УДК 378
Васильева Любовь Николаевна
Ярославская государственная медицинская академия
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМПАТИИ КАК СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ВРАЧА
В статье представлены результаты исследования эмпатии как составляющей коммуникативной компетентности будущего врача, как показателя ее базового уровня; установлена связь эмпатии с такими личностными характеристиками как механизмы психологической защиты и копинг-стратегии. Эмпирически доказано, что выраженность коммуникативной компетентности не различается на базовом уровне, не зависит от специализации и этапа профессионального становления.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, эмпатия, эффективная коммуникация, механизмы психологической защиты, копинг-стратегии.
Труд врача, один из наиболее сложных видов профессиональной деятельности человека, принадлежит к профессиям субъект-субъектного типа (система «человек-человек»). Поэтому деятельность врача предъявляет повышенные и достаточно специфические требования к желающим работать в ней. Несмотря на то, что в последние годы проводилось значительное количество исследований по выявлению и оценке свойств, определяющих успешность медицинской деятельности, основной акцент делался на совершенствование клинических умений и навыков, а не на коммуникативную сферу. Тем не менее, значение развития именно данной сферы деятельности приобретает все большую актуальность в настоящее время в связи с переходом на страховую медицину, созданием института врачей общей практики. Все это требует от спе-циалиста-медика не только глубоких профессиональных, в том числе и психологических знаний, но и определенных индивидуально-психологических качеств, одним из которых является профессиональная коммуникативная компетентность.
Под коммуникативной компетентностью врача (ККВ) мы понимаем многоуровневое интегративное качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей), опосредующее врачебную профессиональную деятельность, направленную на установление, поддержание и развитие эффективных контактов с пациентами и другими участниками лечебно-профилактического процесса [3, с. 101]. В деятельности врача коммуникативная компетентность обеспечивает осуществление эффективной коммуникации (с пациентами, их родственниками, коллегами и т.д.). Это такая коммуникация, которая способствует продвижению
в решении проблем участниками общения; обеспечивает достижение целей общения с оптимальными затратами (отсутствие нервно-психических перегрузок) и приводит к достижению взаимопонимания между партнерами по общению.
В своей деятельности врачу приходится сталкиваться с теми факторами, которые препятствуют эффективному общению и плодотворному взаимодействию с другими людьми, в результате чего он должен идти на определенный компромисс, изменять свое поведение. Для этого в процессе общения в трудных (стрессовых) ситуациях он использует различные формы реакции на трудности - механизмы психологической защиты (бессознательно прибегая к ним) или копинг-страте-гии (делая осознанный выбор). В свете психологии отношений В.Н. Мясищева, механизмы психологической защиты мы рассматриваем как систему адаптивных, как правило, неосознаваемых реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений: когнитивного, эмоционального, поведенческого, - с целью ослабления их психотравмирующего воздействия [цит. по 2, с. 10]. Копинг-поведение - это осознанная стратегия действий, направленная на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующая человека к требованиям ситуации и помогающая преобразовать ее в соответствии с намерениями, либо выдержать те обстоятельства, изменить которые человек не может [5, с. 22].
В структуре коммуникативной компетентности врача мы выделяем три уровня: базовый, содержательный и операционный, - компоненты которых взаимозависимы. Операционный уровень (технический) включает в себя владение коммуникативными умениями и навыками, обеспе-
чивающими управление ходом процесса общения, эффективное воздействие на партнеров по общению, а также оптимальную его саморегуляцию. На содержательном уровне осуществляется перевод врачебных задач в коммуникативные, построение программ и тактических планов общения. Базовый уровень (иногда его называют ценностным) включает в себя личностные качества врача, как социальные, так и природные, установки, ценностные ориентации, мотивы в коммуникативной сфере. Базовый уровень следует считать основным, так как он обеспечивает мотивацию общения и возможности становления ККВ, облегчая или, наоборот, затрудняя этот процесс. Базовые коммуникативные характеристики как бы «прогревают» все уровни, во многом предопределяя как своеобразие складывающихся в сознании личности когнитивных схем, на основе которых будут впоследствии строиться коммуникативные программы и планы (содержательный уровень), так и «индивидуальный рисунок» формирующихся и закрепляющихся коммуникативных навыков и умений (технический уровень) [4, с. 80]. Анализ многочисленных литературных источников и практический опыт социально-психологического обучения в коммуникативных профессиях дают основания для того, чтобы в качестве необходимых и достаточных компонентов, отражающих основные коммуникативные установки и ориентации личности, предложить следующие: эмпатия, принятие, открытость [4, с. 81]. Наиболее существенным и важным показателем базового уровня ККВ является эмпатия, которая в комуникативной деятельности способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным. Согласно К. Роджерсу, способность одного индивида помогать другому, прежде всего, зависит от создания теплых, искренних эмпатических отношений. Его определение эмпатического поведения гласит, что врач должен чувствовать внутренний мир пациента так, если бы это был его собственный мир, не теряя качества «если бы» [3, с. 151].
