Научная статья на тему 'Особенности физического развития детей дошкольного возраста с дефектами речевого развития'

Особенности физического развития детей дошкольного возраста с дефектами речевого развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
515
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ЗДОРОВЬЕ / PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL UNDERDEVELOPMENT OF SPEECH / LEVEL OF PHYSICAL DEVELOPMENT / HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Свобода П.Н., Примак А.А., Шестакова В.Н., Сосин Д.В.

Целью данной работы явилось изучение показателей уровня физического развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для своевременных коррекционных мероприятий. Установлено, что дети с общим недоразвитием речи менее упитаны, имеют более низкие показатели длины тела и меньшую массу тела, по сравнению со сверстниками без дефектов речи. Дети в дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи склонны к нарушению гармоничности физического развития, чаще подвержены этому мальчики, что важно учитывать при работе с таким контингентом детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Свобода П.Н., Примак А.А., Шестакова В.Н., Сосин Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH DEFECTS OF SPEECH DEVELOPMENT

The aim of this work was to study the indicators of the level of physical development in preschool children with General underdevelopment of speech for timely corrective measures. It was found that children with General underdevelopment of speech are less well-fed, have lower body length and less body weight, compared with peers without speech defects. Children in preschool age with General underdevelopment of speech are prone to disruption of the harmony of physical development, boys are more prone to this, which is important to consider when working with such a contingent of children.

Текст научной работы на тему «Особенности физического развития детей дошкольного возраста с дефектами речевого развития»

5. Дроздова С.Н. Современное течение лямблиоза у детей. Медицинский вестник 2008; 15 (442): 16-17.

6. Коровина Н.А., Захарова И.Н., Зайденварг Г.Е., Коробова Н.Н., Катаева Л.Л. Лямблиоз у детей: проблема диагностики и выбора терапии. Русский медицинский журнал 2004; 2 (4): 22-25.

УДК 616.22-008.5:612.654

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ДЕФЕКТАМИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Свобода П.Н., Примак А.А., Шестакова В.Н., Сосин Д.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28.

Swt_anna@,mail. ru - Примак Анна Александровна

Резюме. Целью данной работы явилось изучение показателей уровня физического развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для своевременных коррекционных мероприятий. Установлено, что дети с общим недоразвитием речи менее упитаны, имеют более низкие показатели длины тела и меньшую массу тела, по сравнению со сверстниками без дефектов речи. Дети в дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи склонны к нарушению гармоничности физического развития, чаще подвержены этому мальчики, что важно учитывать при работе с таким контингентом детей. Ключевые слова: дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, уровень физического развития, здоровье.

FEATURES OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN WITH

DEFECTS OF SPEECH DEVELOPMENT

Svoboda P. N., Primak A.A., Shestakova V.N., Sosin D. V.

Smolensk State Medical University, 28, Krupskoy St., Smolensk, 214019, Russia.

Abstract: The aim of this work was to study the indicators of the level of physical development in preschool children with General underdevelopment of speech for timely corrective measures. It was found that children with General underdevelopment of speech are less well-fed, have lower body length and less body weight, compared with peers without speech defects. Children in preschool age with General underdevelopment of speech are prone to disruption of the harmony of physical development, boys are more prone to this, which is important to consider when working with such a contingent of children.

Key words: preschool children with General underdevelopment of speech, the level of physical development, health.

