33,744'; alt. 123 m s m; 5,5 км юго-восточнее ишимс-кого ж.-д. вокзала, 2 км юго-восточнее ж.-д. моста через р. Ишим, 1,5 км южнее д. Лайкова, у платформы 2436-й км ж.-д. Тюмень-Омск, бугор надпойменной террасы правобережья р. Ишим, «Лысая гора» (местн.); луг остепнённый разнотравно-ковыльный со средним увлажнением; пл.; Н. В. Никитина, В. Н. Пя-танов, Е. А. Швецова; 05. VI. 2003 г. Там же; пл.; Там же; пл.; Н. Губарева, Т. Вохмина, Л. Сергеева, И. Анд-рющенко; 05. VI. 2003 г. Там же; пл.; Носкова, Назаров, Линеенко, Захарова, Латынцева, Кремер, Сазонова; 29.
V. 2005 г. Там же; пл.; аноним; без даты; 1 лист. Там же; содоминант; пл.; И. В. Кузьмин, О. С. Козловцева; 17.
VI. 2013 г. / 8.
Ишимский р-н, 3 км северо-восточнее д. Рагозина; N 55° 53' 30.20"; E 069° 29' 23.27"; alt. 127 m s m; бугор надпойменной террасы правобережья р. Ишим при меандре, ПП «Ишимские бугры - Кучумова гора», вершина бугра; луг сухой остепнённый разнотравно-ковыльный; обильно; пл.; И. В. Кузьмин, О. С. Козлов-цева; 19. VI. 2013 г. / 5.
Без места сбора; пл.; Н. Мурзанов, М. Мыцик; 12. VI. 2003 г.; 1 лист. Без места сбора; пл.; аноним; без даты; 2 листа.
Скрученноостник Шелля - Helictotrichon schellianum (Hack.) Kitag. [H. hookeri (Scribn.) Henr. subsp. schellianum (Hack.) Tzvelev]
Ишимский р-н, 3 км северо-восточнее д. Рагозина; N 55° 53' 30.20"; E 069° 29' 23.27"; alt. 127 m s m; бугор надпойменной террасы правобережья р. Ишим при меандре, ПП «Ишимские бугры - Кучумова гора», низ бугра; луг сухой остепнённый разнотравно-ковыльный; единично; цв.; И. В. Кузьмин, О. С. Козловцева; 19. VI. 2013 г. / 5.
Рдест курчавый - Potamogeton crispus L. Абатский р-н, 25 км северо-запад. с.Абатское; N 56° 17' 41.83"; E 070° 6' 9.26"; alt. 96 m s m; окр. д. Берендеева (Мартынова); р.Китерня; мелководье; С. Л. Болдырев; 2010 г.; опубл. [2].
Щитовник мужской - Dryopteris filix-mas (L.) Schott
г. Ишим, Народный парк; ~N 56° 6' 1.74"; E 069° 27' 9.48"; alt. 90 m s m; лес берёзовый разнотравный; сп.; Т. Резанова, А. Имакова, Е. Новикова, Д. Клинс-кая; 16. VII. 2009 г.
Указание вида в окр. д. Берендеева Абатского р-на [2] основано на находке D. carthusiana (Vill.) H. P. Fuchs.
В заключение можно сказать, что по мере работы с гербарием и полевого изучения ишимской флоры появятся новые данные, которые будут опубликованы во втором сообщении.
Список литературы
1. Красная книга Тюменской области / ред. О. А. Петрова.
Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2004. 735 с.
2. Болдырев С. Л. Флора разных местообитаний окрестнос-
тей д. Берендеева (Абатский район, Тюменская область) // Окружающая среда и менеджмент природных ресурсов: Тез. докл. II Междунар. конф. (Тюмень, 15-17 нояб. 2011 г.). Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унта, 2011. С. 16-18.
УДК 57.017.645 Л.В. Прояева
Курганский государственный университет
ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. Оценили уровень физического развития, определили степень развития гибкости, ловкости, равновесия, скоростные и скоростно-сило-вые качества детей 5-6 лет.
Ключевые слова: физическое развитие, гибкость, ловкость, равновесие.
L.V. Proyaeva Kurgan State University
PHYSICAL DEVELOPMENT PERFORMANCE OF PRESCHOOL CHILDREN
Annotations. The research is carried out to assess the level of physical development, the degree of flexibility, agility, balance, speed and speed-strength in children aged 5-6.
Index terms: physical development, flexibility, agility, balance.
ВВЕДЕНИЕ
Физическое развитие - это процесс формирования и последующего изменения на протяжении онтогенеза морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств.
