DOI 10.47576/2712-7516_2022_7_2_121 УДК 336.71
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОСИСТЕМ ПУТЕМ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ БАНКОВСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В РОССИИ
Флигинских Татьяна Николаевна,
доктор экономических наук, профессор кафедры инновационной экономики и финансов, институт экономики и управления, Белгородский государ -ственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия
Ваганова Оксана Валерьевна,
профессор, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой инновационной экономики и финансов, институт экономики и управ -ления, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия
Соловьева Наталья Евгеньевна,
доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры инновационной экономики и финансов, институт экономики и управления, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Россия
В статье раскрыты особенности развития банковских технологий как основы формирования эко-системного рынка России, где прослеживается тенденция трансформации в технологические компании путем создания комплекса финансовых и нефинансовых услуг на основе совершенствования информационных технологий. Авторы рассмотрели классификацию экосистем, признаки цифровых банковских экосистем, проанализировали конкурентные компании цифровых экосистем и выявили плюсы внедрения экосистем для клиентов и коммерческих банков.
Ключевые слова: коммерческие банки; экосистема; информационные технологии; финансовые услуги.
UDC 336.71
FEATURES OF THE FORMATION OF ECOSYSTEMS BY THE DEVELOPMENT OF MODERN BANKING TECHNOLOGIES
IN RUSSIA
Fliginskikh Tatyana Nikolaevna,
Doctor of Economics, Professor of the Department of Innovative Economics and Finance, Institute of Economics and Management, Belgorod State National Research University, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia
Vaganova Oksana Valerievna,
Professor, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Innovative Economics and Finance, Institute of Economics and Management, Belgorod State National Research University, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia
Solovieva Natalya Evgenievna,
Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Innovative Economics and Finance, Institute of Economics and Management, Belgorod State National Research University, Belgorod National Research University, Belgorod, Russia
The article reveals the features of the development of banking technologies as the basis for the formation of the ecosystem market of the Russian Federation, where there is a tendency to transform into technology companies by creating a complex of financial and non-financial services based on the improvement of information technologies. The authors reviewed the classification of ecosystems, the features of digital banking ecosystems, analyzed the competitive companies of digital ecosystems and identified the benefits of implementing ecosystems for customers and commercial banks.
Keywords: commercial banks; ecosystem; Information Technology; Financial services.
Эффективность инновационной трансформации банковского сектора в экосистемы зависит от стратегии и определяет направления дальнейшего развития базового коммерческого банка. Новые экономические условия развития предопределяют параметры организационных структур путем создания и внедрения технико-технологических инноваций в рамках экосистем. Формирование экосистем, базирующихся на основе структурной трансформации финансовых и нефи-
нансовых услуг, цифровизации экономики, новых банковских технологий рассмотрим на примере ведущих коммерческих банков с учетом их спецификации [10].
Банковские экосистемы уже на протяжении нескольких лет показывают свою эффективность, они нацелены на расширение клиентской базы, где потребности клиентов удовлетворяются с большим успехом благодаря наличию признаков, которые для наглядности представим на рис. 1 [1].
модульность и клиентоориертированность (в экосистеме предложения функционируют как одно целое: как правило, клиент сам выбирает опции и их комбинации)
удобство и доступность (без посещения офиса) и персонализация (участники экосистемы подстраиваются под нее, а результаты их работы совместимы друг с другом - в отличие от модели открытого рынка)
Рисунок 1 - Признаки цифровых банковских экосистем ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Так, если анализировать российский рынок экосистем, то можно выделить два вида (рис. 2 [2]).
Все компании строят экосистемы, потому
что это самая эффективная бизнес-модель. Это компании из разных отраслей - ритейл, телеком, классифайды, банки и т.д. Они стро -ят вертикали вокруг основного бизнеса [9].
