Научная статья на тему 'Повышение эффективности процесса обучения юных фигуристов с использованием специально подобранных средств'

Повышение эффективности процесса обучения юных фигуристов с использованием специально подобранных средств Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1191
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / МЫШЕЧНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ / ТАЗОБЕДРЕННЫЙ СУСТАВ / КОЛЕННЫЙ СУСТАВ / ГОЛЕНОСТОПНЫЙ СУСТАВ / ПЛЕЧЕВОЙ СУСТАВ / ЛОКТЕВОЙ СУСТАВ / БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ / ВРАЩЕНИЯ И ПРЫЖКИ В ФИГУРНОМ КАТАНИИ / БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДУГА / ПЕРЕТЯЖКА / ТРОЙКА / ВРАЩЕНИЯ ВИНТ / ВОЛЧОК / ЛИБЕЛА / ПРЫЖКИ ПЕРЕКИДНОЙ ПРЫЖОК / САЛЬХОВ / РИТТБЕРГЕР / ТУЛУП

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тугунова Яна Павловна

В статье отражены результаты формирующего исследования, в которых приводятся результаты эффективности трех групп средств процесса овладения основными двигательными навыками юных фигуристов (5-6-ти лет). Однако основное внимание уделено описанию комплекса средств обучения детей технике основных элементов фигурного катания на коньках. В комплекс средств входят: приемы повышения мышечной чувствительности и приемы ускорения обучении технике спортивных упражнений фигуристов. В статье показана эффективность применения этих приемов на практике, а именно приводятся результаты сравнительного анализа показателей точности мыщечно-двигательных ощущений фигуристов всех 4-х групп с контрольной группой; изменение показателей точности мышечно-двигательных ощущений фигуристов в 4-й экспериментальной группе до и после обучения; сравнительный анализ уровня выполнения элементов фигурного катания на коньках в экспериментальной и контрольной группах испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тугунова Яна Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of training process efficiency for the young figure skaters with use of the specially selected means

The article reflected the results of the forming study, that present the results of the effectiveness of three groups of the means for the acceleration of the process of mastery of the basic elements by the young figure skaters (5 and 6 years). However, primary attention is given to the description of the complex of the means for the acceleration of the instruction of children to the basic elements of the technique of figure skating on skates. It includes the complex of means: the methods for increase in the muscular sensitivity and the methods for acceleration of the training to the sports exercises technique of figure skaters. The article shows the effectiveness of the application of these methods in practice, namely -the results of the comparative analysis are given covering the accuracy of the muscular-moving sensitivity of the skaters of all 4 groups with the control group, change of the accuracy of the muscular-moving sensitivity of the figure skating in 4 th experimental group before and after training, comparative analysis of the level of the figure skating elements execution in experimental and control groups.

Текст научной работы на тему «Повышение эффективности процесса обучения юных фигуристов с использованием специально подобранных средств»

Статья поступила в редакцию 27.03.2014.

УДК 796.9

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЮНЫХ ФИГУРИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНО ПОДОБРАННЫХ

СРЕДСТВ

Яна Павловна Тугунова, аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье отражены результаты формирующего исследования, в которых приводятся результаты эффективности трех групп средств процесса овладения основными двигательными навыками юных фигуристов (5-6-ти лет). Однако основное внимание уделено описанию комплекса средств обучения детей технике основных элементов фигурного катания на коньках. В комплекс средств входят: приемы повышения мышечной чувствительности и приемы ускорения обучении технике спортивных упражнений фигуристов. В статье показана эффективность применения этих приемов на практике, а именно - приводятся результаты сравнительного анализа показателей точности мы-щечно-двигательных ощущений фигуристов всех 4-х групп с контрольной группой; изменение показателей точности мышечно-двигательных ощущений фигуристов в 4-й экспериментальной группе до и после обучения; сравнительный анализ уровня выполнения элементов фигурного катания на коньках в экспериментальной и контрольной группах испытуемых.

Ключевые слова: обучение; мышечно-двигательная чувствительность; тазобедренный сустав; коленный сустав; голеностопный сустав; плечевой сустав; локтевой сустав; базовые элементы, вращения и прыжки в фигурном катании; базовые элементы - дуга, перетяжка, тройка; вращения - винт, волчок, либела; прыжки - перекидной прыжок, сальхов, риттбергер, тулуп.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p171-175 INCREASE OF TRAINING PROCESS EFFICIENCY FOR THE YOUNG FIGURE SKATERS WITH USE OF THE SPECIALLY SELECTED MEANS

Yana Pavlovna Tugunova, the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article reflected the results of the forming study, that present the results of the effectiveness of three groups of the means for the acceleration of the process of mastery of the basic elements by the young figure skaters (5 and б years). However, primary attention is given to the description of the complex of the means for the acceleration of the instruction of children to the basic elements of the technique of figure skating on skates. It includes the complex of means: the methods for increase in the muscular sensitivity and the methods for acceleration of the training to the sports exercises technique of figure skaters. The article shows the effectiveness of the application of these methods in practice, namely -the results of the comparative analysis are given covering the accuracy of the muscular-moving sensitivity of the skaters of all 4 groups with the control group, change of the accuracy of the muscular-moving sensitivity of the figure skating in 4th experimental group before and after training, comparative analysis of the level of the figure skating elements execution in experimental and control groups.

