3. Суслаков, Б. А. Статистические методы обработки результатов измерений // Спортивная метрология / под ред. В.М. Зациорского. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - С. 18-63.
REFERENCES
1. Nemtsev, O.B., Grishin, A.F., Pevneva, M.V., Dukalskaya, A.V., and Nemtseva, N.A. (2017), "Dynamics of indicators of the overall race time structure in male triathletes at the Ironman World Championship", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 8 (150), pp. 80-85.
2. Nemtseva, N.A. (1991), Special strength training in women's athletics heptathlon, dissertation, GCOLIFK, Moscow.
3. Suslakov, B.A. (1982), "Statistical methods of processing of measurements", in Zatsiorsky, V.M. (Ed.), Sports metrology, Physical culture and sport, Moscow, pp. 18-63.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.11.2017
УДК 796.035
ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АЭРОБИКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ ЭКОРАДИАЦИОННЫХ УСЛОВИЯХ
Виктор Григорьевич Никитушкин, доктор педагогических наук, профессор, Московский городской педагогический университет, Москва, Россия, Ольга Валерьевна Тозик, кандидат педагогических наук, доцент, Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, Гомель, Республика Беларусь
Аннотация
В представленной статье рассматриваются вопросы влияния средств оздоровительной физической культуры на физическое состояние школьников старших классов, проживающих в условиях воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды. Экспериментально доказана эффективность занятий с использованием оздоровительной аэробики в общеобразовательной школе, способствующих повышению адаптационных возможностей, функциональной и физической подготовленности учащихся при условии рациональной организации физического воспитания.
Ключевые слова: физическое состояние, здоровье, учащиеся старших классов, неблагоприятные экорадиационные условия, оздоровительная аэробика, адаптационный потенциал системы кровообращения.
WELLNESS AEROBICS IN SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION OF SENIOR SCHOOL STUDENTS LIVING IN UNFAVORABLE ECO RADIATION CONDITIONS
Victor Grigoryevich Nikitushkin, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia, Volha Valeryevna Tozik, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
Gomel state University named after Francysk Skaryna, Gomel, Republic of Belarus
Annotation
In the presented article the questions of the influence of the means of health culture on the physical condition of schoolchildren of senior classes living in conditions of the influence of unfavorable environmental factors are considered. The effectiveness of classes with using the recreational aerobics in the general education school has been experimentally proved, contributing to increase in the adaptive capacity, functional and physical preparedness of students, being the subject to the rational organization of physical education.
Keywords: physical state, health, senior school students, adverse radiation ecological conditions, health aerobics, adaptation capacity of blood circulation system.
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время все большую значимость приобретают вопросы здоровьесбере-жения населения ряда стран. Возрастает роль физической культуры в обеспечении
жизнедеятельности человека. Оздоровительная физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью цивилизованного общества, так как экологическая обстановка в ряде стран после чернобыльской аварии не стабилизировалась.
Сегодня в структуре свободного времени большинства детей и подростков доминируют малоподвижные формы организации досуга. Все большую часть своего свободного времени они проводят в неестественных для развивающегося организма условий: у экранов телевизоров, компьютеров, планшетов, телефонов и т. д. В результате снижается уровень их двигательной активности, повышается нагрузка на нервную систему, что в свою очередь приводит к значительному ухудшению физического состояния и к появлению различных заболеваний. Ведь именно заложенный в детском возрасте потенциал здоровья, интеллекта, физической работоспособности и творческой активности реализуется на протяжении всей жизнедеятельности человека [3, 4].
Здоровье подрастающего поколения определяет возможность нашего общества жить сегодня и полноценно развиваться в будущем. В связи с этим возрастает необходимость внедрения оздоровительных технологий в учебный процесс общеобразовательной школы. Актуальным остается вопрос разработки новых эффективных методик по физическому воспитанию учащихся и поиска таких сочетаний средств и методов обучения, которые позволили бы повысить интерес у занимающихся к систематическим занятиям физической культурой, активизировать двигательную деятельность на уроках и внеурочное время, способствовать комплексному развитию двигательных качеств, формированию здорового образа жизни [6].
