Литература:
1. Багадаева, О.Ю. Критерии стрессоустойчивости педагога с позиций деятельностного подхода / О.Ю. Багадаева, М.Г. Голубчикова // Педагогический ИМИДЖ. - 2017. - № 4(37). - С. 129-141.
2. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.: ил. - (Серия «Практикум»).
3. Гайворонский В.Г. Эффективность дистанционной формы образования в оценках педагогов / В.Г. Гайворонский // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2020. - № 3. - С. 11-17. - Режим доступа: https://doi.org/10.36906/2311-4444/20-3/02
4. Гревцева, О.В Стрессоустойчивость как условие развития воспитанников пансионного учебного заведения / О.В. Гревцева, М.И. Плугина // Акмеология, 2015. - № 4(56). - С. 222-228.
5. Джанерьян, С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный анализ / С.Т. Джанерьян. - Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 2004. - 480 с.
6. Дифференциальные шкалы эмоций (по К. Изарду) / О.П. Елисеев Практикум по психологии личности. - СПб., 2003. - С. 226-227.
7. Катунин, А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен / А.П. Катунин // Молодой ученый. - 2012. -№ 9 (44). - С. 243-246.
8. Кирпичник, О.В. Ценностные ориентации и совладание как факторы субъективного благополучия взрослых, воспитывающих детей с ОВЗ (генетическими заболеваниями) / О.В. Кирпичник // Материалы V Международной научной конференции, г. Кострома, 26-28 сентября 2019 г. - Т.2. - Кострома, КГУ, 2019. - С. 45-50.
9. Козилова, Л.В. Психосоматические расстройства здоровья у профессорско - преподавательского состава как следствие интолерантной установочной активности личности / Л.В. Козилова, В.А. Чвякин // Педагогический журнал. -
2017. - № 2A. - Том 7. - С. 449-460.
10. Кружилина, Т.В. Педагогические условия формирования стрессоустойчивости педагогов / Т.В. Кружилина, Т.Ф. Орехова, Т.Г. Неретина // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - №6 - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/111PDMN619.pdf (доступ свободный).
11. Лочехина, Л.И. Связь посттравматического стресса с интеллектом и смысло-ценностными ориентациями [Электронный ресурс] / Л.И. Лочехина // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2010. - № 5(13). Режим доступа: http://psystudy.ru
12. Почекаева, И.С. Эффективные способы формирования стрессоустойчивости педагогов / И.С. Почекаева, Н.В. Наговицына // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. -
2018. - № 14. - С. 204-210.
13. Прохоров, А.О. Смысловая регуляция психических состояний / А.О. Прохоров. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - 352 с.
14. Рубальская, Е.А. Взаимосвязь ценностных ориентаций и самоотношения у менеджеров с разным уровнем стрессоустойчивости / Е. А. Рубальская // Развитие профессионализма. - 2017. - №1(3). - С. 24-25.
15. Семиздралова, О.А. Пути преодоления стресса в условиях педагогической деятельности / О.А. Семиздралова // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - № 4. - С. 60-62.
16. Терещенко, Г.Ф. Устойчивость к стрессу как показатель профессионального здоровья педагога / Г.Ф. Терещенко // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2018. - № 2(36). - Т.17. - С. 89-94.
17. Фанталова, Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта / Е.Б. Фанталова. - Самара: Изд. дом Бахрах-М, 2001. - 62 с.
18. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискни, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. - C. 470-473.
19. Шукурян, Г.А. Взаимосвязь стрессоустойчивости с ценностно-смысловой сферой личности / Г.А. Шукурян // Вестник МГЛУ. - 2015. - № 8(719). - С. 142-150.
20. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. - Кемерово: Изд-во Кузбассвузиздат, 2000. - 214 с.
21. Hobfoll, S.E. Resource conservation as a strategy for community psychology / S.E. Hobfoll, R.S. Lilly // Journal of Community Psychology. - 1993. - № 21. - P. 128-148.
