Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В 2022-2023 ГГ.'

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В 2022-2023 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфляция / дефлятор ВВП / финансирование таможенных органов / получатель бюджетных средств / главный распорядитель бюджетных средств / система таможенных органов / inflation / GDP deflator / financing of customs authorities / recipient of budgetary funds / main manager of budgetary funds / customs system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каранец Снежана Михайловна

В публикации рассмотрен сложившийся финансовый механизм распределения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между получателями бюджетных средств единой федеральной централизованной системе таможенных органов в 2022 г. Автор исследовал влияние инфляции на финансирование ФТС России, дал определения РБС, ГРБС применительно к таможенным органам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FINANCING OF CUSTOMS AUTHORITIES IN 2022-2023

The author studied the financial mechanism for the distribution of budgetary appropriations in 2022. The article considers the impact of inflation on the financing of the Federal Customs Service of Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В 2022-2023 ГГ.»

БИТ 2023 Том 7 № 3 (27) УДК 336

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В 2022-2023 ГГ. Каранец С.М.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии

FEATURES OF FINANCING OF CUSTOMS AUTHORITIES IN 2022-2023

Karanets S.M.

St. Petersburg named after V.B. Bobkov Branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В публикации рассмотрен сложившийся финансовый механизм распределения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств между получателями бюджетных средств единой федеральной централизованной системе таможенных органов в 2022 г. Автор исследовал влияние инфляции на финансирование ФТС России, дал определения РБС, ГРБС применительно к таможенным органам.

Ключевые слова: инфляция, дефлятор ВВП, финансирование таможенных органов, получатель бюджетных средств, главный распорядитель бюджетных средств, система таможенных органов.

Abstract

The author studied the financial mechanism for the distribution of budgetary appropriations in 2022. The article considers the impact of inflation on the financing of the Federal Customs Service of Russia.

Keywords: inflation, GDP deflator, financing of customs authorities, recipient of budgetary funds, main manager of budgetary funds, customs system.

Ссылка для цитирования: Каранец С.М. Особенности финансирования таможенных органов в 20222023 гг. // Бюллетень инновационных технологий. - 2023. - Т. 7. - № 3(27). - С. 19-25. - EDN ODRYXZ.

Вопрос финансирования государственных учреждений является одном из актуальных, особенно в условиях дефицита государственного бюджета.

В начале 2020-х гг. проблему финансового обеспечения таможенных органов исследовали такие экономисты как Г.П. Геращенко, Е.С. Недосекова, О.А. Кузминова, В.Ю. Дианова, Е.Э.Толикова, С.М.Каранец [1-5]. Вопросы, связанные с финансовыми рисками, рассматривали такие ученые как Д.Н. Афонин, А.А. Ворона [6].

Согласно статье 253 ФЗ № 289 единая федеральная централизованная система таможенных органов включает региональные таможенные управления (на начало 2023 г. насчитывалось 12 таких управлений, в том числе восемь территориальных таможенных управлений,четыре специализированных региональных таможенных управления), «76 таможен, 513 таможенных постов» [7, 8]. К числу подведомственных ФТС России организаций относятся:

- Российская таможенная академия и ее филиалы,

- медицинские и оздоровительные учреждения (10 единиц: поликлиники, пансионат, санатории, госпиталь).

На современном этапе каждый элемент федеральной системы таможенных органов является получателем бюджетных средств, девять из них (дополнительно) имеют бюджетный статус распорядителя бюджетных средств и один орган исполнительной власти - статус главного распорядителя бюджетных средств (см. рис. 1).

Рисунок 1 иллюстрирует особенности движение финансового потока от ГРБС (в лице Федеральной таможенной службы России) к ПБС.

Ежегодно объемы финансовых ресурсов для ФТС России определяются на уровне федерального закона о федеральном бюджете. Для обеспечения ФТС России финансивыми ресурсами в 2022 г. был принят Федеральный закон N 390-Ф3 от

Рис. 1. Бюджетные полномочия ФТС России в 2022-2023 гг.

06.12.2021, в 2023 г. - Федеральный закон N 466-ФЗ от 05.12.2022 [9, 10].

Министерство финансов РФ утверждает сводную бюджетную роспись в разрезе бюджетной классификации (по регламенту до начала очередного финансового года).

