Научная статья на тему 'Влияние эмоционального опыта на становление личности младшего школьника'

Влияние эмоционального опыта на становление личности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3269
425
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / АФФЕКТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / PRIMARY SCHOOL AGE / EMOTIONAL SPHERE / FIT PASSION / SOCIALIZATION / ADAPTATION / EMOTIONAL MATURITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Никитина Наталья Борисовна

Описаны особенности эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте. Раскрыты закономерности влияния эмоциональной сферы на развитие личности младших школьников. Проанализированы причины возможных психосоматических нарушений, возникающих в результате перехода к учебной деятельности. Представлены результаты психологического тестирования 76 детей младшего школьного возраста (г. Чита) по диагностическим методикам «Рисунок семьи», «Раскрась картинки», «Рисунок самого красивого самого некрасивого». Показана взаимосвязь между эмоциональной реакцией детей во время проведения тестирования и отдельными личностными характеристиками, по результатам тестирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of emotional experience on the formation of primary school children's personality

The paper describes the specific emotional character of primary school age. It reveals the reasons of possible psychosomatic disorders of children. Seventy-six children of primary school age were tested in Chita. The results of psychological diagnostic tests, such as, "Color the pictures", "Draw Your Family" and others demonstrate the interrelation between the emotional reactions of children during the test and their individual personal characteristics.

Текст научной работы на тему «Влияние эмоционального опыта на становление личности младшего школьника»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 152.27 ББК Ю 983.402

Н.Б. Никитина

г. Чита

Влияние эмоционального опыта на становление личности младшего школьника

Описаны особенности эмоциональноволевой сферы в младшем школьном возрасте. Раскрыты закономерности влияния эмоциональной сферы на развитие личности младших школьников. Проанализированы причины возможных психосоматических нарушений, возникающих в результате перехода к учебной деятельности. Представлены результаты психологического тестирования 76 детей младшего школьного возраста (г. Чита) по диагностическим методикам «Рисунок семьи», «Раскрась картинки», «Рисунок самого красивого — самого некрасивого». Показана взаимосвязь между эмоциональной реакцией детей во время проведения тестирования и отдельными личностными характеристиками, по результатам тестирования.

Ключевые слова: младший школьный возраст, эмоциональная сфера, аффект, социализация, адаптация, эмоциональная зрелость.

N.B. Nikitina

Chita

The influence of emotional experience on the formation of primary school children’s personality

The paper describes the specific emotional character of primary school age. It reveals the reasons of possible psychosomatic disorders of children. Seventy-six children of primary school age were tested in Chita. The results of psychological diagnostic tests, such as, "Color the pictures”, "Draw Your Family” and others demonstrate the interrelation between the emotional reactions of children during the test and their individual personal characteristics.

Key words: primary school age, emotional sphere, fit passion, socialization, adaptation, emotional maturity.

Интенсивный период развития эмоций — это первые годы жизни ребенка. Именно в это время ребенок наиболее непосредственен в

выражении чувств: его радость безмерна, страх искренен, обида глубока. Повышена у него и потребность в эмоциональном признании окружающими [6, с. 24].

Умение владеть своими эмоциями растет у ребенка год от года. В период дошкольного детства ребенок интенсивно приобретает эмоциональный опыт, у него формируются особенности эмоционального поведения, эмоционального отклика. Однако, младший школьник начинает уже более сдержанно выражать свои эмоции.Это связано с тем, что в данном возрасте у ребенка формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей деятельностью. Младший школьник переходит от игры к учению как основному способу усвоения человеческого опыта, выраженного в форме научного знания [10, с. 296].

Одним из аспектов школьной зрелости исследователи называют эмоциональная зрелость. Под ней понимается уменьшение импульсивных реакций ребенка и его возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание [11, с. 259].

С другой стороны, в школе происходит стандартизация условий жизни детей, в результате выявляется множество отклонений в их поведении: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность.

По мнению В.С. Мухиной, эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность ребенка, вызывают у него угнетенные состояния и т.д.