Психология
УДК 378.15
кандидат психологических наук, доцент Карпушкина Наталья Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Конева Ирина Алексеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Костерина Наталья Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ (ТРЕВОЖНОСТЬ, СТРАХИ) У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В данной статье проводятся результаты экспериментального исследования уровня страхов, тревожности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, разработка и проведение комплекса занятий по преодолению тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. В исследовании принимали участие 20 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и их сверстники с нормальным темпом психического развития.
Ключевые слова: задержка психического развития, тревожность, страхи, дети старшего дошкольного возраста.
Annotation. This article presents the results of an experimental study of the level of fears and anxiety of older preschool children with mental retardation, the development and implementation of a set of classes to overcome anxiety in older preschool children with mental retardation. The study involved 20 older preschool children with mental retardation and their peers with a normal rate of mental development.
Keywords: mental retardation, anxiety, fears, older preschool children.
Введение. В настоящее время возрастает актуальность проблемы изучения и коррекции эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития, а именно тревоги и страха.
Прямое воздействие душевного состояния родителей на вероятность формирования расстройств тревожного ряда у детей отмечается еще до их рождения. Стресс матери во время беременности и родов создает основу появления у малыша беспокойства [4, 5, 71.
Исследователи выявляют причины, которые оказывают содействие появлению психологического напряжения при беременности [1, 2, 31:
1. Повышенная эмоциональная восприимчивость, чувствительность, ранимость, когда любые стрессы, сохранились в эмоциональной памяти и проявились во время беременности - наиболее чувствительной стадии в жизни женщины.
2. Эгоцентризм, как неготовность или нежелание приносить жертвы во имя ребенка.
3. Поведение, при котором на первом месте стоит погоня за успехом, где в приоритете стоит профессиональный интерес, все это вступает в противоречие с необходимостью временной самоизоляции в семье и концентрации на потребностях и воспитании малыша.
4. Тревожность - склонность к волнению и панике.
5. Подозрительность - сомнения и неуверенность в себе.
6. Нервозность матери, как следствие прошлых неблагоприятных ситуаций в жизни, нерешенные проблемы в браке.
7. Воспринимание родов как болезненного, трудного и неприятного события жизни.
Детство - важный период для развития человека, становления его личности, его представлений о себе, окружающем мире, других людях и своем месте в нем. Поэтому совершенно естественно, что эмоциональная нестабильность у детей может иметь нежелательные последствия, которые будут переживаться на протяжении всей оставшейся жизни, следовательно произойдет переход в развитие личности с патологией. Так же через действия психотравмирующего развития, душевной травмы, неправильные семейные отношения, отвергающее отношение незрелых родителей по отношению к ребенку - все это передается к последующим поколениям.
Как отмечает современный отечественный психотерапевт А.И. Захаров - перенесенный невроз не создает иммунитета к его повторению в сложных обстоятельствах жизни, если не была проведена психологическая коррекция, направленная на преобразование неадекватно сформировавшихся отношений и не были достигнуты достаточно стабильные психотерапевтические плоды. Так же он пишет, что чем в более раннем возрасте оказана психологическая помощь, тем большая отдача видна во взрослом возрасте, и у тех взрослых, которые, будучи детьми и совместно с родителями приобрели психотерапевтический опыт решения проблем развития, почти не наблюдается развернутых картин дезадаптивных реакций и невроза.
Изложение основного материала статьи. В исследовании приняли участие дети с задержкой психического развития в возрасте от 5 до 7 лет. Диагностика уровня тревожности, страхов проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 49 «Светлячок», в группе компенсирующей направленности «Чебурашка» (г. Нижний Новгород).
В ходе исследования были применены такие диагностические методики, как:
1. Методика «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М. Панфилова).
2. Тест тревожности, авторами которого являются Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.
3. Методика «Дом, дерево, человек (ДДЧ) Дж. Бук.
Данные методики позволили нам определить особенности эмоциональной сферы старших дошкольников с ЗПР в сравнении с дошкольниками с нормативным развитием.
Используя методику изучения страхов «Страхи в домиках» А.И. Захарова и М.А. Панфиловой, мы определили среднее число страхов по полу и возрасту, уровневые значения и преобладающие группы страхов у наших испытуемых с задержанным темпом развития и их нормально развивающихся сверстников.
