Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галкина Вера Александровна, Шохова Ольга Валентиновна

Цель исследования - охарактеризовать состояние сформированности у обучающихся младших классов с умственной отсталостью экологической культуры, что, в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой, включает в себя: установку на экологическое поведение, заботу о своем здоровье, положительное отношение к здоровому образу жизни и бережное отношение к природе. В статье рассматривается понятие «экологическая культура», приводятся результаты практического исследования сформированности экологической культуры у младших школьников с умственной отсталостью (в соответствии с критериями, указанными выше), делаются выводы и намечаются перспективы дальнейшей работы. Научная новизна исследования: выявлены психолого-педагогические особенности, приводящие к трудностям формирования экологической культуры у умственно отсталых школьников: несформированность познавательной деятельности, трудности при анализе, синтезе и восприятии информации, незрелость эмоционально-волевой сферы, сложности в формировании убеждений, взглядов и чувств, сложности в формировании личностных результатов обучения. В результате были определены направления и порядок работы по формированию экологической культуры у умственно отсталых младших школьников на основе деятельностного подхода, разработан и апробирован алгоритм по формированию экологической культуры у детей указанной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Галкина Вера Александровна, Шохова Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITIES OF ECOLOGICAL CULTURE FORMATION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH MILD INTELLECTUAL DISABILITY DURING EDUCATIONAL ACTIVITIES

The research aims to characterise the state of ecological culture formation in primary school students with intellectual disability, which in accordance with the Adapted Basic General Education Curriculum Guidelines includes the following: commitment to environmental behaviour, taking care of one’s own health, positive attitude to a healthy lifestyle and respect for nature. The paper considers the notion of “ecological culture”, presents the results of a practical study of ecological culture formation in younger schoolchildren with intellectual disability (according to the abovementioned criteria), draws conclusions and outlines prospects for further work. The research is novel in that it identifies the psychological and pedagogical features that lead to difficulties in ecological culture formation in schoolchildren with intellectual disability, i.e. underdevelopment of cognitive activities, difficulties in analysing, synthesising and perceiving information, emotional-volitional immaturity, difficulties in forming beliefs, views and feelings, difficulties in forming personal learning outcomes. As a result, the researchers have determined the areas and procedures for ecological culture formation in younger schoolchildren with intellectual disability on the basis of an activity approach, have developed and tested an algorithm for ecological culture formation in children of the specified category.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ИЗДАТЕЛЬСТ

Í rpomoTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 2. С. 201-207 | 2022. Volume 7. Issue 2. P. 201-207

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Особенности формирования экологической культуры у младших школьников с легкой умственной отсталостью в учебной деятельности

Галкина В. А., Шохова О. В.

Аннотация. Цель исследования - охарактеризовать состояние сформированности у обучающихся младших классов с умственной отсталостью экологической культуры, что, в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой, включает в себя: установку на экологическое поведение, заботу о своем здоровье, положительное отношение к здоровому образу жизни и бережное отношение к природе. В статье рассматривается понятие «экологическая культура», приводятся результаты практического исследования сформированности экологической культуры у младших школьников с умственной отсталостью (в соответствии с критериями, указанными выше), делаются выводы и намечаются перспективы дальнейшей работы. Научная новизна исследования: выявлены психолого-педагогические особенности, приводящие к трудностям формирования экологической культуры у умственно отсталых школьников: несформированность познавательной деятельности, трудности при анализе, синтезе и восприятии информации, незрелость эмоционально-волевой сферы, сложности в формировании убеждений, взглядов и чувств, сложности в формировании личностных результатов обучения. В результате были определены направления и порядок работы по формированию экологической культуры у умственно отсталых младших школьников на основе деятельностного подхода, разработан и апробирован алгоритм по формированию экологической культуры у детей указанной категории.

EN

Particularities of Ecological Culture Formation in Younger Schoolchildren with Mild Intellectual Disability during Educational Activities

Galkina V. A., Shohova O. V.

