Научная статья на тему 'Влияние предмета труда на уровень агрессивности и формы ее проявления у педагогов'

Влияние предмета труда на уровень агрессивности и формы ее проявления у педагогов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
327
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГ / ПРЕДМЕТ ТРУДА / ФОРМЫ АГРЕССИИ / УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ / TEACHER / WORK OBJECT / AGGRESSION FORMS / AGGRESSION LEVEL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Банщикова Татьяна Николаевна

Предпринимается попытка установления взаимосвязи особенностей предмета педагогического труда с уровнем агрессивности педагогов. Определены доминирующие формы проявления агрессии у воспитателей, учителей, преподавателей и их зависимость от возрастного показателя предмета педагогического труда (дошкольники, школьники, студенты).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work object influence upon the aggression level and its display forms for teachers

There is given an attempt to establish the connection between the peculiarities of the work object and the aggression level of teachers. The domineering aggression forms of teachers, educators and tutors as well as their dependence on the age of the working object (elementary schoolchildren, secondary schoolchildren, students) are defined

Текст научной работы на тему «Влияние предмета труда на уровень агрессивности и формы ее проявления у педагогов»

Т.Н. БАНЩИКОВА (Ставрополь)

ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТА ТРУДА НА УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ И ФОРМЫ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ У ПЕДАГОГОВ

Предпринимается попытка установления взаимосвязи особенностей предмета педагогического труда с уровнем агрессивности педагогов. Определены доминирующие формы проявления агрессии у воспитателей, учителей, преподавателей и их зависимость от возрастного показателя предмета педагогического труда (дошкольники, школьники, студенты).

Ключевые слова: педагог, предмет труда, формы агрессии, уровень агрессивности.

Основной характеристикой деятельности является ее предметность. А.Н. Леонтьев отмечал, что при исследовании конкретных видов деятельности можно различать их по разным основаниям: «по форме, по способам их осуществления, по их эмоциональной напряженности, по их временной и пространственной характеристике, по физиологическим механизмам и т.д. Однако основное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность...» [1: 104].

Именно предмет, объект, над которым трудится человек, в основном и определяет и формирует его сознание, поскольку субъект деятельности «вынужден проживать рабочее время в логике предмета, обязан вникнуть в него мысленно и эмоционально слиться с ним, чтобы гарантированно получить требуемый продукт» [2: 46]. В общем виде можно сказать, что предметом и объектом труда педагога являются ребенок, обучающийся, его характер, мировоззрение, привычки, психофизиологические и анатомические особенности, специфика внутреннего мира и др. Педагог вынужден жить в логике объекта своего внимания, своего профессионального интереса, обязан взаимодействовать с ним, для плодотворного взаимодействия должен понимать его мысли, чувства, установки, переживать вместе с ним события жизнедеятельности.

Специфика педагогического труда такова, что его предмет обладает еще не сформированным сознанием и психикой, не обучен и не воспитан, «не окультурен», и проникновение в сущность такого «предмета» требует от педагога определенной готовности к переходу от контекста своего возраста к контексту ребенка, т.е. он вынужден периодически из «нормального» взрослого превращаться в необученного и невоспитанного, чтобы понять психологические трудности этого Другого. Если объектом внимания, переживания, мотивации действий педагога является добрый, благородный, открытый ребенок (ученик, студент), то и содержание сознания педагога будет добрым. В противном случае, т. е. когда педагог вынужден преодолевать трудности, проживая контекст жизни злого, агрессивного, недружелюбного ученика, работа с таким ребенком вызывает негативные эмоции - «агрессия всегда вызывает агрессию». «Долгое и частое пребывание в чужой роли может приводить к потере собственного Я и к срастанию с чужой маской» [2: 79], т.е. к деформации личности.

Результаты теоретического и эмпирического исследования позволяют сделать заключение о том, что агрессия педагога направлена на воспитанника, обучающегося, взаимодействие с которым является неприятным и вызывает затруднения, негативные эмоции. Увеличение числа «трудных» - сложная социальная проблема современного российского общества. работа с таким контингентом требует от педагога толерантности, повышенного самоконтроля, глубокой рефлексии.

