Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ СЕМЕЙ С РАЗНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ СЕМЕЙ С РАЗНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
530
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМЬИ / ОБРАЗ СЕМЬИ / СЕМЬЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / КИНЕТИЧЕСКИЙ РИСУНОК СЕМЬИ / REPRESENTATION OF FAMILY / FAMILY IMAGE / FAMILY / EMOTIONAL WELL-BEING / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / KINETIC DRAWING OF THE FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Легкая Ульяна Александровна, Курбонова Нушофарин Махмудовна, Сапожникова Елена Евгеньевна

В статье опираясь на теоретические и эмпирические данные, авторы доказывают, что изучение эмоционального благополучия является дополнительной возможностью для коррекционной работы психолога с семьями, воспитывающими детей младшего школьного возраста в семейном консультировании.Представлены результаты эмпирического исследования особенностей репрезентации образа семьи в когнитивном пространстве у детей младшего школьного возраста с помощью методики «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса.Целью данного исследования стало выявление и сравнение особенностей образа семьи и эмоционального благополучия у современных детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей.Теоретическая значимость исследовательской работы состоит в дополнении и обобщении существующей теоретической базы об образе семьи эмоциональном благополучии у детей младшего школьного возраста.Практическая значимость заключается в возможности использования новых научных данных, в работе психолога с родителями и детьми, для входа в проблемное поле семьи, с целью обнаружения скрытых аспектов взаимоотношений, которые могут мешать решению основного запроса.Новизна данной работы состоит в выделении критериев эмоционального благополучия семейной ситуации для методики «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса, а также исследование эмоционального благополучия с помощью этой методике на выборке младшего школьного возраста. Исследование, приведенное в данной статье, является частью основного исследования двух магистерских ВКР. Первое исследование посвящено изучению структурно-содержательных характеристик образа семьи у детей из благополучных и неблагополучных семей и их эмоциональному благополучию, а второе - связи эмпатии и эмоционального интеллекта со статусом в социальной группе у детей из благополучных и неблагополучных семей.На первом этапе исследования с помощью проективного метода «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс, С. Кауфман были выявлены качественные и количественные характеристики, которыми современные младшие школьники наделяют образ семьи. На втором этапе полученные данные были занесены в групповую матрицу и подвергнуты групповой экспертизе и обработке предложенной Матюшиной.Проведенное исследование позволило установить, что данная методика, может использоваться для определения содержательных характеристик и различий образа и эмоционального благополучия. Также это позволило установить понятность этого метода для детей данного возраста. Дети видят образ семьи в зависимости от полученного личностного опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Легкая Ульяна Александровна, Курбонова Нушофарин Махмудовна, Сапожникова Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF EMOTIONAL WELL-BEING IN PRIMARYSCHOOL CHILDREN FROM FAMILIES WITH DIFFERENT SOCIAL STATUS

The article based on theoretical and empirical data, the authors prove the studying the emotional well-being is an additional opportunity for the psychologist to work with families raising children of primary school age in family counseling.The article presents the results of an empirical study in the field of family’s image representation in cognitive space in children of primary school age using “Kinetic Family Drawing” by R. Burns.The purpose of this study was to identify and compare the characteristics of the family image and emotional well-being in modern children of primary school age from prosperous and dysfunctional families.The theoretical significance of this research work is to supplement and generalize the existing theoretical base on the image of the family and emotional well-being in children of primary school age.The practical significance lies in the possibility of using new scientific data, in the psychological work with parents and children, to enter the family’s problem field in order to discover the hidden aspects of relationships that may interfere with the solution of the main request.The novelty of this work lies in the selection of criteria for the emotional well-being of the family situation for the method of “Kinetic Family Drawing” by R. Burns as well as the study of emotional well-being using this technique on a sample of primary school age. The study presented in this article is part of the main study of two master’s graduate qualification works. The first study is devoted to studying of structural and meaningful characteristics of the family image in children from prosperous and dysfunctional families and their emotional well-being, and the second is the relationship of empathy and emotional intelligence with status in a social group in children from prosperous and dysfunctional families.At the first stage of this study the qualitative and quantitative characteristics that modern elementary school students associate with the image of the family were identified using the projective method "Kinetic drawing of the family" R. Burns, S. Kaufman. At the second stage, the obtained data were entered into a group matrix and subjected to group examination and processing proposed by Matyushina.The study made it possible to establish that this technique can be used to determine the meaningful characteristics and differences of image and emotional well-being. It also made it possible to establish the comprehensibility of this method for children of a this age. Children see the image of the family depending on their personal experiences.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ СЕМЕЙ С РАЗНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №2, Том 8 / 2020, No 2, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-2-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/92PSMN220.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Легкая У. А., Курбонова Н.М., Сапожникова Е.Е. Исследование эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста из семей с разным социальным статусом // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/92PSMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Legkaia U.A., Kurbonova N.M. Sapozhnikova E.E. (2020). Study of emotional well-being in primary school children from families with different social status. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/92PSMN220.pdf (in Russian)

