Научная статья на тему 'Особенности физического развития и физической подготовленности учащихся первых классов общеобразовательных школ г. Череповца'

Особенности физического развития и физической подготовленности учащихся первых классов общеобразовательных школ г. Череповца Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
172
24
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности физического развития и физической подготовленности учащихся первых классов общеобразовательных школ г. Череповца»

5-й курс й курс курс

Высокий Средний Низкий

Уровни личностно-профессионального развития будущих учителей начальных классов с позиции компетентностного подхода по курсам (в %)

Сравнительный анализ полученных результатов позволяет констатировать, что преобладает средний уровень личностно-профессионального развития по всем трем курсам. Средние результаты дают основание заключить, что в целом готовность студентов к осуществлению педагогического взаимодействия в системе «субъект-субъектных» отношений находится в пределах от 49 до 54 %. Однако достаточно высоки результаты,

характеризующие низкии уровень личностно-профессионального развития будущих учителей начальных классов (от 32 до 45 %). Результаты разнятся и между курсами (более высокие результаты продемонстрировали студенты старших курсов). У более трети студентов сформированы интеллектуально-эмоциональные умения, способность к установлению отношений сотрудничества на удовлетворительном уровне, что вызывает озабоченность и необходимость совершенствовать образовательный процесс в вузе с позиции заявленной проблемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белошщкий A.B., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика. - 2006. - № 5.

2. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Проев., 1993.

3. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / Под ред. Я.И. Кузьминова, B.JI. Матро-сова, В.Д. Шадрикова // Вестник образования. - 2007. -№7.

УДК 37. 037

Воробьев В. Ф. ГОУ ВПО ЧГУ, г. Череповец

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКОИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ Г. ЧЕРЕПОВЦА

Физическое развитие является одним из показателей состояния здоровья ребенка. По уровню и динамике физического развития можно оценить соответствие условий воспитания и обучения возрастным и индивидуальным особенностям детей (М.В. Антропова, В.Г. Властовский, Р.В. Тонкова-Ямпольская, А.Г. Хрипкова, А.Ф. Тур и др.). На практике наряду с анализом абсолютных величин длины и массы тела, окружности грудной клетки проводят сопоставление полученных показателей с нормативными. Реализация задач оздоровительной направленности в процессе учебной работы по физической культуре в школе при наличии двух уроков в неделю остается декларативной [4]. Необходимо повышение двигательной ак-

тивности детей во внеклассной и внеурочной деятельности. Это возможно только при учете исходного уровня физического развития и физической подготовленности. По результатам естественного гигиенического эксперимента в г. Норильске, в котором расположен Норильский горно-металлургический комбинат, установлен дефицит движений у школьников, который в среднем равен 60 % [5, с. 191]. Не вызывает сомнения, что неблагоприятные экологические факторы влияют на состояние здоровья. Техногенное влияние крупного промышленного центра, каковым является г. Череповец, в сочетании с климатическими условиями русского Севера могут отрицательно влиять как на физическое развитие, так и на двигательную подготовлен-

ность. Целью нашего исследования была оценка наличного уровня физического развития и двигательной подготовленности учеников первых классов общеобразовательных школ г. Череповца.

Методы и организация исследований. В сентябре - октябре 2006 года в рамках городской целевой программы «Здоровый город» под патронажем комитета по физической культуре и спорту мэрии г. Череповца проведено сплошное обследование первоклассников г. Череповца. На основе нормативных таблиц [2], [3] оценивались индивидуальные значения длины и массы тела, окружности грудной клетки в паузе, результаты выполнения контрольных упражнений: бег 30 и 1000 м, подъем туловища из положения лежа в сед за 30 с, прыжок в длину с места, удержание тела в висе на перекладине, наклон вперед из положения сидя.

Длина, масса и окружность грудной клетки (ОГК) являются основными антропометрическими показателями. Длина тела наиболее консервативный соматический признак, который в меньшей степени изменяется под влиянием внешних воздействий. Поэтому длина тела у детей служит основным критерием уровня соматической зрелости. Сравним результаты обследования детей г. Чере-

повца со средними значениями тотальных размеров тела (табл. 1), полученных при обследовании детей, проживающих в Северо-Западном регионе России [3].

