глубинный эндопсихический уровень - достаточно устойчивую сферу акцентуаций характера.
Фрустрации ценностей «красота природы и искусства», «наличие хороших и верных друзей», «познание» и «творческая деятельность» встречаются достаточно редко и име-
ют низкую степень риска вызвать изменения на глубинно-эмоциональном уровне.
С возрастом такие ценности как «любовь», «счастливая семейная жизнь», «свобода в поступках и действиях» могут стать источником высоких внутриличностных конфликтов.
Библиографический список
1. Анцыферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психол. журн. 1982. Т. 13, №5. С. 12-25.
2. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т. 15, №1. С. 3-18.
3. Абульханова К.А., Воловиков М.И., Елисеев В.А. Проблемы исследования индивидуального сознания // Психол. журн. 1991. Т. 12, №4. С. 27-40.
4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
5. Красильников И.А. Внутриличностный конфликт и психологическая адаптация. Саратов, 2007.
УДК 159.9:331.101.3
Л.Е. ТАРАСОВА
Педагогический институт Саратовского государственного университета, кафедра психологии образования E-mail: [email protected]
Агрессия педагога как профессиональная деструкция
Предметом рассмотрения в данной статье является агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога, проявляющаяся в поведении, общении и нарушении профессионально-нравственных норм педагогического взаимодействия. Приводятся типы агрессии педагога, дается их обобщенная психологическая характеристика. Знание психологических особенностей агрессии педагога позволит предотвратить разрушительные последствия взаимодействия субъектов педагогического процесса, будет способствовать развитию педагогической рефлексии, оптимизации навыков социальной перцепции, содействовать овладению конструктивными технологиями профессионального поведения.
Ключевые слова: профессиональные деформации личности, агрессия, проявление агрессии в деятельности педагога.
L.E. TARASOVA Aggression of the Teacher as Professional Deformation
The Subject of consideration of this article is aggression as professionally caused deformation of the person of the teacher, shown in behaviour, dialogue and infringement of is professional-moral norms of pedagogical interaction. There are also the types of aggression of the person of the teacher, their generalized psychological characteristic are in the article. The knowledge of psychological features of aggression of the person of the teacher will allow to prevent destructive consequences of interaction of subjects of pedagogical process, will promote development of a pedagogical reflection, optimization of skills social perception, to promote mastering by constructive technologies of professional behaviour.
Key words: professional deformations of the person, aggression, aggression display in activity of the teacher.
В настоящее время реформирование системы образования является одним из приоритетных национальных проектов. Текущие и предполагаемые изменения, связанные с реформой системы образования, предъявляют новые требования не только к
содержанию и технологиям обучения, но и к личности педагога. В изменившихся условиях важную роль играет способность педагога быть субъектом своего профессионального развития, реализовать и преобразовывать себя в процессе выполнения профессио-
© Л.Е. Тарасова, 2008
нальной деятельности, переосмысливать свои профессиональные ожидания, ощущать свою причастность к происходящему, уметь видеть и прогнозировать результаты своего труда.
Многолетнее осуществление любой профессиональной деятельности в условиях высоких психоэмоциональных нагрузок порождает психологический дискомфорт, инициирует профессиональную дезадаптацию, приводит к образованию деформаций личности, снижающих продуктивность выполнения трудовых функций. Все это приводит к тому, что некоторые педагоги проявляют пассивность, равнодушие к успехам коллег и учащихся, безынициативность и апатию и довольно часто - агрессию как профессиональную деструкцию. Вследствие этого изменяется профессиональная мотивация, снижается профессиональная активность, наблюдается разочарование в профессии, что провоцирует нежелательные изменения профессиональной направленности личности, избегание ответственности за свое профессиональное поведение.
В связи с этим возникает необходимость изучения деструктивного влияния профессиональной деятельности на субъект труда. Несмотря на актуальность исследуемой проблемы, проявление агрессии в деятельности педагога мало определено в понятийном отношении и недостаточно изучено в содержательном плане. Отсутствуют дифференцированные данные об уровнях и формах проявления агрессии, а также степени выраженности агрессивности в разные периоды профессионального становления педагога.