Цель данного исследования: изучить влияние оздоровительной аэробики на физическое состояние учащихся старших классов, проживающих в неблагоприятных экоради-ационных условиях.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На предварительном этапе с целью выявления особенностей физического развития и функционального состояния школьников старших классов, проживающих в неблагоприятных радиоэкологических условиях, был проведен сравнительный анализ физического состояния учащихся старших классов г. Гомеля (уровень РЗС до 5 Ки/км2) с аналогичными показателями школьников г. Минска (предложенными Колосом В.М., 2001). Всего в исследовании приняли участие 376 старшеклассников.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Как показали наши исследования, воздействие неблагоприятных экорадиационных факторов не оказывает существенного влияния на показатели физического развития: как у юношей, так и у девушек г. Гомеля, не отмечено различий в морфологических показателях в сравнении с их минскими сверстниками.
В то же время полученные данные позволили констатировать, что у учащихся старших классов, проживающих на территориях с радиационным загрязнением среды, имеются определенные различия в показателях функционального состояния. Несмотря на превосходство старшеклассников г. Гомеля в показателях внешнего дыхания (по показателям жизненной емкости легких и жизненного индекса), у юношей и девушек отмечается ухудшение показателей, характеризующих функциональные возможности сердечно-сосудистой системы (частоты сердечных сокращений, артериального давления, систолического и минутного объема крови).
Наши исследования согласуются с данными Колоса В.М. [2], который отмечал, что при воздействии неблагоприятных факторов и снижении адаптации наиболее значительные функциональные напряжения наблюдаются именно в показателях сердечно-сосудистой системы, как наиболее лабильной. Проведенный анализ физической подготовленности учащихся старших классов выявил неоднородную структуру развития физических
качеств. Так у юношей отмечаются низкие скоростно-силовые показатели, а также гибкости, силы и выносливости, у девушек в структуре физической подготовленности констатируется низкий уровень скоростно-силовых качеств и выносливости.
В дополнение к результатам тестирования нами был проведен анализ данных медицинских карт 326 старшеклассников г. Гомеля с целью определения общей структуры заболеваемости. Как показали исследования, в общей структуре заболеваемости учащихся старших классов преобладают отклонения в состоянии опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторной и эндокринной систем. Несомненно, данная тенденция в большей степени обусловлена образом жизни старшеклассников, а также косвенно свидетельствует о невысокой эффективности школьных физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Кроме того, установлено, что существует ряд противоречий между мотивами к занятиям физическими упражнениями старшеклассников и существующей системой физического воспитания учащихся. С целью стимулирования интереса учащихся к занятиям физической культурой в школе необходимо формировать содержание уроков, исходя из интересов и потребностей самих учащихся. Исследование мотивационно-потребностной сферы старшеклассников изучалось нами по данным анкетного опроса. Результаты анкетного опроса выявили неоднозначное отношение учащихся к урокам физической культуры. Несмотря на то, что занятия по физической культуре нравятся более 50% респондентов, практически половина опрошенных старшеклассников не придают им столь высокого значения, как другим учебным предметам, выступая за свободное посещение или вообще отмену уроков физической культуры. При этом учащиеся сами указали пути повышения их интереса за счет использования в школьном физическом воспитании современных оздоровительных систем и спортивных игр.
Все это предопределяет необходимость поиска и обоснования эффективных средств оздоровительной физической культуры, способствующих повышению функциональных резервов организма, уровню физической подготовленности учащихся, а также их оздоровлению. Для этого был проведен годичный педагогический эксперимент.