Незначительно отличаются от средних значений, полученных сотрудниками НИИ гигиены Санкт-Петербурга при обследовании детей, проживающих в Северо-Западном регионе России, средние значения длины тела девочек 6,5 и 7 лет, мальчиков 8 лет. Средние значения длины тела мальчиков 7 лет превосходят средние значения, приведенные в нормативных таблицах. Уступают своим сверстницам по длине и массе тела девочки 8 лет. Тем не менее средние значения окружности грудной клетки в паузе у детей г. Череповца этих возрастных групп превосходят нормативные значения (см. табл. 3).

Средние значения массы тела девочек 7 лет больше значений, полученных при обследовании сверстниц, проживающих в Се-веро-Западном регионе России. Средние значения массы тела мальчиков 6,5 и 7 лет больше значений, приведенных в нормативных таблиц. Средние значения массы тела мальчиков 8 и 9 лет меньше значений, полученных сотрудниками НИИ гигиены Санкт- Петербурга (табл. 2).

Таблица 1

Средняя величина и стандартное отклонение длины тела детей г. Череповца и Северо-Западного региона России

Пол и возраст обследуемых п Длина тела детей г. Череповца, см Длина тела детей Северо-Запада России, см

Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение

Девочки от 6 лет 3 мес. до 6 лет 9 мес. (6,5 года) 26 122,47 5,57 121,02 5,14

Девочки от 6 лет 9 мес. до 7 лет 6 мес. (7 лет) 631 124,38 5,11 124,25 5,56

Девочки от 7 лет 6 мес. до 8 лет 6 мес. (8 лет) 480 126,51 5,70 130,12 6,24

Мальчики от 6 лет 3 мес. до 6 лет 9 мес. (6,5 года) 13 123,23 6,01 118,89 5,15

Мальчики от 6 лет 9 мес. до 7 лет 6 мес. (7 лет) 643 125,14 5,16 123,56 5,53

Мальчики от 7 лет 6 мес. до 8 лет 6 мес. (8 лет) 552 127,86 5,49 127,81 6,38

Мальчики от 8 лет 6 мес. до 9 лет 6 мес. (9 лет) 14 127,0 5,51 133,45 6,29

Таблица 2

Средняя величина и стандартное отклонение массы тела детей г. Череповца и Северо-Западного региона России

Пол и возраст обследуемых п Масса тела детей г. Череповца Масса тела детей Северо-Запада России

Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение

Девочки от 6 лет 3 мес. до 6 лет 9 мес. (6,5 года) 26 23,79 3,64 22,54 2,86

Девочки от 6 лет 9 мес. до 7 лет 6 мес. (7 лет) 631 25,05 4,41 23,73 3,01

Девочки от 7 лет 6 мес. до 8 лет 6 мес. (8 лет) 480 26,01 5,00 26,97 3,25

Мальчики от 6 лет 3 мес. до 6 лет 9 мес. (6,5 года) 13 25,60 6,05 23,15 2,89

Мальчики от 6 лет 9 мес. до 7 лет 6 мес. (7 лет) 643 25,82 4,39 24,56 3,01

Мальчики от 7 лет 6 мес. до 8 лет 6 мес. (8 лет) 552 27,17 4,92 27,88 3,69

Мальчики от 8 лет 6 мес. до 9 лет 6 мес. (9 лет) 14 26,29 4,05 30,73 3,89

Таблица 3

Средняя величина и стандартное отклонение окружности грудной клетки в паузе детей г. Череповца и Северо-Западного региона России

Пол и возраст обследуемых п ОГК в паузе детей г. Череповца ОГК в паузе детей Северо-Запада России

Среднее значение Стандартное отклонение Среднее значение Стандартное отклонение

Девочки от 6 лет 3 мес. до 6 лет 9 мес. (6,5 года) 26 60,72 4,38 58,49 3,45

Девочки от 6 лет 9 мес. до 7 лет 6 мес. (7 лет) 631 61,64 4,84 59,58 3,66

Девочки от 7 лет 6 мес. до 8 лет 6 мес. (8 лет) 480 61,97 5,26 60,65 3,67

Мальчики от 6 лет 3 мес. до 6 лет 9 мес. (6,5 года) 13 62,58 3,12 59,01 3,66

Мальчики от 6 лет 9 мес. до 7 лет 6 мес. (7 лет) 643 62,87 4,49 59,76 3,78

Мальчики от 7 лет 6 мес. до 8 лет 6 мес. (8 лет) 552 63,75 4,80 60,98 3,92

Мальчики от 8 лет 6 мес. до 9 лет 6 мес. (9 лет) 14 62,14 2,82 62,02 4,08

Подчеркнем, что дети всех половозрастных групп имеют в среднем большую окружность грудной клетки в паузе по сравнению с данными нормативных таблиц. Известно, что чем крупнее организм и чем сильнее работают дыхательные мышцы, тем

большее количество воздуха проходит через легкие в каждый дыхательный цикл. Поэтому большая ОГК может указывать на лучшее физическое развитие детей г. Череповца и на достаточные потенциальные возможности развития системы внешнего дыхания.