Изменение стандартов школьного образования, реализация большого количества инновационных программ обучения все более и более изменяют эмоциональную сферу ребенка в связи с резким расширением содержания деятельности и увеличением количества эмоцио-генных объектов. Те раздражители, которые вызывали эмоциональные реакции у дошкольников, на школьников младших классов оказывают меньшее воздействие. Хотя младший школьник бурно реагирует на задевающие его события, у него появляется способность подавлять волевым усилием нежелательные эмоциональные реакции [11, с. 262].

Психологами установлено, что более половины детей в начальной школе испытывают повышенную и высокую степень тревоги по отношению к проверке знаний и до 85 % связывают это со страхом наказания и боязнью расстроить родителей. Вторая причина тревоги — «трудности в обучении». Наиболее значи-

тельным фактором, вызывающим отрицательные эмоции у младших подростков, продолжает оставаться школьная жизнь. Причем этот фактор выражен сильнее у девочек, чем у мальчиков. Тревогу часто испытывают не только двоечники, но и школьники, которые хорошо и даже отлично учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине. Однако это видимое благополучие достается им неоправданно большой ценой и чревато срывами, особенно при резком усложнении деятельности. У таких школьников отмечаются выраженные вегетативные реакции, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

С поступлением в школу увеличивается количество требований, ожиданий, акцент делается на том, что ученик «должен», а не на том, что он «хочет».

Большинство эмоциональных стрессов у детей провоцируют педагоги, непрофессионалы в области психического развития школьников. Они требуют от своих учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых детей являются непосильными.

С другой стороны, первокласснику приятно быть и чувствовать себя взрослее, ответственнее, видеть, что окружающие воспринимают его как школьника. Естественно, такое положение вызывает амбивалентные переживания у ребенка: это и стремление оправдать ожидания, и страх оказаться плохим учеником. Эти противоречивые переживания могут порождать фрустрацию [11, с. 260].

Для развития личности ребенка важна гармонизация всех взаимоотношений ребенка, особенно с учителем. Отсутствие эмоциональной связи в виде привязанности, нежных чувств и внимания, наряду с другими лишениями, имеет патогенное значение для развития школьника с широким спектром проявлений в виде снижения коммуникативно-познавательной активности, дефицитарности мотивационно потребностной сферы, эмоционально-личностных нарушений и аффективных расстройств поведения. Ребенок остро нуждается в подтверждении любви и ощущении своей нужности окружающим.

Для эмоционального благополучия ребенка необходим позитивный контакт учителя с его родителями, чтобы в семье был обеспечен душевный комфорт и проявлялось и реализовывалось желание к фантазии, стремление к оригинальным решениям проблем.

Особые социально-экономические условия развития общества в настоящее время привели к тому, что в отношениях между родителями и детьми все меньше искренности, открытости.

При постоянном подавлении детской непосредственности страдает эмоциональная сфера ребенка. Она сдерживает развитие интеллектуальных резервов, которые в свою очередь угнетают развитие способности ощущать радость жизни и реализовываться в различных видах деятельности.

По мнению К.Э. Изарда эмоции воздействуют на тело и на разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования [7, с. 34].

У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Эти изменения неизбежно сказываются на восприятии, мышлении и поведении индивида, и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выраженной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать [6, с. 35].

Все эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности — его работу, учебу, игру.

В младшем школьном возрасте у ребенка происходит развитие также собственной выразительности, что сказывается в большом богатстве интонаций, оттенков мимики. Его характерной особенностью является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на все яркое, необычное, красочное. Этим должны в полной мере пользоваться учителя и родители [11, с. 264].

Известно, что ребенок связан тесными эмоциональными связями с родителями или людьми, их заменяющими, и еще не умеет анализировать те чувства, в которые он погружен. Поэтому любые оценочные высказывания чужих людей оказывают на него сильное воздействие.

А.В. Запорожец считает, что обусловленное внутренним конфликтом эмоциональное неблагополучие возникает при столкновении разнонаправленных эмоций, несовместимых побуждений, интересов, исключающих развитие адекватного действия [5, с. 19].

