ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
ФЕНОМЕН АГРЕССИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ДЕСТРУКТИВНЫЙ АСПЕКТ
Желдоченко Л.Д.
Старший преподаватель, Южный федеральный университет
г. Ростов-на-Дону
В работе проведен анализ категории агрессии как профессиональной деформации педагога в профессиональной деятельности. Изложены причины педагогической агрессии. Обозначены факторы, детерминирующие возникновение и развитие изучаемого феномена Представлены результаты исследования уровня агрессивности и враждебности педагогов социального приюта в сравнении с педагогами общеобразовательной школы.
Ключевые слова: феномен агрессии, агрессивность, профессиональная деформация, детерминирующие факторы, педагогическая деятельность.
Актуальность представленного исследования заключается в том, что агрессивное поведение педагога приводит к возникновению конфликтов, снижает эффективность взаимодействия с воспитанниками и коллегами в профессиональной среде, нарушает педагогический процесс. Важно отметить, что опасность педагогической агрессии заключается еще и в том, что она может индуцировать ответную агрессивную реакцию обучающихся, способствовать закреплению форм агрессивного поведения, а также нести скрытую психологическую угрозу для развития личности воспитанников. В связи с этим возникает необходимость изучения феномена агрессии в педагогической деятельности, ее причин и факторов, детерминирующих агрессивное поведение педагога, с целью оптимизации профессионального взаимодействия в педагогическом пространстве.
Научная новизна исследования заключается в том, что изучен деструктивный аспект феномена агрессии в педагогической профессии. Проведен анализ причин возникновения и факторов, детерминирующих агрессивное поведение педагогов. Доказано существенное влияние специфики профессиональной деятельности на возникновении агрессии в профессиональной деятельности педагога.
Несмотря на то, что проблемам агрессии и агрессивности посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых: Г.М. Бреслава, И.Р. Дементьевой, С.Л. Колосовой, Н.Д. Левитова, А.М. Прихожан, Л.М. Семенюк, Ф. Аллана, А. Басса, Л. Бендера, Х. Дельгадо и др., в педагогической деятельности изучение данного феномена долгое время не считалось насущной проблемой, так как профессионально-нравственная направленность педагогической профессии априори считалась преимущественно развивающей личность.
На сегодняшний день учеными установлено, что профессиональное развитие может носить и нисходящий характер. При определенных условиях траектория профессионального развития педагога может искажаться, нарушая целостность личности и эффективность взаимодействия в профессиональном пространстве, детерминирую профессиональные деформации, в том числе и педагогическую агрессию.
Феномен агрессии в психолого-педагогических исследованиях.
Исследователи разводятся понятия «агрессии» как формы поведения и «агрессивности» как психического свойства личности. Л. Берковиц даёт определение агрессии как формы поведения, нацеленной на причинение физического или психического ущерба кому-то [2, с. 27]. Термином «агрессивность» обозначают ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению [4, с. 52]. Большая часть исследователей связывает агрессию с причинением вреда физического или морального, с
эмоционально окрашенным жестким целенаправленным нападением, желанием и готовностью нанести урон, ударить, уничтожить. Агрессивность ученые представляют как системное социально-психологическое свойство, которое формируется в процессе социализации человека. Согласно Е.П. Ильину, агрессивность понимается как свойство личности, выражающееся в склонности к агрессии как способу разрешения конфликтных ситуаций [8, с. 79].
Изучая феномен агрессии, ученые различают ее деструктивную и конструктивную форму, отмечая, что гармонично развитая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. По мнению ряда исследователей, агрессия может быть конструктивной только тогда, когда отсутствует злой умысел нанести кому-либо вред. В таком случае агрессивное поведение сводится к оборонительным или непреднамеренным действиям, или к агрессии, как самоутверждению. Так, Т.В. Левкова рассматривает педагогическую агрессию как дуалистический феномен. Согласно автору, агрессия человека может проявляться в виде таких личностных характеристик как агрессивность (враждебность, деструктивность, насилие) и ассертивность (ненасилие, конструктивность). Ассертивность или конструктивная агрессия, по мнению исследователя, необходима педагогу для успешной самореализации и самоутверждения [9, с. 18]. Ф. Аллан описывает агрессию как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним условиям.