Актуальность. Овладение речью - это сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущих видов деятельности ребенка. Он предполагает последовательное овладение ребенком всем многообразием функций речи, это происходит в теснейшей связи со становлением ведущих видов деятельности ребенка. Нормальное протекание процесса овладения речью определяется сформированностью отдельных факторов психологического, анатомо-физиологического и социального характера. Для формирования речи определяющим является период от первого года до 3-5 лет. Именно в этот возрастной промежуток происходит интенсивное развитие мозга и его функций. При этом до 2 лет важным показателем развития речи является не столько собственное

произношение, сколько понимание обращенной речи. На втором году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь. Характерной особенностью речи ребенка 2-3 лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Безусловно, дети, которые не пытаются заговорить в возрасте 2-2,5 лет, должны вызывать беспокойство. Если на 3-4 году жизни ребенок не обращается с вопросами, не пользуется речью, не отвечает на вопросы, он должен быть осмотрен педиатром, логопедом, неврологом. В современной науке к лицам с нарушениями речи принято относить людей с психофизическими отклонениями различной выраженности, вызывающими расстройствами коммуникационной и обобщающей функции речи. Отмечено, что количество детей с нарушениями речевого развития возрастает, а любые их проявления влияют негативно на различные стороны жизни ребенка, отрицательно сказываясь на успешности обучения, на выборе профессии. Общее недоразвитие речи - сложное речевое расстройство у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, при котором нарушено формирование основных компонентов языковой системы: лексики, грамматики, фонетики и как следствие, всей связной речи. Причинами общего недоразвития речи являются неблагоприятные факторы, воздействующие как во внутриутробом периоде развития, так и во время родовой деятельности и первого года жизни. Доказано, что индивидуальный темп продвижения ребенка с общим недоразвитием речи в речевом развитии зависит от тяжести первичного дефекта и его формы, своевременности и грамотности коррекционной работы, от компенсаторных механизмов. В.Н. Шестакова, Е.Ю. Муц Л.Г. Козиева в 2016 отметили, что речевые нарушения чаще возникают при патологически протекавшей беременности и осложненных родах у матери. Также при выраженной острой и хронической гипоксии плода, при родовых травмах, особенно спинального отдела, которые сопровождаются нарушениями нервной системы. У 20,2% детей с отечным синдромом, коньюгационной желтухой, гнойно-септическими заболеваниями в неонатальном периоде. Как утверждают зарубежные авторы (Broom, 1995; Neligan G. et al., 1976; Zorman M., 1999), даже незначительное внутриутробное повреждение головного мозга может привести к отклонениям в речевом развитии. При локализации поражения мозга в области структур, обеспечивающих речедвигательный механизм речи, возникают преимущественно нарушения звукопроизносительной ее стороны - дизартрии. Внутричерепные кровоизлияния могут захватывать и речевые зоны коры головного мозга, что влечет за собой различные нарушения речи коркового генеза (алалия). Имеется ряд научных исследований, указывающих на роль в генезе речевых нарушений у детей следующих неблагоприятных факторов: наличие неполной семьи, развод родителей, отсутствие у них высшего образования, неблагоприятный психологический микроклимат и наличие вредных привычек в семье [2, 3, 5, 6]. Наиболее частой причиной общего недоразвития речи выступает совокупности причин. В доступной литературе недостаточно освещены вопросы, касающиеся уровня физического развития детей с общим недоразвитием речи. Общепризнано, что физическое развитие детей является одним из информативных показателей уровня здоровья населения. Прежде всего, это касается соответствия массы тела длине тела [1, 3, 4, 6]. Ростовые процессы имеют максимальные темпы на 1-м году жизни, в возрасте 5-7 лет и 13-15 лет. Доказано, что масса тела лабильный показатель, поэтому она является показателем текущего состояния организма, в отличие от роста, который не сразу изменяется под влиянием различных условий и является более постоянным и устойчивым показателем [5, 6].

Цель работы изучить показатели уровня физического развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи для своевременных коррекционных мероприятий. Материалы и методы исследования. Объектом исследования стали 52 ребенка дошкольного возраста. Из них 26 детей имели дефекты речи (основная группа наблюдения). 1-ю основную группу составляли девочки (n=13), 2-ю мальчики (n=13). В группу сравнения включены 26 детей, которые не имели дефектов речи. В этой группе наблюдения 1 -ю группу сравнения составляли девочки (n=13), 2-ю группу мальчики (n=13). Все дети проживали в

одном регионе, консультированы узкими специалистами, включая сурдолога, логопеда и дефектолога. Клиническая оценка состояния здоровья осуществлялась в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными в НИИ гигиены детей и подростков. Статистическую обработку полученных данных проводили с помощью стандартного пакета программ с использованием параметрических и непараметрических критериев при значениях p <0,05.