УДК 159,9 ГРНТИ 15.41.49

Легкая Ульяна Александровна

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия

Ведущий специалист студенческого телефона доверия

Магистрант E-mail: [email protected]

Курбонова Нушофарин Махмудовна

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия

Магистрант

Международная Лингвистическая школа Педагог-психолог E-mail: nushofarin. kurbonova. 96@mail. ru

Сапожникова Елена Евгеньевна

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет», Владивосток, Россия

Кандидат психологических наук, доцент E-mail: [email protected]

Исследование эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста из семей с разным социальным статусом

Аннотация. В статье опираясь на теоретические и эмпирические данные, авторы доказывают, что изучение эмоционального благополучия является дополнительной возможностью для коррекционной работы психолога с семьями, воспитывающими детей младшего школьного возраста в семейном консультировании.

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей репрезентации образа семьи в когнитивном пространстве у детей младшего школьного возраста с помощью методики «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса.

Целью данного исследования стало выявление и сравнение особенностей образа семьи и эмоционального благополучия у современных детей младшего школьного возраста из благополучных и неблагополучных семей.

https:// mir-nauki. com

Теоретическая значимость исследовательской работы состоит в дополнении и обобщении существующей теоретической базы об образе семьи эмоциональном благополучии у детей младшего школьного возраста.

Практическая значимость заключается в возможности использования новых научных данных, в работе психолога с родителями и детьми, для входа в проблемное поле семьи, с целью обнаружения скрытых аспектов взаимоотношений, которые могут мешать решению основного запроса.

Новизна данной работы состоит в выделении критериев эмоционального благополучия семейной ситуации для методики «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса, а также исследование эмоционального благополучия с помощью этой методике на выборке младшего школьного возраста. Исследование, приведенное в данной статье, является частью основного исследования двух магистерских ВКР. Первое исследование посвящено изучению структурно-содержательных характеристик образа семьи у детей из благополучных и неблагополучных семей и их эмоциональному благополучию, а второе - связи эмпатии и эмоционального интеллекта со статусом в социальной группе у детей из благополучных и неблагополучных семей.

На первом этапе исследования с помощью проективного метода «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернс, С. Кауфман были выявлены качественные и количественные характеристики, которыми современные младшие школьники наделяют образ семьи. На втором этапе полученные данные были занесены в групповую матрицу и подвергнуты групповой экспертизе и обработке предложенной Матюшиной.

Проведенное исследование позволило установить, что данная методика, может использоваться для определения содержательных характеристик и различий образа и эмоционального благополучия. Также это позволило установить понятность этого метода для детей данного возраста. Дети видят образ семьи в зависимости от полученного личностного опыта.

Ключевые слова: репрезентация семьи; образ семьи; семья; эмоциональное благополучие; дети младшего школьного возраста; кинетический рисунок семьи

Немало авторов и специалистов психологических отраслей говорят о том, что многие проблемы и травмы личность приобретает в семье, так как она имеет большое влияние на формирование личности человека и примерно 50 % ответственности за «эмоциональный багаж» лежит именно на семье.

Изучение образа семьи интересовало Е.Г. Абрамову[1], Е.Е. Сапожникову [2], А.М. Бережную [3], А.А. Василенко [4], В.М. Карпова [5], А.С. Шушина [6] и т. д. Одна из причин интереса исследователей к этой теме является тенденция уменьшения процентного соотношения количества браков к бракоразводным процессам, однако изучение образа семьи, может использоваться и для выявления и изучения других особенностей и закономерностей, одной из таких областей является эмоциональное благополучие.

