Научная статья на тему 'Особенности делового общения руководителей с различными копинг-стратегиями'

Особенности делового общения руководителей с различными копинг-стратегиями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1271
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ / КОПИНГ-СТРАТЕГИИ / СТИЛЬ ОТНОШЕНИЙ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ / ЭМПАТИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / BUSINESS COMMUNICATION / COPING STRATEGIES / STYLE OF RELATIONS / COMMUNICATIVE DIFFICULTIES / EMPATHY / AGGRESSIVENESS / VERBAL AND NONVERBAL MEANS / PSYCHOLOGICAL DEFENSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самохвалова Анна Геннадьевна

В статье обобщены результаты эмпирических исследований взаимосвязи совладающего поведения с различными параметрами делового общения руководителей; описаны модели коммуникативной деятельности менеджеров, предпочитающих различные копинг-стратегии в стрессовых ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Самохвалова Анна Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The results of empirical investigations of interconnection of coping behavior with different parameters of business communication of officials are generalized in the article; models of communicative activity of managers who prefer different coping strategies in stress situations are described.

Текст научной работы на тему «Особенности делового общения руководителей с различными копинг-стратегиями»

УДК 316.354

Самохвалова Анна Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

sozpsi@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЯМИ

В статье обобщены результаты эмпирических исследований взаимосвязи совладающего поведения с различными параметрами делового общения руководителей; описаны модели коммуникативной деятельности менеджеров, предпочитающих различные копинг-стратегии в стрессовых ситуациях.

Ключевые слова: деловое общение, копинг-стратегии, стиль отношений, коммуникативные трудности, эмпатия, агрессивность, вербальные и невербальные средства, психологическая защита.

Проблема делового общения была актуальной и востребованной во все вре-. мена. С тех пор как появилась совместная деятельность, и людям стало необходимо договариваться между собой, чтобы получить желаемый результат, возник вопрос об эффективности общения. Особенно остро стоят вопросы эффективности деловых коммуникаций для людей, профессиональная деятельность которых относится к разряду «человек-человек», то есть связана с постоянным общением с другими людьми. Одной из таких профессий является профессия менеджера. Считается, что 85% его рабочего времени приходится на различные коммуникативные акты. Действительно, любая профессиональная задача на определенном этапе ее решения, становится задачей коммуникативной, когда приходится влиять на своих коллег: убеждать, объяснять, инструктировать, внушать и т. д. Вот почему коммуникативная компетентность для данной категории специалистов считается профессионально значимой характеристикой, залогом успеха в деловых отношениях.

Еще одной из важнейших особенностей профессиональной деятельности менеджера является высокая плотность трудных, проблемных ситуаций, с которыми он сталкивается, и которые требуют от него мгновенного совладания со стрессом и быстрого принятия адекватных решений.

Мы предположили, что современные руководители по-разному совладают со стрессовыми ситуациями на рабочем месте и, соответственно, своеобразным образом выстраивают стратегии своего делового общения. Данную проблему мы изучали со студентами кафедры социальной психологии КГУ им. Н.А. Некрасова на протяжении пяти лет с различных позиций. Исследовались связи копинг-поведения руководителей

с их индивидуально-типологическими особенностями, проявляющимися в общении (С.В. Котова, Н.О. Звездочкина); со стилями и тенденциями межличностных отношений (О.С. Бакулина,

О.В. Попова); с уровнем развития эмпатии, доброжелательности, принятия других, эмоционального отклика (Н.О. Тадевосян, В.Д. Едчик); с формами проявления агрессивности (Т.А. Нестерова, Е.В. Кочетова); со стратегиями психологической защиты и самопредъявления в общении (И.Ю. Бочарова, Е.И. Чистякова); с коммуникативными трудностями делового общения руководителей (Е.Е. Чернова, Ю.А. Суворова) и др. Кроме того, изучались различия делового общения руководителей, предпочитающих определенные копинг-стратегии.