Результаты исследовательской работы. Установлено, что большинство детей дошкольного возраста с 3 лет до 7 лет имели средний уровень физического развития (92,3% в 3 года, 88,5% в 4 года, 80,8% в 5 лет, 73,1% в 6 лет, основная группа и 84,6%, 88,5%, 88,5%, 84,6% соответственно группа сравнения). Нормальную массу тела также имело большинство детей в дошкольном возрасте (88,5%, 84,6%, 80,8%, 76,9% и 92,3%, 92,3%, 96,2%, 96,2% соответственно). Дисгармоничное физическое развитие формировалось у 11,5%, 15,4%, 19,2%, 26,9% дошкольников из основной группы наблюдения, чего не зафиксировано в группе сравнения ф<0,05). Обращало на себя внимание, что у девочек из основной группы наблюдения чаще определялся средний уровень физического развития (100,0%, 92,3%, 92,3%, 84,6% соответственно), чем у мальчиков (84,6%, 84,6%, 69,2%, 61,5% соответственно, p<0,05). В группе сравнения такой закономерности нет, у них в 4 и 5 летнем возрасте количество мальчиков со средним уровнем развития (84,6%, 92,3%, 92,3%, 84,6% соответственно) превалировало над количеством девочек со средним уровнем развития (84,6%, 84,6%, 84,6%, 84,6% соответственно), но достоверных различий не выявлено. У всех девочек из группы сравнения встречалась нормальная масса тела, в то время как у 15,4%, 15,4%, 7,7%, 7,7% мальчиков наблюдался ее избыток. В то время как в основной группе наблюдения нарушение гармоничности физического развития чаще возникало у мальчиков (15,4%, 15,4%, 30,8%, 38,3%), чем у девочек (0%, 7,7%, 7,7%, 15,4%, p<0,05). У мальчиков чаще встречался дефицит массы тела I степени (7,7%, 15,4%, 23,1%, 30,8%) и роста (15,4%, 15,4%, 23,1%, 23,1%), у девочек избыток массы тела I степени (15,4%, 15,4%, 15,4%, 15,4%). Как известно, гармоничность физического развития отражает нарастание силы и выносливости, расширение адаптационных возможностей, адекватности реакций поведения. Поэтому можно предположить, что дети с дефектом речевого развития менее выносливы. Они хуже адаптируются к любым ситуациям, так как они имеют чаще нарушения гармоничности развития.

Анализ антропометрических показателей позволил установить, что прирост длины тела у мальчиков из основной группы (16,55 см) и группы сравнения (17,95 см) на 2,1 см и на 1,0 см меньше, чем у девочек (18,45 см и 18,99 см). Мальчики и девочки из основной группы наблюдения имеют ростовые показатели меньше, чем сверстники и сверстницы из группы сравнения (табл. 1).

Средний прирост длины тела у мальчиков из основной группы оказался на 1,4 см меньше, у девочек на 0,54 см меньше. Обращало на себя внимание, что у мальчиков из группы сравнения масса тела превалировала от года к году над показателями массы тела у девочек из своей группы наблюдения и сверстников и сверстниц из основной группы (табл. 1). Средний прирост у них составил 8,25 кг, что на 0,8 кг больше, чем у девочек из своей группы наблюдения (7,45 кг) и на 2,5 кг больше, чем у сверстников (5,75 кг) и на 1,77 кг больше, чем у сверстниц (6,48 кг) из основной группы наблюдения.

