Таблица 5
Выраженность каждого из симптомокомплексов у детей с НПР и с ЗПР по методике ДДЧ
Симптомокомплекс Кол-во детей Среднее число баллов по симптомокомплексу
Дети с НПР Дети с ЗПР
Чел. % Чел. % Дети с НПР Дети с ЗПР
Враждебность 6 20,0% 9 30,0% 3 4
Конфликтность (фрустрация) 4 13,3% 7 23,3% 3 4
Незащищенность 8 26,7% 12 40,0% 3 4
Тревожность 16 53,3% 20 66,7% 3 5
Недоверие к себе - - - - - -
Чувство неполноценности - - - - - -
Трудности общения 10 33,3% 21 70,0% 3 5
Депрессивность - - - - - -
Из таблицы мы видим, что наиболее выраженными из всех симптомокомплексов по-прежнему являются -«тревожность» и «трудности общения» в обеих группах детей.
Завершая обобщение результатов, хотим напомнить, что в методике ДДЧ интерпретируется три рисунка, что даёт широкий спектр информации о личностной и эмоциональной сфере испытуемого.
Выводы. Результаты диагностического исследования, направленного на изучение тревожности и страхов детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, показали, что перечисленные выше признаки и показатели позволяют предположить наличие в группе испытуемых с ЗПР нестабильного и неблагополучного эмоционального фона, в отличие от их нормально развивающихся сверстников. У детей с ЗПР преобладает чувство тревожности, нерешительности, эмоциональной неудовлетворённости. Отмечены сложности в межличностных контактах, сдерживание эмоциональных проявлений, тенденции к враждебному и конфликтному поведению.
Литература:
1. Астапов, В.М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. - СПб.: Питер, 2007.
2. Захаров А.И. «Как преодолеть страхи у детей» / А. И. Захаров. - М. 1993.
3. Захарова, Н.В. Снижение тревожности детей старшего дошкольного возраста средствами игровой коррекции / Н.В. Захарова, Т.В. Першина // Концепт. - 2015. - Т. 13. - С. 1771-1775.
4. Карпушкина Н.В., Конева И.А. Новые подходы к аттестации студентов в условиях модернизации высшего образования // Вестник Мининского университета, 2016. - №2.
5. Каштанова С.Н., Кудрявцев В.А. Карьера маршрутизации как стратегия профессионального и личностного развития инвалидов и инвалидов // Вестник Мининского университета. - Vol. 6. - N0 2 (2018). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-2-13
6. Костина, Л.П. Методы диагностики тревожности / Л.П. Костина. - СПб.: Речь, 2009. - 198 с.
7. Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А. Психологическое благополучие студентов-психологов с разными личными ресурсами профессионально значимых характеристик // Вестник Мининского университета. - Том 6. - N0 3 (2018) https://doi.org/10.26795/2307-1281-2018-6-3-10
Психология
УДК 159.9.07
доктор технических наук, профессор Маслак Анатолий Андреевич
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани (г. Славянск-на-Кубани); кандидат психологических наук, доцент Борцова Мирослава Владимировна
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кубанский государственный университет» в г. Славянске-на-Кубани (г. Славянск-на-Кубани)
ИЗМЕРЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ТЕОРИИ
ЛАТЕНТНЫХ ПЕРЕМЕННЫХ
Аннотация. Обеспечение эмоционального благополучия детей - актуальная задача в работе с детьми любого возраста и особенно с детьми младшего школьного возраста. Младший школьник, сталкивается с необходимостью адаптации к новой жизни, связанной с изменением режима дня, длительным пребыванием в школе, выполнением учебных заданий, новыми требованиями к нему как школьнику и другими факторами. Целью исследования является измерение на линейной шкале эмоционального благополучия младших школьников. Эмоциональное благополучие младших измеряется в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша. Показана конструктная валидность используемого опросника, коэффициент альфа Кронбаха равен 0,822. Это означает, что школьники хорошо дифференцируются по своему эмоциональному благополучию. Полученные оценки эмоционального благополучия младших школьников могут быть использованы для определения факторов, влияющих на уровень сформированности этой латентной переменной.
