Научная статья на тему 'Особенности эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности, влияющие на психологический климат коллектива и удовлетворенность трудом у медицинских работников'

Особенности эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности, влияющие на психологический климат коллектива и удовлетворенность трудом у медицинских работников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2589
358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДРАБОТНИКИ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ АГРЕССИВНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мурашова Лада Анатольевна

В профессиональной деятельности медработников формируются взаимоотношения, целью которых является повышение эффективности проводимых пациентам лечебных мероприятий. Возникновение эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности ухудшает показатели психологического климата коллектива и удовлетворенности трудом, что влияет на весь лечебный процесс. Представлены результаты эмпирического исследования влияния эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности на психологический климат и удовлетворенность трудом у медработников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности, влияющие на психологический климат коллектива и удовлетворенность трудом у медицинских работников»

щиты и копинг-стили. Подчеркнем наиболее сильные и значимые связи между эмоциональным каналом эмпатии и эмоционально-ориентированным копинг-стилем (р<0,01). При этом выраженность эмпатических тенденций у будущих врачей соответствует необходимым профессиональным особенностям врачебной деятельности.

Библиографический список

1. Бедрин Л.М. Психология и деонтология в работе врача / Л.М. Бедрин, Л.П. Урванцев. - Ярославль, 1988.

2. Вассерман Л.И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов / Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев и др. - СПб., 1998.

3. Васильева Л.Н. Психологический анализ коммуникативной компетентности будущего врача / Л.Н. Васильева, Л.П. Урванцев // Ярославский психологический вестник. - 2003. - Вып. 9. -С. 99-105.

4. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубеж-

ной психологии // Вопросы психологии. - 1975. -№2. - С. 147-158.

5. Кашницкий В.И. Диагностика базового уровня коммуникативной компетентности личности // Психология и практика: Сб. науч. трудов. Вып. 2. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. - С. 79-84.

6. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: Монография. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004.

7. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг-шкалы. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.

8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: Учебное пособие. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.

9. Ташлыков В.А. Значение эмпатического отношения врача к больному в процессе психотерапии неврозов // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии / Под ред. М.М. Кабанова. - Л.: ЛМИПИ, 1976. - С. 121-122.

УДК 614.253

Мурашова Лада Анатольевна

Тверской государственный технический университет

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ И КОММУНИКАТИВНОЙ АГРЕССИВНОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

В профессиональной деятельности медработников формируются взаимоотношения, целью которых является повышение эффективности проводимых пациентам лечебных мероприятий. Возникновение эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности ухудшает показатели психологического климата коллектива и удовлетворенности трудом, что влияет на весь лечебный процесс. Представлены результаты эмпирического исследования влияния эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности на психологический климат и удовлетворенность трудом у медработников.

Ключевые слова: профессиональная деятельность, медработники, эмоциональные барьеры в межличностном общении, коммуникативная агрессивность, психологический климат, удовлетворенность трудом.

Успешность профессиональной деятельности субъекта в профессиях типа «человек-человек» (таковой является профессия медицинского работника), как правило, не может быть сведена лишь к результативности. Она обычно является интегральным феноменом (количественные и качественные показатели деятельности, психофизиологические затраты, удовлетворенность трудом, оценка человеком своего труда и его оплаты, взаимоотношения

с коллегами, и руководством, их оценка труда субъекта и др.) [5 с. 73-75; 6, с. 23-24].

Психологический барьер - это такое состояние или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психического потенциала, тормозит или даже блокирует их реализацию в процессе жизнедеятельности. По своей природе психологический барьер может представлять собой также устойчивую установку или психический настрой личности как разновидность ее

психического состояния или состояния ее сознания [4, с. 465-470]. Основная функция психологического барьера состоит в защите личности от угрозы разрушительного воздействия. Порождение социально-психологических барьеров может привести к возникновению коммуникативной агрессивности. Особенно это касается тех типов профессий, где доминирующим видом деятельности является общение, к их числу относятся и медработники. Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [1, с. 49]. При помощи агрессии медработник может защищаться от реального или мнимого нападения, демонстрировать свою силу и самоутверждаться, организовать для себя психологическую разрядку, если накапливается неудовлетворенность своей работой или своим служебным положением. Коммуникативная агрессивность бывает физической или вербальной (словесной), прямой или косвенной (придирчивость, намеки, отказ от помощи, ложь, мелочность, угрозы), ситуативной (спонтанные вспышки слепой ярости), направленной на другого (обвинение другого) или на себя (самообвинение). Так же как и эмоциональные барьеры, агрессия присутствует в профессиональной деятельности медработников, которая представляет проблему, как для самих медработников, так и для пациентов и их родственни-

