Научная статья на тему 'ВАРИАТИВНОСТЬ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ЭЛЕМЕНТА "ТОДЕС" В ПАРНОМ ФИГУРНОМ КАТАНИИ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА'

ВАРИАТИВНОСТЬ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ЭЛЕМЕНТА "ТОДЕС" В ПАРНОМ ФИГУРНОМ КАТАНИИ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
106
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРНОЕ КАТАНИЕ / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / ТОДЕС / ВАРИАТИВНОСТЬ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волыхина Наталия Александровна, Казакова Оксана Борисовна

В работе определены средства и вариации подходов обучения элементу «тодес» в тренировочном процессе, позволяющие качественно и более надёжно им овладевать. Научная новизна работы заключается в разработанном комплексе подводящих упражнений для повышения эффективности освоения и совершенствования элемента «тодес» спортивными парами в фигурном катании на этапе совершенствования спортивного мастерства. Результатом работы явилось систематизация и классификация существующих подходов к обучению элемента «тодес» в фигурном катании, что позволило выделить индивидуальные подводящие упражнения и парные.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волыхина Наталия Александровна, Казакова Оксана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VARIABILITY OF APPROACHES TO TEACHING THE "TODES" ELEMENT IN PAIR FIGURE SKATING AT THE STAGE OF IMPROVING SPORTS SKILLS

The paper defines the means and variations of approaches to teaching the element "todes" in the training process, allowing you to master it qualitatively and more reliably. The scientific novelty of the work lies in the developed complex of summing exercises to increase the efficiency of mastering and improving the "todes" element by sports couples in figure skating at the stage of improving sports skills. The result of the work was the systematization and classification of existing approaches to the training of the "todes" element in figure skating, which made it possible to distinguish individual summing exercises and pairs.

Текст научной работы на тему «ВАРИАТИВНОСТЬ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ЭЛЕМЕНТА "ТОДЕС" В ПАРНОМ ФИГУРНОМ КАТАНИИ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА»

димость ее использования в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою.

ВЫВОД

Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов, определяющих необходимость использования состязательно-игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А. Показатели военно-профессиональной направленности кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России, занимающихся полиатлоном / А.Э. Болотин, О.В. В.В. Бакаев, В.В. Челядинов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 3. - С. 15-22.

REFERENCES

1. Bolotin A.E., Bakayev V.V. and Chelyadinov V.V. (2016), "Indicators of the militaryprofessional orientation of cadets of educational institutions of the border bodies of the FSB of Russia engaged in polyathlon", Izvestia of Tula State University. Physical education. Sport, No.3, pp. 15-22.

Контактная информация: ap_volkov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.05.2022

УДК 796.912.082.2

ВАРИАТИВНОСТЬ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ЭЛЕМЕНТА «ТОДЕС» В ПАРНОМ ФИГУРНОМ КАТАНИИ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Наталия Александровна Волыхина, кандидат пелагических наук, доцент, Оксана Борисовна Казакова, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В работе определены средства и вариации подходов обучения элементу «тодес» в тренировочном процессе, позволяющие качественно и более надёжно им овладевать. Научная новизна работы заключается в разработанном комплексе подводящих упражнений для повышения эффективности освоения и совершенствования элемента «тодес» спортивными парами в фигурном катании на этапе совершенствования спортивного мастерства. Результатом работы явилось систематизация и классификация существующих подходов к обучению элемента «тодес» в фигурном катании, что позволило выделить индивидуальные подводящие упражнения и парные.

Ключевые слова: парное катание, комплекс упражнений, тодес, вариативность подходов к обучению.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p98-102

VARIABILITY OF APPROACHES TO TEACHING THE "TODES" ELEMENT IN PAIR FIGURE SKATING AT THE STAGE OF IMPROVING SPORTS SKILLS

Natalia Aleksandrovna Volykhina, the candidate of pedagogic sciences, docent, Oksana Borisovna Kazakova, the docent, Lesgaft National state University of physical culture, sport

and health, St. Petersburg

Abstract

The paper defines the means and variations of approaches to teaching the element "todes" in the training process, allowing you to master it qualitatively and more reliably. The scientific novelty of the

work lies in the developed complex of summing exercises to increase the efficiency of mastering and improving the "todes" element by sports couples in figure skating at the stage of improving sports skills. The result of the work was the systematization and classification of existing approaches to the training of the "todes" element in figure skating, which made it possible to distinguish individual summing exercises and pairs.

