Научная статья на тему 'О программе формирования коммуникативной компетентности врача'

О программе формирования коммуникативной компетентности врача Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
774
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРАЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ВРАЧА / ЭМПАТИЯ / ОБЩИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ / OPERATION OF A PRACTITIONER / COMMUNICATIVE AWARENESS OF A PRACTITIONER / EMPATHY / GENERAL AND OCCUPATION-SPECIFIC COMMUNICATIVE SKILLS AND HABITS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Любовь Николаевна

В статье излагаются теоретические принципы построения программы формирования коммуникативной компетентности врача, основанные на понимании ее как интегрального качества личности, имеющего трехкомпонентную структуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева Любовь Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETAILS ON THE PROGRAM OF RAISING COMMUNICATIVE AWARENESS IN GENERAL PRACTITIONERS

This paper presents theoretical principles framing a program of raising the communicative awareness in general practitioners, in consideration of this phenomenon as an integrative personal feature consisting of three components.

Текст научной работы на тему «О программе формирования коммуникативной компетентности врача»

УДК 614.253

Васильева Любовь Николаевна,

кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии с курсом института последипломного образования Ярославской государственной медицинской академии. nicollub@mail.ru

О ПРОГРАММЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВРАЧА

Vasilyeva Liubov Nikolaevna,

Candidate for Doctorate in Psychology, Senior Teacher, Chair of Pedagogics & Psychology (with a course given at the Institute of Advanced Training), Yaroslavle State

Academy of Medicine. nicollub@mail.ru

DETAILS ON THE PROGRAM OF RAISING COMMUNICATIVE AWARENESS IN GENERAL

PRACTITIONERS

В статье излагаются теоретические принципы построения программы формирования коммуникативной компетентности врача, основанные на понимании ее как интегрального качества личности, имеющего трехкомпонентную структуру.

Ключевые слова: врачебная деятельность, коммуникативная компетентность врача, эмпатия, общие и профессиональные коммуникативные навыки и умения.

This paper presents theoretical principles framing a program of raising the communicative awareness in general practitioners, in consideration of this phenomenon as an integrative personal feature consisting of three components.

Key words: operation of a practitioner, communicative awareness of a practitioner, empathy, general and occupation-specific communicative skills and habits.

Как известно, врачебная деятельность характеризуется высокой частотой и интенсивностью межличностного взаимодействия, требующих совершенного владения приемами и способами эффективного общения как с больными и их родственниками, так и с коллегами [6]. Эффективность профессионального общения врача обеспечивает его коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность является одним из базовых критериев профессиональной подготовки специалистов деятельностей субъект-субъектного типа («человек - человек»), к которым принадлежит профессия врача [6].

Под коммуникативной компетентностью врача мы понимаем многоуровневое интегральное качество личности (совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей), опосредующее врачебную профессиональную деятельность, направленную на установление, поддержание и развитие эффективных контактов с пациентами и другими участниками лечебно-профилактического процесса. В структуре коммуникативной компетентности врача мы выделяем три взаимосвязанных и относительно самостоятельных уровня: базовый (ценностный) уровень, содержательный уровень и инструментальный (операционный, технический) уровень, включающий два подуровня: общих и профессиональных коммуникативных навыков и умений [1, с. 20].

Инструментальный уровень включает в себя владение коммуникативными умениями и навыками, обеспечивающими управление ходом процесса общения, эффективное воздействие на партнеров по общению, а также оптимальную его саморегуляцию. Он имеет в своем составе как общие (например, умение слушать и др.), так и профессиональные коммуникативные навыки и умения (например, приемы присоединения к пациенту и пр.). На содержательном уровне осуществляется перевод врачебных задач в коммуникативные, построение программ и тактических планов общения. Базовый уровень включает в себя личностные качества врача, как социальные, так и природные, установки, ценностные ориентации, мотивы в коммуникативной сфере. Базовый уровень следует считать основным, так как он обеспечивает мотивацию общения и возможности становления коммуникативной компетентности, облегчая или, наоборот, затрудняя этот процесс. Базовые коммуникативные характеристики воздействуют на все уровни, во многом предопределяя как своеобразие складывающихся в сознании личности когнитивных схем, на основе которых будут впоследствии строиться коммуникативные программы и планы (содержательный уровень), так и «индивидуальный рисунок» формирующихся и закрепляющихся коммуникативных навыков и умений (инструментальный уровень). При этом показатели, входящие в состав базового уровня, наиболее устойчивы, весьма консервативны, с трудом поддаются коррекции и еще труднее перестройке. Анализ многочисленных литературных источников и практический опыт социально-психологического обучения в коммуникативных профессиях дают основания для того, чтобы в качестве необходимых и достаточных компонентов,

