Научная статья на тему 'Социально-психологические факторы агрессивности педагогов'

Социально-психологические факторы агрессивности педагогов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
325
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / АГРЕССИВНО-ОБРАЗУЮЩИЕ СИТУАЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ АГРЕССИВНОСТИ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Подымова Л. С., Подымов Н. А., Гуляева И. Т.

Деятельность педагога представляет собой активное межличностное взаимодействие и, следовательно, предполагает естественное постоянное вовлечение в переживания «другого» и участие в возможных возникающих критических ситуациях. В связи с этим развитие способности педагогов к эмоциональной регуляции является существенным компонентом структуры профессионально важных качеств. Психологическая характеристика уровня агрессивности педагогов зависит от социально-психологических факторов образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-психологические факторы агрессивности педагогов»

УДК 159.99

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ АГРЕССИВНОСТИ ПЕДАГОГОВ

© 2015 Л. С. Подымова1, Н. А. Подымов2, И. Т. Гуляева3

1докт. пед. наук,

профессор кафедры психологии образования e-mail: _pod Is a mail. ru 2докт. психол. наук,

профессор кафедры психологии образования e-mail: _pod na a mail. ru

3аспирант кафедры психологии образования e-mail: ilmira006@mail. ru

Московский педагогический государственный университет

Деятельность педагога представляет собой активное межличностное взаимодействие и, следовательно, предполагает естественное постоянное вовлечение в переживания «другого» и участие в возможных возникающих критических ситуациях. В связи с этим развитие способности педагогов к эмоциональной регуляции является существенным компонентом структуры профессионально важных качеств. Психологическая характеристика уровня агрессивности педагогов зависит от социальнопсихологических факторов образовательной среды.

Ключевые слова: агрессивность педагогов, межличностное взаимодействие, агрессивно-образующие ситуации, социальные представления об агрессивности, эмоциональная регуляция.

Способность преподавателей к эмоциональной регуляции - один из важных компонентов структуры их профессиональных качеств. Эмоции влияют на творческую активность педагога, обеспечивают выразительность поведения и речи, то есть определяют эффективность его профессионального инструментария. В ряде исследований показано, что такие эмоциональные особенности преподавателя, как чувствительность к эмоциональному миру других людей, эмпатия, дружелюбие, заинтересованность, способствует созданию в обучении атмосферы доверия и обеспечивают готовность учащихся участвовать в разговоре, уверенность в себе, познавательную сосредоточенность.

Между тем, как уже отмечалось, в ряде работ указывается, что, по сравнению с другими профессиональными группами, именно у педагогов наблюдается самый низкий процент фрустрационной толерантности и социальной адаптации. Даже за фасадом внешнего благополучия реально имеет место раскол между сознательными и неосознаваемыми аффектами. Смещение мотивов профессионального творчества на смыслы эгоцентрического самоутверждения искажает рефлексию и саморазвитие педагога.

Одним из распространенных негативных явлений в педагогической среде является агрессивность педагогов. Мы разделяем теоретический подход к определению агрессивности педагогов как сложного внутриличностного образования и предполагаем системное изучение всех ее составляющих: физиологических, эмоциональных,

когнитивных и поведенческих.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

При анализе причин агрессивности педагогов мы опирались на концепцию А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева о взаимосвязи и многообразии отношений, образующих личность; положение Л.С. Выготского и Б.Г. Ананьева о преобразовании интериндивидуальных связей, функционирующих в определенных обстоятельствах жизни, в интраиндивидуальные связи как обязательном условии образования структуры личности и ее характера. Вслед за ними мы предполагаем, что формирование агрессивности педагогов возможно в условиях длительно и часто повторяющихся отрицательных эмоциональных состояний. Актуализация агрессии и агрессивности у педагогов в условиях профессиональной деятельности может быть обусловлена как объективными - социально-психологическими факторами, так и особенностями самой личности [Берковиц 2001].

Опираясь на функциональные теории психической напряженности Д.О. Хебба, Ф.Б. Березина, мы считаем, что повышение уровня агрессивности педагогов увеличивает вероятность адаптационных нарушений личности, ведет к блокированию деятельности [Березин 1989].