Keywords: pair skating, a set of exercises, todes, variability of approaches to learning.

ВВЕДЕНИЕ

Парное фигурное катание претерпевает изменения в усложнении техники выполняемых элементов. К таким элементам относятся «тодесы». Это не только один из сложных элементов, но и зрелищный, который показывает техническую сложность пары. В настоящее время обучение «тодесу» носит однотипный характер, но каждый тренер пытается найти такие вариации подходов к обучению, чтобы не только ускорить процесс обучения им, но повысить их стабильность выполнения. Уровень мастерства зависит не только от технической и физической подготовленности спортсменов, но и от так называемого «чувства партнера» [3]. Успех выполнения «тодеса» высшего уровня зависит также от качества реберности, гибкости и координации, эффектности позы, высокой скорости и музыкальности. Но в итоге сводится к тому, насколько рационально будет выполнено взаимодействие партнеров при выполнении «тодеса». Уверенное и качественное выполнение «тодеса», особенно в конце программы, повышает общий фон восприятия проката программы в парном катании [1, 2].

Цель работы - определение рациональных средств и подходов на формирование качественного и надёжного выполнения элемента «тодес» в парном фигурном катании.

Задачи: 1. Определение средств и методических приемов для овладения подходами к выполнению элемента «тодес» в парном фирном катании на этапе совершенствования спортивного мастерства; 2. Экспериментально обосновать и подтвердить эффективность применения разработанных средств и методических приемов выполнения элемента «тодес» фигуристами парного фигурного катания.

МЕТОДИКА

Эксперимент проходил в 2021-2022 г. со сборной командой СПб на базе катка «Клуб Т. Москвиной». Тренировочный процесс осуществлялся под руководством Олимпийской чемпионки по парному катанию Казаковой О.Б. В нем принимали участие контрольная и экспериментальная группы фигуристов-парников, занимающихся на этапе совершенствования спортивного мастерства. В каждую группу входило по 8 пар, имеющих квалификацию 1 спортивный разряд.

В тренировочный процесс экспериментальной группы были внедрены разработанные средства и методические приемы совершенствования техники выполнения элемента «тодес» на основе специального комплекса подводящих упражнений. Контрольная группа занималась согласно индивидуальному плану тренировочных занятий в соответствии с программой спортивной школы, в которой также отводилось время на совершенствование элемента «тодес». В начале и конце педагогического эксперимента было проведено контрольное испытание и экспертное оценивание по выявлению динамики показателей физической и технической подготовленности в обеих группах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе педагогического наблюдения за тренировочной деятельностью фигуристов-парников и анкетного опроса специалистов, личного опыта были выявлены основные тенденции по оптимизации тренировочного процесса спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства, с учетом которых была выполнена разработка средств и методических приемов повышения эффективности овладения техникой элементом «тодес». В результате был разработан базовый мезоцикл подготовительного периода годич-

ного цикла тренировки для создания необходимого уровня физической и технической подготовленности для овладения и совершенствования элемента «тодес» (таблица 1). Таблица 1 - Содержание базового микроцикла фигуристов-парников направленный на совершенствование элемента «тодес»

День недели Задачи Содержание занятия

ПН Утренняя тренировка 120 мин; зал Индивидуальное занятие технической направленности (тренер -пара): подводящие упражнения в зале

ПН Вечерняя тренировка 180 мин: лед Индивидуальное занятие технической направленности (тренер - пара): подводящие упражнения на льду, тодес в полной координации.

ВТ Утренняя тренировка. 120 мин; зал Хореографическая подготовка (групповое занятие): специальные комплексы упражнений на статическую силу мышц ног для партнера и выворотность для партнерши.

ВТ Вечерняя тренировка 180 мин; лед Индивидуальное занятие технической направленности (тренер - пара): подводящие упражнения на льду, тодес в полной координации.

СР Утренняя тренировка 120 мин; зал Групповое занятие специальной физической подготовки с акцентом на развитие гибкости и координационных способностей

СР Вечерняя тренировка 180 мин; лед Индивидуальное занятие технической направленности (тренер - пара): подводящие упражнения на льду, тодес в полной координации

ЧТ Утренняя тренировка. 120 мин; зал СФП на гибкость (групповое занятие): комплекс упражнений для развития подвижности в голеностопном, тазобедренном суставах и для развития подвижности позвоночного столба

ЧТ Вечерняя тренировка 180 мин; лед Самостоятельное занятие технической направленности (пара): подводящие упражнения на льду, тодес в полной координации

ПТ Утренняя тренировка 120 мин; зал Групповое занятие специальной физической подготовки с акцентом на развитие гибкости и координационных способностей

ПТ Вечерняя тренировка 180 мин; лед Индивидуальное занятие технической направленности (тренер - пара): подводящие упражнения на льду, тодес в полной координации.