Деструктивная форма агрессии в педагогической деятельности рассматривается учеными как профессиональная деформация (В.В. Дикова, Т.А. Жалагина, Э.Ф. Зеер, Т.Е. Майорова, Е.И.Рогов, Э.Э. Сыманюк и др.), представляющая собой враждебное отношение к обучающимся и коллегам, приверженность к «карательным» педагогическим воздействиям, требование безоговорочного подчинения педагогу [5, 10, 16].
В нашем исследовании, посвященном изучению профессиональной деформации педагогов, агрессия также рассматривается как профессиональная деформация [7]. Мы согласны с мнением многих ученых, изучающих феномен агрессии в педагогической деятельности, которые отмечают, что педагоги могут быть опасным источником возникновения дезадаптации других людей, в первую очередь детей, с которыми работают (Н.В. Барцевич, С.Н. Куровская, С.В. Пазухина, Е.Н. Панова, И.П. Попова, Р.А. Труляев, В.А. Ясвин и др.) [1, 12, 13]. Так, в исследованиях Е.И. Бережковой установлено, что, агрессивный педагог не только разрушительно воздействует на психику учащихся, но и являет собой пример для подражания и закрепления ответных агрессивных реакций, обогащая их поведенческий репертуар. По данным Т.И. Марголиной, дети, обучающиеся у конфликтных учителей, имеет более выраженную тревожность, враждебность и конфликтность. Кроме того, у них часто складывается впечатление, что агрессия учителя направлена не на их поведение в конкретной ситуации, а на них самих, их личность.
Согласно исследованиям И.А. Усачевой, педагогическая агрессия представляет одну из самых сложных деформаций личности учителя, так как соединяет в себе два феномена: собственно деформацию личности и агрессию, как деструктивное поведение, связанное с причинением психического или физического вреда в ходе педагогической деятельности. Исследователем установлено, что данная профессиональная деформация обнаруживается у педагогов с ростом стажа работы, когда усиливаются стереотипы мышления, уменьшаются самокритичность и способность конструктивно решать конфликтные ситуации» [15, с. 39].
Е.М. Панова, изучая особенности агрессивности в процессе профессионализации педагогов выявила, что учителя более склонны к проявлению вербальной агрессии, чем к физической. Этот тип агрессии педагога оказывает влияние на морально-нравственное развитие подопечных и наиболее распространен, ввиду того, что речь является основным средством педагогического труда [12, с. 23]. Изучая вербальную агрессию в школьной речевой среде, Ю.В. Щербинина отмечает, что типичным последствием такой агрессии для ребенка становится «дидактогенный невроз», вызванный непедагогичным поведением учителя. В результате у школьников снижается самооценка, возникает неуверенность в себе,
появляются сначала страх перед конкретным учителем, а потом и перед школой вообще, ухудшается психосоматическое состояние. Все это неизбежно негативным образом отражается на успеваемости конкретного ребенка и учебном процессе в целом. Кроме того, добиваясь послушания, поддержания дисциплины на уроке в грубой, оскорбительной для учащихся форме, учитель невольно вырабатывает у них ответную агрессивную реакцию [17, с. 236].
A.А. Реан, в исследованиях феномена агрессии, выделяет такой вид как спонтанную агрессию, под которой он понимает подсознательное удовлетворение, которое испытывает личность при наблюдении трудностей и трудных ситуаций у других. Такому человеку доставляет удовольствие «ткнуть носом» других в их ошибки. Это спонтанно возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, досадить, разозлить. Такому человеку нравится поставить в тупик другого своим вопросом или ответом [14, с. 47].
