Научная статья на тему 'Особенности физического воспитания девушек 15-17 лет'

Особенности физического воспитания девушек 15-17 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1531
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СИСТЕМА / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Н. В., Валкина Н. В.

Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности. Она включает людей в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого человека в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гущина Н. В., Валкина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности физического воспитания девушек 15-17 лет»

УДК 372.016:796

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕВУШЕК 15-17 ЛЕТ

Н.В. Гущина - кандидат педагогических наук Н.В. Валкина - кандидат педагогических наук Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Ульяновск

PECULARITIES OF PHYSICAL EDUCATION OF GIRLS OF 15-17 YEARS

OLD

N.V. Gushchina - Candidate of Pedagogical sciences N.V. Valkina - Candidate of Pedagogical sciences Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Ulyanovsk

e-mail: nataly-elrel@,mail. ru

Ключевые слова: физическое воспитание, система, средства физической культуры.

Аннотация. Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности. Она включает людей в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью. Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого человека в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием.

Key words: physical education, system, means of physical culture.

Summary. Physical education is a purposeful, well-organized and systematically carried out system of physical culture and sports activities. It includes people in various forms of physical training, sports, military and applied activity, harmoniously develops the body in unity of his intellect, emotions, will and morality. The purpose of physical education is the harmonious development of every human body in close, the organic unity of mental, labor, emotional, moral and aesthetic education.

Укрепление здоровья школьников - это важнейшая задача системы физического воспитания на всех этапах формирования и развития организма учащихся. Всемирная организация здравоохранения вынуждена констатировать, что современное поколение людей по ряду важнейших физиологических показателей уступает предшествующим поколениям.

На современном этапе развития школьного образования наблюдается значительный рост инноваций в сфере физического воспитания учащихся. Активно разрабатываются и внедряются в практику ранее редко используем средства двигательной активности, с помощью которых возможно достичь оптимального уровня физического состояния [3, 6].

Актуальным является вопрос о логичном и рациональном использовании новых средств в проведении уроков физической культуры, каждый из которых должен нести разнообразный характер на основе определенной тематики.

Одним из путей решения данного вопроса является рациональное применение новых средств физической активности, в частности аэробики, которая на основе сочетания

физических упражнений с музыкальным сопровождением вносит новизну и разнообразие в двигательную деятельность учащихся.

Аэробика - это систематическое применение продолжительных, умеренных по интенсивности физических упражнений для укрепления здоровья (К. Купер). Положительная сторона аэробики заключается в том, что занятия проходят в атмосфере повышенной эмоциональности, в группе, под музыку, благодаря чему уменьшается монотонность, свойственная продолжительному выполнению упражнений. Аэробика отличается простотой, доступностью, обладает огромным потенциалом для развития и совершенствования физических и духовных качеств, воспитания здорового, красивого и уверенного в себе человека [1, 5].

Целью данной работы является исследование структуры и содержания программ по физическому воспитанию для девушек старших классов. Цель конкретизуется в следующих задачах: 1. Выявление наиболее рациональных средств и методов проведения уроков физической культуры для девушек старших классов. 2. Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики проведения уроков физической культуры.

Для решения поставленных задач нами были определены следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование, тестирование физических качеств, метод антропометрических измерений, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В исследовании, проводимом в форме педагогического эксперимента, принимали участие девушки 10-11 классов. Испытуемые (в количестве 30 человек) были разделены на две группы: контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) группы. Педагогический эксперимент проводился на базе МОУ СОШ №66 г. Ульяновска.

