Научная статья на тему 'Проведение занятий оздоровительной аэробикой со школьницами 10-12 лет с учетом их типа телосложения'

Проведение занятий оздоровительной аэробикой со школьницами 10-12 лет с учетом их типа телосложения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
864
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые исследования
ВАК
Область наук
Ключевые слова
физическое воспитание школьников / фитнес / оздоровительная аэробика / физическое развитие / двигательная подготовленность / школьницы 10-12 лет / типы телосложения / астено-торакальный / мышечный и дигестивный тип / physical education of children / Fitness / general fitness aerobics / physical development / impellent readiness / 10-12-year-old schoolgirls / types of body build / astheno-thoracic / muscular and digestive type

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рыбкина О. Н.

Чтобы разнообразить школьные уроки физической культуры, нами разработана вариативная часть (18 часов) программы по физическому воспитанию по оздоровительной аэробике для школьниц 10-12 лет с учетом типов телосложения. Программа прошла апробацию в пяти образовательных учреждениях г. Брянска с учащимися 5 и 6 классов. После проведения занятий фитнес-аэробикой достоверно возросли результаты двигательных тестов у участниц экспериментальной группы по сравнению с контрольной в быстроте, координационных способностях, силе (в подтягивании) и в показателях физической работоспособности (по тесту PWC170), что говорит об успешности разработанной программы. Школьницам астено-торакального типа телосложения следует до 45% времени выделять на аэробную и до 28% на силовую часть программы; дигестивного типа 40% на силовую и 33% на аэробную; мышечного типа 40% на аэробную и 33% на силовую часть. Время, отведенное на развитие гибкости и релаксацию для всех групп одинаковое до 27%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рыбкина О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENERAL FITNESS AEROBICS CLASS FOR 10-12-YEAR-OLD SCHOOLGIRLS WITH REGARD TO THEIR BODY BUILD To introduce new elements to physical education at school we developed a variative part (18 hours) of physical education curriculum, i.e. general fitness aerobics class for 10-12-year-old schoolgirls with regard to their body build. The programme was tested in the fifth and sixth grades of Bryansk schools. After fitness-aerobics classes the experimental group showed significantly improved results in motor tests compared to the control group in speed, coordination, strength (pull-ups) and physical working capacity (PWC170 test), which confirms the benefits of the developed programme. Astheno-thoracic schoolgirls should devote up to 45% of time to aerobics and up to 28% of time to power exercises; schoolgirls with muscular constitution should devote 40% of time to power exercises and 33% to aerobics, while muscular type should devote 40% to aerobics and 33% to power training. The same amount of time (up to 27%) in allocated to flexibility and relaxation development in all the groups.

Текст научной работы на тему «Проведение занятий оздоровительной аэробикой со школьницами 10-12 лет с учетом их типа телосложения»

ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКОЙ СО ШКОЛЬНИЦАМИ 1012 ЛЕТ С УЧЕТОМ ИХ ТИПА ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ

Рыбкина О.Н.1

Институт возрастной физиологии РАО, Москва

Чтобы разнообразить школьные уроки физической культуры, нами разработана вариативная часть (18 часов) программы по физическому воспитанию по оздоровительной аэробике для школьниц 10-12 лет с учетом типов телосложения. Программа прошла апробацию в пяти образовательных учреждениях г. Брянска с учащимися 5 и 6 классов. После проведения занятий фитнес-аэробикой достоверно возросли результаты двигательных тестов у участниц экспериментальной группы по сравнению с контрольной в быстроте, координационных способностях, силе (в подтягивании) и в показателях физической работоспособности (по тесту PWC170), что говорит об успешности разработанной программы. Школьницам астено-торакального типа телосложения следует до 45% времени выделять на аэробную и до 28% на силовую часть программы; дигестивного типа - 40% на силовую и 33% на аэробную; мышечного типа - 40% на аэробную и 33% на силовую часть. Время, отведенное на развитие гибкости и релаксацию для всех групп одинаковое - до 27%.

Ключевые слова: физическое воспитание школьников, фитнес, оздоровительная аэробика, физическое развитие, двигательная подготовленность, школьницы 10-12 лет, типы телосложения, астено-торакальный, мышечный и дигестивный тип.