С.П. Андреев, В.Е. Орел выяснили, что агрессивность учителя, его желание добиться доминирующей позиции по всем, угнетение, отсутствие веры в способности учащихся отрицательно сказывается не только на его поведении в классе, но и на Я-концепции его учеников и на их успеваемости [11].
B.Н. Барцевич, изучая влияние личностных характеристик учителя на психологическую безопасность учащихся, установила, что проявление учителем агрессивности, психологического давления, авторитаризма, раздражительности в педагогическом процессе приводит к тому, что учащиеся находятся в ситуации переживания социального стресса, зависимости от оценки и мнения окружающих, испытывают затруднения в межличностном взаимодействии. Это создает определенные трудности у школьников в поиске оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, самореализации [1].
Причины агрессивного поведения педагогов
Т.Е. Майорова установила, что агрессивное, конфликтное поведение учителя тесно взаимосвязано с уровнем его деформации. Учителя с высоким уровнем профессиональной деформации имеют низкий уровень конфликтной компетенции, что проявляется в авторитарном и манипулятивном взаимодействии в педагогическом процессе, в соперничестве, и унижении ученика в ситуации конфликта, в демонстрирации подозрительности, обидчивости, недоверия и недовольства другими [10, с. 117].
Изучая причины агрессии, ученые отмечают, что ими может выступать фрустрация, и стресс, общее физическое и психологическое состояние. В своих исследованиях Е.И. Рогов отмечает, что агрессивные проявления в педагогической деятельности могут являться: самоцелью или средством достижения определенной цели; способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности; способом удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении [16]. Ю.В. Щербинина, одной из причин вербальной агрессии учителя, называет своеобразную защитную реакцию на предшествующее ее проявление со стороны учеников или естественной реакцией на возникший эмоциональный дискомфорт. Р.Х. Шакуров, изучая профессиональную деятельность педагогов, отмечает, что формирование эмоциогенных тенденций в педагогической практике, в некоторой степени объясняет феномен агрессии педагога.
В.В. Дикова рассматривает специфические особенности педагогической деятельности, как условия, способствующие возникновению и развитию агрессии учителя. Как профессионально обусловленная деформация личности учителя, агрессия имеет многообразные проявления, которые могут носить как активный характер, так и пассивный или косвенный. Стратегии профессионального поведения тесно связаны с эмоциональным состоянием учителя в момент осуществления педагогической деятельности. Негативные эмоции, переживаемые учителем, часто отражают самоотношение к профессиональной деятельности, ее мотивационно-ценностный, социально-профессиональный и другие аспекты, влияющие на продуктивность труда и последующее развитие специалиста.
Исследователем установлено, что на этапе первичной профессионализации показатели агрессии учителя ярко выражены и проявляются в эмоциональной неустойчивости и склонности к импульсивным действиям. С увеличением стажа и возраста педагога увеличивается выраженность показателей вербальной и личностной агрессии на фоне эмоциональной неустойчивости и социально-профессиональной неудовлетворенности [5, с. 16].
Согласно исследованиям И.П. Поповой, причиной агрессивности учителя может выступать низкий уровень их социально-психологического самочувствия. Это усугубляет конфликтное взаимодействие субъектов образовательного процесса, стратегии совладения, при этом, имеют отрицательную (негативную) направленность на разрешение конфликтной ситуации и не способствуют профилактике конфликтности в школе [12, с. 22].
Учеными установлено, что детерминантами агрессии как профессионально обусловленной деформации личности педагога, выступают следующие группы факторов: субъективные факторы, обусловленные индивидуально-психологическими особенностями личности; объективные факторы, связанные с особенностями социально-профессиональной среды; объективно-субъективные факторы, инициированные дисбалансом личностного и профессионального развития.
Специфика профессиональной деятельности педагогов социального приюта.
