2. Батурин, А.Е. Обучение студентов самоорганизации оздоровительной физической тренировки / А.Е. Батурин, Ю.Н. Лосев, В.Н. Коваленко // Педагогический журнал. - 2018. - Т. 8. - № 2 A. - С. 326-334.
3. Вольский, В.В. Разработка современных систем проверки и оценки физической подготовленности студентов вузов / В.В. Вольский, С.Л. Емельянцев // Научные труды Северо-Западного института управления. - 2016. - Т. 7. - № 2 (24). - С. 21-24.
4. Иванова, С.Ю. Формирование потребности студентов вуза в здоровом образе жизни : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук / Иванова Светлана Юрьевна. - Кемерово, 2008. - 27 с.
5. Лосев, Ю.Н. Изучение мотивации к занятиям физической подготовкой у студентов Санкт-Петербургской академии Следственного комитета / Ю.Н. Лосев, Г.В. Руденко, А.Е. Батурин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 199-203.
6. Мелешкова, Н.А. Формирование здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мелешкова Нина Александровна. - Кемерово, 2005. - 25 с.
REFERENCES
1. Astafev, K.A., Gnilomedov, R.A. and Solonitsin, R.A. (2017), "Individualization of the process of development of physical qualities among cadets of educational institutions of the Federal Penitentiary Service of Russia", Vestnik of Voronezh Institute of the Russian Federal Penitentiary Service, No. 1, pp. 208-213.
2. Baturin, A.E., Losev, Yu.N. and Kovalenko, V.N. (2018), "Training students in self-organizing physical training", Pedagogical Journal, Vol. 8, No. 2A, pp. 326-334.
3. Volsky, V.V. and Emelyantsev, V. V. (2016), "Development of modern systems for checking and assessing the physical readiness of university students", Scientific works of the North-Western Institute of Management, Vol. 7, No. 2 (24), pp. 21-24.
4. Ivanova, S.Yu. (2008), Formation of the needs of high school students in a healthy lifestyle, dissertation, Kemerovo.
5. Losev, Yu.N., Rudenko, G.V. and Baturin, A.E. (2018), "Studying of motivation to physical training occupations at students of the Saint Petersburg Academy of Investigative Committee", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 199-203.
6. Meleshkova, N.A. (2005), Formation of a healthy lifestyle for university students in the process of physical education, dissertation, Kemerovo.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.02.2019
УДК 796.912.082.2
ОБУЧЕНИЕ ВЫБРОСАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ ФИГУРИСТОВ ПАРНОГО КАТАНИЯ
Наталия Александровна Волыхина, кандидат педагогических наук, доцент, Оксана Борисовна Казакова, старший преподаватель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУим. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В работе рассматривается вопрос обучения выбросам фигуристов-юниоров парного катания, а также поиск эффективных путей их разучивания. В результате исследования были проанализированы пространственно-временные характеристики выбросов, уровни специальной физической подготовленности спортсменов к выполнению одинарных и многооборотных элементов данной группы, что позволило разработать комплекс средств и методов, повышающих стабильность их выполнения на соревнованиях.
Ключевые слова: обучение выбросам, средства и методы обучения выбросам, пространственно-временные характеристики выбросов, стабильность выполнения выбросов.
EMISSIONS TRAINING AT THE INITIAL STAGE OF TRAINING SKATERS IN
PAIR SKATING
Natalia Aleksandrovna Volykhina, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Oksana Borisovna Kazakova, the senior teacher, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article deals with the problem of teaching to emissions of the figure skaters in junior pair skating, as well as the search for effective ways to learn them. As a result of the study, the spatiotemporal characteristics of emissions, the levels of special physical fitness of athletes to perform single and multi-turn elements of this group were analyzed, which allowed developing a set of tools and methods that increase the stability of their performance in competitions.