Результаты исследования представлены в таблицах 1, 2, 3.
Таблица 1
Среднее число страхов у детей (по полу и возрасту)
Возраст Среднее число страхов у детей Среднее число страхов у детей по А.И. Захарову
НПР ЗПР Нормативное значение
Мальчики Девочки Мальчики Девочки Мальчики Девочки
5 лет 9 12,17 12 15,43 8 11
Таблица 2
Уровневые значения страхов у детей с нормальным и задержанным темпом развития
Уровневые значения Процентное соотношение страхов у детей с НПР Процентное соотношение страхов у детей с ЗПР
Низкий уровень 20% 10%
Средний уровень 60% 43%
Высокий уровень 20% 47%
Показатели страхов у детей с задержанным темпом развития и их нормально развивающихся сверстников
Группа страхов Показатели
Дети с НПР | Дети с ЗПР
Группа страхов Показатели
Дети с НПР Дети с ЗПР
Страхи с причинением физического ущерба 83% 100%
«Медицинские» страхи 83% 93%
Страхи смерти 70% 87%
Социально-опосредованные страхи 63% 83%
Пространственные страхи 57% 63%
Страхи кошмарных снов и темноты 37% 57%
Страхи животных и сказочных персонажей 33% 53%
Анализируя данные, можно сказать, что у детей с НПР, как и у детей с ЗПР среднее количество страхов по полу и возрасту превышает возрастную норму, согласно таблице значений по А.И. Захарову. Но у детей с ЗПР среднее число страхов всё-таки выше, чем у детей с нормативным развитием.
С феноменом страха непосредственно связана и тревожность, состояние которой мы исследовали по методике «Тест тревожности» Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки.
Отметим, что перед началом тестирования с каждым ребёнком проводилась вводная беседа, с целью узнать - понимает ли ребёнок полюсные эмоции: печаль и радость. Дети с НПР отлично понимали данные состояния и могли выразить их с помощью мимики, а дети с ЗПР испытывали трудности вербализации эмоций, но опирались на картинку с изображением печального и радостного лица.
Анализируя индивидуальные показатели ИТ детей мы определили среднее значение индекса тревожности по выборке:
1) Среднее значение ИТ детей с НПР - 43%.
2) Среднее значение ИТ детей с ЗПР - 47%.
Как видно, разница между показателями не очень большая, но более интересные результаты выявлены по уровням тревожности. Так на рисунке 1 у 53% детей с ЗПР отмечается высокий уровень тревожности, который и является преобладающим.
□ Низкий уровень ■ Средний уровень
□ Высокий уровень
Рисунок 1. Уровень тревожности детей с ЗПР по методике «Тест тревожности»
В процессе тестирования у детей с высоким уровнем тревожности особенно отмечалось изобилие двигательной активности - качание ногой, перебирание в руках мелких игрушек, наматывание волос на палец. Некоторые дети с беспокойством смотрели на экспериментатора, пытались выяснить - правильно ли они ответили.
37% воспитанников с ЗПР являются обладателями среднего уровня тревожности, а у 10% детей показатели индекса тревожности соответствуют низкому уровню. Такие дети во время тестирования были пассивны, без проявления каких-либо признаков тревожности.
У детей с нормальным психическим развитием (рисунок 2) преобладает средний уровень тревожности - 87%, а высокий уровень выявлен в 13% случаев. Дети с нормативным развитием, как правило, с интересом рассматривали картинки, спокойно и достаточно быстро отвечали на вопросы.
□ Высокий уровень
■ Средний уровен ь
Рисунок 2. Уровень тревожности детей с НПР по методике «Тест тревожности»
На рисунке 3 показаны сравнительные результаты по методике «Тест тревожности» (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки).
□ Мальчикис НПР
■ Девочкис НПР
□ Мальчикис ЗПР
□ Девочкис ЗПР
Рисунок 3. Сравнительные результаты уровней тревожности детей с НПР и с ЗПР по методике «Тест тревожности» Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки
Сравнение результатов двух групп свидетельствует о повышенной тревожности дошкольников с задержанным развитием. При этом, в нашем исследовании девочки обеих групп более склонны к развитию тревожных состояний, в отличие от мальчиков этих же групп. Абсолютно все мальчики с нормативным развитием в рамках данной методики показали средний уровень тревожности.