Дети какого возраста оказывают наибольшее деформирующее воздействие на педагога? Те, что находятся на стадии интенсивного формирования психики и сознания (дошкольники), или те, у кого сформировались устойчивые свойства личности, кто осознает себя, нормативность/ ненормативность своего поведения? Зависит ли от возраста объекта педагогического труда форма проявления агрессии педагога? Данная проблема не нашла своего комплексного отражения в психологопедагогических исследованиях.

Одной из гипотез нашего исследования является предположение о том, что существует специфика связи агрессивности как

© Банщикова Т.Н., 2009

свойства личности и видов ее проявления у педагогов, работающих с детьми различных возрастных групп. Эмпирическая проверка данного предположения позволила нам ответить на вопрос, зависят ли уровень агрессивности и форма проявления агрессии педагога от возраста объекта педагогического труда.

В качестве диагностического инструментария, позволяющего эмпирически проверить выдвинутую гипотезу, мы использовали тестовые методики «Диагностика состояния агрессии» (опросник Баса - Дар-ки) и FPI (в данном случае анализировались следующие шкалы: II - спонтанная агрессия, VII - реактивная агрессия). По расчетам Баса - Дарки, нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности -6,5 - 7 плюс-минус 3. Мы предположили, что данные нормы могут иметь другие показатели у педагогов. Объем нашей эмпирической выборки и ее репрезентативность позволили установить нормативные интервалы агрессивности педагогов: 10,2 - 21,4 (среднее значение = 15,8; стандартное отклонение = 5,6). Все индивидуальные показатели индекса агрессивности, которые находятся ниже или выше данного интервала, свидетельствуют, соответственно, о низком или высоком уровне агрессивности.

Опросник FPI предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для социальной адаптации и регуляции поведения. Анализировались шкалы, диагностирующие спонтанную агрессивность (выявление и оценка психопатизации ин-тротенсивного типа, импульсивного поведения) и реактивную (выявление и оценка признаков психопатизации экстратенсив-ного типа, агрессивного отношения к социальному окружению и стремления к доминированию).

Логика доказательства выдвинутой нами гипотезы предполагала первоначальный анализ связи агрессивности как свойства личности и видов ее проявления внутри каждой «субвыборки»: преподавателей, учителей и воспитателей. Из 450 респондентов-преподавателей высокий индекс агрессивности установлен у 13,3% (60 человек), низкий - у 18,8% (85 человек). Обратимся к результатам корреляционного анализа уровня агрессивности и форм проявления агрессии у преподава-

телей. Поскольку нас интересовали достоверно значимые связи между указанными компонентами, все корреляции рассчитывались на уровне значимости р<0,01. Для п=450 критическое значение коэффициента корреляции составляет 0,129.

У преподавателей с высоким индексом агрессивности установлены достоверно значимые положительные корреляции между физической и вербальной агрессией (г=0,53), физической и косвенной агрессией (г=0,64), вербальной агрессией и раздражительностью (г=0,83), раздражительностью и чувством вины (г=0,83), физической агрессией и обидой (г=0,85), вербальной агрессией и обидой (г=0,8), негативизмом и подозрительностью (г=0,7), физической и спонтанной агрессией (г=0,9), косвенной и спонтанной агрессией (г=0,56), вербальной и спонтанной агрессией (г=0,61), обидой и спонтанной агрессией (г=0,96), негативизмом и реактивной агрессией (г=0,93). значимые отрицательные корреляции установлены по шкалам «физическая агрессия» и «негативизм» (г=-0,53).

В нашем исследовании приняли участие 390 учителей из средних общеобразовательных учреждений различных типов (школ, гимназий, лицеев). Высокий индекс агрессивности установлен у 12% учителей (48 человек), низкий - у 29% (113 человек). Для п=390 критическое значение коэффициента корреляции составляет 0,129.

