Научная статья на тему 'Акцентуации характера как фактор затрудненного общения подростков'

Акцентуации характера как фактор затрудненного общения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4969
666
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАТРУДНЕННОЕ ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ / ПОДРОСТКИ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / HINDERED COMMUNICATION / COMMUNICATIONAL DIFFICULTIES / TEENAGERS / CHARACTER ACCENTUATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Самохвалова Анна Геннадьевна

В статье рассматриваются стили межличностных отношений и актуальные коммуникативные трудности акцентуированных подростков; доказывается, что каждый тип акцентуаций связан с возникновением у подростка специфических коммуникативных трудностей (базовых, содержательных, инструментальных и рефлексивных).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Character accentuation as teenagers'' hindered communication factor

Styles of interpersonal relationships and topical communicative difficulties of accentuated adolescents are discussed in the article, it is proved that each type of accentuations is associated with the occurrence of specific communication difficulties (basic, substantive, instrumental and reflexive ones) in a teenager.

Текст научной работы на тему «Акцентуации характера как фактор затрудненного общения подростков»

перевод учреждения в состояние обучающейся организации и включение в обучение всех субъектов ОК; выбор содержания обучающих программ для субъектов ОК на основе удовлетворения их индивидуальных, групповых потребностей и потребностей всего учреждения; предоставление возможности участия в проектной деятельности большинству субъектов ОК на основе их со-действия, со-разви-тия, интегрированного сотрудничества; включение субъектов в разные формы коллективной продуктивной деятельности; научно-методическое, информационное и психолого-педагогическое сопровождение реализации технологического обеспечения; отслеживание результатов и рефлексия развития ОК, выявление ее проблемных точек; применение мониторинга, внешней и внутренней экспертизы.

Совокупность социально-педагогических, субъектно-личностных, организационно-педагоги-

ческих условий, обеспечивающих системность и целостность развития ОК, позволяет ей преобразовываться и достигать качественно нового уровня развития.

Библиографический список

1. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. - М., 2004. - 349 с.

2. Крылова Н.Б. Контексты как отражение условий и смыслов // Новые ценности образования. Контексты и подтексты образования. Вып. 5-6. -М., 2006. - С. 70-84.

3. Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. - М.: Изд-во Мегаполис, 2008. - 392 с.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ООО «А ТЕМП», 2006. -944 с.

УДК 37.04

Самохвалова Анна Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

samohvalova@kmtn.ru

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА КАК ФАКТОР ЗАТРУДНЕННОГО ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ*

В статье рассматриваются стили межличностных отношений и актуальные коммуникативные трудности акцентуированных подростков; доказывается, что каждый тип акцентуаций связан с возникновением у подростка специфических коммуникативных трудностей (базовых, содержательных, инструментальных и рефлексивных). Ключевые слова: затрудненное общение, коммуникативные трудности, подростки акцентуации характера.

Постановка проблемы

Акцентуации характера как усиленные до определенной степени черты личности,

. как крайний вариант нормы (К. Леон-гард, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков и др.), рассматриваются нами в качестве диспози-ционного фактора затрудненного общения подростков. Даже при небольшом усилении выраженности характерных черт возникают некоторые сложности в отношениях подростка с другими людьми, а также в отношении к самому себе. От них страдают не только окружающие, но и сами «носители» акцентуаций [1].

Многочисленные исследования детского затрудненного общения, проводимые нами на протяжении 15 лет, убедительно доказывают, что в период подросткового возраста резко возрастает количество коммуникативных трудностей ребенка; они становятся более осознанными, дифференцированными; вызывают более острые психоэмоциональные переживания у подростка; актуализируют деструктивные формы коммуникативного поведения [4]. Одной из причин резкого возрастания ситуаций затрудненного общения является, на наш взгляд, тот факт, что именно к подростковому воз-

расту в процессе социализации формируются акцентуации характера. Основными акцентуациями подростков по А.Е. Личко являются гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психостенический, шизоидный, ис-тероидный, неустойчивый и конформный типы [2]. Сложности в отношениях между людьми, негибкость способов обращения друг с другом, осложнения в передаче сообщений и в понимании его смыслов всегда в той или иной степени имеются практически у всех акцентуантов.

