• применение метода устного опережения и активизации имеющихся у детей моделей различных синтаксических конструкций.
Список литературы
1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Вла-дос, 1998. - 224 с.: ил.
2. Парамонова Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. -СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 160 с.
3. Хватцев М.Е. Логопедия. Кн. 1. - М.: Владос, 2009. - 234 с.
4. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. - М.: Просвещение, 1984. - 158 с.
Л. Р. Салманова, И. В. Егорова
Особенности фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи
Специфические особенности формирования фонематического слуха у детей с тяжелым недоразвитием речи отмечали в своих исследованиях многие отечественные ученые: В. И. Белютюков, Г.А. Каше, В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, Т.Б. Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В. Чиркина и др. Нормальное развитие фонематического слуха является важным компонентом для успешного овладения различными типами слоговой структуры слова, дифференциации акустически близких фонем, закономерностями письма и чтения. Нарушение развития фонематического слуха не позволяет полноценно развиваться этим процессам, а следовательно, искажает формирование речевой функциональной системы в целом.
Для исследования состояния фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста была использована модифицированная методика Е.Ф. Архиповой [1], Р.И. Лалаевой [2].
Констатирующий эксперимент проводился с февраля по март 2015 г. на базе ГБДОУ № 94 компенсирующего вида Невского р-на Санкт-Петербурга и ГБДОУ № 35 Пушкинского р-на Санкт-Петербурга.
В исследовании принимали участие две группы детей в возрасте 66,5 лет. Экспериментальную группу составили 15 детей с общим недоразвитием речи, контрольную группу - 15 детей с нормальным речевым развитием. Все дети, участвующие в исследовании, имели сохранный слух, зрение и интеллект.
Целью констатирующего эксперимента являлось выявление качественного своеобразия фонематического слуха у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Исследование фонематического восприятия установило, что у дошкольников с речевыми нарушениями преобладают замены акустически
сложных звуков. Наибольшее количество замен отмечено в группах свистящих и шипящих звуков (миска-мишка, лес-лещ, крыса-крыша). Отмечаются замены согласных звуков по принципу звонкости-глухости. Преобладают данный тип ошибок в группе свистящих звуков (козы-косы). Испытуемые смешивают аффрикаты и звуки, входящие в их состав (вечер-ветер). Перечисленные специфические ошибки обусловлены акустической сложностью данных групп согласных, близостью акустических диапазонов указанных звуков. Дошкольники контрольной группы не допускали подобных ошибок, что подтверждает отставание слухоречевого восприятия у детей с общим недоразвитием речи от онтогенетических параметров развития.
Анализ состояния фонематических функций также обнаружил ряд модально-специфических особенностей. Нарушения отмечались как при выполнении заданий на умение выполнять простые формы фонематического анализа, так и сложного фонематического анализа. Значительное количество ошибок выявлено при определении первого согласного звука в словах, когда первый согласный находится в прямом слоге. Дошкольникам с речевой патологией трудно разделить на слух согласный и гласный в прямом слоге, поэтому преобладают такие ответы, как указание начального согласного в слове «малина» в виде «ма»; в слове «кошка» - «ка».
Анализ результатов выполнения тестов выявил, что большинству детей экспериментальной группы сложно в умственном плане оперировать таким пространственными характеристиками слова, как начало и конец. Результатом указанной сложности являлись многочисленные ошибочные ответы испытуемых (например, в слове «танк» конечный согласный определялся как [т]; «ключ» - первый согласный [ч]).
В сложных формах фонематического анализа дошкольники с общим недоразвитием речи допускали наибольшее количество ошибок. При выполнении последовательного анализа слов на звуки дети демонстрировали невозможность расчленить на слух прямые слоги в безударной позиции, воспринимая их на один звуковой элемент (например, «банка» -[б] [а] [н] [к], «ка»; «тапки» - [т], [а], [п], «ки»). В количественном анализе испытуемые допускали подобную ошибку, что приводило к неточному определению количества звуков («суп» - 2 звука, «кот» - 2 звука, «банка» - 4 звука). В русском языке наиболее четко, ясно звучат согласные звуки, безударные гласные акустически неясные, смазанные. Недоразвитие фонематического восприятия не позволяет дошкольникам с общим недоразвитием речи определить безударные гласные как самостоятельные звуковые единицы, выделить их в звуковой оболочке слова.
Нарушения формирования последовательного анализа привели к тому, что с заданиями на позиционный анализ звуков в слове дошкольники не справились.
При исследовании фонематического синтеза слов из звуков, данных в ненарушенной последовательности, было установлено, что дошкольники с речевой патологией не удерживают в памяти программу заданных звуков, допуская пропуски согласных звуков в основном в стечениях («почта» - «поча»; «книга» - «нига»); или переставляя звуки местами («дом» - «дмо»; «сок» - «ско»).
Результаты констатирующего эксперимента выявили грубое отставание в формировании всей фонематической системы у детей с общим недоразвитием речи, что свидетельствует о дизонтогенетическом пути развития данной системы. Неточности фонематического восприятия отмечены на материале акустически сложных звуков. Следствием недоразвития фонематического восприятия явилось нарушение развития фонематических функций. Выполнение заданий на умение осуществлять фонематический анализ и синтез слов характеризуется наличием стойких специфических ошибок. Выявленные особенности не только негативно сказываются на формировании всей фонетико-фонематической системы в целом, но и оказывают неблагоприятное воздействие на становление грамматического строя речи. В дальнейшем недоразвитие фонематического слуха может привести к возникновению вторичных речевых нарушений - дисграфии и дислексии.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ; Астрель, 2007.
2. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушения речи: учеб.-метод. пособие. - СПб.: Наука-Питер, 2006.
3. Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза // Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2004.
Е. Н. Сенина, А. А. Ионова К вопросу об особенностях звукопроизношения у детей с ЗПР
Перед массовой школой стоит важная и ответственная задача -обеспечить в процессе обучения и воспитания всестороннее развитие каждого ребенка. Осуществляя эту сложную задачу, педагогический коллектив дошкольного образовательного учреждения иногда сталкивается с наличием у некоторых детей затруднений в обучении, которые обусловлены теми или иными отклонениями в их развитии, приводящими к неуспеваемости этих детей в школе. Анализ современной литературы свидетельствует об увеличении численности детей с различными трудностями в развитии. Большую часть таких детей составляют дошкольники с задержкой психического развития.
Задержка психического развития относится к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе созревания различ-