждении, где приоритет задается учетом профессионального спроса;

— совершенствование потребностно-мотивационной сферы студентов и формирование устойчивой мотивации к освоению данной компетенции;

— научное и учебно-методическое обеспечение как образовательной программы, так и разработки оценочных средств в рамках функционирования рейтинговой системы оценивания;

— моделирование деятельности будущих инженеров, а также срочную и кумулятивную адаптацию к трансформациям в области информационных технологий.

Специфическими (частными) организационно-педагогическими условиями, реализуемыми в нашей научно-исследовательской работе, будут являться: организация модульной и блочно-

модульной технологии обучения, реализация системного подхода к диагностике уровня информационной компетентности, разработка программы многобалльного оценивания уровня сформиро-ванности информационной компетентности.

Психолого-педагогические условия в рамках исследовательской работы, на наш взгляд, должны быть дополнены с учетом:

— потребности в достижении студентов;

— уровней информационных потребностей студентов, которые могут варьироваться от рекреативно-гедонистических и бытовых до познавательных, концептуальных и автономных;

— мотивов, интересов и желаний студентов и активизации познавательного интереса и самоактуализации в области информационных технологий;

— социального статуса обучающихся и их адаптации к социокультурной, образовательной среде учреждения высшего образования;

— личностных психологических и характерологических особенностей студентов, их возраста, социальной типологии;

— мотивов подготовки к будущей профессиональной деятельности в контексте компетентност-ного подхода, способности к восприятию инноваций и их творческой переоценке и воплощению.

Дидактические условия, представляющие собой педагогический потенциал образовательного процесса, при котором эффективно гармонируют процессуальные компоненты всей педагогической системы, были представлены с позиций:

— системного построения процесса формирования информационной компетентности, которое заключалось в учете видов информационной компетентности и характеристике данных видов в зависимости от характера учебной деятельности;

— единства базовой и вариативной частей учебного плана, а также возможностей внутри-и межпредметной образовательной интеграции;

— повышения роли самостоятельной деятельности студентов с целью самореализации и самоактуализации посредством собственного практического опыта;

— обеспечения эффективности контролирующей функции.

С позиций компетентностного подхода разработанная нами и реализуемая в образовательном процессе системы высшего технического образования рейтинговая система оценки достижения студентами определенных уровней сформированности информационной компетентности также выступает в качестве самостоятельного педагогического условия результативности оценивания и продуктивности процесса обучения. В связи с этим данное условие будет иметь ряд специфических особенностей:

— четкое понимание и определение видов информационной компетентности;

— определение и разработка содержательного наполнения критериев сформированности информационной компетентности;

— разработка процедуры оценивания, программно-методического обеспечения функции контроля и фонда оценочных средств;

— разработка требований к уровню сформированности информационной компетентности в зависимости от характера операций при работе с информацией.

Необходимо также отметить, что педагогические условия могут и должны быть рассмотрены через призму нормативно-правового и нормативного аспектов. Нормативно-правовой аспект педагогических условий будет соблюден, с нашей точки зрения, посредством учета требований федерального государственного образовательного стандарта и подготовки необходимой документации для сопровождения образовательного процесса в учреждениях высшего образования (ОПОП, РУП, РП и т. д.).

Нормативная сторона педагогических условий в нашем случае будет реализована через четкое понимание требований к уровню освоения информационной компетентности, определению и характеристике уровней исследуемой компетентности, разработке методологических основ, касающихся процедуры рейтингового оценивания, разработке видов и форм контроля.

Заключение

Еще раз отметим, что в процессе нашей работы:

— обоснована актуальность овладения информационной компетенцией студентами в системе высшего технического образования, а также доказана необходимость оценивания уровней ее сформированности на различных этапах овладения компетенцией;

— выявлена сущность и определен этимологический контекст информационной компетентности, представляющий собой постоянно наполняющееся, с содержательной точки зрения, понятие, которое ориентирует субъектов образовательного процесса на учет в своей деятельности видов, показателей и уровней ее сформированности как фактора профессиональной и информационной культуры;

— обоснована актуальность реализации в образовательном процессе рейтинговой системы оценки достижений студентами информационной компетентности исходя из критериев и показателей, которые должны определять, взаимодополнять, взаимопроникать и взаимозависеть друг от друга, а также быть отражены в многофункциональности самой системы. Также раскрыта необходимость разработки и внедрения инновационных оценочных средств качества знаний студентов, разработки самой методологии оценивания компетенций, при том что процесс рейтинговой оценки достижений студентов в системе высшего образования должен быть своевременным, эффективным и целостным, что должно опосредоваться педагогическими условиями, которые были выявлены, охарактеризованы и представлены в нашей работе.