Keywords: instruction, muscular-motor sensitivity, hip joint, knee joint, ankle joint, shoulder joint, elbow joint, basic elements, spins, jumps in figure skating, basic elements - roll, serpentine, three turn, spins - scratch spin, sit spin, camel spin, jumps -waltz jump, salchow, loop jump, toeloop.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема ускорения обучения технике фигурного катания на коньках посредством снижения порогов двигательных ощущений, как оказалось, мало изучена. Она в литера-

туре даже и не ставилась, как научная проблема в работе с детьми 5-6 лет. А на практике тренеры вынуждены самостоятельно разрабатывать новые средства методом проб и ошибок.

МЕТОДИКА

В исследовании применялись две известные в психологии методики:

1) гониометрия, направленная на измерение точность выполнения движений по заданной амплитуде (при помощи различных вариантов кинематометров: в голеностопном суставе - педальный кинематометр Шульте; локтевом, коленном и тазобедренном -кинематометр Жуковского; плечевом - линейка Петрова;

2) методика экспертной оценки специалистов, направленной на определение уровня выполнения спортивных элементов фигурного катания на коньках в тренировочных условиях; в качестве экспертов выступили тренеры по фигурному катанию на коньках в количестве 5 человек.

В качестве испытуемых выступили 40 фигуристов дошкольного возраста (5-6 лет; школа фигурного катания на коньках «Олимпийские надежды»). Из них были созданы 4 экспериментальные группы и 1 контрольная группа.

Первая экспериментальная группа занималась с помощью психологических приемов обучения. Вторая - с помощью идеомоторной тренировки. Третья группа занималась с помощью модифицированных средств обучения. Четвертая - с помощью комплекса средств обучения спортивным элементам. Контрольная группа занималась по традиционной методике обучения.

К психологическим приемам, повышения мышечно-двигательной чувствительности фигуристов, относятся: отключение зрения; выполнение пассивных движений; запоминание различий амплитуды движений; запоминание амплитуды движения с отягощением и в облегченных условиях; дифференцированное оценивание величины амплитуды движений; реализация тренирующей функции идеомоторной тренировки.

К числу приемов при обучении технике спортивным элементам относятся: усложнение элементов при инертном скольжении за счет принятия непривычных положений; использование ориентиров при отталкиваниях; использование ориентиров в зале; отключение зрения при запоминании амплитуды движений; выполнение пассивных движений; запоминание разной амплитуды; запоминание амплитуды движения с отягощением и в облегченных условиях; оценивание после каждой попытки направления и величины ошибки; использование словесного и зрительного сигнала при обучении элементам техники; реализации программирующей и регулирующей функций в идеомоторной тренировке.

К числу приемов при обучении технике спортивным элементам относятся следующие модифицированные средства: неудобные положения, выполняемые при инертном скольжении; ориентиры, применяемые в помещении (листы бумаги различного цвета); введение предупреждающего (перед основным сигналом) звукового сигнала при выполнении начальных и переходных элементов техники; применение «коридора движения» (ориентиры типа «волчатник»); зарисовка амплитуды изучаемых движений на бумаге; использование таблицы со шкалами (наподобие ростомера) для наглядной оценки амплитуды движений; использование соревновательного метода при достижении точности воспроизведения амплитуды движения. Комплекс средств ускорения обучения детей технике основных элементов фигурного катания на коньках включает в себя все три группы применяемых приемов и средств.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования были получены следующие результаты.

Изначально, точность мышечно-двигательных ощущений фигуристов в дошколь-

ном возрасте была одинаковой (группы формировались случайным образом - четные и нечетные номера по списку).

