Научная статья на тему 'Деперсонализация как составляющая профессиональных деформаций личности и акмеологическая проблема'

Деперсонализация как составляющая профессиональных деформаций личности и акмеологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2245
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / СТРЕСС / DEPERSONALIZATION / PERSONALIZATION / PROFESSIONAL TO DEFORMATION / PSYCHOLOGICAL PROTECTION / STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полякова Ольга Борисовна

Описана деперсонализация как составляющая профессиональных деформаций личности. Выявлена основная предпосылка возникновения деперсонализации психологов и педагогов уровень ниже среднего миролюбия как стратегии психологической защиты в общении. Внимание преподавателей институтов акцентировано на: уровень ниже среднего деперсонализации как составляющей профессиональных деформаций личности, социальной фрустрированности, избегания и агрессии как стратегий психологической защиты в общении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEPERSONALIZATION AS FORMING PROFESSIONAL DEFORMATION TO PERSONALITIES AND AKMEOLOGICAL PROBLEM

It Is Described depersonalization as forming professional deformation to personalities (burnout). Is revealled main premises of the origin depersonalization psychologist and teacher a level below average peaceful nature as strategies of psychological protection in contact. Attention of the teachers institute is accented on: level below average depersonalization as forming professional deformation to personalities, social frustration, avoiding and aggressions as strategy of psychological protection in contact

Текст научной работы на тему «Деперсонализация как составляющая профессиональных деформаций личности и акмеологическая проблема»

5. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 2003.

6. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти // Избранные психологические труды. В 2 т. М., 1987.

© Майборода ТА., 2009

о.Б. Полякова

деперсонализация как составляющая профессиональных деформаций личности и акмеологическая проблема

ключевые слова: деперсонализация, персонализация, профессиональные деформации, психологическая защита, стресс

Keywords: depersonalization, personalization, professional to deformation, psychological protection, stress

Понимая под профессионализацией весь профессиональный путь, а акмеологию как науку о личностном и профессиональном росте человека, при изучении психологических особенностей профессиональных деформаций личности необходимо особое внимание уделять психопрофилактике и психокоррекции профессионально важных качеств специалистов не только на этапах профессиональной адаптации, профессиональной деятельности, профессионального становления — профессионализма, но и на таких этапах профессионализации, как оптация (выбор профессии) и профессиональная подготовка. Таким образом, ранняя диагностика и нивелирование психологических предпосылок эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений как составляющих профессиональных деформаций личности выступают аксиологическим и акмеологическим потенциалами успешного овладения и осуществления профессиональной деятельности специалистов разных профессий, особенно работающих в типе профессий «человек — человек».

Под деперсонализацией (depersonalization) как составляющей профессиональных деформаций личности, как изменением персонализации, проявления индивида как личности в результатах своей деятельности, экстериоризации личности, согласно К. Маслач и С. Джексон, понимается деформация отношений с другими людьми: либо повышение зависимости от других, либо повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам (пациентам, клиентам, подчиненным, коллегам и др.), при этом деперсонализация выступает как один из трех конструктов синдрома «психического выгорания» [9]. Б. Пельман и Е. Хартман, также указывая на то, что деперсонализация — это один из трех главных компонента «выгорания», понимают под ней возникновение равнодушного и даже негативного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы (контакты с людьми становятся формальными, обезличенными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам; подобные состояния имеют место в замкнутых рабочих коллективах, выполняющих длительное время (до полугода) совместную деятельность) [10]. Акцентируя внимание на том, что деперсонализация — это «установочный» компонент, то есть изменение отношений либо к пациентам, либо к себе, Д.В. Дирендонк, В. Шауфели, Х.Дж. Сиксма определяют ее как один из компонентов двухмерной конструкции синдрома «выгорания» [7]. Следует заметить, что деперсонализацию как составляющую профессиональных деформаций личности не следует отождествлять с общепринятым определением деперсонализации в психологии вообще и в клинической психологии в частности, под которой понимается расстройство самосознания личности, утрата своего Я, возникновение эффекта отчуждения от своих мыслей, чувств, действий.

Важность изучения особенностей профессиональных деформаций психологов и педагогов, а также представителей других профессий, в первую очередь, профессий типа «чело-

век — человек» (по концепции Е.А. Климова), подтверждается результатами проведенного нами исследования уровня профессиональных деформаций (эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений) будущих и работающих психологов и педагогов Москвы и Московской области с помощью «Опросника на «выгорание» — «Maslach Burnout Inventory» (MBI), авторы которого — американские психологи К. Маслач и С. Джексон, а автор адаптированного варианта — Н.Е. Водопьянова; модификации «Опросника на «выгорание» — модификации «Maslach Burnout Inventory» (мод. MBI), авторы которой — преподаватели кафедры психологии профессиональной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета и нашей авторской модификации интерпретации результатов указанных опросников. Интересны результаты по каждой составляющей профессиональных деформаций психологов и педагогов, но особо обращают на себя внимание результаты диагностики деперсонализации. Рефлексируя психологические особенности деперсонализации, психологи и педагоги отмечают, что иногда им безразлично то, что происходит с некоторыми их подчиненными, коллегами, знакомыми; им кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на них груз своих проблем и обязанностей; они стали более «черствыми» по отношению к тем, с кем работают (учатся); их работа (учеба) ожесточает их; они чувствуют, что общаются с некоторыми подчиненными, коллегами, знакомыми как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