Понятие «физическое развитие» в более узком значении обозначает совокупность некоторых морфофункциональных признаков, которые характеризуют в основном конституцию организма и выявляются посредством антропометрических и биохимических измерений (показатели роста, веса, ОГК, ЖЕЛ динамометрия и другие).
В более широком смысле слова физическое развитие предполагает развитие психофизических качеств (быстроты, силы, ловкости, гибкости, выносливости и т.д.) [1].
Детский организм является наиболее чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, что проявляется в виде нарушений физиологического течения процессов роста и развития. При этом установлено, что отклонения в сроках возрастного развития и дисгармоничность морфофункциональ-ного состояния, как правило, сочетаются с изменениями в состоянии здоровья детей, и чем более значительны нарушения в физическом развитии, тем больше вероятность заболевания.
Целью работы явилась оценка и сравнение показателей физического развития детей дошкольного воз-
раста в городе Кургане.
Сравнив уровень физического развития детей дошкольного возраста, можно разработать методики, направленные на улучшение физических компонентов каждого ребенка, делая акцент на те качества, которые дадут больший результат на любом уровне физического развития.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании принимали участие 20 девочек и 20 мальчиков, посещающих детский сад № 85 г. Кургана. Возраст испытуемых - 5-6 лет. Дети относились к разным уровням физического развития. Исследования проводились в первой половине дня на занятиях физической культуры.
В процессе исследования выявили уровень физического развития испытуемых, провели антропометрические измерения (масса, рост, окружность грудной клетки). Также оценили силу мышц кисти, степень развития гибкости, ловкости, быстроты, скоростно-си-ловые качества и координационные способности испытуемых.
С целью определения быстроты использовали бег на дистанцию 10 метров из положения старта. Уровень развития скоростно-силовых качеств в нашем исследовании определялся по результатам, полученным в метании набивного мяча весом 1 кг на дальность двумя руками из положения стоя ноги врозь. Для определения уровня развития ловкости использовался «челночный» бег 3*10 метров с переноской кубиков. Развитие равновесия определяли с помощью гимнастического бревна (засекали время прохождения снаряда). Степень развития гибкости (подвижности позвоночного столба) определялась с помощью специального устройства, состоящего из планшета и перемещающейся по нему линейки. Стоя на гимнастической скамье (табуретке, стульчике), к которой прикреплено это устройство, ребенок, не сгибая ноги в коленях, максимально наклоняется вперед, касаясь линейки вытянутыми пальцами рук. За нуль принимается плоскость скамейки и если пальцы ребенка не переходят нулевой отметки, то в протоколе заносится цифра в сантиметрах с минусом, если пересекает - с плюсом [4].
Таким образом, единицы измерения в нашем исследовании были такие: быстрота, ловкость и равновесие в секундах, скоростно-силовые качества и гибкость - в сантиметрах.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
У каждого ребенка индивидуальные особенности физического развития. У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, гибкость, силу, выносливость и пр.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. 22
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости [2].
В пять лет количество мальчиков с низким уровнем физического развития составило 20%, с уровнем ниже среднего 30%, со средним уровнем 40%, с уровнем выше среднего 10 %. В шесть лет 30% мальчиков находились на среднем уровне физического развития и 70% - на высоком уровне. Среди девочек пяти лет 70% находились на низком уровне физического развития и 30% - ниже среднего. Среди шестилетних девочек 80% испытуемых имели средний уровень развития и 20% - выше среднего. Таким образом, уровень физического развития детей шестого года жизни в нашем исследовании был гораздо выше, среди них не наблюдались дети с низким уровнем развития. Мы считаем, что это связано, прежде всего, с регулярной физической подготовкой в детском саду под руководством воспитателя.
В нашем исследовании мальчики пяти лет находились на более высоком уровне физического развития, чем девочки.
При сравнении показателей испытуемых низкого уровня физического развития, получили, что результаты девочек превышали результаты мальчиков того же уровня, по росту на 1,8% и весу - на 7,4%. Средние значения ЖЕЛ девочек отставали от значений мальчиков на 14%. Показатели динамометрии левой и правой рук у девочек были меньше аналогичных показателей у мальчиков на 2,6 % и 8 % соответственно. Окружность грудной клетки (в паузе) была примерно одинаковой (таблица 1,2).
