Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной культуры студентов технического университета'

Формирование коммуникативной культуры студентов технического университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
356
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Неупокоева Галина Валентиновна, Мощевитина Людмила Яковлевна

Приведены результаты исследования, в процессе которого определен уровень сформированности коммуникативных умений у студентов технического университета, изучены психологические барьеры общения: наличие негативной коммуникативной установки, помех в установлении эмоциональных контактов, негативных стратегий психологической защиты в общении, найдены пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Неупокоева Галина Валентиновна, Мощевитина Людмила Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной культуры студентов технического университета»

ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.14

Г.В. Неупокоева, Л.Я. Мощевитина

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В том, что роль общения в эффективном управлении огромна, едва ли нужно кого-то убеждать. Достаточно сказать, что менеджер затрачивает на различные виды общения от 2/3 до 3/4 своего рабочего времени [2].

Культура управления невозможна без культуры общения - коммуникативной культуры. Мы согласны с Н.Н. Вересовым в том, что в самом общем виде коммуникативную культуру можно определить как совокупность коммуникативных умений, ставших органической частью личности [2].

Понятие «коммуникативные умения» включает в себя не только умение оценить собеседника, определить его сильные и слабые стороны, но и умение создать дружескую атмосферу, умение понять проблемы собеседника, его эмоциональное состояние и т.п.

Коммуникативные умения не даются человеку от природы. Как же овладеть этими умениями? Только учась и только на практике. Развитие коммуникативных умений - важнейшая часть самосовершенствования и саморазвития менеджера. Однако главное состоит в том, чтобы у руководителя было желание самосовершенствоваться и он понимал, что необходимо ежедневно «строить», создавать свою личность. Стремление к самосовершенствованию, в том числе коммуникативных умений, должно быть заложено уже в вузе.

Все выше сказанное побудило нас провести исследова-

ние, цель которого - формирование коммуникативной культуры у будущих управленцев в процессе преподавания психо-лого-педагогических дисцип-

лин. Нами решались следующие задачи:

- определение уровня сформированности коммуникативных умений у студентов;

- изучение некоторых психологических причин неэффективных коммуникаций - психологических барьеров;

- формирование у студентов желания самосовершенствовать коммуникативные умения и оказание им помощи в процессе работы над собой.

Работа проводилась на двух факультетах Кузбасского государственного технического университета - горном и инженерно-экономическом, в ней приняли участие 190 студентов второго и третьего курсов, начинающих изучать дисциплины психолого-педагогического цикла.

Для оценки уровня сформи-рованности коммуникативных умений использовался тест [5], в наибольшей степени отвечающий нашему представлению о коммуникативных умениях. По результатам тестирования респонденты разделились на три группы.

В первую группу вошли студенты (21%), которых можно назвать хорошими собеседниками. Однако они не являются отличными собеседниками, так как иногда отказывают партнеру в полном внимании, не всегда дают время раскрыть мысль полностью или приспосаблива-

ют свой темп мышления к его речи.

Вторую группу составили студенты (64%), которым присущи более существенные недостатки - критическое отношение к высказываниям, поспешные выводы, монополизация разговора, неспособность уловить скрытый смысл сказанного. В дальнейшем будем называть их собеседниками «с недостатками».

Студенты третьей группы (15%) - «плохие» собеседники. Помимо недостатков представителей двух названных групп, им присущи и другие недостатки: они не умеют легко войти в контакт и грамотно выйти из него, перебивают собеседника во время разговора, не смотрят на него или смотрят, оценивая, делают выводы за собеседника, занимаются посторонними делами во время разговора и др.

Студентов, являющихся отличными собеседниками -стиль общения которых может стать примером для окружающих, в выборке не оказалось.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что коммуникативная культура студентов технического университета оставляет желать лучшего.

Формирование коммуникативной культуры необходимо начать, на наш взгляд, с преодоления психологических барьеров общения. Мы рассматривали следующие психологические барьеры общения: наличие негативной коммуникативной установки, помех в установлении эмоциональных контактов, не-

гативных стратегий психологической защиты в общении. Характеристики психологических барьеров определялись по тестам, разработанным В.В. Бойко [1].