Переживаемые при этом эмоциональные состояния могут стать особым видом личностных функциональных нарушений, важной чертой которых, по Л.С. Выготскому, является их обратимость, корригируемость.

По мнению А.В. Запорожца, в основе эмоционального неблагополучия, как правило, лежат три класса причин: конституциональные особенности ребенка, особенности его взаимоотношений с социальным окружением, а также причины психологического порядка.

К конституциональным особенностям ребенка относятся тип нервной деятельности, биотонус, соматические черты. Так, например, преобладание у ребенка процессов возбуждения над процессами торможения иногда приводит к развитию у него неуправляемости эмоций: слабый тип нервной системы может способствовать развитию чрезмерной ранимости ребенка; инертность нервных процессов может привести к нежелательному закреплению негативных эмоциональных состояний, появлению ригидности. Органической основой негативных эмоций может стать общее состояние здоровья ребенка.

При изучении характера взаимоотношений детей с окружающими их людьми следует обратить внимание на особенности взаимоотношений и распределение ролей в семье. Воспитание и развитие эмоций маленького ребенка происходит, прежде всего, в семье. Идеалы взрослых, система требований к ребенку, учет его индивидуальных особенностей во многом определяют содержание, силу и глубину его эмоциональных проявлений. Ребенок очень рано усваивает систему отношений в той среде, в которой он живет. Непосредственно воспринимая эмоциональную атмосферу семьи, подражая взрослым, малыш перенимает их ценностные ориентации, отношение к людям, окружающему миру в целом. От взрослых зависит, насколько адекватными будут эмоциональные реакции детей.

К психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия следует отнести особенности формирования эмоциональной сферы ребенка, в частности нарушение адекватности его реагирования на воздействия извне, недостатки в развитии навыков общения и т.д. [5, с. 100].

В младшем школьном возрасте особенно ярко видна социализация эмоциональной сферы. К третьему классу у школьников проявляется восторженное отношение к героям, выдающимся спортсменам. В этом возрасте начинают формироваться любовь к Родине, чувство национальной гордости, формируется привязанность к товарищам.

В 2008-2009 учебном году нами было проведено психологическое тестирование 76 детей младшего школьного возраста (г. Чита). В обследовании были использованы следующие диагностические методики: беседа, наблюде-

ние, проективный тест «Рисунок семьи», диагностическая методика «Раскрась картинки» и методика «Рисунок самого красивого — самого некрасивого». Идея использования рисунка семьи для диагнгостики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых В. Хьюлс, А.И. Захаров, Н. Корман, Р. Бернс, С Кауфман и др. Цель применения теста: выявление особенностей внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие обследуемого в семье по степени выраженности различных показателей (изображение всех членов семьи, совместная деятельность изображенная на рисунке, расстояние между членами семьи на рисунке, цвета используемые во время рисования, пояснения во время рисования, и др.). Результаты тестирования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Тест «Рисунок семьи»

Класс обучения JS Ф 1— Ф О 5 S Т Ф Ф ю О «Рисунок семьи» Изображены все члены семьи «Рисунок семьи» Нет ребенка (автора) на рисунке Отказ рисовать «Рисунок семьи»

1 класс 26 11 10 5

2 класс 20 1 5 14

3 класс 30 22 10 8

В результате - 27 из 76 учащихся отказались рисовать. В 25 работах дети не рисовали себя в составе семьи, и лишь 34 рисунка — это «Рисунок семьи», где были прорисованы все члены семьи. Вывод: более чем у 50% детей младшего школьного возраста по результатам тестирования присутствует неудовлетворенность существующей ситуацией, возникшей в семье. Это может быть одной из основных причин школьной неуспеваемости и трудностей возникающих в процессе обучения.

Часто родители недооценивают важность эмоциональных переживаний и состояний ребенка. Влияние негативных переживаний могут быть оказаны как на познавательную, так и на поведенческую и мотивационную сферы личности ребенка.

