7. Корчак Я. Избранные педагогические произведения. - М.: Педагогика, 1979.
8. Крипнер С. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал.
- 1993 - Т. 14, № 2. - С. 113-126.
9. Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. -М.: Наука, 1995.
10.Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. -1994. - № 6. - С. 16-25.
11.Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Класс, 1994.
12.Мясищев В.Н. Проблема личности и отношений человека // Материалы совещаний по психологии. - М.: Изд-во АПН, 1957. - С. 71-72.
13.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М.: Тривола, 1995.
14.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994.
15. Смирнова Е.О Развитие теории привязанности // Вопросы психологии. - 1999.- № 1. - С. 3-12.
16. Снайдер М. Ребенок как личность: становление культуры справедливости и воспитания совести. - М.: Смысл; СПб.: Гармония, 1994.
17.Фром, Э. Искусство любить. Исследование природы любви. - М.: Педагогика, 1990.
18.Эриксон Э. Детство. - М.: Летний сад, 2000.
19.Ainsworth M.D. Patterns of attachment / M.D. Ainsworth, M.C. Dlenar, E. Waters, S. Walls. -Hillsdale, New-York: Erbaum, 1978. - 338 p.
20.Bowen M. The family as the unit of study and treatment // Amer. J. Orthopsychiat. - 1960. -V.31. - P. 40-60.
21.Bowlby J. Family interaction in disturbed and normal families: a methodological and substantive review // Psychologi Bull. - 1975. - № 1. - P. 3365.
22.Thibaut J.W., Kelley H.H. The social psychology of groups. - NY.: John Wiley & Sons, 1961. -313 p.
23.Wahler R.G., Winkel G.H., Peterson R.F. Mothers as behavior therapists for ther own children // Behavior Research and Therapy. - 1965. - V.3. - P. 113-124.
Дубанова Виктория Анатольевна, ассистент кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета (г. Улан-Удэ). E-mail: [email protected]
Dubanova Viktoria Anatolievna, assistant, department of general and social psychology, Buryat State University (Ulan-Ude) E-mail: [email protected]
УДК 159.9
Т.Л. Миронова, Э.Ж. Базарсадаева ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ И ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ЛИЦ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Статья посвящена исследованию осознанной саморегуляции и агрессии у осужденных за агрессивно-насильственные преступления. Рассмотрены особенности проявления агрессии, ее взаимосвязь с осознанной саморегуляцией. Также выявлена структура личностных характеристик осужденных.
Ключевые слова: агрессия, осознанная саморегуляция, осужденные.
T.L. Mironova, E.Zh. Bazarsadaeva
THE RESEARCH OF AGGRESSION AND CONSCIOUS SELF-REGULATION AT PERSONS WITH DELINQUENT BEHAVOR
The article is devoted to the research of conscious self-regulation and aggression at convicted for aggressive-violent crimes. The features of aggression manifestations, its interrelation with the conscious selfregulation have been considered. The structure ofpersonal characteristics of convicted has been revealed. Keywords: aggression, conscious self-regulation, convicted.
Проблемы агрессивного поведения и снижения агрессивности человека всегда привлекали внимание многих исследователей (Э. Фромм, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, Л. Берковиц, А. Бандура, К. Изард, А.Р. Ратинов и др.). Агрессия привносит дестабилизирующий фактор в жизнь обще-
ства и является неотъемлемой частью жизнедеятельности, что доказывает вся история человечества. В настоящее время подчеркивается разделение понятий агрессии как формы поведения и агрессивности как свойства личности (Э. Фромм, Л. Берковиц, К. Изард, А.Р. Ратинов,
С.Л. Соловьева и др.). Агрессивность - это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, которое можно описать чертами данной личности, относящимися к агрессивному поведению. Под агрессией понимают поступки или тенденции субъекта, направленные на причинение того или иного вреда другому человеку [1; 2; 3; 4; 11]. Агрессия является одной из форм человеческой активности, а специфика человеческой активности подразумевает социальные контакты с другими людьми. Взаимодействуя с другими людьми, человек зачастую обращается к системе оценок своих действий и действий других людей. Особое место в системе этих взаимодействий занимает система осознанной саморегуляции субъектом произвольной активности.
