пах с субъектными типами взаимодействия (субъект-объектный, субъект-обособленный, субъект-совместный) с объект-субъектным типом. В сравнительном анализе выявлены высокие показатели противоречивости в ценности физическая активность, т.е. неоднозначное отношение к ней, и различия по отношению к ценностям «гуманистическая направленность в сфере семьи» и «креативность в сфере семьи», что может говорить о большой важности сферы семьи для представителей объект-субъектного типа. Кроме того, у представителей этого типа выявлены значимые различия в ценностях: «креативность», «социальные контакты», «духовное удовлетворение в профессиональной сфере» с субъект-совместным и субъект-обособленным типами взаимодействия.
В исследовании выявлены различия у менеджеров с предпочтением объект-субъектного типа взаимодействия только с представителями субъект-совместного типа в ценности социальных контактов в общественной
жизни. Кроме того, есть различия у менеджеров первой группы с менеджерами с субъект-обособленным типом в ценности духовного удовлетворения, показателе безразличия в сфере образования и в эмоциональном и ко-нативном компонентах в обязательном проявлении нравственности в обществе. У нее же с представителями субъект-объектного типа взаимодействия выявлены различия в ценности «креативность в сфере образования» и показателях вариативности в сфере образования и гуманистической направленности в профессиональной сфере.
Выявленные нами различия позволяют считать, что ценностно-нравственная сфера личности менеджера обладает регулятивной функцией, и следует учитывать ее особенности в создании индивидуального подхода и формировании стратегии взаимодействия с клиентом. От этого зависит успешность профессиональной деятельности менеджера и предприятия в целом, особенно в период кризисных изменений.
Примечания
1 См.: Новейший философский словарь. 3-е изд., исправл. / Под ред. А.А. Грицакова. Минск, 2003.
2 См.: Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М., 2004; Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007.
3 См.: Аборина М.В. Индивидуально-психологические особенности менеджеров в зависимости от типа взаимодействия с клиентом //Вестн. Самар. гуманитарной акад. 2009. № 1 (5). С. 93-104.
4 См.: Аборина М.В., Карпушина Л.В. Личностные ценности и жизнестойкость студентов медицинского вуза // Профессиональное и личностное самоопределения молодежи в период социально-экономической стабилизации России: Материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. / Отв. ред. А.В. Капцов. Самара, 2008.
5 См.: Карпушина Л.В., Капцов А.В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению. Методическое пособие. Самара, 2007.
6 См.: ЖуравлевА.Л., Купрейченко А.Б. Нравственно-психологическая регуляция экономической активности. М., 2003.
7 См.: Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: Теория и эмпирические исследования. М., 2007.
8 См.: ЛеонтьевД.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М., 2006.
9 См.: Аборина М.В. Индивидуально-психологические особенности менеджеров в зависимости от типа взаимодействия с клиентом // Вестн. Самар. гуманитарной акад. 2009. № 1 (5). С. 93-104.
10 См.: Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М, 2004.
УДК 316.6
С.К. ЛЕТЯГИНА
Институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета в г. Саратове E-mail: [email protected]
О некоторых социально-психологических особенностях межличностного общения студентов специальности «психология»
В статье приводятся результаты эмпирического исследования по выявлению социально - психологических особенностей межличностного общения студентов специальности «психология». Студенты специальности «психология» в процессе межличностного общения используют, в отличие от учащихся других специальностей, более гибкие и
© С.К. Летягина, 2010
менее конфликтные стратегии поведения, настроены на сотрудничество, взаимопонимание, готовы идти на компромисс.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, профессиональное образование, межличностное общение, коммуникативная компетентность, коммуникативная установка, стратегии психологической защиты, Я-концепция.
S.K. LETYAGINA About Some Social-Psychological Peculiarities of Interpersonal Communication of Students of Psychology Department
The article contains the results of empirical research in revealing of social-psychological peculiarities of interpersonal communication of students of Psychology department. The author of the article comes to the conclusion that the students of Psychology department during the process of interpersonal communication use, in contrast to the students of other departments, more pliable and less conflict provoking strategies of behaviour, they are inclined to cooperate with others and ready to understand them, are willing to make a compromise.
Key words: professional activity, professional education, interpersonal communication, communicative competence, communicative aim, psychological defence strategies, self-concept.