У учителей с высоким индексом агрессивности установлены достоверно значимые положительные корреляции между физической агрессией и негативизмом (г=0,97), физической и спонтанной агрессией (г=0,87), косвенной и вербальной агрессией (г=0,65), косвенной агрессией и чувством вины (г=0,96), косвенной агрессией и обидой (г=0,96), косвенной и реактивной агрессией (г=0,98), вербальной агрессией и раздражительностью (г=0,78), вербальной агрессией и чувством вины (г=0,84), раздражительностью и обидой (г=0,85), раздражительностью и подозрительностью (г=0,58), негативизмом и спонтанной агрессией (г=0,96), негативизмом и реактивной агрессией (г=0,86), чувством вины и обидой (г=0,8), спонтанной и реактивной агрессией (г=0,97).

Отрицательные корреляции шкал по методике Баса-Дарки в выборке учителей с высоким индексом агрессивности имеют следующие коэффициенты: физическая и косвенная агрессия (г=-0,96), физическая

Сравнение средних значений и стандартных отклонений показателей форм проявления и видов агрессии*

№ п/п Шкала Учителя Преподаватели Воспитатели

б С б Ср. зн. б

Физическая агрессия 3,8 1,82 4,2 2,67 4,5 2,1

2 Косвенная агрессия 4,1 1,36 5,1 1,32 4,8 1,42

3 Вербальная агрессия 6,2 2,74 6,5 2,57 6,7 2,7

4 Раздражительность 4,8 2,2 5,2 2,28 5,1 2,00

5 Негативизм 3,0 1,28 2,8 2,23 2,4 1,39

6 Чувство вины 6,3 1,64 5,9 1,58 6,4 1,76

7 Обида 4,3 1,37 3,6 1,71 4,6 1,5

8 Подозрительность 4,8 1,37 3,3 1,7 4,8 1,77

9 Спонтанная агрессия 3,0 2,83 3,6 1,88 4,5 2,6

10 Реактивная агрессия 3,5 1,84 3,7 2,13 4,1 2,23

* Выделены наибольшие значения.

агрессия и раздражительность (г=-0,89), физическая агрессия и подозрительность (г=-0,88), физическая и реактивная агрессия (г=-0,89), косвенная агрессия и негативизм (г=-0,87), косвенная и спонтанная агрессия (г=-0,69), раздражительность и негативизм (г=-0,76), раздражительность и спонтанная агрессия (г=-0,54), негативизм и чувство вины (г=-0,7), чувство вины и спонтанная агрессия (г=-0,5), обида и реактивная агрессия (г=-0,78), обида и спонтанная агрессия (г=-0,9), подозрительность и спонтанная агрессия (г=-1), подозрительность и реактивная агрессия (г=-1).

Из 480 респондентов-воспитателей системы дошкольного образования высокий индекс агрессивности установлен у 13,7% (66 человек), низкий - у 15,8% (76 человек). Для п=480 критическое значение коэффициента корреляции составляет 0,129. У воспитателей с высоким индексом агрессивности установлены достоверно значимые положительные корреляции между следующими формами проявления агрессии: физическая агрессия и раздражительность (г=0,53), косвенная и вербальная агрессия (г=0,65), косвенная агрессия и чувство вины (г=0,6), раздражительность и спонтанная агрессия (г=0,6), чувство вины и обида (г=0,5), обида и подозрительность (г=0,5), реактивная и спонтанная агрессия (г=0,53). Отрицательные корреляции установлены между шкалами «чувство вины» и «раздражительность» (г=-0,57), «вербальная агрессия» и «раздражительность» (г=-0,69).

Таким образом, процент респондентов с высоким и низким индексами агрессивности в выборках преподавателей, учителей и воспитателей фактически одинаков (высокий индекс агрессивности: 13,3% преподавателей, 12% учителей, 13,7 % воспита-

телей; низкий индекс агрессивности: 18,8% преподавателей, 29% учителей, 15,8% воспитателей). Это факт позволяет сделать вывод о том, что возраст объекта педагогического труда сам по себе не влияет на уровень агрессивности. Таким образом, высказанное нами предположение о наличии такой связи эмпирически опровергнуто.

