Научная статья на тему 'ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Алие Рустемовна, Ян Наталия Александровна

В данной статье представлены особенности организации, проведения и результаты эмпирического исследования уровня сформированности экологической культуры младших школьников с умственной отсталостью во внеурочной деятельности. Работа выстраивалась на определенных критериях, которые выделили В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.М. Лифанова, Т.И. Пороцкая. В исследованиях были использованы специальные методики для умственно отсталых младших школьников, подробно описанные в работе. Данная статья рекомендована для прочтения широкому кругу читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ибрагимова Алие Рустемовна, Ян Наталия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN EMPIRICAL STUDY OF THE LEVEL OF FORMATION OF THE ECOLOGICAL CULTURE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

This article presents the features of the organization, conduct and results of an empirical study of the level of formation of the ecological culture of primary school students with mental retardation in extracurricular activities. The work was based on certain criteria, which were identified by V. V. Voronkova, L. V. Kmytyuk, T. M. Lifanova, T. I. Porotskaya. During the study, special methods were used for mentally retarded primary school children, described in detail in the work. This article is recommended for reading to a wide range of readers.

Текст научной работы на тему «ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ВО

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

AN EMPIRICAL STUDY OF THE LEVEL OF FORMATION OF THE ECOLOGICAL CULTURE OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

ЁЯ

УДК 376.42

Ибрагимова Алие Рустемовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет, имени Февзи Якубова, Россия, г. Симферополь

Ян Наталия Александровна, студент, 4 курс, факультет «Психологии и педагогического образования», Крымский инженерно- педагогический университет имени Февзи Якубова, Россия, г. Симферополь

Ibragimova Alie Rustemovna

Yan Natalia Alexandrovna, [email protected]

Аннотация

В данной статье представлены особенности организации, проведения и результаты эмпирического исследования уровня сформированности экологической культуры младших школьников с умственной отсталостью во внеурочной деятельности. Работа выстраивалась на определенных критериях, которые выделили В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.М. Лифанова, Т.И. Пороцкая. В исследованиях были использованы специальные методики для

умственно отсталых младших школьников, подробно описанные в работе. Данная статья рекомендована для прочтения широкому кругу читателей.

Summary

This article presents the features of the organization, conduct and results of an empirical study of the level of formation of the ecological culture of primary school students with mental retardation in extracurricular activities. The work was based on certain criteria, which were identified by V. V. Voronkova, L. V. Kmytyuk, T. M. Lifanova, T. I. Porotskaya. During the study, special methods were used for mentally retarded primary school children, described in detail in the work. This article is recommended for reading to a wide range of readers.

Ключевые слова: экологическое воспитание, экологическая культура, умственная отсталость, младший школьный возраст, экспериментальное исследование, внеурочная деятельность.

Keyword: environmental education, environmental culture, mental retardation, primary school age, experimental research, extracurricular activities.

Проблемой формирования основ экологической культуры младших школьников с умственной отсталостью занимались такие ученые как В.В. Воронкова, Л.В. Кмытюк, Т.М. Лифанова, Т.И. Пороцкая, В.В. Сивоглазова, С.Г. Шевченко, Т.В. Шевырева и др.

И.О. Дотолева в своих работах под экологическую культуру описывает как «способность человека чувствовать живое бытие мира, примерять и приспосабливать его к себе, взаимосогласовывать собственные потребности и устройство природной окружающей среды» [2, c. 91].

Говоря о формировании основ экологической культуры у младших школьников, Л^. Кмытюк в своих исследованиях отмечает, что «в это понятие входит: интерес к проблемам охраны природы; знания об окружающей среде, принципах ее развития; эмоциональное восприятие природы; экологическая грамотность; личные мотивы, определяющие отношение к окружающей среде» [3, c. 32].

У учащихся младших классов с умственной отсталость как правило преобладает пассивно-сочувственная позиция по отношению к природе. Они безусловно нуждаются в общении с природой, но при этом наблюдается пассивность и некоторая ограниченность эмпатических умений. Они затрудняются в установлении эмоционального контакта с природными объектами, создают впечатление равнодушия и отчужденности от окружающего, хотя способны испытывать жалость и с сочувствием воспринимают увиденные примеры негативного экологического характера. Формирование основ экологической культуры у младших школьников с умственной отсталостью - сложный и длительный процесс направлен как на овладение знаниями, так и на развитие умений, мышления, воли, эмоций, их деятельности по защите, уходу, улучшению природной среды.

Разнообразие деятельности во внеурочной работе дает возможность школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть экологические проблемы в реальной жизни, научиться элементарным умениям охраны природы, быть психологически готовыми к общению со специалистами различных областей природопользования, активно оперировать знаниями с целью принятия конкретных решений и убеждения тех, кто еще не осознает необходимость бережного отношения к природе. Эффективность внеурочной деятельности по формированию экологической культуры школьников в значительной степени зависит от связи ее содержания с урочным материалом предмета окружающий мир в начальных классах и по биологии в старших классах [3].

Практическая часть исследования была реализована в ходе эксперимента. Эмпирическое исследование было реализовано на базе МБОУ «С(К) ОШ «Злагода» город Симферополь, Республики Крым. Экспериментом была охвачена группа детей младшего школьного возраста (3 класс) с умственной отсталостью, в общем количестве 10 человек.