Ключевые слова: эмоциональное благополучие, младшие школьники, мониторинг, латентная переменная, модель Раша. Annоtation. Ensuring the emotional well-being of children is an urgent task in working with children of any age and especially with children of primary school age. A junior student is faced with the need to adapt to a new life associated with a change in the daily routine, a long stay at school, the performance of educational tasks, new requirements for him as a student and other factors. The aim of the study is to measure the emotional well-being of primary school children on a linear scale. The emotional well-being of primary school children is measured within the framework of the theory of latent variables based on the Rasch model. The constructive validity of the questionnaire used is shown, the Cronbach's alpha coefficient is 0,822. This means that schoolchildren are well differentiated by their emotional well-being. The obtained estimates of the emotional well-being of primary school children can be used to determine the factors influencing the level of formation of this latent variable.
Keywords: emotional well-being, primary school children, monitoring, latent variable, Rasch model.
Введение. Проблема эмоционального благополучия младших школьников определяются на государственном уровне как важная ценность в современном образовании. «Забота о психическом и физическом здоровье школьников, профилактика рисков взросления, социального и личного неблагополучия остаются приоритетными задачами образовательных организаций» [1, C. 3].
Психологи, педагоги отмечают появление обездоленных в своем эмоциональном развитии детей даже в материально обеспеченных семьях, где у родителей не хватает времени на общение с ребенком. Младший школьник, сталкивается с необходимостью адаптации к длительному пребыванию в школе, выполнению учебных заданий, режиму дня и другим требованиям.
Поэтому целью исследования является измерение на линейной шкале эмоционального благополучия младших школьников. Эти оценки необходимы для статистического анализа факторов, влияющих на эмоционального благополучия младших школьников.
Изложение основного материала статьи. В отечественных и зарубежных исследованиях этой тематике уделяется очень большое внимание. Прежде всего, отметим отечественные диссертационные работы. В диссертационной работе Л. В. Карапетян представлено обоснование психологической концепции эмоционально-личностного благополучия. Автором предложена схема описания эмоционально-личностного благополучия, выделены детерминанты, обеспечивающие эмоционально-личностное благополучие [2]. Исследование О.Ю. Даниловой раскрывает психологические условия, способствующие формированию эмоционального благополучия личности, среди которых - индивидуально-типологические особенности личности с акцентом на модель цикличности процесса эмоционального переживания личности и подбор эффективных средств воздействия на психоэмоциональную сферу человека [3, C. 4].
В диссертационной работе О.И. Одарущенко представлена разработка методики «оценки эмоционального благополучия как обобщающего критерия психического здоровья здорового человека» [4, С. 4]. Автором представлен подход к решению проблемы критериев оценки психического здоровья здорового человека, в котором обобщенным критерием является эмоциональное благополучие.
В работе Т.И. Александровой, О.Б. Дутчиной представлен подход к решению проблемы эмоционального благополучия как условию позитивного развития личности ученика, показаны общие закономерности возрастно-психологического развития и специфика современной социальной ситуации развития детей [5, С. 64].
В публикации доктора психологических наук Ю.В. Варданян и магистранта Н.В. Фоминой раскрывается опыт эмпирического исследования развития эмоционально-благоприятного настроения младших школьников средствами арт-терапии [6].
Ряд научных публикаций подтверждают целесообразность данного направления работы. Так, исследования А.А. Соколовой, Н.Н. Шиховцовой показывают эффективность коррекционной арт-терапевтической работы с младшими школьниками. По мнению авторов заменить вектор развития эмоциональной сферы, призваны нетрадиционные подходы к наполнению содержания образования [7]. В исследовании М.В. Борцовой, Р.Т. Химшиашвилли раскрывается подход к формированию эмоционального благополучия младших школьников средствами изобразительной деятельности и мультипликации [8].
