ДЕТСКИИ ФИТНЕС В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Н.В. ЕГОРОВА, Е.Ю. АНДРИЯНОВА, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта
Аннотация
Цель исследования - разработка авторской программы «Детский фитнес танцевальногимнастической направленности» для системы дополнительного образования, ее научное обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения для развития ряда физических качеств и способностей детей 7-9 лет. В эксперименте приняли участие 22 девочки. В результате проведенного педагогического эксперимента было выявлено, что занятия детским фитнесом по разработанной программе способствуют положительной динамике показателей гибкости, силы и скоростно-силовых качеств.
Ключевые слова: детский фитнес, система дополнительного образования, физическое развитие, физическая подготовленность, девочки 7-9 лет.
Abstract
The purpose of the present research is to work out the original program of children fitness with dancing and gymnastic direction for the system of complementary education. The program is meant for the institutions of complementary education. The aim of the program is experimental to check whether it can be effectively to develop a number of physical abilities of children aged from 7 to 9. The goals is to see the influence of the worked out program on the physical development of children.
The 22 girls took part in the experiment. The pedagogical experiment testified to the fact that classes of children fitness by the worked program promoted positive dynamics of flexibility, power and speed-power qualities.
Key words: children fitness, system of complementary education, physical development, physical preparedness, 7-9 aged girls.
Введение
В современном обществе наблюдается тенденция к значительному снижению мышечной деятельности как у взрослого населения, так и у детей [1,2]. Подрастающее поколение ограничено в своей естественной двигательной активности из-за напряженного ритма жизни и особенностей школьного учебного процесса, которые включают в себя повышенные требования к освоению школьной программы и качеству выполнения домашних заданий. Снижение двигательной активности препятствует гармоничному физическому развитию школьников, что напрямую связано с проблемами обучения в школе [3, 6, 8].
В последнее время в открытой печати появилось много работ, посвященных изучению проблемы двигательной активности детей, важное место в которых занимают вопросы укрепления здоровья и повышения объема мышечной деятельности в системе дополнительного образования школьников. Современные тенденции в мировом оздоровительном движении предлагают широкий спектр направлений спортивной индустрии, одним из которых является фитнес, в том числе детский, представляющий собой комплекс танцевальных и гимнастических упражнений с включением элементов различных видов спорта, выполняемых под музыкальное сопровождение [4]. Одновременно наблюдается отсутствие образовательных программ по детскому фитнесу в государственных учреждениях дополнительного образования, несмотря на очевидную востребованность таковых среди современных школьников [5, 7]. Поэтому целью нашего исследования явилась разработка и научное обоснование содержания авторской программы по детскому фитнесу танцевально-
гимнастической направленности для занятий с детьми 7-9 лет в учреждениях дополнительного образования.
Методы и организация исследования
С сентября 2007 по май 2008 г. на базе ГОУ ЦДТ ЮЗОУО ДО г. Москвы был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие девочки младшего школьного возраста. Экспериментальная группа (ЭГ) включала 11 девочек, желающих заниматься детским фитнесом танцевально-гимнастической направленности по разработанной авторской программе. В контрольную группу (КГ) вошло такое же количество девочек (п = 11), которые пожелали заниматься общей физической подготовкой с элементами хореографии по утвержденной в системе дополнительного образования программе. Было решено использовать эту группу для контроля, так как занятия в ней носили оздоровительную направленность, а основные цели приближались к таковым в разработанной нами авторской программе по детскому фитнесу. Каждая программа была рассчитана на один учебный год (9 месяцев). Занятия во всех группах проводились три раза в неделю, длительность каждого -60 мин.
Программа «Детский фитнес танцевально-гимнастической направленности» была разработана в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации № 06-1844 от 11 декабря 2006 г., содержащим примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Основными средствами на занятиях по данной программе являлись упражнения базовой аэробики. Гимнастическая направленность обеспечивалась введением
ШШ)
упражнений художественной гимнастики и акробатики. Широко использовались подвижные игры. Танцевальная направленность занятий достигалась включением в программу упражнений такой разновидности танцевальной аэробики, как «Рашенфолк». Данное современное направление танцевальной аэробики основывается на русских народных танцах и содержит переплясы, перепрыжки, народные шаги, присядки и элементы кадрили. Все движения выполняются под музыкальное сопровождение
на русском языке в виде мелодий из мультфильмов, популярных эстрадных произведений, а также народных песен в современной обработке.
В табл. 1 приведен учебно-тематический план занятий по программе «Детский фитнес танцевальногимнастической направленности», который содержит названия разделов программы теоретической и практической направленности, а также распределение часов на их изучение.
