Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность и совладающее поведение будущих врачей'

Коммуникативная компетентность и совладающее поведение будущих врачей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
606
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОПИНГ-СТИЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Васильева Любовь Николаевна

В статье представлены результаты исследования коммуникативной компетентности и стилей совладающего поведения у будущих врачей. Эмпирически показано, что копинг-стили коррелируют с показателями коммуникативной компетентности и оказывают на них влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность и совладающее поведение будущих врачей»

пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.

9. ЦирингД.А. Семья как фактор формирования личностной беспомощности у детей // Вопросы психологии. - 2009. - №№1. - С. 22-31.

10. Циринг Д.А., ВеденееваЕ.В. Исследование успешности ведущей деятельности у испытуемых

с личностной беспомощностью на разных возрастных этапах // Сибирский психологический журнал. - 2009. - №>31. - С. 81-84.

11. Seligman M.E. P. Helplessness: On depression, development, and death. - San Fracisco: Freeman, 1975.

УДК 61

Л.Н. Васильева

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И СОВЛАДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ

В статье представлены результаты исследования коммуникативной компетентности и стилей совладающего поведения у будущих врачей. Эмпирически показано, что копинг-стили коррелируют с показателями коммуникативной компетентности и оказывают на них влияние.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, эффективная коммуникация, совла-дающее поведение, копинг-стили.

Профессиональная компетентность врача определяется рамками его деятель. ности в системе «человек-человек». В исследованиях, посвященных анализу основных признаков, по которым пациенты оценивают уровень квалификации врача, отмечается, что на первое место выдвигается показатель «отношение к пациентам», на второе - «результаты лечения больных», затем - опыт работы, отзывы пациентов, нравственные качества врача (порядочность, трудолюбие, вежливость и др.). Такой показатель, как образование врача (в том числе, глубина специализации) оказался лишь на седьмом месте среди перечисляемых признаков [6, с. 226].

Как известно, существует несколько моделей общения врача и пациента: информационная (бесстрастный врач, полностью зависимый пациент); интерпретационная (убеждающий врач); совещательная (доверие и взаимное согласие); патерналистская (врач-опекун). Традиционно в медицине существует патерналистский подход во взаимоотношениях с пациентом: врач лучше знает, что нужно, и пациент принимает все рекомендации, не вступая в споры. Однако эра патернализма завершается. Больные «изучают себя и задают вопросы». Удовлетворение пациента проведенным лечением напрямую зависит от взаимодействия в системе «врач-больной». Такое сотрудничество строится на поддержке, понимании, сочувствии, уважении друг к другу. Пациент может понимать объективное значение ситуации болезни, но в его отношении к ней присутствуют

личностные смыслы, которые и управляют его поведением, делая его субъектом врачебной деятельности. Именно поэтому больного нельзя считать пассивным объектом медицинского вмешательства, к нему нельзя относиться просто как к организму. Лечение будет эффективным, если рассматривать пациента как личность, обладающую социальными и психологическими особенностями [2, с. 46]. Это требует от специалиста-медика не только глубоких профессиональных, в том числе и психологических знаний, но и определенных индивидуально-психологических качеств, одним из которых является профессиональная коммуникативная компетентность.

Под коммуникативной компетентностью врача (ККВ) мы понимаем многоуровневое интегра-тивное качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей), опосредующее врачебную профессиональную деятельность, направленную на установление, поддержание и развитие эффективных контактов с пациентами и другими участниками лечебно-профилактического процесса [1, с. 160]. В деятельности врача ККВ обеспечивает осуществление эффективной коммуникации (с пациентами, их родственниками, коллегами и т.д.). Это такая коммуникация, которая способствует продвижению в решении проблем участниками общения; обеспечивает достижение целей общения с оптимальными затратами (отсутствие нервно-психических перегрузок) и приводит к достижению взаимопонимания между партнерами по общению.

