Научная статья на тему 'Обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллекта самостоятельному использованию навыков гигиены и самообслуживания (употребление пищи)'

Обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллекта самостоятельному использованию навыков гигиены и самообслуживания (употребление пищи) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2217
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
умственная отсталость / умеренная умственная отсталость / тяжелая умственная отсталость / mental retardation / moderate mental retardation / severe mental retardation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т А. Антипина, Т А. Бурнатова, М М. Киселева

В статье рассмотрены особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, изучены основные причины образования умственной отсталости. Представлены этапы формирования навыков самообслуживания употребление пищи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т А. Антипина, Т А. Бурнатова, М М. Киселева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATION OF CHILDREN WITH SEVERE INTELLECTUAL DISABILITIES INDEPENDENT USE OF SKILLS OF HYGIENE AND SELF-SERVICE (TAKING MEALS)

The article considers the peculiarities of education of children with severe intellectual disabilities, we study the main reasons for the formation of mental retardation. The stages of formation of self service skills, having meals, are presented.

Текст научной работы на тему «Обучение детей с тяжелыми нарушениями интеллекта самостоятельному использованию навыков гигиены и самообслуживания (употребление пищи)»

менной молодежи : сб. статей II междунар. науч.-практ. конф. (12 ноября 2017 г.). - Пенза, 2017. - С. 278-281.

References

1 Vershinina O.M. Osobennosti slovoobrazovaniya u detey s obshchim nedorazvitiyem rechi III urovnya. // Logoped. - 2004 -№ 1. - S.34-40

2 Tambovtseva A.G. Formirovaniye sposobov slovoobrazovaniya u detey doshkolnogo vozrasta v detskom sadu : diss. ... k. ped.nauk/ A.G. Tambovtseva. - Moskva, 1983. - 199 s.

3 Yagovkina L. S. Formirovaniye slovoobrazovatelnykh kompetentsiy u detey starshego doshkolnogo vozrasta s obshchim nedorazvitiyem rechi tretyego urovnya /L. S. Yagovkina // Nauchnyye dostizheniya i otkrytiya sovremennoy molodezhi: sb. statey II mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (12 noyabrya 2017 g.). -Penza, 2017. - S. 278-281.

УДК 376.42

Т.А. Антипина, Т.А. Бурнатова, М.М. Киселева Курганский государственный университет, Курган

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАВЫКОВ ГИГИЕНЫ И САМООБСЛУЖИВАНИЯ (УПОТРЕБЛЕНИЕ ПИЩИ)

Аннотация. В статье рассмотрены особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, изучены основные причины образования умственной отсталости. Представлены этапы формирования навыков самообслуживания - употребление пищи.

Ключевые слова: умственная отсталость, умеренная умственная отсталость, тяжелая умственная отсталость.

T.A. Antipina, T.A. Burnatova, M.M. Kiseleva Kurgan state University, Kurgan

THE EDUCATION OF CHILDREN WITH SEVERE INTELLECTUAL DISABILITIES INDEPENDENT USE OF SKILLS OF HYGIENE AND SELF-SERVICE (TAKING MEALS)

Abstract. The article considers the peculiarities of education of children with severe intellectual disabilities, we study the main reasons for the formation of mental retardation. The stages of formation of self - service skills, having meals, are presented.

Key words: mental retardation, moderate mental retardation, severe mental retardation.

Актуальность темы исследования обусловлена увеличением количества детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Одной из главных задач обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта выступает формирование навыков са-

мостоятельного использования правил гигиены и самообслуживания.

В связи с усилением внимания государства и общественности к проблемам обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Данный стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития [1].

Под умственной отсталостью А.Р. Маллер, Г.В. Цикото понимают врожденную или приобретенную в раннем возрасте задержку, либо неполное развитие психики, проявляющуюся в нарушении интеллекта, вызванную патологией головного мозга и ведущую к социальной дезадаптации [2].

В соответствии с классификацией, принятой Всемирной организацией здравоохранения (МКБ-10), умственная отсталость, в зависимости от количественной оценки интеллекта, предполагает четыре степени его снижения: легкую, умеренную, тяжелую, глубокую. Тяжелая умственная отсталость в классификации соответствует шифру F-72, умеренная - Р-71.

Дети, относящиеся к данной группе нозологий, признаны обучаемыми. В трудах Л.Б. Баряевой [3], А.Р. Маллера [2], Л.Ф. Тихомировой [5] сказано, что дети с тяжелыми нарушениями интеллекта способны активно развивать, овладевать элементарными навыками общения, самообслуживания, грамотой, счетом, социально одобряемыми формами поведения.