To introduce new elements to physical education at school we developed a variative part (18 hours) of physical education curriculum, i.e. general fitness aerobics class for 10-12-year-old schoolgirls with regard to their body build. The programme was tested in the fifth and sixth grades of Bryansk schools. After fitness-aerobics classes the experimental group showed significantly improved results in motor tests compared to the control group in speed, coordination, strength (pull-ups) and physical working capacity (PWC170 test), which confirms the benefits of the developed programme. Astheno-tho-racic schoolgirls should devote up to 45% of time to aerobics and up to 28% of time to power exercises; schoolgirls with muscular constitution should devote 40% of time to power exercises and 33% to aerobics, while muscular type should devote 40% to aerobics and 33% to power training. The same amount of time (up to 27%) in allocated to flexibility and relaxation development in all the groups.

Key words: physical education of children, fitness, general fitness aerobics, physical development, impellent readiness, 10-12-year-old schoolgirls, types of body build, astheno-thoracic, muscular and digestive type.

1 О.Н. Рыбкина

-80-

Школьные уроки физической культуры можно сделать эффективнее и интереснее, используя современные спортивные направления [10, 14]. Одним из таких направлений, получивших широкое распространение по всему миру, является фитнес. Фитнес составляет [9, 18]: классическая аэробика (оздоровительная аэробика), степ-аэробика, фитбол, аквааэробика, тай-бо, танцевальные направления (хип-хоп, «танец живота», клубный танец, сальса и пр.), йога, калланетика, стрет-чинг; современные спортивные игры (софтбол, стритбол); экстремальные виды спорта (скейтинг, сноубординг, дайвинг и др.). Ритмическая гимнастика (оздоровительная аэробика) является составной частью раздела школьной программы по гимнастике. Чтобы увеличить время на этот раздел, мы используем вариативный компонент (18 часов) программы по физическому воспитанию В.И. Ляха и соавт. [13] и проводим занятия оздоровительной аэробикой всю четверть.

Оздоровительная аэробика давно применяется на занятиях с детьми школьного возраста [15]. Но эти занятия в основном проводятся во внеурочное время [8], как дополнительные или секционные занятия. Многие авторы уделяют лишь часть урока оздоровительной аэробике [16, 17], проводя ее в подготовительной части урока или используя комплекс ритмической гимнастики в основной части. Существуют программы по оздоровительной аэробике для общеобразовательных школ [4, 5, 8, 19], но они рассчитаны на младший и старший школьного возраста. Создание программы для школьниц 5-6 классов остается актуальным.

Современная школа направляет свою деятельность на развитие способностей учеников, используя наиболее эффективные пути. В процессе физического воспитания детей, подростков и молодежи, для учета индивидуальный возможностей организма, используют типологический подход [1, 2, 6, 7, 11, 12]. Его эффективность на занятиях оздоровительной аэробикой изучена недостаточно [19]. Типологический подход предъявляет новые требования к организации занимающихся, уровням нагрузки, педагогическим методам, используемым на уроке для каждой группы занимающихся.

Цель работы заключалась в оценке эффективность вариативной части программы физического воспитания по гимнастике для школьниц 10-12 лет с использований направлений оздоровительной аэробики и с учетом их типа телосложения.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие школьницы 5-6 классов пяти образовательных учреждений г. Брянска (182 ученицы 10-12 лет), отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. В учебный процесс по физической культуре была введена программа оздоровительной аэробики с учетом типа телосложения, рассчитанная на 18 часов. Данная программа является вариативной частью комплексной программы по физическому воспитанию учащихся общеобразовательных учреждений [13]. Исследование проводилось во второй четверти школьного учебного плана как один из разделов гимнастики. 92 ученицы осваивали программу фитнес-аэробики с использованием типологического подхода (экспериментальная группа), 88 школьниц занимались

— 81 —

по аналогичной программе, но тип телосложения школьниц не учитывался, нагрузка была для всех детей одинаковой (контрольная группа).

В ходе исследования экспериментальная группа была разделены на подгруппы по типам телосложения: 1) астено-торакальный тип, 2) мышечный тип, 3) дигестив-ный тип. Каждая из таких подгрупп получала нагрузку [3], свойственную типологическим особенностям организма. В программу были включены следующие фитнес-направления: оздоровительная аэробика, тай-бо, hip-hop, силовая тренировка, стрет-чинг, йога. При проведении урока использовались методы фронтальной и групповой организации учащихся. Урок содержал в себе 3 блока: аэробную часть, силовую часть и часть с упражнениями на гибкость и релаксацию.

Школьницы астено-торакального типа телосложения до 45% времени урока тратили на аэробную часть и до 28% на силовую часть, таким образом, уделяя больше внимания аэробной нагрузке. Школьницы дигестивного типа большую часть времени выполняли силовую нагрузку, меньше - аэробную (соответственно 40% и 33%). Для мышечного типа нагрузка в аэробной и в силовой частях составляла соответственно 40% и 33%. Время, отведенное на развитие гибкости и релаксацию у всех подгрупп одинаковое - до 27%. Данное распределение времени на различные виды нагрузки для девушек разных типов телосложения было определено при проведении предварительного эксперимента.