Всего было исследовано 325 руководителей, реализующих управленческие функции в различных отраслях (26% - в торговой сфере; 19% -в производственной сфере; 17% - в государственной службе; 16% - в образовании; 14% - в медицинских организациях, 8% - в правоохранительных органах). Возраст испытуемых варьируется от 29 до 55 лет. 72% выборки - городские жители, 28% - сельские жители; 53% - представители женского пола, 47% - мужчины. Стаж работы на руководящей должности не менее трех лет.

С целью диагностики способов совладания руководителей использовалась методика Р. Лазаруса и С. Фолькман, в адаптации Т. Л. Крюковой и Е.В. Куфтяк (2004). Обработанные результаты мы проранжировали и выявили наиболее и наименее популярные стратегии копинг-поведения современных руководителей: 1 - «планирование решения проблемы» (26%); 2 - «самоконтроль» (18,4%); 3 - «поиск социальной поддержки» (17,5%); 4 - «конфронтативный копинг» (12%); 5 -«принятие ответственности» (11,5%); 6 - «дистан-

цирование» (10,7%); 7 - «бегство - избегание» (3,3%); 8 - «положительная переоценка» (0,6%).

Специфика делового общения руководителей исследовалась с помощью диагностики стилей межличностных отношений (Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик); тенденций поведения в межличностных отношениях (У Шутца); индивидуально-типологических особенностей личности (Л.Н. Собчик); уровня эмпатических способностей и доминирующих стратегий психологической защиты в общении (В.В. Бойко); уровня эмоционального отклика (А. Меграбиана, Н. Эпштейна); уровня принятия других (Фейя); уровня доброжелательности (Кэмпбелла); форм проявления агрессивности (Басса-Дарки); способности к управлению самопредъявлением в общении (М. Снидер); социально-психологических характеристик субъекта общения (В.А. Лабунской); особенностей вербального, невербального поведения и коммуникативных трудностей личности (А.Г. Самохваловой).

Все перечисленные характеристики делового общения послужили критериями для выявления и описания обобщенных психологических портретов руководителей-коммуникантов, предпочитающих различные стратегии совладающе-го поведения.

«Планирование решения проблемы» является наиболее предпочитаемой стратегией совла-дающего поведения в выборке руководителей (как и других испытуемых в целом, Крюкова, 2004). В межличностных отношениях с коллегами менеджеры используют независимо-доминирующий стиль, или же сотрудничающий. Это связано с тем, что личность хорошо умеет чувствовать потенциалы коммуникативной ситуации и ее участников; подходит аналитически к решению проблемы; в зависимости от расстановки сил либо сотрудничает с достойными партнерами, либо принимает единоличное решение.

Речь чаще всего логична, грамотна, непротиворечива, «взвешивается» каждая фраза. Невербальные проявления выдают «мудрого человека»: описательные жесты; тяжелая походка; задумчивая мимика; редкий, но глубокий контакт глаз; вариативная тональность голоса, использование экстралингвистических проявлений (паузы, вздохи, покашливания). Руководитель применяет рефлексивное слушание, однако нередко хочет, чтобы слушали только его, следовательно, проявляет тенденции эгоцентризма и доминантности («са-

мовлюбленный слушатель»). Для него характерны экспрессивно-речевые трудности общения, связанные с низким уровнем развития коммуникативной спонтанности и креативности.

В деловом общении проявляет тенденцию находиться в обществе других людей и контролировать отношения с ними. Это рассматривается им как необходимое условие принятия адекватного ситуации решения проблемы. Находясь в обществе коллег и наблюдая за ними, руководитель генерирует свои идеи, учитывая потенциалы и возможности коллектива. Помогает ему в этом высокий уровень эмоционального отклика, доброжелательного отношения и принятия других.