Сравним результаты обследования детей г. Череповца с региональными стандартами. Воспользуемся центильными (процентными) таблицами. Границы и количество центиль-ных групп устанавливается в зависимости от цели и градации оценки. При оценке тотальных размеров тела используют 7 центильных групп, при оценке физической подготовленности - 5 групп.

Колонки таких таблиц показывают количественное значение признака у определенного процента (центиля) здоровых детей определенного возраста и пола. Так, значения длины или массы тела в каждой колонке приведены на основе расчета значений признака, ниже которых он может встретиться только у 3, 10, 25, 75, 90 и 97 % детей. Задача оценивания - найти, в какой центильный интервал попадает измеренная величина, и таким образом связать ее с определенной оценкой состояния. Пространство между колонками отражает тот диапазон признака, который может встретиться у 7 % детей (область от 3-го до 10-го центиля - 2-я зона) или у 15 % детей (область от 10-го до 25-го центиля - 3-я зона). В первом случае ребенок получает 2 балла, во втором случае - 3 балла. Если индивидуальное значение признака превышает величину, ниже которой он встречается у 97 % детей определенного пола и возраста (7-я зона), то ребенок получает 7 баллов по этому признаку.

Педиатры отмечают, что значения признака, равные 1 баллу (индивидуальное зна-

чение ниже величины, которая зафиксирована у 3 % детей), встречаются у здоровых детей редко. Ребенок с таким уровнем признака должен проходить специальное консультирование и, по показаниям, обследование. Если значение признака равно 7 баллам, то вероятность патологической природы изменений достаточно высока. Ребенок с таким значением показателя также должен пройти консультирование и обследование.

На основе балльной оценке базовых величин, характеризующих размеры тела (длину, массу и окружность грудной клетки), оценим характер их распределения.

Распределение балльных оценок длины, массы тела и ОГК в паузе у девочек 7 лет близко к нормальному (рис. 1).

Отмечается некоторое превышение числа девочек, имеющих массу тела и ОГК в паузе в диапазоне значений «выше среднего» (6 баллов). Сходны результаты нормирования признаков у мальчиков 7 и 8 лет (возраст 6,5 года и 9 лет не рассматривается в связи с небольшим количеством обследуемых детей этих возрастов). У девочек и мальчиков 8 лет распределение несколько смещено влево. Доля детей, имеющих массу тела ниже среднего, несколько выше доли первоклассников, имеющих массу тела выше среднего. Тем не менее доля лиц, набравших 5-7 баллов по признаку «окружность грудной клетки в паузе», превышает в 1,8 раза долю лиц, набравших 1-3 балла по этому признаку, у девочек 8 лет и в 4,9 раз у мальчиков 8 лет (табл. 4).

Баллы

Рис. 1. Распределение балльных оценок тотальных размеров тела девочек 7 лет

Таблица 4

Доля учащихся первых классов г. Череповца с различной выраженностью тотальных размеров тела

Пол и возраст обследуемых Дентальные группы

1 2 3 4 5 6 7

Длина тела (%)

Девочки 7 лет 3,3 6,5 15,1 55,2 13,7 4,8 1,4

Девочки 8 лет 8,8 13,6 24,9 41,0 9,2 2,1 0,4

Мальчики 7 лет 1,7 5,1 13,6 53,4 9,2 14,0 3,0

Мальчики 8 лет 3,1 6,2 25,4 50,4 10,7 3,6 0,7

Масса тела (%)

Девочки 7 лет 1,3 2,9 10,8 53,7 11,5 11,0 8,9

Девочки 8 лет 6,5 6,9 17,1 49,1 9,8 5,4 5,2

Мальчики 7 лет 0,3 2,2 10,8 51,8 14,2 10,3 10,5

Мальчики 8 лет 2,0 5,6 18,8 48,4 10,5 6,9 7,8

Окружность грудной клетки в паузе (%)

Девочки 7 лет 2,1 1,3 9,1 42,3 15,6 18,8 11,0

Девочки 8 лет 2,7 3,8 10,9 51,6 12,1 11,3 7,7

Мальчики 7 лет 0,2 4,5 4,4 41,7 20,4 15,3 13,6

Мальчики 8 лет 1,4 5,1 2,5 46,4 22,8 11,6 10,1

При сравнении средних значений тотальных размеров тела и характера распределения балльных оценок можно сделать вывод, что дети г. Череповца в целом не уступают своим сверстникам, проживающим в других населенных пунктах Северо-Западного региона России, в физическом развитии. Поэтому можно было предположить, что ре-

зультаты тестирования физической подготовленности окажутся сходными, т.е. доля первоклассников, набравших среднее количество баллов, будет наибольшей. Это предположение оказалось справедливым лишь в отношении результатов тестирования прыжка в длину (рис. 2).