В структуре ККВ мы выделяем три уровня: базовый, содержательный и операционный -компоненты которых взаимозависимы. Базовый уровень (иногда его называют ценностным) включает в себя ценностные ориентации, мотивы в коммуникативной сфере. Базовый уровень следует считать основным, так как он обеспечивает мотивацию общения. Содержательный уровень, включая в себя знание законов общения, закономерностей и механизмов социальной перцепции, психологического воздействия людей друг на друга, способов саморегуляции и пр., обеспечивает построение программ и тактических планов общения [3, с. 80], перевод врачебных задач в коммуникативные. Операционный уровень (технический) включает в себя владение как общими коммуникативными умениями и навыками, обеспечивающими управление ходом процесса общения, эффективное воздействие на партнеров по общению, а также оптимальную его саморегуляцию; так и профессиональными коммуникативными навыками и умениями, позволяющими наладить эффективную коммуникацию в системе «врач-больной».

В своей деятельности врачу приходится сталкиваться с теми факторами, которые препятствуют эффективному общению и плодотворному взаимодействию с другими людьми, в результате чего он должен идти на определенный компромисс, изменять свое поведение. Для этого в процессе общения в трудных (стрессовых) ситуациях он использует различные осознанные реакции на трудности - стили совладающего поведения. Ко-пинг-поведение - это осознанная стратегия действий, направленная на устранение угрозы, помехи, лучше адаптирующая человека к требованиям ситуации и помогающая преобразовать ее в соответствии с намерениями, либо выдержать те обстоятельства, изменить которые человек не может [4, с. 22].

Целью работы явилось исследование связей и влияния стилей совладающего поведения на показатели коммуникативной компетентности будущих врачей.

Методы исследования. Использовался следующий методический комплекс: 1) для исследования коммуникативной компетентности будущего врача - тест «Профессиональная коммуникативная компетентность врача» (ПККВ) Н.В. Яковлевой [8, с. 244-249]; 2) выявление копинг-стилей осуществлялось с помощью опросника Н.С. Энд-

лера и Д.А. Паркера «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (КПСС), адаптированного Т.Л. Крюковой (2002), выявляющего три основных стиля совладающего поведения: проблемно-ориентированнный копинг (ПОК), эмоционально ориентированнных копинг (ЭОК) и избегание (КОИ), с двумя субстилями: отвлечение и социальное отвлечение [5, с. 29].

Стастистическая обработка результатов производилась при помощи электронного пакета STATISTICA 9.0. Для интерпретации результатов использовались дескриптивная статистика, методы непараметрической статистики (критерий различий Колмогорова-Смирнова), метод ранговой корреляции Спирмена, множественный регрессионный анализ и однофакторный дисперсионный анализ.

В качестве испытуемых были выбраны студенты педиатрического и лечебного факультетов ЯГМА, общей численностью 170 человек (23 -мужского и 147 - женского пола), которые составили 2 группы: 1-ая группа - 6 курс лечебного факультета, численностью 85 человек; 2-ая группа - 6 курс педиатрического факультета, 85 чел. Возраст респондентов - от 21 до 27 лет. Средний возраст испытуемых - 22,4 года.

Методика «Профессиональная коммуникативная компетентность врача» Н.В. Яковлевой позволяет оценить уровень коммуникативной компетентности будущего врача по 4 блокам: блок КИ - определяет выраженность общих коммуникативных ценностей; блок КУ - отражает уровень владения общими коммуникативными навыками и умениями; блок ПИ - определяет степень включенности коммуникативных ценностей в профессиональную врачебную деятельность; блок ПУ - характеризует уровень развития профессиональных коммуникативных умений и навыков. Оценка степени сформированно-сти блоков ККВ осуществляется по 3 градациям: как сильно выраженная, средне выраженная и невыраженная.