Данное исследование посвящено изучению особенностей саморегуляции и агрессии. В настоящее время описана концепция осознанной саморегуляции произвольной активности человека, разработана типология индивидуальных стилей саморегуляции. [5; 7; 9; 10]
В.И. Моросанова под осознанной саморегуляцией понимает «системноорганизованный процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами
внешней и внутренней активности, направленной на достижение принимаемых субъектом целей» [8, с. 63].
Необходимость регуляции агрессивного поведения, влияние системы осознанной саморегуляции на поведение определяют актуальность данной тематики.
Использованы следующие диагностические методики: для определения форм агрессивного поведения и личностных черт агрессивности человека в исследовании был использован тест Басса-Дарки; для диагностики личностных характеристик - Фрайбургский личностный опросник (РР1, модифицированная форма В); для измерения уровня агрессивности применялась «Шкала враждебности» Кука-Медлея; для диагностики степени сформированности системы осознанной саморегуляции человека и ее индивидуального профиля мы использовали опросник ССПМ (Стиль саморегуляции поведения В.И. Моросановой).
По данным, полученным по методике FPI (рис.1), у осужденных наблюдается тенденция к повышенному уровню реактивной агрессивности, спонтанной агрессивности, депрессивности и раздражительности.
Рис. 1. Средние значения личностных характеристик по шкалам FPI (в стенах)
Следовательно, мы можем говорить о наличии тенденции к психопатизации экстратенсив-ного типа, характеризующейся агрессивным отношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию, также полученные данные свидетельствует о повышенном уровне психопатизации интротенсивно-го типа, который создает предпосылки для им-
пульсивного поведения. Оценки выше среднего по шкале «раздражительность», характерные для осужденных, свидетельствуют о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию. Также отмечается тенденция к депрессивному состоянию. Выявлен показатель ниже среднего по шкале «уравновешенность», что говорит о предрасположен-
ности к стрессовому реагированию на воздейст- Данные по методике Басса-Дарки по всем ви-
вие стресс-факторов обычных жизненных си- дам агрессивных реакций имеют тенденцию к туаций. высоким показателям (рис. 2).
Рис. 2. Средние значения по шкалам опросника Басса-Дарки (в баллах)
Осужденные характеризуются склонностью к использованию физической силы против другого лица; готовностью к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении; склонностью к зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия; подозрительностью. Также осужденные склонны к агрессии, окольным путем направленной на другое лицо или ни на кого не направленной. Наблюдается склонность к оппозиционной манере в поведении, выражающейся как в пассивном сопротивлении, так и в активной борьбе против
установившихся обычаев и законов. Испытуемые могут выражать негативные чувства через такие формы, как крик, визг, а также через содержание словесных ответов, в частности это могут быть проклятия, угрозы. Показатель, полученный по шкале «чувство вины», выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Данные по методике «Шкала враждебности» Кука-Медлея отражены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели по методике «Шкала враждебности» Кука-Медлея (%) у осужденных
Шкалы 1 2 3 4
Цинизм - 5 72,5 22,5
Агрессивность - 15 50 35
Враждебность 5 26,25 28,75 40
Примечание: 1. Низкий показатель; 2. Средний показатель с тенденцией к низкому; 3. Средний показатель с тенденцией к высокому; 4. Высокий показатель
Так, по шкале цинизма 72,5% осужденных имеют средний показатель с тенденцией к высокому. Это свидетельствует о том, что большинство испытуемых склонны к пренебрежительному отношению к морально-этическим ценностям общества. Они проявляют недоверие к способности других людей совершать высоконравственные и альтруистические поступки. У них
наблюдается тенденция объяснять причины поведения окружающих наличием у них отрицательных черт характера или корыстных намерений. По шкале агрессивности большинство осужденных (50%) имеют средний показатель с тенденцией к высокому. То есть большинство респондентов склонны к агрессивному устранению и разрушению препятствий, противодейст-
вующих личности. Указанная особенность может проявляться в активном обострении конфликтных ситуаций, гневных реакциях, угрозах или стремлении к применению физической силы.
Нами установлено, что у большинства осужденных отмечается высокий уровень враждеб-
ности (40%). Осужденные испытывают негативные эмоции по отношению к окружающим, которые могут проявляться в чувстве разочарования, раздражения, неприязни, злости, отрицательных оценках их личностных качеств.
Рассмотрим результаты исследования по методике ССПМ (рис. 3).