ков. Так как некорректное поведение медика с пациентами и коллегами может привести к конфликтным ситуациям. Кроме того, агрессивное поведение порождает жестокость по отношению к больным, что вообще недопустимо в профессиональной деятельности медработника, и как следствие ухудшается психологический климат коллектива а, следовательно, и снижается удовлетворенность трудом у сотрудников [2; 3, с. 2429, 43-51].

В 2009 г. проведено эмпирическое исследование влияния эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности на психологический климат и удовлетворенность трудом у медицинских работников ГУЗ «Областная клиническая больница». Объектом исследования выступают медработники ГУЗ ОКБ в количестве 160 человек в возрасте от 19 до 69 лет, имеющих стаж работы в исследуемой организации от 1 до 47 лет. Из них 63 человека врачи, 97 -медицинские сестры. Целью эмпирического исследования является изучение влияния эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности на психологический климат коллектива и удовлетворенность трудом у медработников ГУЗ «Областная клиническая больница». Рабочей гипотезой исследования является предположение о том, что эмоциональные барьеры в межличностном общении и коммуникативная агрессивность влияют на пси-

Рис. 1. Г истограмма степени выраженности эмоциональных барьеров в межличностном общениие у медработников ГУЗ ОКБ.

НУЭ - неумение управлять эмоциями, дозировать их; НПЭ - неадекватное проявление эмоций; ННН - негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций; ДНЭ - доминирование негативных эмоций; НСЛ - нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе

хологический климат и удовлетворенность трудом у медработников ГУЗ «Областная клиническая больница». При реализации эмпирического исследования нами использовались следующие методики: методика «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» В.В. Бойко [7, с. 166-167]; методика «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» В.В. Бойко [7, с. 385-387]; методика «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» (В.В. Шпалинский,

Э.Г Шелест) [7, с. 199-200]; методика «Интегральная удовлетворенность трудом» [7, с. 470-473]. Методы обработки психологических данных: описательные статистики; параметрический метод -дисперсионный анализ, который позволяет провести анализ изменчивости признака под влиянием каких-либо контролируемых переменных факторов. Дисперсионный анализ часто обозначается как ANOVA - анализ вариативности; метод ранговой корреляции Спирмена, который позволяет определить тесноту (силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками или двумя профилями (иерархиями) признаков. Обработка данных проводилась с помощью программы SPSS 11,0 for Windows.

Исследование эмоциональных барьеров в межличностном общении по методике «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении» В.В. Бойко. Проанализировав по-

лученные данные (рис. 1), мы установили, что для нашей выборки основными «помехами» в установлении коммуникативных контактов являются такие как: неадекватное проявление эмоций (1,3) и нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе (1,31). Остальные «помехи» в установлении коммуникативных контактов такие как: неумение управлять эмоциями и дозировать их (1,2); негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций (1,15); доминирование негативных эмоций (1,04) для наших испытуемых менее значимы. По описательной статистике среднее значение эмоциональных барьеров составляет 5,8, что свидетельствует о том, что наши испытуемые люди раскрепощенные, не ставящие эмоциональных преград на пути общения с партнерами, им эмоции обычно не мешают общаться с партнерами.

Исследование интегральных форм коммуникативной агрессии по методике «Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности» В.В. Бойко

Проанализировав полученные данные (рис. 2), мы установили, что для нашей выборки наиболее выражены такие параметры коммуникативной агрессивности как: неспособность тормозить агрессию (3,4); анонимная агрессия (2,73), спонтанность агрессии (2,7), неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевлен-

Рис. 2. Гистограмма интегральных форм коммуникативной агрессии у медработников ГУЗ ОКБ.

СА - спонтанность агрессии; НТА - неспособность тормозить агрессию; НПА - неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты; АА - анонимная агрессия; ПАО - провоцирование агрессии у окружающих; СОА - склонность к отраженной агрессии; А - аутоагрессия; РА - ритуализация агрессии; УА - удовольствие от агрессии; РЗА - расплата за агрессию

Рис. 3. График уровня ПК в коллективе медработников ГУЗ ОКБ.

