УДК 796.912.082.2
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФИГУРИСТОВ ПАРНОГО КАТАНИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Наталия Александровна Волыхина, кандидат педагогических наук, доцент, Казакова Оксана Борисовна, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург
Аннотация
В работе сформулированы основные средства и методические приёмы, направленные на совершенствование физической готовности фигуристов парного катания в подготовительном периоде. Определены модельные характеристики объёма тренировочной нагрузки и распределение средств подготовки в отдельные микроциклы данного периода занятий. Научной новизной работы является определение рациональной последовательности применения средств и методических приёмов для повышения уровня физической готовности фигуристов-парников в подготовительном периоде. Результатом работы явилось обобщение литературных данных и практического опыта специалистов парного катания для определения уровня физической готовности фигуристов-парников в подготовительном периоде.
Ключевые слова: физическая подготовка, подготовительный период, средства и методы подготовки, парное катание.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p81-85
FEATURES OF PHYSICAL TRAINING OF PAIR SKATING SKATERS IN THE
PREPARATORY PERIOD
Natalia Aleksandrovna Volykhina, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer,
Oksana Borisovna Kazakova, the senior lecturer, the Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
The article formulates the main means and methodological techniques aimed at improving the physical readiness of pair skating skaters in the preparatory period. The model characteristics of the volume of training load and the distribution of training facilities in individual microcycles of this period of classes are determined. The scientific novelty of the work is to determine the rational sequence of the use of tools and methodological techniques to increase the level of physical readiness of greenhouse skaters in the preparatory period. The result of the work was the generalization of literary data and practical experience of pair skating specialists to determine the level of physical readiness of pair skating skaters in the preparatory period.
Keywords: physical training, preparatory period, means and methods of preparation, pair skating.
ВВЕДЕНИЕ
В фигурном катании на коньках, также как и во многих других видах спорта, в настоящее время значительно возросла сложность исполняемых элементов. Эта тенденция наблюдается как в одиночном, так и в парном катании, также постоянно растущая конкуренция на соревнованиях различного уровня ставят перед спортсменами весьма важную проблему повышения эффективности и рациональности техники соревновательного упражнения.
Одними из ключевых элементов соревновательных программ в современном парном катании являются многооборотные подкрутки и выбросы. Именно они показывают всю сложность владения сложными элементами парного катания, а также повышают мастерство партнёров. Однако, на ряду с этим, особое внимание уделяется также развитию физических способностей у фигуристов - парников, именно хорошая спортивная форма позволяет выполнять сверхсложные элементы парного катания: параллельные прыжки,
подкрутки, выбросы, поддержки и т.д., благодаря чему постоянно возрастает сложность выполняемых элементов, а также их зрелищность [1, 2].
Меняющиеся правила соревнований позволяют фигуристам парного фигурного катания, с одной стороны - усложнять программы, повышать технику и сложность исполняемых элементов, с другой - показывать красоту, атлетизм спортсменов, зрелищность данного вида фигурного катания.
Современные тенденции развития парного фигурного катания определяют дальнейший рост мастерства фигуристов-парников, а также способствуют развитию данного вида фигурного катания в дальнейшем.
Как показывает практика парного фигурного катания, удержание высоких спортивных результатов на протяжении многих лет требует больших физических затрат и использования резервных возможностей организма спортсменов. Поэтому совершенствование планирования, привлечение более широкого круга средств и методов подготовки для фигуристов-парников является актуальным.
Цель работы - изучение содержания и определение средств физической подготовки в подготовительном периоде.
Задачи:
1. Выявить основные средства СФП для фигуристов парного катания в подготовительном периоде.
2. Экспериментально обосновать эффективность применения средств СФП для фигуристов парного катания в подготовительном периоде.
МЕТОДИКА
Проходило в подготовительный период 2020-2021 г. со сборной командой СПб на базе катка «Клуб Т. Москвиной». Тренировочный процесс осуществлялся под руководством Олимпийской чемпионки по парному катанию Казаковой О.Б. На первом этапе эксперимента определены средства физической подготовки фигуристов парного катания в подготовительный период; определена последовательность применения. На втором этапе была определена эффективность средств физической подготовки, проанализированы результаты выступления спортсменов в соревнованиях. В результате обработки результатов были разработаны методические рекомендации по физической подготовке для спортсменов парного катания в подготовительный период, эффективность определялась на заключительном этапе эксперимента.
Результаты анкетного опроса, педагогических наблюдений и личного опыта подготовки позволили выявить, что в подготовительном периоде подготовки спортсмены парного катания, преимущественно используют следующие средства для развития физических качеств:
1. Легкоатлетические упражнения и упражнения тяжёлой атлетики (скоростно -силовая подготовка).
2. ОРУ гимнастической направленности (на координацию, растяжку).