По этиопатогенезу состояния умственной отсталости разделяют на три основные группы (по Г.Е. Сухаревой) [4]:

1 состояния, обусловленные наследственными (генными и хромосомными) заболеваниями. К этой группе относят: синдромы Дауна, Клайнфелтера, Тернера, Мартина-Белл, истинную микроцефалию, энзимопатические формы, связанные с наследственными обменными нарушениями (фенилкетонурия, галактозурия и пр.), наследственные неврологические и нервно-мышечные заболевания с умственной отсталостью.

2 состояния, вызванные действием различных вредностей во время внутриутробного развития (эмбриопатии и фетопатии). Сюда относят состояния, вызванные внутриутробными инфекциями (вирусы краснухи, гриппа, паратита, цитомегаловирус, возбудители сифилиса, токсо-плазмоза и пр.), интоксикациями (например, алкогольной), гемолитической болезнью плода и пр.

3 состояния, вызванные действием различных вредностей во время родов или в первые ме-

99

сяцы и годы жизни. Выделяют умственную отсталость, связанную с родовой травмой и асфиксией в родах, с черепно-мозговыми травмами и нейро-инфекциями, перенесенными в раннем детстве.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, в соответствии с ФГОС обеспечивается [1]:

• существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек» и др.;

• созданием оптимальных путей развития;

• использованием специфических методов и средств обучения;

• дифференцированным, «пошаговым» обучением;

• обязательной индивидуализацией обучения;

• формированием элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;

• обеспечением присмотра и ухода за обучающимися;

• дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;

• организацией обучения в разновозрастных классах (группах);

• организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

На сегодняшний день стоит проблема обучения детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Главный вопрос: чему учить данную категорию детей. Главным предметом обучения становится гигиена и самообслуживания ребенка.

Одним из основных вопросов самообслуживания является проблема самостоятельного употребления пищи. Для начала обучения самостоятельному питанию нужно выбрать удобные столовые приборы, безопасные для учителя и ребенка.

В процессе обучения навыкам самообслуживания, а именно употреблению пищи, можно выделить следующие этапы:

Первый этап - подготовительный. Начать обучение нужно с любимых продуктов, которые должны быть: во-первых, удобными для употребления, во-вторых, не маркими для окружающей среды. Ярким примером таких продуктов являются твердые фрукты, сосиски и т.д.

Второй этап - ознакомительный. На данном этапе учитель-дефектолог знакомит ребенка со столовыми приборами (вилка, ложка, чашка, кружка), а также правилами работы с данными столовыми приборами. Рассмотрим, например, процесс обучения работы с вилкой. Для первого практи-100

ческого опыта ребенок должен использовать неострую вилку, учитель сам накалывает продукты. Далее учитель отдает простую команду (например, «ам»), и отправляет рукой ребенка пищу в рот.

Третий этап - практический. На данном этапе задача усложняется, ребенку необходимо самостоятельно использовать приобретенный навык (нести продукт в рот).

Четвертый этап - заключительный. На заключительном этапе учащийся самостоятельно накалывает продукт и употребляет в пищу.

Учителю-дефектологу необходимо следить за активностью ребенка, поощрять любую попытку самостоятельного выполнения движения, которому он обучается. За выполнение движений ребёнка следует поощрять словами, жестами. Необходимо постоянно следить за тем, как ребёнок накалывает пищу на столовый прибор (вилку), несет пищу ко рту, совершает жевательные движения. Благодаря деятельности учителя-дефектоло-га формируются навыки самообслуживания и необходимые положительные установки поведения.

Таким образом, для формирования навыков гигиены и самообслуживания необходимо многократно показывать ребенку, как следует поступать в определенных случаях, каким образом выполнять необходимые действия. Только путём многих упражнений ребенок приучается к аккуратному выполнению навыков гигиены и самообслуживания. Систематически предъявляемые требования приводят к образованию положительных привычек, которые позволяют ребенку с тяжелым нарушением интеллекта в определенной степени приспособиться к окружающей жизни.

В заключение отметим, что обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам, несмотря на свою сложность и длительность, всегда дает положительные результаты, что значительно облегчает жизнь семьи, в которой воспитывается ребенок с тяжелым нарушением интеллекта.

Список литературы

1 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) : Приказ Мин-ва образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г.. - Текст : электронный//ГАРАНТ.РУ. Информационно-правовой портал : официальный сайт. -URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/ (дата обращения: 29.04.2018).

2 Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие /

A. Р. Маллер, Г. В. Цикото.- Москва, 2003.

3 Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /Л. Б. Баряева, Д. И. Бойко,

B. И. Липакова [и др.]. - Санкт-Петербург, 2011. - 480 с.

4 Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Г. Е. Сухарева. - Текст : электронный // ФГБНУ «Научный центр психического здоровья» : официальный сайт. - URL: http://psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/ PDF/ClinicLectkidPsy.pdf (дата обращения: 29.04.2018).

5 Тихомирова Л. Ф. Трудности реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и пути их преодоления /Л. Ф. Тихомирова //Ярославский педагогический вестник. - 2013. - Т.2. - № 2. - С. 78-81.