Значения показателей ПК: настроение - А; общение - В, С, Н; отношение к коллегам - D, Е, F; отношение к руководителю - G, I, L; ответственность, критика, гласность - J, К, М.

ные объекты (2,3). Такие параметры как: аутоагрессия (2,1); склонность к отраженной агрессии (1,9); ритуализация агрессии (1,7); удовольствие от агрессии (1,6); расплата за агрессию (1,5) менее выражены в исследуемой группе у большинства испытуемых. В целом по выборке наблюдается проявление среднего уровня коммуникативной агрессивности (21,6) (согласно описательным статистикам), который характеризуется спонтанностью, некоторой анонимностью, слабой способностью к торможению. Проанализировав полученные результаты мы установили, что у наших испытуемых наблюдается средний уровень коммуникативной агрессивности.

Исследование психологического климата по методике «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» В.В. Шпалинского, Э.Г. Шелеста

Проанализировав полученные данные (рис. 3), мы установили, что признаками нездорового ПК в исследуемом коллективе являются: болезненная реакция окружающих на успех отдельных членов коллектива (2,8); сваливание вины друг на друга в случае неприятностей (2,8); нарушитель трудовой дисциплины держит ответ лишь перед руководителем (2,2). Все остальные 10 признаков соответствуют здоровым признакам ПК. Согласно описательным статистикам у нашей выборки наблюдается высокой благоприятности психологический климат (41,9). Таким образом, проанализировав, полученные результаты мы установили, что в исследуемом коллективе медработников преобладают признаки здорового ПК, диапазон набранных баллов испытуемыми свидетельствует о высокой благоприятности ПК.

Исследование удовлетворенности трудом по методике «Интегральная удовлетворенность трудом»

Проанализировав полученные данные (рис. 4) по описательным статистикам, мы установили, что для нашей выборки характерен выше среднего уровень удовлетворенности трудом. Таким образом, проанализировав полученные результаты мы установили, что в подавляющее большинство медработников исследуемого коллектива удовлетворены своим трудом и его составляющими. Несмотря на то, что труд медиков в нашей стране оценивается низко в денежном выражении у наших испытуемых наблюдается явление патриотизма своей профессии, т.е. они предпочитают свой труд высокому заработку, они непритязательны в зарабатывание денег. Свое главное предназначение они видят в оказании помощи больным людям.

Для выявления влияния эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности на психологический климат коллектива и удовлетворенность трудом у медсестер Центра для лечения и профилактики сосудистых заболеваний головного мозга ГУЗ «Областная клиническая больница», нами был выбран дисперсионный анализ, который позволяет оценить влияние нескольких факторов на несколько зависимых переменных. Согласно результатам дисперсионного анализа было выявлено влияние эмоциональных барьеров в межличностном общении на психологический климат (Б=0,180 при р=0,007), коммуникативной агрессивности на психологический климат (Р=0,118 при р=0,005), был выявлен межфакторный эффект -влияние эмоциональных барьеров и коммуника-

Рис. 4. Гистограмма уровня УТ в коллективе медработников ГУЗ ОКБ.

ИР - интерес к работе; ДР - удовлетворенность достижениями в работе; ВС - удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками; ВР - удовлетворенность взаимоотношениями с руководством;

ПП - уровень притязаний в профессиональной деятельности; ВЗ - предпочтение выполняемой работы высокому заработку; УТ - удовлетворенность условиями труда; ПО - профессиональная ответственность;

ОУ - общая удовлетворенность трудом

тивной агрессивности совместно на психологический климат (Р=0,006 при р=0,000).

Согласно результатам корреляционного анализа между эмоциональными барьерами в межличностном общении и психологическим климатом существует обратная линейная направленность (г=-0,398* при р=0,029). То есть чем больше выражены эмоциональные барьеры, тем больше вероятности развития неблагоприятного климата в коллективе.

Согласно результатам корреляционного анализа между коммуникативной агрессивностью и психологическим климатом существует обратная линейная направленность (г=-0,398* при р=0,029). Так при ярко выраженной коммуникативной агрессивности со стороны испытуемых в их коллективе может наблюдаться неблагоприятный психологический климат.

Согласно результатам дисперсионного анализа было выявлено влияние эмоциональных барьеров на общую удовлетворенность трудом (Б=0,217, р=0,008), коммуникативной агрессивности на удовлетворенность трудом (Б=0,142, р=0,005) и межфакторный эффект - влияние эмоциональных барьеров и коммуникативной агрессивности совместно на общую удовлетворенность трудом (Б=2,928, р=0,034).