СБ Соревнования

ВС Отдых

Таким образом, в базовом микроцикле специально-подготовительного периода было предусмотрено включение подводящих упражнений для овладения «тодесом» как в зале, так и на льду. Также было учтено, что для успешного выполнения этого элемента фигурного катания спортсмены-парники должны иметь определенный запас специальной физической подготовленности. Поэтому в микроцикле были предусмотрены отдельные занятия хореографической подготовки с акцентом на формирование выворотности позиции ног у партнерши и развития статической силы мышц для партнера.

Два раза в неделю в тренировочный процесс фигуристов-парников включали занятия (СФП) с реализацией на них специальных комплексов на гибкость и координацию.

Для повышения эффективности совершенствования элемента «тодес» фигуристами-парниками на этапе ССМ дополнительно была разработана последовательность реализации разработанных средств в экспериментальной группе, которая представлена в таблице 2.

Таблица 2 - Последовательность овладения и совершенствования элемента тодес

Частные задачи Средства Методические указания

Сформировать представление о технике выполнения элемента тодес Демонстрация образцовой техники тодеса Метод рассказа и показа. Объяснение техники выполнения по фазам.

Проверить и оценить физическую подготовленность фигуристов Тестирование на уровень развития координации, гибкости. Тесты на физическую подготовленность проводятся 2 раза, В протокол заносятся лучший результат.

Обучить технике выполнения тодеса Выполнение тодеса по фазам Метод расчлененного упражнения.

Способствовать совершенствованию выполнения тодеса Выявление и исправление ошибок при выполнении тодеса Ошибки техники в параграфе экспертное оценивание

Проверить и оценить исходный технический уровень выполнения тодеса Тест: выполнение тодеса Для оценивания используется метод экспертных оценок

Совершенствовать выполнение тодеса Выполнение тодеса Многократное повторение

Общая продолжительность педагогического эксперимента составила 3 месяца, за время которых было проведено 135 тренировочных занятия: 10 раз в неделю (утренняя тренировка в зале 120 минут и вечерняя тренировка на льду 180 минут).

В начале и конце педагогического эксперимента исследуемые из обеих групп (КГ и ЭГ) были протестированы на уровень физической подготовленности с помощью тестов и контрольных испытаний с целью оценки техники выполнения фигуристами-парниками «тодеса», также был использован метод экспертной оценки. Результаты, полученные в исследовании, были обработаны с помощью методов математико-статистической обработки данных. В качестве критерия достоверности был использован и-критерий Манна-Уитни.

Таблица 3 - Статистический анализ показателей физической подготовленности фигуристов из экспериментальной и контрольной групп в процессе педагогического эксперимента

Контрольное упражнение До эксперимента После эксперимента

ЭГ КГ и Р ЭГ КГ U; Р

Повороты на ограниченной опоре 53,88±1,47 52,63±1,42 №112 >0.05 40,13±1,03 50,13±1,27 U=10 <0.01

Ходьба по линии после раздражения вестибулярного анализатора 10,66±0,12 10,63±0,13 №116.5 >0.05 9,43±0,05 9,75±0,05 U=30 <0.01

Проба Яроцкого 23,25±0,32 23,00±0,47 №123 >0.05 29,06±0,21 25,13±0,58 U=0 <0.01

Прыжки в такт ударов метронома 3,56±0,13 3,44±0,13 №112 >0.05 1,06±0,14 1,88±0,16 №49 <0.01

Угол сгибания в голеностопном суставе 73,56±0,13 73,44±0,13 №112 >0.05 65,44±0,93 72,31±1,69 №27,5 <0.01

Угол разгибания в голеностопном суставе 181,56±0,53 181,93±0,54 №115 >0.05 189,25±0,60 183,56±0,54 №10 <0.01

Шпагат с опоры на ведущую ногу 183,57±0,64 183,37±0,61 №123 >0.05 192,13±0,61 185,44±0,52 №6,5 <0.01

Поднимание ноги вперёд из положения лёжа на спине 164,51±1,28 164,56±1,08 №121 >0.05 177,69±1,36 166,63±1,01 №13 <0.01

Прогиб назад из положения лёжа на животе 52,37±1,27 51,81±1,24 №121 >0.05 40,69±0,93 49,51±1,21 №13 <0.01

После проведения эксперимента между средними показателями в контрольной и экспериментальной группах выявлены статистически достоверные различия по и-критерию Манна-Уитни, Р<0,05 по всем тестам и контрольным упражнениям на показатели развития координационных способностей и гибкости. При этом необходимо отметить, что у исследуемых спортсменов-парников из экспериментальной группы прирост изучаемых показателей значительно выше, нежели чем в контрольной группе.

