Научная статья на тему 'Особенности экспериментального изучения тревожно-фобического состояния у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития'

Особенности экспериментального изучения тревожно-фобического состояния у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
798
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Климова Екатерина Владимировна

В статье рассмотрена диагностическая программа экспериментального изучения тревожно-фобического состояния и его особенностей у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в зависимости от органического, внутриличностного, межличностного, надличностного контекста развития; выделены и охарактеризованы уровни тревожно-фобического состояния изученного контингента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности экспериментального изучения тревожно-фобического состояния у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Педагог предлагает вести родителям тетрадь, в которой записываются: план действий с ребенком дома, последовательность шагов по формированию тех или иных умений и навыков, наблюдения родителей за поведением детей в семье. В этой же тетради конспектируются упражнения и занятия с ребенком и педагогом.

Семинары-практикумы. Если позволяют условия, педагог на базе дошкольного или школьного учреждения может организовать семинары-практикумы для родителей. Семинар состоит из двух частей: первая - лекционная, вторая часть проводится в виде практического занятия (например, дается методика формирования последовательности действий одного из бытовых навыков, изготавливаются таблички для невербальной коммуникации, пиктограммы и т.д.).

Рассмотренные в данной статье формы, методы и направления работы с семьями, воспитывающими умственно отсталых детей, являются важным условием по формированию социальных навыков у детей с нарушением интеллекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Левченко, И.Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: метод. пособие / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева. - М.: Просв., 2008.

2. Закрепина, А.В. Трудный ребенок. Пути к сотрудничеству: метод. пособие / А.В. Закрепина. - М.: Дрофа, 2007.

3. Шипицына, Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта / Л.М. Шипицына. - СПб.: Речь, 2005.

Киреева Марина Евгеньевна - аспирантка кафедры олигофренопедагогики Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

Тел.: 8(495) 403-83-91; 8-903-719-80-78; e-mail: [email protected]

Kireeva, Marina Evgenevna - Postgraduate student, Department of Oligophrenic Pedagogy, Moscow State Universiy of Humanities named after M.A. Sholohov.

Те1.: 8(495) 403-83-91; 8-903-719-80-78; e-mail: [email protected]

УДК 371.921

Е.В. Климова

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

E. V. Klimova

FEATURES OF EXPERIMENTAL STUDYING ANXIETY-PHOBIA CONDITIONS

OF SENIOR PRESCHOOL AGE CHILDREN WITH MENTAL MALFUNCTIONS

В статье рассмотрена диагностическая программа экспериментального изучения тревожно-фобического состояния и его особенностей у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста в зависимости от органического, внутри-личностного, межличностного, надличностного контекста развития; выделены и охарактеризованы уровни тревожно-фобического состояния изученного контингента.

Тревожно-фобическое состояние, диагностическая программа, дети с задержкой психического развития, органический, внутриличностный, межличностный, надличностный контексты развития, уровни тревожно-фобического состояния, особенности тревожно-фобического состояния.

The paper considers a diagnostic programme of experimental studying enxiety-phobia conditions and their features within preschool age children with mental malfunctions depending on organic, intrapersonal, interpersonal and uppersonal development context. Levels of enxiety-phobia conditions of the studied contingent are defined and characterised.

Enxiety-phobia condition; diagnostic programme; children with mental malfunctions; organic, intrapersonal, interpersonal, up-personal development contexts; levels of enxiety-phobia conditions, features of enxiety-phobia conditions.

Установлено, что у детей с ЗПР (конституционального, соматогенного, психогенного и церебрального происхождения) эмоциональное и личностное развитие не соответствует своему возрасту. К старшему дошкольному возрасту у таких детей преобладает импульсивность, неадекватность в оценке результатов, повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к аффективным вспышкам, конфликтам и тре-вожно-фобическим расстройствам (Н.Л. Белопольская, Е.В. Васильева, О.В. Защиринская, Л.В. Кузнецова, И.Ю. Кулагина, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, Т.З. Стернина, З. Тржесоглава, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына) [1], [2], [3]. В настоящее время в практических исследованиях определяют тревожно-фобические и агрессивно-тревожные поведенческие типы у детей (Б.И. Кочубей, Е.В. Новикова, A.M. Прихожан и др.), но не раскрывают особенностей психокоррекции этих эмоционально-поведенческих нарушений у старших дошкольников с ЗПР.