Описывая профессиональное «выгорание», Н.Е. Водопьянова особо подчеркивает в рамках деперсонализации негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций в контексте профессиональной деятельности, а также личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений в системе «человек — человек», уточняя, что синдром «burnout» (в широком смысле) — это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности [3]. В дальнейшем у специалиста культивируются и закрепляются маргиналь-ность, негативизм, прострация.

Описывая симптомы деперсонализации, следует обратить внимание на тот факт, что рабочие коммуникации не следует сводить только к сообщениям, передаче информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в межличностном взаимодействии, а стресс — к психическому состоянию общего возбуждения, психическому напряжению при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях. Важно протоколирование и неспецифических реакций психологов и педагогов на резко изменяющиеся условия профессиональной деятельности, а также особенностей влияние стресса на деятельность, причем как положительное, оптимизирующее (эустресс), так и отрицательное вплоть до полной дезорганизации (дистресс). Отметим, что все виды стресса — психический (информационный и эмоциональный (ситуация угрозы, обиды, опасности и др.)) и физиологический — нуждаются в особом внимании. Не случайно Х.Дж. Фроинденбергер отмечал, что стресс — это характеристика психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами (пациентами) в эмоционально нагруженной (насыщенной) атмосфере при оказании профессиональной помощи [8]. Высказывание К. Маслач и С. Джексон о том, что возможность проявлений синдрома «психического выгорания» ограничивается представителями коммуникативных профессий, частично разрешает спор о природе феномена (в отношении профессий типа «человек — человек») [9].

Акцентируя внимание на деперсонализации, Н.Е. Водопьянова пишет, что «выгорание» имеет прямое отношение к сохранению здоровья, психической устойчивости, надежности и профессиональному долголетию специалистов, включенных в длительные межличностные коммуникации [3]. В противном случае у специалиста не наблюдаются пластичность личности, общительность, коммуникативная (социально-психологическая) компетентность, а наблюдаются индифферентность, индивидуализм.

Выгорание, подчеркивают А. Пайнс и И. Аронсон, — это состояние физического и психического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях [11], это комбинация физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, конкретизирует А. Чиром [12]. Главный фактор «выгорания» — эмоциональ-

ное истощение. Дополнительные компоненты — следствие либо поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно-эмоционального «выгорания», выражающегося в редукции личных достижений (деформациях субъективной оценки собственных возможностей), проявляющегося в деформации личности и имеющего непосредственное значение для ее социального здоровья. Авторы одномерного подхода не ограничивают «выгорание» определенными группами специалистов.

Н.Е. Водопьянова и Э.Ф. Зеер единодушны в том, что изменения сложившейся структуры деятельности и личности негативно сказываются на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса [3]; деструкции, возникающие при многолетнем выполнении одной и той же профессиональной деятельности, негативно влияют на ее продуктивность, порождают профессионально нежелательные качества, изменяющие профессиональное поведение человека [4], что приводит к отсутствию взаимоотношений, нарушению системы межличностных установок, ориентаций, ожиданий, возникновению барьеров взаимопонимания, психической несовместимости.

Анализ результатов проведенной нами методики «диагностика уровня социальной фру-стрированности» (ДУСФ), автор которой — Л.И. Вассерман, на основе нашего авторского дополнения интерпретации результатов данной диагностической процедуры, заставляет задуматься об особенностях мотивационной сферы психологов и педагогов. Именно эти особенности часто выступают детерминантами межличностных и профессиональных отношений. Уровень социальной фрустрированности ниже среднего свидетельствует о том, что у психологов и педагогов редко наблюдается психическое напряжение, обусловленное неудовлетворенностью достижениями и положением личности в социально заданных иерархиях. Оценивая свои достижения в разных социально заданных иерархиях, психологи и педагоги могут испытывать ту или иную степень удовлетворенности либо неудовлетворенности; они могут переживать фрустрацию не столько от достигнутого, например, от условий, в которых живут, или уровня материального дохода, сколько от мысли, что сегодня можно достичь большего. Социальная фрустрированность в большей степени зависит от осознания недостигнутого, чем от реального положения личности.