Музыкальное сопровождение, соответствующее каждой части урока, являлось хорошим эмоциональным фоном.

Нами проведено исследование физического (длина и масса тела, ОГК, окружность талии (ОТ), ЖЕЛ, кистевая динамометрия) и моторного развития (бег 30 м, челночный бег 3х10м, прыжок в длину с места, подъем в сед из положения лежа, наклон вперед из седа, подтягивание в висе лежа, тест «падающая линейка») школьниц 10-12 лет. Была проведена функциональная проба PWC170 (модификация бегом). Исследования проводились в начале и в конце учебного года, а также до начала эксперимента и после эксперимента. По окончании эксперимента проводилось анкетирование педагогов и учащихся.

При математической обработке данных применялось специальное программное обеспечение и использовалась компьютерная программа МУРМАНСТАТ (И.В. Жмурко, 2001). Вычислялись следующие параметры: средняя арифметическая (M), ошибка средней арифметической (m), стандартное отклонение (о), коэффициент вариативности (V), а также достоверность изменения средних результатов в соответствии с t-критерием Стьюдента для оценки статистической достоверности различий. В качестве критического уровня значимости при оценке результатов статистического анализа использовали уровни значимости p<0,001+- <0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По результатам исследования девочки астеноидного типа телосложения составили 14,29% (26 человек), торакального типа - 43,41% (79 человек), мышечного типа - 20,33% (37 человек) и дигестивного - 21,98% (40 человек). В группах с учетом типа телосложения в экспериментальном исследовании участвовало -94 человек (51,6 %), без учета - 88 человек.

-82 -

В ходе исследования физического развития (ФР) нами выявлены значительные (достоверные р<0,05^0,001) различия по массе тела между всеми типами телосложения. В ОГК и ОТ не выявлено достоверных различий только между астеноидным и торакальным типом телосложения, относительная ЖЕЛ не отличается у смежных типов: между астеноидным и торакальным, торакальным и мышечным, между мышечным и дигестивным типами. Динамометрия различается незначительно: достоверная разница существует только в показателях правой кисти между торакальным типом и мышечным, торакальным и дигестивным. Выявлены достоверные отставания в физической работоспособности по тесту PWCl70 у школьниц дигестивного типа телосложения (рис.1).

О

180 160

140 4— 120 — 100 — 80 —

60 -I—

40

20 -Н о

--------------ДТП -л * м------

атд

------—Г I—гТГ“И-------------д-------

амд *[Д— ■ ■ —

тпТ 1рГ Iш

Длина тела, см Масса тела, см

ОГК, см

ОТ, см

ЖЕЛ, у.е.

□ Астеноидный

□ Торакальный

□ Мышечный

I Дигестивный

Рис. 1. Сравнение показателей физического развития школьниц 10-12 лет разных типов телосложения до начала эксперимента тмд - отмечена достоверность различий между конституциональными типами телосложения, буквой обозначается тип телосложения, с которым есть достоверная разница в показателях длины тела, количество букв обозначают степень достоверности: одна буква -р<0,05; две буквы - р<0,01; три буквы - р<0,001

В двигательной подготовленности (ДП) выявлены достоверные (р<0,05^0,001) отличия между представительницами разными типов телосложения. Лучшие показатели имеют девушки торакального типа телосложения в большинстве двигательных тестов: бег на 30 м, 3х10 м, прыжок в длину с места, подъем в сед из положения лежа и в подтягивании. Отстают от сверстниц чаще всего представительницы дигестивного типа. В беге на 30 м и челночном беге показатели школьниц дигестивного типа достоверно ниже остальных. В прыжке в длину, в подъеме в сед, в подтягивании достоверна разница между показателями школьниц торакального и дигестивного типов (последние имеют худшие значения). В подтягивании показатели девушек дигестивного типа достоверно отличаются от представительниц торакального и мышечного типов. Девушки мышечного типа телосложения показали достоверно более высокие результаты по сравнению с

83

-о-

дигестивным типом в быстроте реакции, а также в гибкости при сравнении их с астеноидным типом.

