PSYCHOLOGICAL SCIENCES / <<Ш1Ш(ШШМ~^©и®Ма1>#Щ64)),2©2©
УДК: 159.922.72
Кацеро А.А., Чепурная В.В.
ФГБОУВО «ТГПУ им. Л.Н. Толстого», г. Тула DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11820 ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Katsero A.A., Chepurnaya V.V.
FSBEI HE "TSPU named after L.N. Tolstoy, Tula
FEATURES OF ANXIETY OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH DELAY OF MENTAL
DEVELOPMENT
Аннотация.
В статье представлены результаты исследования тревожности обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Показано, что тревожность у младших школьников с задержкой психического развития - относительно устойчивое образование; тревожность таких учеников во многом связана с внешней системой оценивания.
Abstract.
The article presents the results of a study of anxiety among students ofprimary school age with mental retardation. It is shown that anxiety in primary schoolchildren with mental retardation is a relatively stable education; the anxiety of such students is largely related to the external assessment system.
Ключевые слова: тревожность, задержка психического развития, младший школьный возраст, диагностика, коррекция.
Keywords: anxiety, mental retardation, primary schoolage, diagnosis, correction.
Изучение тревожности младших школьников, имеющих задержку психического развития (ЗПР), позволяет более полно описать данное явление, установить особенности проявления этого эмоционально-личностного состояния. Именно тревожность является причиной многих проблем, с которыми сталкивается ребенок в период младшего школьного возраста, в период адаптации к школе
[1, 5].
Семантическая неопределенность термина «тревожность» в психологии является следствием его использования в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и фрустрация социальных потребностей; и свойство личности, которое дается через описание внутренних факторов и внешних характеристик при помощи родственных понятий[4,с. 240].
Тревожность проявляется в виде эмоционального неблагополучия. Обычные симптомы тревожности: неспособность расслабиться, ощущение недомогания, чувство волнения, беспокойный сон, ощущение неспособности справиться с собой [1,3,4]. Тревожность трансформируется - тревожное состояние учащихся, зависимое как от личностных особенностей, так и внешних условий, не является неизменным. Поэтому в процессе психолого-педагогического сопровождения детей данной категории необходимо участие психолога, осуществляющего диагностику и коррекцию рассматриваемого эмоционального состояния, направленную в целом на сохранение и улучшение психического
здоровья. Ведь у детей младшего школьного возраста с ЗПР тревожность имеет тенденцию усугубляться, что это влечёт за собой трудности в становлении их эмоционально-волевой сферы.
Концептуальные положения о тревожности и тревоге представлены в трудах Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина,В.М. Астапова и др. ученых. Широко известны результаты исследования школьной тревожности А.М. Прихожан, Б.И. Кочубея, Е.В.Новиковой. Проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития раскрыты в публикациях Д.В. Березиной, Н.А. Деревянкиной, Е.В. Михайловой, С.А. Ста-вицкой,С.Н. Троценко Т.Б. Писаревой, Т.Н. Филю-тиной и многих других исследователей. Но и на сегодняшний день психолого-педагогический аспект проблемы школьной тревожности детей с ЗПР продолжает оставаться мало разработанным.
Целью данного исследования было выявление особенностей тревожности детей с ЗПР младшего школьного возраста, так как увеличение чувства ответственности, рост самосознания, ослабление эгоцентризма, формирующиеся в этом возрасте, приводят к усилению тревожности у обучающихся в начальной школе. Диагностическая работа проводилось на базе государственного общеобразовательного учреждения Тульской области «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №4». В исследовании приняли участие дети с ЗПР - ученики 2-го класса. В диагностический пакет вошли: - Тест тревожности (Р. Тэммл, Р. Дорки, Ф. Амен); - Детский вариант шкала явной тревожности для детей (TheChildren'sFormofManifestAnxietyScale - CMAS)
<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Щ64)),2©2© / PSYCHOLOGICAL sciences
в адаптации А.М. Прихожан; -Методика диагностики уровня школьной тревожности (Б. Фил-липс)[2,3,4].
В ходе диагностики были определены уровни и характер тревожности, проявляющейся у младших школьников в разнообразных ситуациях учебной и внеучебной деятельности, на основе выбранных критериев их различия (по А.М. Прихожан и С.А. Ставицкой).
Результаты исследования и их обсуждение:
Нормальный уровень (по А.М. Прихожан -второй тип) выявлен у 40% учеников с ЗПР - это средний уровень тревожности (согласно С.А. Ста-вицкой) - когда ребенок в некоторых случаях переживает неудовлетворённость, волнение, напряжение, раздражение, но при этом способен адаптироваться к ситуации. Можно говорить о ситуативной тревожности этих ребят, это адаптивная тревога.
Отклоняющиеся от нормы уровни тревожности:
- Высокий уровень (3,4,5 тип по Прихожан) тревожности был констатирован у 60% испытуемых: ребенок часто проявляет эмоциональное неблагополучие, переживает по поводу оценки своей учебной деятельности, испытывает фрустрацию и другие негативные эмоции (по мнению Ставицкой - такой ученик не способен адаптироваться к раздражителю, так как повышает уровень его значимости). Тревожность этих школьников - относительно устойчивое личностное образование.
- Низкий уровень - 1 тип в классификации А.М. Прихожан - (школьник иногда/редко ощущает неудовольствие и эмоциональный дискомфорт, снижает уровень раздражителя) - не был выявлен ни у одного испытуемого.
Возникновение тревожности у детей с задержкой психического развития связано с такими факторами как общее негативное эмоциональное самочувствие во время пребывания в школе; проблемы во взаимоотношениях с учителями и одноклассниками, неудовлетворенность собственной учебной деятельностью в школе.
Используя в изучении тревожности младших школьников с ЗПР интерпретацию результатов диагностики по Б. Филлипсу, были сделаны следующие выводы: ученикам с ЗПР характерны (60% из 100% испытуемых): высокий уровень общей
школьной тревожности, страх проверки знаний, боязнь самовыражения, проблемы и страхи в отношениях с учителями, переживание напряжения в ситуации общения (социальный стресс).
Обобщая результаты теоретического анализа и эмпирической работы, следует заметить - особенностью тревожности младших школьников с задержкой психического развития является то, что у них это относительно устойчивое образование; тревожность таких учеников во многом связана с внешней системой оценивания. Мы считаем, что специально разработаннаяи на основе углубленной диагностики и реализованная коррекционная программа, учитывающая факторы возникновения и закрепления состояния тревожности, способна приводить к снижению уровня тревожности в младшем школьном возрасте. Коррекционная работа,в первую очередь,должна быть направлена на формирование внутренней системы оценивания, что будет способствовать предупреждению возникновения и закрепления тревожных состояний у младших школьников с задержкой психического развития.
Список литературы:
1. Айзенк X. Психологические теории тревожности // Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. С. 224-247.
2. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. СПб.: Питер, 2007.192 с.
3. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) / Дерманова И. Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб., 2002. С.19-28
4. Тревога и тревожность: хрестоматия: [учебное пособие] / сост. В.М. Астапов. Санкт-Петербург: Пер Сэ, 2008. 240 с.
5. Троценко С.Н., Филютина Т.Н. Особенности школьной тревожности обучающихся начальной школы с задержкой психического развития // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/osobenmsti-shkolnoy-trevozhnosti-obuchayuschihsya-nachalnoy-shkoly-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 25.04.2020).