Баллы

Рис. 2. Распределение балльных оценок физической подготовленности девочек 7 лет

28,7 % девочек 7 лет выполнили прыжок в длину с места на 3 балла, 14,1 % - на 1 балл, а

14.8 % - на 5 баллов. Такой результат свидетельствует о сформированном двигательном умении у большинства девочек и о достаточном развитии силы нижних конечностей у 64,6 % девочек 7 лет. Скоростные способности у девочек 7 лет развиты недостаточно.

70.9 % девочек не выполнили норматив в беге на 30 м. Причем заметно снижение доли школьниц от наименьшего балла к наибольшему. 5 баллов получили только 3,2 % школьниц 7 лет (табл. 5).

Выносливость школьниц 7 лет развита также недостаточно. 62,9 % не смогли выполнить норматив. 48,8 % девочек 7 лет не выполнили норматив контрольного упражнения «Подъем туловища из положения лежа в сед» и 40,4 % получили 1-2 балла при выполнении контрольного упражнения «Вис на перекладине».

Физическая подготовленность улучшается с возрастом. Поэтому с возрастом увеличи-

ваются и нормативы. В отличие от этой положительной тенденции доля девочек и мальчиков 8 лет, не выполнивших норматив в контрольных упражнениях (за исключением наклона вперед из положения сидя), увеличивается по сравнению с девочками и мальчиками 7 лет. Еще 30 лет назад в ходе педагогического эксперимента была установлена эффективность развития выносливости в циклических упражнениях умеренной интенсивности [1]. Необходимо уделить большее внимание развитию ценного качества выносливости у первоклассников г. Череповца.

Из литературных источников известна прямая зависимость между состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности. Известно, что дети, физические более развитые, имеют в целом и более высокий уровень здоровья. При обследовании первоклассников г. Череповца не выявлена однозначная зависимость между состоянием здоровья и уровнем физического развития.

Таблица 5

Физическая подготовленность первоклассников г. Череповца

Возраст, пол Доля (%) результатов выполнения контрольных упражнений Возраст, пол Доля (%) результатов выполнения контрольных упражнений

девочки 1-2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов мальчики 1-2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

Прыжок в длину с места

7 лет 35,4 28,7 21,1 14,8 7 лет 29,4 29,6 20,6 20,4

8 лет 45,4 22,9 19,7 12,0 8 лет 46,9 27,1 14,6 11,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бег на 30 м

7 лет 70,9 17,5 8,5 3,2 7 лет 69,1 20,1 9,2 1,6

8 лет 79,8 12,3 6,9 1,1 8 лет 72,4 20,8 5,4 1,3

Бег на 1000 м

7 лет 62,9 13,1 9,6 14,4 7 лет 55,8 15,4 10,7 18,1

8 лет 68,5 8,4 8,2 14,9 8 лет 54,1 15,7 11,0 19,3

Подъем туловища из положения лежа в сед за 30 с

7 лет 48,8 15,6 10,9 24,7 7 лет 17,2 30,0 29,8 23,0

8 лет 54,8 16,7 7,4 21,1 8 лет 16,6 31,0 30,2 22,2

Удержание тела в висе на перекладине

7 лет 40,4 15,4 17,6 26,6 7 лет 32,5 30,5 11,6 25,4

8 лет 47,0 24,9 9,3 18,8 8 лет 37,2 25,6 15,7 21,4

Наклон вперед из положения сидя

7 лет 44,5 13,8 19,0 22,7 7 лет 47,5 16,5 8,7 27,3

8 лет 39,7 26,1 14,7 19,4 8 лет 44,3 18,9 18,3 18,5

Так, девочки 7 лет 3-й группы здоровья несколько превосходят своих сверстниц по длине и массе тела (табл. 6). Средние значения окружности грудной клетки в паузе больше, чем ОГК в паузе у девочек 2-й группы здоровья. У девочек 8 лет выявлена сходная тенденция. По большинству тотальных показателей не выявлено сходных, статистически достоверных различий между разными подгруппами мальчиков с различным состоянием здоровья. Следовательно, физическое развитие первоклассников г. Череповца 1-3-й групп в целом напрямую не связано с принадлежностью к определенной группе здоровья.