В группах, где активно проводятся занятия, как правило, показатели выше. Данные физического развития мальчиков пяти лет заметно отличались от данных физического развития мальчиков шести лет, находящихся на среднем уровне. Показатели ОГК (в паузе) - на 9,5%, ЖЕЛ - на 19,5 %, сила правой руки на 25 %, сила левой руки - на 19%, вес - на 9% (таблица 2). На наш взгляд, это связано со степенью подготовки детей. Показатели мальчиков пяти лет, находящихся на среднем уровне физического развития, уступают показателям мальчиков шести лет соответствующего уровня физического развития: по скоростным качествам - на 4,9 %, по ловкости - на 7%, по равновесию - на 7,4%. Отличий в показателях равновесия и быстроты бега не выявлено (таблица 2,4).
Показатели динамометрии у девочек пяти лет с низким уровнем физического развития в нашем исследовании превышали показатели девочек с уровнем ниже среднего на 13-14 %. Это говорит о хорошем развитии мышечной силы рук. На наш взгляд, это связано с видами игровых движений. Сила - степень напряжения мышц при их сокращении. Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях) [4]. В данном случае, возможно, де-
ВЕСТНИК КГУ, 2013. №3
вочки, находящиеся на низком уровне физического развития, были больше увлечены такими играми.
Показатели мальчиков шести лет со средним уровнем физического развития были в основном выше, чем у девочек шести лет соответствующего уровня физического развития. Данные по росту больше на 0,4 %, по ОГК (в паузе) - на 9,8 %, по ЖЕЛ - на 2,5 %, динамометрия правой руки - на 4 %, левой руки - на 28 % (таблицы 3,4). Мы считаем, это говорит о том, что мальчики в этом возрасте несколько более активны, чем девочки. Как следствие, показатели веса больше у девочек, в нашем исследовании - на 10,8%.
Основными двигательными качествами человека принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, силу, выносливость. При выполнении любого упражнения в той или иной степени проявляются все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции - быстрота, при беге на длинную дистанцию - выносливость, а при прыжках в длину и в высоту с разбега - сила в сочетании с быстротой. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными
упражнениями [5].
При сравнении показателей испытуемых пяти лет с низким уровнем физического развития основные различия были обнаружены по показателям гибкости -на 19,5% (таблицы 5,6).
При сравнении данных испытуемых пяти лет с уровнем физического развития ниже среднего получили, что показатели быстроты, гибкости и координационные способности (равновесие) у девочек были примерно такие же, как и у мальчиков, силовые качества девочек были меньше на 27,6 %, скоростно-си-ловые - на 31,8 %, ловкость - на 3 %, гибкость на -30,2 %. (таблицы 5,6).
По данным физической подготовленности детей шести лет также обнаружены различия. Девочки со средним уровнем физического развития превышали мальчиков с соответствующим уровнем по показателям быстроты на 13,8 %, по скоростно-силовым качествам - на 8,7%, по гибкости - на 12%, (таблицы 7,8). На наш взгляд, это связано с началом стремительного развития девочек в шесть лет.
Ребенок пятого года жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Они берутся за выполнение любой двигательной задачи, но еще не умеют соразмерять свои силы, учитывать свои реальные возможности. Убедившись в непосильности
Таблица 1 - Физическое развитие девочек 5 лет
Уровень физического развития п Рост (см) Вес (кг) ОГК в паузе (см) ЖЕЛ (л/мин) Сила правой руки (кг/м) Сила левой руки (кг/м)
Низкий 7 109±0,8 17,5±0,2 53,7±0,5 102,8±4,7 3,7±0,2 3,4±0,2
Ниже среднего 3 113±0,9 18,1±0,4 54,6±0,6 116,7±5,1 3,2±0,2 2,9±0,1
Таблица 2 - Физическое развитие мальчиков 5 лет
Уровень физического п Рост (см) Вес (кг) ОГК в паузе (см) ЖЕЛ (л/мин) Сила правой руки (кг/м) Сила левой
развития руки (кг/м)
Низкий 2 107±1,8 16,2±0,8 54,2±0,5 120±2,6 3,8±0,9 3,7±0,6
Ниже среднего 3 108,7±1,2 18±0,7 55,1±0,2 140±2,1 4,2±0,5 3,9±0,5