Перечисляя основные симптомы профессиональных деструкций, Э.Ф. Зеер в первую очередь указывает на появление стереотипов профессионального поведения, разрушение сформированных профессиональных качеств; нарушение усвоенных способов деятельности [4]. Доминантой нашего внимания выступает социальный стереотип как относительно устойчивое, схематичное, упрощенное, характерное для обыденного сознания представление о каком-либо социальном объекте (группе людей, общности, человеке), сложившееся в условиях дефицита информации, как результат обобщения личного опыта индивида и предвзятых установок, характерных для конкретного общества. Одним из явных доказательств деперсонализации является так называемый жаргон, то есть стилистические особенности (прежде всего лексического и фразеологического характера) языка узкой социальной или профессиональной группы людей. При этом знание жаргона, с одной стороны, позволяет быстро диагностировать социальную (профессиональную) принадлежность его носителя, а, с другой

— прогнозировать возможность возникновения коммуникативных барьеров и конфликтов, если речь специалиста обращена к клиенту, не проходившему «ликбез» в данной области. Здесь же уместно вспомнить о канцеляризмах, которые, являясь словами и оборотами речи, характерными для стиля деловых бумаг и документов, используются специалистом в устной речи и тем самым оказывают негативное психическое воздействие на слушателей, разрушая систему взаимодействия «специалист — клиент», так как возникает смысловой барьер, при котором одно и то же явление имеет для собеседников различный личностный смысл.

Анализ результатов проведенного нами теста «Ваша коммуникативная установка» (ВКУ) В.В. Бойко, на основе нашей авторской модификации интерпретации результатов данной диагностической процедуры, заставляет задуматься о необходимости еще при профессиональной подготовке психологов и педагогов культивирования у них положительных коммуникативных установок и на основе всесторонней углубленной диагностики особенностей коммуникативной сферы будущих специалистов нивелирования у них негативных

коммуникативных установок, таких как: завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них (ЗЖ); открытая жестокость в отношениях к людям (ОЖ); обоснованный негативизм в суждениях о людях (ОН); брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью (Б); негативный личный опыт общения с окружающими (НЛОО). У специалистов наблюдается уровень обоснованного негативизма в суждениях о людях выше среднего, что выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия: ведь в жизни имеют место огорчительные явления, не замечать которые было бы наивно. Оттого доля негативизма в установке к людям неизбежна — нельзя же воспринимать действительность сквозь розовые очки. Средний уровень диагностирован по таким негативным коммуникативным установкам, как завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них, и брюзжание. Иногда в замаскированной, приглушенной или косвенной форме суждения психологов и педагогов содержат недоброжелательность, настороженность в отношениях со многими партнерами, отрицательные выводы о людях, нежелание откликаться на их проблемы. Подобные умонастроения несут в себе негативную энергию. Уровень ниже среднего диагностирован по таким негативным коммуникативным установкам, как открытая жестокость в отношениях к людям и негативный личный опыт общения с окружающими. Психологи и педагоги стараются скрывать и смягчать свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них нерезкие и неоднозначные. По всей совокупности негативных коммуникативных установок выявлен средний уровень, но так как результат превышает 33 балла, то это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая, по всей вероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров. Может быть, у психологов и педагогов получается усыплять сознание участников совместной деятельности, но на подсознательном уровне они обязательно почувствуют дискомфорт. Именно в таких случаях о человеке говорят: «чем-то он настораживает», «у него камень за пазухой», «мягко стелет, да жестко спать». Энергетику негативной коммуникативной установки невозможно скрыть от сенсорных систем партнера. Проблемы появятся даже в том случае, если специалисты стараются тщательно маскировать свой негативный настрой по отношению к окружающим, например, на работе. Дело в том, что когда они заставляют себя сдерживаться, быть корректным, возникает постоянное напряжение. С точки зрения этики, возможно, все обстоит безукоризненно, но расплачиваться за это придется: рано или поздно состояние напряжения приведет к стрессу, нервному срыву; не исключено, что разрядка время от времени происходит за пределами работы — в семье, в общении с приятелями или в общественных местах, что тоже малоприятно.

Перечисляя восемь тенденций профессиональных деструкций, А.К. Маркова подчеркивает, что профессиональные конфликты — это следствие дезинтеграции профессионального развития, распада профессионального сознания [5]. Конечно же, только лишь в том случае, если профессиональный конфликт — это не просто психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных взглядов, действий, интересов, планов, стремлений специалистов (профессионалов), но и явление, носящее отрицательный (антиаксиологический, антиакмеологический) характер и приводящее к профессиональной дезорганизации. При этом ярко выражены разного рода коллизии, а специалист демонстрирует неспособность к проявлению симпатии.