Результаты и их обсуждение. При оценке уровня коммуникативной компетентности у студентов педиатрического (85 чел.) и лечебного факультетов (85 чел.) по методике «ПККВ» Н.В. Яковлевой были получены результаты, представленные в таблице 1.

Следует отметить, что у большинства респондентов в обеих группах наблюдался средний уровень выраженности коммуникативной компе-

Примечание: КИ - определяет выраженность общих коммуникативных ценностей; КУ - отражает уровень «технической успешности личности»; ПИ - характеризует степень включенности коммуникативной составляющей в профессиональную врачебную деятельность; ПУ - уровень профессиональных коммуникативных навыков и умений.

Таблица1

Выраженность ККВ по блокам у студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов, в %, п=170 чел.

Степень выраженности ПККВ

Блоки Сильная Средняя Не выражена

ПККВ Лечебн. Педиатр. Лечебн. Педиатр. Лечебн. Педиатр.

фак-т фак-т фак-т фак-т фак-т фак-т

КИ 29,4% 36,5% 70,6% 63,5% 0,0% 0,0%

КУ 0,0% 1,2% 74,1% 78,8% 25,9% 20,0%

ПИ 1,2% 11,8% 98,8% 88,2% 0,0% 0,0%

ПУ 4,7% 11,8% 95,3% 87,0% 0,0% 1,2%

тентности (ККВ) по всем блокам (КИ: 70,6% -в 1-ой группе, 63,5% - во 2-ой; КУ: 74,1% и 78,8%; ПИ: 98,8% и 88,2%; ПУ: 95,3% и 87,0% - соответственно).

Сравнительный анализ с использованием непараметрической процедуры, анализа вариаций по критерию Колмогорова-Смирнова показал, что имеются достоверно значимые различия в уровне выраженности ККВ по блоку ПИ (тл=50,11, тп=52,96 при р=0,000), характеризующему степень включенности коммуникативных ценностей в профессиональную врачебную деятельность. С нашей точки зрения, именно этот блок обеспечивает построение программ и тактических планов общения врача с больным, перевод врачебных задач в коммуникативные (содержательный уровень ККВ). Вероятно, это связано с тем, что врачи-педиатры понимают особенности общения

с больными детьми: говорить с ребенком много труднее, чем со взрослым; для этого надо уметь правильно воспринимать внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учитывать возможную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово [7, с. 36]. Кроме того, педиатры при непосредственном контакте с больным ребенком должны обязательно взаимодействовать с окружающими его взрослыми, чаще родителями (матерью, в частности), т.е. система «врач-больной» дополняется еще одним участником - родителем, и представляет собой уже не диаду, а триаду.

При этом в результате корреляционного анализа с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена выявлена положительная умеренная связь между блоками ПИ и ПУ ^ =0,319 при р=0,000), т.е. чем выше у будущего врача сте-

Копинг-стили/субстили Выше нормы Норма Ниже нормы

Лечебный фак-т Педиатр. фак-т Лечебный фак-т Педиатр. фак-т Лечебный фак-т Педиатр. фак-т

Проблемно-ориентированный копинг (ПОК) (норма = 58,01) 18,8% 28,9% 67,1% 65,1% 14,1% 6%

Эмоционально-ориентированнный копинг (ЭОК) (норма = 43,17) 11,8% 12,0% 52,9% 62,7% 35,3% 25,3%

Копинг ориентированный на избегания (КОИ) (норма = 41,88) 56,5% 45,8% 38,8% 47,0% 4,7% 7,2%

Отвлечение (норма = 18,41) 54,1% 39,8% 36,5% 43,4% 9,4% 16,8%

Социальное отвлечение (норма = 15,34) 40,0% 37,3% 52,9% 60,3% 7,1% 2,4%

Таблица2

Выраженность копинг-стилей у студентов 6 курса лечебного и педиатрического факультетов, в % (п=168, смешанная выборка)

Таблица3

Сравнение выраженности стилей и субстилей совладающего поведения у студентов педиатрического и лечебного факультетов (п=168, смешанная выборка)