Средний 4 116± 1,5 20,9±0,5 57,3±0,3 145±1,6 4,6±0,9 3,9±0,4
Выше среднего 1 120±1,8 24,4±0,8 58,1±0,5 160±1,8 5,4±0,4 4,0±0,9
Таблица 3 - Физическое развитие девочек 6 лет
Уровень физического развития п Рост (см) Вес (кг) ОГК в паузе (см) ЖЕЛ (л/мин) Сила правой руки (кг/м) Сила левой руки (кг/м)
Средний 8 115,9±0,6 21,3±0,6 57,1±0,3 113,8±2,5 4,9±0,4 3,1±0,3
Выше среднего 2 118,5±0,6 23,7±0,4 60±0,5 110±2,1 6,2±0,7 3,4±0,2
Таблица 4 - Физическое развитие мальчиков 6 лет
Уровень физического развития п Рост (см) Вес (кг) ОГК (см) в паузе ЖЕЛ (л/мин) Сила правой руки (кг/м) Сила левой руки (кг/м)
Средний 3 116,3±1,1 19± 1,4 63,3±0,4 116,7±2,8 5,1±0,6 4,3±0,8
Высокий 7 119,4±1,4 25,1±1,5 64,4±0,5 164,3±3,1 9,3±0,4 8,3±0,7
Уровень физического развития п Быстрота (с) Скоростно- силовые качества (см) Ловкость (с) Гибкость (см) Равновесие (с)
Низкий 7 8,5±0,4 57,3±4,9 5,9±0,7 8,7±1,5 2,7±0,5
Ниже среднего 3 8,0±0,4 79,1±4,7 5,5±0,7 9,2±1,5 2,3 ±0,5
Таблица 6 - Физическая подготовленность мальчиков 5 лет
Уровень физического развития п Быстрота (с) Скоростно-силовые качества (см) Ловкость (с) Гибкость (см) Равновесие (с)
Низкий 2 8,5±0,6 53±7,4 5,9±0,1 7,0±1 2,6±0,2
Ниже среднего 3 8,6±0,6 84±7,4 5,6±0,1 7,6±1 2,5±0,2
Средний 4 7,7±0,6 91±7,4 5,4±0,1 8,0±1 2,5±0,2
Выше среднего 1 7,5±0,6 58±7,4 5,3±0,1 8,5±1 2,2±0,2
Таблица 7 - Физическая подготовленность девочек 6 лет
Уровень физического развития п Быстрота (с) Скоростно-силовые качества (см) Ловкость (с) Гибкость (см) Равновесие (с)
Средний 8 9,4±0,4 99,13±3,4 5,5± 1,2 9,1±1 2,7±0,7
Выше среднего 2 8,1±0,3 105±4,1 5,0± 1,4 12,5±1 2,0±0,8
Таблица 8 - Физическая подготовленность мальчиков 6 лет
Уровень физического развития п Быстрота (с) Скоростно- силовые качества (см) Ловкость (с) Гибкость (см) Равновесие (с)
Средний 3 8,1±0,3 90,5±4 5,8±0,3 8±1,8 2,7±0,5
Высокий 7 7,5±0,2 114,6±4 5,0±0,3 12±1,5 2,3±0,3
выполнения двигательного действия, ребенок проделывает его лишь в общих чертах, не добиваясь совершенствования.
Двигательная деятельность ребенка шестого года жизни становится все более многообразной. Дети уже достаточно владеют основными видами движений. Возрастают проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий, их комбинаций и вариантов. Движения становятся все более осознанным и носят преднамеренный характер [3].
Анализируя вышеизложенные данные, мы пришли к заключению, что физическое развитие — это динамичный процесс, характеризующий процессы роста и развития ребенка в настоящее время, которые рассматриваются как один из основных и информативных критериев здоровья детского населения. Эти показатели являются ведущим критерием состояния
здоровья подрастающего поколения и требуют систематического наблюдения, в том числе в сфере социально-гигиенического мониторинга.
ВЫВОДЫ
1 Показатели девочек и мальчиков шести лет на определенном уровне физического развития, значительно выше, чем у девочек и мальчиков пяти лет, соответствующего уровня физического развития.
2 Число девочек пяти лет с низким уровнем физического развития составляет 70%, с уровнем ниже среднего - 30%. В шесть лет число девочек со средним уровнем физического развития составляет 80%, с уровнем выше среднего - 20%. Это говорит об интенсивном физическом развитии.
3 Показатели силы мышц правой и левой руки у девочек любого возраста заметно уступают показате-
24
ВЕСТНИК КГУ, 2013. №3
лям у мальчиков любого возраста.
4 Значения ОГК и ЖЕЛ значительно выше у мальчиков, чем у девочек, на всех уровнях физического развития.
5 Показатели гибкости и равновесия у девочек любого возраста превышают показатели мальчиков.
6 Показатели мальчиков на любом уровне физического развития по быстроте, силовых, скоростно-силовых качеств значительно превышают показатели девочек на любом уровне физической подготовленности.
Список литературы
1 Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспита-
ния. М.: Просвещение, 1990.
2 Гальперин С.И. Физические особенности детей. М.:
Просвещение, 1996.