Психологическая характеристика уровня агрессивности педагогов зависит не только от внешних воздействий, а от личностного смысла деятельности и оценки ситуации [Форманюк 1994]. Не само наличие опасности вызывает угрозу, а отсутствие арсенала средств для защиты от нее. Особенности отражения агрессивно-образующих ситуаций и стратегий поведения личности зависит от содержания потребностно-мотивационной сферы педагогов, адекватности систем самооценивания и целеполагания.

С учетом высказанных выше теоретических положений нами было проведено изучение агрессивности педагогов в контексте особенностей эмоционального развития педагогов, включающее в себя три этапа. На первом этапе осуществлялось измерение уровня агрессивности педагогов и проводился анализ переживаний, характеризующих высокоагрессивную личность. На втором этапе нами изучались и систематизировались внешние и внутренние факторы формирования агрессивности педагогов в профессиональной деятельности, в частности трудности профессионального становления, различные нарушения педагогического самосознания и «Я-концепции». Проявления агрессивности педагогов в педагогической деятельности многообразны и часто трудноузнаваемы. Мы согласны с утверждением, что наблюдаемая эмоциональность педагога больше всего проявляется в речемыслительных процессах (Н.В. Витт). Эмоциональное речевое реагирование отражает отношение педагога к себе, своей деятельности и партнерам по этой деятельности и может быть показателем агрессивности. В связи с этим целью третьего этапа было изучение проявлений агрессивности педагогов и ее влияния на особенности взаимодействия в педагогическом процессе.

На первом этапе нашего исследования особое внимание было уделено анализу агрессивных переживаний педагогов. Нас интересовало также, как агрессивность педагогов влияет на эмоциональное восприятие образовательного пространства, их удовлетворенность работой, профессиональные планы и ожидания.

В нашем исследовании принимали участие педагоги общеобразовательных школ городов Новотроицка, Орска, Г ая Оренбургской области и г. Москвы с педагогическим стажем от одного года до 50 лет, преподающие разные предметы в начальных, средних и старших классах; педагоги, работающие в школах-интернатах. Общая выборка -270 человек. В пилотажном исследовании участвовали также студенты заочного отделения Оренбургского государственного педагогического университета,

работающие учителями в школах г. Орска, г. Новотроицка (57 человек).

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

Подымова Л. С., Подымов Н. А., Гуляева И. Т. Социально-психологические факторы

агрессивности педагогов

При отборе методик исследования мы исходили из предложения, что для педагогов, в силу публичности их профессии и постоянного внешнего оценивания результатов деятельности, сам факт психологического тестирования будет дополнительным фактором формирования агрессивности. Это заставит испытуемых задумываться над каждым вопросом, искать в них скрытый смысл, искажать собственное мнение, связанное с нежеланием выбрать социально предпочитаемую норму, и т.д. Поэтому мы старались во время обследования создать атмосферу максимальной доверительности и конфиденциальности, а также наряду с измерительными процедурами преимущественно использовали методики наблюдения и проективные техники.

Измерение показателей агрессивности педагогов осуществлялось с помощью методики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки; шкалы самооценки личностной агрессии и агрессивности Ч. Спилбергера; опросника исследования агрессивности Е.В. Улыбиной. Система эмоциональных отношений и ожиданий педагогов изучалась с помощью варианта методики «Незавершенные предложения», разработанной в соответствии с целями нашего исследования (И.Т. Гуляева), шкалы интернальности в области межличностных отношений УСК Дж. Роттера; анкеты «Психологический климат в коллективе» (Р.Х. Шакуров, 1990).

По результатам исследования по методике Е.В. Улыбиной была выделена структура представлений об агрессивности педагогов. Было выделено четыре фактора, объясняющие 48 % общей дисперсии.

Первый фактор включал суждения, в которых агрессивность описывалась как проявление импульса, независимого от воли человека. В этом случае, по мнению испытуемых, агрессивность определяется наследственностью, что не исключает влияния среды. Однако культурные различия не получают признания.