Анализ результатов проведенного нами «Личностного опросника» (ЛО) американского социолога К.Н. Томаса, на основе нашей авторской модификации интерпретации результатов данного опросника, заставляет задуматься о необходимости обучения еще будущих психологов и педагогов всем пяти способам реагирования в конфликтных ситуациях (хорошему здоровому соперничеству — СОП, сотрудничеству — СОТ, компромиссу — К, избеганию — И, приспособлению — П), помня, что нет хороших и плохих, что в соответствии с конкретной ситуацией надо выбирать адекватный способ, что наиболее типичными (приемлемыми) способами реагирования в конфликтных ситуациях в профессиях психолога и педагога являются сотрудничество и компромисс. Большинство психологов и педагогов

предпочитают в спорных ситуациях идти на компромисс, на частичные уступки друг другу, сохраняя основные свои интересы: стороны стараются убедить другого человека пойти на компромисс, найти компромиссное решение; считают возможным в чем-то уступить, чтобы добиться лучшего; дают возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу; предлагают среднюю позицию; стараются найти наилучшее сочетание выгод и потерь для обоих. При сотрудничестве, занимающем второе место в предпочтениях психологов и педагогов, они объединяются в совместной деятельности с целью разрешения спорной, конфликтной ситуации: стороны пытаются немедленно преодолеть разногласия, найти поддержку у другого; склоняются к прямому обсуждению проблемы; прежде всего, стараются понять то, в чем заключаются все затронутые интересы и спорные вопросы, удовлетворить желания и интересы каждого; сообщают другому человеку логику своей позиции, но обязательно спрашивают о его взглядах; всегда занимают такую позицию в споре, чтобы оба могли достигнуть успеха. Особо обращает на себя внимание тот факт, что психологи и педагоги стараются в конфликтных ситуациях избегать друг друга (другую спорящую сторону) в надежде на то, что ситуация разрешится сама собой: они думают, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий; избегают занимать позицию, которая может вызвать споры; предоставляют возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса; пытаются избежать для себя неприятности; стараются отложить решение спорного вопроса, с тем, чтобы со временем решить его окончательно; стараются сделать все, чтобы избежать ненужной напряженности. Достаточное количество психологов и педагогов осуществляют попытки приспособиться в спорных ситуациях к противоположной стороне, идут на полные уступки другой: прежде чем обсуждать то, в чем они расходятся, одна из сторон стремится обратить внимание на то, с чем обе стороны согласны; жертвует собственными интересами ради другого человека; старается не задеть чувства другого человека, успокоить другого человека и главным образом сохранить отношения; если это сделает другого человека счастливым, дает ему возможность настоять на своем; ведя переговоры, старается быть внимательным к другому человеку; если позиция другого человека кажется ему очень важной, то старается идти ему навстречу. Отрадно, что соперничество находится на последнем пятом месте; спорящие, конфликтующие стороны редко соперничают, отстаивая свои интересы: настойчиво стремятся добиться своего; настаивают, чтобы все было сделано, как они хотят; всегда пытаются показать другому человеку логику своей позиции и преимущество своих взглядов.

Характеризуя деперсонализацию, Н.Е. Водопьянова указывает среди прочих симптомов, связанных с «психическим выгоранием», агрессивные и упаднические чувства [3]. Налицо проявление враждебности, демонстрация негативных чувств по отношению к другим людям, стремление к насильственным действиям по отношению к окружающим людям или объектам, то есть агрессивность. Не исключены откровенный показ (демонстрация) превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку или группе лиц, детерминируемые стремление к власти над другими, что и именуется агрессией. Упрочение указанной тактики поведения приводит к формированию авторитарности, культивированию авторитарного стиля руководства, демонстрации гонора. При этом специалист наносит ущерб, прежде всего, себе, так как пренебрегает законом Аффинити, согласно которому человек должен находиться в состоянии дружеской привязанности, эмпатии, взаимопомощи, чтобы выжить, он нивелирует у себя импозантность как качество личности, способствующее положительному восприятию ее как основательной, как «способность производить положительное впечатление, привлекать внимание своим внешним видом, манерами поведения».

Выявление доминирующей стратегии психологической защиты психологов и педагогов (миролюбия (М), избегания (И), агрессии (А)) осуществлялось нами с помощью методики «Доминирующая стратегия психологической защиты» (ДСПЗ), автором которой является В.В. Бойко, и на основе нашей авторской модификации интерпретации результатов данной диагностической процедуры. Соглашаясь с В.В. Бойко, нельзя не подчеркнуть, что психологическая защита — это механизм поведения, обусловленный врожденными потенциалами и жизненным опытом личности, позволяющий ей ограждать свою субъектную реальность

