Колчина Ю.Ю.,
«Шадринский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», г. Шадринск, Россия
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИКТ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДЕТСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ
Аннотация
Тенденции развития современного общества требуют новых системно организующих подходов к развитию образовательной среды. Данная статья описывает процесс внедрения информационных коммуникационных технологий (далее ИКТ) в коррекционно-воспитательный процесс и работу с детьми с нарушением интеллекта, что является в настоящее время одной из актуальных проблем общества.
Ключевые слова: коррекционно-воспитательная деятельность, образовательная деятельность, дети с нарушением интеллекта, средства информационных коммуникационных технологий, мультимедийные технологии.
Kolchina Yu. Yu.,
Shadrinsky orphanage For mentally retarded children, Shadrinsk, Russia
USE OF ICT FUNDS IN THE WORK TEACHER OF THE CHILDREN'S HOUSE-BOARDING SCHOOL FOR MENTALLY RETARDED CHILDREN
Absract
Trends in the development of modern society require new systematically organized approaches to the development of the educational environment. This article describes the process of introducing information and communication technologies (ICT) in the correctional-educational process and working with children with intellectual disabilities, which is currently one of the most urgent problems of the society.
Keywords: correctional-educational activity, educational activity, children with intellectual disabilities, means of information communication technologies, multimedia technologies.
В качестве одного из приоритетов модернизации образования в настоящее время выделяется информатизация образования. Проблема использования средств ИКТ является наиболее актуальной для коррекционно-воспитательной и образовательной деятельности с детьми с нарушением интеллекта, а также с их родителями. Особенности развития психических процессов детей с нарушением интеллекта влияют на характер их деятельности. Они приступают к работе, не руководствуясь указаниями взрослых, конечной целью, часто уходят от правильно начатого действия, не соотносят получаемые результаты с поставленной задачей, некритично относятся к своей работе.
Поэтому внедрение информационных коммуникационных технологий в коррекционно - воспитательный процесс и работу с детьми с нарушением интеллекта, а также родителями, чьи дети проживают в условиях детского дома-интерната - это одна из актуальных проблем. Актуальность проблемы возрастает из-за того, что современные технологии передачи информации открывают перед нами совершенно новые возможности в области познания, развития, общения.
Одним из актуальных направлений работы в Шадринском детском доме-интернате для умственно отсталых детей является использование мультимедийных технологий в работе с детьми с нарушением интеллекта.
Опыт работы показывает, что мультимедийные технологии позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей с нарушением интеллекта.
По сравнению с традиционными формами коррекционно-образовательной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта, занятия с использованием мультимедиа имеет ряд преимуществ:
- предъявление информации на экране монитора, интерактивной доски, проектора в игровой форме вызывает у детей с нарушением интеллекта огромный интерес, и эта информация воспринимается и запоминается ими лучше;
- педагогу удается добиться положительного результата средствами мультимедиа, можно не просто использовать наглядность, а использовать анимацию, видеоизображение, звук для того, чтобы изучаемые события, природные явления, объекты стали более доступными, интересными;
- мультимедийное занятие позволяет использовать новые, более разнообразные возможности различных видов деятельности воспитанников (игровой, учебной, самостоятельной);
- меняется эстетика занятия; педагог получает мощные инструменты для большей привлекательности занятия (причем для этого не требуется специальных навыков художника, фотографа или печатника - достаточно хорошо овладеть соответствующими программами);
- появляется возможность повторного просмотра материалов занятия в индивидуальном режиме, учитывая особенности ребенка с нарушением интеллекта.
Использование мультимедийных технологий в ДДИ создает условия для эффективного развития воспитанников:
- развитие психофизиологических функций, обеспечивающих успешность усвоения программного материала, а также мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
- формирование познавательного интереса и активности ребенка с нарушением интеллекта;
- обогащение коммуникативных умений и навыков;
- формирование учебной мотивации, развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность).
Особенно значимыми для педагогов коррекционных учреждений являются самостоятельно разработанные презентационные программы.
Во-первых, они представляют грамотное в методическом отношении изложение нового материала.
Во-вторых, соблюдается строгая последовательность в изложении материала в соответствии с задачами и планом занятия.
В-третьих, дидактический материал, используемый в собственных занятиях, может быть максимально разнообразным и обновляться так часто, как это необходимо.
Учитывая вышесказанное, для воспитанников 6- 10 лет Шадринского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, была разработана программа «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу», способствующая формированию экологической культуры и здорового образа жизни детей с нарушением интеллекта средствами мультимедийных технологий.
Цель программы: модернизация коррекционно-воспитательного процесса с помощью современных информационных технологий в условиях реализации ФГОС в детском доме-интернате для умственно отсталых детей.
Задачи программы:
- сформировать представления об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
- сформировать познавательный интерес и бережное отношение к природе;
- научить детей с нарушением интеллекта выполнять правила личной гигиены и развить готовность на их основе самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
- обучить безопасному поведению в окружающей среде и элементарным навыкам поведения в экстремальных ситуациях;
- развивать потребность ребенка с нарушением интеллекта безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.
Для реализации поставленных целей и задач использовалась система средств ИКТ:
- аудиовизуальные (слайд-фильм, видеофильм, мультимедийные презентации);
- электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и др.).
Все занятия с воспитанниками с нарушением интеллекта проводились с использованием мультимедийных презентаций. Их преимущество в том, что они позволяют сделать текстовые материалы, фотографии, рисунки слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение разнообразным и интересным. Это позволяло младшим школьникам с нарушением интеллекта, нуждающимся в коррекционном обучении, усвоить программный материал более продуктивно и в полном объеме.