Актуальность исследования эмоционального благополучия у детей в первую очередь продиктована интересом общества, которое желает получить здоровых будущих граждан (как физически, так и психологически). Это, по данным многих исследований и по определению

Введение

https:// mir-nauki. com

Всемирной организации здравоохранения 1 , сложно достигнуть без эмоционального благополучия, так как оно является одним из факторов не только психического здоровья, но и соматического, в связи с отходом от нозоцентрического подхода к феномену здоровья, когда здоровье равнялось отсутствию болезней.

Мы считаем, что в психологическом консультировании для решения запросов, связанных не только с взаимодействиями в семье, но и с жизненными проблемами и здоровьем ее членов, необходимо как создание целостной картины образов связанных с семейной ситуацией, так и изучение эмоционального благополучия семейной ситуации в первую очередь детей.

Целью исследования, приведенного в данной статье, является изучение уровня эмоционального благополучия на основе рисунков семьи у современных младших школьников из благополучных и неблагополучных семей.

Теоретический объект исследования - эмоциональное благополучие.

Эмпирический объект исследования - дети от 6 до 11 лет из благополучных и неблагополучных семей.

Предмет исследования - эмоциональное благополучие у детей младшего школьного возраста из семей с разным социальным статусом.

В современных работах изучение эмоционального благополучия происходит по нескольким направлениям: в качестве синонима эмоционального состояния детей и подростков [7; 8], как компонента эмоционального интеллекта и эмпатии [9], как компонент психологического благополучия и соответственно психического здоровья индивида [10; 11]. Эти направления не противоречат друг другу, а скорее дополняют семантическое значение данного понятия, что позволяет выделить как функции указанного явления, так и его проявления во внешнем мире. Так как первый подход является наиболее распространенным, он включает в себя, зачастую, только описание самого феномена, он трактуется как устойчивое положительное эмоциональное самочувствие индивида [7]. Определение второго направления указывает на функцию выполняемую данным феноменом, а именно на регуляцию эмоций человека [11]. Что касается третьего подхода, то само понимание психологического благополучия на данный момент находится в интеграции с одной стороны эвдемонистического подхода, то есть как ощущение полноты жизни, связанного с осуществлением себя в ней [12], и гедонистического, то есть обретение благополучия путем минимизации отрицательных эмоций и увеличения количества положительных эмоций [13]. В рамках этого направления эмоциональное благополучие определяется как целостное переживание личности, обусловленное успешностью функционирования личности, то есть указываются причины данного феномена [14]. Объединяя данные подходы к изучению этого явления, можно заключить, что эмоциональное благополучие является устойчивым эмоционально-положительным состоянием, позволяющим успешно регулировать эмоции и основой которого является успешность функционирования личности, в том числе связанная с удовлетворением потребностей.

1 Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения. Министерство здравоохранения - Изд-во: Медицина, ВОЗ, Женева, - 1968. - 27 с.

Теоретический анализ эмоционального благополучия у детей младшего школьного возраста

Согласно воззрениям таких ученых как К. Изард [15], Л.С. Выготский [16], Е.П. Ильин [17] на развитие человека оказывает влияние состояние его эмоциональной сферы. Так как именно детство является периодом закладки и развития качеств личности, а также на данном этапе активизируются самоощущение и рефлексия, и при этом происходит первое столкновение с различными социальными группами, особенно важным оказывается диагностика эмоционального благополучия этого периода для эффективного развития всех высших психических функций и личности в целом. Особый интерес вызывает период младшего школьного возраста, охватывающий, согласно возрастной периодизации Д.Б. Эльконина [18], период с 6 до 11 лет и характеризующийся включением индивида в новую ситуацию развития и ведущей деятельности - обучение.

Именно на этом этапе традиционно происходит первое включение в формализованную группу. Если в период дошкольного детства в дошкольных учреждениях на ошибках не фиксируется внимание дошкольника и основное внимание уделяется положительным моментам в выполнения заданий, то в школе даже без оценок начинает формироваться установка выполнять задания правильно, без ошибок. Это обстоятельство способствует увеличению тревожных для ребенка ситуаций также как и расширению социального круга ребенка, что указывает на важность атмосферы воспитания и эмоционального комфорта, в котором школьник может восполнить ресурсы для дальнейшего столкновения с конфликтными и стрессовыми ситуациями.