Таблица 1

Сравнение показателей точности мышечно-двигательных ощущений фигуристов в _____________1-й экспериментальной и контрольной группе (П|=п2=8)___________

Точность мышечно-двигательных ощущений (в градусах) Э 1 КГ 1 Р

Х о V Х о V

Голеностопный сустав 9,02 2,02 22,4 10,20 2,60 25,5 2,27 0,05

Коленный сустав 8,29 1,75 21,0 9,12 2,11 23,1 1,91 -

Тазобедренный сустав 11,03 1,68 15,2 11,95 2,90 24,3 1,74 -

Локтевой сустав 5,75 1,27 22,0 6,14 1,38 22,5 1,32 -

Плечевой сустав 6,31 1,41 22,4 6,97 1,57 22,5 1,98 0,05

Под влиянием традиционной тренировки формирование мышечно-двигательной чувствительности происходит медленнее, чем при использовании специальных психологических приемов (табл. 1). Фигуристы, проходившие обучение с помощью этих приемов, показали более высокую точность мышечно-двигательных ощущений в голеностопном и плечевом суставах. Эти различия статистически достоверны. Кроме того, в экспериментальной группе меньше разброс индивидуальных значений точности движений в суставах ног - голеностопном, коленном, тазобедренном.

Итак, использование специальных психологических приемов оказывает частичное влияние на точность движений фигуристов, но в целом нельзя признать эту систему средств более эффективной по сравнению с традиционными учебно-тренировочными занятиями без психологических технологий. Это определяет необходимость внедрения других средств оптимизации подготовки фигуристов и выявления их эффективности. Одним из таких средств является идеомоторная тренировка.

Идеомоторная тренировка способствовала возрастанию точности движений рук и ног у фигуристов. Однако по большинству показателей, за исключением точности движений в голеностопном суставе (п1=п2=8; 1=2,39; Р<0,05), различия во 2-й экспериментальной и контрольной группах являются статистически недостоверными.

Для того чтобы предложить новую, более эффективную систему педагогических средств, были модифицированы средства обучения технике движений фигуристов в дошкольном возрасте.

Таблица 2

Сравнение показателей точности мышечно-двигательных ощущений фигуристов в

3-й экспериментальной и контрольной группе (п|=п2=8)

Точность мышечно-двигательных ощущений (в градусах) ЭГ1 КГ 1 Р

Х о V Х о V

Голеностопный сустав 8,70 1,96 22,51 10,20 2,60 25,53 2,91 0,01

Коленный сустав 8,14 1,85 22,73 9,12 2,11 23,10 2,21 0,05

Тазобедренный сустав 11,15 1,68 15,10 11,95 2,90 24,30 1,51 -

Локтевой сустав 5,60 1,02 18,26 6,14 1,38 22,51 1,99 0,05

Плечевой сустав 6,37 1,33 20,88 6,97 1,57 22,46 1,84 -

Приведённые, в таблице 2, результаты убедительно показывают, что различия точности мышечно-двигательных усилий у фигуристов в 3-й экспериментальной и контрольной группе есть. По трем показателям из пяти они достигают уровня статистической значимости: в коленном, голеностопном и в локтевом суставах.

Изолированное применение отдельных средств повышения точности мышечнодвигательных ощущений не дает целостного эффекта в подготовке юных спортсменов-фигуристов, а воздействует лишь на некоторые показатели точности движений. В связи с этим была предложена комплексная программа обучения технике движений фигуристов, которая включает все три группы применяемых средств. Это дало эффект. Получены значимые различия в показателях точности движений с участием корпуса тела, рук и ног.

Применение комплексной программы позволяет повысить точность выполнения всех движений.

Таблица 3

Сравнение показателей точности мышечно-двигательных ощущений фигуристов ___________в контрольной и 4-й экспериментальной группах (П|=П2=8)__________

Точность мышечно-двигательных ощущений (в градусах) КГ 3 4 1 Р

Х о V Х о V

Голеностопный сустав 10,20 2,60 25,53 8,51 1,83 21,50 3,36 0,01

Коленный сустав 9,12 2,11 23,10 7,89 1,74 22,05 2,84 0,01

Тазобедренный сустав 11,95 2,90 24,30 10,48 1,70 16,22 2,77 0,01

Локтевой сустав 6,14 1,38 22,51 5,11 1,25 24,46 3,50 0,01

Плечевой сустав 6,97 1,57 22,46 6,02 1,28 21,26 2,97 0,01

Перейдем к анализу влияния комплекса психолого-педагогических средств на уровень выполнения основных элементов фигурного катания.

