Научная статья на тему 'Структура агрессии студенток педагогического вуза'

Структура агрессии студенток педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
675
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / СТРУКТУРА АГРЕССИИ / СТУДЕНТКИ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / AGGRESSION / CORRELATION ANALYSIS / STRUCTURE OF AGGRESSION / STUDENT / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Байгужин Павел Азифович, Байгужина Ольга Вадимовна, Прачева Анна Александровна

Цель исследования: выявить особенности структуры агрессии студенток педагогического вуза будущих учителей. Методическое обеспечение исследования. В обследовании приняли участие 330 студенток III-IV курсов, обучающихся в педагогическом университете. Оценку структуры агрессии проводили на основе анализа данных, полученных с помощью опросника Басса-Дарки. Исследование взаимосвязи изучаемых показателей производили с помощью корреляционного анализа. Результаты. Специфика структуры агрессии определяется компенсаторными отношениями ее компонентов (физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражительность) и показателями, сдерживающими агрессивность и подменяющими ее (негативизм, обида, подозрительность). Основную корреляционную нагрузку испытывает показатель раздражительности. Относительно высокие показатели вербальной агрессии поддерживаются показателями по шкале «косвенная агрессия», средний уровень которой демонстрируют 60,1% респондентов. Представлены особенности структуры агрессии у групп студенток с крайними вариантами проявления агрессии и враждебности. Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в практике профессиональной ориентации и отбора специалистами в области дифференциальной психофизиологии и психологии труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF AGGRESSION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Purpose: to reveal features of structure of aggression of students of pedagogical university as at future teachers. Methodology. 330 students of the III-IV courses which are training at pedagogical university took part in inspection. Structure of aggression estimated by results of the analysis of the data obtained by means of test Buss-Durkey. Research of interrelation of studied indicators of aggression made by means of the correlation analysis. Results. Specifics of structure of aggression are defined by the compensatory relations of its components (physical, indirect, verbal aggression, irritability) and the indicators constraining aggression and substituting it (negativism, offense, suspiciousness). The main correlation loading is born by an «irritability» indicator. High rates of verbal aggression are accompanied by an indicator of indirect aggression, the average which level of manifestation is shown by 60,1% of students. Features of structure of aggression at groups of students with extreme options of manifestation of aggression and hostility are presented. Practical implications. Results of research can be applied in practice of vocational guidance and selection by experts in the field of differential psychophysiology and work psychology.

Текст научной работы на тему «Структура агрессии студенток педагогического вуза»

DOI: 10.12731/2218-7405-2014-6-6 УДК 159.9.072.43

СТРУКТУРА АГРЕССИИ СТУДЕНТОК ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Байгужин П.А., Байгужина О.В., Прачева А.А.

Цель исследования: выявить особенности структуры агрессии студенток педагогического вуза - будущих учителей.

Методическое обеспечение исследования. В обследовании приняли участие 330 студенток III-IV курсов, обучающихся в педагогическом университете. Оценку структуры агрессии проводили на основе анализа данных, полученных с помощью опросника Басса-Дарки. Исследование взаимосвязи изучаемых показателей производили с помощью корреляционного анализа.

Результаты. Специфика структуры агрессии определяется компенсаторными отношениями ее компонентов (физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражительность) и показателями, сдерживающими агрессивность и подменяющими ее (негативизм, обида, подозрительность). Основную корреляционную нагрузку испытывает показатель раздражительности. Относительно высокие показатели вербальной агрессии поддерживаются показателями по шкале «косвенная агрессия», средний уровень которой демонстрируют 60,1% респондентов. Представлены особенности структуры агрессии у групп студенток с крайними вариантами проявления агрессии и враждебности.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы в практике профессиональной ориентации и отбора специалистами в области дифференциальной психофизиологии и психологии труда.

Ключевые слова: агрессия; корреляционный анализ; структура агрессии; студентки; будущий учитель.

STRUCTURE OF AGGRESSION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Bajguzhin P.A., Bajguzhina O.V., Pracheva A.A.

Purpose: to reveal features of structure of aggression of students of pedagogical university as at future teachers.

Methodology. 330 students of the III-IV courses which are training at pedagogical university took part in inspection. Structure of aggression estimated by results of the analysis of the data obtained by means of test Buss-Durkey. Research of interrelation of studied indicators of aggression made by means of the correlation analysis.