Keywords: emissions training, means and methods of emission training, spatial and temporal characteristics of emissions, stability of emissions performance.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из сложных элементов парного катания являются выбросы, они являются обязательными элементами, как в короткой, так и в произвольной программах, а также главный показатель технической подготовки фигуристов. Ведущие пары мира осваивают выбросы в 4 оборота, за счёт увеличения высоты и длины полёта, наиболее важной тенденцией развития элемента является увеличение числа оборотов, выполняемых партнершей в полете. При обучении закладывается техника исполнения, которая предполагает впоследствии освоение выбросов с максимальным количеством оборотов (на данный момент 4), а также впоследствии приводит к стабильности выполнения их или к «сорванным» элементам на соревнованиях. Таким образом, их значительный вес в оценке уровня мастерства, высокая техническая и координационная сложность, трудности, возникающие при овладении выбросами, обуславливают необходимость обоснования их рационального выполнения [1, 2, 3].
Цель: определить эффективные средства и методы обучения выбросам для фигуристов-парников на начальном этапе обучения.
Задачи: 1. Выявить эффективные средства и методы при обучении выбросам фигуристов-парников; 2. Экспериментально подтвердить эффективность разработанных средств и методов обучения выбросам.
МЕТОДИКА
Исследование было направлено на разработку методов обучения выбросам (в том числе на последующих этапах - многооборотным) и создании комплекса упражнений, систематизирующих процесс обучения им.
Тренировочный процесс осуществлялся тренером Казаковой О.Б. в СПб ГБУ СШОР по фигурному катанию «Звёздный лёд» в период с 2017 по 2018 год у 5 спортивных пар. Перед проведением педагогического эксперимента были проведены предварительные измерения пространственных характеристик выбросов. Для оценки техники движений фигуристов в выбросах изучалась степень реализации их двигательного потенциала. Чтобы определить этот параметр, проводились исследования специальной физической подготовленности фигуристов. Полученные данные сопоставлялись с технической подготовленностью спортсменов в выбросах.
Для выполнения многооборотных выбросов необходим определенный уровень функциональной подготовленности партнеров [3]. В связи с этим в ходе эксперимента с помощью методов психодиагностики осуществлялся контроль за функциональной подготовленностью испытуемых.
Создав первоначальное представление о технике выбросов, перед испытуемыми была поставлена вторая основная задача: освоить индивидуальные движения при
исполнении выбросов в облегченных условиях. Для этого использовались специальные внеледовые подготовительные упражнения: для партнера - упражнения, направленные на обучение умению концентрировать усилия в фазах броска; для партнерши - упражнения специальной прыжковой подготовки. Третья основная задача, стоящая перед испытуемыми, была: обучить согласованным действиям партнеров при выполнении выбросов в облегченных условиях, эту задачу помогли решить совместные упражнения. Четвертая основная задача, которая решалась в ходе эксперимента у испытуемых была: освоить технику выбросов в ледовых условиях, использовались упражнения на льду. Методы объяснения и демонстрации служили основной для начала обучения технике выбросов.
В том числе на основе анализа пространственно-временных характеристик выбросов, выполненных испытуемыми, фигуристам был предложен комплекс упражнений, в который входили: упражнения, формирующие умение ориентироваться в пространстве; упражнения, формирующие умение дифференцировать временные интервалы; упражнения, вырабатывающие координацию движений; упражнения, совершенствующие возможности дозирования мышечных усилий.
В данном случае дозировка и использование вышеперечисленных средств носила индивидуальный характер для каждой спортивной пары. Главным образом, в ходе педагогического эксперимента у спортсменов с помощью разработанных средств и методов необходимо было создать навык правильной оценки количественных характеристик пространства, времени и усилий.
Повышение мышечной чувствительности, способность к тонкому анализу силовых, пространственных и временных параметров движения является одним из необходимых условий для создания функциональной базы совершенствования техники физических упражнений [4]. Учитывая выше сказанное, были приведены специально-подготовительные внеледовые и ледовые упражнения для каждого из партнеров, способствующие дальнейшему обучению выбросам.