При экспериментальном изучении тревожно-фобического состояния у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития основное внимание нами уделено выявлению причин его возникновения и показателей проявления у испытуемых.

Задачами экспериментального исследования явились: отбор диагностического инструментария для экспериментального изучения особенностей тревожно-фобического состояния у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и определение критериев оценки полученных результатов; организация и проведение экспериментального изучения причин возникновения и особенностей тревожно-фобического состояния у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; интерпретация полученных результатов экспериментального изучения особенностей тревожно-фобического состояния у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с гипотезой исследования.

В исследовании приняли участие 120 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, посещающие специализированные ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для проведения исследования нами был определен набор диагностических методик, позволяющий комплексно подойти к изучению рассматриваемого вопроса, выявить особенности тревожно-фобического состояния у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР [2], [5], [7], [10] - [13]. Остановимся на характеристике диагностической программы в соответствии с выделенными контекстами.

• Органический контекст. Методы исследования: анализ анамнестических данных и медицинской документации; наблюдение. Методики исследования: наблюдение, направленное на выявление признаков нарушений соматовегетативной сферы у детей (по В.Г. Алямовской, С.Н. Петровой - адаптировано нами).

• Внутриличностный контекст. Методы исследования: экспериментальное изучение; экспертная оценка. Методики исследования: «Детский тест тревожности» (модификация методики В. Амен, М. Дорки, Р. Тэммл, предложенная О. Хухлаевой); опросник по выявлению тревожности и страхов (по А.И. Захарову).

• Межличностный контекст. Методы исследования семьи: экспериментальное изучение. Методики исследования семьи: опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемил-лера; опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком»; тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко). Методы исследования сверстников: экспериментальное изучение. Методики исследования сверстников: социометрия. Методы исследования педагогов: наблюдение; экспертная оценка. Методики исследования педагогов: наблюдение, направленное на выявление дезадаптивного поведения детей (по И.А. Фурманову, Н.В. Фурмановой); анализ особенностей педагогической работы с детьми; опросник, предназначенный для экспертного оценивания по выявлению ситуативной тревожности (по М.Ю. Стожаровой); выявление стиля педагогического общения.

Анализ полученных данных позволяет условно выделить 3 группы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с разными уровнями проявления тревожно-фоби-ческого состояния.

Представим обобщенные результаты исследования психоэмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, полученные нами в процессе констатирующего эксперимента. Обобщенные результаты исследования отображены на рисунке.

Суммируя данные констатирующего эксперимента, мы выделили три группы детей с разным уровнем выраженности тревожно-фобического состояния.

Дети с низким уровнем проявления тревожно-фобического состояния (18 %) характеризуются тем, что признаки нарушения соматовегетативной сферы слабо выражены или отсутствуют; у детей отмечаются незначительные нарушения соматического статуса (перенесенные инфекции детского возраста в легкой форме, ОРВИ). Отмечено наличие сенсорных нарушений. У детей отмечается средний или низкий уровень личностной и

ситуативной тревожности. Ситуативная тревожность в основном самооценочная или учебная. Дети критически оценивают свои учебные достижения. Характерен средний или низкий индекс уровня страхов. Репертуар страхов практически не отличается от нормативных показателей. По результатам социометрии эти дети имеют преимущественно статус предпочитаемых. Поведение детей интерпретируется как неприспособленное. У детей выявлена ЗПР преимущественно психогенного генеза. В основном это дети из благополучных семей.

Дети со средним уровнем проявления тревож-но-фобического состояния (46 %) характеризуют-

ся тем, что признаки нарушения соматовегетатив-ной сферы проявляются ситуативно. У детей отмечаются соматические нарушения в виде хронических заболеваний, а также преимущественно неврологическая симптоматика в виде энуреза, тикоидных расстройств, психомоторной растор-моженности. У детей отмечается средний уровень личностной и ситуативной тревожности. Ситуативная тревожность в основном межличностная и самооценочная или межличностная и учебная. Отмечен средний индекс уровня страхов. Репертуар страхов незначительно отличается от нормативных показателей. По результатам социометрии эти дети имеют преимущественно статус предпочитаемых и принятых. Поведение детей оценивается как неприспособленное. Испытуемые из благополучных и переходных семей. Выявлена ЗПР преимущественно соматогенного и психогенного генеза.

