ПЕДАГОГИКА PEDAGOGY
DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-6-11
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Абрамова И.В., Курдюкова C.B.
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация
В статье рассматривается проблема применения современных образовательных технологий в формировании экологических представлений у детей с нарушением интеллекта. Раскрываются особенности экологического воспитания детей с нарушением интеллекта, а также педагогические условия применения информационно-коммуникационных технологий в данном процессе. Представлена программа экологического кружка «Мы -друзья нашей планеты» для младших школьников с нарушением интеллекта.
Ключевые слова: экологическое воспитание; дети с нарушением интеллекта; информационно-коммуникационные технологии; кружок.
THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL
REPRESENTATION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES BY MEANS OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
Abramova I. V., Kurdyukova S. V.
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russian Federation
The article deals with the application of modem educational technologies in the formation of ecological representations of children with intellectual disabilities. The peculiarities of ecological upbringing of children with intellectual disabilities are revealed, as well as pedagogical conditions for using information and communication technologies in this process. The program of the ecological section «We are friends of our planet»for junior schoolchildren with intellectual disabilities is presented.
Keywords: environmental education; children with intellectual disabilities; information and communication technologies; section.
Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с нарушением интеллекта является адаптация к окружающей и социальной среде, приобщение к современным ценностям общества. Прежде всего, это ценности сохранения собственного здоровья и здоровья планеты. Поэтому так важно формировать экологические представления у детей с нарушением интеллекта уже, начиная с начальной ступени обучения.
Установлено, что в процессе обучения такие дети усваивают определенный объем знаний, но представления и понятия о природе в целом формируются у них медленно. Представления примитивны и характеризуются однородностью и нечеткостью. Они плохо осведомлены даже в отношении тех явлений природы, с которыми не раз встречались практически. При соотнесении единичных объектов с определенной категорией они ориентируются на чувственно воспри-
нимаемые существенные признаки и не осознают явления живой и неживой природы и природоохранительной деятельности человека. При этом актуальность вопросов, связанных с формированием экологических представлений у младших школьников с нарушением интеллекта, обусловлена тем, что данное направление воспитательной деятельности служит залогом более успешного развития их психической сферы в целом и имеет большое значение для всего последующего развития детей и адаптации в социуме.
Необходимость формирования у умственно отсталых обучающихся элементарных экологических знаний и представлений подчеркивалась в работах В.В. Воронковой, Т.Н. Головиной, Е.А. Ковалевой, Т.М. Лифановой, Т.И. Пороцкой, Т.В. Шевыревой и др. [5, с. 243].
Многообразие клинических и психолого-педагогических проявлений нарушения интеллекта у детей предполагает применение различных образовательных технологий, методик и приемов работы, в том числе и информационно-коммуникационных. Их применение на сегодняшний день достаточно широко в образовательном процессе и результативно [1, с. 99; 3, с. 35]. С помощью компьютера, интерактивной доски реализуются такие принципы дидактики, как наглядности, доступности, системности, а значит, обеспечивается высокий уровень усвоения предлагаемого материала по сравнению с традиционными схемами и таблицами [2; 4]. Такие преимущества информационно-коммуникационных технологий, как игровая форма обучения, интерактивность, полисенсорное воздействие, способствуют повышению мотивации детей, их познавательной активности, служат средствами оптимизации и индивидуализации обучения, а в отношении лиц с нарушением интеллекта позволяют активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. В связи с этим формирование экологических представлений у младших школьников с нарушением интеллекта средствами информационно-коммуникационных технологий является актуальным.
Предметом специального исследования, проведенного в рамках обозначенной проблемы, является организация и содержание работы по формированию экологических представлений у младших
школьников с нарушением интеллекта средствами информационно-коммуникационных технологий во внеурочное время.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. о. Саранск. В исследовании приняли участие 12 обучающихся 4 класса, имеющих заключение ПМПК «Легкая степень умственной отсталости». По результатам констатирующего этапа эксперимента были отмечены следующие особенности развития экологических представлений у детей с нарушением интеллекта младшего школьного возраста: неосознанность, поверхностность и недифференцированность представлений; значительное количество ошибок в заданиях на объем фактических знаний о потребностях растений и животных, о сезонных явлениях природы, на определение правильного отношения детей к природе; неустойчивое отношение к природе без выраженной положительной направленности; несформированность экологических знаний по уходу за природными объектами.