Основной педагогический эксперимент проводился на базе средних общеобразовательных школ № 51 и № 11 г. Гомеля. В нем приняли участие 98 школьников 11 классов. Перед началом педагогического эксперимента было выделено 2 группы испытуемых: 1 группа - контрольная (26 юношей и 24 девушки) и 2 группа - экспериментальная (22 юноши и 26 девушек). Все учащиеся были отнесены к основной медицинской группе и не имели отклонений в состоянии здоровья.
Разработанная авторская экспериментальная методика основывалась на оптимальном сочетании содержания базового компонента и вариативного (использование целенаправленных комплексов оздоровительной аэробики). В основу содержания была положена разработанная схема распределения учебного материала занятий по базовой и степ-аэробике, использование новых ее направлений: фанк-аэробики (выполнение свободных танцевальных движений в стиле «хип-хоп»), памп-аэробики (силовая разновидность аэробики с использованием гантелей и амортизаторов), тай-бо (аэробика с элементами восточных единоборств - ушу, таэквондо, кикбоксинга) и аэробоксинга (аэробика с использованием элементов бокса и каратэ). Применение данных направлений в структуре школьного урока позволило повысить функциональные резервы организма учащихся, не входя в противоречие с усвоением основного программного материала, а также предоставило возможность осуществлять комплексное и целенаправленное воздействие на организм учащихся, рационально дозируя тренировочную нагрузку. Контрольная группа выполняла стандартную школьную нагрузку исходя из учебной программы.
Занятие оздоровительной аэробики (тип урока - комплексный) длительностью 45 минут включало следующие части:
Подготовительная часть (6 - 7 минут)
Задачи: организация занимающихся, подсчет пульса, подготовка организма к предстоящим нагрузкам; создание соответствующей психологической обстановки и
положительного эмоционального состояния; подготовка функциональных систем организма к нагрузке.
Содержание: простые шаги базовой, степ-аэробики и танцевальных видов низкой интенсивности с постепенно увеличивающимся темпом и амплитудой; статические и динамические упражнения на растягивание.
Основная часть (32 - 34 минут)
Аэробная часть.
Задачи: освоение и совершенствование техники выполнения основных элементов; разучивание новых и закрепление ранее освоенных комплексов упражнений; совершенствование двигательных умений и навыков; повышение функциональных возможностей организма; развитие координационных способностей.
Содержание: комплексы танцевальных упражнений; кардио-блоки (степ-блок, тай-бо, аэробоксинг, танцевальный блок).
Партерная часть
Задачи: освоение и совершенствование техники выполнения силовых упражнений; совершенствование двигательных умений и навыков; формирование правильной осанки; развитие и поддержание силовых способностей и гибкости.
Содержание: силовой блок; комплексы силовых упражнений с отягощением, резиновыми амортизаторами; упражнения для развития гибкости.
Заключительная часть (4 - 5 минут)
Задачи: восстановление функционального состояния организма после физической нагрузки; подведение итогов.
Содержание: динамические упражнения на растягивание и расслабление мышц; стретчинг.
Рациональное дозирование физической нагрузки при занятиях оздоровительной аэробикой основывалось на учете физических и функциональных возможностей занимающихся и осуществлялось на основании рабочего уровня частоты сердечных сокращений (по формуле Карвонена) [1]: ЧССр = [(220 - возраст) - ЧССп] х ИТН + ЧССп, где ЧССр -частота сердечных сокращений, рекомендуемая для кардиотренировки; ЧССп - частота сердечных сокращений в покое; ИТН - необходимая интенсивность тренировочной нагрузки. При 50-85% от максимальной ЧСС - соответственно 0,5; 0,6; 0,7; 0,8.
Сравнительный анализ исходных и конечных данных физического состояния старшеклассников позволил установить эффективность предложенной нами методики.
По исходным данным между группами по всем исследуемым показателям достоверных отличий не наблюдалось.