Изучив количественные значения уровня тревожности детей обеих групп, мы обратились к проективной методике «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ), количественная оценка которой позволила выявить среди испытуемых с НПР и с ЗПР частоту встречаемости не только тревожности, но и других симптомокомплексов: незащищенность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность, трудности в общении, депрессивность.
Результаты количественной оценки и среднее число баллов по симптомокомплексам представлены в таблице 4.
Таблица 4
Частота встречаемости симптомокомплексов по методике ДДЧ в рисунках детей с НПР и с ЗПР
Симптомокомплекс Кол-во детей Среднее число баллов по симптомокомплексу
Дети с НПР Дети с ЗПР
Чел. % Чел. % Дети с НПР Дети с ЗПР
Враждебность 12 40,0% 18 60,0% 3 4
Конфликтность (фрустрация) 13 43,3% 20 66,7% 2 3
Незащищенность 14 46,7% 21 70,0% 3 4
Тревожность 20 66,7% 25 83,3% 3 5
Недоверие к себе 8 26,7% 16 53,3% 2 2
Чувство неполноценности 11 36,7% 19 63,3% 1 2
Трудности общения 14 46,7% 25 83,3% 3 5
Депрессивность 3 10,0% 7 23,3% 1 2
Анализируя данную таблицу, мы видим, что в рисунках испытуемых с НПР преобладает симптомокомплекс «тревожность» - 66,7% детей. На рисунках об этом свидетельствуют изображения облаков, подчёркнутая линия основания дома или дерева, штриховка. Средняя сумма баллов по этому признаку на одного ребёнка с нормативным развитием равна 3 балла.
В группе детей с ЗПР «тревожность» также занимает лидирующие позиции и наблюдается у 83,3% испытуемых. В их рисунках признак проявляется в основном наличием мёртвого дерева, многократных стираний, облаков, линиями с сильным нажимом, штриховки каких-либо элементов изображения, выполненных размашисто и небрежно. Средняя сумма баллов в этой группе по симптомокомплексу несколько выше, чем у детей с НПР, и составляет 5 баллов.
Следующий симптомокомплекс, который обращает на себя внимание - «трудности общения». В группе воспитанников с ЗПР он делит одно место на двоих с признаком «тревожность», то есть, зафиксирован у 83,3% детей со средним баллом -5, а в группе нормально развивающихся сверстников с признаком «незащищённость» - 46,7% испытуемых со средним числом баллов - 3.
Другие симптомокомплексы также проявляются у меньшинства детей с НПР. Самыми малочисленными признаны -«недоверие к себе» и «депрессивность».
У детей с ЗПР напротив, практически все симптомокомплексы отмечены у более половины группы, и лишь у 7 человек (23,3%) в рисунках отмечены признаки «депрессивности» - сильная усталость после рисования, очень маленькие рисунки.
Данные количественной оценки позволяют увидеть некую взаимосвязь между симптомокомплексами - тревожность и трудности общения. Предполагаем, что наличие у этих детей состояния тревожности, а также враждебности и конфликтности, частота встречаемости которых присуща большинству детей экспериментальной группы, обуславливает возрастание сложностей во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Далее, мы определяли степень выраженности каждого из симптомокомплексов, суммируя баллы его признаков. Чем больше баллов набирал симптомокомплекс у конкретного ребёнка, тем более выраженным он являлся по сравнению с другими симптомокомплексами у этого же ребёнка.
Полученные данные мы свели в таблицу 5.
Низкий уровень
Выраженность каждого из симптомокомплексов у детей с НПР и с ЗПР по методике ДДЧ
Симптомокомплекс Кол-во детей Среднее число баллов по симптомокомплексу
Дети с НПР Дети с ЗПР
Чел. % Чел. % Дети с НПР Дети с ЗПР
Враждебность 6 20,0% 9 30,0% 3 4
Конфликтность (фрустрация) 4 13,3% 7 23,3% 3 4
Незащищенность 8 26,7% 12 40,0% 3 4
Тревожность 16 53,3% 20 66,7% 3 5
Недоверие к себе - - - - - -
Чувство неполноценности - - - - - -
Трудности общения 10 33,3% 21 70,0% 3 5
Депрессивность - - - - - -
Из таблицы мы видим, что наиболее выраженными из всех симптомокомплексов по-прежнему являются -«тревожность» и «трудности общения» в обеих группах детей.