Abstract. The research aims to characterise the state of ecological culture formation in primary school students with intellectual disability, which in accordance with the Adapted Basic General Education Curriculum Guidelines includes the following: commitment to environmental behaviour, taking care of one's own health, positive attitude to a healthy lifestyle and respect for nature. The paper considers the notion of "ecological culture", presents the results of a practical study of ecological culture formation in younger schoolchildren with intellectual disability (according to the abovementioned criteria), draws conclusions and outlines prospects for further work. The research is novel in that it identifies the psychological and pedagogical features that lead to difficulties in ecological culture formation in schoolchildren with intellectual disability, i.e. underdevelopment of cognitive activities, difficulties in analysing, synthesising and perceiving information, emotional-volitional immaturity, difficulties in forming beliefs, views and feelings, difficulties in forming personal learning outcomes. As a result, the researchers have determined the areas and procedures for ecological culture formation in younger schoolchildren with intellectual disability on the basis of an activity approach, have developed and tested an algorithm for ecological culture formation in children of the specified category.

Введение

Актуальность. Современная государственная политика многих стран, в том числе и Российской Федерации, придает большое значение вопросу экологического воспитания детей и молодежи (Антишина, Долматов, 2014, с. 45). Это связано с необходимостью формирования бережного отношения к природе и культуры

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220029

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

жизни современного человека с целью сохранения ресурсов нашей планеты (Алабина, 2020, с. 7). Не подвергается сомнению тот факт, что формированием экологической культуры, экологического поведения необходимо заниматься с детского возраста, поскольку заложенные в школе основы мировоззрения остаются с человеком на протяжении всей жизни, кроме того, именно данный возрастной период является сензитивным для оказания воспитательного воздействия. На это в своих трудах указывали Л. И. Божович (2001, с. 23), С. Л. Рубинштейн (2002, с. 28) и другие. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение детьми определенными знаниями и умениями, но и развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Образование и воспитание школьников с нарушением интеллекта в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы (Гребенникова, 2010, с. 11). У младших школьников с умственной отсталостью наблюдается в первую очередь нарушение познавательной деятельности и высших психических функций, что препятствует усвоению (естественным образом) знаний во всех областях. Дети данной категории мыслят очень конкретно, затрудняются представить последствия своих действий, так как у них нарушено абстрактное мышление и функция предвидения. Мы не будем подробно останавливаться на характеристике умственно отсталого ребенка, но скажем, что сама структура нарушения определяет необходимость целенаправленной работы и контроля со стороны педагога.

Нужно сказать, что исследования, посвященные формированию экологической культуры, проводятся, однако с момента введения нового образовательного стандарта, построенного на идее формирования всесторонне развитой личности ребенка, работ в данном направлении недостаточно.

Таким образом, актуальность исследования не вызывает сомнений, поскольку стихийно (произвольно) экологическая культура у умственно отсталых младших школьников формируется поверхностно, а знания в данной области необходимы детям для хорошего качества жизни и социальной адаптации. Кроме того, актуальность подчеркивается требованиями нового стандарта и примерной адаптированной основной образовательной программы, которая предусматривает отдельный раздел по формированию экологической культуры.

Задачи исследования:

- обосновать необходимость формирования экологической культуры у младших школьников с нарушением интеллекта;

- провести эмпирическое исследование по формированию экологической культуры у младших школьников с нарушением интеллекта;

- разработать алгоритм формирования экологической культуры у младших школьников с нарушением интеллекта.

Теоретической базой исследования послужили работы таких ученых, как В. В. Воронкова (1994), которая рассматривала общие вопросы обучения и воспитания умственно отсталых школьников, в том числе основы экологического воспитания; И. А. Гребенникова (2010) - формирование основ экологической культуры у умственно отсталых детей; Е. А. Ковалева (1971) -особенности усвоения понятия «природа»; Т. М. Лифанова (2001) - методы работы на уроках естествознания; Е. Н. Соломина (1996) - обучение географии; Т. И. Пороцкая, А. В. Ян-чева (1985) - изучение понятия «природа», обучение географии; Т. В. Шевырева, Е. Н. Соломина (2019) - технологии образования лиц с умственной отсталостью в предметной области «Естествознание».