3 Захаров Е., Королев А., Сафонов А. Энциклопедия физичес-
кой подготовленности. М.: Просвещение, 1994.
4 Николаев В.В., Штода Л.З., Кузнецов А.П., Методические
рекомендации по определению физической подготовленности детей 6-7 лет. Курган, 1986. 52 с.
5 Степаненкова Д.Я. Теория и методика физического
воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006.
УДК 581.1
Н.Г. Прусова, О.А. Маслова
Курганский государственный университет
ВОЗБУДИТЕЛЬ РЖАВЧИНЫ ИРИСА (PUCCINIA IRIDIS (WINT)) РОДА ИРИС (IRIS)
Аннотация. В статье проводится анализ воздействия возбудителя ржавчины ирисов (Puccinia iridis (Wint)) на растениях рода ирис (Iris) в течение вегетационного периода на территорий Курганской области.
Ключевые слова: фитопотоген, телейтоспо-ры, растения, ржавчинная болезнь, урединиоспоры, пустулы.
N.G. Prusova, O.A. Maslova Kurgan State University
EXCITANT OF IRIS RUST (PUCCINIA IRIDIS (WINT)) GENUS IRIS (IRIS)
Abstract. The article analyzes an impact of iris rust excitant (Pucciniairidis (Wint)) on plants of the genus iris (Iris) during the growing season in the Kurgan region.
Index terms: phytopathogen, teleutospores rust disease, urediniospores, pustules.
ВВЕДЕНИЕ
Род ирис относится к семейству Имрисовые, или Касамтиковые (Iridaceae), порядку Спаржецветные
СЕРИЯ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 6
(Asparagales), классу Однодольные (Ulюpsida), отделу Цветковые, или Покрытосеменные растения (Magnolюphyta).
Семейство состоит исключительно из многолетних травянистых форм с весьма разнообразно устроенным корневищем. Оно располагается близко к поверхности, сильно ветвится и состоит из четко разграниченных звеньев - годичных приростов.
Листья, в основном, прикорневые, мечевидные или линейные, расположены веерообразно, до 9 штук в каждом звене.
По красоте цветка и богатству окрасок ирис вполне может соперничать с орхидеей, но, не смотря на удивительно красивые формы и разнообразные окраски, цветки простые, довольно крупные, от 8 до 15 см, собраны в разветвленные соцветия. Околоцветник состоит из 6 долей - 3 отогнуты вниз (наружные доли околоцветника) и 3 загнуты (внутренние доли околоцветника), часто сомкнуты. Количество цветков на цветоносе от 1 до 7, сами цветоносы крепкие, высотой от 20 до 150 сантиметров. Цветут ирисы с мая по июнь, цветки живут один - пять дней. Отцветая, образуют плод - трехгранную коробочку. Семена крупные, ребристые.
Ирис, или касатик, одно из самых популярных декоративных растений, очень любимое цветоводами за свои качества. Большинство видов - ценные цветочно- и лиственно-декоративные многолетники, пригодные для различных приемов озеленения, срезки и выгонки. Ценное эфирное масло, получаемое из цветков ириса, идет на производство парфюмерной продукции высшего качества.
По своей ценности дикорастущие виды ирисов ни в чем не проигрывают растениям, взятым в культуру. Кроме высокой декоративности и неприхотливости, ирисы используют как лекарственное антисептическое средство под названием «Фиалковый корень».
В кулинарии ирисы используются следующим образом: размолотые в муку корни ириса могут добавляться в кондитерские изделия, используются как ароматизаторы, в небольших количествах входят в состав специй. В Армении из лепестков ириса варят варенье. Высушенные корневища ириса имеют тонкий аромат, их употребляют в пищу как приправу, а из семян готовят суррогат кофе. В ликероводочной промышленности ирис используют для ароматизации напитков [2].
Растения семейства ирисовые {к'^асеае) являются достаточно устойчивыми к заболеваниям и воздействиям вредителей, хотя так же, как и остальные культуры, поражаются различными болезнями, но наиболее распространенным и опаснейшим заболеванием является ржавчина ирисов, вызываемая ржавчинным грибом Рисапа iridis(Wint) семейства Пукциниевые (Рисапасеае) порядка Урединиевые (и^паев), класса Телиоспоромицеты (Teliosporomyаetes).
Ржавчинный гриб Риаапа iridis(Wint)- разнохо-зяйственный облигатный паразит с узкой филогенетической специализацией. Источником инфекции являются пораженные листья, на которых перезимовывают телиоспоры гриба. Спермогониальное и эциальное