В нашем исследовании изучались стили межличностных отношений и актуальные коммуникативные трудности акцентуированных подростков. Проверялась гипотеза о том, что каждый тип акцентуаций является фактором риска, обусловливающим возникновение специфических коммуникативных трудностей подростка.

На первом этапе исследования с помощью «Патохарактерологического опросника» А.Е. Личко проводился отбор подростков, имеющих акцентуации характера - в результате из 286 детей 1314-летнего возраста, учащихся 7-8 классов образовательных учреждений г. Костромы, г. Галича и г. Нерехты Костромской области, в исследователь-

* Исследование проводится при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 13-16-44001а (р).

скую группу вошли 165 подростков, имеющих определенный тип акцентуации (по 15 человек каждого типа - гипертимного, циклоидного, лабильного, астено-невротического, сенситивного, психастенического, шизоидного, эпилептоидного, исте-роидного, неустойчивого и конформного).

На втором этапе исследования изучалась специфика затрудненного общения акцентуированных подростков с использованием методики диагностики стилей межличностных отношений Л.Н. Соб-чик (модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири); методики цветовых выборов Л.С. Собчик (модифицированный вариант «Цветового теста» Люшера), позволяющей выявить актуальное эмоциональное состояние подростков [5]; анализа результатов включенного наблюдения за коммуникативными проявлениями подростков, позволяющих определить динамический аспект затрудненного общения подростков; контент-анализа детских сочинений «Я в общении», определяющего степень осознанности подростками коммуникативных трудностей и характер субъективных переживаний в ситуациях общения.

Результаты исследования и их обсуждение

В таблице 1 представлены значимые взаимосвязи акцентуаций характера подростков со стилями межличностных отношений.

Подростки с гипертимным типом акцентуации склонны к властно-лидирующему и прямолинейно-агрессивному стилям общения; их отличает неудержимая коммуникативная активность, энер-

гичность в общении, склонность к демонстрации своих сильных сторон, чрезмерная коммуникабельность; если же им не удается быть в центре внимания - возникают агрессивные модели поведения, прямолинейные высказывания, упреки, критика в адрес партнера, приводящие к прекращению коммуникации и переключению подростка на других партнеров. Кроме того, они не любят брать на себя ответственность за результаты общения и не задумываются о том, как воспринимаются их действия окружающими, не склонны к великодушию, непостоянны в дружеских связях. Подростки с данной акцентуацией предпочитают красный и желтый цвета - сочетание этих цветов отражает чрезмерную общительность, активность, переходящую в разбросанность, торопливость, раздражительность, вызванную медленным ходом событий, переменчивость и недостаток целенаправленной настойчивости в достижении целей, непостоянство в привязанностях, поверхностность в отношениях, откликаемость на средовые воздействия.

Подростков с циклоидной акцентуацией отличает амбивалентность стилей общения: с одной стороны, когда подростки находятся в приподнятом настроении, мобилизованы, коммуникативно активны, они актуализируют независимо-доминирующий стиль взаимодействия, демонстрируя самодостаточность, уверенность, автономность, самостоятельно выстраивая модели своего поведения, стремясь обратить на себя внимание; с другой стороны, при спаде настроения они склонны к зависимо-послушному стилю общения, болезненно вос-

Таблица1

Значимые взаимосвязи акцентуаций характера со стилями межличностных отношений подростков (по результатам корреляционного анализа Спирмена, п = 165)

Стиль межличностных отношений Акцентуации характе ра подростков

Г Ц Л А С П Ш Э И Н К

Властно- лидирующий ,27 * -,33 * ,32 **

Независимо- доминирующий ,28 * -,29 * ,65 ** -,52 **

Прямолинейно- агрессивный * * ОО СО ,42 ** -,31 * ,29 * -,33 **

Недоверчиво- скептический ,34 ** ,46 ** ,31 *

Покорно- застенчивый ,45 ** ,29 * -,31 * ,27 *

Зависимо- послушный ,37 ** * ,2 ,45 ** ,39 **

Сотрудничающе- конвенциальный -,45 ** -,53 ** -,42 ** -,46 ** -,42 **

Ответственно- великодушный -,31 * ,32 * ,32 * -,38 **

Примечание: * - р < 0,05; ** - р < 0,01.