Программа «Я здоровье сберегу - сам себе я помогу» содержит несколько направлений работы.
Для закрепления и расширения знаний о живой и неживой природе, о правилах поведения человека в природе были разработаны занятия с использованием презентационных программ: «Дом под крышей голубой», «Не жалейте осенью труда», «Осень наступила», «Осень золото роняет», «Рядом с нами», «Покормите птиц зимой», «Прилетели птицы», «Как просыпается природа» и другие.
Для формирования здорового образа жизни были разработаны занятия с использованием видеофильмов: «Воздух, солнце и вода - наши лучшие друзья!», «Овощи и фрукты - главные продукты!», «В гости к солнышку», «Быть здоровым хорошо!», «Путешествие в страну «Неболейка», «Дорожка здоровья», «Как мы спасли витаминку» и другие.
Для формирования представлений о многообразии звуков в природе и коррекции звуковой дифференциации на занятиях используются аудиозаписи «Голоса птиц», «Звуки природы».
Для обеспечения рациональной организации двигательного режима, нормального физического развития и двигательной подготовленности, повышения адаптивных возможностей организма, сохранения и укрепления здоровья воспитанников с нарушением интеллекта и формирования культуры здоровья проводились «Праздник здоровья», динамические паузы, и физкультминутки.
В процессе разработки урока с использованием мультимедийных технологий учитывались следующие требования (в соответствии с СанПиН):
- при проектировании урока необходимо предусмотреть чередование обычных учебных видов работы с информационными технологиями и их временной режим;
- слайд должен содержать минимально возможное количество слов (от 2 до
10);
- для надписей и заголовков следует употреблять четкий крупный шрифт, ограничить использование просто текста. Лаконичность — одно из исходных требований при разработке программ;
- заливка фона, букв, линий предпочтительна спокойного, «неядовитого» цвета, не вызывающая раздражение и утомление глаз;
- рисунки, фотографии и другие иллюстрационные материалы должны, по возможности максимально равномерно заполнять все экранное поле;
- нельзя перегружать слайды зрительной информацией;
- на просмотр одного слайда следует отводить достаточное время (не менее 2-3 мин.), чтобы дети с нарушением интеллекта могли концентрировать внимание на экранном изображении, проследить последовательность действий, рассмотреть все элементы слайда, зафиксировать конечный результат;
- звуковое сопровождение слайдов не должно носить резкий, отвлекающий, раздражающий характер.
Содержание каждого занятия с использованием мультимедийных технологий включала:
- составление временной структуры занятия, постановка задач и необходимые этапы для их достижения;
- отбор из резервов компьютерного обеспечения наиболее эффективных средств;
- оценку во времени отобранных материалов: их продолжительность не должна превышать санитарных норм (рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала; запланировать резерв времени);
- из подборки материалов (файлов) собиралась презентационная программа.
Современному педагогу сложно видеть себя в коррекционно-образовательном процессе детского дома-интерната без помощи компьютера и сопутствующих ему электронных ресурсов. Большинство родителей наших детей находятся на расстоянии от них. Многие хотели бы получать консультации квалифицированных специалистов, отслеживать динамику развития своего ребенка на расстоянии. А также получать советы, рекомендации, варианты заданий во время каникул. Многие педагоги создают для этих целей закрытые группы в социальных сетях. Но это не всегда удобно из-за большого объема размещаемой конфиденциальной информации. Использование средств ИКТ помогает решать не только эти задачи, но и позволяет укрепить связь в классном коллективе между детьми и их родителями, воспитателями и учителями. Для этого создан сайт Шадринского детского дома-интерната для умственно отсталых детей, где размещена вся
важная информации. В завершающей стадии находится разработка личных сайтов педагогов.
На личном сайте педагог размещает отчет о проведенной коррекционно-образовательной и воспитательной работе с детьми с нарушением интеллекта своей группы. Это фотографии, видеорепортажи с внеклассных мероприятий, результаты мониторингов, показывающие динамику развития конкретного ребенка.
На основе полученных результатов мониторингов, наблюдений педагогов и специалистов родителям дают рекомендации.
В процессе такой работы была разработана система заданий и упражнений для совместной деятельности детей с нарушением интеллекта и их родителей с целью формирования ЗОЖ. Это и упражнения для релаксации, и использование элементов су-джок терапии, и специально разработанные комплексы гимнастик.
Советы педагога, специалистов, врачей помогут родителям в воспитании «особого» ребенка.
Таким образом, систематическое использование средств ИКТ является неотъемлемой частью работы педагогов с детьми с нарушением интеллекта и их родителями и ведет к повышению качества образовательной деятельности коррекционного учреждения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грач, И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию. // Образование. 2002. №5 с. 88-91.
2. Дагбаева, Н. Экологическое воспитание школьников с помощью Интернета // Воспитание школьников. 2005. № 1. С.22-23.
3. Дежникова, Н.С., Иванова, Л.Ю., Клемяшова, Е.М., Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.
4. Захарова, Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс. // Начальная школа. 2008. №1. - С.31- 33.
5. Здоровый дошкольник: социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова и др. М.: Гардарики, 2008. - 164 с.
6. Критерии наполнения сайтов образовательных учреждений, победителей ПНПО, ресурсных центров», Методическое пособие под редакцией И.Б. Мыловой, изд. Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, 2010.
7. Методические рекомендации по созданию и развитию школьного сайта / сост. Смирнова З.Ю. и др. М.: РЦОКОиИТ, 2008.