Второй фактор содержал суждения, в которых агрессивность рассматривалась как реакция на особенности ситуации и как действие, приносящее удовольствие. В третий фактор вошли утверждения, характеризующие агрессивность как устойчивую черту личности, не изменяющуюся с возрастом, не зависящую от образования. Этот фактор соответствует представлению об агрессивности как естественной категории. Четвертый фактор сложнее всего поддается интерпретации за счет малого количества шкал. Фактор задан противопоставлением суждений об агрессивности как удобном способе и инстинктивной природе в оппозиции пониманию агрессивности как вынужденной в неблагоприятных обстоятельствах. Агрессивность в этом факторе рассматривается как проявление природы, содержание фактора близко первому фактору «Агрессия как импульс».

В исследовании также были выделены четыре фактора представлений педагогов о сущности агрессивности, объясняющих 49 % общей дисперсии. Наиболее мощный фактор содержал суждения об инструментальной природе агрессии, которая служит средством достижения цели и используется при необходимости или в случае, если не встречает сопротивления. Второй фактор сложнее всего поддается интерпретации. Он включал в себя суждения, в которых агрессия описывается и как устойчивая характеристика в течение жизни, и как защитная реакция на неуверенность, и как продуктивный способ достижения цели. Последнее утверждение имеет наибольшую корреляцию с уровнем зависимости черт личности от агрессивности.

Возможно, данный фактор отражает размытые представления об агрессивности как устойчивой черте личности, но нагружен дополнительными характеристиками. У педагогов отсутствует фактор «агрессия как черта личности», его аналогом может считаться второй фактор, объединивший суждения об устойчивости агрессивности в течение жизни и представление о защитном характере агрессивности у неуверенных

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

людей. Суждения об агрессивности как устойчивой черте личности составили содержание третьего фактора. Затем был проведен факторный анализ утверждений о формах проявления агрессивности.

У педагогов первый (самый мощный) фактор объединил суждения о символической агрессивности. В этом случае агрессивностью считается остроумие, стремление навязывать свое мнение, конкуренция и пр.

Два последних (слабых) фактора включают в себя суждения о символической агрессии и о том, что агрессивность - это нормальное свойство. Однако другие утверждения в фактор агрессии как нормы не вошли.

В первый фактор вошли суждения об агрессии как разрушении вещей и причинении зла другим. Агрессия в этом случае рассматривается как причинение ущерба другим людям и вещам. Во второй фактор вошли суждения о символической агрессии. В третий - об агрессии в проявлении конкуренции. В какой-то мере его можно проинтерпретировать как проявление социальной агрессивности. И четвертый -последний фактор объединил суждения об агрессивности как непроизвольной порче вещей и наказании детей.

Контент-анализ эмоциональных ассоциаций педагогов по методике

«Незавершенные предложения» выявил значительное количество высказываний, содержащих тревожные переживания. Их объем в среднем составляет 52,8 % от общего количества высказываний. Выявленное нами неблагоприятное эмоциональное самочувствие многих педагогов определяет восприятие ими своего профессионального пространства как потенциально угрожающего, травмирующего. Агрессивные эмоции актуализируются в критических профессиональных ситуациях только тогда, когда педагоги испытывают сомнения в своей силе, компетентности, защищенности.

С целью дифференциации картины эмоциональных отношений в зависимости от эмоционального самочувствия обследуемые педагоги были разделены нами на группы с высокими и нормальными показателями агрессивности. Проводился сравнительный анализ переживаний педагогов с различным уровнем агрессивности.

Тема «Взаимоотношения с администрацией» оказалась самой эмоциионально напряженной для педагогов. Именно данная тема получила первый ранг по показателю неудовлетворенности в иерархии изучаемой системы эмоциональных отношений.

