Чараева М.В.
д.э.н., и.о. заведующего кафедрой теории и технологий в менеджменте, профессор факультета управления Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: [email protected] Иналкаев А.А.,
соискатель кафедры экономики, Северо-Осетинский государственн ый университет им. К.Л. Хетагурова E-mail: [email protected]
СПЕЦИФИКА МОДЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ЭКОСИСТЕМ
JEL classification: G21, G24
Аннотация
Цель. В статье автором рассматриваются основные специфические черты отечественной модели создания финансовых экосистем, их преимущества и недостатки, а также обосновывается необходимость наделения создаваемых экосистем определенной спецификой, определяющей уникальный характер предоставляемых ими услуг.
Структура/методология/подход. Основу методического аппарата данного исследования составляет концептуально-теоретическое обобщение инструментов формирования финансовых экосистием, базирующееся на современных исследованиях в области цифрового банкинга и устойчивого развития финансовых систем.
Результаты. Проведенный анализ показал, что в настоящее время большая часть основных отраслей экономики - производство, здравоохранение, розничная торговля, финансовые услуги, строительство - нацелена на расширение и развитие методов работы с партнерами по бизнес-экосистеме и полноценному вхождению в такие системы, что обусловлено ускорением темпов цифровизации всех сфер экономики и желанием компаний повысить свою конкурентоспособность.
Практические последствия. Выводы и обобщения исследования могут быть применены финансовыми структурами в процессе выстраивания собственных алгоритмов формирования экосистем и супераппов. Можно проследить явную тенденцию преобразования традиционных производственно-сбытовых цепочек в итеративные замкнутые циклы, внутри которых происходит взаимодействие большого числа партнеров, представляющих самые разные отрасли.
Оригинальность/значение. Научная значимость заключается в теоретическом обобщении подходов к формированию финансовых экосистем, ядром которых могут выступать не только крупные финансовые корпорации, но и средние региональные банки. Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы финансовыми организациями для разработки эффективных стратегий конкурентной борьбы, предусматривающих создание собственных экосистем или отдельных их компонентов.
Ключевые слова: конкурентоспособность финансовых организаций, финансовая экосистема, трансформация функций банковских организаций.
M. V. Charaeva, A.A. Inalkaev
SPECIFICS OF MODELS OF FORMATION OF DOMESTIC FINANCIAL ECOSYSTEMS
Annotation
In the article, the author considers the main specific features of the domestic model for creating financial ecosystems, their advantages and disadvantages, and also substantiates the need to endow the created ecosystems with certain specifics that determine the unique nature of the services they provide.
The basis of the methodological apparatus of this study is a conceptual and theoretical generalization of the tools for the formation of financial ecosystems, based on modern research in the field of digital banking and sustainable development of financial systems.
The analysis showed that at present most of the main sectors of the economy - manufacturing, healthcare, retail, financial services, construction - are aimed at expanding and developing methods of working with partners in the business ecosystem and fully entering into such systems, which is due to accelerating the pace ofdigitalization of all sectors of the economy and the desire of companies to increase their competitiveness.
The conclusions and generalizations of the study can be applied by financial structures in the process of building their own algorithms for the formation of ecosystems and superapps. A clear trend can be seen in the transformation of traditional value chains into iterative closed loops, within which a large number of partners representing a wide variety of industries interact.
The scientific significance lies in the theoretical generalization of approaches to the formation of financial ecosystems, the core of which can be not only large financial corporations, but also medium-sized regional banks. The practical significance of the study lies in the fact that the results can be used by financial institutions to develop effective competitive strategies that provide for the creation of their own ecosystems or their individual components.
Keywords: competitiveness of financial organizations, financial ecosystem, transformation of functions of banking organizations.
Введение
Как показывает исследование международной исследовательской и консалтинговой компании IDC, тесное сотрудничество с партнерами по бизнес-экосистеме позволяет более активно внедрять инновационные технологии, приобретать новые навыки, способности и знания всем участникам экосистемы [10].