При сравнения показателей физического, функционального и моторного развития школьниц 5-6 классов до начала эксперимента была выявлена достоверная разница только в некоторых показателях ФР, показатели же ДП не имеют существенных различий, что позволило применять единую методику физической подготовки для девочек 5- и 6-х классов и сравнивать результаты двигательных тестов по окончании эксперимента. При сравнении показатели ДП школьниц 11 и 12 лет, которые составляют более 90% участниц эксперимента, достоверной разницы в результатах двигательных тестов между этими детьми также нет. Нами не выявлено различий в показателях ДП у школьниц двух параллелей 5-6 классов и участниц эксперимента - девушек 11 и 12 лет. Следовательно, мы можем использовать единую программу по оздоровительной аэробике для школьниц этих двух параллелей и возрастов.

По результатом проведенного нами педагогического эксперимента имеются различия в приростах показателей у девочек экспериментальной и контрольной групп разных типов телосложения. Приросты показателей ДП у школьниц 10-12 лет астеноидного типа в экспериментальной группе недостоверно больше, чем в контрольной в быстроте (бег 30 м), скоростно-силовых качествах (прыжок в длину с места), быстроте реакции («падающая палка»), работоспособности (PWCl7o), но меньше в силе (подъеме в сед из положения лежа) и гибкости (наклон вперед из седа). Схожие приросты наблюдаются в координационных способностях (челночный бег 3х10 м). Достоверным является только увеличение значений PWCl7o в экспериментальной группе (р<0,05) по сравнению с контрольной..

Приросты показателей ДП у школьниц 10-12 лет торакального типа в экспериментальной группе недостоверно больше, чем в контрольной в беге на 30 м, в челночном беге 3х10 м, в прыжке в длину с места, в быстроте реакции, PWCl7o, но меньше в подъеме в сед, гибкости сидя и подтягивании. Достоверным является только увеличение показателя PWC170 в экспериментальной группе (р<0,001) по сравнению с контрольной группой.

Если сравнить изменения показателей ДП в группах астеноидного и торакального типа телосложения до и после эксперимента, то следует отметить, что они являются сходными, и достоверно увеличились одни и те же показатели (рис.2).

Приросты показателей ДП у школьниц 10-12 лет мышечного типа в экспериментальной группе достоверно больше, чем в контрольной: в быстроте (р<0,001), координационных способностях (р<0,01), быстроте реакции (р<0,05), силе в подъеме в сед (р<0,001) и в подтягивании (р<0,001) (рис. 3 А).

Приросты показателей ДП у школьниц 10-12 лет дигестивного типа в экспериментальной группе больше, чем в контрольной по всем двигательным тестам (рис. 3 Б). Достоверным является значительное увеличение значений гибкости сидя (р<0,01) и подтягивания (р<0,05).

Мы сравнили приросты показателей двигательной подготовленности всех учащихся 10-12 лет экспериментальной и контрольной групп после проведения занятий фитнес-аэробикой (рис. 4).

-84-

бет ЗС ть РШС СО, 100, м, % челночный бег 3x10 м, % \ Хпрыжок в длину

"падающаялинйка\/ % гибкость К/ / / с места, % .^подъем в сед, % сидя, %

| Экспериментальная Контрольная |

бег 31 150-1 PWC170!%/^^Q!> м, % ^\^челночный бег 3x10 м, % \ \ прыяюк В Д ЛИНу с

подтягивание, % ( (— "ііадаюиия линейкад/ % гибкость К/ места, % .^подъем в сед, % свдя, %

Экспериментальная Контрольная

Рис. 2. Сравнение приростов показателей ДП у учащихся 10-12 лет в результате эксперимента (А - астеноидный тип, Б - торакальный тип)

бег ЗС PWC170,%/<^^ м,% челночный бег3x10 м'% \ \ прыжок в длину с

"падающая л иней % ] гибкость ^\/ / / места, % .^подъем в сед, % сидя, %

| Экспериментальная Контрольная |

бег ЗС 1501 РУУС170,%<^^ м, % челночный бег3x10 м, % \ \ прыжок в длину с

ІІЦЦІЯІ ИВсёНИе, % (. (. ’Ц' "падающая л и ней ка'\/ % 1 гибкость V/ места, % Г ^^>псщъемв сед, % сидя, %

Экспериментальная Контрольная

Рис. 3. Сравнение приростов показателей ДП учащихся 10-12 лет в результате эксперимента (А - мышечный тип, Б - дигестивный тип)

Рис. 4. Сравнение приростов показателей ДП учащихся 10-12 лет в результате эксперимента

-85-

Приросты в экспериментальной группе в быстроте (бег на 30 м), координационных способностях (челночный бег 3х10), скоростно-силовых качествах (прыжок в длину с места), тесте «падающая палка», подтягивании, PWCl7o были больше, чем в контрольной. По тестам подъем в сед и наклон из седа величины приростов были больше в контрольной группе. Достоверно более высокие результаты тестов у экспериментальной группы по сравнению с контрольной наблюдаются в беге на 30м (р<0,001), в челночном беге 3х10 (р<0,005), в подтягивании (р<0,001) и в показателя физической работоспособности по тесту PWC170 (р<0,05).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Показатели ДП изменялись в зависимости от полученной нагрузки и в экспериментальной, и контрольной группах.