Выявленные педагогические условия раскрыты и охарактеризованы с позиций функций и задач реализуемой в образовательном процессе вуза рейтинговой системы оценки информационной компетентности, подтверждающие ее эффективность и необходимость.

Литература

1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1G88. Э38 с. Э. Вейс Т. П., Фуртаева Е. И. Проблема социализации личности студента в учреждениях профессионального образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. S013. Вып. í. С. 75-80.

3. Виноградова Т. С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации // Человек и образование. SOI S. № г (31). С. GS-G7.

4. Володин А. А., Бондаренко H. Г. Анализ содержания понятия «организационно-педагогические условия» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № S. С. 143-15S.

5. Егорова Т. Г. Образовательная среда как педагогический феномен [Электронный ресурс] // Вестник Шадрин-ского государственного педагогического института. S013. № S (18). URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/ vestnik^O^^O^^-mpdf.

6. Зайцева Е. M. Технология управления развитием информационной компетентности студентов радиотехнических специальностей : дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, S007. 1G4 с.

7. Зверева M. В. О понятии «дидактические условия» // Новые исследования в педагогических науках. 1G87. № 1. С. SG-3S.

8. Ипполитова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. S01S. № 1. С. 8-14.

G. Колин К. К. Информационная культура в информационном обществе // Открытое образование. S006. № 6 (5G). С. 43-56.

10. Кремнева Т. Л. Компетентностный подход как базовый принцип европейской системы образования // Вестник MГОУ. Серия: Психологические науки. 200G. № 3, Т. S. С. 33-38.

11. Насс О. В. Формирование компетентности педагогов в проектировании электронных образовательных ресурсов в контексте обновления общего среднего и высшего образования. M., S010. S00 с.

1S. Семенюк Э. П., Урсул А. Д. Ноосферизация общества и ее роль в образовании для устойчивого развития. M., S014. С. 180-183.

13. Семенов А. Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании. M., SOOO. 1S с.

14. Смолянинова О. Г. Развитие методической системы формирования информационной и коммуникативной компетентности будущего учителя на основе мультимедиа-технологий : дис. ... д-ра пед. наук. СПб., S00S. 504 с.

15. Хесус Л. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни. M., S007. 45 с.

16. Хортон У., Хортон К. Электронное обучение: инструменты и технологии. M., S005. 640 с.

17. Цветкова И. В. Функции инновационной культуры в сфере образования // Культурное наследие России. S014. № 4. С. 6S-66.

18. Шокин Ю. И., Федотов А. M., Барахнин В. Б. Проблемы поиска информации. Новосибирск, S010. SSO с.

1G. Яфаева Р. Р., Богатырева Ю. И. Формирование компетенций в области ИКТ в рамках ФГОС третьего поколения по

направлению подготовки «Педагогическое образование» // Педагогическая информатика. SO10. № 3. С. 6S-71. SO. Christopher D. Manning, Prabhakar Raghavan, Hinrich Schütze. Introduction to information retrieval // Cambridge University Press. S008. P. 544.

References

1. Andreev V. I. Dialektika vospitaniya i samovospitaniya tvorcheskoj lichnosti [Dialectics of upbringing and self-upbringing of a

creative person]. Kazan, 1G88, S38 p. (In Russian). S. Veis T. P., Furtaeva E. I. Problema socializacii lichnosti studenta v uchrezhdeniyah professional'nogo obrazovaniya [Socialisation problem of a student's personality at institutions of professional education]. Izvestiya Tula State University. Humanitarian sciences, S013, iss. S, pp. 75-80. (In Russian).

3. Vinogradova T. S. Informacionnaya kompetentnost': problemy interpretacii [Informational competence: problems of interpretation]. Man and education, S01S, no. S (31), pp. GS-G7. (In Russian).

4. Volodin A. A., Bondarenko N. G. Analiz soderzhaniya ponyatiya "organizacionno-pedagogicheskie usloviya" [Analysis of the content of the concept "organizational and pedagogical conditions"]. Izvestiya Tula State University. Humanitarian sciences, S014, no. S, pp. 143-15S. (In Russian).