Results. Specifics of structure of aggression are defined by the compensatory relations of its components (physical, indirect, verbal aggression, irritability) and the indicators constraining aggression and substituting it (negativism, offense, suspiciousness). The main correlation loading is born by an «irritability» indicator. High rates of verbal aggression are accompanied by an indicator of indirect aggression, the average which level of manifestation is shown by 60,1% of students. Features of structure of aggression at groups of students with extreme options of manifestation of aggression and hostility are presented.

Practical implications. Results of research can be applied in practice of vocational guidance and selection by experts in the field of differential psychophysiology and work psychology.

Keywords: aggression; correlation analysis; structure of aggression; student; future teacher.

В процессе обучения в педагогическом вузе студент усваивает систему социальных связей и отношений, приобретает социальный опыт -оцениваемый, в том числе, как профессионально значимый.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») строго регламентирует необходимость формирования компетенций, в частности: готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14); способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16); готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5) [11].

Сформированность указанных выше компетенций позволит эффективно осуществлять педагогическую деятельность, реализовывать образовательную, воспитательную и развивающую функции, способствуя тем самым успешной социализации подрастающего поколения.

Широко представленные в современной литературе результаты социально-психологических исследований свидетельствуют о проявлении у студентов в процессе обучения в педагогическом вузе несоответствующих профессиограмме учителя свойств и качеств.

Агрессивность современного студента многофункциональна, часто выступает как способ решения проблем, связанных с сохранением статуса, защитой и ростом самооценки, уровня притязаний и управлением микросоциумом [3]. Достаточно представлены результаты исследований гендерных различий в специфике и проявлении агрессии у студентов [5, 19]. По данным В.А. Швецовой (2013), около половины студентов при развитии

профессионально важных качеств нуждаются в снижении уровня агрессивности

[15].

Причинами проявления агрессии и агрессивного поведения студентов современного вуза авторы считают стресс-фрустрацию, вызванную условиями учебно-профессиональной деятельности [18], а также низкий уровень академической успеваемости [8, 21]; высокий уровень личностной и реактивной тревожности [12]. Указывается на детерминированность агрессии у студентов в зависимости от вариантов вертированности и нейротизма [1], функциональной межполушарной асимметрии [13]. Кроме того предполагается, что выраженное влияние на показатели психического статуса (в том числе тревожности, агрессивности) оказывает фактор урбанизации [6, 17].

Актуальность изучения заявленного нами фактора социализации и профессионального становления продиктована, кроме того, в программе фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы. В рамках приоритетного направления фундаментальных исследований: «Психологические закономерности когнитивного и личностного развития человека в современных макро-и микросредовых условиях» ожидаемым результатом является выявление дифференциально-психофизиологических особенностей развития общих и специальных способностей в условиях современного общего и профессионального образования [10].

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей структуры агрессии студенток педагогического вуза - будущих учителей.

Методическое обеспечение исследования. В обследовании приняли участие 340 студенток 3-4-го года подготовки, обучающихся в педагогическом университете. Оценку структуры агрессии проводили на основе анализа данных, полученных с помощью опросника Басса-Дарки. Математико-статистическая обработка результатов тестирования, их графический анализ проводились при помощи табличного процессора пакета Office 2010 Microsoft

Excel. Исследование взаимосвязи изучаемых показателей производили с помощью корреляционного анализа. Для метрических данных, согласующихся с законом нормального распределения, рассчитывали коэффициент линейной корреляции Пирсона. Для данных отклоняющихся от закона нормального распределения - коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Статистически значимые корреляционные взаимосвязи считали при р<0,05.

Результаты и их обсуждение. Теоретическую значимость имеют результаты анализа распределения обследуемых студентов в зависимости от уровня проявления агрессивности и враждебности как интегральных показателей психоэмоциональной сферы личности. Представленные на рисунке данные, свидетельствуют о доминирующей роли враждебности по отношению к агрессивности студентов. Выраженную реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий (высокий уровень) проявляют 32% респондентов, средний уровень - 62%.

ЁЙНизкий ПСредний ^Высокий Рис. Распределение студентов в зависимости от уровня проявления агрессивности и враждебности, % (А - индекс агрессивности; Б - индекс

враждебности).