от посягательств окружающих и разрушительной самокритики. Интеллектом, поступками, потребностями, словами, творчеством, характером, эмоциями — всеми доступными средствами человек доказывает себе и другим: «я есть, существую и проявляю себя»; «я имею и стремлюсь удовлетворить свои желания»; «я наделен определенными способностями и намерен реализовать их»; «я хочу, чтобы меня принимали, уважали, ценили окружающие и чтобы мне помогали»; «я обладаю конкретными достоинствами, я буду отстаивать их» [2]. Психологическая защита — это обязательный атрибут полноценного человека (задача — принять собственное Я и заставить это сделать других: «Я именно такой, каким кажусь себе». Характеризуя различные формы психологической защиты, В.В. Бойко перечисляет следующие: рационализация — предвзятое и выгодное для себя толкование фактов; капитуляция — отступление перед трудностями, связанными с реализацией Я; сверхзащита — оборонительная форма сохранения достоинства в тех случаях, когда личность не способна приспособиться к условиям деятельности или требованиям окружающих; агрессия — инстинкт борьбы, направленной против собратьев по виду. Наиболее приемлемую стратегию психологической защиты, сочетающую интеллект и эмоции, личности диктуют потенциалы, жизненный опыт и воспитание. Отсюда психогенные (обусловленные врожденными потенциалами личности) и социогенные (возникающие на основе жизненного опыта, под влиянием примера) стратегии психологической защиты [2]. Среди стратегий психологической защиты, прежде всего в общении, психологи и педагоги чаще всего выбирают избегание, отмечая у себя: гибкость; способность обходить острые ситуации, избегать конфликтов, отступить от своих притязаний, пропустить негативную информацию мимо ушей, уклониться от окончательного решения в расчете на то, что партнер успокоится, и тогда они вернутся к вопросу, уходить от прямых ответов, сглаживать противоречия, не подчеркивать различия в позициях, сделать вид, что ничего особенного не происходит, ограничить контакты, уйти от спора («пас в сторону»), решать многие проблемы за счет выдержки и терпения, не обращать внимания на критику, уединиться, чтобы не проявить свое состояние на партнерах. Второй ранг принадлежит миролюбию, так как психологи и педагоги: являются покладистыми; ищут способы примирения; в большинстве случаев спокойно добиваются того, чтобы собеседники их поняли; при необходимости пойдут на значительные уступки; стараются запастись терпением и довести дело до конца; во имя интересов дела чаще всего сотрудничают; тактично выслушивают все до конца; пойдут на уступку ради мира; терпеливо добиваются своих целей; проявляют терпение, дипломатичность и гибкость ума; во имя «мира любой ценой» признают свое поражение, принесут извинения, пойдут на встречу пожеланиям партнера; замечания делают мягко и корректно; замечания в свой адрес принимают с благодарностью; спокойно и тактично добиваются истины; ищут сочувствия, понимания; искренне радуются успехам других. Радует, что агрессия как стратегия психологический защиты используется психологами и педагогами реже других, однако обращает внимание на себя тот факт, что уровни всех трех стратегий психологической защиты ниже среднего.

Психическая деформация, пишет В.В. Бойко, свидетельствует о серьезных нарушениях личности, негативным образом влияющих на все системы ее отношений с окружающими (деформация сказывается в семейном, производственном и дружеском взаимодействии: страдают окружающие и сама личность); это форма психической деятельности в экстремальных условиях, предусмотренная генофондом человеческого вида [2]. При этом под экстремальными условиями подразумевают условия, резко отличающиеся от обычных, воздействующие на неадаптированную к ним психику как стрессоры, факторы, вызывающие стереотипные реакции, в том числе и в рамках межличностного взаимодействия в системах «специалист — клиент», «специалист — специалист», «специалист — родственники клиента», «руководитель

— подчиненный», «руководитель — руководитель» и др.

Чаще других примеры деперсонализации связывают с коммуникативными установками и особенностями проявления эмоциональной сферы. Согласно концепции Э.Ф. Зеера о профессиональных деструкциях, примеры деперсонализации можно найти во всех группах деформаций: у работников правоохранительных органов — это синдром «асоциальной перцепции», то есть каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель

(общепрофессиональные деформации); у следователя — правовая подозрительность; у оперативного работника — актуальная агрессивность; у адвоката — профессиональная изворотливость; у прокурора — обвинительность; у хирургов — циничность; у медицинских сестер

— черствость и равнодушие (специальные профессиональные деформации); скептическое отношение к новичкам, ролевая экспансия; властолюбие; доминантность; индифферентность (профессионально-типологические деформации) [4]. Акцент делается на социальной перцепции, трактуемой как восприятие, изучение, оценка, понимание людьми объектов (групп, других людей, самих себя, социальных общностей и т. д.), формирование в индивидуальном и общественном сознании образов социальных объектов как результат восприятия, познания, понимания людьми друг друга.