Зависят ли от возраста объекта педагогического труда формы проявления агрессии педагога? В таблице представлены средние значения и стандартные отклонения показателей у учителей, воспитателей и преподавателей по шкалам, диагностирующим формы проявления и виды агрессии.

Наибольшие средние значения фактически по всем видам и формам проявления агрессии, кроме негативизма, установлены у воспитателей. Им в большей мере свойственны использование физической силы против другого; косвенная агрессия; готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред; выражение негативных чувств как в вербальной форме (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы); убеждение в собственной «плохости». Высокие баллы по шкале «спонтанная агрессивность» свидетельствуют о сниженных показателях социальной конформности, недостаточном самоконтроле, импульсивности, частом проявлении враждебных чувств по отношению к тем лицам, которые хоть в какой-то мере пытаются управ-

лять их поведением, заставляют их держаться в социально допустимых рамках.

Наличие таких «доминирующих» средних в выборке воспитателей идет вразрез с установленным выше фактом отсутствия влияния возрастного показателя объекта педагогического труда на уровень агрессивности. Казалось бы, если практически все показатели агрессивности у воспитателей выше, то почему общий уровень агрессивности находится в пределах нормы для данной выборки? Мы объясняем это наличием у воспитателей одного - двух «ведущих» видов, «каналов» агрессивности, которые сами по себе значительно выражены, но при общей выборке не позволяют характеризовать их как людей агрессивных. Нам представляется, что формы проявления агрессии воспитателей зависят от особенностей детской агрессии, но это предположение требует дополнительного исследования.

У учителей ведущими видами и формами проявления агрессии являются негативизм как оппозиционная манера поведения (от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов); чувство вины, выражающее возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также угрызения совести; подозрительность в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. Преподавателям в больше мере свойственно проявлять агрессию в виде косвенных ее форм, перенаправлять ее с провоцирующего объекта на другой, более безопасный, выражать негативные чувства в виде вербальной агрессии (оскорбления, угрозы и т.п.).

Таким образом, в исследовании было установлено, что возраст объекта педагогического труда сам по себе не влияет на уровень агрессивности, однако он оказывает влияние на формы проявления агрессии. Так, педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, свойственно применение широкого арсенала агрессивных проявлений (физическая, косвенная, вербальная, реактивная и спонтанная агрессия); педагоги, работающие со школьниками, чаще всего используют негативизм, подозрительность и вербальную агрессию; преподаватели, как и учителя, предпочитают вербальные формы агрессии в сочетании с раздражительностью и косвенной агрессией.

литература

1. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. СПб., 1975. 304 с.

2. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. 272 с.

The work object influence upon

the aggression level and its display forms

for teachers

There is given an attempt to establish the connection

between the peculiarities of the work object

and the aggression level of teachers. The domineering

aggression forms of teachers, educators and tutors

as well as their dependence on the age

of the working object (elementary schoolchildren,

secondary schoolchildren, students) are defined.

Key words: teacher, work object, aggression forms, aggression level.

Т.Н. ЗУБКОВА, Р.В. БИСАЛИЕВ (Астрахань)

социальная адаптация и агрессивность подростков, воспитывающихся в условиях психической депривации

Осуществлен сравнительный анализ уровней социально-психологической адаптации и форм агрессивных и враждебных реакций у подростков, воспитывающихся в условиях депривации. Результаты могут способствовать выявлению индивидуально-типических вариантов проявления агрессивности, разработке методов коррекции и определению направлений социальнопсихологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

Ключевые слова: социальное сиротство, дети, воспитывающиеся в условиях депривации, адаптация, агрессия, враждебность.

В условиях нестабильной социальнополитической и экономической ситуации в обществе (инфляция, безработица, снижение жизненного уровня населения, роста числа неблагополучных и дисфункциональных семей) значительно увеличива-

© Зубкова Т.Н., Бисалиев Р.В., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.