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; эмпирические (беседа, письменные и устные задания, наблюдение); педагогический эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный этапы); количественный и качественный анализ полученных данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что представленный в статье материал может использоваться в работе учителей, осуществляющих подготовку умственно отсталых младших школьников по адаптированным основным общеобразовательным программам. Целесообразно использовать результаты исследования в рамках таких предметов, как «Мир природы и человека», «Русский язык», «Чтение».

Необходимость формирования экологической культуры у младших школьников с нарушением интеллекта

Под экологической культурой применительно к детям с легкой умственной отсталостью следует понимать сложное, интегрированное понятие, состоящее из обучения и воспитания экологическим основам: элементарные представления об экологии, осознанное, бережное отношение к окружающей природе, правильное, экологичное поведение, бережное отношение к своему здоровью (Гребенникова, 2010, с. 24).

Формирование экологической культуры оказывает положительное воздействие на всю личность ребенка, позволяя формировать такие качества как: осознанность (по отношению к природе и к себе), ответственность за свое поведение в природе и не только, бережное отношение к природе и окружающей среде и др. (Беспалова, Камерилова, 2012) Методологическая основа нашего исследования - онтологический подход, рассматривающий формирование правильной экологической культуры как формы бытия, которая реализуется во взаимодействии человека с миром, при этом система «Человек-природа» способна к саморазвитию через формирование у субъекта соответствующих убеждений и выступает как целостный образ экологической культуры.

Современный федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС УО (2014)) и примерная адаптированная

основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ПАООП (2017, с. 283)) предусматривают раздел по формированию экологической культуры на протяжении всего школьного обучения. Данный раздел реализуется через урочную и внеурочную деятельность. Нужно сказать, что посредством реализации программы экологической культуры мы формируем у умственно отсталых обучающихся правильные личностные ориентиры и установки (Галкина, 2020, с. 10), которые способствуют не только положительному отношению к природе, но и улучшению познавательной деятельности детей.

Отметим, что формирование экологической культуры в соответствии с ФГОС УО (2014) и ПАООП (2017, с. 283) состоит из следующих элементов: представления о мировом единстве, разнообразии культур, народов и природы; начальные адаптационные навыки; установки, касающиеся здорового и безопасного образа жизни; бережное отношение к следующим видам ценностей: материальные, духовные.

Согласно ПАООП (2017), наиболее целесообразный путь формирования экологической культуры - специально организованная деятельность педагога по формированию самостоятельной деятельности обучающихся с нарушением интеллекта. В силу специфических механизмов нарушения при умственной отсталости стихийно самостоятельная деятельность у детей указанной категории не формируется (Мозговой, Яковлева, Еремина, 2010, с. 24). Кроме того, в ПАООП (2017, с. 284) указывается на необходимость комплексной работы по формированию экологической культуры, что выражается в параллельном воздействии на ребенка таких социальных институтов, как семья и школа. Важно сказать, что семейное воспитание не должно носить противоречивый характер, т.е. необходимо единство требований к ребенку со стороны всех членов семьи (Ткачева, 2014, с. 50). Школьное обучение также должно строиться на основе единства образовательного и воспитательного процессов, урочной и внеурочной деятельности, а также взаимодействия специалистов и администрации.

Программа экологической культуры реализуется на всех уроках, не только в рамках предметной области «Естествознание» и включающихся в нее предметов «Мир природы и человека» «Природоведение», «Биология», но и отражается в программе формирования базовых учебных действий и итоговых результатов освоения АООП.

Таким образом, можно сформулировать некоторые противоречия, подчеркивающие необходимость формирования экологической культуры у младших школьников с нарушением интеллекта:

- между требованиями, предъявляемыми ПАООП и ФГОС УО по освоению программы экологической культуры, и крайне слабым стихийным формированием необходимых навыков у умственно отсталых детей в этой области;

- между необходимостью целенаправленной работы педагогов по формированию экологической культуры и недостаточным количеством исследований в свете новых требований, предъявляемых системой образования в России.