Так по окончании эксперимента отмечено достоверное превосходство старшеклассников экспериментальной группы по 5 показателям: окружности грудной клетки (р <0,05), частоты сердечных сокращений (р <0,01), жизненной емкости легких (р <0,01) и жизненного индекса (р <0,001), а также индекса гарвардского степ-теста (р <0,01). Девушки экспериментальной группы достоверно превзошли своих сверстниц по 6 показателям: весоростового индекса (р <0,01), частоты сердечных сокращений (р <0,01), систолического объема крови (р <0,05), жизненной емкости легких (р <0,01), жизненного индекса (р <0,01) и индекса гарвардского степ-теста (р <0,01).
По результатам тестирования физической подготовленности, как юноши, так и девушки экспериментальной группы по окончании эксперимента превзошли своих сверстников практически по всем результатам тестов «бег 30 м» (р <0,05), «прыжок в длину с места» (р <0,05), «бег 1500 м» (р <0,001), «подтягивание из виса» (р <0,01) и «наклон вперед» (р <0,01). Исключение составили лишь результаты теста «челночный бег 4х9 м», где превосходство занимающихся экспериментальной группы не имело достоверного подтверждения (1=1,96, р>0,05). Более высокие показатели отмечались у девушек, где старшеклассницы экспериментальной группы достоверно превзошли своих сверстниц по
результатам всех контрольных нормативов: «челночный бег 4*9 м» (р <0,05), «бег 30 м» (р <0,01), «прыжок в длину с места» (р <0,05), «бег 1100 м» (р<0,01), «поднимание туловищам» (р <0,05) и «наклон вперед» (р <0,01).
Следует отметить, что приспособление к новым социальным, производственным и экологическим условиям происходит через совокупность реакций организма, которые способствуют повышению его устойчивости к изменившейся среде обитания. Вместе с тем рабочая устойчивость функций зависит от резервных возможностей организма, адаптационных свойств органов и тканей, а также от длительности и напряженности конкретной деятельности [5].
С целью оценки адаптационных возможностей старшеклассников нами рассчитывался адаптационный потенциал системы кровообращения (АП) по формуле Р.М. Баев-ского. Проведенные исследования позволили установить особенности адаптации организма старшеклассников при занятиях оздоровительной физической культурой.
Анализ динамики показателя адаптационного потенциала системы кровообращения юношей свидетельствует, что у старшеклассников контрольной группы данный показатель в течение года постоянно увеличивался (с 2,05±0,11 балла до 2,17±0,12 балла), в то время как у юношей экспериментальной группы данный показатель, напротив, имел тенденцию к снижению (с 2,04±0,09 балла до 1,90±0,11 балла).
Похожая динамика отмечена и у старшеклассниц контрольной группы, показатель АП увеличивался в течение года. В то же время у девушек экспериментальной группы показатель АП к концу учебного года значительно снизился (с 2,21±0,13 балла до 1,95±0,14 балла).
Эффективность работы сердечно-сосудистой системы определялась по значению коэффициента выносливости, который рассчитывался по формуле Кваса. В течение педагогического эксперимента у юношей и девушек экспериментальной группы наблюдалось значительное улучшение данного показателя (с 18,60±1,54 до 15,45±1,67 усл. ед. и с 22,70±1,42 до 15,77±1,43 усл. ед. соответственно). В то же время у юношей контрольной группы показатель КВ в течение года менялся незначительно; у девушек контрольной группы, так же, как и экспериментальной, отмечалась тенденция к снижению, однако к концу учебного года исследуемый показатель все равно находился за пределами границ нормы, верхняя граница которой составляет 16 усл. ед.
Для оценки интенсивности обмена веществ и энергии в организме использовался индекс основного обмена, рассчитываемый по формуле Рида. По окончании эксперимента, как у юношей, так и у девушек экспериментальной группы данный показатель снизился (с 11,86±2,19% до 3,42±2,59% и с 11,53±2,21% до 6,23±2,32% соответственно), в то время как в контрольной группе у юношей показатель ОО в течение учебного года незначительно повышался (с 11,12±2,14% до 11,82±2,47%), а у девушек наблюдалась отчетливая тенденция роста исследуемого параметра (с 10,78±2,15% до 12,61±2,21%).