Анализ понятия «экосистема» в отечественной практике законодательно не закреплен, даже научных трактовок его достаточно мало, что позволяет рассматривать этот термин достаточно произвольно. Например, наше исследование годовых отчетов банков показало, что некоторые банки применяют данный термин для обозначения своей приверженности принципам устойчи-
вого развития. Так, банк «Центр-инвест» рассматривает свою экосистему как процесс воспроизводства настоящих и будущих поколений инвесторов, клиентов, партнеров, всех видов капитала и окружающей среды [7], что полностью соответствует принципам ББО-диджитализации, но не совсем отвечает наиболее распространенному взгляду на понятие экосистемы финансовой организации.
В то же время руководство «Альфа-банка» считает, что понятие экосистемы уже устарело, и поэтому сейчас необходимо концентрироваться на построении так называемого финансового суперсервиса [2]. Более того, руководство «Альфа-банка» утверждает, что, согласно их исследованиям, их клиенты «не хотят идти в экосистему, они хотят идти в банк» [4].
Материалы и методы
Информационную основу статьи составили результаты исследований по актуальным аспектам формирования финансовых экосистем и диджитализации услуг, предоставляемых банками. В результате изучения научной литературы по данной тематике было установлено, что к факторам развития платформ и финансовых экосистем на региональном уровне можно отнести:
- низкие барьеры входа в экосистему, что зависит от условий регионального законодательства, мер региональной поддержки и количества конкурентов, развивающихся в этом же направлении;
- уровень развития цифровой экономики в регионе, что определяется доступностью интернета для широких слоев населения и долей тех, кто часто пользуется услугами различных маркетплейсов;
- запросы пользователей (поставщиков и покупателей услуг) на использование цифровых технологий по принципу одного окна, когда платформы в рамках экосистемы предлагают максимально большое количество услуг [8];
- консолидацию финансовых активов, что позволяет финансовым организациям создавать новые 1Т-продукты и уникальные технологии. С нашей точки зрения, именно региональные банки получают здесь конкурентные преимущества, так как они доста-
точно хорошо знают потребности регионального бизнеса и потребности местного населения, поэтому они могут создать действительно персонифицированный и эксклюзивный продукт, учитывающий региональные особенности и лучше всего отвечающий потребностям клиента.
Результаты
Анализ совокупности экосистем, представленных на российском рынке (рис.
Это позволяет экспертам говорить о том, что развитие экосистем стало следствием стремления финансовых организаций в условиях отсутствия жесткого регулирования удержать и увеличить клиентскую базу, то есть их появление является не столько естественным шагом развития цифровой экономики на территории страны, сколько превентивным шагом для удержания банками своих конкурентных преимуществ на рынке [6, с. 188]. К такому выводу мы приходим также и на основе того, что только на территории нашей страны инициаторами экосистемного развития выступили финансовые структуры, в то время как в мировом масштабе большая часть подобных инициатив исходит от 1Т-сектора или крупных торговых онлайн-пло-щадок.
1), показывает, что основная доля рынка реализуется не экосистемами, а скорее парт-нерствами, причем роль самих банковских структур здесь превалирующая, так как они выступают в качестве ядра экосистемы, объединяя вокруг себя самые разные сервисы, которые могут практически полностью удовлетворить потребности населения и бизнеса в товарах и услугах.
Значимым фактором становления финансовой экосистемы в регионе становится все большее проникновение на его территорию так называемых бигтехов - «Яндекса», «Озона», Wildberries, которые приводят к росту конкуренции в финансовом секторе, так как отнимают у банков часть клиентов. Это касается не только сферы платежей, денежных переводов, но и даже сбережения денежных средств и кредитования. Так, «Озон» предлагает своим клиентам открыть счет и получать кешбэк баллами на оплату любых покупок; оформить бесплатную дебетовую карту с кешбеком, оформить рассрочку на товары без согласования с какими-либо банками. За «Озоном» последовал и Wildberries, который стал предлагать оплату товаров в кредит или рассрочку.