3. Комплекс средств, направленных на развитие физических способностей:
I. Для развития быстроты движений в прыжках.
II. Упражнения, в которых первоначально условия усложняются, но без использования отягощений.
III. Упражнения на формирование умения расслабляться и переключаться в ходе и в перерывах между упражнениями.
IV Упражнения во внеледовых условиях, направленные на совершенствование статических поз и элементов техники.
V. Упражнения, укрепляющие мышцы бедра и ягодичные.
VI. Упражнения для развития и укрепления мышц туловища.
4. Акробатика.
5. Имитация отдельных элементов фигурного катания на полу: прыжки одиночного катания; поддержки; подкрутки в 1, 2, 3 оборота; выбросы в 2, 3 и 4 оборота.
6. Совершенствование культуры движений:
I. Хореография.
II. Имитация программ на льду: под музыку и без музыки.
7. Комплекс психологических приёмов для стабильного выступления на соревнованиях.
Варьирование данных средств подготовки определяет содержание подготовительного периода. Распределение средств ОФП и СФП в данный период подготовки приведено в таблице 1.
Таблица 1 - Объёмы тренировочной нагрузки спортсменов парного катания в подготови-
Неделя Средства подготовки
Лёгкая атлетика ОРУ Хореография Имитация эл-тов ф/к Всего часов
1 3,75 3,25 7 4 18
2 2,75 4,25 3 4 14
3 6,25 6 6 1 19,25
4 5 6,25 4 0,75 16
Всего 17,75 19,75 20 9,75 67,25
Таким образом, видно, что в подготовительный период значительный объём тренировочной нагрузки спортсменов парного катания приходится на средства ОФП (37,5 ч) и составляет около 35 % от планируемого объёма данного вида подготовки для кандидатов в сборную команду на годовой цикл. Значительное место уделяется хореографической подготовке (20 ч). Наибольшая нагрузка приходится на 3 (19,25 ч) и 1 неделю (18 ч) данного периода подготовки. Наряду с этим, спортсменами используются и средства СФП. Кроме того, следует отметить, что для восстановления и расслабления спортсмены в данный период подготовки практически ежедневно в течение 1 ч плавали в бассейне, а вечером использовали массаж и физиотерапию, баню. Важное значение также имеет способность переключения спортсменов на другие виды деятельности, которые позволяют разгрузиться (рисование, вышивание, чтение книг, слушание музыки и т.д.), особое внимание следует уделить подвижным играм и другим видам спортивной деятельности (бильярд, боулинг, футбол и т. д.), которые также позволяют расслабиться.
Для определения уровня физической подготовленности спортсменов парного катания было проведено специальное тестирование [3]. Результаты тестирования представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты тестирования показателей результатов контрольной и экспериментальной групп_
Контрольные упражнения ЭГ до КГ до Р ЭГ после КГ после Р
Бег на 60 м (с) 9,95±0,08 9,95±0,09 >0,05 9,95±0,06 10,27±0,06 <0.05
Бег на 400 м (с) 82,2±1,19 82,1±1,19 >0,05 83,1±1,27 84,2±1,34 <0.05
Удержание равновесия на одной ноге (с) 26,4±0,29 26,5±0,27 >0,05 24,7±0,21 24,8±0,29 <0.05
Вращение 5 оборотов (с) 2,55±0,01 2,54±0,01 >0,05 2,56±0,01 2,61±0,03 <0.05
Прыжок в длину с места (см) 175,3±1,8 174,7±1,4 >0,05 174,3±1,7 169,7±1,1 <0.05
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) 20,7±1,4 20,5±1,5 >0,05 21,3±1,6 18,2±1,4 <0.05
Подъем туловища из положения лежа (кол-во раз) 19,8±0,6 20,1±0,9 >0,05 20,3±0,4 16,5±0,9 <0.05
В ходе эксперимента было выявлено, что уровень физической подготовленности вырос у обеих групп, однако экспериментальная группа, применявшая вышеупомянутые средства и методы спортивной тренировки, по итогу имеет результаты выше, чем контрольная группа, преуспевавшая по некоторым показателям в начале подготовительного этапа. Вероятно, это связано с тем, что средства и методы экспериментальной группы
имеют направленность на высокое количество повторений, совмещены упражнения на силу и выносливость, присутствует большое разнообразие специальных подготовительных упражнений, тогда как упражнения контрольной группы имели только специальную стандартную направленность.
Кроме того, был проведён антропометрический контроль за динамикой изменения основных параметров, характеризующих динамику тренированности основных групп мышц туловища и нижних конечностей, основные положительные сдвиги отмечаются в период сдачи тестов по ОФП, т.е. тогда, когда спортсменки занимались преимущественно скоростно-силовой подготовкой.
Характер и направленность тренировочных нагрузок существенно влияют на изменения величины подкожно - жировой клетчатки в зависимости от возраста спортсменки и уровня ее подготовленности, индивидуальных качеств.