Типы акцентуаций: Г - гипертимный, Ц - циклоидный, Л - лабильный, А - астено-невротический, С - сенситивный, П - психастенический, Ш - шизоидный, Э - эпилептоидный, И - истероидный, Н - неустойчивый, К -конформный.

принимая критику, пытаясь подстраиваться под более уверенных партнеров, уклоняться от вербализации собственных мыслей и чувств, послушно выполняя предъявляемые требования. Подобная смена коммуникативных стилей, нестабильность подростка, противоречивость коммуникативных действий негативно воспринимается сверстниками, дезорганизует совместную деятельность, делает невозможным продуктивное сотрудничество и взаимопонимание (установлена отрицательная связь циклоидной акцентуации с сотрудниче-кон-венциональным стилем общения). Подростки выбирают преимущественно зеленый цвет в сочетании с желтым, что подтверждает неустойчивость самооценки, склонность к самоутверждающему поведению, стремление повысить свою значимость в глазах других.

Нестабильность настроения лабильных подростков обусловливает сочетание в межличностных отношениях как покорно-застенчивого, ответственно-великодушного, так и прямолинейно-агрессивного стилей. Они тонко чувствуют отношение партнера к себе: к тем, кто их принимает, они расположены, готовы подчиняться им, отказаться от собственных интересов в общении, склонны к жертвенности и альтруизму; к тем, кто игнорирует их, критикует, посмеивается, они испытывают острую неприязнь, болезненно реагируют на каждое их слово, взгляд, что сопровождается вербальной агрессией, вспышками гнева, неадекватностью коммуникативного поведения. Лабильные подростки отдают «предпочтение» фиолетовому цвету, что соответствует затрудненной адаптации через общее ослабление интегративной роли самосознания; эмоциональной незрелости, проявляющейся, в частности, в снижении контроля над непосредственными эмоциональными проявлениями.

Подростки с астено-невротической акцентуацией характеризуются повышенной утомляемостью, раздражительностью, чрезмерной фиксацией на негативном коммуникативном опыте, склонностью придумывать несуществующие препятствия в общении, приписывать партнеру негативные коммуникативные установки - все это приводит к трудностям сотрудничества, неумению действовать в условиях конкуренции; к невозможности ощущать себя независимым, свободным, самостоятельным в общении; к предпочтению недоверчиво-скептического стиля отношений. Частый выбор фиолетового цвета в сочетании с зеленым подтверждает склонность к недоверчивости, переживанию чувства обиды, болезненному отношению к критическим замечаниям в свой адрес, иррациональным способам противодействия недоброжелательности окружающих, ожиданию враждебного отношения к себе со стороны партнеров.

Сенситивный тип акцентуации связан с зависимо-послушным стилем общения и препятствует

актуализации властно-лидирующих и прямолинейно-агрессивных моделей межличностных отношений подростка. Дети весьма впечатлительны, робки, закомплексованы, застенчивы в общении; страх быть непонятыми, осмеянными обусловливает отказ от собственных притязаний и намерений в общении, подростки становятся послушными, тихими, безликими, зависимыми от более успешных и смелых сверстников; не стремятся к лидерству, боятся открыто выступить с контраргументами, отстоять свою позицию. Наиболее часто сенситивные подростки выбирают коричневый цвет в сочетании с черным, что отражает проблемы тревожности, эмоционального и физического перенапряжения, тенденцию к самоуничижению, чувство приниженности, потребность в покое и помощи.

Психастенический тип акцентуации также связан с недоверчиво-скептическим и покорно-застенчивым стилями общения: чрезмерный самоконтроль и рефлексия коммуникативных действий, нерешительность и робость приводят либо к скептическому отношению к партнеру, недоверию, страху неправильно понять собеседника, допустить ошибку, не распознать предстоящие трудности взаимодействия; либо к подавлению собственных коммуникативных потребностей и демонстрации покорности и согласия. Нередко подростки с данной акцентуацией предпочитают сочетание зеленого и коричневого цвета, что является показателем уязвленного самолюбия, недовольства собой и нарушения равновесия в отношениях с окружающими.