Сбербанк Тешалог™ Сбербанк АСГ •Л--1).'-* Лизинг
Тинькофф Страхование
ИгкорС ди ДеКкмЯ Среда
Тинькофф
Тинькофф
МобаИЛ
МодульБуягаптерия
МодульДеньгл
МТС
корус консалтинг снг Сбербанк
Тинькофф Инвестиции МТС Банк
Модульбанк
Сбербанк-Телеюом
Сбербанк Факторинг Онлайн Патент " МТС Касса
ГрузовнчкоФ МуТагде1 ЯндексЛаксопарк
Сбербанк Страхование Мое Дело ЕЮС Фингуру
На_пол«е АТ0Л МЕТКО Неа<1Нитег Яндекс.Метрнки Яндекс,Еда
&еепес© Бктрнкс24
Ме1Ьои5е ----------К"0™3
Жиза ЭВОТОР
Эвотор Рау
ОррогЬипКу ЫеЬлюгк
МоиСклад
11т$еп<1ег МегаФон Х5 Ке1а51 Сгоир
Платформ«! ОФД огои 1С
ОКБ Контур
АтоСКМ
Урлпсиб Факторинг
Альфа Поток
Уралсиб
Альфа-Банк
Альф^-Р^псе
ВТБ Факторинг АльфлгПизи«"
АЬ МеЬ/тогк АльфаСтрайОваНИе
ВТБ
Билай н МТТ
Калуга Астрал
Точка Банк
ВТБ Страхование
Открытие Брокер Соп1ас1
Яндекс
Я ндексДирект Яндекс Деньги РЬскЬэгу
QБT Совесть
Университет бизнеса
Бизнес-коннект
ВТБ Недвижимость
ОПАЛ Кошелек
БМ-Банк QIWI Бс«к Рокетбанк
Открытие
Открытие Фслторинг
Рисунок 1 - Структура российского рынка экосистем
Таким образом, маркетплейсы постепенно начали оттягивать на себя часть клиентов банков, ведь раньше для того, чтобы приобрести товар в кредит, покупатель должен был получить кредит или кредитную карту в банке и потом уже совершать покупки, а теперь все это стало возможным сделать в одном месте и за очень короткий период времени. Фактически также маркетплейсы стали формировать кредитную ис-
торию своих покупателей, где лимит рассрочки и вероятность одобрения стали зависеть от суммы совершенных покупок и ранее погашенных кредитов по купленным товарам. Поэтому в таких условиях стало возможным говорить о замещении части тех функций, которые раньше выполняли только банки [12]. Логичным шагом банков после этого стало создание экосистем, которые также перетянули на себя часть функций маркетплейсов (рис. 2).
Классические функции
финансс» вой экосистемы маркетплейсов
\ г \ /
Предоставление финансовых услуг Подбор и доставка товаров
Трансформация функций <>
1. Подбор и доставка товаров 2. Функции платежной системы 3. Предоставление рассрочки и кредитование 4. Оказание прочих нефинансовых услуг
Рисунок 2 - Трансформация функций финансовой системы и маркетплейсов
в условиях цифровой экономики
Эксперты отмечают, что в сложившихся условиях очень важно не допустить регуляторного арбитража, когда финансовые организации посредством создания экосистем могут иметь преимущество из-за того, что выходят из границ финансового регулирования. С нашей точки зрения, здесь мы получаем уникальную ситуацию, которая становится предметом нашего углубленного изучения в рамках данной главы, а также несет в себе основные характеристики научной новизны проводимого исследования: создание экосистем на базе финансовых организаций перемещает отраслевую конкурентную борьбу по принципу «банк против банка» в межотраслевое пространство, где банк конкурирует с компаниями, представляющими другую отрасль.
Таким образом, финансовая экосистема провоцирует возникновение «глоба-лизационного» эффекта, подразумевающего соединение внутри системы огромного числа партнеров, которые способны внутри созданного пространства выполнить практически все необходимые экономическим субъектам операции и предоставить любые товары [9].