Т а б л и ц а 1

Результаты выявления психологических особенностей деперсонализации будущих и работающих психологов и педагогов

Исп 116 пс 116 пед 232 пс и пед 116 ст-пс 116 ст-пед 232 ст-пс и пед 464 исп

МВІ 10,3-нс 9,5-нс 9,9-нс 10,0-нс 8,7-нс 9,4-нс 9,7-нс

мод. МВІ 9,3-нс 9,2-нс 9,3-нс 10,3-нс 10,0-нс 10,2-нс 9,7-нс

Итого 9,8-нс 9,4-нс 9,6-нс 10,2-нс 9,4-нс 9,8-нс 9,7-нс

ДУСФ 1,6-нс 1,6-нс 1,6-нс 1,5-нс 1,5-нс 1,5-нс 1,6-нс

ВКУ зж 9,3-с 12,9-вс 11,1-с 10,1-с 14,4-вс 12,2-с 11,6-с

ОЖ 14,5-нс 17,6-с 16,0-нс 15,0-нс 19,1-с 17,1-нс 16,5-нс

ОН 3,5-вс 4,2-в 3,9-вс 3,5-вс 2,6-с 3,0-вс 3,5-вс

Б 4,9-с 5,5-с 5,2-с 4,9-с 4,4-нс 4,6-с 4,9-с

НЛОО 7,5-с 8,7-с 8,1-с 5,9-нс 5,7-нс 5,8-нс 7,0-нс

Итого 39,7-нс 48,8-с 44,3-с 39,3-нс 46,1-с 42,7-с 43,5-с

ЛО СОП 5,3-с 5,6-с 5,5-с 3,3-нс 5,3-с 4,3-нс 4,9-с

СОТ 7,2-с 5,6-с 6,4-с 7,6-вс 6,5-с 7,1-с 6,7-с

К 7,3-с 8,0-вс 7,7-вс 8,6-вс 7,9-вс 8,3-вс 8,0-вс

И 5,4-с 5,6-с 5,5-с 5,3-с 5,0-с 5,2-с 5,3-с

П 4,8-с 5,2-с 5,0-с 5,3-с 5,2-с 5,3-с 5,1-с

ДСПЗ М 8,4-нс 8,3-нс 6,4-нс 8,9-нс 8,8-нс 8,8-нс 7,6-нс

и 9,1-нс 9,4-нс 9,3-нс 8,8-нс 8,8-нс 8,8-нс 9,0-нс

А 6,5-нс 6,3-нс 6,4-нс 6,3-нс 6,5-нс 6,4-нс 6,4-нс

Примечание: исп — испытуемые, пс — психологи, пед — педагоги, ст-пс -студенты-психологи, ст-пед — студенты-педагоги, н — низкий уровень, нс — ниже среднего, с — средний, вс — выше среднего, в — высокий.

Анализ составляющих профессиональных деформаций дает возможность проследить взаимосвязь деперсонализации с другими компонентами деформаций. Так, дегуманизация, деперсонализация, тенденция развивать негативное отношение к клиентам — это одни из компонентов симптомокомплекса эмоционального выгорания (по ТВ. Форманюк) [6]; негативное отношение к пациентам (после имевших место позитивных взаимоотношений); стереотипизация личностной установки, стандартизация общения, агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам) — это некоторые из одиннадцати основных симптомов эмоционального выгорания (по ГС. Абрамовой, Ю.А. Юдчиц) [1]; трудность контингента как причина нервного (тревожного) напряжения, одной из трех фаз стресса (по Г. Селье).

Не менее интересные примеры деперсонализации находим в описаниях фаз и симптомов эмоционального «выгорания» по В.В. Бойко:

1) экономичное проявление эмоций — полезный навык, подчеркивает В.В. Бойко, — подключение к взаимодействию с деловыми партнерами эмоций довольно ограниченного регистра и умеренной интенсивности: лаконичные формы выражения несогласия, легкая улыбка, мягкий, спокойный тон речи, отсутствие категоричности, грубости, приветливый взгляд, сдержанные реакции на сильные раздражители — что свидетельствует о высоком

уровне профессионализма, когда не препятствует интеллектуальной проработке информации, обусловливающей эффективность деятельности, не снижает понимание состояний и потребностей партнера, не мешает принятию решений и формулировке выводов. Неадекватное ограничение диапазона и интенсивности эмоций в профессиональном общении воспринимается партнерами как неуважение к их личности и переходит в плоскость нравственных оценок;

2) возникновение потребности в самооправдании, защита своей стратегии при отсутствии должного эмоционального отношения к субъекту. Профессиональная деятельность, построенная на человеческом общении, не знает исключений: врач не имеет морального права делить больных на «хороших» и «плохих»; учитель не должен решать педагогические проблемы подопечных по собственному выбору; обслуживающий персонал не может руководствоваться личными предпочтениями. Проявления эмоционально-нравственной дезориентации вызывают справедливое возмущение, осуждение;

3) осуществление формы защиты «расширения сферы экономии эмоций» вне профессиональной области (в общении с родными, приятелями и знакомыми). Усталость от контактов, разговоров, ответов на вопросы на работе приводит к отсутствию желания общаться с близкими людьми. В профессиональной деятельности человек держитесь соответственно нормативам и обязанностям. Именно «домашние» становятся первой «жертвой» эмоционального выгорания (дома человек замыкается или «рычит» на брачного партнера и детей). Данный симптом — пресыщение человеческими контактами, симптом «отравления людьми» (В.В. Бойко);