Важным аспектом является измерение на линейной шкале эмоционального благополучия младших школьников. «Чем выше точность измерения эмоционального благополучия младших школьников, тем более адекватным может быть выбор процедур профилактической работы с учащимися» [9, C. 27].
Необходимо отметить очень большое количество зарубежных исследований по этой тематике. Поэтому представляется целесообразным рассматриваемые работы структурировать следующим образом.
Прежде всего, это многоаспектный анализ эмоционального благополучия младших школьников. Необходимо подчеркнуть, что в Англии возрастает ответственность школ за социальное, эмоциональное и психическое здоровье школьников (Social, Emotional and Mental Health) [10]. В этой работе демонстрируется важность личностно-ориентированного подхода, школьники должны быть услышаны, поняты и оценены. Проведенное в Британских начальных школах качественное исследование показало, что у школьников есть свое собственное субъективное понимание, что такое благополучие [11]. С помощью креативных и визуальных методов был разработан концептуальный подход к пониманию благополучия школьников на основе их откликов [12]. Однако содержание и эффективность многих программ не задокументирована. В работе показана необходимость систематического обзора исследований, проводимых в британских школах в этом направлении.
Следующий важный аспект - это разработка подходов к улучшению эмоционального благополучия младших школьников. Необходимо отметить следующие. В Австралии в начальных школах для формирования эмоционального благополучия школьников предложена «Игра в хорошее поведение» [13]. Проведенное исследование на основе разработанного опросника показало эффективность этого подхода. Разработана программа по социально-экономическому обучению (social and emotional learning), которая стала практическим инструментом для улучшения эмоционального благополучия младших школьников [14]. На основе проведенных опросов показана эффективность этой программы независимо от возраста, пола и социального статуса школьников. Учитывая рост ментальных заболеваний у молодежи исследование психологического благополучия является крайне актуальным [15]. Рассмотрены факторы, влияющие на психологическое благополучие.
Критически важным в рассматриваемой тематике является оценка эффективности программ формирования эмоционального благополучия младших школьников. Так, в работе K. Allen, R. Marlow и др. подчеркивается, что несмотря на возросший интерес к благополучию школьников нет надежных процедур измерения эмоционального благополучия младших школьников [16]. Несмотря на небольшие значения надежности и дифференцирующей способности, тест можно использовать на практике. В рамках исследования K. Coskun, O. Kalin и др. разработан опросник для измерения ценностей для младших школьников и оценки, в какой степени они выражены в учебной деятельности [17]. Результаты исследования открыты для обсуждения. В работе N. Humphrey, A. Kalambouka и др. сообщается об эффективности разработанной программы «Социальные и эмоциональные аспекты обучения» (Social and Emotional Aspects of Learning) [18]. Исследование было достаточно масштабным, в Англии участвовали 22 начальные школы. До и после реализации программы проводились опросы детей, родителей и учителей. Получены положительные результаты на основе опросов школьников и учителей. Опросы родителей были неинформативны и требуют исследования эмоционального благополучия учеников вне школы.
Таким образом, проведенный анализ литературы свидетельствует о том, что проблема эмоционального благополучия является актуальной и имеет важное значение в воспитании и обучении младших школьников.
Оценка эмоционального благополучия младших школьников проводилась по методике, представленной в учебном пособии М.Ю. Михайлиной, Я.К. Нелюбовой [19]. Эмоциональное благополучие школьников является латентной переменной, поэтому исследование проводится в рамках теории латентных переменных [20]. Следующим необходимым атрибутом исследования является измерение, поскольку для объективного проведения мониторинга требуется чтобы
оценивание проводилось на линейной шкале. В качестве программного обеспечения для использовалась диалоговая система «Измерение латентных переменных», разработанная в лаборатории объективных измерений Кубанского государственного университета [21]. Опыт измерения и мониторинга латентных переменных представлен в работе [22, 23].
Целью работы является измерение эмоционального благополучия младших школьников. Для достижения данной цели были решены следующие задачи.