ГЛ
Специализированные экосистемы
Юникредитбанк, Росбанк
Универсальные экосистемы
Сбербанк, Тинькофф банк
Рисунок 2 - Классификация экосистем Таблица 1 - Конкуренция цифровых экосистем
Цифровой контент Финансы Телекоммуникации E-commerce
Сбер Онлайн — кинотеатр Okko. Rambler Media, Сбербанк, сервис «ЮМопеу» бывший «Яндекс. деньга» Виртуальный оператор мобильной связи «СберМобайл» « С берМаркет», «ДомКлнк», «Рамблер Касса»
МТС Он л а Гш-ki шотеатр Kion. сервисы МТС Music. «МТС Библиотека», Касса», WaSD.Jy, МТС Банк. сервисы МТС Cashback, «МТС Касса», NUUM Оператор сотовой и фиксированной связи, платного ТВ МТС Live
Яндекс Поиск «Яндекса», «Кинопоиск» Готовится запустить ряд финансовых сервисов на базе купленного в 2021 году банка «Акрополь» Почта «Яндекса» «Яндекс Маркет»
VK Портал Mail.ru, соцсетп «Вконтакте», «Одноклассники», «Мой [email protected] « MyGames Сервис VK Pay Почта Mail.ru, мессенджеры 1&0, «Агент Mail.ni» п «Там Там» Маркетплейс AliExpress Russia через СП с Alibaba РФПП и USM; сервисы VK Market и «Юла»
«Сбербанк занимает доминирующее положение в российской банковской системе, обслуживая более половины всех клиентов - физических и юридических лиц (доля Сбербанка по количеству их счетов состав-
ляет 56 %), контролируя порядка 65 % активных платежных карт и более 70 % оборота торгового эквайринга и Р2Р-переводов» [6].
Сбербанк расширяет нефинансовые услуги, тем самым наращивает свою экосистему.
Для этого Сбербанк приобретает юридические лица различных отраслей, например, GridGain, Doc.Doc. «Стратегия - 2020» предусматривает трансформацию Сбера из крупного традиционного банка в экосистемную компанию уровня Google и Amazon [11].
«Все сервисы Сбербанка имеют единые элементы, которые используются не только самим банком, но и экспортируются вовне (SberCloud - облачные решения для Сбера, его партнеров и внешних клиентов; Segmento - рекламная В2В-платформа на основе данных о транзакциях клиентов Сбе-ра; «Бизон» - В2В-услуги по киберзащите от сетевых атак и защите репутации бизнеса в Интернете). Интегрирующим механизмом регистрации и идентификации клиентов во многих сервисах служит Сбербанк ID (например, в Ситимобил и в Delivery Club)» [8].
В настоящее время большинство российских банков разработали собственные экосистемы для привлечения клиентов [7]. Формируя собственную экосистему, а также создавая новейшие экономико-финансовые сервисы, сотрудничая с различными фирмами (Mail.ru Group, «Центр речевых технологий», «Союзмультфильм»), Сбер исследует потребительские требования, а также предусматривает востребованность и интересы клиентов [12].
МТС формирует продуктовую экосистему на основе бизнеса в сфере телекоммуникаций на основе искусственного интеллекта, а также аналитики больших данных, единый клиентский ID и т.д. Все эти операции позво-
ляют улучшить качество и количество клиентов [13].
Другим примером инновационной работы со своей экосистемой является Тинькофф, который сформировал изначально общение с клиентами на дистанте. У Тинькофф нет ни филиалов, ни представительств, только центральный офис в Москве. Но несмотря на это, у банка деятельность на всей территории страны. Анализируя деятельность Тинь-кофф, выявили, что бизнес банка построен на электронных ресурсах и интернет-системах.
Банк Тинькофф помимо своих функций и операций, то есть основного бизнеса, разработал и внедрил дополнительные услуги: страхование операций, дополнительные сервисы для бизнеса, финансовые инструменты для инвесторов. Таким образом, банк образовал фин.онлайн-экосистему, которая способствует решению проблем клиентов и физических и юридических лиц, то есть предоставляет большой онлайн-спектр банковских услуг. В экосистему банка подключены различные проекты: во-первых, виртуальный мобильный оператор; во-вторых, услуги для предпринимателей; в-третьих, Тинькофф-ин-вестиции; в-четвертых, Тинькофф Путешествия и т.д. [9].
Банк Тинькофф в настоящее время вплотную занимается развитием лайфстайл-банкин-га. Разработанное Тинькофф суперприложение (Super App) стало единым окном доступа к экосистеме. В данном приложении выделены направления, представленные на рис. 3.