62.5 % высокоагрессивных и 48,13 % умеренно агрессивных педагогов отмечают, что руководители школы несправедливы, необъективны в оценке их труда; не слышат и не понимают проблем рядового педагога; консервативны и не оказывают содействие в их творческих поисках; не в состоянии удовлетворить все потребности в образовательном процессе; формально относятся к своим обязанностям. Многие педагоги отмечают, что особенно негативно влияет на них форма обращения со стороны руководителей. 7,8 % высокоагрессивных педагогов отметили, что замечания в форме приказа вызывают сильные переживания и дезорганизуют их последующую деятельность на уроке.

12.5 % умеренно агрессивных педагогов смягчают критические высказывания в адрес руководителей эмпатическим пониманием их проблем и трудностей. По их мнению, администрация школы сама не является независимой и свободной в своих действиях; не имеет достаточно материальных средств; вынуждена больше заниматься хозяйственными вопросами в ущерб учебно-воспитательным.

Педагоги ожидают от администрации помощи в работе. При этом умеренно агрессивные педагоги нуждаются в действенной конструктивной помощи. 39,38 % считают, что руководство школы должно создавать необходимые условия работы педагогам: обеспечивать материальное, техническое, учебное оснащение школы; поддерживать творчество педагога; предоставлять педагогу свободу; отстаивать права

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.

№ 4 (36)

Подымова Л. С., Подымов Н. А., Гуляева И. Т. Социально-психологические факторы

агрессивности педагогов

и интересы педагогов перед вышестоящим руководством. Высокоагрессивные педагоги больше нуждаются в психологической поддержке и заботе со стороны администрации.

37,5 % считают, что руководство школы должно объективно, лояльно, с пониманием относиться к проблемам учителей.

В некоторых случаях педагоги проявили защитные реакции «уходов», не формулировали проблем и не обнаруживали эмоционального отношения к школьной администрации.

Тема «Отношение к своим педагогическим способностям» по насыщенности аффективными переживаниями занимает второе место. Высказывания по поводу педагогических способностей, проявляющихся во взаимодействиях с учениками, отражают чувство вины. Самообвинительные высказывания высокоагрессивных педагогов связаны с недостатком твердости, строгости, настойчивости, решительности, чувства юмора. Умеренно агрессивные педагоги, наоборот, испытывают чувство вины по поводу излишней строгости, необходимости действовать методом «кнута и пряника», неискренности. 11,5 % высокоагрессивных и 12,5 % умеренно агрессивных педагогов переживают сомнения в своей компетентности, испытывают потребность в дополнительном обучении и повышении квалификации.

Агрессивность высокого уровня вызывают у педагогов ситуации, актуализирующие представления о себе как педагоге: неудачно проведенный урок; результаты контрольной работы хуже, чем у других учителей; аттестационный экзамен. В отличие от умеренно агрессивных педагогов их высокоагрессивные коллеги болезненно переживают ситуации, связанные с ожидаемой оценкой их деятельности, особенно коллективной (например, предстоит обсуждение работы педагога на педсовете, выступление перед большой аудиторией, открытый урок). Перспектива открытого урока настраивает 75 % высокоагрессивных педагогов на переживание сильного волнения, раздражения и досады. Открытый урок воспринимается ими как экзамен, в результате которого они ожидают получить оценку своей профессиональной пригодности. Главным действующим мотивом в этой ситуации у агрессивного педагога является мотив самоутверждения, доказательства себе и другим своей ценности и значимости. 87,5 % умеренно агрессивных педагогов испытывают в аналогичной ситуации агрессивность, имеющую конструктивное значение; их переживания связаны с желанием творчества, поиском нового и интересного, ожиданием открытий, повышением активности, работоспособности, деловитости.

Разнообразие переживаний присутствует в сфере взаимоотношений с учениками. Фраза «Когда ученик ведет себя со мной вызывающе и ...» актуализирует положительные эмоции лишь у 37,5 % умеренно агрессивных педагогов. Эти педагоги испытывают радость от взаимопонимания и доверия во взаимоотношениях с учениками, интерес и удивление от сделанных ими открытий, сочувствие и жалость к детям из неблагополучных семей. У остальных - актуализируются эмоции обвинения и критики.