Негативная коммуникативная установка отражает готовность человека недоброжелательно относиться к большинству окружающих. Высокие показатели негативной коммуникативной установки имеют 77% респондентов: 36% из них имеют установку, свидетельствующую о разочаровании в людях, значительном осадке от контактов с большинством из тех партнеров, с кем приходилось иметь дело, о сниженном нравственном потенциале; 41%

- имеют установку, свидетельствующую о повышенной агрессивности. И лишь 23% опрошенных студентов имеют показатель негативной установки в пределах нормы. Причем среди «плохих» собеседников (по уровню развития коммуникативных умений) нет респондентов с негативной установкой в пределах нормы, среди собеседников «с недостатками» таковых 22%, а среди «хороших» собеседников - 34%.

Поэтому для развития коммуникативных умений необходимо формировать у студентов позитивную коммуникативную установку - готовность доброжелательно относиться к большинству окружающих. Конечно, сделать это не просто, ведь высокие показатели негативной коммуникативной установки могут быть следствием неблагополучных факторов судьбы человека: не везло на добрых и порядочных людей, среда воспитания была враждебной, агрессивной, родители отличались недоброжелательностью или даже жестокостью по отношению к другим людям, а, возможно, и к своим детям. Однако мы согласны с В. В. Бойко в том, что первичную роль в развитии негативной коммуникативной установки играет слабая нравственная ориентация личности,

что ведет к озлобленности, сниженному самоконтролю и порождает различные формы защитного поведения, в частности негативизм в отношении к людям. Высоконравственная личность имеет запас прочности в психотравмирующих условиях, так как, благодаря своим моральным качествам, способна многое прощать людям, не озлобляться, преодолевать негативизм по отношению к окружающим. Мы работаем в этом направлении, наш опыт описан в ряде статей, например [3,4]. Также мы советуем студентам, особенно с высоким уровнем негативной коммуникативной установки, проанализировать ее признаки с тем, чтобы быть способными замечать ее проявления в своем поведении и контролировать его.

Выделяют следующие признаки негативной коммуникативной установки.

1. Завуалированная жесткость в отношениях с людьми. В замаскированной, приглушенной или косвенной форме суждения личности содержат недоброжелательность, настороженность по отношению ко многим людям, отрицательные выводы о них, нежелание откликаться на их проблемы.

2. Открытая жесткость в от-

ношениях с людьми. Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу поступков и нравственности большинства окружающих: выводы о них

резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда.

3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях. Он выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о типах людей и отдельных сторонах взаимодействия: ведь в жизни имеют место огорчительные явления, не замечать которые было бы глупо и наивно. Поэтому некоторая доля негативизма в установке к людям неизбежна - нельзя воспринимать мир через розовые очки.

4. Брюзжание, то есть

склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с людьми и наблюдений за социальной действительностью.

5. Негативный опыт общения с окружающими. Данный компонент установки показывает, в какой мере человеку везло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности. При наличии отрицательного опыта человеку бывает достаточно небольшого провоцирующего обстоятельства, чтобы этот опыт воспроизвелся в его сознании и поведении и отразился на отношениях с окружающими.

Для респондентов с высокими показателями негативной коммуникативной установки главным образом характерны высокие показатели по первым двум признакам. Согласно методике, чем выше балл по «завуалированной жесткости», тем отчетливее просматривается философия человека-

перестраховщика, ожидающего подвоха со стороны. Высокие показатели “открытой жесткости” свидетельствуют о том, что человек не верит в нравственность большинства окружающих и при этом не считает нужным скрывать свое мнение.

Задача преподавателя заключается в том, чтобы побудить этих студентов пересмотреть свои позиции по отношению к людям и стать более доброжелательными. На это мы обращаем внимание при работе со студентами на лекциях, практических занятиях, консультациях, особенно при рассмотрении следующих тем в курсе «Психология и педагогика»: «Развитие и воспитание личности», «Самовоспитание», «Психологические приемы, позволяющие расположить собеседника к себе», «Психологические установки на общение с окружающими» и др.