С этой точки зрения нам представляется интересным сравнить две самые крупные финансовые экосистемы нашей страны, созданные Сбербанком и банком «Тинькофф», для того чтобы опередить основные подходы к их созданию, охарактеризовать общие черты, выявить отличия и на основе этого сделать вывод, как должна выглядеть эффективная модель финансовой экосистемы, отвечающая интересам
всех стейкхолдеров, максимально удовлетворяющая потребности клиентов и способствующая при этом развитию региональной экономики.
На рисунке 3 приведена структура технологической экосистемы Сбербанка,
Обратим также внимание на широту отраслевого охвата у Сбера - в его структуру входят, помимо самого Сбербанка:
- логистические сервисы («СберЛоги-стика» и «Сбер Box»);
- развлекательный сервис (Okko);
- сервисы по доставке товаров и интернет-магазины («СберМаркет», «Самокат», «Деливери Клаб», «Беру»);
- транспортный сервис («Ситимо-бил», 2GIS);
- социальные сервисы («Работа.Ру», «СберЗдоровье», «Сбер Личный юрист», «ДомКлик»);
- мобильный сервис («Сбер Мобайл») [1, с. 6].
Стратегия зонтичного бренда, которую использует Сбербанк, предполагает рост выручки от нефинансовых сервисов до 2023 года на 100% ежегодно. Поэтому можно сделать вывод о том, что самый крупный банк страны, очевидно, придерживается первой из рассматриваемых нами
где отчетливо видно, что классические финансовые услуги в экосистеме уже отходят на второй план, уступая место более «модным» сервисам.
выше точек зрения, согласно которой развитие финансовых экосистем является приоритетным способом конкурентной борьбы в ближайшем будущем.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что у Сбербанка существует сильная разбросанность продуктов по разным интерфейсам, а многие сервисы даже не ассоциируются со Сбером, например DocDoc, Delivery, «Ситимобил», Okko, поэтому без соответствующей маркетинговой компании (провести которую на такую широкую аудиторию, на которую ориентируется Сбербанк, весьма непросто и затратно) вопрос об эффективности присутствия данных сервисов в экосистеме Сбера как для него самого, так и для этих партнеров остается пока открытым.
У «Тинькофф Банка» с технологической и организационной точек зрения подход к развитию экосистемы другой. В данной случае банк сразу интегрировал все доступные сервисы в мобильное приложение
Рисунок 3 - Структура экосистемы Сбербанка
и на данный момент предоставляет следующий спектр услуг:
- традиционные банковские услуги, дополненные финансовыми сервисами, «Тинькофф Инвестиции» и «Тинькофф Страхование»;
- платформа для малого бизнеса «Тинькофф Бизнес»;
- мобильные услуги «Тинькофф Мобайл»;
- платформа для защиты от телефонных мошенников «Tinkoff Call Defender»;
- туристические услуги «Тинькофф Путешествия»;
- образовательные курсы «Тинькофф Образование» и др.
Обзор сервисов экосистемы «Тинь-кофф» позволяет сделать вывод, что банк выбрал для себя следование стратегии lifestyle-банкинга, а его сервисы носят более точечный и менее дифференцированный характер, чем у Сбера.
