УДК 159.9.019.43
Чеккуева Зульфия Николаевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева
РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ ПЕДАГОГА КАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ ФАКТОР МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИК»
Chekkueva Zulfiya Nikolayevna
PhD in Psychology, Assistant Professor, Educational Psychology Department, Karachay-Cherkessia State University
TEACHERS' VERBAL AGGRESSION AS A DESTRUCTIVE FACTOR OF TEACHER-STUDENTS INTERPERSONAL INTERACTION
Аннотация:
В статье излагается авторский подход к исследованию речевой агрессии педагога как деструктивного фактора межличностного взаимодействия в системе «учитель - ученик». Установлено, что транслирование речевой агрессии учителем деструктивно влияет на процесс межличностного взаимодействия в системе «учитель -ученик». Раскрыты цель и задачи авторской программы профилактики и коррекции речевой агрессии учителя. Внедрение программы позволило снизить уровень агрессивности и дезадаптации учащихся и обеспечить положительную динамику межличностного взаимодействия.
Ключевые слова:
речевая агрессия педагога, межличностное взаимодействие, система «учитель - ученик», детерминанты агрессивности.
Summary:
The author presents an original approach to the study of verbal aggression of a teacher as a destructive factor of interpersonal interaction in the "teacher - students" system. It has been found that the teacher's verbal aggression makes a destructive impact on the process of teacher-student interpersonal interaction. The article discusses the purpose and the goal of the author's program of teachers' verbal aggression prevention and correction. Implementation of the program has allowed to reduce the level of aggression and de-adaptation of students and to ensure positive dynamics of interpersonal interaction.
Keywords:
teachers' verbal aggression, interpersonal interaction, system "teacher - student", determinants of aggressiveness.
В отечественной педагогической психологии недостаточное внимание уделялось изучению речевого поведения учителя, и в частности вопросам речевой агрессии учителя и ее влияния на эффективность межличностного взаимодействия. Межличностное взаимодействие в системе «учитель - ученик», сохраняя высокий статус системообразующего фактора личностного развития, не может в полной мере обеспечить выполнение этой задачи, так как его организационные, содержательные и технологические составляющие в условиях образовательной школы оказываются недостаточно сформированными.
Эффективность межличностного взаимодействия во многом определяется уровнем личностного и профессионального развития учителя, который в ходе этого процесса транслирует учащимся свои субъектные параметры, а также особенностями организации образовательной среды учебного заведения [1].
В современной образовательной практике вместо принимающих, аттрактивных, фасилита-тивных отношений в системах «учитель - ученик», «ученик - ученик» все чаще дают о себе знать жестокость, агрессивность, враждебность, отвержение и неприятие участниками данных систем друг друга.
Тотальная агрессивность, проникающая во все сферы социальной жизни общества, в значительной мере коснулась и общеобразовательной школы. Экспансия агрессивности приводит к тому, что ее проявления уже имеют место у дошкольников и младших школьников, значительно усиливаясь в подростковом и старшем школьном возрасте [2; 3; 4].
Поиск детерминант агрессивности позволил выявить ряд новых тенденций в отношениях между учителями и учениками, а также между самими учениками различных возрастных групп. Среди них: увеличение дистанции между всеми субъектами образовательного процесса; обострение борьбы за неприкосновенность личностного пространства; снижение значимости общения между учителями и учащимися; падение престижа педагогической профессии и снижение авторитета учителей; появление различных форм вымогательства и оскорблений, проявляемых учащимися старших классов по отношению к более младшим; увеличение числа конфликтов в учительской и ученической средах; частое использование в общении ненормативной лексики;
высказывание учениками и учителями взаимных открытых угроз и многое другое. К этому можно добавить ухудшение психического и физического самочувствия, рост тревожности, депрессивно-сти, напряженности в отношениях у всех участников образовательного процесса.