Анализ научных источников позволяет установить, что профессиональные деструкции - это нарушение уже освоенных способов профессиональной деятельности, разрушение профессионально значимых качеств, отказ от изменения стереотипов профессионального поведения при освоении новых технологий. Деструктивные изменения принимают различные формы и могут проявляться в виде профессиональных кризисов, выученной беспомощности как психологического состояния, возникающего у профессионала после достаточно длительного негативного воздействия, избежать которого не удается, стагнаций, различных деформаций.
Под профессиональными деформациями личности понимается изменение уровня выраженности профессионально важных ка-
честв под влиянием содержания деятельности и индивидуально-психологических особенностей, развитие которых определяется многими факторами: разнонаправленными онтогенетическими изменениями, содержанием профессии, социальной средой, жизненно важными событиями и случайными моментами. Одной из наименее изученных деформаций является агрессия учителя, проявления которой оказывают негативное воздействие на развитие личности субъектов образовательного процесса, продуктивность профессиональной деятельности, затрудняя достижение вершин профессионализма.
В ходе анализа отечественных и зарубежных теорий было установлено, что агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. В большинстве теоретических и эмпирических подходов к объяснению агрессии существует двойственный взгляд на понимание агрессии как поведенческою акта и как особенности личностной организации человека. Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и другие дезограни-зующие психические состояния. Как относительно устойчивое личностное качество, приобретаемое в процессе социализации, агрессивность выражается в готовности к реализации деструктивной формы поведения. Личностная агрессивность не всегда реализуется в агрессивном поведении. Она выполняет важную адаптивную и защитную функцию в том случае, когда агрессия необходима и достаточна для сохранения жизни индивида. Агрессия как поведенческий акт и агрессивность как свойство личности являются характеристиками человека как целостной системы. Представляется рациональным рассматривать проявления одного феномена как совокупность взаимообусловленных характеристик.
Исходя из этого, агрессию личности педагога можно определить как деструктивное поведение, выражающееся в нарушении профессионально-нравственных норм его взаимодействия с учащимися при формальном наличии профессионально оправданных
действий. Враждебная направленность поведения выражается в реализации властных тенденций, склонности к карательным дисциплинарным мерам воздействия, грубости и желании подчинить своим требованиям поведение учащихся.
В ходе теоретического анализа, посвященного детерминантам агрессии личности учителя, выяснилось, что факторы, обусловливающие агрессию, способствующие ее закреплению и дальнейшему развитию, носят объективный, субъективный и объективно-субъективный характер.
Анализ педагогической деятельности в контексте теории деятельности (Б.Г. Ананьев, С.П. Безносов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Г.В. Суходольский, В.Д. Шадриков и многие другие) показал, что объект деятельности является мощным фактором формирования и деформирования человека, его личности, так как именно объект труда определяет содержание сознания субъекта профессиональной деятельности и формирует его. Этот процесс связан с преодолением сопротивления объекта, который необходимо постоянно преобразовывать (обучать, воспитывать, развивать), что является содержанием педагогического труда. Для продуктивного осуществления профессиональной деятельности педагогу необходим постоянный учет меняющихся особенностей, темпа и уровня психического и физиологического развития учащихся, что, несомненно, требует высокой компетентности и глубокой рефлексии результатов труда. Взаимодействие с обучаемыми - не всегда и не обязательно успешный процесс, и как показывают эмпирические исследования, агрессия часто направлена на тех учащихся, работа с которыми вызывает психологические и организационные сложности, затруднения, инициируя негативные эмоциональные реакции и высокую напряженность труда. Агрессия может носить активный и пассивный характер, что связано с эмоциональным реагированием учителя на возникающие профессиональные ситуации.
В предпринятом исследовании мы предполагали дать обобщенную характеристику агрессии как профессионально обусловленной деформации личности педагога. С целью сбора эмпирических данных о частоте конфликтов с учителями был проведен анонимный письменный опрос 96 учащихся 7-8 классов школ Саратова. Ответы учащихся о
частоте конфликтов с учителями распределились следующим образом: никогда - 18%, иногда - 48%, часто - 34%, что указывает на высокую конфликтность взаимоотношений в школе. Это служит толчком для провоцирующих ситуаций реализации агрессии.