4) ощущение невозможности эмоционально помогать субъектам профессиональной деятельности; невозможность войти в их положение, соучаствовать, сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуждать усиление интеллектуальной, волевой и нравственной отдачи. О наличии эмоционального выгорания свидетельствует недавний опыт: еще недавно таких ощущений не было, а на сегодняшний момент личность переживает их появление. Усиление симптома и приобретение более осложненной формы заключаются в редком проявлении положительных эмоций и часто отрицательных (резкость, грубость, раздражительность, обиды, капризы);

5) исключение эмоций из сферы профессиональной деятельности; «не исходный дефект эмоциональной сферы, не признак ригидности, а приобретенная за годы обслуживания людей эмоциональная защита»; приобретение умений работать как робот, как бездушный автомат. Однако в других сферах человек живет полнокровными эмоциями. Данный симптом свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнеру общения (переживание проявленного к нему безразличия, глубокое травмирование). Наиболее опасна демонстративная форма эмоциональной отстраненности (показ «наплевать на вас»);

6) полная или частичная утрата интереса к человеку — субъекту профессионального действия; восприятие партнера общения как неодушевленного предмета, как объекта для манипуляций, который тяготит своими проблемами, потребностями, присутствием, фактом существования. Проникновение метастаз «выгорания» в установки, принципы и систему ценностей личности приводит к возникновению деперсонализированного защитного эмоционально-волевого антигуманистического настроя (работа с людьми не интересна, не доставляет удовлетворения, не представляет социальной ценности). Тяжелая форма «выгорания» — рьяная защита своей антигуманистической философии: «ненавижу...», «презираю...», «взять бы автомат и всех...» [2].

Установление степени выраженности черт характера психологов и педагогов, которые проявляются в межличностных отношениях (доминирование (Д), склонность к руководству, лидерству; уверенность в себе (УВС), самостоятельность; непреклонность, воля, настойчивость, консерватизм (Конс); независимость, отчужденность, холодность, дистанция в общении, негативный, неудавшийся лидер (ННЛ); зависимость, подчиненность, неприспособленность, уступчивость (У); неуверенность в себе, незрелость, несамостоятельность, зависимость (З); общительность, уживчивость, ориентация на мнение окружающих, конформизм (Конф); отзывчивость (О), самопожертвование, альтруизм, дружелюбие (Др)) осуществлялось нами

с помощью теста «Изучение межличностных отношений» (ИМО) Т Лири на основе нашей авторской модификации интерпретации результатов данного теста (см. табл. 2).

Все психологи и педагоги (будущие и работающие) обнаруживают у себя властолюбие, уверенность в себе, требовательность, скептицизм, кротость, послушность, несамостоятельность и бескорыстие. Однако работающие психологи отмечают у себя не требовательность, а непримиримость; не кротость, а уступчивость. В различных ситуациях психологи и педагоги демонстрируют доминирование или подчинение (скорее по содержанию деятельности — «лидер-исполнитель», по сфере проявления активности — ситуативный лидер, по направленности деятельности — и эмоциональный, и деловой лидер), дружелюбие или враждебность. Только студенты-педагоги отмечают у себя превалирование дружелюбия.

Т а б л и ц а 2

результаты выявления психологических особенностей деперсонализации будущих и работающих психологов и педагогов (ИМО)