Существующее противоречие между активно декларируемыми идеями гуманистического, личностно-развивающего образования и реальным ухудшением межличностных отношений в системе «учитель - ученик», вызванным наблюдаемыми в практике образования многочисленными фактами речевой агрессии учителей, актуализирует исследования влияния речевой агрессии учителя на процесс межличностного взаимодействия в системе «учитель - ученик».
В связи с этим особую значимость приобретают исследование проблемы педагогического взаимодействия как базовой категории педагогической психологии и ее сопоставление с другими видами взаимодействия между людьми как формы межличностного взаимодействия (принятие, взаимопонимание, доверие, персонализация, фасилитация, аттракция, авторитет, отвержение, агрессия и др.) [5].
Категория «межличностное взаимодействие» раскрыта нами как вербальный или невербальный личный контакт, имеющий следствием взаимные изменения в поведении, деятельности, отношениях и установках субъектов этого процесса.
Анализ работ Л. Берковица [6], А. Бандуры, С.Л. Колосовой [7], Г. Паренса [8], З. Фрейда [9], Э. Фромма [10] и др. позволил сопоставить различные подходы к пониманию феномена агрессии в отечественной и зарубежной психологии, типологии агрессивного поведения, его содержательных характеристик, детерминант возникновения и способов проявления, дать характеристику различным видам вербальной агрессии: эксплетивной, манипулятивной, имплицитной.
Агрессия рассматривается нами наряду с другими формами социального поведения, которые имеют своей целью оказание воздействия на других людей.
В ходе теоретического анализа были установлены следующие детерминанты речевой агрессии учителя: уровень коммуникативной культуры, индивидуальный стиль общения, уровень саморегуляции учителя, его индивидуально-психологические особенности, деструктивное влияние речевой агрессии учителя на личностное развитие учащихся.
Исследование позволило выявить стереотипы речи и коммуникативного поведения учителя, которые закрепились в массовом сознании и профессиональном педагогическом сообществе: громкий голос, назидательный тон, безапелляционность оценок и замечаний, авторитарная манера предъявления требований. Выявлено также, что учителя часто употребляют в речи глаголы повелительного наклонения, утрируют повышение и жесткое понижение голоса, намеренно растягивают слова, угрожают директором, родителями, низкой оценкой и т. д.
Рассматривая коммуникативную культуру учителя с точки зрения нормативного подхода, подчеркнем, что понятие нормы является определяющим при вынесении заключения о том, является речевое поведение учителя нормальным или агрессивным [11]. Это выражается во взаимосвязи стиля педагогического общения учителя и его речевой агрессии.
Экспериментальное исследование, которое было проведено в период с 2010 по 2015 г. в школах города Карачаевска и Карачаевского района Карачаево-Черкесской Республики, включало в себя наблюдения, в которых фиксировались: последовательность, время и этап урока, на котором имело место агрессивное речевое поведение учителя, тип агрессии (реактивная, инструментальная, прямая, косвенная, активная, пассивная, непосредственная, опосредованная), форма агрессии (упрек, насмешка, оскорбление, угроза, проклятие), тон голоса (обычный, низкий, безразличный, повышенный, крик, визг).
Анализ результатов исследований позволил выявить содержательные характеристики речевой агрессии педагога, стратегии поведения учащихся в ходе трансляции актов агрессивного речевого поведения педагога. За время наблюдения было зафиксировано 350 актов речевой агрессии учителя. Результаты наблюдения показали, что акты речевой агрессии учителя имеют различную временную протяженность (от 1-2 сек. до 25 мин.). Агрессивное речевое поведение педагога отмечалось на всех уроках (от первого до шестого), т. е. нам не удалось проследить зависимость речевой агрессии учителя от последовательности урока. Однако на различных этапах урока речевое агрессивное поведение учителя чаще встречается в первые 15 мин. и связано с ситуациями опроса домашнего задания и готовности учащихся к уроку, а также с установлением дисциплины на уроке. Так, при объяснении зафиксировано 90 актов вербальной агрессии, повторении - 30, самостоятельной работе - 20, работе у доски - 20.