Феномен эмпатии, являющийся предметом исследовательского интереса уже не одно столетие, имеет множество трактовок. Термин «эмпатия» (empathy) впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник он на основе немецкого слова einfuhling (дословное значение — проникнове-
ние в...), примененного Липпсом (Т. Lipps) в 1885 году в связи с психологической теорией воздействия искусства. Одно из самых ранних определений эмпатии находим у З. Фрейда (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным» [цит. по 3, с. 148]. Другое толкование исходит от греч. empatheia - сопереживание, эмпатия рассматривается как способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним. Более емкое и удачное определение эмпатии дал Дж. Иган, подчеркнувший важность в ней когнитивного начала и взаимной связи в сопереживании: «Эмпатия - это способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание» [цит. по 3, с. 149]. В рамках врачебной деятельности эмпатия рассматривается как интегральное устойчивое личностное свойство, являющееся одним из ведущих профессиональных качеств врача, оказывающих решающее влияние на социально-перцептивную и коммуникативную сферы в системе «врач-больной» [7, с. 121].
Целью нашего исследования явилось изучение и анализ эмпатии как составляющей коммуникативной компетентности будущего врача, как показателя ее базового уровня.
Методы исследования. Использовался следующий методический комплекс: 1) для исследования эмпатических тенденций методики «Способность к эмпатии» И.М. Юсупова и «Диагностика уровня эмпатических способностей» В.В. Бойко; 2) Напряженность механизмов психологической защиты (МПЗ) определялась с помощью опросника Г. Келлермана - Р. Плутчика «Индекс жизненного стиля», адаптированной Л.И. Вассерманом, которая позволяет выявить 8 МПЗ: отрицание (А), вытеснение (В), регрессия (С), компенсация (С), проекция (Е), замещение (Р), интеллектуализация ^), реактивное образование (Н) [2, с. 3942]; 3) Исследование копинг-стилей осуществлялось с помощью опросника Н.С. Эндлера и Д.А. Паркера «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (КПСС), адаптированного Т. Л. Крюковой (2002), выявляющего три основных стиля совладающего поведения: проблемно-ориенти-рованнный копинг, эмоционально-ориентированный копинг и избегание, с двумя субстилями: отвлечение и социальное отвлечение [5, с. 29].
Стастистическая обработка результатов производилась при помощи электронного пакета STATISTICA 9.0. Для анализа использовались дескриптивная статистика, методы непараметрической статистики (критерий различий Краскела-Уол-лиса (Kruskal-WaUis), метод ранговой корреляции Спирмена (Spearman).
В качестве испытуемых были выбраны студенты педиатрического и лечебного факультетов ЯГМА, общей численностью 193 человека (50 -мужского и 143 - женского пола), которые составили 3 группы: 1-ая группа - 2 курс лечебного факультета, численностью 82 человека; 2-ая группа - 6 курс лечебного факультета, 85 чел.; 3-ая группа - 6 курс педиатрического факультета, 26 чел. Возраст респондентов - от 18 до 26 лет. Средний возраст испытуемых - 21,14 года.
Способность к эмпатии по методике И.М. Юсупова оценивается в 5 градациях: от очень высокого до очень низкого уровня. При анализе результатов выраженности эмпатийных тенденций в этой группе можно отметить нормальный уровень развития эмпатии (m=48,41 баллов). По методике В.В. Бойко определялись следующие показатели эмпатии: рациональный, эмоциональный, интуитивный каналы; установки, способствующие эмпатии; проникающая способность к эмпатии; идентификация в эмпатии и суммарный показатель эмпатии, который оценивается в 4-х градациях [6, с .486-490].
Результаты и их обсуждение. При оценке общего уровня эмпатических способностей исследуемых по методике В.В.Бойко были получены результаты, представленные в таблице 1.
Следует отметить, что у большинство респондентов во всех группах наблюдался сниженный
(или заниженный, по Бойко) уровень эмпатии (59,80% - в 1-й группе), 58,80% - во 2-й) и 73,10% -в 3-й.