Известно, что высокий уровень враждебности характеризуется склонностью человека приписывать другим объектам и явлениям негативные качества [7]. Характеризуя человека как враждебного, подразумевают, что вероятность формирования негативного отношения к новым объектам в целом

выше, чем вероятность формирования позитивного, то есть имеет место определённая предвзятость. Изучая дезадаптивные реакции в зависимости от качеств личности студентов, М.В. Москова (2008) приходит к выводу о связи эмоционального неблагополучия с перфекционизмом и враждебностью.

С целью определения взаимосвязи структурных компонентов потенциального проявления будущими педагогами агрессивности и враждебности, проведен корреляционный анализ (табл. 1-5). В основе дифференциации студентов - крайние степени выраженности (высокий и низкий уровни) того или иного свойства.

Так, у студентов потенциально агрессивных (высокие значения индекса агрессивности) вычислено 12 значимых корреляций, отражающих специфику взаимоотношений показателей физической агрессии и агрессии вербальной (табл. 1).

Таблица 1

Корреляционная плеяда показателей агрессивности студентов с высоким

уровнем агрессивности (n=34)

ФА КА Р Н О П ВА ЧВ

Физическая агрессия 1

Косвенная агрессия -0,4 1

Раздражительность 0,24 0,41 1

Негативизм 0,05 0,15 -0,44 1

Обида 0,21 -0,12 0,56 -0,72 1

Подозрительность -0,02 0,33 0,11 0,64 -0,42 1

Вербальная агрессия -0,67 0,28 -0,37 0,33 -0,68 0,26 1

Чувство вины -0,41 -0,17 -0,42 0,29 -0,04 0,04 0,19 1

Полужирное начертание - связи умеренной силы при p<0,01

Специфика корреляционной плеяды определяется компенсаторными отношениями агрессии (физическая, косвенная, вербальная агрессия, раздражительность) и показателями, сдерживающими агрессивность и подменяющими ее (негативизм, обида, подозрительность). Такого рода вывод поддерживается наличием умеренной связи «физическая агрессия - чувство вины» выступающей в роли компенсации (табл. 2). Полученные результаты

согласуются с данными других исследований, в которых указывается, что причина действий агрессивной личности служит комплекс личностных качеств

[14].

Таблица 2

Корреляционная плеяда показателей агрессивности студентов с низким

уровнем агрессивности (n=136)

ФА КА Р Н О П ВА ЧВ

Физическая агрессия 1

Косвенная агрессия -0,32 1

Раздражительность 0,26 0,1 1

Негативизм 0,16 -0,03 0,23 1

Обида 0,21 0,15 0,51 0,06 1

Подозрительность 0,05 0,06 0,34 -0,04 0,34 1

Вербальная агрессия -0,13 0 -0,06 0,32 0,05 -0,28 1

Чувство вины -0,05 0,03 0,18 -0,28 0,2 0,4 -0,3 1

Полужирное начертание - связи умеренной силы при p<0,01

Проявление низкого уровня агрессивности у студентов педагогического вуза сопровождается стабильными взаимосвязями скрытой агрессии: связи «подозрительность - раздражительность», «подозрительность - обида» и «обида - раздражительность». Вербальная агрессия часто выражается в негативизме. Компенсаторная связь обнаружена в отношениях «косвенная агрессия - физическая агрессия», которая имеет, на наш взгляд, ситуативный характер. По мнению, О.М. Шабалина (2008) в основе первопричины агрессивных действий неагрессивной личности лежит фактор ситуации.

Механизм обеспечения враждебности как свойства негативного отношения к окружающим имеют различные варианты его проявления, которые зависят от интенсивности или степени этого проявления. Так, у лиц с высоким уровнем враждебности (32% обследуемых) она обусловлена немногочисленными связями показателей, характеризующих скрытую агрессию (табл. 3).

Таблица 3

Корреляционная плеяда показателей агрессивности студентов с высоким

уровнем враждебности (п=109)

ФА КА Р Н О П ВА ЧВ

Физическая агрессия 1

Косвенная агрессия 0,28 1

Раздражительность 0,11 0,25 1

Негативизм 0,30 0,48 0,25 1

Обида -0,20 0,02 0,51 0,05 1

Подозрительность 0,01 -0,01 0,03 0,18 -0,33 1

Вербальная агрессия 0,26 0,31 0,19 0,50 -0,08 0,13 1

Чувство вины 0,07 -0,13 0,01 -0,03 0,17 -0,02 0,01 1

Полужирное начертание - связи умеренной силы при p<0,01

Особенностью анализа взаимосвязей компонентов потенциальной агрессии-враждебности является умеренной силы положительная связь негативизма с вербальной агрессией и с агрессией косвенной. Прямопропорциональная зависимость отражена в связи обиды и раздражительности (табл. 3).