Копинг-стили/суб стили Педиатрический фак-т (п=83) Лечебный фак-т (п=85)

Ср. значение SD Ср. значение SD

ПОК 61,576 8,376 59,306 7,074

ЭОК 41,663 7,552 39,906 8,954

КОИ 49,204 8,839 50,341 8,545

Отвлечение 20,819 5,698 22,024 5,334

Социальное отвлечение 18,289 3,462 18,459 4,176

пень сформированности блока ПИ, характеризующего степень включенности коммуникативной составляющей в профессию, тем лучше он овладеет профессиональными коммуникативными навыками и умениями. А с помощью однофак-торного дисперсионного анализа было выявлено влияние блока ПИ на блок ПУ, отражающий уровень развития профессиональных коммуникативных навыков и умений ^(1,168)=33,585, при р=0,000). Вероятно, объясняется это тем, что осознание важности включения коммуникативных ценностей в профессиональную деятельность приводит к более мотивированному освоению специальных коммуникативных навыков и умений (блок ПУ).

Результаты исследования копинг-стилей у студентов 6 курса лечебного (85 чел.) и педиатрического факультетов (83 чел.) представлены в таблице 2.

Доминирующей копинг-стратегий у студентов обеих групп является проблемно-ориентированный копинг (79,1% и 94% соответственно).

Сравнение выраженности стилей и субстилей совладающего поведения у студентов лечебного и педиатрического факультетов представлены в таблице 3.

Наиболее выражены у студентов педиатрического и лечебного факультетов ПОК (т=61,576, т=59,306) и субстиль социальное отвлечение (т=18,289, т=18,459). При этом необходимо отметить, что наибольший разброс у студентов педиатрического факультета наблюдается по стилям ПОК и КОИ, а у студентов лечебного - ЭОК и КОИ. Разницы в выраженности копинг-стилей не выявлено (по критерию Колмогорова-Смирнова), что говорит о том, что в целом студенты-выпускники медицинской академии справляются с жизненными трудностями.

Исследование корреляций копинг-стилей с блоками коммуникативной компетентности у будущих врачей проводилось с помощью не-

параметрической процедуры вычленения корре-ляционых связей с использованием коэффициента ранговой корреляции Спирмена (Я). Выявлена статистически достоверная средней силы корреляционная связь между ПОК и блоком ПУ

= 0,508, р<0,001), т.е. у респондентов с развитым ПОК более высокая степень сформирован-ности профессиональных коммуникативных навыков и умений. Кроме того, определена умеренная отрицательная значимая связь ЭОК с блоками ККВ: ПУ (Я = -0,345, р<0,001) и ПИ (Я=-0,342, р<0,01). Вероятно, это объясняет то, что, чем более эмоционально врач реагирует на трудную ситуацию в виде «погружения» в свои собственные переживания (ЭОК) или выброса эмоций, тем труднее ему сосредотачиваться на построении программ и тактических планов общения с больным, переводе врачебных задач в коммуникативные (блок ПИ) и применении коммуникативных умений и навыков в своей профессиональной врачебной деятельности (блок ПУ).

Используя множественный регрессионный анализ, отметим только наиболее выраженные и значимые закономерности изменения одной переменной под воздействием другой. Выраженность блока КУ определяется следующими предикторами (предсказывающими факторами): ЭОК, ПОК, социальное отвлечение и отвлечение (Я=0,47, Я2=0,23 при р=0,0004), то есть данная закономерность проявляется у 23% респондентов общей выборки. Наиболее весомым отрицательным предиктором является ЭОК (Р=-0,30 при р=0,005). Следовательно, предпочтение ЭОК в трудных жизненных ситуациях препятствует формированию общих коммуникативных навыков и умений (блок КУ). Значимыми положительными предикторами выступают субстиль «социальное отвлечение» (Р=0,23 при р=0,03) и ПОК (Р=0,25 при р=0,02). Использование человеком социального отвлечения и ПОК в качестве преобла-

