Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ДТП С УЧАСТИЕМ СПЕЦТРАНСПОРТА'

ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ДТП С УЧАСТИЕМ СПЕЦТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РФ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ОТ 05 АПРЕЛЯ 2001 Г / ЭКСПЕРТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ ЭКСПЕРТА / АВТОТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРИЧИНА ДТП / МЕХАНИЗМ ДТП / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ ДЕЙСТВИЯ ВОДИТЕЛЕЙ / СПЕЦТРАНСПОРТ / ДТП С ПАТРУЛЬНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ / СПЕЦСИГНАЛ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мурашев Павел Михайлович, Рощин Евгений Александрович, Кандауров Анатолий Васильевич, Дадабаев Владимир Кадырович

В статье подробно представлены особенности экспертного исследования механизма ДТП с участием спецтранспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мурашев Павел Михайлович, Рощин Евгений Александрович, Кандауров Анатолий Васильевич, Дадабаев Владимир Кадырович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE EXPERT STUDY OF THE MECHANISM OF ACCIDENTS WITH THE PARTICIPATION OF SPECIAL TRANSPORT

The article presents in detail the features of an expert study of the mechanism of road accidents with the participation of special vehicles.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРТНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ДТП С УЧАСТИЕМ СПЕЦТРАНСПОРТА»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-134-137 NIION: 2015-0066-1/22-223 MOSURED: 77/27-011-2022-01-422

Особенности экспертного исследования механизма ДТП с участием спецтранспорта

Павел Михайлович Мурашев1, Евгений Александрович Рощин2, Анатолий Васильевич Кандауров3, Владимир Кадырович Дадабаев4

1 2 3 Научно-исследовательская судебно-экспертная группа «Содействие», Тверь, Россия 4 Тверской государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Тверь, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

4 [email protected]

Аннотация. В статье подробно представлены особенности экспертного исследования механизма ДТП с участием спецтранспорта.

Ключевые слова: Российская Федерация, законодательство, Федеральный закон РФ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 05 апреля 2001 г., экспертное исследование, судебная экспертиза, исходные данные, компетенция эксперта, автотехническая экспертиза, непосредственная техническая причина ДТП, механизм ДТП, безопасность дорожного движения, техническая квалификация действия водителей, спецтранспорт, ДТП с патрульными транспортными средствами, спецсигнал

Для цитирования: Мурашев П. М., Рощин Е. А., Кандауров А. В., Дадабаев В. К. Особенности экспертного исследования механизма ДТП с участием спецтранспорта // Вестник экономической безопасности. 2022. № 1. С. 134-137. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-134-137.

Original article

Features of the expert study of the mechanism of accidents with the participation of special transport

Pavel M. Murashev1, Evgeny A. Roshchin2, Anatoly V. Kandaurov3, Vladimir K. Dadabaev4

1 2 3 Research Forensic Expert Group «Assistance», Tver, Russia

4 Tver State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Tver, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

4 [email protected]

Abstract. The article presents in detail the features of an expert study of the mechanism of road accidents with the participation of special vehicles.

Keywords: Russian Federation, legislation, Federal Law of the Russian Federation «On State Forensic Expert Activity in the Russian Federation» dated April 05, 2001, expert research, forensic examination, initial data, expert competence, auto-technical expertise, immediate technical cause of the accident, accident mechanism; road safety, technical qualification of the action of the drivers, special transport, traffic accidents with patrol vehicles, special signal For citation: Murashev P. M., Roshchin E. A., Kandaurov A. V., Dadabaev V. K. Features of the expert study of the mechanism of accidents with the participation of special transport. Bulletin of economic security. 2022;(1):134-7. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-134-137.

С учетом того обстоятельства, что движение дованных спецсигналами (световыми и звуковыми), спецтранспорта, т. е. транспортных средств, обору- регламентируется отдельными нормами и требова-

© Мурашев П. М., Рощин Е. А., Кандауров А. В., Дадабаев В. К., 2022

JURISPRUDENCE

ниями ПДД РФ, что, в свою очередь, налагает дополнительные обязанности на остальных участников дорожного движения, экспертное установление механизма ДТП с участием таких транспортных средств требует особого методического подхода. Именно анализ этих особенностей и является предметом данной статьи.

В полном соответствии с нормами и требованиями п. 3.1 ПДД РФ для получения преимущества в движении водители транспортных средств, оборудованных специальными сигналами, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от некоторых требований Правил (подробнее об этом ниже) исключительно при условии обеспечения безопасности движения.

Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал.

При этом важнейшей нормой, обеспечивающей безопасность движения и представленной в этом пункте Правил, является следующая: «Воспользоваться приоритетом они могут, только убедившись, что им уступают дорогу».