Сопоставление показателей (с помощью процедуры кросстабуляции совмещались частоты появления наблюдений на разных уровнях рассматриваемых факторов, при исследовании которых, установлены достоверные (р=0,05) связи между табулированными переменными (Фи-квад-рат=0,85)) эмпатии в 1-ой группе, в которой для определения уровня выраженности эмпатичес-ких тенденций использовались обе методики, позволило выявить следующий факт. Нормальный уровень эмпатии по методике Юсупова (т=48,41 баллов) соответствует заниженному уровню - по тесту В.В. Бойко (т=18,88 балла). Такой уровень эмпатийности, на наш взгляд, объясняется тем, что для эффективного профессионального общения важнее всего не постоянное и бурное сопереживание пациенту, а владение «когнитивной эмпатией» и «действенной эмпатией» [1, с. 10], т.е. для достижения эффективности коммуникации не нужен слишком высокий показатель эмпатийности, иначе решение других задач врачебной деятельности (в частности, постановка диагноза, оказание лечебной помощи и др.) будет затруднено, а иногда и невозможно.
Сравнительный анализ с использованием непараметрической процедуры, анализа вариаций по критерию Краскела-Уоллиса (Кгшка1^а1^) показал, что достоверных статистических различий в выраженности эмпатийных тенденций и распределения каналов эмпатии у студентов разной специализации и курсов не обнаруживается. Вероятно, это связано с тем, что сама профессия врача, выбор которой был сделан респон-
Таблица1
Частота встречаемости показателей эмпатии в группах по методике В.В. Бойко (в %) п=193 чел.
Г руппы студентов Степень выраженности эмпатии
Очень низкий уровень (менее 14 б.) Заниженный уровень (21-14 б) Средний уровень (29-22 б.) Очень высокий уровень (30 б. и выше)
Студенты 2 курса лечебного факультета 14,60 % 59,80 % 24,40 % 1,20 %
Студенты 6 курса лечебного факультета 17,70 % 58,80 % 23,50 % 0 %
Студенты 6 курса педиатрического факультета 11,50 % 73,10 % 15,40 % 0 %
дентами на стадии поступления в высшее медицинское учебное заведение, основывается на определенном уровне эмоционально-нравственного и ценностного развития, и врачи, как представители одной из самых гуманных сфер человеческой жизнедеятельности, имеют общие личностные черты.
Изучение зависимости эмпатии от личностных характеристик (механизмов защиты копинг-стилей) проводилось с помощью непараметрической процедуры вычленения корреляционых связей с использованием коэффицента ранговой корреляции Спирмена (Я). Выявлены достоверные корреляционые связи: умеренно выраженная отрицательная связь между вытеснением (В) и суммарным показателем эмпатии (Я = - 0,464, р<0,001), и эмоциональным каналом (Я8 = - 0,378, р<0,001), и индентификацией (Я8 = - 0,376, р<0,001); умеренно отрицательная - между интеллектуализацией ^) и эмоциональным каналом эмпатии (Я8 = - 0,386, р<0,001); умеренно положительная - между регрессией (С) и эмоциональным каналом (Я = 0,400, р<0,001). По нашему мнению, отрицательную (обратную) связь между вытеснением (В) и эмпатией можно объяснить следующим образом. Как известно, вытеснение (В) такой механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы: желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу, - становятся бессознательными. Но, не находя разрешения в поведении, тем не менее, они сохраняют свои эмоциональные и психо-вегетативные компоненты. При этом наиболее часто вытесняются такие личностные качества и поступки, которые не делают личность привлекательной в глазах себя и других, например, недоброжелательность, черствость и др. [2, с. 20]. Следовательно, можно предположить, что вытеснение (В) неосознанно и автоматически приводит к трудностям освоения умения понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место другого человека (идентификации), а также нарушается способность «вхождения» в энергетическое поле партнера (эмоциональный канал эмпатии). Отрицательная связь между интеллектуализацией ^) и эмоциональным каналом эмпатии, с нашей точки зрения, обосновывается тем, что при напряжении этого механизма защиты происходит пресечение переживаний при помощи логических (псевдоразумных) установок и манипуляций, как писал Ф.Е. Василюк, «уход из мира импуль-
сов и аффектов в мир слов и абстракций» [цит. по
2, с. 23]. При этом соответственно становится невозможной энергетическая подстройка к эмпа-тируемому, не возникает связующее звено между эмпатирующим и эмпатируемым, т.е. то, что обеспечивает эмоциональный канал эмпатии. Положительная (прямая) корреляция между регрессией (С) и эмоциональным каналом эмпатии, на наш взгляд, объясняется тем, что этот механизм защиты проявляется использованием более простых и привычных поведенческих стереотипов, сформированнных на более ранних стадиях развития (плач, крик и др.), которые напрямую связаны с эмоциональной сферой личности. Тем самым происходит «подключение» к энергетическому полю эмпатируемого, с которым эмпа-тирующий входит в эмоциональный резонанс, т.е. задействуется эмоциональный канал эмпатии.