Среди немногочисленных исследований данной возрастной группы на тему эмоционального благополучия было обнаружено:

1. Между типом родительского воспитания и эмоциональным благополучием существуют связи, где направленность на поддержку ребенка коррелирует с более высокими полюсами эмоционального благополучия [19]. Аналогичные результаты получены на выборке дошкольного возраста [8].

2. Дети младшего школьного возраста, отличаются признаками адекватно завышенной самооценки и эмоционального благополучия, но при этом считают допустимым вандализм в отношении объектов своей и чужой собственности. Исследователи связывают такие данные с инфантильной позицией ребенка в силу особенностей воспитания [9].

3. Эмоциональное благополучие школьников снижается, когда наблюдается состояние перевозбуждения или переутомления, которые в свою очередь связаны с низкими показателями эмпатии [20].

4. Также на подростках, в том числе обучающихся, в четвертых классах были получены результаты, которые подтверждали наличие связи между эмоциональным благополучием у подростков и переживанием семейной ценности, которая является показателем идентичности семьи. Чем меньше у подростка осознание своей принадлежности к семье как ценности, тем меньше он эмоционально благополучен [21].

Таким образом, нам кажется необходимым создание целостной картины образа семьи и изучение эмоционального благополучия семейной ситуации для решения вопросов взаимодействия в семье и личностного развития членов семьи. Использование единой методики для решения этих двух задач могло бы стать ценным вкладом для психологов-консультантов в связи с экономией времени при проведении психологической диагностики.

Методы

Данная статья посвящена исследованию по одной совместной методике для двух магистерских диссертаций, посвященных разным темам, но имеющих одну выборку. Первое исследование посвящено изучению структурно-содержательных характеристик образа семьи у детей из благополучных и неблагополучных семей и их эмоциональному благополучию, а второе - связи эмпатии и эмоционального интеллекта со статусом в социальной группе у детей из благополучных и неблагополучных семей. Для обеих диссертаций использовалась проективная методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернс и С. Кауфман и пострисуночное интервью, предложенное Н.В. Васильевым. В качестве методик первого исследования также использовался графический семантический дифференциал Е.Ю. Артьемевой и свободный ассоциативный эксперимент на стимул «Семья»; для второго исследования - опросник «Характер проявления эмпатических реакций у детей», опросник «Проявление эмпатии к сверстнику», методика изучения способности детей дошкольного и младшего школьного возраста к распознаванию эмоциональных состояний Л.Ф. Фатиховой и А.А. Харисовой, аутосоциометрический тест.

В исследовании выявлены особенности образа семьи у детей младшего школьного возраста г. Владивостока. Для исследования использован проективный метод «Кинетический рисунок семьи» (Бернс Р., Кауфман С., 1972). Этот метод считается модификацией созданного в 1951 г. Метода «Рисунок семьи», автором которого является В. Хьюлса. Метод помогает обнаружить содержательные характеристики образа семьи; восприятие ребенка семейной ситуации; своего места в семье, отношение с членами семьи и эмоциональное благополучие в этой семье [22].

В нашем исследовании приняли участие 79 респондентов от 6 до 11 лет, которые являются представителями младшего школьного возраста из семей разного социального статуса. Из социально благополучных семей принял участие 41 респондент, а из социально неблагополучных - 38 респондентов.

Исследование проводилось с разрешения родителей респондентов. Выборка не делилась по гендерному признаку.

Результаты

Обработка полученных данных по методике КРС проводилась с помощью количественного метода по готовым симптокомплексам, приведённым О.П. Макушиной в учебном пособии и с помощью групповой экспертизы.

Процедура обработки результатов осуществлялась через подсчитывание баллов по каждому отдельному симптому, входящему в симптокомплекс, полученные результаты суммировались и вбивались в групповую таблицу по благополучным и неблагополучным семьям. После чего, полученные баллы были математически обработаны с помощью U-критерия Манна-Уитни. Данный критерий создан для поиска различий между двумя группами с разницей количества респондентов не более 5 единиц. В таблице 1 обозначены уровни значимости U-критерия Манна-Уитни, для исследуемой выборки.

Таблица 1

Показатели значимости критерия Манна-Уитни

U критерий Манна-Уитни

_p < 0.01 = 541_

_p < 0.05 = 610_

Полученные эмпирические значения по респондентам из благополучных и неблагополучных семей, представлены в таблице 2.