Эмпирическое исследование формирования экологической культуры у младших школьников с нарушением интеллекта

Исследование уровня сформированное™ экологической культуры у младших школьников с легкой умственной отсталостью осуществлялось в 2019-2022 гг. в три этапа. В исследовании приняло участие 80 детей с легкой умственной отсталостью, обучающихся по варианту 1 АООП. Базы исследования: МБОУ «Школа № 8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Балашиха; МБОУ «Школа № 5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Щелково; МКОУ «Школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья», Балашиха; Детский многопрофильный центр "Happy Kids", Пушкино, Мытищи; ГБОУ г. Москвы «Школа № 904». Возраст обучающихся: 3-4 классы.

На первом - подготовительно-организационном - этапе исследования были осуществлены: поиск и разработка методологической основы исследования, формирование контингента участников исследования, проводились обоснование и отбор методов исследования.

На втором этапе (констатирующая часть) исследования был выявлен исходный уровень развития экологической культуры у обучающихся с нарушением интеллекта в соответствии с выделенными критериями (личностные результаты), был проведен педагогический эксперимент, направленный на формирование экологической культуры у указанной категории детей.

На третьем этапе исследования осуществлялся анализ полученных результатов и были выявлены алгоритм и направления работы для эффективного достижения личностных результатов по программе формирования экологической культуры умственно отсталых школьников.

Для выявления уровня сформированности экологической культуры у младших школьников с легкой умственной отсталостью нами были выбраны учебные задания в соответствии с тематическим планированием по учебному предмету «Мир природы и человека», проводилось специально организованное наблюдение за обучающимися во время уроков и осуществлялась рефлексивная беседа.

Так, детям были предложены следующие задания. «Что можно есть?»: обучающимся демонстрируют картинки с продуктами питания, и педагог просит отсортировать их в две стопки: что полезно употреблять в пищу, а что вредно (помидор, сладкая газированная вода, курица, хлеб, яблоко, чипсы, фастфуд).

Еще одно задание было направлено на выявление умения правильно и бережно вести себя в природе. Ученикам предлагались следующие картинки и задавались вопросы: «Где природа выглядит красивее?», «Почему нельзя мусорить в лесу?», «Куда нужно выбрасывать мусор?» и т.д. (Рисунок 1, 2).

Рисунок 1. Природа незагрязненная Рисунок 2. Мусор в природе

Еще мы предлагали обучающимся ответить на вопросы, касающиеся собственного здоровья: «Что нужно делать, если ты заболел?», «Как нужно одеваться, чтобы не заболеть?» и т.д.

Для оценивания уровня сформированности экологической культуры у младших школьников с нарушением интеллекта была выбрана пятибалльная система, где 5 баллов - сформировано полностью (обучающийся проявляет осознанность при выполнении заданий, самостоятельность); 4 - сформировано не полностью (дети обнаруживают достаточное владение знаниями, установками, но недостаточно самостоятельны); 3 - сформировано частично (дети обнаруживают неполные представления, действия и ответы не до конца осознаны); 2 - сформировано слабо (ребенок неустойчив в выборе ответа, нуждается в постоянной помощи со стороны); 1 - не сформировано (ребенок не может выполнить задания самостоятельно, не осознает смысла действия).

Уровень сформированности экологической культуры высчитывался в соответствии со шкалой оценки, которая коррелирует с предложенными критериями оценки достижений умственно отсталых школьников в ПАООП. На диаграммах ниже (Рисунок 3, 4) результаты даны в процентном соотношении. Представлен процент полной сформированности каждого компонента среди участников исследования.

Итак, рассмотрим подробнее результаты исследования сформированности экологической культуры у умственно отсталых младших школьников.