досуг и городские развлечения
Рисунок 3 - Super App-диапазон продуктов
ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИИ
Банк ВТБ сформировал открытую экосистему на основе цифровых партнерств, которая включала шесть индустрий: сервис для объявлений, технологические и электронные организации, интернет-магазины, приобретения услуг в сфере развлечений, приобретения транспортной услуги - билетов.
Анализируя работу ВТБ во время пандемии, можно констатировать, что банк не оста -новил ни один проект, даже технологической трансформации, увеличил количество удаленных рабочих мест.
Банк запустил платформу «фабрика роботов», а уже к концу 2022 г. планируется внедрить в работу около 300 цифровых сотрудников. Благодаря цифровым услугам банк ВТБ является лидером по программе кредитования с господдержкой. Данная программа основывается на том, что оформление ипотеки с помощью робота происходит за один день [5].
В июне 2019 года ВТБ запустил сервис VR-ипотеки. ВТБ первым на рынке выдал ипотечный кредит в рамках данного сервиса. Так, например, финансовая сделка приобретения квартиры в Санкт-Петербурге была оформлена клиентом из Красноярска. VR-ипотека в пилотном режиме запущена в Москве, Якутске, Красноярске и Екатеринбурге. Данный пилотный проект стартовал вначале в Москве.
Сервис VR-ипотека дает возможность с помощью виртуальных очков просмотреть и оценить в виртуальности объект недвижимости, включая такие характеристики, как будет смотреться фасад или планировка дома, дизайн комнат, виды, включая инфраструктуру, и т.д.
На протяжении просмотра с клиентом находится виртуальный консультант, который может ответить на все вопросы, представить изображения, а также расскажет об условиях ипотечного кредитования [4].
Рисунок 4 - Плюсы внедрения экосистемы для клиентов и банков НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
VR-ипотека позволяет в комфортных условиях просмотреть и выбрать для приобретения недвижимость даже в другом регионе, не выезжая туда, оформить документы. Одним из больших бонусов для клиента является факт, что ВТБ не берет комиссии за проведение территориально-распределительных сделок. ВТБ утверждает, что он делает все для своих клиентов, что бы они были ближе к цифровизации, и предлагает свои услуги в цифровом формате на современном уровне. VR-технологии в перспективе позволят повысить качество и количество ипотечных сделок. Следовательно, с помощью цифровизации у коммерческих банков появляется возможность развиваться на рынке экосистем, но это зависит от банковского регулирования. «К примеру, в США фактически введен запрет нефинансовой деятельности финансовых компаний: любая небанковская деятельность, осуществляемая какой-либо из этих организаций или их дочерними компаниями, разрешена только как сопутствующая их финансовой деятельности, в то время как иная коммерческая деятельность запрещена или разрешена лишь в особых ограниченных случаях» [3].
В настоящее время, когда потребительский спрос является основой развития экономики, компании ставят перед собой цель: удовлетворять максимальное количество потребностей клиента, то есть стать как можно более клиентоориентированными. «По оценке экспертов МсК^еу, к 2025 г. на экосистемы может прийтись около 30 % глобального ВВП (60 трлн долл. США)» [4].
Проанализировав банковские экосистемы, мы выявили положительные моменты как для клиентов, так и для банков (рис. 4.).
Таким образом, для формирование экосистемы традиционных коммерческих банков (финансовых институтов) происходит на основе накопленной клиентской базы (включая всю информацию о них). Для дальнейшего развития цифровых экосистем необходимо увеличивать скорость сервисов, повышать качество и количество услуг сервисов, чтобы клиенты пользовались ими без ограничений, степень совершенства цифрового офиса, что обеспечит удовлетворение народнохозяйственных потребностей и рост эффективности банковского сектора.
Список литературы_
1. Антонов К.А. Экономическая эффективность внедрения и использования систем дистанционного банковского обслуживания в российских банках // Банковские услуги. 2019. № 6. С. 27-32.
2. Бархатов И.В. Особенности инновационных банковских услуг // Вестник Челябинского государственного университета. 2020. № 34. С. 130-135.
3. Ваганова О.В., Коньшина Л.А. Развитие рынка финансовых технологий: зарубежный опыт и отечественная практика // Научный результат. Экономические исследования. 2020. Т. 7. № 1. С. 80-88.
4. ВТБ: [сайт]. URL: https://www.vtb.ru/ (дата обращения: 04.06.2022).