Ввиду того, что уровень подготовленности спортсменов приблизительно одинаков, то в качестве критерия эффективности показателей их технической подготовленности к выполнению рассматриваемых элементов служили - время обучения данным элементам, сравнение пространственно-временных характеристик выбросов в начале и в конце эксперимента, а также стабильность выполнения выбросов в соревнованиях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Эксперимент показал эффективность предложенных средств и методов, которые можно считать эффективными, т.к. время обучения выбросам сократилось практически вдвое. При сравнении исходных параметров длины и высоты с конечным результатом стало видно, что они так же увеличились. Стабильность выполнения этих элементов на соревнованиях испытуемыми парами стала практически такой же, как и у ведущих пар мира. Для сравнения и подтверждения результатов так же использовался метод математической статистики. Подводились итоги, и работа над сопутствующими ошибками.
Сравнение показателей пространственно-временных характеристик выбросов в начале и в конце эксперимента у испытуемых позволяет говорить об улучшении качества выполняемых выбросов.
Таблица 1 - Показатели длины и высоты в выбросах у фигуристов парного катания до эксперимента_____
Пары 1об. Аксель 1об. Тулуп 1об. Сальхов 1об. Риттбергер 1об. Флип
1 (м) Км) 1 (м) h (м) 1 (м) h (м) 1 (м) h (м) 1 (м) Км)
1 1,75 0,5 1,0 0,3 1,2 0,4 1,2 0,4 0,8 0,3
2 1,3 0,4 0,8 0,3 1,0 0,4 1,2 0,4 0,6 0,3
3 1,2 0,3 0,7 0,3 0,8 0,3 0,7 0,3 0,6 0,2
4 1,1 0,5 0,6 0,4 0,6 0,5 1,0 0,2 0,5 0,4
5 1,0 0,6 0,5 0,5 0,4 0,6 0,8 0,5 0,7 0,5
Таблица 2 - Показатели длины и высоты в выбросах у фигуристов парного катания после эксперимента_
Пары 1об. Аксель 1об. Тулуп 1об. Сальхов 1об. Риттбергер 1об. Флип
1 (м) Км) 1 (м) h (м) 1 (м) h (м) 1 (м) h (м) 1 (м) Км)
1 3,5 0,65 3,0 0,6 3,4 0,65 3,2 0,6 2,8 0,6
2 3,0 0,6 3,5 0,62 3,4 0,64 3,2 0,62 2,8 0,62
3 3,2 0,62 3,7 0,65 3,7 0,7 3,5 0,65 3,0 0,64
4 3,3 0,65 3,9 0,68 3,9 0,74 3,8 0,68 3,2 0,66
5 3,4 0,69 4,0 0,70 4,0 0,77 3,9 0,70 3,4 0,68
За исследуемый период у фигуристов возросли показатели высоты и длины полета. Увеличение данных параметров позволило повысить эффективность выполнения рассматриваемых элементов испытуемыми (возрастание пространственно-временных характеристик позволило фигуристке в фазе полета выполнить необходимое количество оборотов и подготовиться к приземлению, снизив скорость вращения на выезде).
Подтверждается и стабильность выполнения выбросов результатами педагогических наблюдений за выступлениями фигуристов парного катания исследуемой группы в соревнованиях.
Таблица 3 - Статистика стабильности выполнения выбросов на соревнованиях сезона тремя испытуемыми парами (Сезон 2017-2018)___
Пары 1 Этап кубка России среди юниоров 2 Этап кубка России среди юниоров Кубок Н.А. Панина-Ко-ломенкина Первенство России выбросы +/- ЧМ среди юниоров выбросы +/- Финал Кубка России выбросы +/-
1 4 3 3 Короткая программа +3 LoTh Короткая программа + 3 LoTh Короткая программа +3 LoTh
Произвольная программа +3S1Th; +3LoTh Произвольная программа ^1ТЪ; +3LoTh Произвольная программа +3S1Th; +3LoTh
2 5 5 4 Короткая программа +3 LoTh Короткая программа +3 LoTh Короткая программа -3 LoTh
Произвольная программа ^ШЪ; +3LoTh Произвольная программа ^1ТЪ; +3LoTh Произвольная программа +3S1Th; +3LoTh
3 6 4 6 Короткая программа - 3 LoTh Короткая программа -3^ТЪ Короткая программа +3 LoTh
Произвольная программа ^ПЪ; +3LoTh Произвольная программа +3S1Th; +3LoTh Произвольная программа +3S1Th; +3LoTh
Из таблицы 3 следует, что фигуристы парного катания в соревновательном периоде повысили качество выполнения выбросов, а также улучшили стабильность их выполнения, что позволило им занять достаточно высокие места в итоговой турнирной таблице.