В коммуникативной деятельности руководителя проявляются такие индивидуально-типологические особенности как интроверсия (длительное обдумывание коммуникативных действий, предпочтение наблюдать, а не включаться в общение) и сензитивность (необычайная чувствительность к противоречиям, назревающим конфликтам, умение чувствовать настроение собеседников и прогнозировать развитие ситуации).

Данные характеристики объясняют во многом и то, что уровень эмпатических способностей довольно высок. Особенно хорошо развиты рациональный канал эмпатии и идентификация. Это позволяет руководителю максимально «вжиться» в образ партнера по общению, понять ход его мыслей, мотивы, амбиции и др.

Основной формой агрессивности является негативизм, проявляющийся в резко отрицательном отношении к готовым решениям, навязываемым руководителю. Правда негативизм в данном случае не сопровождается упрямостью, и, если руководитель сам в результате размышлений поймет целесообразность предлагаемых решений, он соглашается с партнерами.

Доминирующей стратегией психологической защиты в общении является стратегия избегания, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов личности в ситуации проблемного общения. Руководитель стремится «обойти острые углы», не вступать, по-возможности, в конфликтное взаимодействие, выигрывая время на осмысление ситуации и своих потенциалов.

Менеджеры данной группы авторитетны, создают о себе хорошее мнение, умело управляют самопредъявлением в общении, чаще всего занимают лидирующие позиции в деловых коммуникациях.

Руководители, предпочитающие копинг-стра-тегию «самоконтроль», в деловом общении чаще проявляют характеристики сотрудничаю-ще-конвенциального или же зависимо-послушного стилей межличностных отношений. Сотрудничество, демократичность в коммуникациях дает руководителю чувство уверенности, для него важно хорошее отношение со стороны подчиненных, это позволяет ему совладать со своими неблагоприятными эмоциями и гармонизировать коммуникативные действия. Зависимо-послушный стиль избирается в ситуациях, когда руководитель считает, что силы неравны, и борьба неуместна, поскольку будут затрачены значительные ресурсы и возможен нежелательный разрыв отношений. В данном случае человек идет на уступки, соглашается, тем самым, сохраняя внутреннее спокойствие.

Речь правильная, выразительная, проявляются доброжелательные, мягкие интонации. В затруднительных ситуациях возможны длительные паузы, сопровождаемые улыбкой (в этот момент руководитель пытается совладать с нахлынувшими эмоциями). Невербальные проявления достаточно сдержанны: используются жесты самоконтроля и привлечения внимания, приветливая мимика, ритмичная походка, внутренняя мобилизованность, социальное дистанцирование. Руководитель использует активное слушание для детального прояснения позиции собеседника, кроме того, стремится в процессе слушания отслеживать и контролировать собственные эмоциональные состояния. Характерны коммуникативные трудности, связанные с необходимостью организации спонтанного взаимодействия, поскольку проявляется чрезмерное сомнение в правильности собственных действий и своей компетентности.

Для руководителя характерна тенденция находиться в обществе других людей и контролировать отношения с коллегами. Включенность в коммуникативный контекст необходима менеджеру как некая информационная составляющая профессиональной деятельности, сигнализирующая либо о стабильности его авторитета, либо о возникающих проблемах во взаимоотношениях.

В общении проявляются такие индивидуально-типологические характеристики как экстраверсия (общительность, разнообразие коммуникативных контактов, проявление искренности), тревожность (чрезмерная заинтересованность

мнением о себе окружающих, ожидание опасности со стороны коллег) и сензитивность (умение чувствовать условия коммуникативной ситуации и выстраивать адекватно им модели коммуникативного поведения).

Уровень эмпатических способностей достаточно высок. Особенно хорошо развиты интуитивный канал эмпатии и проникающая способность в эмпатии. Интуиция помогает предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на собственный опыт. Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Руководитель создает атмосферу информационно-энергетического обмена, расслабляя партнера по общению, снимая коммуникативные барьеры. Подобная гармония коммуникативной обстановки позволяет и самому менеджеру совладать с возникшими негативными эмоциями и чувствами.