Согласно результатам корреляционного анализа между эмоциональными барьерами и общей удовлетворенностью трудом существует обратная линейная направленность (г=-0,667* при р=0,000). То есть чем больше степени выраженности эмоциональных барьеров, тем больше вероятность снижения удовлетворенности трудом.

Согласно результатам корреляционного анализа между коммуникативной агрессивностью и удовлетворенностью трудом существует обратная линейная направленность (г=-0,769* при р=0,000). Чем более будет проявляться коммуникативная агрессивность, тем ниже будет удовлетворенность трудом.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: эмоциональные барьеры в межличностном общении и коммуникативная агрессивность влияют на психологический климат и удовлетворенность трудом, а также наблюдается взаимосвязь эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности с психологическим климатом и удовлетворенностью трудом.

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что успешность профессиональной деятельности медработника зависит от количественных и качественных показателей деятельности, удовлетворенности трудом, взаимоотношений с коллегами, и руководством, состояния психологического климата коллектива, которое, в свою очередь, подвержено влиянию эмоциональных барьеров общения и коммуникативной агрессивности.

Библиографический список

1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - М., 2002. - 510 с.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. - 472 с.

3. Кэтэлин Замфир Удовлетворенность трудом. Мнение социолога. - М.: «ПОЛИТИЗДАТ», 1983. - 142 с.

4. Парыгин Б.Д. Социальная психология. -СПб., 2002. - 592 с.

5. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. - М.,

2001. - 480 с.

6. Толочек В.А. Современная психология труда. - СПб., 2005. - 214 с.

7. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М., 2005. - 490 с.

УДК 159.923.2

Воронцова Анна Александровна

Орловская региональная академия государственной службы, Тульский филиал

[email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ

Рассмотрено строение профессионального самосознания, приведены результаты исследования структуры и динамики его развития, разработана программа психологического сопровождения развития профессионального самосознания.

Ключевые слова: строение профессионального самосознания, динамика развития профессионального самосознания, программа психологического сопровождения развития профессионального самосознания.

Современное высшее профессиональное образование должно заложить основы для достижения многими выпускниками вуза профессионализма в своей области, сформировать отношение к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности. Это возможно, если выпускники вуза имеют развитое профессиональное самосознание. Высокий уровень развития профессионального самосознания дает студенту возможность действовать с большей уверенностью, осознавать себя в качестве представителя своей профессии, в ситуациях неудач искать и находить возможности для развития.

Категория профессионального самосознания исследована в работах отечественных ученых (Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.А. Деркач, А.К. Маркова, Т.Л. Миронова, С.В. Москаленко, А.А. Бодалёв, В.А. Сластенин З. Иванова и К. Косев, А.В. Поддубная) [1; 2; 3; 4]. Большинство исследователей рассматривают категорию профессионального самосознания как осознание человеком себя в профессиональной деятельности.

На сегодняшний день остается открытым вопрос о развитии профессионального самосознания в процессе обучения студентов в вузе.

В связи с этим, цель исследования - изучить особенности развития профессионального самосознания в процессе обучения студентов в высшем учебном заведении, разработать и апроби-

ровать программу психологического сопровождения развития профессионального самосознания.

Профессиональное самосознание мы понимаем как сложное, динамическое, личностное образование, которое формируется вследствие переживания отношения человека к себе как к субъекту профессиональной деятельности, отношения к другим людям, и отношения к своей профессиональной деятельности, выявление в процессе самопознания своей социальной ценности и смысла своей профессиональной деятельности.

В рамках нашего подхода Т.И. Лях и А.А. Воронцова, профессиональное самосознание имеет многомерное строение. Мы предлагаем рассмотреть строение профессионального самосознания вслед за В.В. Столиным в «горизонтальном» и «вертикальном» планах [5].

В «горизонтальном» плане профессиональное самосознание имеет четырехкомпонентное строение, включающее когнитивную, эмоционально-ценностную, мотивационно-целевую и операциональную составляющие.

Когнитивный компонент реализуется в самопознании, познание себя в процессе общения человека с другими людьми, в процессе деятельности субъекта. Соотнесение знаний о себе с социально-профессиональными требованиями и нормами, позволяет студентам определить свое место в системе общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.