отражающих основные коммуникативные установки и ориентации личности, предложить следующие: эмпатия, принятие, открытость. Наиболее существенным и важным показателем базового уровня является эмпатия, которая в коммуникативной деятельности способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным [2, с.166]. Согласно К. Роджерсу, способность одного индивида помогать другому, прежде всего, зависит от создания теплых, искренних эмпатических отношений. Его определение эмпа-тического поведения гласит, что врач должен чувствовать внутренний мир пациента так, если бы это был его собственный мир, не теряя качества «если бы» [5, с.157].

С нашей точки зрения, формирование коммуникативной компетентности врача должно осуществляться с учетом изложенных теоретических положений. Предлагаемая программа формирования и развития коммуникативной компетентности врача построена по модульному принципу. Исходя из трехуровневой структуры коммуникативной компетентности врача, она состоит из трех модулей.

Модуль № 1: Поддержка базового (ценностного) уровня коммуникативной компетентности, в частности, эмпатии как наиболее важного его показателя во врачебной деятельности.

Эмпирически выявлено, что эмпатия является устойчивым личностным свойством врача, степень выраженности которого не зависит от специализации, а уровень эмпатийности не должен быть слишком высоким для достижения эффективности коммуникации, иначе решение других задач врачебной деятельности (в частности, постановка диагноза, оказание лечебной помощи и др.) будет затруднено, а иногда и невозможно, то есть для эффективного профессионального общения врачу важнее всего не постоянное и бурное сопереживание пациенту, а владение «когнитивной эмпатией» и «действенной эмпатией» [3, с.55].

Для поддержки базового уровня коммуникативной компетентности обучающихся используется метод Балинтовских групп, который улучшает восприятие и понимание коммуникации пациента врачами; поощряет врачей ценить свои навыки межличностных отношений и учиться понимать их пределы; является профилактикой профессионального выгорания; позволяет обобщить, систематизировать и проанализировать свой опыт; осознать свои «слепые пятна» в общении с пациентами; дает возможность расширить арсенал действенных инструментов коммуникации; способствует созданию атмосферы доверия, улучшает психологический климат в коллективе; способствует формированию эмоциональной заинтересованности в работе. В проводимом обсуждении акцент делается не на клиническом анализе ведения данного пациента, а на различных особенностях и аспектах взаимоотношения врача с пациентом в рамках конкретного случая, их реакциях на меняющиеся обстоятельства этой ситуации, что отличает Балин-товские группы от традиционного клинического разбора, консилиума или супервизии. Для этого нужно, чтобы в групповых дискуссиях говорили не только о том, что думает, но и о том, что чувствует врач (эмоционально и телесно) во взаимоотношениях со своим пациентом, что доктор и пациент значат друг для друга и что они друг для друга делают. Объект обсуждения не пациент и не его лечение, скорее, сам врач с его своеобразием восприятия данного случая, отношением к нему. В данной программе работа в Балинтовской группе органично включена в тренинг коммуникативной компетентности и позволяет анализировать случаи, связанные с темами тренинга [4].

Ожидаемые результаты работы: врачи, прошедшие Балинтовские группы, демонстрируют «действенный» уровень эмпатии, лучше контролируют свою рабочую и психоэмоциональную нагрузку. У них реже возникает недовольство, раздражение от общения с пациентами, их родственниками и коллегами. Специалисты, прошедшие Балинтовские группы, менее склонны «прятаться» от пациентов за необязательными назначениями (дополнительные анализы или консультации у специалистов), больше удовлетворены своим выбором профессии.

Модуль № 2: Развитие содержательного уровня коммуникативной компетентности врача.