Исследование выстраивалась на основе критериев, выделенных В.В. Воронковой, Л.В. Кмытюк, Т.М. Лифановой, Т.И. Пороцкой: экологические знания; экологическое сознание; экологическая воспитанность [4].

Диагностический инструментарий составили следующие методики:

- опрос «Экологические знания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью»;

- методика «Мое отношение к природе»;

- методика «Экологические ситуации» (по Е.К. Берюховой, Н.В. Груздевой).

Для того чтобы оценить средне групповой показатель уровней сформированности основ экологической культуры младших школьников с умственной отсталостью необходимо было выделить уровни оценивания диагностируемых показателей.

Таким образом, были выделены следующие уровни сформированности основ экологической культуры младших школьников с умственной отсталостью:

Высокий уровень: Обучающиеся отличаются прочными знаниями по вопросам экологии, которые используются в практики экологической деятельности, проявляют развитый эстетический вкус. Школьники соблюдают нормы и правила экологической этики, оказывают помощь природе и людям, способны к самоограничению, непримиримы к действиям, несущим вред природе.

Средний уровень: Обучающиеся понимают важность экологии для здоровья и успешной жизнедеятельности, полноценного развития природы и человека. Они принимают активное участие в экологической деятельности. У школьника имеются отдельные знания по вопросам общей экологии.

Низкий уровень: Обучающиеся характеризуются отсутствием знаний по вопросам экологии, интереса к природным явлениям и живым организмам, не учитывают факторы взаимосвязей и взаимозависимостей. Отношение к окружающему миру - нейтральны или безразличны. У детей отсутствует

положительный опыт эколого-созидательной деятельности, нет сформированной потребности к общению и взаимодействию с природой.

На констатирующем этапе педагогического эксперимента результаты диагностики распределились следующим образом: высокий уровень диагностирован не был; среднему уровню соответствовали результаты 40% обучающихся, то есть 4 человек; низкому уровню соответствовали результаты 60% младших школьников с умственной отсталостью, то есть 6 человек.

Полученные данные на констатирующем этапе эксперимента свидетельствовали о необходимости проведения с данной группой обучающихся работы по формированию основ экологической культуры у младших школьников с умственной отсталостью.

Таким образом, для систематизации работы по формированию основ экологической культуры необходимо продумать программу экологического воспитания младших школьников, обеспечивающую организацию познавательной, познавательно-развлекательной, практической и исследовательской деятельности учащихся, использование и сочетание инновационных и традиционных форм, активных методов и приемов работы, непрерывность и последовательность в изложении материала. Данная программа может включать в себя: экскурсии, классные часы, организацию живого уголка, экологический КВН, выезд в зоопарк, беседы и акции.

Список литературы:

1. Гребенникова, И.А. Изучение сензитивного периода формирования экологической культуры у умственно отсталых учащихся / И.А. Гребенникова. // Вестник Череповецкого государственного университета - №3, 2010. - С. 44-49

2. Дотолева, И.О. Научно-практические аспекты формирования экологической культуры детей с нарушением интеллекта в условиях реализации ФГОС / И.О. Дотолева. // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2016. -С. 90-93.

3. Кмытюк, Л.В. Факультативные занятия по экологии в специальной (коррекционной) школе VIII вида / Л.В. Кмытюк // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2017. - № 3. - С. 32-35.

4. Коняева, Н.П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Олигофренопедагогика» / Н.П. Коняева, Т.С. Никандрова. - М.: ВЛАДОС, 2018. - 199 с.

5. Цветкова, И.В. Экология для начальной школы: Игры и проекты / И.В. Цветкова. - Ярославль: Акад. развития, 2017. - 189 с.

6. Шевырева, Т.В. Организация экологического образования в специальных коррекционных школах VIII вида / Т.В. Шевырева // Коррекционная педагогика. - 2005. - № 1. - С. 33-37.

Bibliography:

1. Grebennikova, I. A. The study of the sensitive period of the formation of ecological culture in mentally retarded students / I. A. Grebennikova. // Bulletin of the Cherepovets State University-No. 3, 2010. - pp. 44-49

2. Dotoleva, I. O. Scientific and practical aspects of the formation of ecological culture of children with intellectual disabilities in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard / I. O. Dotoleva. // Innovative pedagogical technologies: materials of the IV Intern. nauch. Conf. - Kazan: Beech, 2016. - P. 90-93.

3. Kmetyk, L. B. Optional courses in ecology in special (correctional) school type VIII / L. B. Kmetyk // Education and training of children with developmental disorders, 2017. - No. 3. - P. 32-35.

4. Konyaev, N. P. Education of children with intellectual disability: a textbook for University students enrolled in the specialty "Correctional" / N. P. Konyaev, T. S. Nikandrova. - M.: VLADOS, 2018. - 199 p.

5. Tsvetkova, I. V. Ecology for primary school: Games and projects / I. V. Tsvetkova. - Yaroslavl: Akad. development, 2017 - - 189 p.

6. Shevyreva, T. V. Organization of ecological education in special correctional schools of the VIII type / T. V. Shevyreva / / Correctional pedagogy. - 2005. -No. 1. - pp. 33-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.