С целью оценки техники выполнения элемента «тодес» (вперед-внутрь) был использован метод экспертной оценки. Динамика экспертной оценки в контрольной и экспериментальной группах в процессе педагогического эксперимента представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Динамика экспертной оценки выполнения тодеса (вперед-внутрь) в экспериментальной и контрольной группах в процессе педагогического эксперимента (балл)_

Стат. показатели Экспериментальная группа Контрольная группа

До После До После

М±т 7,09±0,05 8,08±0,16 7,19±0,02 7,53±0,14

V/ 1,79 5,21 0,83 5,03

Р и=0; Р<0.05 и=16; Р<0.05

Из данных, которые представлены в таблице 4, следует, что исследуемые из экспериментальной группы имеют больший прирост в показателях технической подготовленности после проведенного педагогического эксперимента, они имеют более высокую экспертную оценку за выполнение выполнения элемента тодес: в ЭГ до эксперимента

экспертная оценка в среднем по группе составила 7,09±0,05 балла, а после - 8,08±0,16 балла. Значение U-критерия Манна-Уитни составило 0 и находится в зоне значимости. Различия между показателями статистически достоверны, Р<0,05.

Полученные данные говорят об эффективности разработанных средств и методических приемов по совершенствованию техники выполнения элемента «тодес» вперед-внутрь, а также о том, что показатели координационных способностей и гибкости в большой степени влияют на эффективность освоения и совершенствования элемента «тодес» в фигурном катании.

ВЫВОДЫ

1. Тодес является обязательным элементом парного фигурного катания. Этот технический элемент делится на четыре типа, в зависимости от ребра, на котором скользит партнерша. То есть это может быть внутренний (inside) или наружный (outside) тодес, назад (back) или вперед (forward). Внутренние тодесы (вперед-внутрь и назад-внутрь) являются более простыми для овладения парами, но и имеют более низкую стоимость. Тодес назад-наружу является сложным, особенно для тех партнерш, которые имеют плохую выворотность и плохую гибкость. Поэтому можно заключить, что для освоения всех форм элемента тодес партнеры должны иметь высокие показатели технической и физической подготовленности.

2. Разработан комплекс средств и методических приемов с использованием специально направленных подводящих упражнений для освоения и совершенствования элемента «тодес» с учетом индивидуальны позиций партнеров при его исполнении. После проведения педагогического эксперимента между средними показателями в контрольной и экспериментальной группах выявлены статистически достоверные различия по U-критерию Манна-Уитни, Р<0,05 по всем контрольным испытаниям, особенно на показатели развития координационных способностей и гибкости, в также по результатам экспертного оценивания выполнения элемента тодес вперед-внутрь. При этом необходимо отметить, что у исследуемых фигуристов-парников из экспериментальной группы прирост изучаемых показателей значительно выше, нежели чем в контрольной группе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вагушева, Т.Н. Основы обучения подкруткам и выбросам в парном фигурном катании на коньках : учебное пособие / Т.Н. Вагушева. - Санкт-Петербург : [б. и.], 2014. - 58 с.

2. Москвина, Т.Н. Произвольная программа парного катания : учебное пособие / Т.Н. Москвина, И.Б. Москвин. - Москва : Физкультура и спорт, 1984. - 111 с.

3. Фигурное катание на коньках: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / И.В. Абсалямова, Е.В. Жгун, Л.С. Хачатуров, С.П. Кандыба, В.В. Агапова. - Москва : Советский спорт, 2006. - 154 с.

REFERENCES

1. Vagusheva, T.N. (2010), Basics of training in twists and outliers in pair figure skating, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg.

2. Moskvina, T.N. and Moskvin, I.B. (1984), Free program of pair skating, Physical Culture and Sports, Moscow.

3. Absalyamova I.V., Zhgun E.V., Khachaturov L.S., Kandyba S.P., Agapova V.V. (2006), Figure skating: An approximate program for the system of additional education of children: children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve. Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: natalanz@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 13.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.