Таблица 4

Сравнение показателей уровня выполнения элементов фигурного катания ____________в контрольной и в 4-й экспериментальной группах (п|=п2=8)______________

Элементы (б.эл., вращения, прыжки) КГ 3 4 Р

Х о V Х о V

Дуга 6,07 1,22 20,10 6,81 1,05 15,42 2,91 0,01

Перетяжка 6,45 1,33 20,62 7,32 1,30 17,76 2,96 0,01

Тройка 6,52 1,35 20,71 7,36 1,32 17,93 2,81 0,01

Винт 5,92 1,21 20,44 6,71 1,02 15,20 3,16 0,01

Волчок 6,01 1,28 21,30 6,85 1,19 17,37 3,04 0,01

Либела 5,81 1,35 23,24 6,74 1,05 15,58 3,44 0,01

Перекидной 5,79 1,22 21,1 6,48 1,04 16,0 2,72 0,01

Сальхов 5,78 1,21 20,9 6,54 0,93 14,2 3,15 0,01

Риттбергер 5,65 1,14 20,2 6,50 1,05 16,1 3,47 0,01

Тулуп 5,67 1,18 20,8 6,55 0,95 14,5 3,67 0,001

Как видно из таблицы 4, по всем показателям выполняемых элементов, получены достоверные различия. Показатели в экспериментальной группе значительно превышают показатели в контрольной группе. Все различия достоверны на уровнях статистической значимости 0,01 и даже 0,001.

По всем показателям в экспериментальной группе ниже коэффициенты вариации. Это говорит о том, что в первую очередь более качественно стали выполнять основные (для их возраста) спортивные элементы те фигуристы экспериментальной группы, которые ранее были аутсайдерами.

Как показывают данные, по всем показателям, результаты в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной.

Таблица 5

Изменение показателей точности мышечно-двигательных ощущений фигуристов в

4-й экспериментальной группе (п=8)

Точность мышечно-двигательных усилий (в градусах) В начале обучения После обучения 1 Р

Х о V Х о V

Голеностопный сустав 10,42 2,31 22,17 8,51 1,83 21,50 4,10 0,001

Коленный сустав 9,51 2,20 23,13 7,89 1,74 22,05 3,65 0,001

Тазобедренный сустав 12,68 2,35 18,53 10,48 1,70 16,22 4,80 0,001

Локтевой сустав 6,81 2,03 29,81 5,11 1,25 24,46 4,51 0,001

Плечевой сустав 7,53 2,05 27,22 6,02 1,28 21,26 3,95 0,001

Изучая влияние комплекса специальных педагогических средств, выявлено значительное увеличение точности движений юных фигуристов (снижение величины ошибки) с участием всех основных суставов: голеностопного, коленного, тазобедренного, локтевого и плечевого, Эти движения обеспечивают выполнения фактически всех основных элементов фигурного катания. Все различия имеют высокую статистическую достовер-

ность (p<0,001).

ВЫВОДЫ

Применение комплекса средств овладения двигательными навыками юных фигуристов имеет гораздо большую эффективность в формировании точности движений, по сравнению с отдельными группами приемов. Величина ошибки показателей точности движений экспериментальной группы снижается (в конце обучения) в среднем на 1.8 градусов.

Юные фигуристы, занимавшиеся с применением комплекса средств, значительно лучше выполняют и все элементы - шаги, вращения и прыжки.

На позитивное влияние комплекса психолого-педагогических средств для большинства участников показывают более низкие коэффициенты вариации в экспериментальной группе, чем в контрольной, причем, по всем показателям. Все это говорит о высокой эффективности использования предложенного комплекса средств ускорения овладением двигательными навыками юных фигуристов.

Контактная информация: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 06.03.2014.

УДК 378

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ КУРСАНТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ

Евгений Геннадьевич Тыщенко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Аннотация

В работе рассмотрен процесс физической подготовки слабоуспевающих курсантов по прикладному плаванию в начальный период обучения. В адаптационный период курсантов предлагается методика выполнения упражнений в плавании командно-соревновательным методом. Данная методика позволяет, создавать социальное взаимодействие в достижении положительных результатов в прикладном плавании, и повышении показателей определяющих социальную устойчивость, функциональные возможности которые в значительной степени влияют на адаптационные процессы курсантов. Проведенные исследования подтверждают эффективность методики использования упражнений командно-соревновательным методом в начальный период обучения курсантов Государственной противопожарной службы МЧС России.

Ключевые слова: начальный период обучения, адаптационные процессы, уровень физической подготовленности, функциональные возможности, социальное взаимодействие, социальная устойчивость, прикладное плавание, методика.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.04.110.p175-180

METHODOLOGY OF INCREASE OF LEVEL OF SOCIAL STABILITY OF CADETS OF THE PUBLIC FIRE SERVICE OF EMERCOM OF RUSSIA AT INITIAL STAGE OF TRAINING BY MEANS OF THE APPLIED SWIMMING

Evgeny Gennadevich Tyshchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

St. Petersburg University of the State Fire Service of the Ministry of Emergency Measures of

Russia

Annotation

The study considers the process of physical preparation of the underperformers-cadets in applied swimming at an initial stage of the training. During the adaptation period of cadets the technique of per-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.