50
40
30
20
10
32,5
18,75
48,75
□ Осужденные
Высокий
Средний
Низкий
Рис. 3. Показатели уровня осознанной саморегуляции, (%)
Согласно полученным результатам, у лиц с противоправным поведением отмечается преобладание количества испытуемых с низким уров-
нем саморегуляции (48,7%). Далее рассмотрим отдельные составляющие осознанной саморегуляции (табл. 2).
Таблица 2
Усредненные показатели отдельных составляющих осознанной саморегуляции у осужденных
Шкалы саморегуляции Средние значения (М)
Планирование 4,25
Моделирование 4,737
Программирование 5,037
Оценка результатов 4,687
Г ибкость 4,762
Самостоятельность 4,487
Общий уровень саморегуляции 18,33
Данные, полученные по методике ССПМ, свидетельствуют о пониженном уровне сформи-рованности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности у испытуемых. Для них характерна недостаточная сформированность потребности в осознанном планировании и программировании своего поведения, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей. Для испытуемых характерна средняя степень развития представлений о системе внешних и внутренних значимых условий, адекватности самооценки личности и результатов своей деятельности. Также
для них свойственен средний уровень регуляторной автономности в организации их активности.
Далее был осуществлен корреляционный анализ показателей агрессии по методике Басса-Дарки и общего уровня саморегуляции (по Пирсону). Нами установлено, что у лиц с противоправным поведением общий уровень саморегуляции имеет обратную корреляционную связь с показателями шкал «физическая агрессия» (г = -0,31; р<0,01), «косвенная агрессия» (г = - 0,47; р<0,001), «вербальная агрессия» (г = - 0,47; р<0,001), «раздражительность» (г = - 0,22;
р<0,05), «индекс агрессивности» (г = - 0,3; р<0,001 ). Эти результаты свидетельствуют о том, что при низком уровне саморегуляции у лиц с делинквентным поведением высока веро-
ятность возникновения агрессивных реакций, что может приводить к антисоциальному поведению (табл. 3).
Таблица 3
Корреляции показателей агрессии и общего уровня саморегуляции
Виды агрессивных реакций по опроснику Басса - Дарки Общий уровень осознанной саморегуляции у лиц с противоправным поведением
Физическая агрессия -0,31**
Косвенная агрессия -0 47***
Раздражительность -0,22*
Негативизм -0,03
Обида 0,11
Подозрительность 0,08
Вербальная агрессия -0 47***
Чувство вины 0,01
Индекс враждебности 0,09
Индекс агрессивности -0 3***
Примечание: * р<0,05; **р<0,01; *** р<0,001
В дальнейшем был осуществлен корреляционный анализ между показателями агрессии и различных уровней общей саморегуляции (табл. 4). Полученные данные свидетельствуют о на-
личии связи низкого уровня общей саморегуляции с агрессивным поведением у лиц с противоправным поведением.
Таблица 4
Корреляции между различными уровнями общей саморегуляции и показателями агрессии у осужденных
Виды агрессии Уровни саморегуляции
Низкий Средний Высокий
Физическая агрессия - 0,55*** - 0,220 0,106
Косвенная агрессия - 0,412** - 0,21 - 0,01
Раздражительность - 0,522*** 0,09 0,281
Негативизм - 0,33* 0,02 0,09
Обида - 0,02 - 0,16 0,28
Подозрительность - 0,15 0,133 0,37
Вербальная агрессия - 0,36* 0,01 - 0,35
Чувство вины 0,15 - 0,16 0,13
Индекс враждебности - 0,18 - 0,001 0,41
Индекс агрессивности - 0,52*** - 0,103 0,17
Примечание: *р<0,05; **р<0,01; ***р<0,001
Выявлены значимые связи между низким уровнем саморегуляции и показателями шкал «физическая агрессия» (г = - 0,548; р<0,001), «косвенная агрессия» (г = - 0,412; р<0,01), «раздражительность» (г = - 0,5226; р<0,05), «негати-
визм» (г = - 0,33; р<0,05), «вербальная агрессия» (г = - 0,36; р<0,05), «индекс агрессивности» (г =
- 0,52; р<0,001 ). Следовательно, мы можем утверждать, что лица с противоправным поведением с высокими показателями физической,
косвенной, вербальной агрессии, раздражительности, негативизма, также индекса агрессивности характеризуются низким уровнем саморегуляции. По-видимому, лица с повышенным уровнем агрессивности и низким уровнем осознанной саморегуляции проявляют склонность к совершению агрессивно-насильственных преступлений.