Таблица 2

Эмпирические значения симптомокомплексов по критерию Манна-Уитни у респондентов из благополучных и неблагополучных семей

Показатели по различиям в симптомокомп. Благоприятная семейная ситуация Тревожность в семье Конфликтность в семье Чувство неполноценности в семейной ситуации Враждебность в семейной ситуации

Значения U-критерия Манна-Уитни 86,5 647,5 726,5 751 724

Составлена авторами на основе полученных данных

По вышеперечисленной таблице мы видим, что из всех симптокомплексов на 1 % уровне значимости оказался симптокомплекс «Благоприятная семейная ситуация». Только данный симптокомплекс попал в зону значимости, которая приведена на рисунке 1.

541 610

Рисунок 1. Зоны значимости критерия Манна-Уитни

Такие данные говорят о том, что дети из неблагополучных семей представляют себе семью, в которой члены семьи не занимаются общей деятельностью, показывают друг к другу враждебность и проявляют отрицательные эмоции к другим членам.

Эти дети нередко в собственных рисунках изображают не всю семью. Они либо рисуют семью, в которой нет изображения автора (самого ребенка) либо рисуют только себя. Рисунки изображены в серых или темных тонах и изображают различные показатели враждебности. Эти результаты показывают, что группа респондентов из неблагополучных семей имеют не только признаки открытого неблагополучия, но также и признаки скрытого неблагополучия.

Все остальные симптокомплексы (тревожность в семье, конфликтность в семье, чувство неполноценности в семейной ситуации и враждебность в семейной ситуации) попали в зону незначимости. Подобные результаты могут свидетельствовать о том, что данные симптомокомплексы могут присутствовать у ребенка независимо от социального благополучия.

Проективный рисунок КРС также был обработан с помощью групповой экспертизы. В группу экспертов входило 6 человек, они все имеют высшее образование по профилю «психология» и опыт в практической деятельности в качестве психолога-консультанта (от 1 года до 20 лет).

В процессе экспертизы, группа выделила 11 критериев различий между рисунками благополучных и неблагополучных семей, в эти критерии вошли следующее: многоцветность, наполненность, схематичность, полная семья, детальное изображение дома - символа семьи, позитивное взаимодействие между членами семьи, изолированность, крайне абстрактное изображение, отсутствие рук в изображении себя, включение расширенной семьи. В рисунках респондентов фиксировались наличие данных критериев по типу дихотомической шкалы, где присваивались 0 или 1 баллы в зависимости от наличия или отсутствия критерия, для 1, 2, 4, 5, 6 критерия наличие признака приравнивалось к 1 баллу, а отсутствие к 0 баллам, а для

остальных критериев был применен обратный расчет. Полученные суммарные результаты по указанным критериям были обозначены как критерии эмоционального благополучия семейной ситуации в связи с их психологическим смыслом. Чем больше суммарный балл у респондента, тем выше уровень эмоционального благополучия в семье ребенка. Следом была проведена регистрация наличия/отсутствия критериев в рисунках респондентов. После чего полученные баллы были обработаны с помощью математического метода ^критерий Манна-Уитни. Полученные эмпирические значения по данному критерию у респондентов, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Эмпирические значения по респондентам из благополучных и неблагополучных семей критерия Манна-Уитни

Критерии благополучности семейной ситуации Значения U-критерия Манна-Уитни Уровень значимости

Многоцветность 541 p < 0.01

Наполненность 440 p < 0.01

Схематичность 634,5 нет

Нарисована полная семья 398 p < 0.01

Детальное изображение дома - символ семьи 753 нет

Позитивное взаимодействие между членами семьи 563 p < 0.05

Изолированность изображения семьи от остального мира 608,5 p < 0.05

Крайне абстрактное изображение 647 нет

Рисование только себя или отсутствие на рисунке своего изображения 609 p < 0.05

Отсутствие рук у самого себя (когда у остальных они есть) 632,5 нет

Включение расширенной семьи (не проживающих рядом)/семьи животных 647 нет

Общий показатель благополучия 306,5 p < 0.01

Составлена авторами на основе полученных данных

По вышеприведенной таблице мы видим, что критерии «многоцветность», «наполненность», «полная семья» и «общий показатель благополучия» находятся на 1 % уровне значимости.