5. ВТБ провел первую в России сделку по VR-ипотеке. URL: https://vlad.aif.ru/money/finance/vtb_provel_ pervuyu_v_rossii_sdelku_po_vr-ipoteke (дата обращения: 04.06.2022).
6. Ермакова Е. П., Фролова Е. Е. Правовое регулирование цифрового банкинга в России и зарубежных странах (Европейский союза, США, КНР) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. № 4. С. 606-625.
7. Палий Е.В., Соловьева Н.Е. Современное состояние рынка потребительского кредитования в России // Научный результат. Экономические исследования. 2019. Т. 5. № 3. С. 66-71.
8. Отчет компании Positive Technologies «Кибербезопасность 2020-2021: Тренды и прогнозы». URL: https:// www.ptsecurity.com/ru-ru/research/analytics/cybersecurity-threatscape-2020/ (дата обращения: 04.06.2022).
9. Рейтинг инновационных банков. Исследование фонда Сколково с компанией Dsight // Журнал ПЛАСТ. URL: https://plusworld.ru/daily/cat-analytics/fond-skolkovo-predstavil-rejting-innovatsionnyh-bankov/ (дата обращения: 04.06.2022).
10. Свиридов О.П, Некрасова И.В. Тенденции развития финтех экосистемы в российской экономике // Вестник Волгоградский государственный университет. Экономика. 2019. Т. 21. № 4. С. 197-206.
11. Ушанов А.Е. Банковские экосистемы: плюсы, минусы, перспективы развития // Креативная экономика. 2022. Т. 16. № 4. С. 1477-1490.
12. Шустов А.А. Инновационная деятельность в банковской сфере. Электронные инновации // Молодой ученый. 2017. № 9. С. 269-275.
13. Polpred.com Обзор СМИ. Россия и зарубежье. Федеральные округа РФ. Внешняя экономика, право. URL: https://www.polpred.com (дата обращения: 17.06.2022).
ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
References_
1. Antonov K.A. Economic efficiency of introduction and use of remote banking systems in Russian banks. Banking services. 2019. No. 6. pp. 27-32.
2. Barkhatov I.V. Features of innovative banking services. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2020. No. 34. pp. 130-135.
3. Vaganova O.V., Konshina L.A. Development of the financial technology market: foreign experience and domestic practice. Scientific result. Economic research. 2020. Vol. 7. No. 1. pp. 80-88.
4. VTB: [website]. URL: https://www.vtb.ru / (accessed: 06/04/2022).
5. VTB conducted the first VR mortgage deal in Russia. URL: https://vlad.aif.ru/money/finance/vtb_provel_pervuyu_v_ rossii_sdelku_po_vr-ipoteke (date of address: 04.06.2022).
6. Ermakova E. P., Frolova E. E. Legal regulation of digital banking in Russia and foreign countries (European Union, USA, China). Bulletin of Perm University. Legal sciences. 2019. No. 4. pp. 606-625.
7. Paliy E.V., Solovyova N.E. The current state of the consumer lending market in Russia. Scientific result. Economic research. 2019. Vol. 5. No. 3. pp. 66-71.
8. Positive Technologies Report "Cybersecurity 2020-2021: Trends and Forecasts". URL: https://www.ptsecurity.com/ ru-ru/research/analytics/cybersecurity-threatscape-2020 / (accessed: 06/04/2022).
9. Rating of innovative banks. Research of the Skolkovo Foundation with Dsight company. PLAST Magazine. URL: https://plusworld.ru/daily/cat-analytics/fond-skolkovo-predstavil-rejting-innovatsionnyh-bankov (accessed: 06/04/2022).
10. Sviridov O.G., Nekrasova I.V. Trends in the development of the fintech ecosystem in the Russian economy. Bulletin of Volgograd State University. Economy. 2019. Vol. 21. No. 4. pp. 197-206.
11. Ushanov A.E. Banking ecosystems: pros, cons, development prospects. Creative Economy. 2022. Vol. 16. No. 4. pp. 1477-1490.
12. Shustov A.A. Innovative activity in the banking sector. Electronic innovations. Young scientist. 2017. No. 9. pp. 269-275.
13. Polpred.com Media review. Russia and abroad. Federal districts of the Russian Federation. Foreign economy, law. URL: https://www.polpred.com (accessed: 06/17/2022).