Представители низкого уровня враждебности (6% респондентов) демонстрируют относительно большое количество статистически значимых связей, носящий, по нашему мнению, ситуативный или компенсаторный характер (табл. 4). Вероятная компенсация является механизмом с одной стороны - обеспечивающим низкий уровень враждебности, с другой -сдерживающим фактором, не позволяющим проявление враждебности на более высоком уровне.

Примечательно, что лица с низким уровнем враждебности имеют положительную связь показателей физической и вербальной агрессии. Последняя имеет положительную сильную связь с негативизмом. Особенностью структуры взаимосвязей показателей агрессивности у студентов с низкой оценкой враждебности является высокая роль чувства вины (табл. 4).

Таблица 4

Корреляционная плеяда показателей агрессивности студентов с низким

уровнем враждебности (n=21)

ФА КА Р Н О П ВА ЧВ

Физическая агрессия 1

Косвенная агрессия 0,14 1

Раздражительность 0,05 0,27 1

Негативизм 0,37 0,42 0,06 1

Обида 0,04 0,06 -0,21 0,01 1

Подозрительность -0,23 -0,52 0,18 -0,25 -0,59 1

Вербальная агрессия 0,41 0,40 -0,07 0,84 0,02 -0,19 1

Чувство вины 0,09 0,50 -0,05 0,40 -0,37 -0,16 0,37 1

Полужирное начертание - связи умеренной силы при p<0,01

Отрицательная связь показателя обиды и чувства вины закономерна, равно как положительные связи показателей скрытой агрессии.

Анализ корреляционной плеяды сводных показателей агрессивности и враждебности в поведении студентов, позволяет констатировать устойчивую положительную связь физической агрессии и агрессии вербальной (табл. 5).

Таблица 5

Корреляционная плеяда показателей агрессивности и враждебности _в поведении студентов (п=330) ___

Шкалы ФА КА Р Н О П ВА ЧВ

Физическая агрессия 1

Косвенная агрессия 0,28 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Раздражительность 0,38 0,32 1

Негативизм 0,41 0,23 0,34 1

Обида 0,19 0,18 0,53 0,15 1

Подозрительность 0,19 0,11 0,35 0,19 0,35 1

Вербальная агрессия 0,43 0,3 0,34 0,47 0,18 0,16 1

Чувство вины 0,05 0,07 0,22 0,03 0,32 0,33 0,05 1

Полужирное начертание - связи умеренной силы при p<0,01

Основную корреляционную нагрузку испытывает показатель раздражительности. Именно раздражительность является опосредованным свойством личности в реализации адаптации, в частности социальной.

Относительно высокие показатели вербальной агрессии поддерживаются показателями по шкале «косвенная агрессия», средний уровень которой демонстрируют 60,1% респондентов.

Профессиональная деятельность в системе «человек-человек» предусматривает большое количество раздражителей различной природы и интенсивности воздействия. Отсюда, в процессе подготовки будущего педагога необходимо, в том числе, учитывать варианты формирования толерантности -снижать или купировать проявление раздражительности, либо компенсировать его с помощью конструктивных технологий и методик саморегуляции.

Полифакторность проявления агрессии очевидна, однако ее выраженность у обследуемых обусловлена особенностями подготовки для деятельности в постоянно напряженной системе «человек-человек» (внешний этиологический фактор), а также особенностями личностной сферы студентов -наличие текущего нестабильного, неуравновешенного психоэмоционального состояния (внутренний фактор) [9].

В психограмме будущего педагога показатели агрессии имеют принципиальное значение как предиктор профессиональной адаптации, с другой стороны, как механизм защиты от негативных воздействий условий учебно-профессиональной деятельности [1].