Его задачами являются формирование представлений об особенностях коммуникаций и коммуникативного поведения специалиста во врачебной практике; формирование умений переводить врачебные задачи в коммуникативные, разрабатывать программы и тактические планы общения.

Темы для проработки на этом этапе следующие: особенности различных видов общения; общение в системе «врач-пациент» как вид делового общения, его этапы и структура; психологические механизмы восприятия в общении; репрезентативная система (ведущая система восприятия пациента и ее учет в общении); создание благоприятного имиджа врача; невербальные средства коммуникации; эффективная коммуникация; барьеры общения; виды влияния; построение коммуникации в соответствие с психологическими особенностями пациентов разного

возраста; общение в ситуации возражений и замечаний; конфликтные ситуации в деловом общении; этика решения спорных вопросов, конфликтных ситуаций; управление стрессовыми состояниями и формирование адекватных стилей (стратегий) совладающего поведения и др.

Ожидаемые результаты: сформированное представление об особенностях коммуникаций и коммуникативного поведения врача; знание психологических механизмов восприятия в общении, вербальных и невербальных средств коммуникации; знание видов влияния и способов повышения эффективности общения; особенностей коммуникации с пациентами разного возраста и пола; специфики коммуникаций в ситуации возражений и замечаний, в конфликтной ситуации; знание способов копинг- поведения в трудных жизненных ситуациях; умение переводить врачебные задачи в коммуникативные и пр.

Модуль № 3: Формирование инструментального (операционного, технического) уровня коммуникативной компетентности врача.

Задачи: формирование как общих, так и профессиональных коммуникативных умений и навыков врача.

Общие профессиональные навыки и умения: умение определять ведущую систему восприятия собеседника, умение грамотно строить деловой контакт с учетом его этапов и ситуации общения, навык самопрезентации в различных контекстах, навык использования невербальных и вербальных средств для получения информации о собеседнике и построения эффективной коммуникации, навык эффективного слушания (нерефлексивного, рефлексивного и эмпатийно-го), умение давать собеседнику конструктивную обратную связь (позитивную или негативную), распознание манипулятивного поведения у себя и у других и противостояние ему, умение предупреждать возникновение и разрешать уже возникшие конфликты и др.

Профессиональные коммуникативные навыки и умения врача: умение определять стиль взаимоотношений, ориентируясь на состояние пациента, характер заболевания, личностные и возрастные особенности больного; умение корректировать свое эмоциональное состояние в ситуации затрудненного контакта (тренировка толерантности по отношению к отдельным больным); умение налаживать контакт с родственниками больного по типу сотрудничества; навык контакта с родственниками в ситуации тяжелого необратимого заболевания пациента и его смерти; умение устанавливать и поддерживать деловые контакты с коллегами-врачами и средним медицинским персоналом; навыки владения приемами присоединения к пациенту и пр.

Ожидаемые результаты: приобретение собственного практического опыта изменения и самосовершенствования коммуникативного поведения через апробацию новых форм, продвижение в решении профессиональных психологических проблем, лучшее понимания себя и других людей, развитие спонтанности и творческих способностей в общении и взаимодействии.

Таким образом, предложенная программа предполагает формирование и развитие коммуникативной компетентности врача как многоуровневого интегрального качества его личности, важного для профессиональной врачебной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Васильева Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности у будущих врачей. // Материалы YII международной конференции «Динамика научных исследований» 07-15 июля 2011 года. - Przemysl: Nauka i studia, 2011. - № 15. - С.20-24 .

2. Васильева Л.Н. Исследование эмпатии как составляющей коммуникативной компетентности будущего врача // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - Кострома, 2010. - Т. 16. - № 1. -С.165-169.

3. Васильева Л.Н., Андрианова Е.С. Об эмпатии врачей разных специальностей // Педагогические и психологические науки: материалы международной заочной научно-практической конференции. (31 октября 2012 г.). Часть II. - Новосибирск, 2012. - С.48-55.

4. Винокур В.А., Чечик А.А. Балинтовская группа: технология работы // Психологическая газета. - 2000. - № 10, 11.

5. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. - 1975. - № 2. - С.147-158.

6 . Ясько Б.А. Экспертный анализ профессионально важных качеств врача. - Психологический журнал. - Т. 25. - № 3. - 2004. - С. 71 -78.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.