Что касается остальных водителей, то в полном соответствии с нормами и требованиями п. 3.2 ПДД РФ они обязаны уступить дорогу для обеспечения беспрепятственного проезда транспортного средств со спецсигналами.

Следует отметить, что сочетание приведенных выше положений пунктов 3.1 и 3.2 ПДД РФ еще раз подтверждает принцип обоюдности требований к участникам движения по обеспечению безопасности движения в условиях их взаимодействия в дорожном движении.

В этой связи важнейшими вопросами автотехнической экспертизы при установлении механизма ДТП с участием транспортных средств со спецсигналами является оценка технической возможности реализации каждым водителем, причастным к такому ДТП, всех относящихся к нему норм и требований п.п. 3.1 и 3.2 ПДД РФ.

Конкретно речь может идти о возможности водителя спецтранспорта оценить, что ему уступают дорогу, и он может отступать от соответствующих требований ПДД РФ, т. е. о наличии условия обеспечения безопасности движения.

Экспертная практика расследования ДТП с участием спецтранспорта позволяет назвать дорожные ситуации, когда водитель такого транспортного средства технически не может убедиться, что ему уступают дорогу, т. е. убедиться в безопасности движения.

Это, например, ситуация на перекрестке, когда из-за других транспортных средств, в силу ограничения видимости и обзорности, водитель спецтранспорта

не может видеть транспорт, приближающийся по пересекаемой дороге.

Ясно, что в такой ситуации возможности убедиться в том, что ему уступают дорогу, нет возможности, несмотря на включенные спецсигналы, в силу того, что отсутствует визуальный контакт, а звуковой сигнал далеко не всегда идентифицируется другими водителями в части направления, откуда приближается спецтранспорт.

Другая ситуация. Водитель спецтранспорта движется, опережая транспортный поток, например по проезжей части встречного направления. Водители движущихся впереди автомобилей могут воспринимать лишь звуковой сигнал, но в условиях городской застройки далеко не всегда имеется возможность установить, с какого направления приближается спецтранспорт, в связи с чем возникает ситуация, когда спецтранспорту дорогу не уступают.

Достаточно часто водители такого транспорта включают специальный звуковой сигнал слишком поздно, лишая тем самым других водителей возможности адекватно и своевременно оценить реальную дорожную обстановку и уступить дорогу спецтранспорту.

Это означает, что требование к водителям такого транспорта относительно возможности отступать от требований ПДД РФ и получать преимущество в движении, исключительно после того, как они убедятся, что им уступают дорогу, является безальтернативным и предполагает неукоснительное выполнение этой нормы, т. е. убедиться в том, что другие участники движения уступают дорогу.

Тщательное экспертное исследование этого обстоятельства является необходимым условием для объективного установления механизма ДТП с участием спецтранспорта.

Далее следует привести методические особенности для экспертного исследования действий остальных водителей в плане оценки возможностей реализации ими норм и требований п. 3.2 ПДД РФ с учетом реальных дорожных условий и психофизиологических возможностей человека.

Совершенно очевидно, что в случае, когда транспорт с включенными спецсигналами приближается в поле видимости и обзорности водителя иного транспортного средства, то в полном соответствии с нормами и требованиями п.п. 3.2 и 10.1 ПДД РФ каждый водитель должен воспринимать это обстоятельство (сочетание мигающего проблескового маячка синего цвета и специального звукового сигнала) как объективный признак реальной опасности для движения.

В таком случае техническая возможность реализации норм и требований п. 10.1 ПДД РФ, а именно, «принять возможные меры к снижению скорости транспортного средств вплоть до остановки» должна

№ 1 / 2022

Bulletin of economic security

135

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

оцениваться путем сопоставления величины исходного расстояния от автомобиля до линии движения спецтранспорта (его траектории) в момент его обнаружения водителем, с величиной расстояния, необходимого для остановки при условии движения с разрешенной в данном месте скоростью.

Такая оценка позволит сделать обоснованный вывод о наличии, либо отсутствии у водителя технической возможности предотвратить столкновение со спецтранспортом и обеспечить безопасность движения путем реализации норм и требований п. 3.2

ПДД РФ.

Что касается тех случаев, когда на участке приближения к месту пересечения траекторий спецтранспорта и других видов транспортных средств прямой визуальный контакт между их водителями отсутствует, то речь может идти о возможности определения водителями по специальному звуковому сигналу лишь направления, с которого может приближаться спецтранспорт.

При этом такая возможность существенно зависит от того, движется ли спецтранспорт со встречного, попутного, либо поперечного направления.

По различным экспертным оценкам, время надежной и достоверной идентификации направления, с которого приближается транспорт со специальным звуковым сигналом водителем, другого транспортного средства может составлять от 2 до 5 секунд.

Ясно, что за такое время исходное расстояние между этими транспортными средствами может существенно сократиться.

