DOI: 10.12731/2218-7405-2017-6-2-179-184
НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ ТАНЦЕВАЛЬНОГО КРУЖКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
Самохвалова А. С.
ФГЪОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Российская Федерация
В статье рассматриваются научно-организационные и научно-методические основы работы танцевального кружка в общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта, обозначаются цели, задачи, направления, формы и требования к организации танцевального кружка, а также определяются возможности танцевальной кружковой работы в воспитании, обучении и развитии умственно отсталых детей.
Ключевые слова: умственно отсталые дети; нарушение интеллекта; ограниченные возможности здоровья; кружковая работа; танцевальный кружок; организация, методика проведения.
SCIENTIFIC-ORGANIZATIONAL AND SCIENTIFIC-METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF THE DANCE CIRCLE IN THE GENERAL EDUCATION SCHOOL FOR CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES
Samokhvalova A.S.
Mordovian State Pedagogical Institute named after M.E. Yevsevyeva, Saransk, Russian Federation
The article deals with the scientific and organizational and scien-tific-methodologicalfoundations of the dance circle in the general ed-
ucation school for children with intellectual disabilities, identifies the goals, tasks, directions, forms and requirements for the organization of the dance club, as well as the opportunities for dance circle work in upbringing, Training and development of mentally retarded children.
Keywords: mentally retarded children; intellectual disability; limited health opportunities; circle work; dance group; organization; methods of conducting.
Практика работы школ для детей с ограниченными возможностями здоровья показывает, что рациональная организация объединений дополнительного образования способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития, углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, а также оказывает всестороннее эстетическое и нравственное воспитания. К числу дополнительных форм организации педагогического процесса в системе специального образования относятся внеклассные формы педагогической работы. Танцевальный кружок приобщает детей с нарушением интеллекта к музыкальному искусству через танец, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, танец является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей. Однако в настоящее время не существует единой системы требований к организации и методике проведения танцевального кружка для детей с нарушением интеллекта, что планируется рассмотреть в рамках нашего исследования.
Преподавание танцев в общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. У детей развивается координация движений, понимание музыки, владение своим телом, прививаются
навыки социального общения, этикета, культуры общения и поведения в целом. Танцевальные занятия не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие [2, с. 72].
Организация и методика проведения танцевального кружка в общеобразовательной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья определяется психофизиологическими, возрастными особенностями детей, организуется при постоянном составе учебной группы, по твердому расписанию, под руководством руководителя и его помощников, на основе разработанной программы работы кружка [1, с. 32].
С целью исследования психофизического развития школьников с нарушением интеллекта нами был выбран объект проведения эксперимента - ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. о. Саранск. В исследовании приняли участие 12 учащихся 7-го класса, имеющие легкую степень умственной отсталости.
Для оценки особенностей физического развития детей с нарушением интеллекта использовались измеренные параметры роста, массы тела, пропорции развития отдельных частей тела, которые сопоставлялись с показателями здоровых сверстников с целью определения степени отставания от должных величин. Для оценки психического развития школьников с нарушением интеллекта нами использовались методики: «Разрезные картинки», «Зашумленные и перечеркнутые предметы», корректурная проба, «Найди и вычеркни» (видоизмененная методика P.C. Немова), «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия, «Опосредствованное запоминание» по А.Н. Леонтьеву, «Четвертый лишний», «Простые невербальные аналогии», «Исключение четвертого лишнего», «Сюжетные картинки», «Серия картинок» на последовательность событий, понимание смысла рассказа и «Описание картинки со скрытым смыслом». Все задания были нами значительно упрощены и адаптированы.