ВЫВОДЫ
1. Анализ специальной литературы, педагогические наблюдения, практика фигурного катания выявили, что одним из сложнейших элементов парного катания являются выбросы, вызывающих определенную трудность их разучивания на начальном этапе обучения, в связи с этим возникла необходимость разработки специальных средств и методов для обучения им;
2. Разработаны и определены средства и методические приёмы обучения выбросам в парном фигурном катании, основу которых составляют упражнения на ориентировку в пространстве, умения дифференцировать мышечные усилия, координацию движений и т.д. Определены пространственно-временные характеристики выбросов Риттбергер (Ь=3,52 м;
h=0,65 м) и Сальхов (L=3,68 м; h=0,7 м), которые позволяют фигуристке выполнять наибольшее количество оборотов в полете;
3. Педагогический эксперимент позволил определить эффективность разработанных средств и методов при Р<0,05, а также позволил сократить время обучения выбросам у фигуристов парного катания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимов, В.М. Обучение парным и групповым упражнениям с помощью технических устройств : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зимов В.М. - М., 1983. - 17 с.
2. Кубашевская, Л.И. Фигурное катание на коньках: судейство произвольных программ в одиночном и парном катании : метод. разработка для студентов / Л.И. Кубашевская. - М. : [б.и.], 1978.
- 32 с.
3. Москвина, Т.Н. Произвольная программа парного катания / Москвина Т.Н., Москвин И.Б.
- М. : Физкультура и спорт, 1984. - 112 с.
4. Назаров, В.Т. Упражнения на перекладине: некоторые вопросы механики, техники выполнения, методики обучения / В.Т. Назаров. - М. : Физкультура и спорт, 1973. - 135 с.
REFERENCES
1. Zimov, V. M. (1983), Training in pair and group exercises with the help of devices, dissertation, Moscow.
2. Kubashevskaia, L. I. (1978), Figure skating: judging long programs in singles and pairs figure skating, Moscow.
3. Moskvina, T.N. and Mosnvin, I.B. (1984), Free program of pair skating, Physical Culture and Sports, Moscow.
4. Nazarov, V.T. (1973), Exercises on the crossbar: some questions of mechanics, techniques, methods of training, Physical Culture and Sports, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.02.2019
УДК 796.011:617.75
ОЦЕНКА НАРУШЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ С КОСОГЛАЗИЕМ И АМБЛИОПИЕЙ
Владислав Федорович Воробьев, кандидат биологических наук, доцент, Нина Валентиновна Костенкова, магистрант, Череповецкий государственный университет (ЧГУ)
Аннотация
В статье представлен авторский вариант батареи тестов и контрольных упражнений для выявления пространственной диспраксии. По результатам тестирования двигательных возможностей детей с косоглазием и амблиопией обоснована необходимость коррекции схемы тела, зрительно-моторной координации средствами адаптивной физической культуры. Ключевые слова: нарушения зрения, праксис, вторичные нарушения.
ASSESSMENT OF VIOLATIONS OF SPATIAL PRAXIS AT CHILDREN WITH
SQUINT AND AMBLYOPIA
Vladislav Fedorovich Vorobyov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Nina Valentinovna Kostenkova, the master student, Cherepovets State University
Annotation
In this article we prove the possibility of usage the author's version of the battery of tests and control exercises to identify spatial dyspraxias. According to the results of testing of motor abilities of children with