Проявления речевой агрессии учителя были дифференцированы на следующие типы: реактивная и инструментальная; вербальная активная прямая, вербальная пассивная прямая, вербальная активная косвенная, вербальная пассивная косвенная. Установлено, что по отношению к источнику, спровоцировавшему агрессивное речевое поведение учителя, имеет место непо-
средственная и опосредованная вербальная агрессия. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что наиболее часто в школе встречается вербальная активная прямая (до 50 %) и вербальная активная косвенная (до 30 %) агрессия. Выявлено, что в словаре агрессивного педагога преобладает вербальная активная прямая агрессия, выражающаяся в значительно большем количестве агрессивных слов и форм ее проявления. Для выявления речевой агрессии был составлен словарь агрессивных слов, употребляемых учителем, состоящий из 396 единиц. Анализ лексического значения и направленности агрессии в словаре агрессивного учителя дал возможность выделить 11 форм ее проявления.
Выявлены некоторые различия в степени сензитивности мальчиков и девочек к различным типам речевой агрессии учителей: мальчики более чувствительны к словам, выражающим поведенческие характеристики, а девочки сильнее реагируют на пренебрежительную оценку их морально-нравственных качеств, проявляют высокую степень чувствительности к отрицательной оценке их умственных способностей, уровня интеллекта.
Нами изучалось также время сохранения негативного отношения к актам речевой агрессии учителя. Оказалось, что мнения учащихся по этому вопросу разбросаны в широком диапазоне. Так, 18 % учащихся отмечают, что обида на учителя длится не более одного дня, 37 % учащихся считают, что она сохраняется в течение недели, 20 % из опрошенных учащихся сохраняют чувство обиды достаточно долго, до месяца, 12 % - более месяца, 13 % считают, что они сохранят обиду на всю жизнь.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о деструктивном влиянии речевой агрессии учителя, что выражается в провоцировании у учащихся целого комплекса отрицательных эмоций и переживаний. Рассогласование мыслей, чувств и действий учащихся в ответ на акты речевой агрессии учителя свидетельствует о том, что они вызывают сильное нервное напряжение и внутриличностный конфликт у большинства учащихся, связанный с диссонансом рационального, эмотивного и когнитивного компонентов поведения.
На основе анализа сочинений учащихся, результатов методики «Неоконченные предложения», систематических наблюдений за поведением учащихся и проявлением речевой агрессии учителей, использования авторского теста-опросника «Выбор стратегий поведения учащимися...» выделены следующие стратегии межличностного взаимодействия учащихся в процессе речевого агрессивного поведения учителя: дистанцирование, скрытая конфронтация, явная конфронтация, демонстративное игнорирование, ситуационный протест, индифферентность, псевдодеятельность, избегание.
По результатам экспериментального исследования были выделены четыре типа реакции учащихся на вербальную агрессию учителя: «адаптивная» - учащиеся воспринимают вербальную агрессию как норму, копируют и активно используют данный стиль речевого поведения в межличностном взаимодействии с одноклассниками; «защитная» - учащиеся пытаются оправдать себя или своих друзей любыми способами; «переживающая» - у этих учащихся фиксируются длительное напряжение, чувства обиды, вины, тревоги и страха, а также неуверенные формы поведения; «агрессивная» - учащиеся в открытом или скрытом виде пытаются противостоять речевой агрессии учителя, защищая себя и своих товарищей.
Реализация идей профилактики и коррекции речевой агрессии учителя была осуществлена в рамках разработанной авторской программы [12], которая представляла собой поэтапное решение следующих задач:
- развитие у учителя рефлексивных умений, способности видеть себя в контексте общения;
- осознание своих речевых характеристик как партнера по межличностному взаимодействию;
- развитие конструктивных форм речевого поведения, формирование коммуникативной компетентности учителя;
- овладение эффективными способами саморегуляции психических состояний, углубление представлений об уровнях профессионализма и педагогического мастерства.
Целью внедряемой программы было снижение речевой агрессивности педагогов в образовательном процессе. В качестве основных средств решения вышеперечисленных задач использовались методы активного обучения коммуникативным навыкам, элементы метафоры и сказко-терапии, тренинг коммуникативного развития учителя, самокоррекция речевого поведения, моделирование коммуникативного эталона учителя и др.