Успехи ребенка в освоении норм жизни в новых условиях формируют у него потребность в признании не только в прежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации к условиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребенку со сторо-

ны семьи определяют состояние и развитие у него чувства личности.

У детей дошкольного возраста проявляется так называемый внешний интерес к школе, желание освоить новую социальную роль школьника, но если ребенок не будет получать эмоциональную поддержку близких и родственников, то при первых же неудачах и сложностях интерес к школьному обучению угаснет, и страхи, негативное отношение будут на первом месте, а мотивация учебной деятельности будет мала.

В процессе тестирования дети младшего школьного возраста вели себя по-разному, но если разделить особенности эмоциональных проявлений на две группы: эмоциональное поведение во время тестирования и неэмоциональное (замкнутость, скованность, отсутствие желания общаться и др.), то можно представить результат в следующем виде (табл. 2).

По результатам тестов «Рисунок самого красивого — самого некрасивого» и «Раскрась картинки» можно сделать следующие выводы:

64% от общего числа опрошенных детей имеют высокий познавательный интерес.

43% детей обладают усидчивостью и способны длительное время заниматься одним видом деятельности.

53% младших школьников имеют средний уровень социальных переживаний, то есть дети адаптированы и хорошо социализированы, но имеется недостаток эмоциональности.

4% детей имеют высокий уровень социальных переживаний. Что говорит о высоком уровне развития социальных переживаний и высокой эмоциональности ребенка.

Было выявлено 67% детей, испытывающих недостаток внимания и эмоциональной поддержки в семье. Что может привести к отчуждению в дет-ско- родительских отношениях в дальнейшем.

В процессе тестирования 35 детей младшего школьного возраста из 76 были эмоциональны, 41 ребенок не проявлял эмоциональности - эти дети были замкнуты и мало общительны.

А.Н. Леонтьев отмечал, что эмоции играют роль внутренних сигналов. Они не несут информации о внешних объектах, их связях и отношениях. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивом и реализующей его деятельностью. Эмоции способны регулировать деятельность в соответствии с предвосхищающими обстоятельствами. Эмоции играют существенную роль не только в регуляции деятельности, но и в формировании новых мотивов.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будет значительно труднее. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

Итак, влияние эмоциональной сферы на развитие личности младших школьников выражается в следующих закономерностях:

1) высокая реактивность на происходящие события и эмоциальная окрашенность восприятия регулируют динамику развития воображения, умственной и физической деятельности;

2) высокий уровень социальных переживаний блокирует качество понимания школьником учебной задачи, так как в данном случае невозможно справиться с заданием ребенок переживает как предчувствие неприятностей, неудач, неуверенности в своих силах, ощущает угрозу своему статусу в классе, семье;

3) склонность к кратковременным и бурным аффектам; эмоциональная неустойчивость, частая смена настроений, обусловленные психофизиологическими особенностями данного возраста негативно сказываются на регуляции учебной деятельности;

4) слабая сформированность осознания своих и понимания чужих эмоций (исключение составляют базовые эмоции страха и радости), приводит к неадекватным ответным эмоциональным реакциям.

Таблица 2

Особенности эмоциональных реакций детей во время проведения тестирования

Класс обучения Общее число тестируемых Эмоциональность в процессе тестирования Неэмоциональные реакции, замкнутость и др.

1 класс 26 10 16

2 класс 20 12 8

3 класс 30 13 17

Всего 76 35 41

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. Изд. 2-е. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 224 с.

2. Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 285 с.

3. Берк Л. Развитие ребенка. СПб.: Питер, 2006.1056 с.

4. Дробинская А.О. Школьные трудности «нестандартных» детей. М.: Школа-Пресс, 2001.144 с.

5. Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования. М.: Педагогика, 1986. 176 с.

6. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М.: Просвещение, 1993. 192 с.

7. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2007. 464 с.

8. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 288 с.

9. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 448 с.

10. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 672 с.

11. Реан А.А. Психологический атлас человека. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. 651 с.

12. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 368 с.

13. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 512 с.

14. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 384 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.