Вполне понятно, что данный тип руководителя проявляет высокий уровень эмоционального отклика, доброжелательного отношения и средний уровень с тенденцией к высокому принятия партнеров по общению. Тесные эмоциональные связи помогают менеджеру чувствовать себя востребованным, значимым в коллективе, создают ощущение психологического комфорта.

Агрессивность в деловых коммуникациях руководители проявляют редко. Для них более свойственна обидчивость и чувство вины. Обиды являются следствием непонимания со стороны коллег, а чувство вины появляется в ситуациях, когда не удалось отстоять собственную позицию или пришлось использовать манипуляции в деловой сфере.

Доминирующей стратегией психологической защиты в общении является «миролюбие». Оно проявляется в умении идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовности жертвовать некоторыми своими интересами во имя сохранения собственного достоинства.

Руководители, способные контролировать себя, воспринимаются как уравновешенные, рассудительные, спокойные люди. Многие сотрудники даже не догадываются, что их менеджеров может что-либо вывести из состояния равновесия. Они проявляют средний уровень способности к самопредъявлению в общении, т.е. в неко-

торых ситуациях могут занимать лидерские позиции, в других же - приспосабливаться к требованиям коммуникаций.

Руководители, ищущие в стрессовых ситуациях социальной поддержки, склонны проявлять чаще всего ответственно-великодушный стиль межличностных контактов. Принятие на себя ответственности за все происходящее в организации, демонстрация понимания, толерантности, великодушия дает личности возможность получать необходимую информационную, деятельностную и эмоциональную поддержку от сотрудников.

Речь чаще всего плавная, небыстрая, интонационно окрашенная, выразительная. Нередко использование манипулятивных техник (ссылка на дружеские отношения, стремление через проявление собственной слабости, некомпетентности, усталости «заставить» других людей выполнять свои обязанности). Из невербальных средств общения используются динамические прикосновения (рукопожатия, поглаживания), сближение в коммуникациях, модальная жестикуляция, отражающая положительную оценку партнера, открытые позы, плавные движения тела. Открытая улыбка часто сопровождается смехом, вздохами. Процесс слушания в коммуникациях затруднен тем, что руководитель слушает только то, что важно и интересно для него самого, все остальное, пропуская мимо ушей («слушатель-пчела»). Коммуникативные трудности связаны с параметрами ситуации общения: в частности, руководитель «теряется» при взаимодействии с большой группой людей, при общении с людьми более высокого статуса.

В межличностных отношениях преобладает тенденция устанавливать близкие отношения с другими людьми (приятельские, дружеские, стремление много времени проводить вместе с коллегами, иметь общие увлечения). Такое поведение позволяет руководителю хорошо узнать людей, с которыми он работает, придает уверенность в том, что в трудную минуту его сотрудники не оставят его в беде.

В деловом общении проявляются экстраверсия (расширение коммуникативных контактов, высокая вербальная активность), ригидность и тревожность (любая новая ситуация застает руководителя врасплох, он долго сетует на обстоятельства, на внешние причины, затрудняющие решение проблемы, обращается за поддержкой, помощью).

Уровень развития эмпатических способностей достаточно высок. Особенно хорошо развит рациональный канал эмпатии, который характеризует направленность внимания, восприятия и мышления руководителя на сущность партнера по общению - на его актуальные состояния, проблемы, характеристики поведения. Этот спонтанный интерес к другому открывает возможности эмоционального и интуитивного отражения собеседника, способствует определению его ресурсов и пониманию, чем в конкретной ситуации этот человек может помочь.

При этом уровень собственного эмоционального отклика руководителя средний с тенденцией к низкому, а уровень принятия других и доброжелательного отношения и вовсе низкий. Доминирующей стратегией психологической защиты при этом является стратегия миролюбия. Следовательно, внешнее расположение и радушие, открытость и всепрощение являются наигранными, неестественными, используемыми как средства манипулирования.