Результатом апробирования программы явилось углубление понимания учителем своих коммуникативных особенностей, повышение критичности и требовательности по отношению к себе как партнеру по общению. Накопленный учителем личный опыт самоанализа коммуникативных проявлений способствовал развитию представлений о конструктивных формах речевого поведения в системе «учитель - ученик».
В ходе формирующего этапа исследования были получены данные, доказывающие эффективность программы профилактики и коррекции речевой агрессии учителя. Внедрение этой программы позволило снизить уровень агрессивности и дезадаптации учащихся и обеспечить положительную динамику межличностного взаимодействия, удовлетворенности учащихся, учителей и родителей школьным образовательным процессом.
Ссылки:
1. Петьков В.А., Андрющенко С.И. Организация инновационной среды образовательного учреждения // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. № 1. С. 145.
2. Чеккуева З.Н. Речевая агрессия педагога как деструктивный фактор межличностного взаимодействия в системе «учитель - ученик» : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2004.
3. Демко Е.В., Петьков В.А. Педагогическая профилактика и коррекция агрессивности детей 6-7 лет // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2013. № 2 (117). С. 27-33.
4. Баранникова Е.А., Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2. С. 58-60.
5. Тамбиева З.Ю., Урусова Л.Р., Петьков В.А. Гуманизация педагогического взаимодействия преподавателя и студента в процессе обучения иностранному языку // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. № 1 (173). С. 45-51.
6. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СПб., 2002. 512 с.
7. Колосова С.Л. Детская агрессия. СПб., 2004. 224 с.
8. Паренс Г. Агрессия наших детей. М., 1997. 154 с.
9. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990. 448 с.
10. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. 446 с.
11. Петьков В.А., Похилько А.Д., Губанова М.А. Диалог как средство развития педагогической культуры субъектов образовательного процесса вуза // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. № 1 (157). С. 82-87.
12. Чеккуева З.Н. Профилактика речевой агрессии учителя // Психологические проблемы отношений : материалы науч. конф. Черкесск, 2004. С. 33-34.
References:
Barannikova, EA & Petkov, VA 2008, 'Pedagogical support of development of preschool children of the person', Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya, no. 2, pp. 58-60, (in Russian). Berkowitz, L 2002, Aggression: Causes, consequences and control, St. Petersburg, 512 p., (in Russian). Chekkueva, ZN 2004a, 'Preventing the speech teacher aggression', Psikhologicheskiye problemy otnosheniy : materialy nauch. konf., Cherkessk, pp. 33-34, (in Russian).
Chekkueva, ZN 2004b, Speech teacher aggression as a destructive factor of interpersonal interaction in the system "teacher - pupil", PhD thesis abstract, Stavropol, (in Russian).
Demko, EV & Petkov, VA 2013, 'Teaching prevention and correction of aggression of children 6-7 years', Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika ipsikhologiya, no. 2 (117), pp. 27-33, (in Russian). Freud, Z 1990, Psychology of the Unconscious, Moscow, 448 p., (in Russian). Fromm, E 1994, The anatomy of human destructiveness, Moscow, 446 p., (in Russian). Kolosova, SL 2004, Children's aggression, St. Petersburg, 224 p., (in Russian). Parens, H 1997, Aggression our children, Moscow, 154 p., (in Russian).
Petkov, VA & Andryushchenko, SI 2012, 'Organization of the innovative environment of educational institution', Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 1, pp. 145, (in Russian).
Petkov, VA, Pokhilko, AD & Gubanova, MA 2015, 'Dialogue as a means of development of pedagogical culture of the subjects of the educational process of high school', Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya, no. 1 (157), pp. 82-87, (in Russian).
Tambieva, ZY, Urusova, LR & Petkov, VA 2016, 'Humanization of pedagogical interaction of the teacher and the student in learning a foreign language', Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psikhologiya, no. 1 (173), pp. 45-51, (in Russian).