Завершая обобщение результатов, хотим напомнить, что в методике ДДЧ интерпретируется три рисунка, что даёт широкий спектр информации о личностной и эмоциональной сфере испытуемого.
Выводы. Результаты диагностического исследования, направленного на изучение тревожности и страхов детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, показали, что перечисленные выше признаки и показатели позволяют предположить наличие в группе испытуемых с ЗПР нестабильного и неблагополучного эмоционального фона, в отличие от их нормально развивающихся сверстников. У детей с ЗПР преобладает чувство тревожности, нерешительности, эмоциональной неудовлетворённости. Отмечены сложности в межличностных контактах, сдерживание эмоциональных проявлений, тенденции к враждебному и конфликтному поведению.
Литература:
1. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. - СПб.: Питер, 2007.
2. Захаров А.И. «Как преодолеть страхи у детей» / А. И. Захаров. - М. 1993.
3. Захарова, Н.В. Снижение тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами игровой коррекции / Н.В. Захарова, Т.В. Першина // Концепт. - 2015. - Т. 13. - С. 1771-1775.
4. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Новые подходы к аттестации студентов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Мининского университета, 2016. - №2.
5. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Карьера маршрутизации как стратегия профессионального и личностного развития инвалидов и инвалидов // Вестник Мининского университета. - Vol. 6. - N0 2 (2018). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-13
6. Костина, Л.П. Методы диагностики тревожности / Л.П. Костина. - СПб.: Речь, 2009. - 198 с.
7. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А. Психологическое благополучие студентов-психологов с разными личными ресурсами профессионально значимых характеристик // Вестник Мининского университета. - Том 6. - N0 3 (2018) https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-10
Психология
УДК 159.9.07
доктор технических наук, профессор Маслак Анатолий Андреевич
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани (г. Славянск-на-Кубани); кандидат психологических наук, доцент Борцова Мирослава Владимировна
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани (г. Славянск-на-Кубани)
ИЗМЕРЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ТЕОРИИ
ЛАТЕНТНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ
Аннотация. Обеспечение эмоционального благополучия детей - актуальная задача в работе с детьми любого возраста и особенно с детьми младшего школьного возраста. Младший школьник, сталкивается с необходимостью адаптации к новой жизни, связанной с изменением режима дня, длительным пребыванием в школе, выполнением учебных заданий, новыми требованиями к нему как школьнику и другими факторами. Целью исследования является измерение на линейной шкале эмоционального благополучия младших школьников. Эмоциональное благополучие младших измеряется в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша. Показана конструктная валидность используемого опросника, коэффициент альфа Кронбаха равен 0,822. Это означает, что школьники хорошо дифференцируются по своему эмоциональному благополучию. Полученные оценки эмоционального благополучия младших школьников могут быть использованы для определения факторов, влияющих на уровень сформированности этой латентной переменной.
Ключевые слова: эмоциональное благополучие, младшие школьники, мониторинг, латентная переменная, модель Раша. Annotation. Ensuring the emotional well-being of children is an urgent task in working with children of any age and especially with children of primary school age. A junior student is faced with the need to adapt to a new life associated with a change in the daily routine, a long stay at school, the performance of educational tasks, new requirements for him as a student and other factors. The aim of the study is to measure the emotional well-being of primary school children on a linear scale. The emotional well-being of primary school children is measured within the framework of the theory of latent variables based on the Rasch model. The constructive validity of the questionnaire used is shown, the Cronbach's alpha coefficient is 0,822. This means that schoolchildren are well differentiated by their emotional well-being. The obtained estimates of the emotional well-being of primary school children can be used to determine the factors influencing the level of formation of this latent variable.
Keywords: emotional well-being, primary school children, monitoring, latent variable, Rasch model.