Профессиональная деятельность педагога социального приюта в современных социально-экономических условиях приобретает исключительную важность. На педагога приюта возлагается миссия по оказанию квалифицированной помощи семье, детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Своеобразие «помогающей» профессии педагога социального приюта заключается в том, деятельность требует от профессионала личностной вовлеченности, открытости отношениям, умения сопереживать и сочувствовать, а также способности понимать интересы своих подопечных.
Важно отметить, что профессиональный труд педагога социального приюта отличает высокая эмоциональная нагруженность. Наибольшее психоэмоциональное напряжение вызывают взаимоотношения с детьми, испытывающими психологическую боль, боящимися вмешательства внешнего мира в его личные проблемы, встревоженными и напряженными, иногда агрессивно настроенными, недоверчивыми. Стрессовые ситуации, в которые попадает педагог в процессе сложного социального взаимодействия с подопечными, родителями или лицами, их заменяющими, постоянное проникновение в суть социальных проблем подопечных, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на психосоматическое здоровье педагога [7, с. 12].
Согласно исследованиям Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой психическое выгорание тесно связано с агрессивным поведением педагогов. Агрессия выступает как механизм компенсации неблагоприятного эмоционального состояния и негативных установок по отношению к работе [3].
Исходя из выше изложенного, можно сделать вывод о том, что специфика профессиональной деятельности педагога социального приюта включает в себя дестабилизирующие условия труда, а также психологически сложный контингент воспитанников (дети и подростки, имеющие различные отклонения в развитии, нарушения здоровья, такие как: тубинфицированность, ВИЧ-инфицированность и другие многочисленные соматические проблемы, криминальный опыт и т.д.), являясь при этом, мощным детерминирующим фактором в развитии профессионального стресса, эмоционального выгорания и агрессии как компенсаторного механизма эмоциональной неустойчивости и социально-профессиональной неудовлетворенности.
Агрессивное поведение в профессиональной деятельности педагогов
Анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил выдвинуть гипотезу о том, что уровень агрессивности у педагогов социального
Таврический научный обозреватель
шшшЛауг.Баепсе № 1 (сентябрь), 2015
приюта, детерминированный спецификой профессиональной деятельности (чрезмерная эмоциогенность профессионального труда, психологически сложный объект) может быть выше, чем у педагогов общеобразовательной школы.
Согласно нашему предположению, в рамках изучения профессиональной деформации педагогических кадров, было проведено исследование уровня их агрессивности с использованием методики Басса-Дарки. Респондентами выступили 210 человек в возрасте от 22 до 67 лет, из них 150 педагогов социальных приютов и 60 педагогов общеобразовательных школ.
Полученные результаты представлены на Рисунке 1.
100
50
приют
~1 г~
I I Г"
^ ^ ^ / ^ ^ ^ ЛГ Л*
^ ою ^
0
Рисунок 1.
Степень выраженности реакций агрессивности и враждебности в группах педагогов (в %)
Условные обозначения: ФА - физическая агрессия; КА - косвенная агрессия; Раздр -раздражительность; Негат - негативизм; Подозрит- подозрительность; ВА - вербальная агрессия; ЧВ - чувств вины.
Как показано на рисунке, наибольшую степень выраженности, в группе педагогов социальных приютов имеет «вербальная агрессия» (68,9%). За ней в порядке убыванию следуют «негативизм» (67,8%), «косвенная агрессия» (61,4%), «раздражение» (60,9%), «чувство вины» (48,7%), «физическая агрессия» (47,4%), «обида» (40,4%) и «подозрительность» (31,3%). Следовательно, можно предположить, что для педагогов социальных приютов свойственно выражение негативных чувств как через крик, визги, скандалы, так и через содержание словесных ответов: проклятия, угрозы.