У девочек из основной группы показатели массы тела на 0,15 кг, 0,65 кг, 0,69 кг, 0,88 кг больше, чем у мальчиков из своей группы, но на 0,35 кг, 1,3 кг, 1,76 кг, 2,12 кг меньше, чем у сверстников и на 0,15 кг, 0,25 кг, 1,11 кг, 1,12 кг меньше, чем у сверстниц из группы сравнения.

Установлено, что высокие величины окружности грудной клетки чаще встречались у детей группы сравнения, преимущественно у мальчиков (табл. 1), наименьшие у мальчиков из основной группы наблюдения. Средний прирост окружности грудной клетки у детей группы сравнения составил у мальчиков 5,2 см, у девочек 5,1 см, в основной группе средний прирост не превышал 4,8 см и 4,72 см.

Таблица 1

Динамика антропометрических показателей девочек с учетом возраста и физической _нагрузки_

возраст основная г руппа(п=26) группа сравнения (п=26)

мальчики с ОНР девочки с ОНР мальчики без ОНР девочки без ОНР

(п=13) (п=13) (п=13) (п=13)

Длина тела (см)

3 года 97,95 ± 1,117* 97,25 +1,117* 99,30+1,114 99,50+1,127

4 года 102,45+1,128* 104,25+1,268* 105,70+1,133 106,50+1,135

5 лет 108,50+1,230* 110,40+1,143* 112,45+1,244 113,30+1,287

6 лет 114,50+1,105* 115,70+1,1318 117,25+1,148 118,40+1,125

Масса тела (кг)

3 года 14,70+0,454* 14,85+0,253* 15,20+0,353 15,00+0,553

4 года 15,60+0,395* 16,25+0,192* 17,55+0,424 16,50+0,392

5 лет 18,55+0,496* 19,24+0,398* 21,00+0,335 20,35+0,475

6 лет 20,45+0,553* 21,33+0,398* 23,45+0,524 22,45+0,364

Окружность грудной клетки (см)

3 года 52,54+0,565* 51,52+0,365* 52,95+0,234 52,75+0,313

4 года 53,53+0,436* 53,83+0,236* 55,65+0,225 55,00+0,366

5 лет 55,75+0,552* 55,90+0,452* 57,88+0,463 56,75+0,443

6 лет 56,34+0,352* 56,24+0,552* 58,15+0,363 57,85+0,573

Примечание: * - различия при сравнении внутри групп статистически достоверны, (р<0,05)

Заключение. Дети с общим недоразвитием речи менее упитаны, имеют более низкие показатели длины тела и меньшую массу тела, по сравнению со сверстниками без дефектов речи. Дети в дошкольном возрасте с общим недоразвитием речи склонны к нарушению гармоничности физического развития, чаще подвержены этому мальчики, что важно учитывать при работе с таким контингентом детей. Литература:

1. Безруких М.М., Фарбер Д.А.. Физиология роста и развития детей и подростков. - М., Союз педиатров России, 2000; 229-238.

2. Волкова О.С., Доскин В.А., Шестакова В.Н. Характеристика семей детей, страдающих речевыми нарушениями. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007; 3: 23-26.

3. Волкова О.С., Чижова Ж.Г., Терещенко Е.И., Доскин В.А. Возрастная динамика формирования речи и факторы, влияющие на возникновение дефектов речевого развития у младших школьников. Вестник Смоленской медицинской Академии. Смоленск. 2005; 4: 136139.

4. Капитонов В. Ф., Генетический подход к оценке характеристике роста и развития ребенка. Педиатрия. 2005; 3: 58-62.

5. Концептуальные взгляды на здоровье ребенка В кн.: Шестаковой В.Н. (ред). Смоленск, 2003; 591.

6. Особенности развития детей на всех этапах онтогенеза и современные подходы к оказанию помощи детям с речевыми нарушениями. В кн.: Шестаковой В.Н., Коновой С.Р., Чижовой Ж.Г., Сосина Д.В., Давыдовой Н.В., Козиевой Л.Г. (ред). Смоленск, 2018; 472.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.