37,5 % умеренно агрессивных и 88 % высокоагрессивных педагогов испытывают чувство вины, направленное на себя. У 12,5 % умеренно агрессивных педагогов обвинения направлены на учеников и их родителей. Основной проблемой педагога считается отсутствие интереса к учебе и недисциплинированность учеников. Шум, отсутствие интереса учеников к занятиям у 23,1 % умеренно агрессивных и 25 % высокоагрессивных педагогов дезорганизует деятельность во время урока. Агрессивность педагога провоцируют ситуации, когда ученики проявляют непонятливость, рассеянность, демонстрируют сопротивление требованиям. Более эмоционально травмированными в этих ситуациях оказываются педагоги с высокими показателями агрессивности. 87,5 % высокоагрессивных педагогов испытывают в этих

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

ситуациях досаду и раздражение, замешательство, неуверенность в себе. Среди умеренно агрессивных подобные эмоции испытывают 46,9 % педагогов. Эмпатические тенденции в этих ситуациях проявляют 37,5 % умеренно агрессивных и 12,5 % высокоагрессивных педагогов. Готовность действовать, изменить неблагоприятную ситуацию показывают 68,75 % умеренно агрессивных и 25 % высокоагрессивных педагогов.

Эмоциональные переживания педагогов в сфере взаимоотношений с родителями учеников, как правило, содержат критические высказывания. 50 % умеренно агрессивных и 25 % высокоагрессивных педагогов считают, что родители мало внимания уделяют своим детям, не оказывают содействия школе. Причины этого явления, по мнению умеренно агрессивных педагогов, содержатся в условиях неправильного семейного воспитания; по мнению высокоагрессивных - в растерянности родителей по поводу будущего их детей.

Большую готовность помочь родителям демонстрируют высокоагрессивные педагоги. Различается и характер предполагаемой помощи. Желание узнать больше о семье ребенка, выслушать, понять и рассказать родителям что-то новое об их детях готовы 50 % высокоагрессивных и 18,75 % умеренно агрессивных педагогов. Умеренно агрессивные педагоги в большей степени, чем высокоагрессивные, склонны к оказанию воздействия на родителей в форме указаний, советов, требований, поучений (31,2 % против 12,5 %).

Высказываясь об ожиданиях родителей от школы, большинство педагогов склоняются к тому, что они не разумны и не справедливы (64,3 % умеренно агрессивных и 75 % высокоагрессивных педагогов). Различия заключаются в том, что умеренно агрессивные педагоги прогнозируют ожидания родителей, в большей степени связанные с результатами обучения учеников, а высокоагрессивные - с результатами воспитания.

Большинство опрошенных педагогов оценивают взаимоотношения с коллегами как значимую составляющую их профессиональной деятельности. Мнение коллег очень значимо для 87,5 % педагогов. Многие педагоги чувствуют себя комфортно в педагогическом коллективе (87,5 % умеренно агрессивных и 75 % высокоагрессивных). При этом представители обеих групп педагогов не отрицают наличия проблем в среде педагогов.

Критические высказывания, направленные в адрес коллег, можно условно разделить на несколько групп. Их тематика в равной степени повторяется в высказываниях умеренно агрессивных и высоко агрессивных педагогов. Различия связаны с приоритетом, отдаваемым той или иной проблеме в разных группах педагогов.

Приведем перечень проблем в педагогическом коллективе, называемых педагогами:

- недоброжелательность, зависть, взяточничество, карьеризм;

- некомпетентность, непрофессионализм некоторых педагогов;

- консервативность, безынициативность педагогической среды;

- неконтактность, необщительность некоторых педагогов;

- недостаток культурных и оздоровительных мероприятий.

Высокоагрессивных педагогов больше беспокоят проблемы нравственного поведения своих коллег (42,8 % отдают им предпочтение); умеренно агрессивные педагоги больше обеспокоены недостатками профессионально-деловых качеств своих коллег (31,25 %).

Тема отношения к работе является интегральной по отношению к вышеназванным. Обобщение высказываний педагогов позволяет выделить основные

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015.