Для выявления структуры личностных характеристик осужденных нами был осуществлен факторный анализ с помощью метода главных компонент (Уагітах - вращение). В результате было выделено 5 наиболее значимых факторов. Факторные критерии личностных характеристик лиц с делинквентным поведением представлены в таблице 5.
Таким образом, нами было выявлено 5 сим-птомокомплексов личностных характеристик, преобладающих у лиц с делинквентным поведением. Первый фактор, выделенный в пространстве психологических характеристик осужденных, содержит 6 следующих в порядке убывания
переменных: косвенная агрессия (г = 0,820), подозрительность (г = 0,732), враждебность (г = 0,677), обида (г = 0,652), раздражительность (г =
0,489), агрессивность (г =0,407). Судя по факторным нагрузкам, данный фактор с определенной долей условности можно назвать фактором агрессивного поведения. Вероятно, для данных лиц характерно параноидное расстройство личности с психопатоподобным синдромом. Для большинства осужденных характерна косвенная агрессия, то есть агрессия, окольным путем направленная на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.п.), выражающаяся в действиях, характеризующихся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по различным предметам и т.п.). Для них свойственна подозрительность, раздражительность, проявляющаяся в готовности к возникновению негативных чувств при малейшем возбуждении. Эти лица могут испытывать негативные эмоции по отношению к окружающим.
Таблица 5
Факторное отображение психологических характеристик в структуре личностных свойств осужденных
Психологические характеристики Факторы
1 2 3 4 5
Косвенная агрессия 0,820
Подозрительность 0,732
Враждебность 0,677
Обида 0,652
Раздражительность 0,489
Открытость 0,600
Спонтанная агрессивность 0,598
Депрессивность 0,583
Уравновешенность - 0,547 - 0,443
Невротичность 0,521
Раздражительность 0,488
Оценка результатов - 0,419
Физическая агрессия - 0,621
Общий уровень саморегуляции 0,595
Программирование 0,582 0,474
Г ибкость 0,499
Моделирование 0,486
Агрессивность 0,407 - 0,462
Реактивная агрессивность 0,605
Экстраверсия - интроверсия 0,584
Общительность 0,461
Застенчивость 0,713
Эмоциональная лабильность 0,473 0,528
Негативизм 0,447
Доля объяснимой дисперсии, % 13,08 11,3 10,2 8,2 7,8
Выраженная подозрительность, характерная для респондентов, является одним из ведущих
симптомов параноидного расстройства личности. Признаками данного расстройства являются:
1. Ожидание, что его используют или обидят другие.
2. Требование без всякого основания от окружающих объяснить безвредность или правдивость их слов и действий.
3. Поиск им скрытого и угрожающего смысла в высказываниях и событиях.
4. Постоянное недовольство, невозможность забыть обиду или неуважение.
5. Невозможность доверять другим.
6. Легко обижается или реагирует злобными вспышками или ответными нападениями.
7. Эти люди «обречены» постоянно искать подтверждение, что мир негативно настроен против них [6, с. 6].
Эти личности склонны к зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия, к агрессивному устранению и разрушению препятствий, преодолению всего того, что им противодействует. Этот фактор значим в данной среде осужденных и в наибольшей степени определяет процессы социальной дифференциации, происходящие в ней.
Второй фактор личностных характеристик образует 8 следующих показателей: открытость (г = 0,600), спонтанная агрессивность (г = 0,598), депрессивность (г = 0,583), уравновешенность (г = - 0,547), невротичность (г = 0,521), раздражительность (г = 0,488), оценка результатов (г = -
0,419), эмоциональная лабильность (г = 0,473). Эти нагрузки переменных позволяют его интерпретировать как фактор эмоциональной неустойчивости. Этот фактор свидетельствует о том, что для респондентов характерно стремление к взаимодействию с окружающими людьми, при этом отмечается психопатизация интротен-сивного типа, создающая предпосылки для импульсивного поведения. После совершения преступления наличие признаков депрессивного синдрома возможно как реакция на наказание. Осужденные неустойчивы к стрессу, к воздействию стресс-факторов обычных жизненных ситуаций, невротичны. Характеризуются индивидуальной неразвитостью адекватной оценки себя и результатов своей деятельности. Для них свойственна эмоциональная неустойчивость, проявляющаяся в частых колебаниях настроения, повышенная возбудимость. Вышеперечисленные характеристики являются признаками эмоционально неустойчивого расстройства личности.