Продуктивность любой деятельности зависит от ряда условий и групп факторов. Общий состав и соотношение этих условий и факторов выявлены в целом ряде теоретических и прикладных исследований по проблемам эффективности трудовой деятельности, закономерностям формирования профессионализма, психологии личности, индивидуального стиля деятельности, психологических профессионально важных качеств, выполненных в общей психологии, психологии труда, психологии управления, акмеологии. При этом именно в акмеологи-ческих исследованиях, на наш взгляд, наиболее четко разработаны модели профессионального образования человека1.
К объективным условиям профессиональной деятельности относят общественно-исторический запрос на данный вид деятельности, престижность мастерства данного вида, взаимосвязь мастерства и уровня жизни представителей данной профессии, наличие системы моральных и материальных стимулов для повышения уровня профессионализма. Под психологическими условиями продуктивной профессиональной деятельности понимают значимые обстоятельства достижения профессионализма, а под психологическими факторами - основные причины и движущие силы развития профессионализма. В качестве субъективных психологических условий профессиональной деятельности в научной литературе обычно выделяют задатки, общие и специальные способности, воспитание, профессиональное образование, обозначая их как предстартовые условия профессиональной деятельности2.
Коммуникативная компетентность выступает важнейшим компонентом любой про-
фессиональной деятельности, связанной с интерсубъектным взаимодействием (в профессиях типа «человек - человек», человек -коллектив», «человек - большие социальные группы»), способствуя повышению продуктивности основной профессиональной деятельности и улучшению ее акмеологичес-ких характеристик, профессия психолога, в этом смысле, не является исключением. Целью нашего исследования явилось изучение социально-психологических особенностей межличностного общения студентов специальности «психология».
Предмет исследования: сравнительный анализ социально-психологических особенностей межличностного общения студентов специальности «психология» и студентов специальности «менеджмент». Гипотеза: в процессе межличностного общения студенты-психологи используют более эффективные стратегии поведения по сравнению со студентами-менеджерами, что обусловлено их профессиональной подготовкой.
В качестве испытуемых выступили 53 студента очного отделения 4-5 курсов специальности «психология» Института социального образования (филиал) РГСУ в г. Саратове и 51 студент очного отделения 4 курса специальности «менеджмент» Саратовского государственного технического университета. Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие психодиагностические средства: методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко; методика «^-сортировка» В. Стефансона; методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В. Бойко.
Психология
Обратимся к результатам исследования. Средние показатели, полученные по методике В.В. Бойко «Диагностика коммуникативной установки», составляют 52,4 балла в группе студентов-психологов и 54,9 балла - в группе студентов-менеджеров. Данные результаты свидетельствуют о наличии выраженной негативной коммуникативной установки в обеих группах, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии студентов. Энергетику негативной коммуникативной установки невозможно скрыть от сенсорных систем партнера, даже если тщательно маскировать свой негативный настрой по отношению к окружающим. Проблемы появляются и в том случае, если общение происходит среди одногруппни-ков. Дело в том, что когда индивид заставляет себя сдерживаться, быть корректным, возникает постоянное напряжение. С точки зрения этикческих правил, возможно, все обстоит безукоризненно, однако расплачиваться за это приходится высокой психологической ценой: рано или поздно состояние напряжения приведет к стрессу, нервному срыву. Данное предположение подтверждает тот факт, что у опрошенных студентов-психологов по сравнению со студентами-менеджерами значительно более высокий показатель компонента коммуникативной установки «завуалированная жестокость» ^ = 2,78; р < 0,01). Возможно, они стараются соответствовать законам профессионального общения и пытаются смягчать или скрывать свои негативные оценки и переживания по поводу взаимодействия с окружающими. Однако подобные намерения не мешают им открыто выражать агрессию.
В группе студентов-менеджеров наблюдаются значительно более высокие показатели по шкалам «негативный опыт общения» ^ = 2,13; р < 0,05) и «обоснованный негативизм» ^ = 4,96; р < 0,01), свидетельствующие об объективно обусловленных отрицательных выводах, касающихся некоторых типов людей, отдельных сторон жизни и негативного личного опыта контактов. Вместе с тем высокие результаты по этим шкалам сочетаются с высоко выраженными показателями по шкалам «открытая жестокость» и «завуалированная жестокость». Можно предположить, что студенты-менеджеры, в отличие от студентов специальности «психология», носят «розовые очки»: того, что вызывает обоснованный негативизм, он не замечают.