Это подтверждается и тем, что у менеджеров данной группы преобладают такие формы агрессивности, как раздражение и обида. Если в стрессовой ситуации руководителю не удается получить необходимую поддержку со стороны коллег, его это выводит из равновесия, он часто склоняется к конфликтному взаимодействию, может легко разорвать межличностные контакты. Кроме того, такие люди долго помнят обиду и в последующих отношениях указывают на «прежние грехи» сотрудников.

Руководители данной категории прекрасно владеют механизмами самопредъявления в общении, часто являются «всеобщими любимцами» в коллективе, исполняют роли «славного парня», «души компании». Такому человеку трудно отказать, хочется всеми возможными способами ему помочь и оправдать его доверие. В этом, видимо, и кроется секрет успеха таких менеджеров.

Руководители, предпочитающие конфронта-тивный копинг, чаще всего демонстрируют прямолинейно-агрессивный и властно-лидирую-щий стили поведения в межличностных отношениях. Они стремятся создать вокруг себя обстановку подчинения, всеобщего к себе уважения (иногда даже страха), вербальные формулировки отличается четкостью, резкостью, логичностью, повелительными интонациями; широко представлены невербальные средства общения: энергич-

ные телодвижения, закрытые позы, угрюмая мимика, модальная жестикуляция, отражающая оценку и отношение к собеседникам, стремление к сокращению дистанции в общении, прямой доминирующий контакт глаз. В процессе слушания часто проявляется враждебность по отношению к собеседнику, завистливость («слушатель-жало»). Характерны социально-перцептивные коммуникативные трудности, связанные со стереотипностью и предвзятостью восприятия других людей.

Руководители стремятся находиться в обществе других людей, желают, чтобы их подчиненные проявляли к ним интерес и принимали их в свое общество. Однако боятся устанавливать тесные эмоциональные контакты с другими людьми, предпочитая общаться лишь на деловые темы.

В коммуникативной деятельности проявляют экстраверсию (множественность контактов, желание любой вопрос сразу решить в деловой коммуникации, предпочтение прямых контактов с работниками), спонтанность (быстрая реакция на проблемную ситуацию, не всегда адекватная коммуникативной ситуации), агрессивность (часто носит защитный характер, позволяет отреагировать гнев, снять напряжение; она бурно проявляется и быстро гаснет). Агрессия является и доминирующей стратегией психологической защиты в общении, с помощью которой руководитель поддерживает собственный статус и значимость, отстаивает право на силу и доминирование. Основными формами проявления агрессии являются физическая и вербальная агрессия. Вполне понятно, что в деловых контактах руководители не могут себе позволить проявление физической агрессии, что компенсируется чрезмерной вербальной грубостью, назидательностью, оскорблениями, нападениями.

Эмпатические способности развиты недостаточно. Более остальных актуализирован эмоциональный канал эмпатии, что помогает руководителю успешно манипулировать подчиненными, тонко чувствуя их «болевые точки» и верно диагностируя их эмоциональные состояния. При этом эмоциональный отклик проявляется на среднем уровне с тенденцией к низкому, а уровень принятия других и доброжелательного отношения низкий. Все это свидетельствует о том, что человек не принимает близко к сердцу эмоциональные состояния и проблемы собеседников, не всегда прогнозирует последствия соб-

ственных коммуникативных действий, в напряженной ситуации недоброжелателен, эгоцентричен и раздражен.

Руководители, предпочитающие конфронта-тивный копинг, достаточно доминантны, авторитарны, проявляют высокий уровень самопредъяв-ления в общении. Эти люди никогда не остаются в общении незамеченными, о них «ходят легенды», слухи; они обладают репутацией «бунтовщиков», умеющих отстоять свою позицию и одержать победу любой ценой в любой конфронтации.