Далее учащимся предлагалось описать тактику поведения учителя в конфликтных ситуациях. В качестве объяснительной схемы определения неадекватных профессиональных действий педагогов была предпринята психологическая реконструкция поведения учителя в конфликтных ситуациях по фиксированным высказываниям учащихся. Основу составил качественный анализ, проводимый по психологическому контексту суждений, а не по формальным признакам. При этом получены ответы, свидетельствующие о том, что учащиеся сталкиваются с различными проявлениями агрессии учителей как пассивного, так и активного характера.
Ряд проявлений агрессии личности учителя имеет пассивный характер, например: «обижается», «демонстративно отворачивается», «отказывается разговаривать, отвечать на вопросы», «''не слышит'' просьбу повторить учебный материал», что можно расценить как оппозицию, в основе которой лежат негативизм по отношению к учащимся, коллегам, профессиональная усталость, снижение активности личности, сопротивление инновациям. Педагогам свойственны неконструктивные стратегии преодоления профессиональных трудностей, профессиональная дезадаптация.
Как показал опрос, наиболее распространены враждебные высказывания, характеризующие проявления вербальной агрессии. Воздействие враждебных высказываний подобно культурному шоку и часто связано с падением авторитета учителя. К подобным высказываниям могут быть отнесены такие, как «учителя повышают тон, кричат», «обзывают, оскорбляют», «орут, ругаются», «угрожают ударить или бросить что-нибудь». Особенно обидными подросткам кажутся насмешки, недвусмысленные намеки на умственную неполноценность, грубое обращение, словесные оскорбления, унижающие человеческое достоинство учащихся.
Анализ эмпирических данных при обработке опросника показал, что наиболее распространенными являются признаки неуравновешенности («выходит из себя», «срывается», «психует», «выбегает из класса»,
Прикладные исследования
«топает ногами», «хлопает дверью»), проявляющейся в наиболее активных стратегиях поведения. Неуравновешенность как признак общей эмоциональной нестабильности личности имеет отражение в импульсивных действиях и других типах агрессии при соответствующей аффектации.
Не меньшее значение имеет раздражительность как свойство личности учителя, влияющее на эффективность выполнения профессиональной деятельности и реализующееся во всех активных стратегиях агрессивного поведения учителя. Она проявляется в нетерпеливости, напряженности, реактивности педагога в ситуации выполнения трудовой деятельности. Агрессивность чаще расценивается учащимися как злость, что обусловлено гневливой и враждебной эмоциональной окраской речи и поведения учителя.
К проявлениям агрессии открытого, активного характера относятся утверждения, что учителя «бросают на пол (или об стену) предметы - книги, ручки, дневники», или, что еще хуже, «толкают ученика», «тащат из-за парты», «хватают за ухо, за волосы», «пытаются ударить рукой (или предметом - книгой, указкой)».
К проявлениям агрессии относится также нетерпимость, базирующаяся на разнообразных отрицательных эмоциях -отвращении, презрении и т.п., - которая трактуется многими исследователями как противоположная толерантности и имеющая особое значение в контексте гуманизации образования.
Пристрастное отношение к отдельным категориям учащихся («злость на двоечников, хулиганов, лентяев») как отдельная характеристика имеет конкретный объект, на который направлена агрессия. Частота выбора данной характеристики свидетельствует о достаточно редком проявлении, однако она является ярким примером стереотипной дифференциации школьников, а соответственно, и о различии предъявляемых педагогических требований.
Итоги теоретического анализа проблемы агрессии и результаты эмпирического исследования позволили обобщить характеристики данной деформации и выделить ее основные типы, которые можно обозначить и охарактеризовать следующим образом.
Пассивная стратегия поведения характерна для двух типов.
Отсутствие терпимости. Основная форма поведения при этом - презрительное отношение к учащимся, которые чем-то выделяются из общей массы, - неопрятным видом, физическими недостатками, отклонениями в поведении и т.п. Преобладающая эмоциональная реакция - отвращение.
Предвзятое отношение к отдельным категориям учащихся («тупицам», «безобразникам», «беспросветным двоечникам») при антипатии к ним характерно для трафаретной дифференциации.
Пассивно-активной стратегией поведения отличается тип, который может быть обозначен как противостояние. При негативизме как преобладающей эмоциональной реакции учитель демонстрирует такие формы поведения, как отказ давать необходимые пояснения, отвечать на вопросы учащихся, повторять учебный материал в случае, если он не понят учащимися, причем все это часто сопровождается демонстрацией обиды.