Заключение

Любая форма агрессии, в том числе враждебность - вызвана попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях самосовершенствования. Отдельные избирательные негативные отношения к кому-либо или чему-либо характерны для большинства людей. По мнению С.О. Кузнецовой (2009), отсутствие у человека враждебных отношений, отражает личностную незрелость, что не способствует адекватной адаптации личности

[7].

Актуализация и необходимость в процессе подготовки будущих педагогов использования тренингов, направленных на повышение личностной

толерантности, снижению тревожности на фоне повышения самооценки и самооуважения, продиктованы также наличием высокого риска развития психосоматической патологии [4], профилактики профессионального выгорания у студентов [21, 22]. Наиболее оптимальными вариантами коррекционных и тренинговых мероприятий являются те, в основе которых находится регламентированная физическая нагрузка - организованный повышенный уровень двигательной активности [2].

На основании обнаруженной Г.П. Ярмоленко (2004) устойчивой обратной корреляции между моральной нормативностью, эмпатией и агрессивностью у студентов, можно предположить, что управление агрессией лежит не столько в плоскости так называемого «негативного» метода - посредством элиминации факторов, способствующих ее появлению, сколько в развитии психологической культуры.

Психологическая культура, различные ее компоненты могут служить не только тормозящими агрессию факторами, но и в более широком смысле эффективным способом индукции несовместимых реакций, способом ослабления агрессии [16, 20].

Статья является частью научного проекта «Изучение закономерностей интегративных процессов в центральной нервной системе в условиях учебно-профессиональной деятельности» (рег. № 2669) в рамках выполнения проектной части государственного задания в сфере научной деятельности образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России

Список литературы

1. Байгужин П.А. Особенности психограммы студенток педагогического университета [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №3(11). Режим доступа: URL: http://sisp.nkras.m/e-m/issues/2012/3/bayguzhm.pdf.

2. Витун Е.В., Черемушникова И.И. Изучение роли физической культуры в профилактике девиантных форм поведения со склонностью к агрессии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2009. № 9. С. 66-69.

3. Головкина Е.А. Представление студентов о сущности конфликтов // Известия высших учебных заведений. Серия «Социология. Экономика. Политика». 2012. № 2. С. 52-56.

4. Ениколопов С.Н. Агрессивность и враждебность в структуре эндогенных заболеваний: материалы научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы оказания психиатрической помощи в Северо-Западном регионе Российской Федерации». - Санкт-Петербург, 2008. - 94 с.

5. Ерзин А.И. Гендерные различия в реактивной и проактивной агрессии у студентов // NB: Психология и психотехника. 2013. № 3. С. 326-337.

6. Золотникова Г.П. Динамика роста психических нарушений у детей и студентов в современной технологической среде // Вестник Брянского государственного университета. 2004. № 1. С. 4-6.

7. Кузнецова С.О. Проблема враждебности в психологии // Вестник славянских культур. 2009. Т. XIV, № 4. С. 82-90.

8. Магомедова Р.М. О причинах проявления агрессии и агрессивного поведения студентов современного вуза // Казанский педагогический журнал. 2012. № 2 (92). С. 131-137.

9. Моросанова В.И., Гаралева М.Д. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения // Вопросы психологии. 2009. №3. С. 45-55.

10. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 0З.12.2012 г. № 2237-р. Режим доступа:

https://www.ras.ru/scientificactivity/2013-2020plan.aspx (дата обращения: 20.02.2014).

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 г. № 46. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/1909 (дата обращения: 20.02.2014).

12. Халидова Л.М., Губарева Л.И. Динамика психофизиологических показателей в период адаптации к вузовской среде // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 325.

13. Черёмушникова И.И. Изучение влияния функциональной межполушарной асимметрии у студентов на склонность к агрессии, с последующей оценкой неспецифических адаптационных реакций организма // Асимметрия. 2011. Т.5. № 3. С. 35-48.

14. Шабалин О.М. Агрессивность как комплексная характеристика индивидуальности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2008. № 2. С. 33-35.

15. Швецова В.А. Коммуникативные особенности личности будущих педагогов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12-2. С. 384-388.

16. Ярмоленко Г.П. Мотивация агрессивного поведения и его оправдания агрессором // Материалы двух научно-методических сборов «Теория и практика профессионального психологического отбора в ВМУЗ». СПб.: Изд-во СПб ВМИ, 2002. С. 138-145.