Следующий, рассмотренный нами, психологический барьер общения - помехи в ус-

тановлении эмоциональных контактов.

Природа наделила нас эмоциями, но зачастую они не облегчают, а усложняют наше бытие. Так, только 17% опрошенных эмоции обычно не мешают общаться, 72% респондентов

эмоции в некоторой степени усложняют взаимодействие с партнерами, 11% - эмоции явно мешают устанавливать контакты с людьми.

Каким же образом помехи в установлении эмоциональных контактов влияют на уровень развития коммуникативных умений? Самый высокий процент респондентов, эмоции которых явно мешают им устанавливать контакты с людьми, в группе «плохих» собеседников - 25%, в группе собеседников «с недостатками» этот показатель составляет 11%, а в группе «хороших» собеседников - всего 6%. Таким образом, помехи в установлении эмоциональных контактов являются довольно значимым психологическим барьером общения. Чтобы преодолеть этот барьер, студенты должны знать, что представляют собой помехи.

Согласно методике В. В. Бойко, выделяются следующие помехи в установлении эмоциональных контактов:

- неумение управлять эмоциями, дозировать их;

- неадекватное проявление эмоций;

- негибкость, неразвитость, невыразительность эмоций;

- доминирование негативных эмоций;

- нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе.

У респондентов, которым эмоции явно мешают устанавливать контакты, присутствуют все пять видов эмоциональных помех. У респондентов, которым эмоции в некоторой степени усложняют взаимодействие, отсутствует помеха «Нежелание сближаться с людьми на эмоциональной основе». Студенты этих двух групп также различа-

ются по «Доминированию негативных эмоций»: среди студентов первой группы таковых 57%, среди студентов второй группы - 6%. По остальным помехам отличие одних от других незначительное. Однако для всех студентов этих групп самой главной помехой в установлении эмоциональных контактов является «Неумение управлять эмоциями, дозировать их», такая помеха имеет место в среднем у 75% респондентов.

Студенты, получив результаты индивидуального тестирования, и ознакомившись с обобщенными данными, касающимися помех в установлении эмоциональных контактов и их влияния на формирование коммуникативных умений, имеют необходимую информацию для работы над собой. Но наличие информации не всегда ведет к формированию желания изменить себя. В этом студенту помогает преподаватель через индивидуальные консультации и привлечение к участию в психологических упражнениях, таких как «Вертушка общения», «Мафиози», «Вырази эмоции» и др.

Нами рассматривалось также влияние стратегий психологической защиты в общении с партнерами на развитие коммуникативных умений. Согласно В. В. Бойко, выделяют следующие стратегии психологической защиты: миролюбие, избегание, агрессию. Стратегии отличаются соотношением в них интеллекта и эмоций, а также качеством сопровождающей их энергии: миролюбие сопровождается положительными разрядами, избегание - нейтральной энергией, агрессия - отрицательной энергией. В миролюбии ведущую роль играют интеллект и характер, избегание основано на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов, агрессия действует на основе инстинкта.

В выборке 24% респондентов в качестве доминирующей

используют стратегию «миролюбие», 49% - стратегию «избегание», 27% - стратегию «агрессия». То есть около трети респондентов психологически защищаются в общении с помощью агрессии, а это немало. Оказалось, что именно стратегия агрессии является довольно значительным психологическим барьером общения. Это подтверждают следующие факты. В группе «плохих» собеседников 40% респондентов предпочитают стратегию агрессии, в группе собеседников «с недостатками» их 21%, а группе «хороших» собеседников таких нет.

Как же бороться с агрессией, которая приобрела отчетливый социогенный характер? Конечно же, не с помощью ответной агрессии. В этом наверняка поможет стратегия «миролюбие», предполагающая сотрудничество, умение идти на компромисс, делать уступки. Чтобы сформировать такую стратегию у студентов, преподаватели должны сами демонстрировать миролюбие во взаимоотношениях с ними. Личный пример преподавателя, по мнению студентов, является самым действенным приемом воспитания. В преодолении агрессивности также помогает использование методов нейтрализации агрессии собеседника, позволяющих направить энергию агрессии в безопасное русло; способов психологической разрядки, тормозящих агрессию, которые рассматриваются в курсе «Психология и педагогика». По мнению студентов, очень полезным является участие в психологических играх: «Гостиница»,

«Привередливый покупатель» и др., а также «разбор полетов» после игр.