Обучение в КГ и ЭГ проходило в соответствии с комплексной программой по физическому воспитанию учащихся 1-Х1 классов общеобразовательных школ [4]. Отличительной особенностью содержания занятий с девушками ЭГ заключалось в том, что были применены разработанные нами комплексы оздоровительной аэробики. Занятия проводились в зале для хореографии, один раз в неделю в урочное время (по расписанию). Комплексы аэробики применялись также и на других занятиях (в подготовительной и заключительной части урока). Комплекс состоял из упражнений, воздействующих на развитие подвижности позвоночника; упражнений для растягивания и улучшения пластичности тела, для укрепления мышц живота, спины, рук и ног. Использовались базовые шаги аэробики, танцевальные движения с различным движением рук, под музыку, а также с предметами, отягощением и т. д. В конце занятия проводились упражнения для формирования правильной осанки, для расслабления мышц, дыхательные упражнения, а также игры на внимание.

При выполнении физических упражнений доминировал поточный метод.

Разучивание новых упражнений следовало по частям: сначала изучались движения руками, затем - движения ногами под счет в медленном темпе [2].

Аэробный комплекс, состоящий из 25-30 физических упражнений, изучался на протяжении 3-4 занятий.

Разработанная методика проведения уроков физической культуры характеризуется акцентированной направленностью на формирование научно обоснованного мировоззрения, связанного с культурой тела человека, а также системой знаний, умений и навыков, необходимых для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями. Для старшеклассниц предлагаются современные системы упражнений (оздоровительная аэробика, фитнес, йога, элементы гимнастики и танцев).

Своеобразие настоящей методики заключается в том, что она создана на основе курса обучения спортивно-оздоровительной аэробике и элементам гимнастики.

Материал дается в 3 разделах:

- основы знаний;

- двигательные умения, навыки и способности;

- показатели двигательной подготовленности.

Структура знаний содержит: личностно-ориентировочные знания, связанные с саморазвитием, самовоспитанием, самосовершенствованием; знание основных факторов, воздействующих на состояние здоровья; знание оздоровительных мероприятий, необходимых для здорового образа жизни и умение использовать их на практике.

Успеваемость по предмету "Физическая культура" определялась по уровню отношения к своему совершенствованию, знанию основных положений теории физической культуры, по прочности освоения двигательных и специальных навыков, умению самостоятельно решать некоторые вопросы физической подготовленности.

Установлено, что показатели физической подготовленности испытуемых обеих групп в начале эксперимента были относительно равными. За время эксперимента у испытуемых обеих групп наблюдалось повышение показателей физических качеств. Сравнительный анализ выявил, что испытуемые ЭГ отличаются более высокими темпами развития физических качеств. В частности, результат в прыжке в длину с места у испытуемых ЭГ увеличился на 10,6 %, в КГ - на 4,7 %. В тестовом упражнении «Подъем туловища из положения лежа на спине» результаты испытуемых ЭГ увеличились на 17,9 %, в КГ - лишь на 8,7%. Результаты теста «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа» у испытуемых ЭГ повысились на 22,3%, а в КГ - только на 15,0%. В тесте на гибкость результаты девушек ЭГ увеличились на 30,5 %, в то время как в КГ - на 17,2% (р<0,05).

Анализ показателей физического развития девушек 10-11 классов показал, что в конце педагогического эксперимента длина тела имела статистически достоверные различия (р<0.05). Это объясняется тем, что в старшем школьном возрасте отмечается значительный рост тела в длину (девушки). По показателям массы тела и окружности грудной клетки различия статистически недостоверны (р>0.05).

Анкетирование, проведенное с целью определения эффективности разработанной методики для учащихся 10-11 классов после педагогического эксперимента показало, что 76% девушек хотят, чтобы в учебную программу были включены комплексы оздоровительной аэробики, элементы гимнастики и упражнения хореографии; 15% - отдают предпочтение плаванию; 8% - спортивные игры и легкую атлетику выбрал всего 1% респондентов. Уроки с музыкальным сопровождением и хореографической подготовкой привлекают 76% учащихся. Спортивно-игровые уроки привлекают всего 14% респондентов.