Обсуждение
По результатам проведенного исследования мы приходим к достаточно однозначному выводу, что позволить себе формирование масштабной финансовой экосистемы может лишь настолько крупная структура, как Сбер, и то на данный момент времени нет никаких подтверждений, что привлечение в экосистему такого широкого круга предприятий из самых разных отраслей в конечном итоге приведет к росту рентабельности и конкурентоспособности, а не наоборот. Поэтому эффективное функционирование финансовых экосистем в нашей стране, по нашему мнению, возможно только с учетом необходимости наделения создаваемых экосистем определенной спецификой, определяющей специализированный характер предоставляемых ими услуг. Обусловлена такая точка зрения несколькими фактами:
- выход в новые сегменты рынка неизбежно приводит к возникновению новых рисков, свойственных для компаний, работающих в этой отрасли. Присутствие сразу в большом количестве отраслей вынуждает экосистему одновременно работать с огромным количеством специфичных рис-
ков, опыта снижения и нейтрализации которых еще не выработано, с учетом высокой динамики формирования экосистемы [11]. В итоге на систему риск-менеджмента ложится очень большая нагрузка, а затраты, в том числе и финансовые, на снижение и страхование рисков оказываются чересчур велики. В таких условиях становится очень сложно оценить операционную эффективность деятельности каждого субъекта экосистемы, а сроки окупаемости и выход на точку безубыточности отдаляются;
- присутствие в определенном ограниченном количестве взаимосвязанных рыночных ниш дает возможность участникам финансовой экосистемы сконцентрироваться на создании персонализированной продуктовой линейки, более грамотно осуществить анализ потребностей своих клиентов в условиях меняющегося рынка;
- формирование умного банкинга, который через 30-50 лет, согласно мнению специалиста в области мобильного банкинга Бретта Кинга, станет неотъемлемой частью финансовой системы, подразумевает совершенствование процедур мобильных платежей, блокчейна, дополненной реальности. При этом в его книге «Банк 4.0: Новая финансовая реальность» нет ни слова о том, что умный банкинг будет позволять клиентам заказать еду из ресторана, слушать музыку или смотреть фильмы. Такое направление деятельности для эффективных финансовых экосистем даже не рассматривается. Поэтому тот путь формирования финансовой экосистемы, по которому пошел крупнейший финансовый институт нашей страны, можно назвать скорее исключением с недоказанной эффективностью, чем примером для подражания;
- формирование финансовых экосистем, как мы уже упоминали выше, требует огромных инвестиционных вложений. Например, ВТБ планирует вложить в свой суперапп 10 млрд рублей, а Сбербанк на выстраивание своей небанковской части экосистемы уже потратил более 1 млрд долларов. Очевидно, что другие банки, в том числе и региональные, не могут себе позволить осуществлять такие капиталовложе-
ния, особенно в проекты с труднопрогнозируемой эффективностью. Поэтому для них актуален вопрос, возможно ли будет в создавшихся условиях конкурировать с крупными банками, создавшими свои экосистемы, с одной стороны, и с технологическими компаниями по уровню предлагаемых решений, с другой стороны. И на этот вопрос можно ответить положительно, опять же обращаясь к опыту тех структур, которые при формировании своих экосистем или супераппов выбрали нишевой подход и определенную специализированную направленность предлагаемых продуктов и внедряемых сервисов;
- в последнее время можно наблюдать постепенную трансформацию мобильных приложений банков в супераппы. Если в мобильном приложении доступны в основном финансовые услуги (мобильное приложение «Сбербанк»), то в супераппе представлен уже новый вариант сервисов банков с расширенным функционалом, где можно воспользоваться лайфстайл-сервисами (мобильное приложение «Тинькофф»), а также маркетплейсами. Поэтому с точки зрения развития именно финансовых экосистем подход с созданием супераппов более оправдан и эффективен, так как он, с одной стороны, предоставляет клиенту банка возможность воспользоваться самыми разнообразными услугами как финансового, так и нефинансового характера из одного «окна», а с другой стороны, преодолевает недостатки экосистемы (необходимость установки разных приложений для клиента, высокая затратность для банка, невозможность связать все бренды участников экосистемы воедино и т.д.);
- финансовая экосистема, даже с учетом включения в нее нефинансовых сервисов, должна ставить своим приоритетом предоставление финансовых услуг. В противном случае распыленность по многим видам деятельности рискует вызвать проблемы в ключевом сегменте. Так, Сбербанк уже неоднократно сталкивался с критикой в свой адрес из-за того, что вместо того, чтобы заниматься проблемой карточного мошенничества, которая в настоящее время сильно обострилась, банк инвестирует в
развитие новых сервисов экосистемы, связанных с производством мультфильмов или приставками для телевидения.
Заключение
Обзор всех обозначенных нами факторов приводит к выводу, что как для финансовой системы страны в целом, так и для финансовой системы региона и отдельных банков самым эффективным является нишевой подход. Он позволит обеспечить необходимую конкурентоспособность и получение дополнительных доходов без значительных капитальных затрат, которые требует создание такой масштабной сети, как у Сбера.