Несколько менее выражены у них оппозиционная манера в поведении, от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся порядков, агрессия, направленная на другое лицо и выражающаяся в форме сплетен, шуток, или ни на кого не направленная, вспыльчивость, немотивированная ярость, грубость, крик. В наименьшей степени выражена «подозрительность» (31,3%), проявляющаяся в недоверии и осторожности по отношению к людям, основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. В тоже время, в группе педагогов общеобразовательных школ, «ведущей» реакцией является «негативизм» (71,6%). За ним следуют «косвенная агрессия» (60,0%), «раздражение» (56,6%), «чувство вины» (55,9%), «обида» (49,1%), «вербальная агрессия» (48,3%), «подозрительность» (44,3%) и «физическая агрессия» (38,8%).
Следовательно, для педагогов общеобразовательных школ, в большей степени характерна склонность отказать или сделать наоборот, наперекор просьбам и требованиям. Также достаточно высокая представленность косвенной агрессии, готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости и грубости. В наименьшей степени
педагогам общеобразовательных школ свойственно использование физической силы против других людей.
Проведенный статистический анализ данных позволил выявить статистически значимые различия в уровне выраженности агрессивных и враждебных реакций педагогов.
Таблица 1.
Показатели значимости различий степени выраженности форм агрессивности и _враждебности педагогов
ФА КА Раздр Негатив Обида Подозрит ВА ЧВ
Статистика и Манна-Уитни 3504,000 4128,500 3673,000 4464,000 3508,000 2485,500 2910,500 3669,000
Статистика W Уилкоксона 5334,000 5958,500 5503,000 15789,000 14833,000 13810,500 4740,500 14994,000
Ъ -2,523 -,942 -2,093 -,092 -2,539 -5,144 -4,027 -2,112
Асимпт. знч. (двухсторонняя) ,012 ,346 ,036 ,927 ,011 ,000 ,000 ,035
Приведенные в таблице данные доказывают значимые различия только в уровне подозрительности (и=2485,5, р=0,00) и «вербальной агрессии» (и=2910,5, р=0,00). Достоверность различий по шкалам «физическая агрессия» (и=3504,0, р=0,012), «раздражительность» (и=3673,0, р=0,036), «обида» (и=3508,0, р=0,011) и «чувство вины» (и=3669,0, р=0,035) осталась недоказанной, т.к. полученные показатели располагаются в так называемой «зоне неопределенности», что не позволяет нам однозначно говорить об их значимости.
Таким образом, педагогов социальных приютов отличает более выраженная вербальная агрессия, проявляющаяся в виде причинения психологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (брань, оскорбления и т.п.). А педагогам общеобразовательных школ, в большей степени свойственна подозрительность, выражающаяся в чрезмерной критичности, склонности отказывать людям в доверии, предполагать обман в действиях других.
На основании выявленных показателей по каждой реакции, был проведен расчет индексов враждебности и агрессивности в группах педагогов, представленный на Рисунке 2.
Рисунок 2.
Степень выраженности индексов агрессивности и враждебности в группах педагогов
(в баллах)
Условные обозначения: ИВ - индекс враждебности; ИА - индекс агрессивности.
Представленные на рисунке данные демонстрируют более высокий уровень враждебности педагогов общеобразовательных школ (Х=8,37, при т=0,35,о=2,72), в
сравнении с педагогами социальных приютов (х=6,37, при т=0,23,о=2,86), у которых уровень агрессивности выше (Х=19,03, при т=0,59,о=7,27), чем у педагогов общеобразовательных школ (Х=16,40, при т=0,51,о=3,98).
Следовательно, педагогам социальных приютов в большей степени свойственны реакции, проявляющиеся «внешне», активно по отношению к конкретным лицам, в первую очередь, через вербальную агрессию. Педагогов общеобразовательных школ отличает склонность занимать, в общем, негативную позицию по отношению к окружающим, выражающуюся в зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания, что подтверждено результатами статистического анализа Таблица 2.
Таблица 2.