17. Henry D.B. A return potential measure of setting norms for aggression / Henry D.B., Cartland J., Ruchross H., Monahan K. // American Journal of Community Psychology. 2004. V. 33, № 3-4. P. 131-149.

18. Mason B., Smithey M. The effects of academic and interpersonal stress on dating violence among college students: a test of classical strain theory // Journal of Interpersonal Violence. 2012. V. 27, № 5. P. 974-986.

19. O'Leary K.D. Gender differences in dating aggression among multiethnic high school students / K. Daniel O'Leary, Amy M. Smith Slep, Sarah Avery-Leaf, Michele Cascardi // Journal of Adolescent Health. 2008. V.42, №5. P. 473-479.

20. Straus M.A. Cross-cultural reliability and validity of the revised conflict tactics scales: a study of university student dating couples in 17 nations // Cross -Cultural Research. 2004. V. 38, № 4. P. 407-432.

21. Uludag O. The influence of aggression on students' achievement: evidence from higher education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. V. 89, №10. P. 954-958.

22. Yaratan H., Uludag O. The impact of verbal aggression on burnout: an empirical study on university students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. V.46, №2. P. 41-46.

References

1. Bajguzhin P.A. Osobennosti psihogrammy studentok pedagogicheskogo universiteta [Psikhogramma's features of students of pedagogical university] [Electronic resource]. Sovremennye issledovanija social'nyh problem, no. 3(11) (2012). Rezhim dostupa: URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/3/bayguzhin.pdf.

2. Vitun E.V., Cheremushnikova I.I. Izuchenie roli fizicheskoj kul'tury v profilaktike deviantnyh form povedenija so sklonnost'ju k agressii [Studying of a role of physical culture in prevention of deviant forms of behavior with tendency to aggression] Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, no. 9 (2009): 66-69.

3. Golovkina E.A. Predstavlenie studentov o sushhnosti konfliktov [Idea of students of essence of the conflicts]. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Serija «Sociologija. Jekonomika. Politika», no. 2 (2012): 52-56.

4. Enikolopov S.N. Agressivnost' i vrazhdebnost' v strukture jendogennyh zabolevanij [Aggression and hostility in structure of endogenous diseases]: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «Aktual'nye problemy okazanija psihiatricheskoj pomoshhi v Severo-Zapadnom regione Rossijskoj Federacii». SPb, 2008. 94 p.

5. Erzin A.I. Gendernye razlichija v reaktivnoj i proaktivnoj agressii u studentov [Gender distinctions in jet and pro-active aggression at students]. NB: Psihologija ipsihotehnika, no. 3 (2013): 326-337.

6. Zolotnikova G.P. Dinamika rosta psihicheskih narushenij u detej i studentov v sovremennoj tehnologicheskoj srede [Dynamics of growth of mental violations at children and students in the modern technological environment]. Vestnik Brjanskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 3 (2004): 4-6.

7. Kuznecova S.O. Problema vrazhdebnosti v psihologii [Hostility problem in psychology]. Vestnikslavjanskih kul'tur, no. 4, V. XIV (2009): 82-90.

8. Magomedova R.M. O prichinah projavlenija agressii i agressivnogo povedenija studentov sovremennogo vuza [About the reasons of manifestation of aggression and aggressive behavior of students of modern higher education institution]. Kazanskijpedagogicheskij zhurnal, no. 2(92) (2012): 131-137.

9. Morosanova V.I., Garaleva M.D. Individual'nye osobennosti i samoreguljacija agressivnogo povedenija [Specific features and self-control of aggressive behavior]. Voprosypsihologii, no. 3 (2009): 45-55.

10. Programma fundamental'nyh nauchnyh issledovanij gosudarstvennyh akademij nauk na 2013-2020 gody [The program of basic scientific researches of the state academies of Sciences for 2013-2020]: rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 02.12.2012 g. no 2237-r. Rezhim dostupa: https://www.ras.ru/scientificactivity/2013-2020plan.aspx (data obrashhenija: 20.02.2014).

11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie (kvalifikacija (stepen') «bakalavr») [The federal state

educational standard of higher education in the direction of preparation 050100 Pedagogical education (qualification (degree) "bachelor")]: prikaz Minobrnauki RF ot 17.01.2011 g. no. 46. Rezhim dostupa: http://минобрнауки.рф/документы/1909 (data obrashhenija: 20.02.2014).