Проанализируем результаты, полученные по методике «^-сортировка» В. Стефансо-на. Показатели по четырем шкалам из шести («зависимость», «независимость», «принятие борьбы» и «избегание борьбы») в обеих группах приблизительно одинаковые.
Студенты-психологи и студенты-менеджеры демонстрируют стремление к принятию групповых стандартов и ценностей, желание участвовать в групповой жизни и добиваться высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. Однако у студентов специальности «психология» более выражена тенденция к сохранению нейтралитета в групповых спорах и конфликтах, к принятию компромиссных решений. Значимые различия между исследуемыми группами наблюдаются по шкалам «общительность» ^ = 3,88; р < 0,01) и «необщительность» ^ = 3,88; р < 0,01). Тенденция к общительности у студентов-менеджеров свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами. Студенты-психологи демонстрируют стремление ограничить свой круг общения близкими людьми. Низкие баллы по данному показателю обусловлены, на наш взгляд, личностными особенностями испытуемых.
Обратимся к анализу результатов, полученных по методике В.В.Бойко «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в общении». Студенты-психологи чаще используют такие стратегии психологической защиты, как «избегание» и «миролюбие», а студенты-менеджеры значительно чаще применяют стратегию «агрессия» ^ = 2,03; р < 0,05). Агрессия - психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта. Это сразу объясняет тот неоспоримый факт, что агрессия не выходит из репертуара эмоционального реагирования. Студенты-психологи, напротив, демонстрируют умение идти на компромиссы, делать уступки, желание сотрудничать, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя сохранения собственного достоинства. Возможно, в ряде случаев они демонстрируют миролюбие, чтобы не обострять отношения и не ввязываться в конфликты.
Итак, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Студенты-психологи, действительно, в процессе межличностного общения используют более гибкие и менее конфликтные
Прикладные исследования
стратегии поведения, настроены на сотрудничество, взаимопонимание, готовы идти на компромисс. Однако внешне профессиональное и эффективное взаимодействие с окружающими не приводит к удовлетворению личных потребностей, что выражается в общей негативной коммуникативной установке.
Считаем необходимым подчеркнуть, что продуктивная профессиональная психологическая деятельность не ограничивается процессами социальной перцепции и коммуникации, а предполагает активную и целенаправленную работу субъекта по преобразованию своей Я-концепции и развитию личностных качеств. И высшее образование может способствовать развитию личности студентов-психологов, формированию их профессиональных качеств.
При массовом переходе на многоуровневую структуру обучения в вузе для достижения высокого уровня научно-практической подготовки студентов необходимо решить две главные проблемы:
- обеспечить возможность получения студентами глубоких фундаментальных знаний;
- изменить подходы к организации учебной деятельности с тем, чтобы повысить качество обучения, развить творческие и профессиональные способности студентов, их стремление к непрерывному приобретению новых знаний, а также учесть их интересы в самоопределении и профессиональной самореализации3.
Важнейшим при решении второй проблемы является комплексный подход в изучении способностей студентов. При организации и совершенствовании системы непрерывного образования необходимо опираться не только на знания закономерностей психического развития, но и на анализ индивидуальных особенностей студентов и в связи с этим планомерно направлять процесс интеллектуального, личностного и профессионального развития. Основными методами решения данной проблемы, на наш взгляд, являются проблемное обучение и тренинги, направленные на развитие рефлексивной культуры.
Примечания
1 См.: КалюжныйА.А. Социальная психология имиджа учителя: Учеб. пособие. М., 2008.
2 См.: Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.
3 Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учеб. пособие. Самара, 2006. С. 298-301.
УДК 316.62
А.П. ЧУЛИСОВА
Психологическая лаборатория Следственного изолятора № 3 УФСИН России г. Москвы E-mail: [email protected]
Роль образов родной природы в этнофункциональной коррекции делинквентного поведения у осужденных за насильственные преступления
В статье представлены результаты исследования роли образов родной природы в этнофункциональной коррекции делинквентного поведения у осужденных за насильственные преступления
Ключевые слова: образ родной природы, этнофункциональная коррекция, делинквентное поведение.
A.P. CHULISOVA Role of Images of the Native Nature in Ethnofunctional Correction of Delinqent Behaviour at Condemned for Violent Crimes
In article results of research of a role of images of the native nature in ethnofunctional correction delinquent behaviour at condemned for violent crimes are submitted
Key words: image of the native nature, ethnofunctional correction, delinquent behaviour.
© А.П. Чулисова, 2010