Исследование проводилось на базе Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №7 имени Героя России Александра Геннадьевича Ковалева в ст. Полтавской, муниципального образования Красноармейский район, Краснодарского края. В исследовании приняли участие ученики 3-х классов. В 2019 году класс 3б состоял из 27 учеников, из них 18 мальчиков и 9 девочек, класс 3в состоял из 23 учеников, из них 9 мальчиков и 14 девочек. В 2020 году мониторинг эмоционального благополучия школьников проводился с теми же классами, однако их состав несколько изменился. В 2020 году класс 4б состоял из 28 учеников, из них 17 мальчиков и 11 девочек, класс 4в состоял из 25 учеников, из них 11 мальчиков и 14 девочек.
Прежде всего определялось качество используемого опросника как измерительного инструмента. Совместимость пунктов опросника оценивалась на основе критерия Хи-квадрат. Уровень значимости критерия оказался равным 0,271, что превышает номинальное значение 0,05. Это означает, что все пункты опросника определяют одну и ту же латентную переменную, в данном случае «эмоциональное благополучие. Коэффициент Кронбах альфа равен 0,822, это означает, что школьники хорошо дифференцируются по своему эмоциональному благополучию.
Все это свидетельствует о том, что опросник в рамках теории латентных переменных обладает конструктной валидностью и что данные опроса пригодны для обработки в рамках теории латентных переменных на основе модели Раша. В рамках теории латентных переменных эмоциональное благополучие школьников (латентная переменная) и индикаторы, которые ее характеризуют (пункты опросника), измеряются в логитах.
Результаты измерения эмоционального благополучия школьников в обобщенном виде представлены на рисунке 1.
Количество объектов:103, среднее:0,66
40 35 30 25 20 15 10 5 0
:: 34,0% ^ 29,1% :: 24,3% ^ 19,4% :: 14,6% :: 9-7% -- 4,9%
-0,5
0,0 0,5 1,0
Латентная переменная (логит
1,5
2,0
0,0% 6,7% | 13,3% ^ 20,0% ^ 26,7% ^ 33,3% | 40,0% 46,7%
Рисунок 1. Результаты измерения латентной переменной «эмоциональное благополучие» младших школьников
На рисунке 1 по оси абсцисс откладывается значение латентной переменной (эмоциональное благополучие), по оси ординат слева - абсолютное число оценок в диапазонах варьирования латентной переменной, справа - относительное число (от общего числа оценок). За точку отсчета «0» принимается средняя оценка индикаторов.
В верхней части рисунка 1 на шкале латентной переменной представлено распределение оценок эмоционального благополучия школьников на шкале латентной переменной (в логитах), в нижней части - распределение оценок индикаторов на той же шкале.
Полученные результаты измерения свидетельствуют о следующем.
1. Эмоциональное благополучие школьников варьируется в достаточно большом диапазоне (от -0,25 до +2,00 логит). Это свидетельствует о хорошей дифференцирующей способности опросника.
2. Оценки индикаторов (их место расположение на шкале латентной переменной) варьируются в относительно небольшом диапазоне (от -0,50 до + 0,75 логит). Тем не менее это обеспечивает высокую точность измерения латентной переменной на всем диапазоне ее варьирования.
3. Между оценками школьников и индикаторами существует смещение равное 0,668 логит. Это свидетельствует о том эмоциональное благополучие. школьников в среднем несколько выше, чем то, на которое рассчитан опросник.
Выводы. Показано применение теории латентных переменных для измерения эмоционального благополучия младших школьников. В рамках этой теории эмоциональное благополучие школьников рассматривается как латентная переменная, индикаторами которой являются пункты опросника. Показана конструктная валидность опросника - все индикаторы совместимы, а значит характеризуют одну и ту же латентную переменную. Оценки эмоционального благополучия измерены на линейной шкале, что позволяет для их обработки корректно использовать дисперсионный анализ.
Литература:
1. Нелюбова Я.К., Михайлина М.Ю. Диагностика эмоционального благополучия школьников: профилактическая работа с семьями в социально-опасном положении: учебно-методическое пособие. - Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. - 64 с.