Шизоидный тип акцентуации характеризуется замкнутостью, отчужденностью, автономностью подростка, трудностями установления близких отношений, эмпатии, самовыражения в общении -это обусловливает выбор недоверчиво-скептического и зависимо-послушного стилей межличностных отношений. Причем выражение этих стилей весьма специфично - в силу закрытости, отчужденности подростка недоверчиво-скептический стиль проявляется в настороженных, пристальных взглядах на партнера, увеличении дистанции, уходе от вербализаций; зависимо-послушный стиль проявляется в молчаливом согласии и автоматическом выполнении требуемых действий. Выбор серого, зеленого и желтого цветов выражает трудности межличностных контактов; неустойчивость внутреннего состояния, затрудняющее целенаправленное поведение; эмоциональную напряженность; черты обособленности; признаки внутриличност-ного конфликта, связанного с преувеличенным ощущением непонятости окружающими; повышенную чувствительность к критике.

Эпилептоидная акцентуация подростка связана с использованием независимо-доминирующего и прямолинейно-агрессивного стилей отношений, что проявляется в повышенной возбудимости, требовательности к другим, авторитарности, доми-

нантности, вспышках агрессии в ситуациях общения. Подростки не выносят критики, отстаивают свою правоту силой, стремятся подчинить себе более слабых сверстников, выместить на них свои деструктивные эмоции; а если это не получается, прибегают к манипулятивным стратегиям - шантаж, лесть, обман (этим, вероятно, можно объяснить наличие прямой связи эпилептоидной акцентуации с ответственно-великодушным стилем отношений). Предпочтения отдаются черному в сочетании с зеленым, что подтверждает склонность к упорному отстаиванию своего мнения, неуступчивость, категоричность в утверждении собственной независимости, уверенность в своей правоте; для этих подростков характерна внешнеобвиняю-щая реакция на неблагоприятную коммуникативную ситуацию.

Подростки с истероидной акцентуацией, любящие находиться в центре внимания, участвовать лишь в тех коммуникативных ситуациях, где они будут заведомо успешны, приняты, одобрены, актуализируют властно-лидирующий стиль межличностных отношений, подкрепляющий их эгоцентризм. Их демонстративность, болезненное чувство Я, нетерпимость к усмешкам, обидным словам, безразличию, затрудняют сотрудничество, не позволяет уступать в конфликтных ситуациях, соглашаться даже с теми идеями, которые им близки (это подтверждают отрицательные связи истероидной акцентуации с покорно-застенчивым и сотрудни-чающе-конвенциальным стилями межличностных отношений). Предпочтение вызывает фиолетовый цвет в сочетании с красным; этот выбор свидетельствует об экспансивности высказываний и поведения; эмоциональной вовлеченности, стремлении к переживанию сильных ощущений; оригинальности и нешаблонности коммуникативных действий, направленных на яркую самопрезентацию; настойчивости в отстаивании индивидуалистично-сти, что значительно усложняет адаптацию к условиям коммуникативной ситуации.

Неустойчивый тип акцентуации положительно не связан ни с одним из стилей межличностных отношений, что говорит о нестабильности, неустойчивости коммуникативных характеристик: с одной стороны, подростки не любят быть зависимыми, подчиняться другим; но с другой стороны не готовы к лидерству, бояться проявлять независимость и агрессивность. Их отличает безынициативность, леность, низкие коммуникативные притязания, апатия. Отрицательные связи с сотрудничающе-кон-венциальным и ответственно-великодушным стилями показывают их несостоятельность в коллективной деятельности: неумение согласовывать стратегии поведения с партнерами, трудности слушания и взаимопонимания, нежелание брать на себя ответственность, неумение прощать, помогать, проявлять альтруизм. Предпочтение синего и желто-

го цвета отражает подверженность подростков сре-довым влияниям, потребность в сопричастности, спокойствию, стремление к вживанию в разные социальные роли, колебание настроения в зависимости от степени принятия окружением, успешности своих действий.