Исп 116 пс 116 пед 232 пс и пед 116 ст-пс 116 ст-пед 232 ст-пс и пед 464 исп

Д ЯР 6,6-с 6,6-с 6,6-с 6,8-с 6,5-с 6,7-с 6,6-с

ИП 10,0-вс 10,2-вс 10,1-вс 10,2-вс 10,3-вс 10,2-вс 10,2-вс

УВС ЯР 5,8-нс 5,1-нс 5,4-нс 5,6-нс 5,0-нс 5,3-нс 5,4-нс

ИП 6,9-с 7,2-с 7,0-с 6,9-с 6,7-с 6,8-с 6,9-с

Конс ЯР 6,5-с 6,2-нс 6,4-нс 6,4-нс 6,5-с 6,4-нс 6,4-нс

ИП 7,2-с 7,0-с 7,1-с 7,1-с 6,3-нс 6,7-с 6,9-с

ННЛ ЯР 4,8-нс 5,0-нс 4,9-нс 5,0-нс 5,4-нс 5,2-нс 5,0-нс

ИП 3,0-н 2,8-н 3,0-н 3,1-н 2,6-н 2,8-н 2,9-н

У ЯР 6,4-нс 6,5-с 6,5-с 6,6-с 6,6-с 6,6-с 6,5-с

ИП 4,7-нс 4,4-нс 4,5-нс 4,7-нс 3,2-н 4,0-нс 4,3-нс

з ЯР 6,5-с 6,5-с 6,5-с 6,6-с 6,7-с 6,6-с 6,6-с

ИП 5,8-нс 4,5-нс 5,1-нс 4,4-нс 4,2-нс 4,3-нс 4,7-нс

Конф ЯР 7,5-с 7,5-с 7,5-с 8,0-с 8,1-с 8,0-с 7,8-с

ИП 8,2-с 9,0-с 8,6-с 8,6-с 8,2-с 8,4-с 8,5-с

О ЯР 7,1-с 7,4-с 7,3-с 7,5-с 7,9-с 7,7-с 7,5-с

ИП 7,6-с 8,3-с 7,9-с 7,6-с 7,4-с 7,5-с 7,7-с

Д (по формуле) ЯР +4,9-с +4,6-с +4,8-с +5,1-с +4,1-с +4,6-с +4,7-с

ИП +12,7-вс +13,4-вс +13,0-вс +13,9-вс +14,8-вс +14,3-вс +13,7-вс

Др (по формуле) ЯР +6,8-с +5,5-с +6,1-с +7,3-с +8,2-вс +7,8-вс +7,0-с

ИП +7,3-с +6,8-с +7,1-с +7,0-с +6,7-с +6,9-с +7,0-с

Примечание: исп — испытуемые, пс — психологи, пед — педагоги, ст-пс —студенты-психологи, ст-пед — студенты-педагоги, ЯР — «Я-реальное», ИП — идеальный психологов (педагог), н — низкий

уровень, нс — ниже среднего, с — средний, вс — выше среднего, в — высокий.

В представлении психологов и педагогов (будущих и работающих) идеальный психолог и педагог должен обладать и демонстрировать в межличностных отношениях: властолюбие, самоуверенность, непримиримость, скептицизм, уступчивость, доверчивость, несамостоятельность, бескорыстие и доминирование. Однако студенты-педагоги считают, что педагог должен быть требовательным и в большей степени уступчивым. В различных ситуациях психологи и педагоги должны демонстрировать дружелюбие или враждебность. Недостаточная объективность психологических портретов психолога и педагога в представлениях будущих и работающих специалистов не дает им возможность воспринимать психолога и педагога как интеллигента как носителя личностных качеств, свидетельствующих о его деятельной ориентации на общечеловеческие ценности, приобщение к богатствам мировой культуры, следование велению совести и чувству справедливости, о его способности к состраданию, порядочности и тактичности, терпимости к инакомыслию, принципиальности и чувстве меры, носителя передовой культуры.

Таким образом, рассматривая деперсонализацию как составляющую профессиональных деформаций личности и акмеологическую проблему, внимание преподавателей институтов следует обратить на следующие предпосылки и особенности деперсонализации психологов и

педагогов: средний уровень завуалированной жестокости в отношениях к людям, в суждениях о них, брюзжания, негативных коммуникативных установок, сопротивления (конкуренции), избегания и приспособления как способов реагирования в конфликтных ситуациях, уступчивости, зависимости, конформизма, отзывчивости, дружелюбия; уровень ниже среднего миролюбия как стратегии психологической защиты в общении, уверенности в себе. Ставки в психопрофилактической и психокоррекционной работе следует делать на: уровень ниже среднего деперсонализации как составляющей профессиональных деформаций личности, социальной фрустрированности, избегания и агрессии как стратегий психологической защиты в общении, консерватизма, негативизма; средний уровень сотрудничества как способа реагирования в конфликтных ситуациях, доминирования, отзывчивости, дружелюбия; уровень выше среднего обоснованного негативизма в суждениях о людях, компромисса как способа реагирования в конфликтных ситуациях.

Литература

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Синдром «эмоционального выгорания» у медработников // Психология в медицине. М., 1998. С. 231-244.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.

3. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2000. С. 443-463.

4. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.; Екатеринбург, 2003.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального выгорания» учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 54-67.

7. DierendonckD.V., Schaufeli W.B., SixmaH.J. Burnout among general practitioners: a perspective from equity theory // Journal of Social and Clinical Psychology. 1994. Vol. 13 (1).

8. FreundenbergerH.J. Staff burnout // Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. P. 1.

9. Maslach C, Jackson S. MBI: Maslach Burnout Inventory; manual research edition. California, 1986.

10. Perlman В., HartmanE. Burnout: summery and future research // Human relations. 1982. Vol. 35. P. 4.

11. Pines A., Aronson E. Career burnout: Causes and cures. New York, 1988.

12. Shirom A. Burnout in work organizations // International review of industrial and organizational psychology. New York, 1989.

© Полякова О.Б., 2009

E.E. Русинова

АКМЕОЛОГИЧЕСКИй ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЯЗЫКОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЕМЫХ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ключевые слова: акмеологический подход, языковая компетенция, интегративные технологии, программированное обучение, самоактуализация, творчество

Keywords: acmeological approach, language competence, integrative technology, programme education, selfactualizaition, creativity

В информационном обществе одним из основных принципов методологии языка выступает коммуникативный принцип. Это связано с качественным изменением коммуникативного пространства, в котором систему иерархической коммуникации сменила система демократической коммуникации. Распространение диалогичности, многоголосия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.