Установка на культурное и экологичное поведение

Забота о собственном здоровье

Положительное отношение к ЗОЖ

Ценностное и бережное отношение к природе

1 18%

И 16%

26%

0% 5% 10% 15% 20% 25% 30%

Рисунок 3. Соотношение личностных результатов в области экологической культуры у младших школьников с нарушением интеллекта (констатирующий этап)

Как видно из диаграммы (Рисунок 3), в целом уровень сформированности экологической культуры у умственно отсталых младших школьников недостаточно высок. Слабее всего у детей младшего школьного возраста сформировано положительное отношение к правильному, здоровому образу жизни (ЗОЖ): дети не осознают в полной мере значимости данного компонента, их знания зачастую носят механический и неустойчивый характер.

Наиболее сформировано бережное отношение к природе: обучающиеся осознают важность сохранения чистоты, красоты природы, не совершают вандальных и агрессивных действий по отношению к живым существам. Данный показатель связан с установкой на экологическое поведение. Безусловно, в силу личностных особенностей детей данного возраста полной осознанности в данном компоненте наблюдаться не может, однако благодаря методу убеждения дети имеют представления и обнаруживают предпосылки к формированию установок на экологическое поведение.

Мы можем отметить, что младшие школьники с нарушением интеллекта не всегда могли правильно понять и оформить в речевом высказывании (Лыкова-Унковская, Галкина, 2019, с. 18) основные правила экологической культуры, в основном они пользовались выученными речевыми штампами, например, на вопрос педагога: «Почему нельзя бросать бумагу где попало?» - дети чаще отвечали: «Так нельзя. Я правильно сказал» или затруднялись ответить: «Мусор». Но после того как педагогом была смоделирована ситуация, иллюстрирующая скопление мусора, дети могли сказать, что так делать нельзя, будет портиться внешний вид природы, некоторые

животные могут по ошибке съесть фантики и пр., кроме того, большинство материалов подлежит переработке и мы сможем использовать их повторно, что сократит вырубку деревьев. На вопрос: «Для чего нужно беречь и не ломать деревья?» - дети отвечали следующим образом: «Деревья нельзя ломать», что свидетельствует о заучивании правила и недостаточной его осознанности.

Таким образом, появилась необходимость разработки алгоритма работы по формированию экологической культуры у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе обучения.

Алгоритм работы по формированию экологической культуры у младших школьников с легкой умственной отсталостью

Мы полагаем, что в основе алгоритма должна лежать комплексная, поэтапная работа в рамках всех видов деятельности в школе. Данный алгоритм основывается на теории поэтапного формирования умственных действий (Гальперин, Кабыльницкая, 1974, с. 69), что позволит постепенно сформировать у младших школьников с легкой умственной отсталостью убеждения в области экологической культуры. С учетом особенностей умственно отсталых учащихся мы предлагаем организовывать их деятельность с опорой на процессы интерио-ризации и экстериоризации как механизмы внутренней и внешней деятельности.

Убеждения в области экологической культуры у умственно отсталых школьников формируются за счет: 1) создания положительной мотивации к бережному отношению к природе; 2) дополнения стандартизированных заданий на уроках «Мир природы и человека» специфическими заданиями, направленными на формирование экологической культуры; 3) включения во внеурочную деятельность дополнительных творческих заданий по теме экологии; 4) использования инновационных технических средств и технологий для ознакомления детей с проблемами экологии.

Алгоритм работы по формированию экологической культуры у младших школьников с нарушением интеллекта в процессе обучения:

• совместная работа с учителем по развитию функций мышления (анализ, синтез, определение причинно-следственных связей) на примере актуальных экологических проблем;

• совместный с педагогом поиск решения актуальных экологических проблем;

• совместная с учителем практическая деятельность (многократные упражнения, творческие проекты, направленные на решение актуальных экологических проблем);

• самостоятельная работа обучающихся (индивидуально или в парах) по разработке экологического проекта, который можно реализовать в школе (экологические акции, классные часы).

Важно заметить, что самостоятельность обучающихся должна со временем повышаться. Это обеспечит лучшее закрепление материала и упрочнит вновь сформированные экологические представления, которые со временем станут убеждениями и будут составлять образ жизни ребенка.