Конформный тип акцентуации положительно связан с покорно-застенчивым и зависимо-послушным стилями межличностных отношений, что позволяет им «оставаться в тени», «думать, как все», не привлекать к себе внимания, подчинять внешним требованиям. Несомненно, это приводит к трудностям самопонимания и самовыражения в общении, страху апробации новых моделей коммуникативного поведения, ригидности и неадекватности в ситуации общения. Отрицательные связи с независимо-доминирующим и прямолинейно-агрессивным стилями отношений указывают на трудности авто-номизации, индивидуализации общения, ведения диалога, отстаивания собственной позиции, выражения недовольства и несогласия, вступления в цивилизованную конфронтацию. Выбор серого и желтого цветов указывает на трудности выбора подростками пути решения возникающих в общении проблем, внутреннюю напряженность, тревожность, причины которой зачастую не осознаются.

Результаты включенного наблюдения за коммуникативной деятельностью акцентуированных подростков и контент-анализ их сочинений позволили определить специфические для каждого типа акцентуаций характера базовые, содержательные, инструментальные и рефлексивные коммуникативные трудности (табл. 2).

Выводы

1. Полученные результаты подтверждают существующее на сегодняшний день в социальной психологии положение о том, что акцентуации характера связаны с риском деструктивного, агрессивного поведения [3; 6]. Подростки с заострением индивидуальных черт, которое в западной психологии называют «трудный темперамент» [7], в ситуации межличностного общения более зависимы от внешних обстоятельств и собственных непосредственных побуждений; слабо контролируют собственную коммуникативную активность; проявляют импульсивность, вспыльчивость, агрессивность; склонны к защитным формам поведения - все это создает у подростков многочисленные коммуникативные трудности.

2. Акцентуации характера существенно затрудняют коммуникации подростков, вызывая различные аффективные реакции:

Интрапунитивные реакции, представляющие собой разряд аффекта путем аутоагрессии - самообвинение, самоунижение в коммуникативной ситуации, намеренное подчеркивание своей некомпетентности, неадекватности, провокация агрессии,

Таблица 2

Актуальные коммуникативные трудности подростков с различными типами акцентуаций характера

Тип акцентации подростков Коммуникативные трудности

Базовые Содержательные Инструментальные Рефлексивные

Гипертимный Трудности, связанные с агрессивностью, враждебностью; эгоцентризмом; завышенными требованиями к другим Трудности планирования, прогнозирования результатов общения; непоследовательность коммуникативных действий; импульсивность Сбивчивая речь; быстрый темп; хаотичность невербальных проявлений; трудности слушания, согласования действий; перебивание партнера Трудности самонаблюдения; оценки собственного отношения к партнеру и ситуации; неспособность учиться на собственных ошибках

Циклоидный Трудности эмпатии; упрямство, негативизм; апатия, раздражительность; страх самопрезен-тации; нестабильность самооценки Неспособность уместно выбирать оптимальную модель общения; неспособность предвидеть конфликтные ситуации; трудности перестройки коммуникативных программ Трудности «пристройки» к собеседнику; сотрудничества; неумение слушать партнера; трудности обратной связи; неспособность контролировать непосредственные эмоции Трудности самопонимания и самовыражения

Лабильный Чрезмерная впечатлительность, чувствительность; эмоционально-личностная зависимость от партнера по общению; трудности вступления в контакт Неспособность удерживать цель коммуникации; беспричинная перестройка коммуникативных программ; отказ от собственных интересов Нестабильность голосовых характеристик (то тихая, медленная, монотонная речь, то очень громкая, быстрая, возбужденная); неумение сдерживать эмоции; чрезмерность и быстрая изменчивость невербальных проявлений Чрезмерная фиксация на собственных чувствах; неспособность оценить последствия своих коммуникативных действий; трудности самоизме-нения в коммуникативной сфере

Астено- невротический Раздражительность; трудности вступления в контакт; злопамятность; ожидание негативного к себе отношения; недоверие к партнеру Невозможность реализовать намеченную коммуникативную программу; трудности прогнозирования последствий; неспособность действовать в изменившихся условиях Неумение отстаивать свою позицию; неумение контролировать аффективные вспышки; трудности построения диалога Трудности самонаблюдения из-за паники в случае осознания невыполнимости намеченных планов; избегание подобных ситуаций