Особо следует обратить внимание на необходимость четкого соответствия параметрам финансовой экосистемы и основной сути ее создания - превалирующей доле финансовых или связанных с ними услуг в составе предлагаемых сервисов. Российские финансовые структуры уже включились в процесс создания классических финансовых экосистем, что подтверждается опытом ряда отечественных банков:
1. С 2019 года ВТБ развивает свою цифровую экосистему, а в планах компании - создание полноценного супераппа, объединяющего все традиционные банковские услуги с доступом к разным сервисам. Особо стоит отметить такой сервис банка, как маркетплейс финуслуг «Юником-24», через который возможно оформить карты, кредиты и микрозаймы от самых разных кредиторов. Интересным решением является формирование внутри экосистемы ВТБ микроэкосистемы «Метр квадратный», которая позволяет получить доступ к большой базе недвижимости, а также подать заявку на ипотеку, договориться с продавцом и выбрать подрядчика для ремонта квартиры. В данном случае сервис имеет очень много сходств с «ДомКликом» от Сбера.
2. «Альфа-Банк», как мы уже указывали выше, сейчас достаточно скептически относится к идее развития масштабных экосистем на базе финансовых организаций, поэтому он выбрал для этих целей специализированное направление и его подход как нельзя лучше отвечает требованиям классической финансовой экосистемы, так как
все новые разрабатываемые сервисы связаны с оказанием финансовых услуг. Например, банком разработан сервис «Светофор» для корпоративных клиентов, с помощью которого компания может оценить свое финансово-экономическое состояние, сформировать соответствующий своим инвестиционным целям портфель ценных бумаг, подать заявление на получение налогового вычета и т.д.
3. «Газпромбанк» также в рамках создаваемой финансовой экосистемы предлагает брокерское обслуживание через терминал ИТС GPB-i-Trade и приложение для инвестиций, а также платформу isource для промышленных предприятий, которая разрабатывалась совместно с «Газпром нефть».
Сравнение опыта создания финансовых экосистем в России показывает, что у банков отсутствует единой подход к их формированию и общепринятая модель финансовой экосистемы еще не сформировалась. Каждый банк имеет собственное видение алгоритма создания экосистемы и концепцию ее формирования. Для нишевых региональных банков на данный момент времени создание полноценных финансовых экосистем не представляется возможным вследствие высоких затрат, но в то же время является востребованным создание специализированных цифровых финансовых сервисов, которые будут упрощать доступ к тому или иному банковскому продукту. Таким образом, можно будет говорить если не о финансовой экосистеме банка, то о присутствии у банка элементов финансовой экосистемы.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Годовой отчет Сбербанка - 2020. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sberbank.com/ru/investor-геЫю^/героГ^-апё-риЬНсайо^/аппиа1-герог1^ Дата обращения: 15.10.2021
2. Глава Альфа-банка: понятие экосистемы устарело, пришло время финансовых суперсервисов. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://tass.ru/interviews/ 11571699 (дата обращения: 10.11.2021).
3. Зверькова Т.Н. Банки, fintech, экосистемы: новые формы взаимодействия в финансовом посредничестве // АНИ: экономика и управление. 2020. № 2 (31). С. 159-166.
4. «Мы не экосистема, мы не IT-ком-пания - мы банк» // Коммерсант- 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/3994429 (дата обращения: 10.11.2021).
5. Нурмухаметов Р.К., Воскресенская Л.Н., Мясникова Е.Б. Банковские экосистемы в России: сущность, виды, регулирование // Финансовые рынки и банки. 2021. № 8. С. 33-39
6. Радковская Н.П., Фомичева О.Е., Финансовая экосистема - основной тренд цифровой трансформации модели банковского бизнеса. Журнал правовых и экономических исследований. 2018. № 4. С. 186-189.
7. Стратегия 2019-2021. Цифровой банкинг: от классического банкинга до финансовых экосистем. Банк Центр-Инвест. Сочи, 2019. С. 6.
