выступают в качестве важнейших обстоятельств развития оптимизма и активности и, учитывая, что доля студентов СПбГУ ГА, относящихся к активным и пассивным пессимистам, составляет 5,2%, с этой категорией студентов акцентированно применялись технологии, улучшающие стрессоустойчивость, способность противостоять жизненным невзгодам. Использование полученных данных позволит учитывать их для повышения работоспособности будущих специалистов гражданской авиации, повысит уровень их психологического здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев Д. А. Стрессоустойчивость будущих специалистов гражданской авиации и таможенного контроля / Д.А. Васильев, Л.М. Волкова // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 1 (46). - С. 426-430.
2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - Санкт-Петербург : Питер. 2009. - 336 с.
3. Волкова, Л.М. Диагностика профессионального здоровья будущих специалистов гражданской авиации / Л.М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178). - С. 56-59.
4. Schuller I.S. Cross-cultural comparison of arousability and optimism scale (AOS) / I.S. Schuller, A.L. Comunian // 18 International Conference of Stress and Anxiety Research Society. - Dusseldorf : Dusseldorf University Press, 1997. - P. 457-460.
REFERENCES
1. Vasiliev D.A. and Volkova L.M. (2019), "Stress Resistance of future civil aviation and customs control specialists", Business. Education. Right, No. 1 (46), pp.426-430.
2. Vodopyanova N.E. (2009), Psych diagnostics of stress, Peter, St. Petersburg.
3. Volkova L.M. (2019), "Diagnostics of professional health of future civil aviation specialists", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 12 (178), pp. 56-59.
4. Schuller I.S. and Comunian A.L. (1999), "Cross-cultural comparison of arousability and optimism scale (AOS)", 18 International Conference of Stress and Anxiety Research Society, Dusseldorf University Press, Dusseldorf, pp. 457-460.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.11.2020
УДК 796.912.082.2
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ МЕТОД ПОДГОТОВКИ ФИГУРИСТОВ ПАРНОГО КАТАНИЯ В ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Наталия Александровна Волыхина, кандидат педагогических наук, доцент, Артур Валериевич Дмитриев, магистр, Заслуженный мастер спорта, Национальный Государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта,
Санкт-Петербург
Аннотация
Основной целью работы является системная подготовка фигуристов парного катания в предсоревновательном периоде с применением интегрального метода подготовки. Научная новизна работы заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании методических приёмов обучения элементам парного катания на основе использования комплексного подхода к выбору средств и видов подготовки для их совершенствования, внедрение в тренировочный процесс фигуристов-парников. В результате работы получены данные, которые эффективно влияют на процесс совершенствования элементов парного катания.
Ключевые слова: парное катание, предсоревновательный период, систематизация средств, интегральный метод подготовки.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p94-98
INTEGRAL METHOD OF TRAINING PAIR SKATERS IN THE PRE-COMPETITION
PERIOD
Natalia Aleksandrovna Volykhina, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Artur Valerievich Dmitriev, the master student, Honored Master of Sports, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
The main goal of the work is to provide systematic training of pair skaters in the pre-competition period with using the integral training method. The scientific novelty of the work consists in the theoretical and experimental substantiation of methodological techniques for teaching elements of pair skating based on the use of the integrated approach to the choice of means and types of training for their improvement, the introduction of greenhouse skaters into the training process. As a result, we have obtained data that effectively affect the process of improving the elements of pair skating.
Keywords: pair skating, pre-competition period, systematization of means, integral method of preparation.
ВВЕДЕНИЕ
Современный уровень развития фигурного катания на коньках предъявляет высокие требования к подготовке фигуристов. Это в полной мере относится к парному катанию, где чётко прослеживается тенденция к гармонии основных компонентов катания, сбалансированности содержания программ. Известно, что совершенствование техники элементов парного катания идёт, с одной стороны, по пути увеличения скорости разбега, амплитуды маховых движений, увеличения сложности выполнения поддержек, подкруток, выбросов, шагов, раздельных прыжков и вращений, мягкости приземления при их выполнении [2]. С другой стороны, диктуется необходимость достижения большей точности поз, свободы и раскрепощенности движений, разнообразия поз и ритмического рисунка движений.
Обучение в парном фигурном катании представляет собой длительный и сложный процесс, в связи, с чем поиск эффективных приёмов обучения является актуальным.
Одной из актуальных проблем сегодня является выявление средств обучения фигуристов-парников в предсоревновательном периоде с различными видами спортивного совершенствования на основе интегрального метода подготовки.
Цель: теоретическое обоснование применения специальных средств и видов спортивного совершенствования в овладении техникой парного катания и надёжности их исполнения и на этой основе их разработка, внедрение их в тренировочный процесс.