В контрольных группах у детей всех типов телосложения были схожие рисунки приростов, но у школьниц дигестивного типа сами приросты незначительны.

В экспериментальных группах рисунок приростов ДП различается у астено-торакальной, мышечной и дигестивной подгрупп. Благодаря использованию типологического подхода показатели приростов ДП у школьниц дигестивного типа были значительны в сравнении с другими подгруппами. В экспериментальной группе приросты достоверны у представителей всех типов телосложения.

В группах астеноидного и торакального типа рисунок приростов показателей ДП был идентичным, что позволяет применять единую программу для детей данных типов телосложения.

После проведения занятий фитнес-аэробикой достоверно возросли результаты двигательных тестов у участников экспериментальной группы по сравнению с контрольной в быстроте, координационных способностях, силе (в подтягивании) и в показателя физической работоспособности (по тесту PWC170.), следовательно, разработанная программа дала положительные результаты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безруких, М.М., Сонькин, В.Д., Фарбер, Д.А. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 416с.

2. Блинков, С.Н. Методика реализации индивидуального подхода в физической подготовке школьников-подростков / С.Н. Блинков, С.П.Левушкин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2002. - № 1. -С. 8-12.

3. Богданов, Г.П. Дозирование физических нагрузок при развитии двигательных качеств у школьников// Вопросы физического воспитания школьников: Сб.научных трудов АПН НИИ физиологии детей и подростков. - М., 1983. -с.21-32.

4. Горбанева, Е.П. Физиологический анализ эффектов индивидуально дифференцированных занятий оздоровительной аэробикой. Автореф. дис. к.м.н., -Волгоград., 2003. - 48 с.

-86-

5. Горская, И.Ю. Воспитание координационных способностей девушек 7-14 лет с учетом типа телосложения и уровня биологической зрелости. Автореф. дис. к. п. н., - Омск, 1993. - 46 с.

6. Зайцева, В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий. Автореф. дис. д.п.н., - М., 1995. - 47 с.

7. Зайцева, В. В., Сонькин, В. Д., Изаак, С. И. Индивидуальный подход в физическом воспитании и его реализация на основе компьютерных технологий: Учебное пособие для студентов, магистрантов и аспирантов РГАФК. - М., 1998. - 84 с.

8. Исаева, Т.А. Влияние дополнительных занятий ритмической гимнастикой на морфофункциональное состояние школьниц 15-16 лет Автореф. дис. к.м.н., -Малаховка., 2004. - 42 с.

9. Карпей, Э. Энциклопедия фитнеса/ Эллен Карпей. - Пер. с англ. М.Ко-тельниковой. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 368с.

10. Козин, А.М., Сериков, С.Г. Здоровьесберегающая физкультура в школе: Научно-методическое пособие / Под ред. С.А.Репина, - Челябинск: Изд-во ЦИУМЦ «Образование», 2000. - 208с.

11.Левушкин, С.П. Физическая подготовка школьников 7-17 лет, имеющих разные типы телосложения. Монография.- Ульяновск, 2006. - 232 с.

12. Лобанова, Ю.О. Индивидуализация процесса обучения плаванию детей 5-6 лет различных типов телосложения. Автореф. дис. к.п.н., - М., 2007. - 21 с.

13. Лях, В.И., Зданевич, А.А. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. -М.: «Просвещение», 2008. - 130с.

14. Селуянов, В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. -М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 172с.

15.Спортивная аэробика в школе. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - 84с.

16. Ступина, Г.Е. Влияние средств ритмической гимнастики на показатели физической подготовленности и психоэмоционального состояния подростков: Дисс. к.п.н., - Ярославль, 2005. - 172с.

17. Сусолина Е.С. Комплексное использование оздоровительных видов гимнастики в физическом воспитании девушек 10-11 лет: Дис. к.п.н., - Омск, 2006.

18.Теория и методика фитнес-тренировки/Под ред. Калашникова Д.Г. Издательство ООО «Франтэра», 2003. - 210с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Хозяинова, Д.А. Совершенствование координационных способностей девушек 14-15 лет средствами аэробики с учетом типа телосложения: Дисс. к.п.н., -Омск, 2004.- 311с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.