Дети с высоким уровнем проявления тревожно-фобического состояния (36 %) характеризуются тем, что признаки нарушения соматове-гетативной сферы ярко выражены, носят постоянный характер. В анамнезе отмечаются соматические нарушения, энцефалопатические (тики, энурез, эпизодические страхи, психомоторная расторможенность, эпи-синдром) и неврологические синдромы (миотонический синдром, вертебробазилярная недостаточность). Данный уровень проявления тревожно-фобического состояния характеризуется высокими и очень высокими или очень низкими показателями личностной и ситуативной тревожности, а также аналогичными показателями индекса уровня страха. Наличие этих значений свидетельствует об эмоциональном неблагополучии ребенка, т.к. интеллектуальные возможности не всегда позволяют точно оценить источники личностного дискомфорта. Сверхрасширенный и сверхсуженный диапазон страхов свидетельствует о неадекватной оценке ситуации. По результатам социометрии эти дети имеют преимущественно статус изолированных и непринятых. По оценкам воспитателей, поведение детей интерпретируется как нарушенное, часто дезадаптивное. Это дети из неблагополучных и переходных семей. ЗПР пре-

Уровни проявления тревожно-фобического состояния у детей с ЗПР

36 %

низкии средний

высокий

46 %

Обобщенные результаты исследования психоэмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

имущественно цереброорганического генеза.

Таким образом, изучение тревожно-фобичес-кого состояния у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР позволяет выявить его особенности и определить педагогические условия преодоления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / под ред. К.С. Лебединской. - М., 1982.

2. Алямовская, В.Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста: книга практического психолога / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2002. - 80 с.

3.Астапов, В.М. Тревожность у детей / В.М. Астапов. -СПб.: Питер, 2004. - 240 с.

4. Белопольская, Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. - М., 1999.

5. Борякова, Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Н.Ю. Борякова. - М.: АСТ; Астрель, 2008. - 222 с.

6. Васильева, Е.В. Особенности тревожно-фобических состояний у дошкольников с различными видами дизон-тогенеза в условиях адаптации к дошкольному учреждению: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.В. Васильева. - М., 2006.

7. Защиринская, О.В. Психология детей с задержкой психического развития: хрестоматия / О.В. Защиринская. -СПб.: Речь, 2007. - 168 с.

8. Захаров, А.И. Своеобразие психического развития детей / А.И. Захаров // Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М.: Эксмо-пресс, 2000. - С. 22 - 47.

9. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004. - 480 с.

10. Панфилова, М.А. Тревожность и ее коррекция у детей / М.А. Панфилова // Школа здоровья. - 2006. - № 1. - С. 17 - 28.

11. Панфилова, М.А. Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук / М.А. Панфилова. - М., 2007.

12. Прихожан, A.M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): автореф. дис. ... д-ра психол. наук / А.М. Прихожан. - М., 1995.

13. Прихожан, A.M. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - 2-е изд. - СПб., 2007. - 192 с.

14. Слепович, Е.С. Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития / Е.С. Слепович. - Минск, 1982. - 22 с.

15. Стожарова, М.Ю. Формирование психологического здоровья школьников / М.Ю. Стожарова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 208 с.

Климова Екатерина Владимировна - аспирантка кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Московской открытой социальной академии. Тел.: 8 (8202) 51-81-23.

Klimova, Ekaterina Vladimirovna - Postgraduate student, Department of Correctional Pedagogy and Special Psychology, Moscow Open Social Academy Tel.: 8 (8202) 51-81-23.

УДК 159.922.7

С.А. Парыгина

ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

S.A. Parygina

DIFFICULTIES IN TRAINING MATHEMATICS IN HIGHER SCHOOLS AND PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF THEIR OVERCOMING

В статье обсуждаются психологические условия и теоретическая модель преодоления трудностей в обучении математике, а также приводятся результаты реализации этой модели в процессе обучения математике студентов специальности «Психология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.