Необходимо отметить, что более низкие показатели ОО у юношей и девушек экспериментальной группы свидетельствуют об экономизации функционирования организма.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный педагогический эксперимент показал, что рационально организованные занятия физическими упражнениями в общеобразовательной школе являются действенным средством повышения адаптационных возможностей организма учащихся и профилактики заболеваний. В то же время при планировании и организации уроков по физической культуре в школе следует учитывать текущее состояние школьников и индивидуальные особенности адаптации к физическим нагрузкам, что позволит максимально эффективно реализовывать оздоровительный эффект занятий.
Использование оздоровительной аэробики и ее современных направлений в структуре урока физической культуры учащихся старших классов дает наибольший эффект как
по повышению мотивации к занятиям физической культурой и, как следствие хорошей посещаемости учебных занятий, так и улучшению показателей функционального состояния и их физической подготовленности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Давыдов, В.Ю. Методика преподавания оздоровительной аэробики : учебное пособие //
B.Ю. Давыдов, Т.Г. Коваленко, Г.О. Краснова ; Волгоградский государственный университет. -Волгоград : [б.и.], 2004. - 124 с.
2. Колос, В.М. Оздоровительная физическая культура учащихся и студентов : учеб. пособие / В.М. Колос. - Минск : Белорус. гос. ун-т информ. И радиоэлектроники, 2001. - 154 с.
3. Левушкин, С.П. Проблема оптимизации физического состояния школьников средствами физического воспитания / С.П. Левушкин, В.Д. Сонькин // Физиология человека. - 2009. - Т. 35. -№ 1. - С. 67-74.
4. Лубышева, Л.И. Инновационная технология формирования культуры здоровья старшеклассниц в системе физического воспитания / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 5. - С. 5-12.
5. Попов, В.А. Основы адаптации двигательной системы человека к изменяющимся условиям внешней среды / В.А. Попов ; Великолукский гос. ин-т физ. культуры. - Великие Луки : [б.и.], 2000. - 218 с.
6. Тихвинский, С.Б. Активная жизнедеятельность и физическое здоровье человека /
C.Б. Тихвинский // Спорт и здоровье. Первый междунар. науч. конгресс : материалы конгресса. -СПб. : СПб-Олимп, 2003. - Т. 2. - С. 162-164.
REFERENCES
1. Davydov, V.Yu., Kovalenko, T.G. and Krasnov, G.O. (2004), Methods of teaching of health aerobics: tutorial, Volgograd State University, Volgograd.
2. Kolos, V.M. (2001), Healthy physical culture of students and students: textbook, BSUIR,
Minsk.
3. Levushkin, S.P. and Sonkin, V.D. (2009), "The problem of optimizing the physical condition of schoolchildren through physical education", Physiology of man, Vol. 35, No. 1, pp. 67-74.
4. Lubysheva, L.I. (2007), "Innovative technology for the formation of a health culture of senior pupils in the system of physical education", Physical culture: education, education, training, No. 5, pp. 5-12.
5. Popov, V.A. (2000), Fundamentals of adaptation of the human motor system to the changing environment conditions, Velikie Luki.
6. Tikhvinsky, S.B. (2003), "Active vital activity and physical health of a person", Sports and health: The first intern. sci. Congress: materials of the Congress, SPB-Olimp, St. Petersburg, Vol. 2, pp. 162-164.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.11.2017
УДК 796.011.3
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ВУЗЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОСВАИВАЮЩИХ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
Алина Сергеевна Павлова, старший преподаватель, Сергей Викторович Деменев, доцент, Владимир Васильевич Кечаев, кандидат технических наук, доцент, Наталия Викторовна Кечаева, старший преподаватель, Дильбар Габдулловна Кузьмичева, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет,
Казань
Аннотация
В статье представлены результаты педагогических наблюдений на практических занятиях по физической культуре за деятельностью студентов основного отделения, осваивающих в вузе