Исходя из полученных результатов, был сделан вывод о том, что у младших школьников с нарушением интеллекта недостаточно сформированы экологические представления. Данное обстоятельство определило необходимость организации целенаправленной работы по формированию экологических представлений в рамках внеклассной работы. С этой целью была разработана и реализована программа экологического кружка «Мы - друзья нашей планеты». Экологический кружок рассчитан на 34 учебных часа, продолжительностью 45 минут каждое занятие. Содержание работы кружка составили пять разделов: «Среда обитания» (7 часов); «Жизнь животных» (4 часа); «Реки и озера» (8 часа); «Человек и животные» (8 часов); «Сельскохозяйственный труд» (7 часов). При изучении раздела «Среда обитания» обучающиеся получают сведения о видах загрязнения окружающей среды, участвуют в акции, проводят исследование по определению количества мусора выбрасываемого семьей ребенка за определенный промежуток времени, изготавливают различные поделки, раздела «Жизнь животных», «Человек и животные» - знакомятся с многооб-
разием птиц, зимующих в родном крае, изучают особенности их поведения, питания, изготавливают кормушки и подкармливают птиц, раздела «Сельскохозяйственный труд»—учатся уважительному и доброжелательному отношению к труду другого человека, уважению к труду земледельцев, сохранению чистоты и плодородия почвы.
Основными видами экспериментальной работы явились беседы экологического характера и экологические игры с использованием мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации включали различные иллюстрации, фрагменты электронных энциклопедий, репродукции, аудио-, видео-сопровождение, элементы компьютерных игр и т. д. Примерная тематика мультимедийных презентаций по разделам: 1) «Среда обитания» - «Мир в котором я живу», «Мы - часть природы»; 2) «Жизнь животных» - «Защитим планету», «Красная книга»; 3) «Реки и озера» - «В поисках кислорода под водой», «Кто живет в домике-береге»; 4) «Человек и животные» — «Я и мой питомец», «Экологический мир Мордовии»; 5) «Сельскохозяйственный труд» - «Что такое почва?», «Декоративные растения» и др.
Результатами работы экологического кружка «Мы—друзья нашей планеты» явились достаточная информированность обучающихся с нарушением интеллекта об окружающем мире, сформирован-ность основных экологических представлений, в том числе, об экологических особенностях родного края, бережное отношение к природе. Несомненно, этому в большей степени способствовало систематическое использование на занятиях кружка информационно-коммуникационных технологий, что сделало данные занятия более интересными, продуманными, мобильными.
Список литературы
1. Абрамова И.В. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы, поиски, решения / И.В. Абрамова // Педагогическое образование и наука. 2012. № 11. С. 98-102.
2. Каличкина C.B. ИКТ на уроках окружающего мира как современный метод экологического образования младших школьников / C.B. Каличкина // Непрерывное экологическое образование: проблемы,
опыт, перспективы: материалы 1УМежрег. науч.-практ. конференции (г. Томск, 14—16 апреля2013 г.)/Под ред. E.H. Герасимовой. Томск: ОГБУ РЦРО, 2013. С. 69-74.
3. Кузнецова JI.В. Основы специальной психологии / JI.B. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева / Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002. 54 с.
4. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании: учеб. пособие / И. А. Никольская. М.: Коррекционная педагогика, 2004. 328 с.
5. Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова. М.: Дрофа, 209. 397 с.
ВОТ: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-11-16
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ ВЫРАЖЕНИЯ ЦЕЛИ В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
Аксенова Д. А.
ОЯСГО: 0000-0003-2901-6332, РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
Статья посвящена вопросу категории цели в русском языке. Анализируется проблема наиболее эффективной презентации данной темы в иностранной аудитории на занятиях по русскому языку как иностранному. Также в статье рассматриваются способы выражения цели в русском и английском языках в сопоставительном аспекте.
Ключевые слова: категория цели; семантика цели; средства выражения цели; функциональная грамматика; классификация целевых предложений; сопоставительный аспект.