По завершению исследования нами был проведен анонимный опрос студентов, в результате которого сделаны следующие выводы.

Студенты пришли к пониманию того, что их коммуникативные умения пока не сформированы на должном уровне, а

это может послужить препятствием в их будущем карьерном росте как управленцев и помешать им эффективно общаться с людьми. У студентов, по их утверждению, возникла решимость заниматься самосовершенствованием в плане разви-

тия коммуникативной культуры и появилось желание продолжить работу по развитию ее в дальнейшем при изучении курсов «Психология управления коллективом» и «Деловое общение».

Результаты проведенного

исследования помогли нам в осуществлении комплексного подхода к формированию коммуникативной культуры специалистов через преодоление у студентов психологических барьеров общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информ. - изд.дом “ФИЛИНЪ”, 1996.- 472с.

2. Вересов Н.Н. Психология управления: Учебное пособие. - М.:Московский психологосоциальный ин-т; Воронеж:Изд-во НПО “МОДЭК”, 2001. - 224с.

3. Мощевитина Л.Я., Неупокоева Г.В. Назад - к Пушкину и Далю. / Социальноэкономический и научный потенциал Кузбасса в XXI веке: Материалы науч.-практ. конф., посв. 60-

летию Кемеровск. обл. - Кемерово: КузГТУ, 2003. - С.86-90.

4. Неупокоева Г.В., Мощевитина Л.Я. Общая культура - составная часть профессиональной культуры специалиста. / Формирование деловой и профессиональной культуры руководителей, специалистов, преподавателей, учащихся и студентов: Сб. статей участников 2-ой Всерос. науч.- метод. конф. (2324 апр. 2003г.): ч 1. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2003. - С.25-29.

5. Энциклопедия психологических тестов. Общение, лидерство, межличностные отношения. - М.: ООО “Издательство АСТ”, 1997. - 304с.

□ Авторы статьи:

Неупокоева Мощевитина

Галина Валентиновна Людмила Яковлевна

- канд. пед.наук, доц. каф. психоло- - доц. каф. психологии

гии и педагогики и педагогики

УДК 378.14

Е.С. Мичурина

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Молодые люди приходят в вуз с ярко выраженным интересом к окружающей действительности, который продолжает развиваться. Для многих студенческие годы - время становления социальной зрелости, интенсивного развития ума, формирования мировоззрения, убеждений, идеалов. Все познавательные интересы находятся у них в состоянии развития, восприятие становится глубже и устойчивее, совершенствуются произвольное внимание и способности к абстрактному мышлению. «..Чем более расширяется круг познания человека, тем более появляется точек соприкосновения с непознанным. То,

что освоено, принято, понято, становится фундаментом для новых идей, проектов, творений» [1].

Студент в переводе с латинского - «усердно работающий, жаждущий знаний»[2]. Исследования показывают, что сегодня нельзя говорить об отсутствии у студентов интереса к знаниям. Но зачастую этот интерес постепенно снижается, падает и активность студентов, они начинают пропускать занятия и т.д. Как отмечает Л. Г. Вяткин, причина этого кроется в том, что преподаватели при подготовке и проведении занятия не всегда учитывают познавательные возможности студентов,

кроме того, методика чтения лекций (даже очень содержательных) чаще всего бывает однообразной: преподаватель

говорит, объясняет, а студенты слушают и записывают. Если обратиться к данным возрастной психологии и педагогики, то можно установить аргументы в пользу утверждения «активного характера становления личности студента на начальном этапе в вузе». В качестве основы становления личности принимается потребность личности «быть субъектом деятельности и общения» (В. А. Петровский, А. В. Петровский).

Современная система образования требует отказаться от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.