5. Egonova T. G. Obnazovatel'naya sreda kak pedagogicheskij fenomen [Educational environment as a pedagogical phenomenon]. Bulletin of the Shadrinsk State Pedagogical Institute, 2013, no. 2 (18). Available at: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/ vestnik/2013/2013-2-10.pdf. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Zaitseva E. M. Tekhnologiya upnavleniya nazvitiem infonmacionnoj kompetentnosti studentov nadiotekhnicheskih special'nostej [Technology of Management of the Development of Information Competence of Students of Radio Engineering Specialties]. Ph. D. thesis. Izhevsk, 2007, 194 p. (In Russian).

7. Zvereva M. V. O ponyatii "didakticheskie usloviya" [On the concept of "didactic conditions"]. New Research in Pedagogical Sciences, 1987, no. 1, pp. 29-32. (In Russian).

8. Ippolitova N. Analiz ponyatiya "pedagogicheskie usloviya": sushchnost', klassifikaciya [Analysis of the notion "pedagogical conditions": essence, classification]. General and Professional Education, 2012, no. 1, pp. 8-14. (In Russian).

9. Colin K. K. Informacionnaya kul'tura v informacionnom obshchestve [Information culture in the information society]. Open Education, 2006, no. 6 (59), pp. 43-56. (In Russian).

10. Kremneva T. L. Kompetentnostnyj podhod kak bazovyj princip evropejskoj sistemy obrazovaniya [Innovative approaches to the education and training of social workers in the bologna framework]. Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychological sciences, 2009, no. 3, vol. 2, pp. 33-38. (In Russian).

11. Nass O. V. Formirovanie kompetentnosti pedagogov v proektirovanii elektronnyh obrazovatel'nyh resursov v kontekste obnovleniya obshchego srednego i vysshego obrazovaniya [Formation of the competence of teachers in the design of electronic educational resources in the context of updating the general secondary and higher education]. Moscow, 2010, 200 p. (In Russian).

12. Semenyuk E. P., Ursul A. D. Noosferizaciya obshchestva i ee rol' v obrazovanii dlya ustojchivogo razvitiya [The noosphericization of society and its role in education for sustainable development]. Moscow, 2014, pp. 180-183. (In Russian).

13. Semenov A. L. Rol' informacionnyh tekhnologij v obshchem srednem obrazovanii [The role of information technology in general secondary education]. Moscow, 2000, 12 p. (In Russian).

14. Smolyaninova O. G. Razvitie metodicheskoj sistemy formirovaniya informacionnoj i kommunikativnoj kompetentnosti budushchego uchitelya na osnove mul'timedia-tekhnologij [Development of the methodological system for the formation of the information and communication competence of the future teacher based on multimedia technology]. Doctor's degree dissertation. Saint Petersburg, 2002, 504 p. (In Russian).

15. Jesus L. Rukovodstvo po informacionnoj gramotnosti dlya obrazovaniya na protyazhenii vsej zhizni [A Guide to Information Literacy for Lifelong Education]. Moscow, 2007, 45 p. (In Russian).

16. Horton U., Horton K. Elektronnoe obuchenie: instrumenty i tekhnologii [E-learning: tools and technologies]. Moscow, 2005, 640 p. (In Russian).

17. Tsvetkova I. V. Funkcii innovacionnoj kul'tury v sfere obrazovaniya [Functions of innovative culture in the field of education]. Cultural heritage of Russia, 2014, no. 4, pp. 62-66. (In Russian).

18. Shokin Yu. I., Fedotov A. M., Barahnin V. B. Problemy poiska informacii [Problems of information retrieval]. Novosibirsk, 2010, 220 p. (In Russian).

19. Yafaeva R. R., Bogatyryova Yu.I. Formirovanie kompetencij v oblasti IKT v ramkah FGOS tret'ego pokoleniya po napravleniyu podgotovki "Pedagogicheskoe obrazovanie" [Formation of competences in the field of ICT in the framework of the third generation GEF in the direction of training "Pedagogical education"]. Pedagogical Informatics, 2010, no. 3, pp. 62-71. (In Russian).

20. Christopher D. Manning, Prabhakar Raghavan, Hinrich Schütze. Introduction to information retrieval. Cambridge University Press, 2008, pp. 544.

УДК/UDC 378 A. И. Богданова, А. В. Веретенникова, У. В. Солдатова

A. Bogdanova, A. Veretennikova, U. Soldatova

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЛИНГВИСТИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF STUDENTS OF NON-LINGUISTIC AREAS OF TRAINING

Введение. Целью статьи является определение педагогических условий взаимодействия со студентами нелингвистичесих направлений подготовки, способствующих развитию профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции, с использованием потенциала электронной информационной образовательной среды вуза, интернет-ресурсов и онлайн-техноло-гий. Рассматривается метод проектов в обучении иностранному языку как эффективное средство образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.