Сенситивный Заниженная самооценка; ранимость; впечатлительность; скромность; чувство неполноценности Инфантилизацияпла-нирования, связанная с низкими притязаниями; ожидание непонимания и конфликта Нелогичная, невыразительная речь; скованные невербальные проявления; заикание; тихая, медленная речь; неумение спрашивать и занимать ведущую позицию в общении Неспособность отличить успешные коммуникативные действия от неуспешных; зацикленность на собственных неудачах; страх использовать новые модели общения

Психастениче- ский Тревожность; мнительность; сомнения в собственных силах, желаниях; робость; нерешительность Чрезмерное, детальное планирование коммуникативных действий; установки на деструктивное, затрудненное общение Трудности импровизации, креативности в общении; склонность к использованию шаблонных, проверенных действий Чрезмерный самоанализ и склонность к самообвинению; стремление кардинально менять модели своего общения

Окончание таблицы 2

Шизоидный Замкнутость; недоверие; зависть; враждебность; трудности эмпатии; склонность к фантазиям Трудности в выборе адекватных средств воздействия; отказ от планирования собственных действий Немногословие; однообразная, невыразительная речь; скованность телодвижений; зажатые позы; трудности ведения диалога; отсутствие инициативы Трудности самонаблюдения и самовыражения; нежелание менять манеру своего поведения

Эпилептоидный Агрессивность; враждебность; раздражительность; обидчивость; упрямство; стремление подчинять других и унижать их (в сочетании с повышенной зависимостью от подчиненных); трудности эмпатии Трудности, связанные с недостатком коммуникативных знаний, скудностью способов влияния; неспособность удерживать цель на протяжении коммуникативного процесса; трудности перестройки коммуникативных программ и самоконтроля Использование в речи угроз, ругательств, ненормативной лексики; громкий голос, резкие движения; у девочек мужская манера поведения; чрезмерные экстралин-гвистические проявления в речи; трудности слушания, ведения диалога Обвинение других в соб ствен-ных неудачах; неготовность признавать и исправлять ошибки общения; трудности самонаблюдения

Истероидный Трудности, связанные с эгоцентризмом; болезненное отношение к успехам других; зависть; непостоянство в отношениях; демонстративность Ориентация при планировании общения на самопрезентацию; трудности прогнозирования результатов общения; неспособность учитывать особенности партнеров и характер ситуации Чрезмерновыразительная, громкая, «театральная» речь; высокая речевая активность; неестественность невербального поведения, склонность к гротеску; трудности слушания и адекватной обратной связи Самоанализ направлен на оценку внешней эффектности коммуникации, а не на ее содержательные аспекты; нежелание признавать собственные ошибки; трудности самопонимания

Неустойчивый Трудности эмпатии; лень; безразличие; трусость; повышенная зависимость от более сильных партнеров; нетоговность оказывать помощь Нежелание заранее планировать общение; трудности прогнозирования; коммуникативная косность; быстрый отказ от собственных интересов Эмоциональная неустойчивость; стремление закончить коммуникацию, если она не приносит положительных эмоций; вялая, неэмоциональная речь, скудность невербальных действий Трудности самонаблюдения и анализа действий партнера; слабоволие, неготовность чему-либо учиться в общении; проявление самодостаточности

Конформный Застенчивость; повышенная эмоционально-личностная зависимость от партнеров; пассивность; тревожность; страх остракизма Трудности постановки собственной цели в коммуникации; невозможность планирования из-за ориентации на имитацию и подчинение; чрезмерный самоконтроль Низкая вербальная активность; инфанти-лизация речи, скованность невербального поведения, неуместные заискивающие улыбки, увеличение дистанции в общении; трудности ведение диалога (неумение занять ведущую позицию, расспрашивать, давать обратную связь) Трудности самопонимания; склонность к самообвинению; нежелание менять стратегии коммуникативного поведения; отношение к себе как к жертве

остракизма со стороны окружающих (наиболее часто этот вид реакций встречается при двух диаметрально противоположных по складу типах акцентуаций - сенситивной и эпилептоидной);