Руководители, предпочитающие такую копинг-стратегию, как «принятие ответственности», в межличностных отношениях проявляют власт-но-лидирующий и независимо-доминантный стили поведения. Данные стратегии позволяют самому человеку признать свою главную роль и почувствовать ответственность за все происходящее в организации; а сотрудникам внушить по отношению к менеджеру чувство уважения, а иногда и стыда за невыполнение своих обязанностей.

Речь сдержанна, малоэмоциональна, лаконична, всегда по существу дела. В невербальном поведение присутствуют указательные жесты, угрюмая мимика, сосредоточенные позы, доминантный прямой визуальный контакт, независимое расположение в пространстве. Использует нерефлексивный стиль слушания, не включаясь в вербализацию, однако всегда внимателен и мобилизован. Нередко проявляются коммуникативные трудности, связанные с неблагоприятными эмоциональными отношениями с коллегами.

В деловом общении проявляет тенденцию контролировать отношения с другими людьми. Это позволяет ему вовремя почувствовать приближение сложной ситуации и сделать оптимальный выбор коммуникативных тактик. В коммуникациях чаще отражаются интровертирован-ность (замкнутость, нежелание вести разговор на личные темы), ригидность (долгое обдумывание проблемы, «застревание» на малоэффективной стратегии поведения), тревожность (проявления перфекционизма, гиперответственности и исполнительности).

У руководителей отмечаются установки, препятствующие эмпатии (недооценка интеллектуальных и профессиональных возможностей партнеров, ожидание недоброжелательно к себе отношения, страх поручить часть своих обязанностей другим людям, стремление все и всех контролировать).

Отмечается средний уровень эмоционального отклика, принятия других и доброжелательности. Видимо, излишняя эмоциональность и толерантность рассматривается руководителем как «взаимодействие на-равных», как разделение ответственности, отсюда возникает статусный коммуникативный барьер.

Доминирующей стратегией психологической защиты в общении является «агрессия», которая носит защитный характер и направлена на самоутверждение руководителя. Основными формами агрессивности являются вербальная агрессия и чувство вины. Проявления собственной грубости, резкости, прямолинейности, непоколебимости в сложных ситуациях травмируют менеджера, вызывая впоследствии сочувствие к коллегам и осознание своей неправоты.

Руководители данной группы не стремятся всегда быть в центре внимания, имеют средний уровень самопредъявления в общении, однако всегда несут ответственность за свои слова и поступки, последовательны в требованиях, жестки в санкциях по отношению к подчиненным.

Руководители, прибегающие к копинг-страте-гии «дистанцирование», в межличностных отношениях проявляют преимущественно недоверчиво-скептический стиль. Любая проблемная ситуация расценивается как угрожающая, личность стремится отстраниться от нее, обесценить ее значимость, проявляя при этом недоверие как к ситуации в целом, так и к ее участникам. Скептический настрой помогает выиграть время для обдумывания собственных стратегий поведения. Речь нетороплива, содержит множество вопросительных интонаций, часто иронична. Голос тихий, низкий, из экстралингвистических проявлений характерны паузы, вздохи. Жесты и пантомимика сдержанны, походка настороженная, в мимических проявлениях читаются презрение и удивление, отмечается избегание прямого зрительного контакта и намеренное увеличение дистанции в общении. В процессе слушания часто погружается в собственные заботы, проявляет скуку, безразличие («псевдослушатель»). Для руководителя характерны экспрессивно-речевые трудности общения, поскольку бурные эмоции и выразительная речь мешают ему абстрагироваться от ситуации.

Для данной категории руководителей характерна тенденция контролировать отношения с другими людьми и полностью отсутствует же-

лание, чтобы другие люди устанавливали с ними глубокие эмоциональные отношения. Контроль над коммуникативной ситуацией и ее участниками создает атмосферу защищенности, уверенности, стабильности. Глубокие же эмоциональные отношения расцениваются как угроза целостности «Я», проявляется боязнь того, что интимная информация может быть использована во вред.