Показатели значимости различий степени выраженности индексов агрессивности и
враждебности педагогов
Показатели описательной статистики ИВ ИА
Статистика и Манна-Уитни 2670,500 3249,500
Статистика W Уилкоксона 13995,500 5079,500
Ъ -4,626 -3,147
Асимпт. знч. (двухсторонняя) ,000 ,002
Таким образом, проведенное теоретическое и эмпирическое исследование педагогической агрессии, позволяет сделать вывод о том, что исследуемый феномен представляет собой механизм компенсации неблагоприятного эмоционального состояния и социально-профессиональной неудовлетворенности субъектов педагогической деятельности. Уровень агрессивности педагогов, работающих в условиях социального приюта выше, чем у педагогов общеобразовательной школы, что обусловлено спецификой их профессиональной деятельности (чрезмерная эмоциогенность профессионального труда в социальном приюте, психологически сложный объект).
Полученные результаты теоретического и эмпирического исследования свидетельствуют о необходимости комплексного изучения феномена агрессии в его деструктивном аспекте, выявления психологических особенностей агрессивного поведения педагогов, как проявления профессиональной деформации, на разных этапах профессионального становления, научного поиска психолого-педагогических технологий преодоления и профилактики педагогической агрессии и деформации профессионального развития, в целом.
Литература
1. Барцевич В.Н. Влияние личностных характеристик учителя на психологическую безопасность учащихся: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук / В.Н. Барцевич. М., 2012. -28с.
2. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб. 2001. - 512 с.
3. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова / 2-е изд. СПб., 2008. - 336 с.
4. Гришина, Н.В. Производственные конфликты и их регулирование / Н.В. Гришина -М.: Наука, 2005. - 118 с.
5. Дикова В.В. Агрессия как профессионально обусловленная деформация учителя: Дисс. ...канд. психол. наук / В.В. Дикова. Екатеринбург, 2005. 197 с.
6. Желдоченко Л.Д. Психологические особенности профессиональной деформации педагога социального приюта: Автореф. дисс. ...канд. психол. наук / Л.Д. Желдоченко. Ростов-на-Дону. 2015. - 22 с.
7. Желдоченко Л.Д. Психологические особенности профессиональной деформации педагогов социального приюта / Л.Д. Желдоченко // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 7. С.95-101
8. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин / Серия: «Мастера психологии». СПб.: Изд-во «Питер», 2014. - 576 с.
9. Левкова Т.В. Конструктивная агрессия в педагогических взаимоотношениях: Дисс. ...к. пед. наук / Т.В. Леыкова. Биробиджан, 2003. - 164 с.
10. Майорова Т.Е. Формирование конфликтной компетентности педагогов имеющих профессиональную деформацию: Дисс. .канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 2010. - 223 с.
11. Орёл В.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: Дисс. .д-ра психол. наук / В.Е. Орёл. Ярославль, 2005. - 449 с.
12. Панова Е.М. Особенности агрессивности в процессе профессионализации педагогов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук / Е.М. Панова. Санкт-Петербург, 2009. - 26 с.
13. Попова И.П. Влияние социально-психологического самочувствия учителя на конфликтное взаимодействие субъектов образовательного процесса: Автореф. дисс. ..канд. психол. наук / И.П. Попова. М., 2012. - 24 с.
14. Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А.А. Реан, А.А. Баранов // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 45-54.
15. Усачева И.А. Психологическое сопровождение личности педагогов при проявлении профессиональной агрессии как профессиональной деструкции: Дисс. . канд. психол. наук / И.А.Усачева. Ставрополь, 2015. - 160 с.
16. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учебное пособие: в 2-х чч. / Е.И. Рогов. М.: Изд-во «ЮРАЙТ», 2014. - 529 с.
17. Щербинина Ю.В. Речевая защита. Учимся управлять агрессией / Ю.В. Щербинина. М.: Изд-во «Форум», 2012. - 304 с.