12. Halidova L.M., Gubareva L.I. Dinamika psihofiziologicheskih pokazatelej v period adaptacii k vuzovskoj srede [Dynamics of psychophysiological indicators during adaptation to the high school environment]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, no. 1 (2014): 325.

13. Cherjomushnikova I.I. Izuchenie vlijanija funkcional'noj mezhpolusharnoj asimmetrii u studentov na sklonnost' k agressii, s posledujushhej ocenkoj nespecificheskih adaptacionnyh reakcij organizma [Studying of influence of functional mezhpolusharny asymmetry at students on tendency to aggression, with the subsequent assessment of nonspecific adaptation reactions of an organism]. Asimmetrija, no. 3, V.5 (2011): 35-48.

14. Shabalin O.M. Agressivnost' kak kompleksnaja harakteristika individual'nosti [Aggression as complex characteristic of identity]. Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah, no. 2 (2008): 33-35.

15. Shvecova V.A. Kommunikativnye osobennosti lichnosti budushhih pedagogov [Communicative features of the identity of future teachers]. Aktual'nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk, no. 12-2 (2013): 384-388.

16. Jarmolenko G.P. Motivacija agressivnogo povedenija i ego opravdanija agressorom [Motivation of aggressive behavior and its justification aggressor]. Materialy dvuh nauchno-metodicheskih sborov «Teorija i praktikaprofessional'nogo psihologicheskogo otbora v VMUZ». SPb.: Izd-vo SPb VMI, (2002): 138-145

17. Henry D.B. A return potential measure of setting norms for aggression / Henry D.B., Cartland J., Ruchross H., Monahan K. // American Journal of Community Psychology. 2004. V. 33, № 3-4. P. 131-149.

18. Mason B., Smithey M. The effects of academic and interpersonal stress on dating violence among college students: a test of classical strain theory // Journal of Interpersonal Violence. 2012. V. 27, № 5. P. 974-986.

19. O'Leary K.D. Gender differences in dating aggression among multiethnic high school students / K. Daniel O'Leary, Amy M. Smith Slep, Sarah Avery-Leaf, Michele Cascardi // Journal of Adolescent Health. 2008. V.42, №5. P. 473-479.

20. Straus M.A. Cross-cultural reliability and validity of the revised conflict tactics scales: a study of university student dating couples in 17 nations // Cross -Cultural Research. 2004. V. 38, № 4. P. 407-432.

21. Uludag O. The influence of aggression on students' achievement: evidence from higher education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. V. 89, №10. P. 954-958.

22. Yaratan H., Uludag O. The impact of verbal aggression on burnout: an empirical study on university students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2012. V.46, №2. P. 41-46.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Байгужин Павел Азифович, профессор кафедры анатомии, физиологии человека, доктор биологических наук

Челябинский государственный педагогический университет пр. им. В.И. Ленина, д. 69. г. Челябинск, 454080, Россия E-mail: ds03cspu@mail. ru

Байгужина Ольга Вадимовна, доцент кафедры физического воспитания, кандидат биологических наук

Челябинский государственный педагогический университет пр. им. В.И. Ленина, д. 69. г. Челябинск, 454080, Россия E-mail: olga-doca@mail. ru

Прачева Анна Александровна, ассистент кафедры анатомии, физиологии человека

Челябинский государственный педагогический университет пр. им. В.И. Ленина, д. 69. г. Челябинск, 454080, Россия E-mail: prachys@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Bajguzhin Pavel Azifovich, professor of chair of anatomy, human physiology, Dr.Sci.Biol.

Chelyabinsk state pedagogical university 69, V.I. Lenin, Chelyabinsk, 454080, Russia E-mail: ds03cspu@mail. ru

Bajguzhina Olga Vadimovna, associate professor of physical training, PhD in Biol.

Chelyabinsk state pedagogical university 69, V.I. Lenin, Chelyabinsk, 454080, Russia E-mail: olga-doca@mail. ru

Pracheva Anna Aleksandrovna, assistant to chair of anatomy, human physiology

Chelyabinsk state pedagogical university 69, V.I. Lenin, Chelyabinsk, 454080, Russia E-mail: prachys@mail. ru

Рецензент:

Халфина Регина Робертовна, доктор биологических наук, профессор кафедры физической подготовки ФГКОУ ВПО «Уфимский юридический институт МВД России»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.