Большая доля девочек 1-й группы здоровья выполнили контрольные упражнения на 1 балл (низкий уровень) по сравнению с их сверстницами 2-й и 3-й групп здоровья. Они не имеют проблем со здоровьем, поэтому такой низкий уровень развития силы нижних конечностей, спины и пресса, быстроты, вы-

носливости можно напрямую связать с низкой эффективностью работы по физическому воспитанию. У мальчиков такой зависимости не выявлено в прыжках в длину и беге на 1000 м, подъеме туловища из положения лежа в сед за 30 с. По нашему мнению, это связано с самостоятельной двигательной активностью, которая, видимо, и позволяет мальчикам получать необходимый двигательный опыт. Но доля мальчиков 1-й группы здоровья с низким уровнем быстроты больше, чем соответствующие доли мальчиков 2-й и 3-й групп здоровья. У мальчиков 1-й группы здоровья результаты в подъеме туловища из положения лежа в сед и при удержании тела в висе на перекладине выше, чем у их сверстников 2-й и 3-й медицинской групп.

Доля девочек 8 лет с дефицитом физических качеств увеличивается. В возрасте 8 лет разница между детьми разных групп здоровья становится заметной по большинству проведенных тестов (табл. 7).

Таблица 6

Среднее арифметическое (М) и ошибки средних (ш) тотальных размеров тела девочек различного уровня здоровья

Основные показатели Медицинские группы Группы допуска к занятиям по физической культуре

первая вторая третья основная подготовительная

М т М т М т М ш М ш

Девочки 7 лет

Длина тела 123,67 0,653 124,27 0,263 124,71 0,359 124,71 0,261 124,52 0,337

Масса тела 23,88 0,382 24,79 0,207 25,75 0,355 24,74 0,199 25,49 0,329

ОГК в паузе 61,63 0,547 61,14 0,216 62,59 0,405 61,35 0,212 62,08 0,374

Девочки 8 лет

Длина тела 126,40 0,923 126,45 0,349 126,66 0,433 126,83 0,333 126,25 0,412

Масса тела 25,42 0,773 26,10 0,313 25,97 0,395 26,26 0,291 25,85 0,371

ОГК в паузе 61,33 0,773 61,90 0,327 62,20 0,395 61,98 0,302 62,13 0,391

Таблица 7

Физическая подготовленность первоклассников г. Череповца разных групп здоровья

Девочки, группа здоровья Доля (%) результатов выполнения контрольных упражнений Мальчики, группа здоровья Доля (%) результатов выполнения контрольных упражнений

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Прыжок в длину с места, результаты детей 7 лет