References

1 Ob utverzhdenii federalnogo gosudarstvennogo obrazovatelnogo standarta obrazovaniya obuchayushchikhsya s umstvennoy otstalostyu (intellektualnymi narusheniyami): Prikaz Min-va obrazovaniya i nauki RF ot 19 dekabrya 2014 g. - Tekst: elektronnyy // GARANT.RU. Informatsionno-pravovoy portal: ofitsialnyy sayt. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70760670/ (data obrashcheniya: 29.04.2018).

2 Maller A. R. Vospitaniye i obucheniye detey s tyazheloy intellektualnoy nedostatochnostyu : ucheb. posobiye /

A. R. Maller, G. V. Tsikoto.- Moskva, 2003.

3 Programma obrazovaniya uchashchikhsya s umerennoy i tyazheloy umstvennoy otstalostyu /L. B. Baryayeva, D. I. Boyko, V. I. Lipakova [i dr.]. - Sankt-Peterburg, 2011. - 480 s.

4 Sukhareva G. E. Klinicheskiye lektsii po psikhiatrii detskogo vozrasta / G. E. Sukhareva. - Tekst: elektronnyy// FGBNU «Nauchnyy tsentr psikhicheskogo zdorovia» : ofitsialnyy sayt. - URL: http://psychiatry.ru/siteconst/userfiles/file/PDF/ ClinicLectkidPsy.pdf (data obrashcheniya: 29.04.2018).

5 Tikhomirova L. F. Trudnosti realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovia i puti ikh preodoleniya /L. F. Tikhomirova // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. - 2013. - T.2. - № 2. - S. 78-81.

УКД 376.42

Е.А. Ефименко, М.М. Киселева

Курганский государственный университет,

Курган

ОСОБЕННОСТИ РЕШЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация. В данной статье освещены вопросы решения арифметических задач младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью. Описаны причины данной проблемы, а также предложены методики коррекции и развития мышления, предметно-действенных ситуаций и умения выделять математические связи.

Ключевые слова: интеллектуальная недостаточность, арифметическая задача.

E.A. Efimenko, M.M. Kiseleva Kurgan state University, Kurgan

PECULIARITIES OF SOLUTION OF ARITHMETIC PROBLEMS OF CHILDREN AT A JUNIOR SCHOOL AGE WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Abstract. This article presents a problem that is devoted to solving arithmetic problems by junior schoolchildren with intellectual disabilities. The article describes the causes of this problem, as well as the methods for correction and development of thinking, subject-effective situations and the ability to distinguish mathematical connections of children in this category.

Key words: intellectual insufficiency, arithmetic problem.

Любому человеку в повседневной жизни приходится в той или иной степени сталкиваться с арифметическими выражениями, производить расчеты и многие другие операции с числами. Такую же необходимость в этом испытывают и дети с нарушением интеллекта. Следовательно, овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями представляет важность в практическом смысле и является одним из основных шагов его социализации.

Арифметическая задача - это простейшая, сугубо математическая форма отображения реальных ситуаций, которые понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются [1].

З.Н. Ковригина, М.Н. Перова называют основные причины, тормозящие освоение математических представлений у школьников с умственной отсталостью. К ним относятся:

1) инертность, тугоподвижность нервных процессов, что ведет к снижению работоспособности, повышенной утомляемости и отвлекаемости, отсутствию целенаправленных действий, снижению интереса к окружающему;

2) низкий уровень ориентировочной деятельности;

3) недоразвитие моторики, с чем связано ограничение практического чувственного опыта;

4) недостаточная деятельность, несовершенство взаимодействия анализаторов, что затрудняет накопление сенсорного опыта;

5) нарушение развития речи, проявляющееся в бедности словарного запаса, трудности оформления собственных высказываний, непонимании обращенной речи [3].

Кроме того, указывает О.А. Рыдзе, математические представления у умственно отсталых школьников отличаются качественным своеобразием, объясняемым особенностями психического развития таких детей [2].

У детей с нарушениями интеллекта нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза, наблюдается инертность, косность мышления. Как показывает И.В. Зыгманова, при выполнении простейших математических заданий проявляется слабость мыслительных операций, в результате чего на первый план выступает непосредственное, конкретное восприятие, становясь преградой в усвоении основных математических представлений. Для детей данной категории характерна в большой степени зависимость количественных представлений от качественных характеристик (величины, формы, названия) и пространственного расположения предметов. В счетной деятельности умственно отсталых школьников отмечается переход пересчета на оценивание величины или расположение предметов в пространстве. Перенос имеющихся знаний и умений в новые условия затруднен [4].

Нужно, чтобы дети с интеллектуальной недостаточностью лучше решали и понимали арифметические задачи, для этого мы предлагаем следу-

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.