Активно-пассивная стратегия поведения выражена у двух типов.
Подавление свойственно учителям, устанавливающим жесткие требования к учащимся, доминирующим над ними. Общение таких учителей с учащимися осуществляется чаще всего в форме авторитарных указаний, распоряжений, часто используются наказания, подменяющие учебные действия, - требование учить наизусть, «зубрить» учебный материал, конспектировать, - практикуется занижение отметок и прочие карательные меры.
Если же преобладающей эмоциональной реакцией является отчуждение, учитель отказывается от выполнения профессиональных задач (ведения урока, объяснения материала, демонстрации опытов, проведения внеклассных мероприятий и пр.), то в этом случае тип педагогической агрессии можно обозначить как противоборство.
И, наконец, к типам агрессии с активной стратегией поведения относятся также два типа. Если поведение учителя отличается гневливостью, часто наблюдаются грубость в обращении с учащимися, крик, угрозы, насмешки, оскорбления в их адрес, то данный тип педагогической агрессии отнесен к угрожающей вербалике.
Когда учитель, постоянно пребывающий в состоянии аффекта, оказывает физическое воздействие на учащихся - дергает за руку,
М.С. Ткачева. Психологические особенности самонаправленного внимания в спорте
55
толкает, пытается ударить, иногда даже осуществляя свое намерение, - или посредством действий с различными предметами (бросает мел, тряпку, указку, книгу, хлопает дверью и т.д.) выражает свое отрицательное отношение к ситуации, то можно говорить о таком типе педагогической агрессии как неконтролируемых действиях.
Результаты пилотажного исследования позволяют сформулировать предварительный вывод о том, что агрессия как профессионально обусловленная деформация личности учителя проявляется в поведении, общении и нарушении профессионально-нравственных норм взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Исследование профессионально-психологических проблем педагогов является в настоящее время актуальным направлением психолого-акмеологических исследований, так как знание и понимание проблем любого специалиста позволяет развивать его профессиональное самосознание как на этапе выбора профессии, так и в процессе совершенствования его как профессионала, способствует актуализации профессионального потенциала личности, формированию необходимых социальных умений, развитию педагогической рефлексии, оптимизации навыков социальной перцепции, содействует овладению конструктивными технологиями профессионального поведения.
УДК 159.9:796.01
М.С. ТКАЧЕВА
Педагогический институт Саратовского государственного университета, кафедра психологии образования E-mail: [email protected]
Психологические особенности самонаправленного внимания в спорте
В статье рассматривается проблема самонаправленного внимания в деятельности спортсменов. Автор излагает результаты своего исследования психологических условий подверженности спортсмена воздействию внутренних помеховлияющих факторов - собственного физического и психического состояния - и внимания спортсменов к их действию.
Ключевые слова: психология спорта, спортивная деятельность, помеховлияние, помехоустойчивость, внимание, самонаправленное внимание, физическое состояние, психическое состояние.
M.S. TKACHEVA The Psychological Features of Introspective Attention in Sport
There is the problem of introspective attention at sportsmen's activity in the article. The author expounds the results of investigation of psychological circumstances of a sportsman's exposure to the inner factors of hindrance - physical and mental condition - and sportsmen's attention to their influence.
Key words: sports psychology, sports activity, influence of hindrances, noise stability, attention, self-directed attention, physical condition, mental condition.
Данная статья посвящена анализу внимания в спорте через призму теории помеховлияний. Психологическая теория спортивной деятельности как единства двух противоположных начал - помеховлияния и помехоустойчивости - разрабатывается на кафедре педагогической психологии Саратовского пединститута с 1975 г. [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7]. Существенное место в ней занимает рассмотрение внимания спортсмена к помеховлияниям различного происхож-
дения (идущим от действий соперников, партнеров по команде и тренера, зрителей, внешних условий соревнований, самого спортсмена), разной продолжительности и силы действия.
Кроме того, интеллектуальное внимание (по В.И. Страхову), особенно в его перспективной форме, квалифицируется как психологическая основа помехоустойчивости: центральным звеном последней является антиципирующая направленность внимания,
© М.С. Ткачева, 2008