В коммуникативной деятельности проявляются такие индивидуально-типологические особенности как интроверсия (замкнутость, долгое обдумывание собственного коммуникативного поведения, низкая вербальная активность), сензи-тивность (руководитель хорошо чувствует проблемную ситуацию, может предвидеть коммуникативные трудности, правильно оценивает собственные силы), ригидность (трудность перехода из одной коммуникативной роли в другую).

Для руководителя характерны установки, препятствующие эмпатии. Ему трудно понять внутренне состояние собеседника, поскольку он избегает личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другому человеку, недоверчиво относится к мнению других людей.

Эмоциональный отклик, уровень принятия других людей и доброжелательного отношения к ним достаточно низок. Руководитель предпочитает общаться на формально-деловом, а не на личностном уровне, избегая проявлений внимательности, понимания, дружелюбия и открытости. Это позволяет ему эмоционально отдалиться от проблемной ситуации и ее участников, не принимая близко к сердцу их психоэмоциональные характеристики.

В коммуникативной деятельности агрессивность проявляется в форме негативизма и подозрительности. Руководитель с осторожностью относится ко всему непривычному, долго «приглядывается» к новым сотрудникам, негативно реагирует на проявления креативности и самостоятельности работников.

Доминирующей стратегией психологической защиты в общении является избегание, основанное на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Человек привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его «Я» подвергается атакам.

Таких руководителей нельзя назвать «публичными людьми», «харизматичными личностями», они имеют низкую способность самопредъявления в общении, не стремятся быть на виду, лиди-

ровать, демонстрировать свои организаторские и коммуникативные качества.

Очень редко, на сегодняшний день, руководители прибегают к стратегии «бегство-избегание». Это, наверное, и понятно, поскольку в сфере делового общения это самая малоэффективная модель поведения. Ведь мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные на уход от проблемы, приводят к самообману, с одной стороны, и к уличению руководителя в его профессиональной и коммуникативной некомпетентности, с другой стороны. Коммуникативные проявления руководителей, использующих стратегию «бегство-избегание» сходны с характеристиками делового общения менеджеров, проявляющих «дистанцирование». Существенное различие составляет лишь стиль межличностных отношений. У данной группы руководителей проявляется зависимо-послушный стиль, что явно противоречит роли главы организации, но, одновременно, дает возможность «передышки» и концентрации личностных ресурсов для дальнейших действий.

Удивительным в исследовании нам показалось то, что практически никто из руководителей (2 человека из 325) не использует копинг-стратегию «положительная переоценка», хотя данная модель поведения, на наш взгляд, достаточно эффективна, поскольку предполагает стремление использовать негативный опыт как ресурс саморазвития; ведет к переосмыслению взаимоотношений, нахождению новой веры; открывает неожиданные потенциалы трудового коллектива.

В заключение отметим, что данные психологические портреты руководителей достаточно условны, и, несомненно, каждый человек уникален и неповторим в сфере делового общения. Однако выявленные тенденции, возможно, помогут современному менеджеру, совладая со стрессом, использовать более эффективные стратегии взаимодействия; проявлять в коммуникативной деятельности свои лучшие потенциалы и коммуникативную компетентность; влиять на сотрудников более цивилизованно, избегая нападений и манипуляций. Вслед за Сенекой хочется повторить: «Сильнее всех - владеющий собой!»

Библиографический список

1. Бойко В.В. Энергия эмоций. - СПб.: Питер, 2004.

2. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. - М.: Юристъ, 1998.

3. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куф-тяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. - СПб.: Речь, 2005.

4. Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения. - М.: Академия, 2001.

5. Самохвалова А.Г. Деловое общение: путь к успеху. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007.

6. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. - СПб.: Речь, 2003.

7. ТолочекВ.А. Стили профессиональной деятельности. - М.: Смысл, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.