дающих стилей совладания способствует развитию блока КУ. По отношению к блоку ПУ предикторами выступают следующие копинг-стили и субстили: ПОК, ЭОК, социальное отвлечение (Д=0,58, R2 =0,34 при р=0,0000). Данная закономерность характерна для 34% общей выборки, то есть проявляется у каждого третьего респондента. Наиболее весомым положительным предиктором является ПОК (Р=0,47 при р=0,0000). Испытуемые с доминирующим стилем ПОК имеют более развитые профессиональные коммуникативные навыки и умения (блок ПУ), чем те, кто предпочитает другие стили совладания. Значимым отрицательным предиктором является ЭОК (Р=-0,27 при р=0,004). Респонденты, преодолевающие трудные жизненные ситуации с помощью ЭОК, имеют менее сформированный блок ПУ, чем те, у кого преобладает ПОК.

С помощью однофакторного дисперсионного анализа было выявлено достоверно значимое влияние ПОК на блок ПУ, определяющий уровень развития профессиональных коммуникативных умений и навыков, дающий представление о «технической сущности» профессионального общения (Р(2, 165)=4,44 при р=0,01). Испытуемые с высокой степенью выраженности ПОК имеют более сформированный блок ПУ, чем те, у кого ПОК на среднем и низком уровне. Кроме того, отмечается достоверно значимое влияние (Б(2, 165)=3,34 при р=0,04) степени выраженности ЭОК на блок КИ. Респонденты с низким и средним уровнем ЭОК имеют более сформированный блок КИ, чем те, у кого высокий уровень развития эмоционально-ориентированного ко-пинга. Вероятно, это можно объяснить следующим образом. При низком уровне ЭОК человек не способен «отреагировать» свои переживания в стрессовой ситуации, он фокусируется на собственных негативных эмоциях, предпочитает «замкнуться», что препятствует формированию субъективной значимости общих коммуникативных ценностей в жизни (блок КИ). Но и высокий уровень ЭОК, характеризующийся чрезмерным проявлением своих собственных переживаний, не способствует развитию этого блока. Наиболее оптимальным для формирования общих коммуникативных ценностей (блок КИ) является такой уровень ЭОК, который соответствует нормальному показателю, что позволяет осуществлять целенаправленное регулирование отрицательных эмоций.

Таким образом, для данной выборки можно сделать вывод о том, что показатели коммуникативной компетентности будущих врачей коррелируют со стилями совладающего поведения: наиболее сильными и значимыми являются связи между ПОК (положительная) и ЭОК (отрицательная) и сформированностью профессиональных коммуникативных навыков и умений (блок ПУ ККВ). При этом копинг-стили выступают предикторами блоков ККВ. Наиболее весомыми по отношению к блокам ККВ, характеризующим уровень общих (блок КУ) и профессиональных (блок ПУ) коммуникативных навыков и умений, являются эмоционально-ориентированный ко-пинг-стиль (отрицательный предиктор) и проблемно-ориентированный копинг-стиль (положительный предиктор). Копинг-стили ПОК и ЭОК оказывают наиболее существенное влияние на уровень сформированности соответственно блока ПУ и блока КИ, определяющего сформиро-ванность общих коммуникативных ценностей. Копинг-стиль, ориентированный на избегание, не имеет ни корреляционных связей, ни влияния на выраженность блоков ККВ как наименее продуктивный и неэффективный способ поведения будущих врачей в стрессовых ситуациях.

Библиографический список

1. Васильева Л.Н. Исследование коммуникативной компетентности студентов-медиков на стадии завершения обучения в вузе // Личность в современных исследованиях: Сб. науч. тр. Вып. 11. Материалы VIII международной научно-практической конференции «Проблемы развития личности: психологическое консультирование и психотерапия». - Рязань: ООО «Копи Принт», 2008. - С. 159-164.