Задачи:
1. Обосновать необходимость применения в подборе специальных средств с применением интегрального метода подготовки для овладения элементами парного катания в предсоревновательном периоде подготовки;
2. Определить наиболее типичные ошибки в исполнении совместных элементов парного катания в предсоревновательный период подготовки;
3. Определить средства, виды подготовки для совершенствования элементов парного катания в предсоревновательном периоде;
4. Экспериментально обосновать эффективность применения средств и видов подготовки в совершенствовании элементов парного катания в предсоревновательном периоде.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проходило в период с 01 июля 2019 по 15 сентября 2019 в группе парного катания УОР №2 г. Москвы. Тренировочный процесс проходил под руководством
ЗМС Дмитриева А.В. Для проведения эксперимента были отобраны 2 группы - экспериментальная и контрольная - по 3 спортивные пары. Предварительно обе группы тестировались по СФП и СТП. Целью тестирования являлось определение исходного уровня показателей по СФП и СТП для последующего их сравнения с результатами, полученными в ходе и по окончании эксперимента. В процессе эксперимента занятие проводилось дважды в день (утренняя и вечерняя тренировки) - 5 раз в неделю.
Направленность тренировок: овладение техникой элементов парного катания за счёт комплексного подбора специальных упражнений и видов спортивного совершенствования; увеличение сложности и стабильности проката короткой и произвольной программ.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Предсоревновательный период является важнейшим этапом подготовки фигуристов-парников, который, объективно, характеризует оптимальную готовность спортсменов к соревнованиям [3]. Продолжительность предсоревновательного периода составляет, примерно, 6 недель, по окончании которого проходят контрольные прокаты как по линии УОР № 2 г. Москвы, так и по линии Спорткомитета России.
Особенностью предсоревновательного периода подготовки фигуристов-парников является постепенное снижение объемов тренировочных нагрузок с одновременным увеличением роста их интенсивности, приближаясь в конце периода к уровню соревновательной. Повышается уровень специальной физической подготовки, совершенствуется техника исполнения элементов, проводятся контрольные прокаты новых программ на тренировках, показательных выступлениях[1,3].
Таблица 1 - Примерный план тренировки в недельном цикле фигуристов парного катания в предсоревновательном периоде_
Тренировка Дни недели
1 2 3 4 5 6
1 тренировка Разминка 45 Разминка 45 Разминка 45 Разминка 45 Разминка 45 Разминка 45
(утро) мин СТП мин СТП мин СТП мин СТП мин СТП мин СТП
1 ч. 15 мин 1 ч. 15 мин 1 ч. 15 мин 1 ч. 15 мин 1 ч. 15 мин 1 ч. 15 мин
2 тренировка Разминка Разминка Разминка Разминка Разминка отдых
(вечер) 45 мин СТП 45 мин 45мин СТП 45 мин 45 мин СТП
1 ч. 15 мин СТП 1 ч. 15 мин 1 ч. 15 мин СТП 1 ч. 15 мин 1 ч. 15 мин
В качестве примера, приводится содержание занятий недельного цикла тренировки в предсоревновательном периоде, в котором представлены все виды подготовки, в зависимости от процесса совершенствования элементов, могут вноситься коррективы в тренировочный процесс фигуристов-парников.
В утреннюю тренировку включаются следующие виды подготовок: хореографическая (экзерсис на середине зала, импровизация), скоростно-силовая подготовка, совершенствование координационных способностей, психологическая подготовка (психологические приёмы, например, помехоустойчивость при выполнении элементов), упражнения на мышечные усилия, с отягощениями, выполнение элементов в усложненных условиях, тактическая подготовка.
В вечернюю тренировку включаются следующие виды подготовки: хореографическая подготовка, психологическая подготовка, совершенствование физических качеств, упражнения различной интенсивности, соревновательные упражнения, с отягощениями, тактическая подготовка.
Анализ таблицы 1 говорит о том, что фигуристы заняты целый день, помимо 2 ледовых тренировок, они ежедневно имеют другие виды тренировки, которые чередуются между собой (например, в пн - СФП, а во вт - хореографическая подготовка и т.д.), т.е. практически фигуристы заняты целый день. Это в какой-то степени носит негативный
характер, т.к. спортсмены занимаются другими видами деятельности, например - учеба и т.д. Поэтому у фигуристов практически нет времени для занятий другими видами деятельности, данный метод подготовки позволяет высвободить часть времени для других занятий, а все виды подготовки, которые планировались на середину дня, они перешли в 1 и 2 ледовую тренировку.
Для проверки эффективности рекомендуемых средств и видов спортивного совершенствования в овладении элементами фигурного катания был проведен педагогический эксперимент.
Основными задачами были:
1. Определение эффективности рекомендуемых средств (специальных упражнений) для овладения элементами парного фигурного катания;
2. Определение эффективности применения различных видов подготовки (ОФП, хореографической, психологической, тактической) в каждом тренировочном занятии фигуристов-парников.
В контрольной группе обучение проводилось традиционными средствами и методами (применение подводящих упражнений, повторного метода и целостного обучения элемента).
Для оценки качества совершенствующих элементов парного фигурного катания была создана экспертная комиссия из 3 человек, в которую входили специалисты, участвующие в судействе соревнований по фигурному катанию на коньках различного уровня.