В этой связи с экспертной точки зрения , имея в виду , что специальный звуковой сигнал также можно рассматривать как косвенный признак возникновения опасной дорожной ситуации, можно констатировать также необходимость в полном соответствии с нормами и требованиями п. 10.1 ПДД РФ снижения скорости транспортного средств.

Иначе говоря, даже при отсутствии прямого визуального контакта со спецтранспортом каждый водитель должен воспринимать специальный звуковой сигнал как объективный признак опасной дорожной ситуации.

При этом в Правилах дорожного движения указаны соответствующие технические меры обеспечения безопасности движения, позволяющие не допустить преобразования опасной дорожной ситуации в аварийную, как водителем спецтранспорта, так и иными водителями.

Необходимость и актуальность совершенствования методики экспертного расследования дорожно-транспортных происшествий с участием спецтранспорта были продиктованы существенным увеличением количества подобных ДТП в последнее время, особенно с автомобилями СМП.

Таким образом, можно со всей определенностью констатировать, что никакого абсолютного приоритета в движении транспорта с включенными спецсигналами в ПДД РФ нет, этот приоритет приобретается в каждой конкретной дорожной ситуации лишь при условии, что водитель спецтранспорта имеет возможность убедиться и убеждается, что ему уступают дорогу.

Библиографический список

1. Закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 28 г. Москва «О судебной экспертизе по уголовным делам».

3. ГОСТ 34.401-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Средства технические периферийные автоматизированных систем дорожного движения. Типы и технические требования.

4. ГОСТ Р 52282-2004 Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний (с Изменением № 1).

5. ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования (с Поправками, с Изменениями № 1, 2, 3).

6. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 26.03.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»).

7. Расследование дорожно-транспортных происшествий. Под редакцией В. А. Федорова и Б. Я. Гав-рилова. М., 2003.

8. Евтюков С. А., Васильев Я. В. Дорожно-транспортные происшествия : расследование, реконструкция, экспертиза. ДНК. 2008.

9. Методические рекомендации для экспертов РФЦ СЭ МЮ. 1995 г.

Bibliographic list

1. Law «On State Forensic Expert Activity in the Russian Federation» dated May 31, 2001 No. 73-FZ (with amendments and additions).

2. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation № 28 of December 21, 2010, Moscow «On forensic examination in criminal cases».

3. GOST 34.401-90. Information technology. A set of standards for automated systems. Technical peripheral

JURISPRUDENCE

means of automated traffic systems. Types and technical requirements.

4. GOST R 52282-2004 Technical means of traffic management. Traffic lights are on the road. Types and basic parameters. General technical requirements. Test methods (with Amendment № 1).

5. GOST R 52290-2004 Technical means of traffic management. Road signs. General technical requirements (as Amended, with Amendments № 1, 2, 3).

6. Decree of the Government of the Russian Federation № 1090 dated 23.10.1993 (ed. dated

26.03.2020) «On the Rules of the Road» (together with the «Basic Provisions on the admission of vehicles to operation and the duties of officials to ensure road safety»).

7. Investigation of traffic accidents. Edited by V. A. Fedorov and B. Ya. Gavrilov. M., 2003.

8. Evtyukov S. A., Vasiliev Ya. V. Traffic accidents: investigation, reconstruction, expertise. DNA. 2008.

9. Methodological recommendations for experts of the Russian Federation SE MU. 1995.

Информация об авторах

П. М. Мурашев - председатель Научно-исследовательской судебно-экспертной группы «Содействие», ведущий судебный эксперт;

Е. А. Рощин - ведущий судебный эксперт Научно-исследовательской судебно-экспертной группы «Содействие», ведущий судебный эксперт;

A. В. Кандауров - ведущий судебный эксперт Научно-исследовательской судебно-экспертной группы «Содействие», кандидат технических наук, доцент;

B. К. Дадабаев — доцент кафедры судебной медицины с курсом правоведения Тверского государственного медицинского университета Министерства здравоохранения Российской Федерации, доктор медицинских наук, доцент.

Information about the authors

P. M. Murashev - Chairman of the Scientific Research Forensic Expert Group «Assistance», Leading Forensic Expert;

E. A. Roshchin - Leading Forensic Expert of the Scientific Research Forensic Expert Group «Assistance», Leading Forensic Expert;

A. V. Kandaurov - Leading Forensic Expert of the Scientific Research Forensic Expert Group «Assistance», Candidate of Technical Sciences, Associate Professor;

V. K. Dadabaev - Associate Professor of the Department of Forensic Medicine with the course of Jurisprudence of the Tver State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, Doctor of Medical Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 12.11.2021; одобрена после рецензирования 11.01.2022; принята к публикации 21.02.2022.

The article was submitted 12.11.2021; approved after reviewing 11.01.2022; accepted for publication 21.02.2022.

№ 1 I 2022

Bulletin of economic security

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.