Для диагностики данного расстройства значимыми являются по меньшей мере 5 из следующих признаков:
1. Нестабильность межличностных отношений, колеблющихся между чрезмерной идеализацией и чрезмерной недооценкой.
2. Импульсивность проявляется в двух областях, которые являются потенциально самопо-вреждающими. Например, это может быть трата денег, воровство, кутежи, наркомания, неосторожное вождение машины.
3. Аффективная нестабильность.
4. Неадекватно сильная злоба или отсутствие контроля над гневом.
5. Повторяющиеся суицидные угрозы, жесты поведения.
6. Выраженное и постоянное нарушение идентификации в двух областях - самооценке или образе самого себя, сексуальной ориентации, в постановке долговременной карьеры, целей.
7. Хроническое ощущение пустоты или скуки.
8. Неистовая попытка избежать реального или воображаемого ужаса быть покинутым [6, с. 8].
Третий выделенный фактор определяют шесть психологических показателей. На его положительном полюсе имеют высокую нагрузку показатели общего уровня саморегуляции (г = 0,595), программирования (г = 0,582), гибкости (г = 0,499), моделирования (г = 0,486), а на отрицательном - физическая агрессия (г = - 0,621), агрессивность (г = - 0,462). Данный фактор мы назвали фактором саморегуляции поведения. Для данной группы осужденных характерен повышенный общий уровень саморегуляции, то есть для них характерна осознанность и взаимосвязанность в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев. Они гибко и адекватно реагируют на изменение условий, выдвижение и достижение цели у них в большей степени осознанно, осуществляют программирование, моделирование своих действий. Для них не свойственны проявления агрессивного поведения. Этот фактор говорит о том, что осужденные осознанно сделали выбор о совершении преступления, за которое отбывают наказание.
Четвертый фактор в пространстве психологических переменных был назван нами фактором открытой агрессивности. Этот фактор представлен следующими показателями: реактивная агрессивность (г = 0,605), экстраверсия -интроверсия (г = 0,584), программирование (г = 0,474), общительность (г = 0,461). Значительная
часть осужденных характеризуется психопати-зацией экстратенсивного типа, которая проявляется в агрессивном отношении к социальному окружению и выраженном стремлении к доминированию. Также для них характерна экстра-вертированность, то есть они склонны к разнообразным широким социальным контактам, ориентированы во внешний мир, беспечны, непостоянны [12]. Для них свойственно осознанное программирование своих действий, но, по-видимому, они создают программы действий и не достигают цели, не доводят дело до конца в силу выраженной экстравертированности.
Пятый фактор определяют четыре следующих психологических показателя: застенчивость (г = 0,713), эмоциональная лабильность (г =
0,528), негативизм (г = 0,447), уравновешенность (г = - 0,443). Этот фактор условно мы назвали фактором предрасположенности к стрессу. Лица, входящие в данную группу, склонны к стрессовому реагированию на обычные жизненные ситуации, которые протекают по пассивнооборонительному типу. Для них характерна оппозиционная манера в поведении - от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов, вследствие этого они испытывают стресс. При этом наблюдаются частые колебания настроения, повышенная возбудимость, раздражительность.
В ходе исследования у осужденных обнаружен пониженный уровень сформированности индивидуальной системы осознанной саморегуляции произвольной активности. Для них характерна недостаточная сформированность потребности в осознанном планировании и программировании своего поведения, они более зависимы от ситуации и мнения окружающих людей.
Осужденные в большинстве своем склонны к использованию физической силы против другого лица; проявляют большую готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении; склонны к зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия; подозрительны.
Нами установлено наличие отрицательной корреляционной связи между общим уровнем саморегуляции и физической, косвенной, вербальной агрессией и раздражительностью. Лица с противоправным поведением с высокими показателями физической, вербальной, косвенной агрессии, раздражительности характеризуются низким уровнем саморегуляции.
Чем ниже уровень осознанной саморегуляции поведения и выше уровень агрессивности, тем больше вероятность проявления агрессивных форм поведения. То есть лица с повышенным
уровнем агрессивности и низким уровнем осознанной саморегуляции проявляют склонность к совершению агрессивно-насильственных преступлений. Необходимо учитывать степень развитости системы осознанной саморегуляции человека при прогнозе возможности проявления у субъекта противоправной агрессии.