Таблица 1
Учебно-тематический план занятий по программе «Детский фитнес танцевально-гимнастической направленности»
№ Наименования разделов и тем Количество часов
п/п всего теорет. практ.
1. Введение в программу 4 4 -
1.1. Понятия о гигиене и технике безопасности на занятиях детским фитнесом 1 1 -
1.2. Понятие о здоровом образе жизни, о путях закаливания организма 1 1 -
1.3. Исторические аспекты развития фитнеса 1 1 -
1.4. Простейшие методы самоконтроля 1 1 -
2. Общая физическая и техническая подготовка 95 5 90
2.1. ОФП, развитие физических качеств и способностей 25 1 24
2.2. Строевые упражнения 3,5 0,5 3
2.3. Комплекс ОРУ 10,5 0,5 10
2.4. Танцевальные комбинации «Рашенфолк» 11,5 0,5 11
2.5. Упражнения акробатики 9,5 0,5 9
2.6. Упражнения художественной гимнастики 15 0,5 14,5
2.7. Подвижные игры и эстафеты под музыку 20 1,5 18,5
3. Индивидуальные композиции танцевальной аэробики «Рашенфолк» 3 1 2
4. Итоговый раздел 6 1 5
4.1. Контрольные упражнения для оценки уровня физической подготовленности детей 3 — 3
4.2. Показательные выступления 1 - 1
4.3. Контроль теоретического и практического освоения программы 2 1 1
Общее количество часов 108 10 98
Влияние занятий детским фитнесом танцевально-гимнастической направленности на показатели физического развития и физической подготовленности детей 7-9 лет
Для определения исходного уровня физической подготовленности и физического развития детей в начале педагогического эксперимента мы исследовали показатели контрольных упражнений и антропометрических измерений испытуемых ЭГ и КГ. Все исследованные показатели различались недостоверно. Таким образом,
можно сделать заключение об однородности контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического исследования.
Для того чтобы оценить эффективность влияния разработанной нами образовательной программы по детскому фитнесу на динамику физической подготовленности и физического развития детей, мы сравнили показатели контрольных упражнений и антропометрических измерений ЭГ и КГ, полученных после эксперимента. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2
Показатели физической подготовленности и физического развития детей ЭГ и КГ после эксперимента (М±т)
№ п/п Исследуемые показатели ЭГ КГ критерий Достоверность различий
1. Рост (см) 132,82 ± 1,40 132,18 ± 1,37 0,325 р > 0,05
2. Вес (кг) 30,82 ± 1,45 30,45 ± 1,04 0,204 р > 0,05
3. Прыжок в длину с места (см) 130,73 ± 2,25 129,73 ± 1,39 0,378 р > 0,05
4. Прыжки через скамейку за 10 с на двух ногах (кол-во раз) 10,09 ± 0,36 10,27 ± 0,51 0,291 р > 0,05
Окончание табл. 2
№ п/п Исследуемые показатели ЭГ КГ t- критерий Достоверность различий
5. Прыжки через обруч за 15 с (кол-во раз) 23,27 ± 1,82 18,91 ± 0,18 2,195 р < 0,05
6. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа опорой руками о пол (кол-во раз) 15,64 ± 1,03 12,09 ± 1,18 2,263 р < 0,05
7. Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) 34,36 ± 1,82 29,64 ± 1,01 2,266 р < 0,05
8. Наклон вперед (см) 13,82 ± 0,47 10,45 ± 0,74 3,849 р < 0,01
9. Гимнастический мост (см) 22,36 ± 1,08 21,55 ± 1,20 0,506 р > 0,05
Установлено, что показатели роста (р > 0,05) и веса (р > 0,05) у испытуемых ЭГ и КГ после эксперимента отличались недостоверно (табл. 3). Различия достоверны, но в разной степени в прыжках через обруч за 15 с (р < 0,05), сгибании - разгибании рук в упоре лежа (р < 0,05), в поднимании туловища из положения лежа (р < 0,05), наклоне вперед (р < 0,01) (табл. 2). Более того, как показал анализ табл. 2, в этих контрольных упражнениях девочки из экспериментальной группы показали более высокие результаты по сравнению с испытуемыми контрольной группы. Данный факт свидетельствует о том, что занятия девочек по образовательной программе «Детский фитнес танцевально-гимнастической направленности» по сравнению с занятиями общей физической подготовкой с элементами хореографии способствуют более эффективному развитию скоростно-силовых способностей в сочетании с ловкостью (прыжки через обруч за 15 с), общих силовых показателей тела (два силовых контрольных упражнения), а также гибкости, связанной с подвижностью в тазобедренных суставах и эластичными свойствами мышц задней группы бедер и голеней (наклон вперед).