Экстрапунитивные реакции, подразумевающие разряд аффекта путем агрессии на партнеров - агрессивные вспышки, нападение на обидчиков,

мстительность, «вымещение злобы» на случайных или более слабых партнерах (наиболее часто этот вид реакции проявляется при гипертимной, лабильной или эпилептоидной акцентуациях);

Иммунитивная реакция, при которой аффект разряжается путем игнорирования, отрицания возникающих коммуникативных трудностей; избега-

ния коммуникативных контактов с партнерами, с которыми был негативный опыт взаимодействия; демонстрации отстраненности, отчужденности в ситуации затрудненного общения (этот вид реакции чаще встречается при неустойчивой и шизоидной акцентуациях);

Демонстративные реакции, когда аффект разряжается в «фарс», «гротеск», «спектакль», подростки склонны к наигранности, неестественности коммуникативных проявлений, демонстрации бурных сцен, шутовству (этот вид реакций чаще встречается при истероидной акцентуации, иногда у эпилептоидной или лабильной).

3. Каждый тип акцентуаций связан с определенными базовыми, содержательными, инструментальными и рефлексивными коммуникативными трудностями, что выражается в негативном восприятии себя или партнера, сложностях коммуникативного планирования; затрудняет координацию планов и намерений с другими людьми, мешает взаимопониманию; негативно сказывается на процессах влияния и взаимодействия, вызывает барьеры адекватного самовыражения и рефлексии.

Библиографический список

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. - 320 с.

2. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

3. Ошевский Д.С., Мартынова И.Р. Копинг-стратегии подростков с акцентуациями характера, склонных к проявлению агрессии // Психологическая наука и образование: Электронный журнал. -2013. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.psyedu.ru.

4. Самохвалова А.Г. Психология затрудненного общения ребенка. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013. - 418 с.

5. Собчик Л.Н. Психология индивидуальности: Теория и практика психодиагностики. - СПб.: Речь, 2003. - 624 с.

6. Ушанова А.А. Личностные детерминанты агрессии подростков: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2009. - 20 с.

7. Smart D., Prior M. et al. Children with reading difficulties: A six-year follow-up from early primary school to secondary school // Australian Journal of Psychology. - 2001. - Vol. 35. - Р. 45-53.

УДК 378

Игнаткова Ирина Александровна

кандидат психологических наук Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета

Крылова Анастасия Владимировна

кандидат психологических наук Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) УралГУФК

Irishka7152mail@mail.ru, 3687444@inbox.ru

КОНТЕКСТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В статье раскрыты результаты систематического изучения динамики становления потребностно-мотива-ционной сферы студентов педагогических вузов в процессе учебной деятельности. Также авторами выделены основные контексты учебной деятельности, и проанализирован характер их влияния на становление потребностно-мотивационной сферы у студентов.

Ключевые слова: контекст, высшая школа, потребностно-мотивационная сфера, подготовка специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях социально-экономического преобразования общества, где выпускнику вуза предъявляются высокие требования, среди которых важное место занимают профессионализм, социальная активность и творчество, проблема подготовки высококвалифицированных специалистов приобретает все большее значение. Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Одним из таких факторов является адекватность потребностно-мотивационной сферы учебной деятельности студентов целям и задачам образовательной системы в высшем учебном заведении. В связи с этим возникает глубокий интерес именно к этой сфере личности студента, факторам,

условиям и средствам ее формирования в профессиональном становлении.

Проблемный аспект исследования потребност-но-мотивационной сферы личности состоит в том, что, несмотря на повышение в последнее время интереса к этому вопросу среди психологов (А.Г. Асмолов, В.Г. Асеев, К.А. Абульханова-Слав-ская, Е.П. Ильин, В.Г. Леонтьев, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.), до сих пор вопрос психологической природы данного феномена требует глубокой теоретико-методологической проработки.

Анализ научной литературы показывает, что широкое распространение получило изучение мотивации отдельных видов деятельности, в частности учебной деятельности (А.К. Маркова, А.Т. Матис, М.В. Матюшкин, А.Б. Орлов и др.). Важность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.