Оценка качества выполнения элементов парного фигурного катания проходила в ледовых условиях (на льду), а также имитация этих элементов в зале.
Таблица 2 - Результаты тестирования по СТП у фигуристов-парников контрольной и экспериментальной группы по выполнению имитации элементов в зале в начале и в конце эксперимента (п=6) (оценка в баллах)_
Группа Элементы парного катания
Подкрутка Лутцевая в 3 об Выброс Рит-тбергером 3 об Дорожка шагов Параллельное вращение Поддержка Свечка Тодес вперед-внутрь Прыжок Аксель 2,5 об
КГ р-уа1ие 0,005063 0,017894 0,000448 0,000243 0,021019 0,000448 0,001039
ЭГ р-уа1ие 0,003884 0,005892 0,003884 0,003884 0,003159 0,000674 0,01719
Статистический вывод Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05
Таблица 3 - Результаты тестирования по СТП у фигуристов-парников контрольной и экспериментальной группы по выполнению элементов в ледовых условиях в начале и в конце эксперимента (п=6) (оценка в баллах)_
Группа Элементы парного катания
Подкрутка Лутцевая в 3 об Выброс Рит-тбергером 3 об Дорожка шагов Параллельное вращение Поддержка Свечка Тодес вперед-внутрь Прыжок Аксель 2,5 об
КГ р-уа1ие 0,031504003 0,027618752 0,00 0,005063324 0,008491774 0,00842244 0,001696354
ЭГ р-уа1ие 0,001696 0,023338 0,020508 0,018169 0,002225 0,034091 0,010711
Статистический вывод Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05 Р<0,05
Таким образом, анализ полученных результатов показал, что на этапе спортивного совершенствования в предсоревновательном периоде подготовки фигуристов-парников необходимо уделять внимание всем видам подготовки одновременно (в одной тренировке), чтобы свести к минимуму число слабых мест в подготовке к предстоящему сезону, т. к. именно этот этап является определяющим на соревнованиях различного уровня.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абсалямова И.В. Рекомендации по программам для детско-юношеских спортивных школ и специализированных школ олимпийского резерва : учебное пособие / И. В. Абсалямова. -Москва : ФОН, 2006. - 27 с.
2. Вагушева, Т.Н. Основы обучения подкруткам и выбросам в парном фигурном катании на коньках : учебное пособие / Т.Н.Вагушева. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2014. - 58 с.
3. Фигурное катание на коньках : учебник для ин-тов физ. культуры / под общ. ред. А.Н. Мишина. - Москва : Физкультура и спорт, 1985. - 271 с.
REFERENCES
1. Absalyamova, I.V. (2006), Recommendations for programs for children's and youth sports schools and specialized schools of the Olympic reserve: textbook, FON, Moscow.
2. Vagusheva, T. (2010), Basics of training in twists and outliers in pair figure skating, Lesgaft University, St. Petersburg.
3. Mishin, A.N. (1985), Figure skating: textbook, Physical culture and Sports, Moscow. Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.11.2020
УДК 797.122.2
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТРЕЛКОВ ИЗ МАЛОКАЛИБЕРНОЙ ВИНТОВКИ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЛЕЖА, НА ПРИМЕРЕ ТРЕНАЖЕРА СКАТТ
Светлана Михайловна Воробьева, старший преподаватель, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Москва; Любовь Викторовна Тарасова, доктор педагогических наук, доцент, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва
Аннотация
В статье приведены данные о влиянии показателей технико-тактической подготовленности спортсменов, специализирующихся в пулевой стрельбе из малокалиберной винтовки из положения лежа. В решении поставленной цели исследования была определена взаимосвязь показателей, регистрируемых на тренажере СКАТТ, при подготовке стрелков-спортсменов. Взаимосвязь показателей технико-тактической подготовленности, регистрируемые на тренажере СКАТТ, позволила выделить ведущие звенья, влияющие на результат стрельбы из малокалиберной винтовки из положения лежа.
Ключевые слова: малокалиберная винтовка, стрелки, тренажер СКАТТ, взаимосвязь показателей, технико-тактическая подготовка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.11.p98-101
INTERRELATION OF INDICATORS OF TECHNICAL AND TACTICAL READINESS OF SMALL-CALIBER RIFLE SHOOTERS FROM PRONE POSITION, ON THE EXAMPLE OF THE SCATT SIMULATOR
Svetlana Mikhailovna Vorobyova, the senior teacher, Moscow Aviation Institute (National Research University); Lyubov Viktorovna Tarasova, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, Federal Scientific Center of Physical Culture and Sports, Moscow
Abstract
The article presents the data on the influence of indicators of technical and tactical readiness of athletes specializing in small-caliber rifle shooting from a prone position. In solving the set goal of the study, the relationship between the indicators recorded on the SCATT simulator during the training of shooters-athletes was determined. The correlation between the technical and tactical readiness indicators