8. Экосистемы: подходы к регулированию. Доклад для общественных консультаций. Банк России. Москва. Апрель 2021 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cbr.ru/Content/Document/File/ 119960/ Consultation_Paper_02042021.pdf (дата обращения: 13.10.2021).
9. Chung Violet, Dietz Miklos, Rab Istvan, Townsend Zac. Ecosystem 2.0: Climbing to the next level. McKinsey Quarterly. September 11, 2020 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.mckinsey.com/ business-functions/mckinsey-digital/our-in-sights/ ecosystem-2-point-0-climbing-to-the-next-level (дата обращения: 11.10.2021).
10. IDC FutureScape: Top 10 Predictions for the Future of Industry Ecosystems [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.businesswire.com/news/ho (дата обращения: 13.12.2021).
11. Louise Malady, Ross Buckley and Douglas Arner. Developing and Implementing AML/CFT Measures using a Risk-Based Approach for New Payments Products and Services. June 2014. SSRN Electronic Journal • January 2014 DOI: 10.2139/ssrn. 2456581
12. Palmie, M., Wincent, J., Parida, V, & Caglar, U., (2020). The evolution of the financial technology ecosystem: an introduction and agenda for future research on disruptive innovations in ecosystems. Technological forecasting and social change 151. https://doi.org/10.1016/j.techfore .2019.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Annual report of Sberbank - 2020. [Electronic resource] Access mode: https://www.sberbank.com/ru/investor-rela-tions/reports-and-publications/annual-reports Date of access: 10/15/2021
2. The head of Alfa-Bank: the concept of an ecosystem is outdated, the time has come for financial superservices. [Electronic resource] Access mode: https://tass.ru/inter-views/11571699 Date of access: 11/10/2021
3. Zverkova T.N. Banks, fintech, ecosystems: new forms of interaction in financial intermediation // API: economics and management. 2020. No. 2 (31). With. 159-166
4. "We are not an ecosystem, we are not an IT company - we are a bank" // Kommer-sant-2019 [Electronic resource] Access mode: https://www.kommersant.ru/doc/3994429 Date of access: 11/10/2021
5. Nurmukhametov R.K., Voskresenskaya L.N., Myasnikova E.B. Banking ecosystems in Russia: essence, types, regulation // Financial markets and banks. 2021. № 8. P. 33-39.
6. Radkovskaya N.P., Fomicheva O.E., Financial ecosystem is the main trend of digital transformation of the banking business model. Journal of Legal and Economic Research. 2018.- No. 4. -p. 186-189.
7. Strategy 2019-2021. Digital banking: from classical banking to financial ecosystems. Bank Center-Invest. Sochi, 2019. P. 6
8. Ecosystems: approaches to regulation. Report for public consultation. Bank of Russia. Moscow. April 2021. [Electronic resource] Access mode: http://cbr.ru/Content/Docu-ment/File/119960/ Consultation_Pa-per_02042021.pdf Date of access: 10/13/2021
9. Chung Violet, Dietz Miklos, Rab Istvan, Townsend Zac. Ecosystem 2.0: Climbing to the next level. McKinsey Quarterly. September 11, 2020. - URL: [Electronic resource] Access mode: https://www.mckm-sey.com/ business-functions/mckinsey-digi-tal/our-insights/ ecosystem-2-point-0-climb-ing-to-the -next-level Date of access: 10/11/2021
10. IDC FutureScape: Top 10 Predictions for the Future of Industry Ecosystems [Electronic resource] Access mode: https://www.businesswire.com/news/ho Accessed: 12/13/2021
11. Louise Malady, Ross Buckley and Douglas Arner. Developing and Implementing AML/CFT Measures using a Risk-Based Approach for New Payments Products and Services. June 2014. SSRN Electronic Journal. January 2014 DOI: 10.2139/ssrn. 2456581
12. Palmie M., Wincent J., Parida V. & Caglar U. (2020). The evolution of the financial technology ecosystem: an introduction and agenda for future research on disruptive innovations in ecosystems. Technological forecasting and social change 151. https://doi.org/10.1016/j. techfore. 2019.