На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что индивидуальные особенности осознанной саморегуляции оказывают влияние на агрессивное поведение, следовательно, наша гипотеза получила свое подтверждение.
Для лиц с делинквентным поведением свой-ствены следующие симптомокомплексы: агрессивное поведение, в основе которого лежат параноидное расстройство личности и психопатоподобный синдром; эмоциональная неустойчивость; саморегуляция поведения; открытая агрессивность, предрасположенность к стрессу.
Литература
1. Агрессия и психическое здоровье / под ред. Т.Б. Дмитриевой, Б.В. Шостаковича. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 464 с.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997. - 352 с.
3. Дышлева А.Ю. Агрессия как форма противоправного сексуального поведения // Международный медицинский журнал. - 2002. - Т.
8, №4. - С. 69 - 72.
4. Колесникова З.А., Штефан Е.Ф. Психокоррекционная программа «Снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы». - М.: РМ, 2008. - 156 с.
5. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект). URL: http://www.eduhmao.ru/info /1/3952/25078/
6. Миронова Т.Л., Очирова И.Б. Специфические личностные расстройства // Международный опыт и региональные особенности социальной работы в современном трансформирующемся обществе: материалы Байкальской ме-ждунар. науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию Республики Бурятия (26-27 июня 2008 г.): в 2
ч. Ч. 2. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 2008. - С. 4 - 8.
7. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
8. Моросанова В.И., Аронова Е.А. Самосознание и саморегуляция поведения: научнопопулярная литература / Ин-т психологии РАН, Психологический ин-т РАО. - М., 2007.
- 213 с.
9. Моросанова В.И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского
ун-та. Сер. 14. Психология. - 2010. - №1. - С. 36 - 45.
10. Моросанова В.И. Личностная саморегуляция: пути развития в юношеском возрасте // Вестник Российского гуманитарного фонда. -2005. - №4. - С. 96 - 104.
11. Побегайло Э. Психологические детерминанты криминальной агрессии // Уголовное право. -2002. - №1. - С. 101 - 107.
12. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко. URL: http://www.gumeг.mfo/ЫЫюtek_ В^^Шо!Мс!/01^р
Миронова Татьяна Львовна, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ. E-mail: [email protected] Mironova Tatiana Lvovna, doctor ofpsychological sciences, professor, head of the department of general and social psychology, Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: [email protected]
Базарсадаева Эржена Жаргаловна, аспирант кафедры общей и социальной психологии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ. E-mail: [email protected]
Bazarsadaeva Erzhena Zhargalovna, postgraduate student, department of general and social psychology, Buryat State University (Ulan-Ude). E-mail: [email protected]
УДК.159.9 (=512.31)
© С.Д. Будаева
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПОДРОСТКОВ-БУРЯТ
В качестве личностных характеристик приведены значения факторных показателей по тесту Р. Кеттелла и Г. Айзенка. При оценке интеллектуальных особенностей использованы данные методики Дж. Равена. Для обработки материала были применены методы корреляционного и факторного анализа. Представлены результаты эмпирического исследования на примере подростков-бурят, свидетельствующие о наличии связей между личностными качествами и уровнем интеллекта. Ключевые слова: подростковый возраст, этнические особенности, личность, интеллект.
S.D.Budaeva
THE DEFINITION OF LEADING PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE BURYAT TEENAGERS
The values of factorial indicators according to RCettell and H.Eysenck test have been resulted as personal characteristics. At an estimation of intellectual features the data of J.Raven techniques have been used. The methods of the correlation and factorial analysis have been applied to material processing. The results of empirical research on the example of Buryat teenagers, that testify the relations between personal qualities and I. Q. have been presented.
Keywords: teenage period, ethnic features, personality, intellect.
Процесс гуманизации образования создает реальную возможность человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможны развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей и объективных условий. Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от уровня освоения собственной этнической культуры. Для объяснения взаимодействия личности и культуры психологические антропологи сформировали личностно-центрированный под-
ход. Основная идея направления формулируется Н.М. Лебедевой следующим образом: личность может быть изучена лишь в том случае, если будет изучена и объяснена та культурная среда, в контексте которой данная личность сформировалась [4, с. 271]. С целью выделения процесса формирования личности как социального, системного качества человека А.В. Петровский предложил социально-психологическую концепцию развития личности ребенка и подростка. При этом в качестве детерминанты развития личности выступает деятельностно-опосредст-