I 23,5 5,9 23,5 20,6 26,5 I 0 34,6 15,4 19,2 30,8

II 10,1 21,8 31,1 22,3 14,6 II 6,5 18,0 30,1 22,5 22,8

Продолжение

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

III 20,1 23,1 25,1 18,6 13,1 III 18,1 24,1 36,2 21,6 19,1

Прыжок в длину с места, результаты детей 8 лет

1 15,4 30,8 19,2 19,2 15,4 I 11,1 33,3 33,3 11,1 11,1

II 13,1 26,9 25,7 20,5 13,8 II 16,6 27,5 29,4 14,4 12,1

III 21,9 30,8 19,5 18,9 8,9 III 25,5 25,9 23,1 14,8 10,6

Бег на 30 м, результаты детей 7 лет

I 55,9 23,5 8,8 11,8 0 I 42,3 19,2 11,5 19,2 7,7

II 39,2 27,4 20,4 8,9 4,0 II 33,0 32,1 23,1 9,9 1,9

III 47,4 30,1 12,8 7,1 2,6 III 40,5 32,5 19,8 6,8 0,4

Бег на 30 м, результаты детей 8 лет

I 44,4 25,9 14,8 11,1 3,7 I 11,1 22,2 44,4 11,1 11,1

II 37,8 39,3 13,9 7,9 1,1 II 38,8 31,7 21,0 7,1 1,3

III 51,5 34,1 9,0 4,8 0,6 III 43,9 33,0 18,9 2,8 1,4

Бег на 1000 м, результаты детей 7 лет

I 70,4 3,7 3,7 11,1 11,1 I 42,9 19,0 4,8 14,3 19,0

II 46,3 14,1 13,1 10,1 16,4 II 34,5 17,3 17,6 10,6 20,1

III 56,4 9,6 14,1 8,3 11,5 III 43,8 18,0 12,4 10,7 15,2

Бег на 1000 м, результаты детей 8 лет

I 56,0 4,0 8,0 8,0 24,0 I 25,0 0 37,5 12,5 25,0

II 53,8 16,9 7,2 9,6 12,4 II 37,8 15,5 14,1 П,7 21,0

III 53,6 13,2 9,9 6,0 17,2 III 42,3 15,3 16,9 9,5 15,9

Подъем туловища из положения лежа в сед за 30 с, результаты детей 7 лет

I 39,4 15,2 12,1 12,1 21,2 I 0 7,7 42,3 19,2 30,8

II 30,3 16,4 14,2 10,9 28,1 II 0 13,9 29,3 33,5 23,3

III 34,3 17,7 18,2 10,6 19,2 III 0 23,0 30,2 25,1 21,7

Подъем туловища из положения лежа в сед за 30 с, результаты детей 8 лет

I 18,2 18,2 15,2 9,1 18,2 I 0 0 25,0 25,0 50,0

II 36,8 16,2 17,3 7,1 22,6 II 0 15,1 30,9 31,2 22,8

I 37,2 22,0 15,9 6,1 18,9 III 0 19,2 31,5 29,6 19,7

Наклон вперед из положения сидя, результаты детей 7 лет

I 2,9 31,4 17,1 22,9 25,7 I 26,9 7,7 23,1 7,7 34,6

II 16,5 25,5 14,6 21,3 22,1 II 28,1 19,1 15,7 11,2 25,8

III 20,6 30,7 11,6 13,6 23,6 III 35,0 13,9 17,3 4,6 29,1

Окончание

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Наклон вперед из положения сидя, результаты детей 8 лет

I 11,1 22,2 25,9 7,4 33,3 I 11,1 44,4 11,1 11,1 22,2

II 16,0 20,5 28,4 17,2 17,9 II 23,9 18,4 19,4 18,7 19,7

III 21,3 24,9 22,5 11,8 19,5 III 25,9 21,2 17,5 18,4 17,0

В обследовании приняли участие 2359 школьников из общего количества 2727 первоклассников. 2459 детей пришли в школы из дошкольных образовательных учреждений, что составляет 90,2 %.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

- уровень физического развития учащихся первых классов г. Череповца в целом не уступает физическому развитию детей Северо-Западного региона России;

- уровень физической подготовленности первоклассников г. Череповца в целом низкий, особенно велика доля детей с низкими результатами беговых тестов (дефицит быстроты и выносливости);

- физическая подготовленность девочек в целом ниже, чем мальчиков;

- несмотря на хороший уровень здоровья, у ряда детей 1-й группы здоровья выявлен низкий уровень физической подготовленности, что указывает на необходимость модернизации сложившейся системы физического воспитания учащихся первых классов;

- необходимо большее внимание уделять девочкам 8 лет, имеющим в целом более низкий уровень физической подготовленности. В большей мере дефицит развития физических качеств выявлен у девочек 3-й группы здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Евсеев Л.Г. Развитие выносливости к длительным циклическим нагрузкам у детей 7-8 лет на уроках физической культуры // Развитие двигательных способностей детей (тезисы симпозиума). - М., 1976. -С. 54 - 56.

2. Изаак С.И., Тяпин А.Н., Пузырь Ю.П. Единые требования к проведению общероссийского мониторинга физического развития и физической подготовленности учащихся в общеобразовательных школах: Метод, рекомендации. - М., 2002. - 14 с.

3. Ланда Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: Учеб. пособие. -М.: Сов. спорт, 2004. - 192 с.

4. Лукьяненко В.П. Современное состояние и концепция реформирования системы общего образования в области физической культуры: Монография. - М.: Сов. спорт, 2005.

5. Сухарев С.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991.

УДК 372.8:002

Капарулина Н.В. ГОУ ВПО ЧГУ, г. Череповец

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Коренные изменения в информационном обеспечении общества объективно требуют пересмотра подходов в системе высшего профессионального образования, предполагающих внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс. При этом необходимо учи-

тывать запросы общества в высоком уровне подготовленности молодежи к профессиональной деятельности. В связи с этим одной из основных задач подготовки будущих специалистов можно выделить формирование их информационно-компьютерной готовности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.