С помощью педагогических наблюдений во время выступлений спортивных пар в соревновательный период регистрировались стабильность и надёжность выполнения отдельных элементов парного катания, а также место, занятое спортсменами. Результаты приведены в таблице 3
Таблица 3 - Места, занятые спортсменами в соревновательный период
Соревнования Спортсмены
А В С Б Е Б
Чемпионат мира среди юниоров 2021 г. - - - - 1 -
Чемпионат России 2021 г. 3 5 6 2 - 4
Этап кубка России среди юниоров 2021 г. - - - 3 - 4
Чемпионат России среди юниоров 2021 г. - - - 2 1 -
Приз Н.А. Панина 2021 г. - - - 3 - -
Этап кубка России 2021 г 1 3 - - 2 -
Кроме того, результаты наблюдений позволили выявить, что данная группа спортсменов допускает большие ошибки в конце соревновательного периода. Это связано с недостаточно высоким уровнем общей выносливости у этих фигуристов. Несмотря на это, после физической подготовки спортсмены показали наиболее высокие результаты в сезоне, по сравнению в предыдущим сезоном, подготовка к которому велась менее тщательно.
ВЫВОДЫ
- Стержневым моментом в подготовке фигуристов-парников в подготовительном периоде является комплексный подбор средств физической подготовки, к которым относятся: беговые упражнения (на короткие и длинные дистанции), силовые упражнения (с отягощением, с резиновыми амортизаторами), скоростно- силовые упражнения (прыжки в длину и вверх), упражнения координационного характера (элементы акробатики и т. д.), элементы хореографии;
- установлено, что только результаты беговых упражнений (на короткие и длинные дистанции) соответствуют нормативам, предъявляемым к фигуристам членам сборных команд;
- в ходе эксперимента было выявлено, что применяемые средства СФП положительно влияют на физическую подготовленность фигуристов парного катания в подготовительном периоде. Средние арифметические показатели результатов контрольной группы показали меньший результат, чем у экспериментальной группы, что говорит об эффективности предложенных средств и методов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Вагушева Т.Н. Основы обучения подкруткам и выбросам в парном фигурном катании: учебное пособие / Т.Н. Вагушева. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2014. - 58 с.
2. Москвина Т.Н. Произвольная программа парного катания : учебное пособие / Т.Н. Москвина, И.Б. Москвин. - Москва : Физкультура и спорт, 1984. - 111 с.
3. Фигурное катание на коньках: примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / И.В. Абсалямова, Е.В. Жгун, Л.С. Хачатуров, С.П. Кандыба, В.В. Агапова. - Москва : Советский спорт, 2006. - 154 с.
REFERENCES
4. Vagusheva, T. (2010), Basics of training in twists and outliers in pair figure skating, St. Petersburg.
5. Moskvina, T. N. and Moskvin, I,B.(1984), Free program of pair skating, Physical Education and Sports, Moscow.
6. Absalyamova I.V., Zhgun E.V., Khachaturov L.S., Kandyba S.P., Agapova V. V. (2006), Figure skating: An approximate program for the system of additional education of children: children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve. Soviet Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.02.2022
УДК. 796.56
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ОРИЕНТИРОВЩИКОВ И ИХ РОЛЬ В ПРОГНОЗИРОВАНИИ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Юрий Сергеевич Воронов, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Сергеевич Якушев, кандидат педагогических наук, доцент, Вера Викторовна Воронова, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленский государственный университет спорта, Смоленск
Аннотация
В статье раскрываются теоретические и практические основы организации спортивного отбора в кроссовых видах ориентирования с учётом роли интеллектуальных способностей в прогнозировании результативности соревновательной деятельности на этапе высшего спортивного мастерства. Установлено, что более 86% квалифицированных ориентировщиков применяют в тренировочном процессе специализированные задания, направленные на развитие интеллектуальных способностей. При этом 96,5% респондентов считают, что уровень развития интеллектуальной работоспособности оказывает значительное влияние на результативность соревновательной деятельности в ориентировании бегом.
Ключевые слова: спортивное ориентирование, интеллектуальные способности, интеллектуальная подготовка, спортивный отбор, квалифицированные спортсмены, определение перспективности, прогнозирование.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.2.p85-90
INTELLECTUAL ABILITIES OF ORIENTEERING ATHLETES AND THEIR ROLE IN PREDICTING PREDISPOSITION TO SPORTS ACTIVITY
Yuri Sergeevich Voronov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Dmitry Sergeevich Yakushev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vera Viktorovna Voronova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State University of Sports
Abstract
The article reveals the theoretical and practical foundations of the organization of sports selection in cross-country orienteering, taking into account the role of intellectual abilities in predicting the effectiveness of competitive activity at the stage of higher sportsmanship. It is established that more than 86% of qualified orienteers use specialized tasks aimed at developing intellectual abilities in the training process. At the same time, 96.5% of respondents believe that the level of development of intellectual perfor-