Обучающий эксперимент, направленный на формирование экологической культуры у младших школьников с нарушением интеллекта, предполагал реализацию направлений работы, представленных ниже.

На уроках по предмету «Мир природы и человека»:

• формирование и закрепление представлений о неживой и живой природе, о правильном и благоприятном образе поведения для поддержания экологически безопасной среды;

• развитие речевой культуры на основе формирования экологических знаний и представлений;

• создание практико-ориентированного проекта внутришкольного озеленения;

• формирование ценностно-смыслового отношения к экологии.

На уроках ручного труда:

• реализация предметно-практических навыков при создании новых продуктов с использованием вторичного материала, создание поделок из природного материала;

• формирование бережного отношения к природным материалам через объяснение их значимости в жизни людей и животных.

На уроках чтения:

• проведение экологических бесед во время ознакомления обучающихся с литературными произведениями;

• организация литературного кафе на экологическую тему в рамках цикла о природе;

• формирование умения выразить свое отношение к природе, экологическим проблемам путем связного и аргументированного высказывания.

В процессе обучения уделялось большое внимание вопросам организации командной работы, преемственности в формировании экологической культуры школьников (от одного класса к другому). Работа по формированию экологической культуры у младших школьников с нарушением интеллекта предполагала следующие направления:

- просветительское - способствует осознанию школьниками с нарушением интеллекта природы как среды обитания человека и использованию экологических знаний в целях ее сохранения, предотвращения опасного и необратимого нарушения экологического равновесия;

- развивающее - реализуется в ходе формирования у школьников осмысления экологических явлений, установления связи и зависимости состояния экологии от поведения человека; кроме того, в процессе

формирования экологических установок дети учатся делать выводы, обобщать и перерабатывать полученную информацию;

- воспитательное - способствует формированию у школьников экологических установок, чувств и убеждений, направленных на правильное, гармоничное взаимодействие человека с природой;

- организационное - заключается в организации самостоятельной деятельности обучающихся по охране природы. Это предполагает участие детей в мероприятиях, направленных на землепользование, заготовку древесины (изделия из древесины), сбор трав и т.д.;

- прогностическое - предполагает развитие у детей способности предвидеть результаты своего труда (при умственной отсталости имеет место нарушение лобных отделов коры, следовательно, блок прогнозирования и контроля сильно нарушен). Поэтому в работе целесообразно использовать наглядный план действий по выполнению заданий, различные алгоритмы и опорные схемы. Ребенок должен осознавать последствия неверного экологического поведения, например, к чему может привести выброс пластиковых бутылок в воду и т.д.

После проведенного обучения мы вновь проверили личностные результаты школьников с умственной отсталостью. Результаты эксперимента представлены на диаграмме (Рисунок 4).

Рисунок 4. Сформированность личностных результатов в области экологической культуры у младших школьников с нарушением интеллекта (контрольный этап)

Как видно из диаграммы (Рисунок 4), у обучающихся младших классов все показатели сформированности экологической культуры достигают более высоких значений по сравнению с констатирующим этапом. Это обусловлено созреванием личности детей изучаемой категории и эффектом от коррекционно-разви-вающей работы на протяжении всего обучения. Так, у обучающихся наблюдается наличие установки на культурное и экологическое поведение, то есть дети обнаруживают большую осознанность в данном вопросе. Также дети тщательнее подходят к вопросу заботы о собственном здоровье, что проявляется в правильном выборе продуктов питания, одежды по погоде и т.д.

Данная динамика подтверждает идею о необходимости организации психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением интеллекта в ходе целенаправленного образовательного процесса. Исследование показало, что основой для формирования экологической культуры младших школьников с нарушением интеллекта является деятельностный подход и поэтапная, целенаправленная работа в указанном направлении.