Рисунки детей из неблагополучных семей, в отличие от рисунков детей из благополучных семей изображены в серых тонах, и иногда в некоторых рисунках присутствуют цветные краски. Также в их рисунках часто отсутствуют люди, дети рисуют либо дом, либо животных или себя, на пространстве листа часто остаётся много места, которое дети не заполняют. Таким образом, данные критерии показывают общий показатель неблагополучия, что еще раз убеждает нас в том, что дети из социально неблагополучных семей имеют также признаки скрытого неблагополучия, одним из которых может являться негативный эмоциональный фон в семье.

Большая часть детей из благополучных семей рисовали семьи, в которых наличествовали признаки социального и эмоционального благополучия, но группа экспертов выделила рисунки, которые по некоторым признакам относятся к скрытому неблагополучию. Эти результаты можно увидеть на рисунке 2.

БЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ

0 S 10 15 20 25 30

Рисунок 2. Распределение скрытого неблагополучия в благополучных семьях (составлен авторами на основе полученных данных)

Респонденты со скрытым неблагополучием изображают семью как спорящих или противостоящих друг другу людей, которые изображены в серых или темных тонах, члены семьи прорисованы либо с негативным выражением лица, либо лицо у людей не изображалось вовсе, что также может указывать на эмоциональное неблагополучие и негативный эмоциональный климат в семье. Таким образом, данная группа респондентов из благополучных семей может относиться к группе «пограничные семьи», которые в свою очередь относятся к скрытому неблагополучию. Такие семьи являются уникальными и уникальны они тем, что, на данный момент времени они все еще относятся к благополучным семьям, но при этом потихоньку движутся в сторону неблагополучия семьи.

Выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обобщая полученные данные можем вывести следующее:

Дети из неблагополучных семей являются не только социально неблагополучными, но также имеют скрытое неблагополучие.

Среди респондентов из благополучных семей, присутствует семьи, которые относятся к «пограничным семья». Это те семьи, которые на первый взгляд благополучны, но имеют проблемы, из-за которых семья медленно продвигается в сторону скрытого неблагополучия.

У обеих групп представление о семье сильно отличается по причине того, что «образ» формируется в зависимости от личностного опыта. По рисункам мы видим, что у детей младшего школьного возраста представление о семье зависит от их родительской семьи, и в будущем свою семью они представляют как копию родительской, которая для них является эталоном. Некоторые дети из неблагополучных семей, представляют себе образ семьи как негативный феномен, который вызывает у них только отрицательные эмоции и чувства.

Также, при анализе рисунков экспертной группой было выявлено, что уровень психического развития не соответствует биологическому. У детей из благополучных семей рисунки соответствуют возрасту на 1-2 года младше биологического. Тогда как у детей из неблагополучных семей уровень психического развития отстает примерно на 3-4 года, что также может говорить о больших проблемах в семье и педагогической запущенности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, Е.Г. Особенности представлений о будущей семье в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. - 2012. - № 7.

2. Сапожникова, Е.Е. Представление о семье у молодежи разных этнических групп с помощью проективной методики «Рисунок семьи» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 10-5.

3. Бережная, А.М. Развитие представлений о брачном партнере у студенток педагогических вузов // Вопросы психологии. - 2011. - №5.

4. Василенко, А.А., Яничева, Т.Г. Представление юношей и девушек о будущей семье в зависимости от типа родительской семьи // Теория и практика общественного развития. - 2012. - №12.

5. Карпова, В.М., Филиппова, Е.В. Представления о родительской и будущей семье в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование -2013. - № 4.

6. Шушина С. Образ семьи в структуре представлений детей, оставшихся без попечения родителей // Психологические проблемы современного образования -2009 - №4.

7. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под редакцией Рузской А.Г. // М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» - 1997. - 384 с.

8. Ильиных И.А., Трубникова Н.И. Влияния детско-родительских отношений на эмоциональное благополучие детей младшего дошкольного возраста // Развитие личности в образовательном пространстве [Текст]: Труды 13-й Всероссийской научно-практической конференции, посвященной профессору С.М. Жаркову (Бийск, 26-27 марта 2015 г.): в 2-х частях. Часть 2 / Алтайская гос. академия обр-я им. В.М. Шукшина. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО» - 2015. - С. 38-41.

9. Воробьева И.В., Кружкова О.В. Эмоциональное благополучие младшего школьника в семье: нарушения семейного воспитания и риски вандализма // Педагогическое образование в России -2015. - № 11 - С. 138-144.

10. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, - 1987. - 261 с.