Если до педагогического эксперимента на вопрос: "Занимаетесь ли Вы дома самостоятельно физическими упражнениями?" 10% девушек ответило «Да», 20% - «Иногда», 60% - «Нет», то после педагогического эксперимента - 70% девушек ответило "Да", 20% -"Иногда", 10% - "Нет". В самостоятельные занятия упражнения на гибкость и упражнения танцевального характера включают 69,5% учащихся, беговые и прыжковые упражнения -17,5% и упражнения на силу - 13%. Среди респондентов - 80% считают, что научились составлять комплексы физических упражнений под музыку и смогут провести его с группой (12-15 человек) занимающихся, 16% - сомневаются. У большинства занимающихся (72%) в результате занятий улучшились индивидуальные показатели по таким качествам, как выносливость, гибкость, сила, координация движений. Оценка по физической культуре улучшилась у 38% учащихся.

Таким образом, качество учебного процесса зависит от правильности его планирования. Выполнение задач обучения во многом зависит от подбора подводящих упражнений, четкого и доступного объяснения разучиваемых двигательных действий, широкого использования наглядных пособий и технических средств обучения. Важное условие результативного обучения - это точный показ разучиваемых движений, необходимое количество повторений упражнения не только на одном уроке, но и в целой системе уроков.

Включение аэробики в физическое воспитание школьниц старших классов способствует всестороннему развитию личности. Решая задачи физического воспитания, учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Девушек необходимо обучать творческому применению полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Литература

1. Анохина, Н.Л. Ритмическая гимнастика как средство компенсации двигательной активности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н.Л. Анохина. - Малаховка, 1992. - 24 с.

2. Аэробика. Теория и методика проведения занятий : учеб. пособие для студ. вузов физической культуры / Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 304 с.

3. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 1996. - № 1. - С. 23-25.

4. Лях, В.И. Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся I-XI классов общеобразовательных школ / В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Ю. А. Копылов. - М, 2006. - 64 с.

5. Менхин, Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхин. - Ростов н/Дону : Феникс, 2002. - 384 с.

6. Стафеева, А.В. Формирование навыков самостоятельного использования средств физической культуры и повышения уровня физической подготовленности учащихся средней школы / А.В. Стафеева // Исторические, педагогические и медико-биологические аспекты физической культуры и спорта : материалы III регион. науч.-практич. конф. - Чита, 2001. - С. 14-15.

Literature

1. Anokhina, N.L. Rhythmic gymnastics as a means of compensation of physical activity : synopsis of a thesis ... Candidate of Pedagogical Science / N.L. Anokhina. - Malakhovka, 1992. - 24 p.

2. Aerobics. Theory and methods of teaching : textbook. allowance for students of HEIs of physical culture / E.B. Myakinchenko, M.P. Shestakova. - M. : SportAkademPress, 2002. - 304 p.

3. Balsevich, V.K. The concept of alternative forms of organization of physical education of children and young people / V.K. Balsevich // Physical Culture : culture, education, training. - 1996. - No. 1. - P. 23-25.

4. Lyakh, V.I. Comprehensive program for physical education of students of I-XI classes in secondary schools / V.I. Lyakh, G.B. Meykson, Yu.A. Kopylov. - M., 2006. - 64 p.

5. Menhin, Yu.V. Fitness gymnastics : theory and methods / Yu.V. Menhin. - Rostov on Don : Feniks, 2002.

- 384 p.

6. Stafeeva, A.V. Development of skills of self-use of physical culture and improve physical fitness of secondary school students / A.V. Stafeeva // Historical, pedagogical and medico-biological aspects of physical culture and sport : proceedings of the III region. scientific-practical conf. - Chita, 2001. - P. 14-15.

Статья подготовлена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы 2009-2010 г.) Мероприятие 1» — «Физическая культура и спорт -средство физического, духовно-нравственного развития школьников и учащейся молодежи».

This article was prepared with the financial support of AVTSP "Development of Scientific Potential of Higher Education 2009-2010,) Event 1" - "Physical Culture and Sport - means of physical, spiritual and moral development of pupils and students. "

Статья поступила в редакцию 21.09.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.