Заключение

Итак, в результате проведенного исследования по проблеме формирования экологической культуры у умственно отсталых младших школьников были сделаны следующие выводы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• современный социально-образовательный заказ требует от всех членов общества сформированности экологических установок и экологически правильного поведения;

• у обучающихся с легкой умственной отсталостью самостоятельно не формируются экологические установки на достаточном уровне. Это проявляется в недостаточно сформированных установках на соблюдение правил поведения в природе, невнимании к собственному здоровью и др. Следовательно, нужна целенаправленная работа в этом направлении;

• работа по формированию экологической культуры должна строиться на поэтапной основе, что обеспечит лучшее усвоение детьми с легкой умственной отсталостью соответствующих установок и правил;

• контролирующая роль учителя должна постепенно снижаться, это обеспечит повышение самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью;

• работа по формированию экологической культуры у умственно отсталых младших школьников должна проводиться не только на уроках по предмету «Мир природы и человека», но и в рамках таких дисциплин, как «Русский язык», «Чтение». Такой подход позволит лучше связать полученные знания с жизнью.

Таким образом, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в исследовании, были успешно решены.

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в изучении трудностей формирования экологической культуры у подростков с умственной отсталостью, поскольку из-за переходного возраста установки,

сформированные в начальной школе, могут быть подвергнуты сомнению со стороны подростка. Следовательно, целесообразно разработать методы и приемы работы по формированию экологической культуры в соответствии с актуальными воспитательными задачами государства.

Источники | References

1. Алабина Т. В. Формирование основ экологической культуры у умственно отсталых дошкольников на современном этапе // Специальное образование. 2020. № 2.

2. Антишина А. В., Долматов А. В. Формирование экологической компетенции и культуры в процессе обучения и воспитания студентов // Человек и образование. 2014. № 1 (38).

3. Беспалова Л. А., Камерилова Г. С. Формирование экологической компетентности у старшеклассников средствами учебника по экологии // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6.

4. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. - Воронеж: МОДЭК, 2001.

5. Воронкова В. В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / под ред. В. В. Воронковой М.: Школа-Пресс, 1994.

6. Галкина В. А. Формирование метапредметных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. М., 2020.

7. Гальперин П. Я., Кабыльницкая С. Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

8. Гребенникова И. А. Система работы по формированию основ экологической культуры у умственно отсталых учащихся младших классов: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2010.

9. Ковалева Е. А. Изучение неживой природы в 5 классе вспомогательной школы // Дефектология. 1971. № 6.

10. Лифанова Т. М. Дидактические игры на уроках естествознания: пособие для педагогов. М.: ГНОМ и Д, 2001.

11. Лыкова-Унковская Е. С., Галкина В. А. Социально-коммуникативное развитие детей с легкой умственной отсталостью // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 6 (28).

12. Мозговой В. М., Яковлева И. М., Еремина А. А. Основы олигофренопедагогики: уч. пособие для студ. образовательных учреждений среднего профессионального образования. Изд-е 3-е, стер. М.: Академия, 2010.

13. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»: приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (ФГОС УО). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/#0

14. Пороцкая Т. И., Янчева А. В. Наблюдения за природой в 1-3 классах вспомогательной школы // Специальная школа. 1985. № 1.

15. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (ПАООП) / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2017.

16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002.

17. Соломина E. H. Повышение эффективности обучения географии на основе выполнения системы практических заданий: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 1996.

18. Ткачева В. В. Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья: диагностика и консультирование. М.: Национальный книжный центр, 2014.

19. Шевырева Т. В., Соломина Е. Н. Технологии образования лиц с умственной отсталостью в предметной области «Естествознание»: уч.-метод. пособие. М., 2019.

Информация об авторах | Author information

RU

Галкина Вера Александровна1, к. пед. н. Шохова Ольга Валентиновна2, к. пед. н. 1 2 Московский государственный областной университет

EN

Galkina Vera Alexandrovna1, PhD Shohova Olga Valentinovna2, PhD

1 2 Moscow Region State University

1 2 va.galkina@mgou.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 03.02.2022; опубликовано (published): 31.03.2022.

Ключевые слова (keywords): младшие школьники с легкой умственной отсталостью; экологическая культура; психолого-педагогические особенности; личностные результаты обучения; younger schoolchildren with mild intellectual disability; ecological culture; psychological and pedagogical features; personal learning outcomes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.