11. Сары-Гузель В.Р. Оптимизация эмоциональной устойчивости личности студента через учебную деятельность. Диссертация ... кандидата психологических наук. -Нижний Новгород - 2002. - 178 с.

12. Waterman A.S. Reconsidering happiness: a eudaimonist's perspective, The Journal of Positive Psychology: Dedicated to furthering research and promoting good practice, 3:4, - 2008. - P. 234-242.

13. Кроник А.А., Кроник E.A. Психология человеческих отношений. - М.: «Когито-центр» - 1998. - 224 с.

14. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / Ред. В.Ю. Большаков. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та - 2000. - С. 476510.

15. Изард К.Е. Психология эмоций / К.Е. Изард. СПб.: Питер, 2007. - 464 с.

https:// mir-nauki. com

16.

17.

18.

19.

20. 21. 22.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А.В. Запорожец; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1982. - Т. 4: Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. -1984. - 431 с.

Ильин, Е.П. Эмоции и чувства: учебное пособие по направлению Педагогическое образование / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер - 2018. - 782 с.

Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Д.Б. Эльконин - Изд-во «Academia» - 2011. - 384 с.

Суворова О.В., Золотова И.М., Егорова П.А. Эмоциональное благополучие младших школьников в зависимости от направленности родительского общения на принятие ребенком другого // Проблемы современного педагогического образования - № 59-2, 2018. - С. 481-485.

Ферапонтова Л.П. Способность к идентификации эмоциональных состояний и эмпатии как критерии эмоционального благополучия в младшем школьном возрасте // Поволжский педагогический вестник, Т. 7, № 1(22) - 2019. - C. 40-44.

Строкова С.С. Связь образа семьи и семейной идентичности с эмоциональным благополучием подростков // Клиническая и специальная психология - Том 6. № 1. 2017. - С. 119-137.

Макушина О.П., Тенькова В.А. Методы психодиагностической и психотерапевтической работы с семьей / О.П. Макушина, В.А. Тенькова // Учебное пособие для вузов - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета - 2008 - 78 с.

Legkaia Uliana Alexandrovna

Far Eastern federal university, Vladivostok, Russia E-mail: [email protected]

Kurbonova Nushofarin Mahmudovna

Far Eastern federal university, Vladivostok, Russia E-mail: [email protected]

Sapozhnikova Elena Evgen'evna

Far Eastern federal university, Vladivostok, Russia

E-mail: [email protected]

Study of emotional well-being in primary school children from families with different social status

Abstract. The article based on theoretical and empirical data, the authors prove the studying the emotional well-being is an additional opportunity for the psychologist to work with families raising children of primary school age in family counseling.

The article presents the results of an empirical study in the field of family's image representation in cognitive space in children of primary school age using "Kinetic Family Drawing" by R. Burns.

The purpose of this study was to identify and compare the characteristics of the family image and emotional well-being in modern children of primary school age from prosperous and dysfunctional families.

The theoretical significance of this research work is to supplement and generalize the existing theoretical base on the image of the family and emotional well-being in children of primary school age.

The practical significance lies in the possibility of using new scientific data, in the psychological work with parents and children, to enter the family's problem field in order to discover the hidden aspects of relationships that may interfere with the solution of the main request.

The novelty of this work lies in the selection of criteria for the emotional well-being of the family situation for the method of "Kinetic Family Drawing" by R. Burns as well as the study of emotional well-being using this technique on a sample of primary school age. The study presented in this article is part of the main study of two master's graduate qualification works. The first study is devoted to studying of structural and meaningful characteristics of the family image in children from prosperous and dysfunctional families and their emotional well-being, and the second is the relationship of empathy and emotional intelligence with status in a social group in children from prosperous and dysfunctional families.

At the first stage of this study the qualitative and quantitative characteristics that modern elementary school students associate with the image of the family were identified using the projective method "Kinetic drawing of the family" R. Burns, S. Kaufman. At the second stage, the obtained data were entered into a group matrix and subjected to group examination and processing proposed by Matyushina.

The study made it possible to establish that this technique can be used to determine the meaningful characteristics and differences of image and emotional well-being. It also made it possible to establish the comprehensibility of this method for children of a this age. Children see the image of the family depending on their personal experiences.

Keywords: representation of family; family image; family; emotional well-being; primary school children; kinetic drawing of the family

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.