№ 4 (36)

Подымова Л. С., Подымов Н. А., Гуляева И. Т. Социально-психологические факторы

агрессивности педагогов

трудности и барьеры, препятствующие успешности в профессиональной деятельности педагога. К ним относятся:

- недостатки в материальном, техническом и методическом обеспечении учебного процесса;

- социальная, материальная и психологическая незащищенность педагога;

- отсутствие результативности труда педагога в связи с низкой познавательной мотивацией большинства учеников;

- большая учебная нагрузка и недостаток времени у педагога;

- завышенные требования и критика по отношению к педагогу со стороны общества;

- частые конфликтные ситуации в профессиональном пространстве педагога.

Для выявления основных объектов, являющихся для педагогов источниками

агрессивности, мы использовали модифицированную нами шкалу агрессивности, которая представляет собой опросник, включающий 30 предложений о ситуациях, наиболее часто возникающих в работе педагога. Каждую ситуацию педагоги оценивали по 5-балльной шкале в зависимости от того, насколько она неприятна, может вызвать агрессию, беспокойство, опасение или страх. Методика включала ситуации трех типов: 1) ситуации, связанные с деятельностью педагога; 2) ситуации, актуализирующие представление о себе; 3) ситуации общения. Конечно, разделение шкалы на отдельные части во многом условно. Очевидно, например, что многие предложенные в ней ситуации общения также актуализируют представление о себе; ситуации, связанные с деятельностью педагога на уроке, могут быть интерпретированы как ситуации общения с учениками и «значимыми другими» и т.п. Подобное выделение, однако, является продуктивным с точки зрения организации психологической помощи педагогам: оно позволяет выявить области негативных переживаний и тем самым целенаправленно, с учетом индивидуальных особенностей построить программу саморегуляции агрессивности.

С целью выявления объектов, являющихся источниками агрессии и агрессивности педагога, была вычислена частота встречаемости высоких оценок агрессивности по каждой из предъявленных ситуаций в группах обследованных педагогов с различным уровнем агрессии.

Наиболее часто сильную агрессивность педагогов обеих групп провоцируют следующие ситуации: угроза провала в какой-либо сфере профессиональной

деятельности (82,5 %); аттестация педагогов (64,1 %); неудачно проведенный урок (61,6 %); низкие результаты контрольной работы детей (56,42 %); обсуждение работы на педсовете (53,8 %); непослушание учеников во время урока (51,3 %); выступление на педсовете или другом педагогическом форуме (48,6 %); представления о будущем (41,6 %); большой объем документации (41 %); открытый урок (38,5 %).

Выделенные ситуации в рейтинге по степени выраженности агрессивности занимают первые 10 мест, следовательно, являются наиболее значимы для педагогов. Все они относятся к двум типам агрессивности: профессиональной и самооценочной. Каждая из этих ситуаций актуализирует представления о себе как педагоге.

Наиболее существенные различия в оценках между высокоагрессивными и умеренно агрессивными педагогами наблюдаются в ситуациях публичной коллективной оценки: «выступления на педагогическом совете», «обсуждение работы», «открытый урок»; в неопределенных ситуациях в отношениях с коллегами: «коллеги сердятся непонятно почему»; «коллеги замолчали, когда я подошла»; ситуации несбывшихся ожиданий: «ученики не слушают объяснения», «урок прошел неудачно». Данные ситуации, генерирующие предвосхищение публичного неуспеха в связи с

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НА УКИ

чувством собственной неэффективности, наиболее актуальны для педагогов с повышенной агрессивностью.

Понимание природы агрессивности педагогов предполагает изучение ее психологических причин. В качестве основных социально-психологических детерминант агрессивности мы выделяем следующие факторы: 1) характер

коллективной деятельности педагогов; 2) нарушения межличностных отношений с коллегами; 3) оценка труда педагога со стороны администрации; 4) несовпадение ролевых позиций педагогов и учеников.

Библиографический список

Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.,

1989.

Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. 512 с.

Форманюк Т.В. «Синдром «эмоционального выгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя» // Вопросы психологии. 1994. №6. С. 57-64.

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2015. № 4 (36)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.