2. Ефименко С.А. Социология пациента: Ав-тореф. дис. ... д-ра социолог. наук. - М., 2007. -46с.

3. Кашницкий В.И. Диагностика базового уровня коммуникативной компетентности личности // Психология и практика: Сб. науч. тр. Вып. 2. / отв. ред. В.А. Соловьева. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. - С. 79-84.

4. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: Монография. - Кострома: «Авантитул», 2004. - 344 с.

5. Крюкова Т.Л. Методы изучения совладаю-щего поведения: три копинг-шкалы. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - 60 с.

Адаптация к другой культуре как трудная жизненная ситуация и совладание с ней..,

6. РешетниковА.В. Медико-социологический мониторинг. - М.: Просвещение, 1995. - 192 с.

7. Урванцев Л.П. Некоторые психологические аспекты профессиональной подготовки врача // Психологические проблемы рационализации деятельности / отв. ред. А.В.Карпов. - Ярославль,

УДК 159.9:316.6

1987. - С. 33-41.

8. Яковлева Н.В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача): Авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 1994.

Т.В. Гущина

АДАПТАЦИЯ К ДРУГОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ И СОВЛАДАНИЕ С НЕЙ: РОЛЬ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ*

В статье представлены результаты исследования имеющихся у россиян социальных представлений, образов представителей своей и других культур, восприятия сходств и различий данных образов, оказывающих влияние на качество межкультурной коммуникации, существующих авто-и-гетеростереотипов, претерпевающих изменения в трудных жизненных ситуациях, например, в процессе адаптации к другой культуре.

Ключевые слова: адаптация, межкультурная коммуникация, совладание, социальные представления.

Возрастающая интенсивность межкультурной коммуникации выдвигает на первый план потребность в осмыслении и анализе социального межкультурного взаимодействия, факторов, способствующих его эффективности/неэффективности с целью повышения коммуникативной компетентности субъектов межкультурной коммуникации, улучшения их адаптации в межкультурном пространстве. Мы исследуем особенности представлений россиян о субъектах другой культуры и о себе, гендерный аспект этих представлений через призму семейных отношений, а также представление о жизненных трудностях и совладании с ними у мужчин и женщин, россиян и представителей других культур. Цель нашего исследования - кросскультур-ное сравнение этих представлений.

Социальные представления, с точки зрения автора концепции - С. Московичи (1984), являются ведущей и единственной характеристикой и общественного, и индивидуального сознания. В понятие «социальные представления» входят и научные знания, теории и обыденные представления, которые тесно связаны друг с другом. Обыденные представления являются источником, основой для научных, влияя на содержание научных концепций. Россия всегда была страной, где преобладали идеи и представления, это свойственно российскому сознанию, поэтому исследова-

ние социальных представлений наиболее адекватно российской выборке.

В поиске понимания поведения представителей различных культур следует помнить о предрасположенности рассматривать и интерпретировать поведение окружающих через собственные культурные фильтры, то есть об этноцентризме. Интерпретации могут быть ошибочными, если поведение, о котором судит индивид, следует иной культурной ориентации, нежели его. Этноцентризм тесно связан с воздействием стереотипов. Многие исследователи считают этнические стереотипы явлением неизбежным, но опасным. Так Д. Мацумото (2002) считает, что стереотипы удобны в придании людям какой-то базы для суждений о выходцах из другой культуры. Но они могут быть опасны, когда люди стойко привержены им и переносят их на всех людей из какой-то другой культурной среды, забывая об индивидуальных различиях внутри культуры. Этнические стереотипы имеют ряд существенных свойств: эмоционально-оценочный характер, устойчивость и даже ригидность к новой информации, согласованность, неточность. Обладая данными свойствами, этнические стереотипы как образы этнических общностей отражают, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними (Т.Г. Стефаненко, 2007).

* Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ. Грант №08-06-00679а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.