Согласно п. 4 второго раздела Приказа Минфина России от 27.08.2018 N 184н

«утвержденные показатели сводной росписи должны соответствовать закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период [11].

Из 14 разделов сводной бюджетной росписи федерального бюджета финансирование ФТС России осуществляется по пяти (см. рис. 2).

Разделы классификации расходов бюджетов

*_♦_» » ♦

Раиелы классификации расходов ФТС России

Рис. 2. Классификация расходов ФТС России

Таблица 1

Наименование документа Дата, № Бюджетные ассигнования

год

Казначейское уведомление от 5 декабря 2018 г. № 153/001 на 2019 г.

Казначейское уведомление от 6 декабря 2019 г. № 153/001. на 2020 г.

Основу финансирования каждого раздела составляют законодательно определенные бюджеты государственных программ. ФТС России ежегодно принимает участие в реализации семи и более государственных программ.

На лицевой счет ФТС России бюджетные ассигнования доводятся казначейским уведомлением (см. табл. 1).

Рассмотрим полномочия ФТС России как главного распорядителя бюджетных средств.

млрд. рублей (70,5 млрд. рублей в 2015 г.) (см. рис. 3) [8, С. 76].

Линия треда представляет собой полиноминальную линию пятой степени. Величина достоверности аппроксимации составила 0,96, что позволяет с высокой степенью точности спрогнозировать реальные бюджетные ассигнования ФТС для 20232025 гг.

Темп роста ежегодно выделяемых финансовых ресурсов для ФТС России значительно отстает от темпа инфляции в стране

Рис. 3. Расходы федерального бюджета на ФТС России

Главный распорядитель средств федерального бюджета в таможенной системе представляет собой орган исполнительной власти, который напрямую получает средства из федерального бюджета, распределяет полученные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распределителями (РБС), а также получателями бюджетных средств.

Как главному распорядителю бюджетных средств ФТС России были выделены ресурсы, на содержание и развитие таможенной системы в размере 0,06% ВВП России по состоянию на 31 декабря 2022 г. (0,085% в 2015 г.), что соответствует 91,6

(см. табл. 2). Исключение составляют 2017 г. и 2019 г.

Исследование влияния инфляции на бюджетные ассигнования, выделенные ФТС России, является очень важным, т.к. от 58 до 60% всех ассигнований (в зависимости от года) приходится на оплату трудовых ресурсов, материальное поощрение (см. рис. 4).

Структура бюджетных ассигнований за последние 5 лет кардинально не изменилась: инвестиционные расходы не превышают 2% от всех выделенных ФТС России средств, более половины ассигнований финансирует оплату труда и материальное стимулирование. С 2007 г по настоящее

Влияние инфляции на бюджетные расходы ФТС России

Таблица 2

Показатели 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

г. г. г. г. г. г. г. г.

Номинальные расходы 70,5 67,57 73,21 74,61 80,7 82,1 89,2 91,6

ФТС России, млрд руб.

Реальные расходы ФТС 65,46 65,47 69,46 67,83 78,12 81,53 76,57 79,10

России, млрд руб.

Темп роста номиналь- 94,76 95,84 108,35 101,91 108,16 101,73 108,65 102,69

ных расходов ФТС Рос-

сии, в процентах к предыдущему году

Индекс-дефлятор ВВП, 107,7 103,2 105,4 110,0 103,3 100,7 116,5 115,8

в процентах к предыдущему году

Рис. 4. Средства федерального бюджета, выделенные ФТС России на 31 декабря, в процентах

время стимулирование должностных лиц территориальных таможенных органов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611.

Активное использование искусственной нейронной сети, автоматизация таможенных процедур и другие цифровые трансформации приведут к изменению сложившейся структуры бюджетных ассигнований, выделенных на развитие таможенной системы, замещению трудовых ресурсов.

Тенденция сокращения численности занятых в ФТС России (с 2014 по 2019 гг.) и в других странах-членах ВТамО была исследована в публикации 2021 г. [12].

Вся ответственность за выполнение полномочий «главного распорядителя, получателя, иного получателя средств федерального бюджета» возложена на Финансово-экономическое управление.

Основные полномочия ФЭУ в области ГРБС представлены на рис. 5.