Выявлены статистически достоверные значимые корреляционные связи между показателями эмпатии и копинг-стратегиями студентов: умеренно выраженные положительные - между эмоционально-ориентированным копингом (ЭОК) и эмоциональным каналом эмпатии - (Я = 0,474, р<0,001), а также - между рациональным каналом эмпатии и копинг-стилем «избегание» (Я = 0,314, р<0,001), что находится в соответствии с другими исследованиями копинга, в частности Т. Л. Крюковой [5, с. 165, 167]. Кроме того, определена умеренная отрицательная связь эмоционально-ориентированного копинга (Я = - 0,348, р<0,001) с проникающей способностью к эмпатии. Вероятно, это объясняется тем, что, чем более эмоционально сильно один партнер по общению (врач) реагирует на ситуацию в виде погружения в свои собственные переживания (ЭОК), тем труднее ему создать атмосферу открытости, доверительности, задушевности, способствующей раскрытию чувств другого партера (пациента) (в чем, собственно, и заключается проникающая способность к эмпатии).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень коммуникативной компетентности будущего врача для данной выборки не отличается на базовом (ценностном) уровне по показателю «эмпатия» в разных группах испытуемых. Это означает, что эмпатия является устойчивым личностным свойством врача и не зависит от специализации и этапа обучения, но имеет корреляционные связи с такими личностными характеристиками как механизмы психологической за-
щиты и копинг-стили. Подчеркнем наиболее сильные и значимые связи между эмоциональным каналом эмпатии и эмоционально-ориентированным копинг-стилем (р<0,01). При этом выраженность эмпатических тенденций у будущих врачей соответствует необходимым профессиональным особенностям врачебной деятельности.
Библиографический список
1. Бедрин Л.М. Психология и деонтология в работе врача / Л.М. Бедрин, Л.П. Урванцев. - Ярославль, 1988.
2. Вассерман Л.И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов / Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев и др. - СПб., 1998.
3. Васильева Л.Н. Психологический анализ коммуникативной компетентности будущего врача / Л.Н. Васильева, Л.П. Урванцев // Ярославский психологический вестник. - 2003. - Вып. 9. -С. 99-105.
4. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубеж-
ной психологии // Вопросы психологии. - 1975. -№2. - С. 147-158.
5. Кашницкий В.И. Диагностика базового уровня коммуникативной компетентности личности // Психология и практика: Сб. науч. трудов. Вып. 2. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. - С. 79-84.
6. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: Монография. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004.
7. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладаю-щего поведения: три копинг-шкалы. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.
8. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: Методики и тесты: Учебное пособие. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.
9. Ташлыков В.А. Значение эмпатического отношения врача к больному в процессе психотерапии неврозов // Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии / Под ред. М.М. Кабанова. - Л.: ЛМИПИ, 1976. - С. 121-122.
УДК 614.253
Мурашова Лада Анатольевна
Тверской государственный технический университет
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ И КОММУНИКАТИВНОЙ АГРЕССИВНОСТИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ КОЛЛЕКТИВА И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ТРУДОМ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
В профессиональной деятельности медработников формируются взаимоотношения, целью которых является повышение эффективности проводимых пациентам лечебных мероприятий. Возникновение эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности ухудшает показатели психологического климата коллектива и удовлетворенности трудом, что влияет на весь лечебный процесс. Представлены результаты эмпирического исследования влияния эмоциональных барьеров в межличностном общении и коммуникативной агрессивности на психологический климат и удовлетворенность трудом у медработников.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, медработники, эмоциональные барьеры в межличностном общении, коммуникативная агрессивность, психологический климат, удовлетворенность трудом.
Успешность профессиональной деятельности субъекта в профессиях типа «человек-человек» (таковой является профессия медицинского работника), как правило, не может быть сведена лишь к результативности. Она обычно является интегральным феноменом (количественные и качественные показатели деятельности, психофизиологические затраты, удовлетворенность трудом, оценка человеком своего труда и его оплаты, взаимоотношения
с коллегами, и руководством, их оценка труда субъекта и др.) [5 с. 73-75; 6, с. 23-24].
Психологический барьер - это такое состояние или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психического потенциала, тормозит или даже блокирует их реализацию в процессе жизнедеятельности. По своей природе психологический барьер может представлять собой также устойчивую установку или психический настрой личности как разновидность ее