Результаты эксперимента свидетельствовали о том, что для детей с нарушением интеллекта характерно:
1) по всем параметрам физического развития прослеживается значительное отставание от должных величин, соответствующих среднему уровню здоровых детей;
2) детям тяжело проводить анализ, синтез, затруднительно отвлечься от второстепенных и случайных признаков, устанавливать причинно-следственные; с трудом делают обобщения на знакомом материале, испытывают трудности при оценке знакомых воспринимаемых ситуаций, мышление таких детей имеет ситуационный и наглядно-действенный характер;
3) трудности при распознавании зрительных стимулов;
4) низкая продуктивность, концентрация, переключаемость и устойчивость внимания;
5) преобладает механическая память, отсроченное воспроизведение у большинства учащихся имеет низкие показатели;
6) речевое развитие: нарушение звукопроизношения, ограниченность активного и пассивного словаря, затруднено понимание речи, нарушение грамматического строя речи.
На основе полученных данных психофизического развития детей с нарушениями интеллекта, нами был разработан курс внеурочной деятельности танцевального кружка как целостная система введения в художественную культуру, который включал в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств.
Программа деятельности «Танцевальный кружок» составлена на основе Примерной программы по внеурочной деятельности Федерального компонента государственного образовательного стандарта второго поколения начального и основного общего образования автор Е.И. Коротеева. Программа переработана, дополнена и адаптирована в соответствии с особенностями ее внедрения в ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» г. о. Саранск, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей с нарушением интеллекта.
Цель программы: всестороннее развитие ребенка с нарушением интеллекта, формирование средствами музыки и ритмических
движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности средствами танцевального искусства.
Задачи программы: обучение учащихся двигательным упражнениям под музыку, развитие познавательных процессов, ритма; развитие творческих способностей, навыков танцевальных движений, формирование красоты и пластики движения; привитие любви к танцевальным традициям, воспитание любви к музыке и спорту, привитие навыков здорового образа жизни.
Научно-организационные и научно-методические основы деятельности танцевального кружка в общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта заключаются в следующем:
1. Программа рассчитана на год обучения.
2. В связи со спецификой занятий, границы программы сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического, историко-бытового и народного танца.
3. В разделы программы включаются ритмические упражнения, элементы классического танца, элементы народного танца, эстрадного танца, ритмика, общеразвивающие упражнения, детальный разбор номера, отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр видеокассет, дисков и работу с отстающими детьми.
4. Принципы программы - учет психофизиологических особенностей детей, постепенность в усвоении материала, принцип деятельности, принцип креативности, принцип непрерывности образования и воспитания.
5. Методы занятий: словесный (объяснение, замечании); демонстрационный (личный показ педагога); практический (выполнение движений).
6. Основные формы проведения занятий: танцевальные репетиции, подвижные игры, беседы, праздники.
7. Основные виды занятий: комбинированные, практические занятия, репетиция, концерты, конкурсы, праздники.
8. Структура занятий: вводная (приветствие детей, настрой на положительную работу), основная (работа по теме занятия) и заключительная (подведение итогов) части.
9. Условия реализации программы: занятия танцевального коллектива должны проводиться в специально оборудованном, хорошо проветриваемом танцевальном зале; с целью обеспечения музыкального сопровождения занятия необходимо наличие аудио- и видеотехники, фотоаппарата, материалов для изготовления концертных костюмов, аудио- и видеокассеты.
10.Регулярность занятий - 2 раза в неделю, общий объем занятий 68 часов. Время проведения занятий: среда, пятница. Время проведения одного занятия - не более 1 часа.
11. Планируемые результаты: положительное влияние занятий танцами на развитие личности, коррекции дефектов развития школьников через танец, дети должны овладеть коммуникативным навыком, осознать свою значительность в коллективе, должны знать: названия классических движений; первичные сведения об искусстве хореографии; позиции рук и ног; уметь: воспринимать движение, как символ прекрасного, свободного способа самовыражения; соединять отдельные движения в хореографической композиции; исполнять движения классического характера.
Таким образом, особенности психофизического развития детей с нарушением интеллекта показывают, что рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.
Список литературы
1. Зябликова О.С., Кузьминов Е.В. Организация кружковой работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида // Специальное образование. 2012. № 4. С. 31-35.
2. Кондакова О.Г. Танец как средство эстетического воспитания умственно отсталых младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 72-77.