Помимо финансово-экономического управления, отдельные функции ГРБС выполняют ГУИТ и ГУТО (см. рис. 5). Разделение полномочий ГРБС между ФЭУ, ГУИТ и ГУТО описано в Регламенте Федеральной таможенной службы [13].

При осуществлении своих функций главный распорядитель средств федерального бюджета подготавливает реестр расходных обязательств с учетом методических рекомендаций, разработанных Минфином.

В 2023 г. для главных распорядителей средств федерального бюджета были изданы соответствующие «Методические рекомендации...», необходимые для составления реестров расходных обязательств [14].

ФТС России как главный распорядитель средств федерального бюджета.

ц обеспечивает результативность, адресность н целевой характер ^ использования бюджетных средств;

2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей! получателей бюджетных средств;

3) ведет реестр расходных обязательств:

4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;

Ф1У

ФЭУ

ФЭУ. ГУТО

5> составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств но подведомственным расиарядшгедям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;

ФЭУ

6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи:

7) Определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;

* а) формирует и утверждает государственные задания;

9) обеспечивает соблюдение межбюджетных трансфертов;

получателями

ФЭУ, П'ИТ, ГУТО

ФЭУ

к» формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;

Условные обозначения: ФЭУ- финансово-экономическое управление; ГУТО - главное управление тылового обеспечения; ГУИТ - главное управление информационных технологий.

Рис. 5. Функции ГРБС

«Реестр расходных обязательств формируется в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» [14].

Таможенные органы как распорядители бюджетных средств

Распорядителями бюджетных

средств (со стороны таможенных органов) выступают таможенные управления и казенное учреждение, напрямую получающие средства от ГРБС и имеющие право их перераспределить по подведомственным получателям бюджетных средств.

В 2022 г. бюджетный статус распорядителя средств федерального бюджета был закреплен за региональными таможенными управлениями, РТА (см. рис. 1). Как видно из данных таблицы № 2 в системе таможенных органов наблюдается тенденция сокращения общего списка РБС.

Так в сентябре 2020 г. Центральное экс-пертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ) лишалось бюджетного статуса распорядителя бюджетных средств со вступлением в силу Приказа ФТС России от 08.09.2020 №770 и отменой Приказа ФТС России от 15.06.2017 N 982 [15, 16]. Его отмена повлекла за собой изменение полномочий ЦЭКТУ. Актуальность потеряли такие полномочия ЦЭКТУ как финансовый контроль за подведомственными получателями бюджетных средств; ... контроль за достоверностью представляемой ими отчетности; . анализ бюджетных отчетов и иной финансовой отчетности региональных филиалов ЦЭКТУ» и др. [15].

Аналогичная бюджетная реорганизация произошла и в Региональном оперативно-поисковым управлением (РОПУ). Вступивший в силу с 01.09.2020 Приказ ФТС России от 20.06.2017 N 1022 (ред. от 30.06.2020), лишил бюджетного статуса «распорядителя» РОПУ.

Таблица 2

Изменение численности РСБ и ГРБС в единой федеральной централизованной системе таможенных органов с 2013 по 2020 гг., единиц

Год Количество

ГРБС РБС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013 13

2014 14

2015 14

2016 14

2017 14

2018 14

2019 14

2020 13

2022 9

Бюджетные полномочия распорядителей бюджетных средств:

I) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета;

2) распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обячательств по подведомственным распорядителям н получателям бюджетных средств п исполняет соответствующую часть бюджета;

3) вносит предложения главному распорядителю бюджетных средств, в ведении которого находится, по формированию и изменению бюджетной росписи;

3.1) обесиечивае! соблюдение получателями чежбкижешых субсидий, субвенций и иных межбюлжеткых трансфертов, имеющих целевое назначение. а также иных субсидий и бкхзжетиых инвест шиш. определенных Бюджетным Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

4) в случае и порядке, установленных главным рлспорядлп'-К'М бюджетных средств, осуществляет отдельные бкпжетые полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится.

Рис. 5. Функции РБС

Важно отметить, что список распорядителей бюджетных средств постоянно обновляется. Происходит не только выбытие (лишение статуса) РБС, но и его пополнение.