В таких контрольных упражнениях, как прыжок в длину с места, прыжки через скамейку и гимнастический мост, после педагогического эксперимента между ЭГ и КГ достоверных различий обнаружено не было (р > 0,05) (табл. 2). С учетом того, что показатели этих контрольных упражнений в обеих группах по сравнению с периодом до эксперимента продемонстрировали неплохой прирост, можно утверждать - обе образовательные программы системы дополнительного образования способствовали положительной динамике в формировании
скоростно-силовых способностей (прыжки в длину и через скамейку) и в развитии гибкости, связанной с подвижностью позвоночника, плечевых суставов и эластичностью вентральной мускулатуры туловища, особенно межреберных мышц, косых, поперечных и прямых мышц живота, от способности к растяжению которых во многом зависит качественное выполнение упражнения «гимнастический мост».
Заключение
Полученные результаты позволяют утверждать, что направление деятельности, избранное на основании системного подхода к изучению такого феномена детского фитнеса, как формы организации физкультурнооздоровительных мероприятий для детей, оказалось актуальным. На целесообразность применения разработанной программы по детскому фитнесу в системе дополнительного образования указывает ряд обоснованных с точки зрения науки фактов. До эксперимента между двумя группами испытуемых (ЭГ и КГ) ни по показателям физического развития, ни по критериям физической подготовленности значимых отличий не обнаружено. Изучение влияния предлагаемой программы и программ физкультурно-спортивной направленности, использующихся в настоящий момент в системе дополнительного образования г. Москвы (на примере программы занятий общей физической подготовкой с элементами хореографии), показало преимущества детского фитнеса для достижения большей гармонизации процесса развития детей младшего школьного возраста, что выражалось в более убедительном комплексном развитии большего количества их двигательных качеств.
Литература
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2008. - 176 с.
2. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 384 с.
3. Попова М.Н. Педагогика на уроках физической культуры // Физическая культура в школе. - 2010.— № 3. - С. 5-9.
4. Сайкина Е.Г. Социокультурные предпосылки развития детского фитнеса в системе физкультурного образования детей и подростков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 2. -С. 2-6.
5. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2009. - С. 4-12.
6. Фомичева Е.И. Сберечь здоровье - задача урока // Физическая культура в школе.- 2010.- № 1. - С. 17-19.
7. Lloyd M. Advancing the Debate on ‘Fitness Testing’ for Children: Perhaps We’re Riding the Wrong Animal / M. Lloyd, R.C. Colley, M.S. Tremblay // Pediatr. Exerc. Sci., 2010 May; 22 (2) : 176-82.
8. Tovar A. School’s out: what are urban children doing? The Summer Activity Study of Somerville Youth (SASSY) / A. Tovar, K. Lividini, C.D. Economos, S. Folta, J. Goldberg, A. Must // BMC Pediatr., 2010 Mar. 24; 10 : 16.
CBi
1
References
1. Matveev L.P. Theory and technique of physical training. - M.: Physical culture and sports, 2008. - 176 p.
2. Menhin Ju.V., Menhin A.V. Health-improving gymnastics. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2002. - 384 p.
3. Popova M.N. Pedagogics on lessons of physical culture // Fizicheskaya kultura v shkole. - 2010. - № 3. - P. 5-9.
4. Saikina E.G. Sociocultural premises of development of children fitness in system of children and teenagers // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. -2007. - № 2. - P. 2-6.
5. Saikina E.G. Fitness in system of preschool and education: autoref. thesis of dr. of pedagogic sciences. -SPb., 2009. P. 4-12.
6. Fomicheva E.I. Keep health - object of the lesson // Fizicheskaya kultura v shkole. - 2010. - № 1. - P. 17-19.
7. Lloyd M. Advancing the Debate on ‘Fitness Testing’ for Children: Perhaps We’re Riding the Wrong Animal / M. Lloyd, R.C. Colley, M.S. Tremblay // Pediatr. Exerc. Sci., 2010 May; 22 (2) : 176-82.
8. Tovar A. School’s out: what are urban children doing? The Summer Activity Study of Somerville Youth (SASSY) / A. Tovar, K. Lividini, C.D. Economos, S. Folta, J. Goldberg, A. Must // BMC Pediatr., 2010 Mar. 24; 10 : 16.
(№l