Перечень распорядителей бюджетных средств составляется Финансово-экономическим управлением, а затем утверждается Приказом ФТС России (рис. 5). В 2021 г. и 2022 г. была актуальна редакция Приказа ФТС от 19 августа 2020 г. N 723 с изменениями, внесенными Приказом ФТС России от 29 июля 2021 г. N 642 [17].

В 2009 г. полный перечень РБС был опубликован в Приказе ФТС России от 8 октября 2009 г. N 1849 [18].

В статье 168 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплены бюджетные

полномочия распорядителей бюджетных средств (см. рис. 5) [19].

Поведем итог. На фоне сокращения реальных бюджетных расходов ФТС России до 0,06% ВВП (см. табл. 2) наблюдается лишение бюджетного статуса «распорядителя бюджетных средств» у 34% РСБ (по сравнению с 2014-2019 гг.).

Финансовый механизм системы таможенных органов построен таким образом, что направление движения бюджетных средств к ПБС зависит от их уровня подчиненности.

Большинство ПБС (порядка 80% таможенных органов) получают бюджетные ассигнования от соответствующего распорядителя бюджетных средств, а оставшиеся

БИТ 2023 Том 7 № 3 (27) .^И

20% от ГРБС, т.е. органа исполнительной

Список литературы

1. Недосекова Е.С. Финансовая деятельность таможенных органов Российской Федерации. М.: РТА, 2017. - 150 с.

2. Каранец С.М. Участие таможенных органов в осуществлении государственных программ // Бюллетень инновационных технологий. - 2023. -Т. 7. - № 1(25). - С. 22-29.

3. Каранец С.М. Особенности реализации государственных программ Федеральной таможенной службы России на современном этапе // Учёные записки Санкт-Петербургского имени В.Б.Бобкова филиала Российской таможенной академии». 2022. - № 4 (84). - С. 23.

4. Толикова Е.Э. Финансовые аспекты деятельности таможенных органов: монография. М.: РТА, 2020. - 238 с.

5. Каранец, С. М. ФТС России как главный администратор доходов федерального бюджета: пятнадцатилетний итог // Бюллетень инновационных технологий. - 2023. - Т. 7, № 2(26). - С. 57-62

6. Афонин Д.Н. Финансовые риски тамо-женно-логистических терминалов, приближенных к государственной границе Российской Федерации / Д. Н. Афонин, А. А. Ворона // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Боб-кова филиала Российской таможенной академии. - 2021. - № 1(77). - С. 9-14.

7. Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 28.04.2023) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2023)

8. Таможенная служба Российской Федерации в 2022 году. М.: ФТС, 2023. - С. 72.

9. Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов»

10. Федеральный закон от 05.12.2022 N 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»

11. Приказ Минфина России от 27.08.2018 N 184н (ред. от 28.02.2023) «Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администрато-

власти.

ров источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также утверждения (изменения) лимитов бюджетных обязательств» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.09.2018 N 52119).

12. Каранец, С.М. Международные таможенные конвенции и соглашения: практикум// С. М. Каранец. - Санкт-Петербург: Троицкий мост, 2021. - С. 13, 23.

13. Приказ ФТС России от 04.09.2018 N 1380 (с изм. от 19.04.2022) «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2018 N 52242).

14. Методические рекомендации по составлению реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» (утв. Минфином России).

15. Приказ ФТС России от 15.06.2017 N 982 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении» // Таможенные ведомости. 2017. N 10, октябрь.

16. Приказ ФТС России от 08.09.2020 N 770 «Об утверждении Положения о Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении».

17. Приказа ФТС от 19 августа 2020 г. N 723 «Об утверждении перечня распорядителей и получателей средств федерального бюджета, подчиненных Федеральной таможенной службе (главному распорядителю средств федерального бюджета) и находящихся в ведении ФТС России» (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 29 июля 2021 г. N 642).

18. Приказ ФТС России от 8 октября 2009 г. N 1849 «Об утверждении перечня распорядителей и получателей средств федерального бюджета, подчиненных Федеральной таможенной службе (главному распорядителю средств федерального бюджета) и находящихся в ведении ФТС России».

19. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 14.04.2023).

Поступила в редакцию 02.07.2023

Сведения об авторе:

Каранец Снежана Михайловна - старший преподаватель кафедры управления Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент, е-таП: richne1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.